Довольно удачный опыт создания и эксплуатации переднеприводной «Лады восьмерки» побудил продолжить движение в направлении к новой, пусть также по классификации малолитражной, но все же более просторной машине ВАЗ 2109.
Фото ВАЗ 2109
«Девятка» выпускалась на АвтоВАЗе с 1987 года по 2004 год. Дальше она связала свою жизнь с Украиной, где на мощностях автомобильного гиганта в Запорожье вплоть до 2011 года велась сборка из поставляемых машинокомплектов третьей модификации VAZ 2109. Почти четверть века активной фазы жизни означают, что еще по меньшей мере такое же время можно будет встретить «девятку» на автострадах или улицах городов.
Фото Лада 2109
Фото ВАЗ 2109 — вид сзади
К содержанию ↑
Первоначально в «девятке» применялся следующий ряд 4-х цилиндровых рядных бензиновых двигателей – 1,1 л, 1,3 л и 1,5 л, что нашло свое соответствие в обозначении моделей машины – 21091, 2109 и 21093.
Полуторалитровик появился в моторном отсеке Лады с годичным запозданием, но этому номиналу рабочего объема предстояло стать основным. В 1994 году он был доработан в части установки инжекторной системы подачи топлива с распределенным впрыском. Современный двигатель вначале приживался очень тяжело. Только в 1998 году с ним закончились эксперименты, он приобрел пригодный для серийного производства вид и характеристики, вытеснив с автомобильной сцены своих карбюраторных собратьев, немного изменив официальное название модели – ВАЗ 21093i.
Фото ВАЗ 2109 — вид сбоку
Фото Лада 2109 — вид сзади
К содержанию ↑
Помимо соседней Украины родными странами для «девятки» могут считаться Бельгия и Финляндия.
Однако не стоит объединять «девятку» и все ее модификации с ВАЗ-21099. Последний занимает в модельном ряду АвтоВАЗА особое место. Он прежде всего седан и имеет свою собственную историю, отличную от Лада Самара 2109. В лучшем случае «девятку» можно назвать старшим братом 99-ой. Всего во всех странах было произведено более 1 600 000 экземпляров модели, что какое-то время считалось одним из отечественных рекордов.
После придания в 1991 году передней части машины более аэродинамичных форм ВАЗ 2109 смог достичь своего абсолютного максимума по скорости – 160 км/час. Этот результат был повторен топовым исполнением 21093i, но 78-сильный инжектор показал лучшие результаты в динамике и экономичности. Тесты на разгон дали результат 13 сек, а потребление бензина АИ-92 не превышало 7,3 л. Карбюраторный вариант потреблял на 1 литр на каждую сотню километров больше.
Фото багажника ВАЗ 2109
Фото нового ВАЗ 2109
В остальном «девятка» тщательно повторяла во всем показателям ВАЗ 2108.
Конструктора постарались добиться максимального преимущества от использования 5-ти дверного кузова. Помимо бесспорного удобства при загрузке/выгрузке пассажиров заднего ряда сидений, в корпусе машины произведено перемещение центральной стойки ближе к его передней части. Это создало больший простор между спинками заднего ряда и местом крепления задних дверей к кузову, что, соответственно, добавило комфорта для всех, находящихся сзади. На «девятке» был устранен недостаток предыдущих моделей, когда ремни безопасности слишком стесняли движения водителя и пассажиров в пути. Был найден очень рациональный и недорогой выход – изменились точки крепления ремней на боковых поверхностях салона.
Фото салона ВАЗ 2109
Оглядываясь назад, ВАЗ 2109 можно определить, как «семейный» автомобиль для поездок по городу и его окрестностям. Его долгая жизнь завершилась уже в абсолютно другое время. На смену ему пришла новая модель волжского «хэтчбека» – ВАЗ 2114.
Комплектации ВАЗ 2109 (Лада):
ВАЗ 2109 1.3 | — | 160 | 16 | 1300 | 64/5600 | 8.2 |
ВАЗ 21093 1.5 | — | 156 | 14 | 1500 | 72/5600 | 7.7 |
ВАЗ 21093 1.5i | — | 160 | 13 | 1500 | 78/5400 | 7.3 |
К содержанию ↑
К содержанию ↑
ВАЗ–2109 — легковой переднеприводный автомобиль с поперечным расположением силового агрегата, предназначенный для эксплуатации на дорогах с твердым покрытием.
