С-Петербург, улица Тосина 3
+7 (812) 917-84-85
+7 (921) 316-27-00

Насос системы охлаждения двигателя


Насос системы охлаждения

Как устроен и работает насос системы охлаждения?

Насос служит для создания принудительной циркуляции охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя. На автомобильных двигателях устанавливают насосы центробежного типа, имеющие большую подачу при небольших размерах. Насос двигателя автомобиля ЗИЛ-130 (рис.29) состоит из корпуса 1 с подводящим патрубком 4 и уплотнительной прокладкой 2, в котором на двух шарикоподшипниках 9 и распорной втулке 10 установлен вал 8. На одном конце вала жестко закреплена крыльчатка 3, на другом – ступица 13 со шкивом 14 привода вала и вентилятор 15, создающий воздушный поток, проходящий через радиатор. Подшипники вала удерживаются стопорным кольцом 11. Шкив опирается на втулку 12.

Рис.29. Водяной насос и вентилятор.

Для предотвращения утечки жидкости в местах выхода вала из корпуса на валу устанавливается самоподжимающийся сальник, состоящий из текстолитовой шайбы 6, резиновой манжеты 5 и обоймы 7 с пружиной и запорным кольцом. Сальник вращается вместе с крыльчаткой 3, так как в прорези крыльчатки входят шайбы 6 и обойма 7. Манжета 5 плотно обхватывает вал и прижимается к шайбе, предотвращая утечку жидкости. При износе сальника жидкость постепенно начинает просачиваться через специальное отверстие в корпусе насоса, что сигнализирует о необходимости замены сальника.

Работает насос так. При вращении коленчатого вала крутящий момент с помощью приводного ремня передается на шкив 14 вала насоса, приводя его во вращение. При этом крыльчатка 3 захватывает жидкость, подводящуюся по шлангу и патрубку 4 из радиатора, и подает ее в рубашку охлаждения. Там она охлаждает нагретые детали и по отводящему шлангу возвращается в верхний бачок радиатора, где, опускаясь, охлаждается и снова поступает в насос.

Вместе с валом насоса вращается вентилятор. Он обычно имеет четыре или шесть лопастей, изготовленных из листовой стали (грузовые автомобили) или пластмассы (легковые автомобили). Для снижения шума их располагают Х-образно под углом 70 или 110°. Концы лопастей отогнутые, что улучшает вентиляцию подкапотного пространства и повышает производительность вентилятора.

На некоторых двигателях с целью уменьшения расхода мощности на привод вентилятора и обеспечения автоматического регулирования теплового режима двигателя вентилятор автоматически включается с помощью электромагнитной муфты (первые выпуски автомобилей ГАЗ-24 «Волга»}, гидравлической муфты (автомобили КамАЗ) или автономного электродвигателя (ВАЗ-2106) только тогда, когда температура охлаждающей жидкости достигнет 80-85°С.

*** Проверьте свои знания и ответьте на контрольные вопросы по теме «Система охлаждения»

автомобиль, вал, вентилятор, жидкость, насос системы охлаждения

Смотрите также:

1. Система охлаждения.

Билет №8

Система охлаждения служит для отвода теплоты от нагретых деталей и поддержания нормального температурного режима рабо­тающего двигателя, что достигается искусственным охлаждением с помощью жидкости (жидкостное охлаждение) или окружающе­го воздуха (воздушное охлаждение).

