С-Петербург, улица Тосина 3
+7 (812) 917-84-85
+7 (921) 316-27-00

Основные части машины


Основные части и агрегаты автомобиля

     

Автомобиль состоит из трёх основных частей:

Двигатель - является источником механической энергии, приводящей автомобиль в движение. У большинства автомобилей двигатель расположен впереди.

Шасси автомобиля представляет собой совокупность механизмов, предназначенных для передачи крутящего момента от двигателя к ведущим колёсам, для передвижения автомобиля и управления им. Шасси состоит из: трансмиссии, ходовой части и механизмов управления.

Трансмиссия - служит для передачи крутящего момента от двигателя к ведущим колёсам и позволяет изменять крутящий момент в зависимости от условий движения. Трансмиссия состоит из сцепления, коробки передач, главной и карданной передач, дифференциала.

Главная передача, дифференциал и полуоси расположены в кожухе заднего ведущего моста. Сцепление предназначено для временного отключения двигателя от трансмиссии и плавного их соединения после переключения передачи в коробке передач и при трогании автомобиля с места.

Коробка передач служит для изменения крутящего момента, движения автомобиля задним ходом и длительного разобщения двигателя от трансмиссии во время стоянки автомобиля и при движении его по инертности.

Карданная передача позволяет передавать крутящий момент между валами, расположенными под изменяющимся при движении автомобиля углом.

Главная передача служит для увеличения крутящего момента и передачи его под прямым углом на полуоси автомобиля.

Дифференциал обеспечивает вращение ведущих колёс с различными скоростями при повороте автомобиля и движении колёс по неровной дороге.

Полуоси передают крутящий момент к ведущим колёсам автомобиля. У большинства автомобилей ведущими являются задние колёса.

Ходовая часть автомобиля представляет собой тележку и состоит из рамы, переднего и заднего мостов, подвески(рессор и амортизаторов) и колёс. Рама служит для крепления на ней кузова и всех агрегатов. У легкового автомобиля рама в большинстве случаев отсутствует. Её роль выполняет кузов.

Передние и задние мосты автомобиля служат для поддержания рамы и кузова через мосты автомобиля передаётся вертикальная нагрузка на колёса.

Подвеска осуществляет упругую связь рамы или кузова с мостами или колёсами.

Колёса непосредственно связывает автомобиль с дорогой. Автомобили с передними ведущими колёсами называются переднеприводными. У таких автомобилей нет карданной передачи и надкарданного короба в кузове, поэтому салон становится просторней и комфортабельней, а масса автомобиля меньше. Легковые автомобили с передними ведущими колёсами обеспечивают лучшую устойчивость при движении с высокими скоростями.

У автомобиля обычной проходимости крутящий момент от двигателя передаётся на задние ведущие колёса.

Колёсная формула автомобиля обычной проходимости:

4*2(число колёс* только кол-во ведущих колёс).

Автомобили повышенной проходимости имеют 2 или 3 ведущих моста.

Механизмы управления включают в себя рулевое управление, необходимое для изменения направления движения автомобиля; и тормозную систему.

www.auto-uch.info

Основные части и механизмы автомобиля

Какие основные части автомобиля?

Автомобиль (рис.1) состоит из двигателя, шасси и кузова.

Что входит в шасси автомобиля?

В шасси автомобиля входят трансмиссия, ходовая часть и механизмы управления. Какое назначение двигателя на автомобиле?

Двигатель 1 является источником механической энергии, необходимой для приведения в движение автомобиля. В качестве такого источника могут применяться двигатели внутреннего сгорания, газотурбинные, паровые, электрические и другие двигатели. Наибольшее распространение получили двигатели внутреннего сгорания.

Рис.1. Общее устройство автомобиля.

Какое назначение трансмиссии на автомобиле и что к ней относится?