Кузов цельнометаллический несущий пятидверный, типа хэтчбек. Пятая дверь расположена в задней части кузова и предназначена для погрузки багажа.
Для перевозки крупногабаритных и длинномерных грузов заднее сиденье можно сложить, увеличив тем самым объем багажного отделения.
Двигатели — четырехцилиндровые карбюраторные, рабочим объемом 1,1, 1,3 и 1,5 л. С 1993 года часть автомобилей оснащают различными системами впрыска топлива.
Благодаря переднеприводной компоновке у автомобиля улучшенные по сравнению с заднеприводными моделями ВАЗ характеристики управляемости, особенно на скользкой дороге и при прохождении поворотов.
Вид снизу автомобиля ВАЗ-2109
Возможна комплектация гидрокорректором фар, передними сиденьями с электроподогревом, электрическими стеклоподъемниками, бортовым компьютером и каталитическим нейтрализатором отработавших газов в системе выпуска.
Технические характеристики
Показатель | ВАЗ–2109 | ВАЗ–21091 | ВАЗ–21093 |
Общие данные | |||
Число мест | 5 | ||
Число мест при сложенном заднем сиденье | 2 | ||
Полезная масса, кг | 425 | ||
Масса перевозимого груза, кг: | |||
при одном пассажире | 275 | ||
при четырех пассажирах | 50 | ||
Снаряженная масса автомобиля, кг | 945 | ||
Радиус поворота по следу внешнего колеса, м | 5,2 | ||
Максимальная скорость, км/ч | 148 | 140 | 156 |
Время разгона с места с водителем и пассажиром до 100 км/ч, c | 16 | 17 | 13 |
Тормозной путь автомобиля с полной массой со скорости 80 км/ч на горизонтальном участке сухого ровного асфальтированного шоссе, м, не более:
- при использовании рабочей тормозной системы – 38;
- при аварийном срабатывании (только одного из контуров) – 85.
Двигатель
Модель | 2108 | 21081 | 21083 |
Тип | Четырехтактный бензиновый карбюраторный | ||
Число и расположение цилиндров | 4 в ряд | ||
Диаметр цилиндра x ход поршня, мм | 76x71 | 76x60,6 | 82x71 |
Рабочий объем, л | 1,3 | 1,1 | 1,5 |
Степень сжатия | 9,9 | 9,0 | 9,9 |
Номинальная мощность при частоте вращения коленчатого вала 5550 мин –1 (у двигателя мод. 21081 при 5500 мин –1) по ГОСТ 14846–81 (нетто), кВт (л.с.) | 46,6 (63,4) | 39,9 (54,3) | 51,5 (70,0) |
Максимальный крутящий момент по ГОСТ 14846–81 (нетто) и по ISO1585–82, Н·м (кгс·м) | 94,8 (9,66) | 77,9 (7,94) | 106,4 (10,85) |
Частота вращения коленчатого вала при максимальном крутящем моменте, мин –1 | 3400 | 3600 | 3400 |
Порядок работы цилиндров | 1–3–4–2 |
Трансмиссия
Сцепление - однодисковое, сухое с центральной диафрагменной пружиной
Привод выключения сцепления - тросовый беззазорный
Коробка передач механическая, 4- или 5-ступенчатая, с синхронизаторами на всех передачах переднего хода. Главная передача цилиндрическая, косозубая. Дифференциал конический, двухсателлитный Передаточные числа (четырехступенчатая коробка передач имеет такие же передаточные числа, но без пятой передачи): | |||
Модель авто | ВАЗ–2109 | ВАЗ–21091 | ВАЗ–21093 |
1-я передача | 3,636 | ||
2-я передача | 1,95 | ||
3-я передача | 1,357 | ||
4-я передача | 0,941 | ||
5-я передача | 0,784 | ||
задний ход | 3,53 | ||
главная передача | 3,9 | 4,13 | 3,7 или 3,9 |
Привод передних колес наружный и внутренний шарниры равных угловых скоростей, соединенные валами |
Ходовая часть
Передняя подвеска | независимая, с телескопическими гидравлическими амортизаторными стойками, с витыми цилиндрическими пружинами, нижними поперечными рычагами с растяжками и стабилизатором поперечной устойчивости (Мак Ферсон) |