Для нормальной рабо­ты двигателя температура охлаждающей жидкости должна быть 80—95° С. Жидкостная система охлаждения включает в себя водяную рубашку 6 (рис. 20) охлаждения бло­ка и головки цилиндров, радиатор 2, водяной на­сос 9 и вентилятор 3, а также вспомогательные устройства (термостат 4, соединительные шланги, краники 7 и 10 слива, термометр 5). Во время работы двигателя принудительная циркуляция воды в системе охлаждения создается центробежным водяным насосом 9, который забирает воду из нижнего бака ради­атора и нагнетает ее под давлением в водяную рубашку 6, где она охлаждает стенки цилиндров. Далее вода направляется через отвер­стия и каналы в водяную рубашку головки цилиндров. По каналам потоки воды движутся к перемычкам клапанных гнезд, подвер­женным наибольшему нагреву. В холодном двигателе вода направ­ляется термостатом из водяной рубашки к водяному насосу (по малому кругу), минуя радиатор, а в прогретом - в верхний бак радиатора (по большому кругу). Проходя из верхнего бака радиато­ра 2 в нижний по многочисленным трубкам, вода охлаждается по­током воздуха, создаваемым вентилятором 3 и поступающим меж­ду трубками. Из нижнего бака радиатора вода вновь нагнетается насосом в водяную рубашку двигателя. Благодаря высокой скорос­ти движения разность температур воды, выходящей из рубашки охлаждения и входящей в нее, небольшая (4-7° С), что создает благоприятные условия для равномерного охлаждения двигателя.

Рис. 20 Система охлаждения рядного двигателя.

1-шторка радиатора; 2- радиатор; 3 - вентилятор; 4 - термостат; 5 – термометр; 6- водяная рубашка; 7 и 10 - сливные краники; 8 - водораспределительный канал; 9 - водяной насос

Радиатор служит для охлаждения воды, поступающей из во­дяной рубашки двигателя. Он состоит из верхнего и нижнего баков, сердцевины и деталей крепления. Баки и сердцевина для луч­шей проводимости теплоты изготовлены из латуни.

В сердцевине размещен ряд тонких пластин, сквозь которые проходит множество вертикальных трубок, припаянных к ним. Вода, поступающая через сердцевину радиатора, разветв­ляется на большое число мелких струек. При таком строении сер­дцевины вода охлаждается интенсивнее благодаря увеличению пло­щади соприкосновения воды со стенками трубок.

Верхний и нижний баки патрубками со­единены с рубашкой охлаждения двигателя. В нижем баке предус­мотрен краник для слива воды из радиатора. Для ее спуска из водяной рубашки в нижней части блока цилиндров также имеются краники (с обеих сторон).

В систему охлаждения воду заливают через горловину верхнего бака, закрываемую пробкой.

В системе жидкостного охлаждения предусмотрено двойное ре­гулирование теплового режима двигателя с помощью: жалюзи и термостата.

Жалюзи состоят из набора пластин. Они шарнино закреплены в планке, которая тягой и системой рычагов связана с рукояткой управления жалюзи. Рукоятка размещена в кабине. Створки могут располагаться вертикально или горизонтально.

Водяной насос и ветилятор объединены в одном кор­пусе, который через уплотнительную прокладку прикреплен к пло­щадке на передней стенке блок-картера. В корпусе 7 (рис. 22) на­соса на шариковых подшипниках установлен валик 4. На его пере­днем конце с помощью ступицы закреплен шкив 2. К его торцу привернута крестовина, к которой приклепана крыльчатка 1 вен­тилятора. При работе двигателя шкив получает вращение от ко­ленчатого вала через ремень. Лопасти крыльчатки 1, расположен­ные под углом к плоскости вращения, забирают воздух от радиа­тора, создавая разрежение внутри кожуха вентилятора. Благодаря этому холодный воздух проходит через сердцевину радиатора, отнимая у него теплоту.

На заднем конце валика 4 жестко посажена крыльчатка 5 цент­робежного водяного насоса, который представляет собой диск с равномерно расположенными на нем криволинейными лопатками. При вращении крыльчатки жидкость из подводящего патрубка 8 поступает к ее центру, захватывается лопастями и под действием центробежной силы отбрасывается к стенкам корпуса 7 и через прилив подается в водяную рубашку двигателя.

На заднем конце валика 4 также предусмотрено сальниковое уплотнение, которое не пропускает воду из водяной рубашки дви­гателя. Уплотнение смонтировано в цилиндрической ступице крыль­чатки и застопорено в ней пружинным кольцом. Оно состоит из текстолитовой уплотняющей шайбы 11, резиновой манжеты 10 и пружины, которая прижимает шайбу к торцу корпуса подшипни­ков. Своими выступами шайба входит в пазы крыльчатки 5 и зак­репляется обоймой 12.