Трансмиссия – совокупность агрегатов и механизмов автомобиля, передающих крутящий момент двигателя ведущим колесам и изменяющих крутящий момент и обороты по величине и направлению. К трансмиссии относятся: сцепление 2 (рис.1), коробка передач 3, карданная передача 6, главная передача 9, дифференциал 8, полуоси 7. На автомобилях с двумя и более ведущими мостами в трансмиссию также устанавливают раздаточную коробку 4, распределяющую крутящий момент по ведущим мостам автомобиля.

Какое назначение сцепления на автомобиле?

Сцепление – механизм трансмиссии автомобиля, передающий крутящий момент двигателя и позволяющий кратковременно отсоединять двигатель от трансмиссии и вновь их плавно соединять, что необходимо при переключении передач, трогании автомобиля с места и его остановке. Кроме того, сцепление предохраняет детали механизмов трансмиссии от перегрузок инерционным моментом, создаваемым вращающимися деталями двигателя, при резком замедлении вращения коленчатого вала двигателя.

Какое назначение коробки передач?

Коробка передач служит для передачи крутящего момента и изменения тяговых усилий на ведущих колесах автомобиля с изменением скорости движения, а также для получения заднего хода и разобщения на длительное время двигателя от ведущих колес автомобиля.

Какое назначение карданной передачи на автомобиле?

Карданная передача – механизм трансмиссии автомобиля, состоящий из одного или нескольких карданных шарниров и предназначенный для передачи крутящего момента внутри трансмиссии между агрегатами, оси валов которых не совпадают и могут изменять свое положение. Карданная передача также применяется для передачи крутящего момента к раздаточной коробке, переднему ведущему мосту. Какое назначение главной передачи?

Главная передача – механизм трансмиссии автомобиля, преобразующий крутящий момент и расположенный перед ведущими колесами автомобиля.

Какое назначение дифференциала?

Дифференциал – механизм трансмиссии автомобиля, разделяющий подводимый к нему крутящий момент между выходными валами и позволяющий им вращаться с неодинаковыми скоростями, что необходимо при движении автомобиля на поворотах, закруглениях дороги, неровностях. Что образует ведущий мост автомобиля?

Главная передача, дифференциал и валы ведущих колес, собранные в одном картере, образуют ведущий мост. Какое назначение ходовой части и что к нем относится?

Ходовая часть автомобиля служит для преобразования вращательного движения ведущих колес в поступательное движение автомобиля. К ней относятся рама или кузов-рама, передний и задние мосты, колеса, рессоры, амортизаторы и стабилизаторы поперечной устойчивости (устанавливаются на легковых автомобилях при независимой подвеске передних колес).

Какое назначение механизмов управления и что к ним относится?

Механизмы управления автомобиля служат для изменения направления его движения и остановки в заданном месте в заторможенном состоянии. К механизмам управления относятся рулевое управление и тормозная система.

Какое назначение кузова автомобиля?

Кузов автомобиля служит для перевозки грузов или пассажиров. На легковых автомобилях кузов выполняется совместно с кабиной водителя и имеет сиденья. На грузовых автомобилях имеется отдельная кабина с сиденьем для водителя и пассажира и кузов, выполненный в виде отдельной платформы для перевозки грузов.

Как движется автомобиль?

Для осуществления движения автомобиля крутящий момент от двигателя 1 через сцепление 2, коробку передач 3, карданную передачу 6, главную передачу 9, дифференциал 8, полуоси 7 подводится к колесам 5, которые опираются на проезжую часть дороги и, если между колесами и дорогой имеется достаточное трение, то колеса, перекатываясь по проезжей части, приводят автомобиль в движение. Как называются колеса, к которым подводится крутящий момент?

Колеса, к которым подводится крутящий момент от двигателя, называются ведущими. Колеса, к которым не подводится крутящий момент, называются ведомыми. Какие колеса называются управляемыми?

Колеса, которые соединены с рулевым управлением, называются управляемыми. Они могут быть и ведущими, и ведомыми.