Задняя подвеска | с витыми цилиндрическими пружинами, гидравлическими амортизаторами двухстороннего действия и продольными рычагами, упруго соединенными поперечной балкой |
Колеса | дисковые, штампованные |
Размер обода | 4 ½ –13, или 4 ½ –13h3 (для бескамерных шин), или 5J–13h3 (для бескамерных шин) |
Шины | радиальные, камерные или бескамерные |
Размер шин | 165/70 R13 (165/70 SR13 — импортные), 175/70 R13, 185/70 R13 |
Рулевое управление
Тип рулевого управления | травмобезопасный |
Рулевой механизм | Шестерня — рейка |
Рулевой привод | две тяги с резинометаллическими шарнирами со стороны рулевого механизма и шаровыми шарнирами со стороны поворотных рычагов |
ОбзорХарактеристики
Автомобиль | ВАЗ-2109 | ||
Название модификации | ВАЗ-2109 | ВАЗ-21093 | ВАЗ-21093 |
Тип кузова | 5-дверный хэтчбек | ||
Число мест | 5 | ||
Длина, мм | 4006 | ||
Ширина, мм | 1750 | ||
Высота, мм | 1335 | ||
Колесная база, мм | 2460 | ||
Снаряженная масса, кг | 925 | 945 | 945 |
Тип двигателя | бензиновый, карбюраторный | бензиновый, карбюраторный | бензиновый, с впрыском топлива |
Расположение | спереди, поперечно | спереди, поперечно | спереди, поперечно |
Число и расположение цилиндров | 4, в ряд | 4, в ряд | 4, в ряд |
Рабочий объем, куб. см. | 1289 | 1499 | 1499 |
Число клапанов | 8 | 8 | 8 |
Максимальная мощность, л. с. / об/мин | 63,4 (47) / 5600 | 70 / 5600 | 78 / 5400 |
Максимальный крутящий момент, Нм / об/мин | 94,8 / 3400 | 106 / 3400 | 116 / 3000 |
Коробка передач | механическая, 4-ступенчатая (механическая, 5-ступенчатая) | ||
Привод | передний | ||
Шины | 165/70 R13 | ||
Максимальная скорость, км/ч | 148 | 154 | 155 |
Время разгона 0-100 км/ч, с | 16,0 | 14,0 | 13,0 |
Расход топлива при 90 км/ч, л/100 км | 6,1 | ||
Емкость топливного бака, л | 43 | ||
Тип топлива | бензин, АИ-92-93 |
Технические характеристики автомобиля «ВАЗ-2109» указаны по данным производителя. В таблице приведены основные параметры: размеры, двигатели, коробки передач, тип привода, расход топлива, динамические характеристики и т. д.
Смотрите также про ВАЗ-2109:
Кузов
Тип кузова Хэтчбек 5 дв.Количество дверей 5Количество мест 5Ширина 1650 ммДлина 4006 ммВысота 1402 ммКолесная база 2460 ммКолея передняя 1400 ммОбъем багажника минимальный 270 лКолея задняя 1370 ммДорожный просвет 160 ммОбъем багажника максимальный 1000 л
Двигатель
Тип двигателя БензинРасположение двигателя Спереди, поперечноОбъем двигателя 1500 см³Мощность 72 л.с.При оборотах 5600Система питания КарбюраторГазораспределительный механизм OHCРасположение цилиндров РядныйКоличество цилиндров 4Диаметр цилиндра 82 ммХод поршня 71 ммСтепень сжатия 9,9Количество клапанов на цилиндр 2Топливо АИ-92
Подвеска
Тип передней подвески Амортизационная стойкаТип задней подвески Винтовая пружина
Трансмиссия
Тип КПП МеханическаяКол-во передач 5Кол-во передач (мех коробка) 5Привод Передний
Тормозная система
Передние тормоза ДисковыеЗадние тормоза Барабанные
Рулевое управление
Тип рулевого управления Шестерня-рейкаЭксплуатационные показатели
Максимальная скорость 156 км/часВремя разгона (0-100 км/ч) 14 сРасход топлива в городе на 100 км 8 лРасход топлива на шоссе на 100 км 5,5 лРасход топлива в смешанном цикле на 100 км 7,7 лСнаряженная масса автомобиля 945 кгДопустимая полная масса 1370 кгОбъем топливного бака 43 л
Размер шин 165/70 R13
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453