Патрубок 8 соединяет полость всасывания водяного насоса с нижним патрубком радиатора. Подшипники смазываются через пресс-масленку, ввернутую в корпус 9. Самоподжимные сальники предотвращают подтекание солидола из корпуса.

Рис. 22 Водяной насос и вентилятор. 1-крыльчатка вентилятора; 2-шкив; 3-подшипник; 4-валик; 5-крыльчатка насоса; 6-прокладка; 7- корпус насоса; 8-подводящий патрубок; 9-корпус подшипников; 10-манжета; 11-уплотнтельная шайба; 12-обойма сальникого уплотнения.

Термостат служит для ускорения прогрева холодного двига­теля и автоматического регулирования его теплового режима в за­данных пределах. Он представляет собой клапан, регулирующий количество циркулирующей жидкости через радиатор.

На изучаемых двигателях применяют одноклапанные термоста­ты с твердым наполнителем — церизином (нефтяным воском). Тер­мостат установлен между патрубком 10 и 11 (рис. 23), отводящими нагретую жидкость в верхний бак радиатора и водяной насос.

Рис. 23. Термостат с поворотным и простым клапаном:

а — устройство термостата с поворотным клапаном двигателя ЗИЛ-508; б и в — схемы действия поворотного клапана (закрытое и открытое положения);

г - термостат с простым клапаном;

1 - возвратная пружина; 2 - корпус; 3 - клапан (заслонка); 4 — рычаг; 5 — шток; 6 - направляющая втулка; 7 — мембрана; 8 - активная масса; 9 - баллон; 10 и 11 - патрубки отвода жидкости в радиатор и водяной насос; 12 - седло; 13 — клапан; 14 - пружина; 15 — резиновый буфер; А - ход клапана.

Термостат состоит из корпуса 2 (рис. 23, а), внутри которого помещен медный баллон 9, заполненный активной массой 8, состоящей из медного порошка, смешанного с церезином. Масса в баллоне плотно закрыта резиновой мембраной 7, на которой установлена направ­ляющая втулка 6 с отверстием для резинового буфера. На после­днем установлен шток 5, связанный рычагом 4 с клапаном. Клапан плотно прижат в исходном положении (на холодном двигателе) к седлу (рис. 23, б) корпуса 2 спиральной пружиной 1.

При температуре охлаждающей жидкости выше 75° С активная масса 8 плавится и расширяется, воздействуя через мембрану, бу­фер и шток 5 на рычаг 4, который преодолевая силу пружины 1 начинает открывать клапан 3 (рис. 23, в), полное открытие которого произойдет при температуре 90° С. В интервале температур от 75 до 90° С клапан термостата, изменяя свое положение регулирует коли­чество охлаждающей жидкости, проходящей через радиатор, тем самым поддерживая нормальный температурный режим двигателя.

На рисунке 23, г изображен термостат с простым клапаном 13 в положении его полного открытия, ход которого равен расстоянию А. При температуре 90° С, когда активная масса баллона расплавле­на, клапан вместе с баллоном садится вниз, преодолевая сопротив­ление пружины 14. При остывании масса в баллоне сжимается и пружина поднимает клапан вверх. При температуре 75° С клапан при­жимается к седлу 12 корпуса, закрывая выход жидкости в радиатор.

Охлаждающие жидкости необходимы для охлаждения деталей двигателя, соприкасащися с горячей рабочей смесью. В качестве охлаждающей жидкости на грузовых автомобилях обычно применяют воду. Недостатки воды — образование накипи и замер­зание при низкой температуре. При замерзании она расширяется, что ведет к выходу из строя деталей двигателя.

В зимнее время рекомендуется заливать в систему охлаждения двигателя жидкость с низкой температурой замерзания. В качестве такой жидкости используют антифриз. Температура его застывания - минус 40° С (марка 40) или — минус 65° С (марка 65). Эти жидко­сти светло-желтого цвета.

Для всесезонной эксплуатации автомобильных двигателей наи­большее распространение полчили антифризы тосол-А40М (го­лубой), тосол-65М (красный) и «Лена» (ОЖ-40 и ОЖ-65 желтозеленого цвета).