Как приближенно можно определить тяговые усилия автомобиля, у которого крутящий момент подводится только к задним или передним колесам?

Приближенно тяговые усилия, развиваемые автомобилем, у которого крутящий момент подводится только к задним или к передним колесам, можно определить по формуле: РТ = МК•φ, где РТ – тяговые усилия на ведущих колесах, Н; MК – реакции на ведущих колесах, равные массе автомобиля, приходящейся на эти колеса, кг; φ – коэффициент сцепления колеса с дорогой.

По какой формуле можно приближенно определить тяговые усилия автомобиля, у которого крутящий момент подведен ко всем колесам?

Тяговые усилия на колесах такого автомобиля можно приближенно определить по формуле: РТ = МА•φ, где МА – полная масса автомобиля, кг. Более точно с учетом включенной передачи силу тяги на ведущих колесах определяют по формуле:

где МД – крутящий момент двигателя, Н•м; UК – передаточное отношение коробки передач; UГП – передаточное отношение главной передачи; rК – радиус качения ведущих колес, м; ηТ – коэффициент полезного действия трансмиссии (КПД). Что следует понимать под колесной формулой автомобиля?

Колесная формула позволяет определять количество всех колес на автомобиле (первая цифра), причем сдвоенные, чаще задние колеса подразумеваются как одинарные; из них количество ведущих колес, т. е. колес, к которым подведен крутящий момент от двигателя. Например, колесная формула автомобилей ГАЗ-53А, ГАЗ-24 «Волга», ЗИЛ-130 будет 4Х2, так как крутящий момент у этих автомобилей подводится только к задним колесам. Если крутящий момент подводится к задним и передним колесам (ГАЗ-66, УАЗ-469, ВАЗ-2121), то их колесная формула будет 4Х4. На автомобилях с тремя мостами колесная формула может быть 6Х4, если крутящий момент подведен к колесам двух задних мостов (КамАЗ-5320, ЗИЛ-133 и др.) или 6Х6, если крутящий момент подведен к колесам всех мостов (ЗИЛ-131, Урал-375Н и др.).

*** Проверьте свои знания и ответьте на контрольные вопросы по теме «Общее устройство автомобиля»

автомобиль, двигатель, колесо, момент, передача

Смотрите также:

avtomobil-1.ru

Основные части автомобиля

К основным частям автомобиля относятся: кузов, двигатель, трансмиссия, подвеска / механизм рулевого управления / тормозные механизмы / колеса, салон / система вентиляции / кондиционирования, электрика. Кузов. Собственно, кузов – это и есть сам автомобиль. Идентификационный номер автомобиля размещается именно на нем. Это самая дорогая часть автомобиля. А значит, это первое, с чего надо начинать осмотр автомобиля. Основные функции кузова состоят в поддержании формы автомобиля, защите различных агрегатов и пассажиров от воздействия окружающей среды, вандализма, аварий. Помимо этого, кузов имеет большое эстетическое значение. Условно отнесем к кузову элементы, которые имеют к нему непосредственное отношение: фонари, стекла, молдинги, уплотнительные резинки, бампера. Замена этих элементов проблем не представляет. Двигатель. Это то, что приводит автомобиль в движение. Вторая по стоимости часть автомобиля. Серьезный ремонт двигателя может обойтись в серьезную сумму. Трансмиссия. Трансмиссия является посредником между колесами и двигателем. Двигатель внутреннего сгорания имеет определенную мощностную характеристику и ограниченный диапазон рабочих оборотов. Для максимальной эффективности использования двигателя применяется коробка передач, которая позволяет значительно сократить время разгона и расход топлива. Помимо этого, существует необходимость работы двигателя на стоящем автомобиле, что также реализовано в рамках трансмиссии. По стоимости трансмиссия, близка к двигателю. Подвеска / механизм рулевого управления / тормозные механизмы / колеса. Подвеска является посредником между кузовом и колесами. Она вносит значительный вклад в плавность хода и управляемость автомобиля. Чем сложнее подвеска, тем дороже и сложнее ее ремонт. На наших дорогах часто является расходным материалом. Тормозная система стоит относительно недорого. Стоит уделить внимание состоянию тормозных дисков, колодок, шлангов, усилителя тормозов. Что делает механизм рулевого управления несложно понять из названия: он связывает руль с передними колесами. Основная его часть - рулевая рейка стоит, порой, неприятно дорого и не всегда отличается надежностью на наших дорогах. Колеса являются одной из самых недорогих частей автомобиля, но самой важной для безопасности и самой доступной для глаз. Любые недостатки колес (повреждения, износ, несоответствие заводским рекомендациям) являются показанием к торгу. Разный износ колес и различие в размерах говорит об экономии или нарушенной геометрии автомобиля в следствии аварии. Салон / система вентиляции / кондиционирования. Салон автомобиля – это его интерфейс. Большую часть времени мы проводим в салоне автомобиля, потому важно, чтобы в нем нам было комфортно. Система вентиляции/кондиционирования воздуха вносит значительный вклад в комфорт передвижения. Система кондиционирования весьма недешева и проверка ее работоспособности стоит отдельного внимания. Электрика. Электрика сильно зависит от оснащения автомобиля. Чем богаче комплектация и сложнее автомобиль, тем сложнее и дороже электрика. Встречаются автомобили, в электрику которых помимо официального дилера мало кто вмешивается. Цена ремонта будет соответствующей. Лучше об этом узнать заранее. Далее рекомендую переместиться сюда: Алгоритм осмотра

newusedcar.ru

Общее устройство и компоновка военных колесных машин

Автомобили являются самым массовым транспортным средством в народном хозяйстве и Вооруженных Силах. Военные автомобили, как и колесные бронетранспортеры, в настоящее время являются одним из самых массовых видов техники, используемых во всех видах и родах Вооруженных Сил. Кроме того, в ВС находится большое число, так называемых, автомобилей народнохозяйственного назначения: легковые автомобили, грузовые автомобили общетранспортного назначения, созданные на их базе специальные автомобили, автобусы.

Сфера применения автомобильной техники в войсках непрерывно расширяется. Это объясняется рядом специфических свойств этого вида техники. Автомобильный транспорт менее связан с дорогами, чем, например, железнодорожный транспорт, более мобильный и оперативный, представляет возможность передвижения войск, перевозки грузов и военной техники по обходным дорогам и колонным путям.

В этой лекции вы познакомитесь с общим устройством тактико-технической автомобильной многоцелевого назначения, а также с системой обозначения автомобильного подвижного состава и компоновкой военных колесных машин.

ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО МНОГОЦЕЛЕВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ

Автомобиль многоцелевого назначения представляют собой полноприводные автомобили, входящие в состав ВАТ и предназначенные для перевозки личного состава и различных грузов, вооружения и военной техники в согласованном объеме, в том числе и на его шасси.

 

Общее устройство многоцелевых автомобилей

Автомобиль состоит из пяти основных (самостоятельных) частей, каждая из которых имеет свое, вполне определенное назначение.

Такими частями, в соответствии с рисунком 1, являются:

  • двигатель;
  • шасси;
  • электрооборудование;
  • кузов;

дополнительное оборудование.

Двигатель является источником энергии, приводящей автомобиль в движение. В нем происходит преобразование тепловой энергии, выделяемой при сгорании топлива, в механическую. Его устройство изучается н кафедре Двигателей ВАТ.

Электрооборудование автомобиля обеспечивает воспламенение рабочей смеси в двигателе, освещение, сигнализацию, пуск двигателя и питание контрольно-измерительных приборов. Подробно оно изучается на кафедре Электрооборудования ВАТ.

Предметом изучения на кафедре Автомобилей техники является шасси, кузов и дополнительное оборудование.

