С-Петербург, улица Тосина 3
+7 (812) 917-84-85
+7 (921) 316-27-00

Неисправности системы охлаждения двигателя и способы их устранения


Система охлаждения двигателя: причины неисправностей и способы их устранения | Автосервис

  • 17.05.2016
  • By admin
  • In Двигатель

Наличие собственного автомобиля имеет свои плюсы, это и комфорт, и свобода передвижения в любое время и по любому выбранному маршруту. Однако все эти преимущества могут стать реальностью только при своевременном обслуживании и ремонте, поскольку агрессивные условия эксплуатации (качество бензина, состояние дорожного полотна и климатические особенности зоны) неизбежно приводят к поломкам в одной из систем. При этом чаще всего страдает система охлаждения.

Чтобы вовремя устранить неполадки и избежать серьезного и дорогостоящего капитального ремонта стоит обращать внимание на признаки, сигнализирующие о поломках в системе охлаждения, а именно:

1. Перегрев двигателя. К сожалению, многие водители понимают, что ситуация серьезная только когда мощность двигателя существенно падает, появляется стук (как правило, он равномерный и более сильный, чем при детонации) или из-под капота «валит» пар. Однако о начале процесса перегрева в первую очередь сообщит указатель температуры и сигнальная лампочка на панели приборов, поэтому привычка обращать внимание на эти мелочи будет совсем не лишней.

2. Переохлаждение двигателя. Чаще всего эта проблема встает перед автолюбителем в холодное время года, и указывают на нее следующие моменты:

— снижение мощности ДВС;

— температура жидкости в бачке низкая;

— перерасход топлива.

3. Утечка (внутренняя или наружная) охлаждающей жидкости. О наружной сигнализируют:

— специфический запах тосола или антифриза в салоне;

— подтеки, в том числе на поверхности двигателя, под капотом автомобиля (особенно заметны, если авто какое-то время стояло на одном месте).

Определить внутреннюю утечку более сложно, но можно. Для этого нужно воспользоваться масляным щупом, если жидкость попала в масло, то на поверхности щупа останется пена, цвет которой приближен к белому. Эта пена представляет собой эмульсию, полученную в результате соединения масла и антифриза (тосола).

Способ устранения неполадок зависит от причин их вызвавших. К наиболее часто встречающимся причинам относят:

1. В расширительном бачке недостаточный уровень жидкости. Самая простая неисправность, для устранения которой достаточно долить антифриз (тосол).

  2. Нарушение герметичности. Нужно проверить состояние трубопроводов, патрубков, шлангов. Внимательно осмотреть места их соединения, штуцера, гайки. Заменить поврежденные детали, подтянуть хомуты, заменить прокладки при необходимости.

  3. Ослабление ремня привода помпы. Достаточно просто отрегулировать степень натяжения.

  4. Износ деталей или выход из строя термостата, пробки радиатора, сливного крана, водяного насоса. Их нужно заменить новыми. Поврежденный радиатор можно отремонтировать, если это возможно.

  5. Засоры и забитость радиатора, трубопроводов. Систему нужно промыть, тем самым удалить накипь, илистые отложения. Грязь и насекомых, попавших в сердцевину радиатора устранить промыв его снаружи. Охлаждающую жидкость после этих процедур обязательно заменить новой.

  6. Сбои в работе электровентилятора. Чаще всего проблема в электропроводке (обрыв цепи, неисправность датчика, реле, сопротивления, сгоревшие предохранители), реже выход из строя самого вентилятора. Детали электропроводки нужно заменить, прозвонить цепь и восстановить ее.

В любом случае, при первых признаках неполадок в системе охлаждения стоит обратиться за помощью к специалистам с соответствующей квалификацией и достаточным опытом. Только они смогут поставить правильный «диагноз», качественно провести ремонт и быстро вернуть автомобиль в эксплуатацию.

Возможные неисправности системы охлаждения и способы их устранения

Основные операции технического обслуживания системы охлаждения:

1) – ежедневный контроль (перед выездом) уровня охлаждающей жидкости и её долив (в случае необходимости);

2) – периодическая промывка (1-2 раза в год) системы охлаждения;

3) – смазывание подшипников вентилятора и водяного насоса;

4) – подтяжка креплений вентилятора и регулировка натяжения его ремня.