Срок службы антифриза два года, температура кипения +105° С, относительная плотность больше единицы. Объем заливаемого антифриза должен быть меньше объема заправочной емксти сис­темы охлаждения, т. к. он имеет больший, чем вода, коэффициент объемного расширения.

  1. Лизинг, как метод обновления автомобильного парка.

Лизинг – аренда средств производства, зданий, сооружений, транспортных средств, конторского оборудования, складских помещений, и др. на условиях возвратности, платности и срочности; с возможностью последующей их продажи арендатору.

Система лизинга считается самой выгодной формой приобретения оборудования, а также удобным способом усилить инвестицион. активность. Широкое распространение за рубежом лизинг получил благодаря гос. поддержке. Лизинг признан и практически опробован во многих странах как один из эффективных механизмов обновления осн. фондов предприятий в условиях высокой стоимости оборудования и отсутствия собственных средств у предприятий для его приобретения.

Обеспечение АТП автотехникой по лизингу позволит ослабить остроту и даже полностью снять некоторые из перечисленных проблем.

Например, при поддержке Департамента автомоб. транспорта Министерства транспорта РФ была образована государственная лизинговая компания «Транслизинг». Ее целью было более выгодное оптовое приобретение городских и пригородных автобусов и передача их пассажирским предприятиям в лизинг. Практика работы фирмы «Транслизинг» в течение более 4-х лет показала, что форма оказания господдержки в виде лизинга автобусов оказалась выгодна как лизингодателю – государству, так и лизингополучателю – трансп. предприятиям. Помимо получения известных преимушеств приобретения техники по лизингу (использование сразу, а выплата стоимости постепенно) выгода для трансп. предприятий заключалась также в том, что:

- автобусы закупаются оптом непосредственно у производителя, что значительно дешевле, чем если бы каждое предприятие самостоятельно осуществляло эту покупку;

- приобретение автобусов на автозаводе специалистами лизинговой фирмы обеспечивает квалифицированную приемку, которую не всегда может выполнить предприятие, кроме того, фирма обеспечивает предлизинговый тех. сервис.

Выгода организации формы господдержки для государства оказалась в том, что:

- улучшилось транспортное обслуживание населения в городах;

- упростился контроль за использованием гос. средств по назначению.

Преимущества лизинга:

1)Лизингополучателю (арендатору) фактически предоставляется долгосрочный кредит лизингодателем на 100% стоимости поставляемого оборудования, который не требует немедленного начала платежа. 2)Лизинговые операции, как правила, осуществляются по фиксированной ставке, защищающей лизингополучателя (арендатора) от инфляционных колебаний. 3)Лизингополкчатель не делает первоначального взноса (что он обязан, был сделать при покупке оборудования в кредит) либо делает очень маленький взнос. 4)Лизингополучатель пользуется налоговыми льготами в связи с ускоренной амортизацией и тем, что арендные платежи, считаются эксплуатационными расходами и включаются в себестоимость продукции. 5)Предприятие по лизингу получает необходимое ему оборудование, в то время как кредит на его закупку может быть использован не по назначению. 6)Лизингодатель в течение всего срока действия лизингового соглашения остается собственником оборудования, предоставленного лизингополучателю (арендатору). Это повышает эффективность и надежность партнеров по лизинговому бизнесу. 7)Лизинг открывает для предприятия один из самых дешевых способов доступа к современной технике, включая зарубежную, с последующей ее наладкой и сервисным обслуживанием завода-изготовителя. 8)Лизингополучатель по окончании срока аренды может приобрести оборудование в собственность по остаточной стоимости, а в ряде случаев оно может быть оставлено бесплатно. 9)Схема финансирования бывает, как правило, индивидуальная, достаточно гибкая, с учетом возможностей конкретного предприятия и специфики местного законодательства. 10)Некоторые лизинговые компании даже не требуют от лизингополучателя никаких дополнительных гарантий, поскольку обеспечением сделки является само оборудование. 11)При международных лизинговых операциях лизингополучатель (арендатель) получает налоговые льготы страны арендодателя. Речь идет об ускоренной амортизации, инвестиционных налоговых льготах и т.п.