Шасси представляют собой основу автомобиля, которая служит для передачи усилия от двигателя к ведущим колесам, и обеспечивает движение автомобиля.

Оно включает в себя:

  • трансмиссию;
  • ходовую часть;
  • механизм управления.

АВТОМОБИЛЬ

Двигатель Шасси Электро-оборудование Кузов Дополнительное оборудование
Трансмиссия Ходовая часть   Кабина Коробка отбора мощности
Сцепление Рама Механизмы управления   Грузовая платформа Лебедка
Коробка передач Балки мостов Рулевое управление   Оперение Подъемник запасного колеса
Раздаточная коробка Подвеска Тормозная система     СРДВШ
Карданная передача Колеса       Тягово-сцепное устройство
Главная передача         Система вентиляции картеров
Дифференциал          
Полуоси (приводные валы)          

Рисунок 1 – Общее устройство автомобиля.

Трансмиссия автомобиля представляет собой совокупность механизмов и агрегатов, передающих крутящий момент двигателя к ведущим колесам и изменяющих крутящий момент по величине и направлению.

Трансмиссия состоит из:

  • сцепления;
  • коробки передач;
  • раздаточной коробки;
  • карданной передачи;
  • главной передачи;
  • дифференциалов;
  • полуосей (приводных валов ведущих мостов).

Компоновочная схема трансмиссии трехосного многоцелевого автомобиля показана на рисунке 2.

1 – сцепление; 2 – коробка передач; 3 – раздаточная коробка; 4 – карданная передача; 5 – главная передача и дифференциал; 6 – полуоси (приводные валы)

Рисунок 2 – Компоновочная схема трансмиссии трехосного многоцелевого автомобиля.

Ходовая часть представляет собой тележку, на которой монтируется все агрегаты и механизмы автомобиля и обеспечивает поступательное движение автомобиля, смягчает и поглощает толчки и удары, возникающие при движении автомобиля по неровной дороге.

Ходовая часть состоит:

  • рамы (несущей системы);
  • балок мостов (оси);
  • подвески;
  • колеса (колесного движения).

Механизмы управления – это совокупность механизмов и устройств автомобиля, обеспечивающих его движение по заданному водителем направлению и осуществление торможения.

Механизмы управления состоят из:

  • рулевого управления;
  • тормозной системы.

Кузов предназначен для размещения личного состава и грузов.

Кузов состоит из:

  • кабины;
  • оперения;
  • платформы.

Дополнительное оборудование – это оборудование устанавливаемое на автомобиле для повышения его эксплуатационно-технических свойств, обеспечения жизнедеятельности водителя и выполнения некоторых трудоемких работ.

Дополнительное оборудование состоит из:

  • коробка отбора мощности;
  • лебедки;
  • подъемника запасного колеса;
  • системы регулирования давления воздуха в шинах (СРДВШ);
  • тягово-сцепного устройства;
  • система вентиляции картеров.

Тактико-техническая характеристика автомобилей многоцелевого назначения

Тактико-техническая характеристика (ТТХ) автомобилей многоцелевого назначения (АМН) приведена в таблице 1.

Таблица 1 – Тактико-техническая характеристика АМН.

Основные параметры автомобиля ГАЗ-66-11 ЗИЛ-131Н Урал-4320-01 КамАЗ-43101
Тип Грузовой, многоцелевой, повышенной проходимости
Масса перевозимого груза, кг. 2000 3000 5000 6000
Полная масса, кг 5940 10425 13745 15205
Масса буксируемого прицепа, кг 2000 4150 7000 7000
Максимальная мощность двигателя, кВт (л.с.) 88,2 (120) 110 (150) 154 (210) 154 (210)
Колесная формула 4×4 6×6 6×6 6×6
Колея передних и задних колес, мм 1800/1750 1820 2020 2010
Дорожный просвет под передними и задними колесами, мм  

315

 