Качество используемой для охлаждения двигателя жидкости, как и качество смазочных материалов и топлива имеет большое значение для долговечности работы двигателя. Для охлаждения следует применять только жидкости, рекомендованные заводом-изготовителем ДВС.

Вода, используемая в системе охлаждения, должна меняться как можно реже. Слитую воду нужно собирать в чистую ёмкость, а затем применять повторно при дальнейшей заправке. Это связано с тем, что из уже работавшей в двигателе воды большая часть солей уже выпала в осадок, а значит, вода стала мягче.

Весной (лучше 2 раза в год) следует промывать систему охлаждения посредством специального моечного пистолета в обратном циркуляции охлаждающей жидкости направлении.

Для очистки системы охлаждения можно использовать хромпик, добавляемый в воду и расчёта: 4-8 г/л. Он растворяет накипь и продукты коррозии. Двигатель эксплуатируется на данном растворе в течение месяца, а затем он сливается. Удаление накипи также возможно посредством водных растворов веществ: кальцинированной соды, молочной кислоты, смеси хромпика и кальцинированной соды и прочих. Обработка системы данными растворами должна осуществляться в течение 2-12 ч.

Чтобы удалить шлам из двигателя, его нужно остановить, слить из него воду и заправить шламоудаляющим раствором систему охлаждения. Далее двигатель запускается и, после работы без нагрузки, по достижении раствором 60 град. Цельсия, он сливается.

Периодически, а в случае высокой запылённости – ежедневно, необходимо выполнять очистку радиатора от пыли, а в процессе уборочных работ ещё и от пожнивших остатков. Допускается чистка радиатора посредством струи сжатого воздуха, которая направлена со стороны кожуха вентилятора в воздушные каналы сердцевины радиатора. Следует контролировать систему охлаждения на предмет наличия утечек. Признаком износа уплотнения вала водяного насоса и необходимостью его замены является вытекание жидкости из дренажного (контрольного) отверстия в корпусе водяного насоса.

Привод водяного насоса во вращение осуществляется посредством клиновидных ремней. Приводные ремни для надёжной работы следует предохранять от попадания топлива и масла, проверять их натяжение и регулировать его в случае необходимости. С особой тщательностью нужно проверять натяжение ремней в первые 50 ч работы двигателя ввиду их максимального вытягивания в данный период времени.

Проверка натяжения ремней выполняется путём нажатия на середину наибольшей ветви (усилие нажатия 40-60 Н) [рис. 1]. При нормальном натяжении ремней их прогиб должен составлять порядка 8-25 мм. При большем либо меньшем значении прогиба требуется его отрегулировать на неработающем двигателе.

Рис. 1. Схема проверки натяжения ремня вентилятора.

1) – Шкив генератора;

2) – Шкив колеса;

3) – Шкив коленчатого вала.

На двигателях Д-160, ЗМЗ-53, СМД-66, СМД-62 и СМД-60 натяжение ремня вентилятора регулируется путём изменения положения ролика, а на двигателях ЗИЛ-130, Д-144, Д-37Е и КамАЗ-740 – путём изменения положения генератора.

Как правило, смазывание подшипников вала водяного насоса осуществляется при проведении ТО-1.

17*

Неисправности системы охлаждения: их выявление и устранение

Многие из нас во время движения на автомобиле обращают внимание только лишь на спидометр, а также указатель уровня топлива, однако, не менее важной является и температура охлаждающей жидкости, особенно, если речь идёт о подержанном «стальном коне». Если периодически не обращать внимания на данный указатель, то о перегреве мотора «сообщит» дым, выходящий из-под капота, а также неприятный запах тосола или антифриза, достигшего температуры кипения.

Если охлаждающая жидкость закипает, начинает выделяться пар, который создаёт препятствия для осуществления полноценного процесса охлаждения, в результате чего температура будет только подниматься. Это, в свою очередь, может привести к деформации отдельных деталей двигателя и даже полному его заклиниванию. Таким образом, очень важно знать о причинах перегрева «сердца» автомобиля и уметь их вовремя устранять.

Одной из основных причин перегрева двигателя является засорение радиатора. В его трубках скапливаются, как правило, все отложения системы охлаждения, то есть результаты взаимодействия тосола и антифриза с прокладками и герметиком. Именно по этой причине раз в год следует осуществлять промывку радиатора, используя при этом либо сильный напор обыкновенной воды, либо специальные химические составы.