Недостатки лизинговых сделок:

- происходит моральное и физическое старение арендуемого оборудования;

- стоимость лизинга оборудования (без налоговых льгот) выше затрат на его приобретение в кредит.

Часть 1 — Жидкостная система охлаждения

Вспомним ещё раз немного про данную систему охлаждения.

В жидкостной системе охлаждения используются специальные охлаждающие жидкости — антифризы различных марок, имеющие температуру загустевания — 40 °С и ниже. Антифризы содержат антикоррозионные и антивспенивающие присадки, исключающие образование накипи. Они очень ядовиты и требуют осторожного обращения. По сравнению с водой антифризы имеют меньшую теплоемкость и поэтому отводят теплоту от стенок цилиндров двигателя менее интенсивно.

Так, при охлаждении антифризом температура стенок цилиндров на 15…20°С выше, чем при охлаждении водой. Это ускоряет прогрев двигателя и уменьшает изнашивание цилиндров, но в летнее время может привести к перегреву двигателя.

Оптимальным температурным режимом двигателя при жидкостной системе охлаждения считается такой, при котором температура охлаждающей жидкости в двигателе составляет 80 …100 °С на всех режимах работы двигателя.

В двигателях автомобилей применяется закрытая (герметичная) жидкостная система охлаждения с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости.

Внутренняя полость закрытой системы охлаждения не имеет постоянной связи с окружающей средой, а связь осуществляется через специальные клапаны (при определенном давлении или вакууме), находящиеся в пробках радиатора или расширительного бачка системы. Охлаждающая жидкость в такой системе закипает при 110… 120 °С. Принудительная циркуляция охлаждающей жидкости в системе обеспечивается жидкостным насосом.

Система охлаждения двигателя состоит из:

  • рубашка охлаждения головки и блока цилиндров;
  • радиатор;
  • насос;
  • термостат;
  • вентилятор;
  • расширительный бачок;
  • соединительные трубопроводы и сливные краники.

Кроме того, в систему охлаждения входит отопитель салона кузова автомобиля.

Принцип работы системы охлаждения

Предлагаю сначала рассмотреть принципиальную схему системы охлаждения.

1 — отопитель; 2 — двигатель; 3 — термостат; 4 — насос; 5 — радиатор; 6 — пробка; 7 — вентилятор; 8 — расширительный бачок; А — малый круг циркуляции (термостат закрыт);

А+Б — большой круг циркуляции (термостат открыт)

Циркуляция жидкости в системе охлаждения осуществляют по двум кругам:

1. Малый круг — жидкость циркулирует при пуске холодного двигателя, обеспечивая его быстрый прогрев.

2.Большой круг — движение циркулирует при прогретом двигателе.

Если говорить проще, то малый круг это циркуляция охлаждающей жидкости БЕЗ радиатора, а большой круг — циркуляция охлаждающей жидкости ЧЕРЕЗ радиатор.

Устройство системы охлаждения различаются по своему устройству в зависимости от модели автомобиля, однако, принцип действия един.

Принцип работы данной системы можно увидеть на следующих видео:

Предлагаю разобрать устройство системы по последовательности работы. Итак, начало работы системы охлаждения происходит при запуске сердца данной системы — жидкостного насоса.

1. Жидкостной насос(water pump)

Жидкостный насос обеспечивает принудительную циркуляцию жидкости в системе охлаждения двигателя. На двигателях автомобилей применяют лопастные насосы центробежного типа.

Искать наш жидкостной насос или же водяную помпу следует на передней части двигателя(передняя часть эта та, которая ближе к радиатору и там где расположен ремень/цепь).

Жидкостной насос соединён ремнём с коленчатым валом и генератором. Поэтому, чтобы найти наш насос достаточно найти коленчатый вал и найти генератор. Про генератор мы поговорим позже, но пока лишь покажу, что нужно искать. Генератор выглядит как цилиндр, прикрепленный к корпусу двигателя:

1 — генератор; 2 — жидкостной насос; 3 — коленчатый вал

Итак, с расположением разобрались. Теперь давайте рассмотрим его устройство. Напомним, что устройство всей системы и её деталей различно, но принцип работы этой системы одинаков.