330/355

 

400

 

365

Максимальный преодолеваемый подъем без прицепа и с прицепом, град  

31/20

 

31/20

 

33,8/20

 

31/20

Глубина преодолеваемого брода, м 0,8 1,4 1,5/1,7 1,5
Максимальная скорость (автомобиля, автопоезда), км/ч 90/80 80/75 85/77 85/80

 

СИСТЕМА ОБОЗНАЧЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

Определение обозначений

В системе обозначений, существующих до 1966 года, каждому заводу, производящему автомобили, выделялась определенная группа чисел, в пределах которой завод обозначал выпускаемые марки машин. Так, Горьковский автомобильный завод (г. Нижний Новгород) обозначал свои модели в пределах чисел от1 до 99, Уральский автомобильный завод (г. Миасс) – от 300 до 399, завод имени Лихачева (г. Москва) – от 100 до 199. В соответствии с этой системой в свое время были приняты обозначениями общеизвестных моделей автомобилей и автопоездов:

Горьковского автомобильного завода – ГАЗ-51, ГАЗ-52, ГАЗ-63А, ГАЗ-63, ГАЗ-69, ГАЗ-66 и другие;

Уральского автомобильного завода – Урал-375Д (Е,Н), Урал-377 и другие;

Завод имени Лихачева – ЗИС-151, ЗИЛ-157, ЗИЛ-130, ЗИС-150 и 164, ЗИЛ-131 и другие;

Ярославского автомобильного завода (затем Кременчугского автомобильного завода) – ЯАЗ-210 и 211, ЯАЗ-214 и 219, КрАЗ-255 и 260 и другие;

Ульяновского автомобильного завода – УАЗ-469, УАЗ-451, УАЗ-452 и другие.

Модификации базовых автомобилей при данной системе обозначений указывались буквами или цифрами через дефис после обозначения базовой модели: УАЗ-469Б, КрАЗ-255Б, МАЗ-547М, ЗИЛ-131Н, ГАЗ-66-02, ГАЗ-24-10.

Начиная с 1966 года внедрена новая система обозначений автомобильного подвижного состава. Вводятся в обозначения, как и прежде, сокращенное назначение завода-изготовителя и 4-6 цифр. Первая цифра из них обозначает класс автомобиля, вторая цифра – вид автомобиля, третья и четвертая цифры – модель автомобиля, пятая цифра – модификацию данной модели, шестая цифра – знак экспортного варианта. Структура индекса автотранспортного средства (АТС) с учетом приведенной схемы обозначений, применительно к автомобилю ВАЗ-210997, в соответствии с рисунком 3, имеет вид:

Рисунок 3 – Структура обозначения автомобиля.

КЛАСС АВТОТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (первая цифра в обозначении) определяется:

  • полной массой – для грузовых автомобилей;
  • рабочим объемом двигателя – для легковых автомобилей;
  • габаритной длиной – для автобусов;
  • типом прицепного состава – для прицепов и полуприцепов.

Класс прицепов обозначают цифрой 8, класс полуприцепов и прицепов-роспусков – цифрой 9.

Распределение транспортных средств по классам указаны в таблице 2.

Таблица 2 – Распределение транспортных средств по классам.

Класс Легковые автомобили рабочий объем двигателя, л Грузовые автомобили полная масса, т Автобусы габаритная длина, м
1 До 1,2 До 1,2
2 Свыше 1,2 до 2,0 Свыше 1,2 до 2,0 До 5,0
3 Свыше 2,0 до 4,0 Свыше 2,0 до 8,0 6,0-7,5
4 Свыше 4,0 Свыше 8,0 до 14,0 8,0-9,5
5 Свыше 14,0 до 20,0 10,5-12,0
6 Свыше 20,0 до 40,0 16,5 и более
7 Свыше 40,0

ВИД АВТОТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (вторая цифра в обозначении) обозначается следующим образом:

1 – легковые автомобили, 2 – автобусы, 3 – грузовые (бортовые) автомобили, 4 – тягачи, 5 – самосвалы, 6 – цистерны, 7 – фургоны, 8 – резерв (на случай появления нового вида транспортных средств), 9 – специальные автомобили.