Нередко температура достигает критических отметок из-за неработающего электрического вентилятора. Он является довольно долговечным, однако, это невозможно сказать о температурном датчике и реле, которые управляют данным устройством. Дело в том, что именно датчик, который всегда находится в охлаждающей жидкости, реагирует на достижение ею определённого температурного уровня, после чего он запускает вентилятор с помощью реле.

Итак, проверку следует начинать с температурного датчика, который устанавливается в радиаторе. При включённом зажигании необходимо просто напросто замкнуть на нём клеммы: если вентилятор начал действовать, можно делать вывод, что неисправен именно датчик. В противном случае необходимо проверить реле, нахождение которого можно узнать из руководства по эксплуатации автомобиля, либо из схемы, изображённой на блоке предохранителей. Реле следует удалить из схемы, а вместо него установить кусочек проволоки, замкнув, тем самым, контакты. Если и в этом случае положительного результата добиться не удалось, делаем вывод, что вышел из строя сам вентилятор, хотя это происходит крайне редко.

Ну и, наконец, довольно распространённая причина перегрева силового агрегата – вышедший из строя термостат. Бывает, что данный механизм заклинивает в закрытом положении, по причине чего охлаждающая жидкость не может попасть в радиатор. В этом случае, если вовремя не заметить неисправность, закипания тосола не избежать. Нередко вполне достаточно ударить по корпусу термостата, чтобы он начал функционировать, но если это не помогает, его следует заменить, кроме того, стоит он недорого, да и процедура замены под силу каждому автолюбителю.

Другие материалы по теме:

Неисправности системы охлаждения двигателя и способы их устранения

В данной статье будет рассказано про неисправности системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания, а также приведены инструкции по их устранению. Нередко возникают неполадки, при которых температура жидкости держится на отметке 0 градусов либо когда она даже при холодной погоде очень быстро достигает красной отметки. Иногда случается, что даже летом стрелка не доходит до значения в 90 градусов. Именно эта температура является рабочей для двигателя внутреннего сгорания. Вы узнаете о том, какие причины возникновения данных неисправностей существуют.

Самая частая причина перегрева

Зачастую выходит из строя такой элемент, как термостат. Именно он является причиной того, что стрелка находится либо ниже рабочего значения, либо же выше него. Затягивать с устранением данной неполадки не стоит, так как работа двигателя в этом случае ненормальная, следовательно, его ресурс значительно уменьшается. Привести это может к нарушению работы кривошипно-шатунного механизма, поршневой группы, клапанов. Поэтому вы обязаны знать неисправности системы охлаждения двигателя и способы их устранения, чтобы не подвергать мотор перегрузкам.

Стоит отметить, что езда зимой без печки – это попросту дикость. Но это мелочь, если учесть, что двигатель очень сильно изнашивается, а также «кушает» очень много бензина. Стоимость топлива на автозаправочных станциях постоянно растет. Следовательно, увеличиваются расходы на бензин.

Симптомы поломки термостата

Не нужно иметь семь пядей во лбу, чтобы своевременно устранить данную поломку, а также произвести диагностирование системы. Как правило, при поломке термостата изменяется циркуляция охлаждающей жидкости. На отечественных автомобилях ВАЗ, например, при неисправности термостата антифриз продолжает циркулировать по малому кругу. Также он попадает в радиатор печки. Можно сказать, что основные неисправности системы охлаждения двигателя заключаются в термостате.

По этой причине даже во время езды на большой скорости антифриз не попадает в основной радиатор охлаждения, вследствие чего резко повышается температура внутри рубашки двигателя. В некоторых автомобилях зарубежного производства заклинивание термостата происходит в положении, при котором антифриз продолжит циркуляцию по большому кругу. Летом такую поломку можно сразу не заметить. А вот зимой она сразу же всплывает, так как двигатель не будет набирать достаточную для работы температуру. Его прогрев будет происходить очень медленно.

Почему может перегреваться мотор?

Очень много тепла отдается охлаждающей жидкостью в радиаторе, следовательно, невозможно прогреть антифриз до рабочей температуры. Происходит нарушение работы в термостате по нескольким причинам. Зачастую это использование антифриза, ресурс которого уже давно выработался. Образуется накипь, которая постепенно оседает на элементах термостата. А далее происходит нарушение работы всех компонентов системы.