1 — Крышка насоса; 2 — Упорное уплотнительное кольцо сальника. 3 — Сальник; 4 — Подшипник валика насоса. 5 — Ступица шкива вентилятора; 6 — Стопорный винт. 7 — Валик насоса; 8 — Корпус насоса; 9 — Крыльчатка насоса. 10 — Приемный патрубок.

Работа насоса заключается в следующем:  привод насоса осуществляется от коленчатого вала через ремень. Ремень крутит шкив насоса, вращая ступицу шкива насоса(5). Тот в свою очередь приводит во вращение вал насоса(7), на конце которого находится крыльчатка(9). Охлаждающая жидкость поступает в корпус насоса(8) через приёмный патрубок(10),  а крыльчатка перемещает её в рубашку охлаждения(через окошко в корпусе, видно на рисунке, направление движение из насоса показано стрелкой).

Таким образом, насос имеет привод от коленвала, жидкость поступает в него через приёмный патрубок и уходит в рубашку охлаждения.

Работу жидкостного насоса можно посмотреть в этом видео(1:48):

Давайте теперь посмотрим, а откуда поступает жидкость в насос? А жидкость поступает через очень важную деталь — термостат. Именно термостат ответствен за температурный режим.

2. Термостат(thermostat)

Термостат автоматически регулирует температуру воды для ускорения прогрева двигателя после пуска. Именно работа термостата определяет, по каком кругу(большому или малому) пойдёт охлаждающая жидкость.

Выглядит сей агрегат примерно вот так в реальности:

Принцип работы термостата очень прост: термостат имеет чувствительный элемент, внутри которого находится твёрдый наполнитель. При определённой температуре он начинает плавиться и открывает основной клапан, а дополнительный наоборот, закрывается.

Устройство термостата:

1, 6, 11 – патрубки; 2, 8 – клапаны; 3, 7 – пружины; 4 – баллон; 5 – диафрагма; 9 – шток; 10 – наполнитель

Работа термостата проста, её можно посмотреть здесь:

Термостат  имеет два входных патрубка 1 и 11, выходной патрубок 6, два клапана (основной 8, дополнительный 2) и чувствительный элемент. Термостат установлен перед входом в насос охлаждающей жидкости и соединяется с ним через патрубок 6.

Соединение:

Через патрубок 1  соединяется с рубашкой охлаждения двигателя,

Через патрубок 11 — с  нижним отводящим бачком радиатора.

Чувствительный элемент термостата состоит из баллона 4, резиновой диафрагмы 5 и штока 9. Внутри баллона между его стенкой и резиновой диафрагмой находится твердый наполнитель 10 (мелкокристаллический воск), обладающий высоким коэффициентом объемного расширения.

Основной клапан 8 термостата с пружиной 7 начинает открываться при температуре охлаждающей жидкости более 80 °С. При температуре менее 80 °С основной клапан закрывает выход жидкости из радиатора, и она поступает из двигателя в насос, проходя через открытый дополнительный клапан 2 термостата с пружиной 3.

При возрастании температуры охлаждающей жидкости более 80 °С в чувствительном элементе плавится твердый наполнитель, и объем его увеличивается. Вследствие этого шток 9 выходит из баллона 4, и баллон перемещается вверх. Дополнительный клапан 2 при этом начинает закрываться и при температуре более 94 °С перекрывает проход охлаждающей жидкости от двигателя к насосу. Основной клапан 8 в этом случае открывается полностью, и охлаждающая жидкость циркулирует через радиатор.

Работа клапана понятно и наглядно показана на рисунке ниже:

А — малый круг,  основной клапан закрыт, перепускной — закрыт.                      Б — большому круг, основной клапан открыт, перепускной — закрыт.

1 —  Входной патрубок (от радиатора); 2 — Основной клапан; 3 — Корпус термостата; 4 — Перепускной клапан. 5 — Патрубок перепускного шланга. 6 — Патрубок подачи охлаждающей жидкости в насос.

7 — Крышка термостата; 8 — Поршень.