Аналогичная неисправность может быть вызвана заливкой воды в систему охлаждения двигателя. Поэтому нужно как можно чаще менять в системе жидкость, не лить воду из-под крана. Стоит отметить, что ресурс антифриза - примерно 80-90 тысяч километров. Следовательно, при замене помпы, которая имеет аналогичный ресурс, желательно осуществить промывку всей системы охлаждения, а также произвести замену антифриза. Во многом неисправности системы охлаждения двигателя ВАЗ-2106 схожи даже с теми, которые проявляются на иномарках.

Диагностика термостата

Определить неисправность термостата можно довольно просто. Сначала запустите и прогрейте двигатель. После прогрева потрогайте патрубки, которые идут на радиатор. Если они холодные, то в радиатор не поступает охлаждающая жидкость. Но не стоит радоваться: при достижении температуры 90 градусов и выше верхний и нижний патрубки должны быть горячими. Только в этом случае можно говорить о том, что термостат полностью исправен. Обратите внимание, что печка работает во всех режимах, независимо от того, по большому или малому кругу циркулирует антифриз в системе.

Когда происходит перегрев двигателя, то в поршневой группе происходит увеличение износа всех трущихся деталей. В этом случае выходят моментально из строя все подшипники, не исключено, что поршни начнут прогорать. Само собой, происходят потери при трении. Весь процесс воспламенения топливо-воздушной смеси, который происходит в камерах сгорания, нарушается. Наряду с этим наблюдается уменьшение мощности. Также увеличивается расход топлива. Обратите внимание, что при чрезмерном нагреве возможно зацикливание поршней в цилиндрах.

Перегрев

Зачастую перегрев возникает в результате засорения радиатора. В его сотах скапливается очень много мусора, накипи, это препятствует не только продвижению антифриза по каналам, но и уменьшает теплоотдачу. Как было сказано ранее, на отечественных автомобилях термостат заклинивает в положении, когда жидкость циркулирует только лишь по меньшему кругу. При этом она не попадает в основной радиатор. Следовательно, жидкость не успевает отдать тепло, зато она постоянно прогревается в рубашке охлаждения.

Чтобы избавиться от этой неисправности, наиболее приемлемый способ – это открыть полностью кран печки и включить вентилятор обдува на полную мощность. Конечно, эффект это даст, но не столь значительный. Желательно установить новый термостат, чтобы циркуляция жидкости происходила в нормальном режиме. Если вы не следите за уровнем антифриза в системе, это накладывает свой отпечаток. Результат этого - конечно же, повышение температуры.

Электровентилятор и помпа

Обратите внимание, что неисправности системы охлаждения двигателя ЯМЗ-238 такие же, как и у автомобилей ВАЗ. Но может быть и так, что циркуляция происходит по обоим кругам, термостат исправен, но двигатель все равно перегревается. Зачастую это случается в тех системах, в которых предусмотрена установка электровентилятора. Как правило, выходит из строя датчик, при помощи которого производится подача питания на электродвигатель. Также перегрев возможен, если оборвался ремень, которым осуществлён привод водяной помпы. Либо же при его неверной регулировке.

Переохлаждение двигателя: частые причины

А теперь о том, когда может возникнуть переохлаждение двигателя. Для нормальных условий, то есть даже при достижении температуры в минус 20 градусов, двигатель должен относительно быстро прогреваться. Даже если он дополнительно не утеплен. Такова конструкция мотора, он может нормально функционировать в широком диапазоне температур. Конечно, если зимой очень сильные холода в вашем регионе, желательно воспользоваться пожаробезопасными утеплителями. Но если термостат будет находиться в открытом состоянии, когда происходит циркуляция только по большому кругу, переохлаждения попросту не избежать.

Менее частые причины

Также возможно, что на некоторых автомобилях, на которых вентилятор имеет принудительный привод, будет наблюдаться переохлаждение. Поэтому многие водители производят замену механического вентилятора на электрический. Стоит отметить, что последний зимой практически не включается, если температура на улице ниже нуля градусов. Обратите только внимание на то, что вся система должна быть идеально герметичной. В ней не должно быть никаких трещин. Все сальники и прокладки должны быть целыми, без повреждений. В радиаторе ни в коем случае не допускается наличие протечек. Такие существуют неисправности системы охлаждения двигателя ВАЗ-2110, они у всех автомобилей аналогичные.


Смотрите также

 

"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453

Новости