Итак, мы разобрались с малым кругом. Разобрали устройство насоса и термостата, соединённых между собой. А теперь давайте перейдём к большому кругу и ключевому элементу большого круга — радиатору.

3. Радиатор(radiator/cooler)

Радиатор обеспечивает отвод теплоты охлаждающей жидкости в окружающую среду. На легковых автомобилях применяются трубчато-пластинчатые радиаторы.

Итак, различают 2 вида радиаторов: разборный и не разборный.

Снизу представлено их описание:

Хочу ещё раз сказать про расширительный бачок (expansion Tank)

Рядом с радиатором или же на нём устанавливается вентилятор. Давайте теперь перейдём к устройству этого самого вентилятора.

4. Вентилятор(fan)

Вентилятор увеличивает скорость и количество воздуха, проходящего через радиатор. На двигателях автомобилей устанавливают четырех- и шестилопастные вентиляторы.

Если применяется механический вентилятор,

Вентилятор включает шесть или четыре лопасти(3), приклепанные к крестовине(2). Последняя привернута к шкиву жидкостного насоса(1), который приводится в движение коленчатым валом с помощью ременной передачи(5).

Как мы уже ранее говорили, в зацепление входит так же генератор(4).

Если применяется электровентилятор,

то вентилятор состоит из электродвигателя 6 и вентилятора 5. Вентилятор — четырехлопастный, крепится на валу электродвигателя. Лопасти на ступице вентилятора расположены неравномерно и под углом к плоскости его вращения. Это увеличивает подачу вентилятора и уменьшает шумность его работы. Для более эффективной работы электровентилятор размещен в кожухе 7, который прикреплен к радиатору. Электровентилятор крепится к кожуху на трех резиновых втулках. Включается и выключается электровентилятор автоматически датчиком 3 в зависимости от температуры охлаждающей жидкости.

Итак, давайте подведём итог. Не будем голословными и подведём итог по какой-нибудь картинке. Не стоит делать акцент на конкретное устройство, но вот принцип работы надо понять, ибо он одинаков во всех системах, как бы не различалось их устройство.

При пуске двигателя начинает вращаться коленчатый вал. Через ременную передачу(напомню, что на ней же находится и генератор) передаётся вращение на шкив жидкостного насоса(13). Тот приводит во вращение вал с крыльчаткой внутри корпуса жидкостного насоса(16). Охлаждающая жидкость поступает в рубашку охлаждения двигателя(7). Далее через выпускной патрубок(4) охлаждающая жидкость возвращается в жидкостной насос через термостат(18). В это время в термостате открыт перепускной клапан, но закрыт основной. Поэтому, жидкость циркулирует через рубашку двигателя без участия радиатора(9). Это обеспечивает быстрый прогрев двигателя. После того как охлаждающая жидкость нагревается, открывается основной клапан термостата и закрывается перепускной клапан. Теперь жидкость не может течь через перепускной патрубок термостата(3) и вынуждена течь через подводящий патрубок(5) в радиатор(9). Там жидкость охлаждается и поступает обратно в жидкостной насос(16) через термостат(18).

Стоит заметить, что некоторая часть охлаждающей жидкости поступает из рубашки охлаждения двигателя в отопитель через патрубок 2 и возвращается из отопителя через патрубок 1. Но об этом мы поговорим в следующей главе.

Надеюсь, теперь система станет понятна для Вас. Прочитав данную статью, я надеюсь, можно будет сориентироваться в другой системе охлаждения, поняв принцип работы этой.

Предлагаю ознакомиться так же со следующей статьёй:

Так как мы затронули систему отопления, следующая моя статья будет об этой системе.

Система охлаждения дизельного двигателя ЗМЗ-5143, водяной насос, термостат, приводы системы.

Система охлаждения дизельного двигателя ЗМЗ-5143.10 жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости. Включает в себя водяные рубашки в блоке цилиндров и в головке блока цилиндров, водяной насос, термостат, радиатор, жидкостно-масляный теплообменник, расширительный бачок со специальной пробкой, вентилятор с муфтой, краники слива охлаждающей жидкости на блоке цилиндров и радиаторе, датчики : температуры охлаждающей жидкости для системы управления, указателя температуры охлаждающей жидкости и лампы сигнализатора перегрева. 

Система охлаждения дизельного двигателя ЗМЗ-5143.

Наиболее выгодный температурный режим охлаждающей жидкости лежит в пределах 80-90 градусов. Указанная температура поддерживается при помощи термостата, действующего автоматически. Поддержание термостатом правильного температурного режима в системе охлаждения оказывает решающее влияние на износ деталей двигателя и экономичность его работы.

Для контроля температуры охлаждающей жидкости в комбинации приборов автомобиля имеется указатель температуры, датчик которого ввернут в корпус термостата. Кроме того, в комбинации приборов автомобиля имеется сигнализатор аварийной температуры, загорающийся красным цветом при повышении температуры жидкости свыше плюс 102-109 градусов.

При загорании сигнализатора не следует немедленно останавливать двигатель, во избежание его поломки. Необходимо перевести работу двигателя на холостой ход при частоте коленчатого вала 1500-2000 оборотов в минуту на 3-5 минут для снижения температуры и лишь после этого остановить двигатель, выявить и устранить причину перегрева охлаждающей жидкости.

Водяной насос системы охлаждения дизельного двигателя ЗМЗ-5143.

Центробежного типа, расположен и закреплен на крышке цепи. Подшипник насоса отделен от охлаждающей жидкости самоподжимным сальником не разборной конструкции, в котором расположены манжета и уплотняющая шайба. Жидкость, просачивающаяся через сальник, не попадает в подшипник, а вытекает наружу через контрольное отверстие.

Подшипник от перемещения удерживается фиксатором, который завернут до упора и закернен. Подшипник заполняется смазкой при сборке и в процессе эксплуатации добавления смазки не требуется. Ступица и крыльчатка водяного насоса напрессованы на валик подшипника.

Привод водяного насоса и генератора двигателя ЗМЗ-5143.

Осуществляется поликлиновым ремнем 6РК1220. Натяжение ремня производится изменением положения натяжного ролика.

Привод вентилятора и насоса гидроусилителя руля двигателя ЗМЗ-5143.

Осуществляется поликлиновым ремнем 6РК925. Натяжение ремня производится изменением положения шкива насоса гидроусилителя руля.

Термостат системы охлаждения двигателя ЗМЗ-5143.

С твердым наполнителем, одноклапанный, типа ТС108-01, расположен в корпусе установленном на выходном отверстии головки блока цилиндров, и соединен шлангами с водяным насосом и радиатором. На стойке термостата, неподвижно закрепленной в корпусе, установлен шток, входящий внутрь термосилового датчика.

В исходном состоянии на холодном двигателе пружина прижимает клапан термостата к седлу, и циркуляция жидкости осуществляется по малому кругу через теплообменник во всасывающую полость водяного насоса, а затем в двигатель, минуя радиатор. Клапан термостата начинает открываться при температуре охлаждающей жидкости 80+-2 градуса, а при температуре 94 градуса он полностью открыт. При этом большая часть жидкости проходит через крышку термостата в радиатор.

Привод вентилятора системы охлаждения двигателя ЗМЗ-5143.

Расположен и закреплен на передней крышке головки блока цилиндров и служит для закрепления вентилятора и шкива вентилятора на двигателе. В корпусе привода вентилятора располагается подшипник с валом, который удерживается в корпусе с помощью специального герметика и кольца на корпусе подшипника.

На вал подшипника напрессована ступица привода вентилятора, на которой крепится шкив вентилятора и вентилятор с муфтой. Подшипник заполняется смазкой на заводе–изготовителе, поэтому в процессе эксплуатации добавления смазки не требуется.

Уход за системой охлаждения дизельного двигателя ЗМЗ-5143.

Система охлаждения дизельного двигателя ЗМЗ-5143 какого то особенного ухода не требует, в основном он заключается в ежедневной проверке уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке на холодном двигателе и герметичности системы охлаждения, проверке и регулировке натяжения ремня привода агрегатов и ремня привода вентилятора, периодической замене охлаждающей жидкости с промывкой системы охлаждения.


Смотрите также

 

"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453

Новости