НОМЕР МОДЕЛИ (третья и четвертая цифры обозначения).

По мере появления новых моделей АТС на заводе-изготовителе число, указывающее номер модели, возрастает от цифры 01 до предельной цифры – 99.

МОДИФИКАЦИЯ МОДЕЛИ (пятая цифра обозначения).

Цифра (цифровой индекс) обозначает вариант модификации данной модели. Каждая модель может иметь индексацию от цифры 1 до цифры 9.

ЗНАК ЭКСПОРТНОГО ВАРИАНТА (шестая цифра обозначения).

Знак экспортного варианта обозначают различными цифрами. Например, цифру 6 присваивают экспортному варианту для всех условий эксплуатации кроме тропических, в частности, кроме тропического климата. Цифру 7 присваивают экспортному варианту, приспособленному к тропическому климату.

Прицепы и полуприцепы также делятся на классы и виды, также имеющие цифровые обозначения.

Класс прицепов (первая цифра обозначения) указывают цифрой 8, класс полуприцепов и прицепов-роспусков – цифрой 9.

Виды прицепов (вторая цифра обозначения) имеют следующие обозначения:

1 – прицепы к легковым автомобилям;

2 – автобусные прицепы;

3 – грузовые (бортовые) прицепы;

4 – резерв;

5 – самосвальные;

6 – прицепы-цистерны;

7 – фургоны;

8 – резерв;

9 – специальные.

Примеры обозначений и их расшифровка

Урал-4320 – автомобиль Уральского завода (г. Миасс). Цифра 4 – означает, что полная масса автомобиля находится в пределах 8 – 14,0 т. цифра 3 – указывает, что это грузовой автомобиль с бортовой платформой. Третья и четвертая цифры указывают номер модели, в частности 20-ю модель.

У автомобилей Урал-4320.01 последняя цифра указывает на 1-ю модификацию 20-й модели.

КамАЗ-5410 – автомобиль Камского автомобильного завода (г. Набережные Челны). Цифра 5 – обозначает, что полная масса автомобиля находится в пределах 14,0-20,0 т. цифра 4 – указывает, что автомобиль-тягач, цифра 10, – что это 10-я модель.

У автомобиля КамАЗ-5511 вторая цифра означает, что это автомобиль самосвал, третья и четвертая цифры означают 11-ю модель.

МАЗ-79111 – автомобиль Минского автомобильного завода (г. Минск). Цифра 7 – указывает, что полная масса свыше 40,0 т, цифра 9 – означает, что автомобиль специальный, цифры 1 и 1 – 11-й модели. Последняя цифра 1 означает, что это 1-я модификация 11-й модели.

ВАЗ-210997 – автомобиль Волжского автомобильного завода. Цифра 2 – означает, что двигатель автомобиля с рабочим объемом от 1,2 л до 2,0 л. Цифра 1 – указывает, что это легковой автомобиль, 09 – 9-я модель, следующая 9 – 9-я модификация. Цифра 7 – означает, что это экспортный вариант, приспособленный к эксплуатации в условиях тропического климата.

Полуприцеп ЧМЗАП-9990 – полуприцеп (цифра 9) Челябинского машиностроительного завода автомобильных и тракторных прицепов, специальный (вторая цифра 9), в частности, для перевозки неделимых негабаритных изделий, цифра 90 означает 90-ю модель с полной массой более 24,0 т.

Полное обозначение автопоезда включает обозначения автомобиля-тягача и прицепа, например, МАЗ-54322-9397.

КОМПОНОВКА ВОЕННЫХ КОЛЕСНЫХ МАШИН

Компоновка автомобилей зависит, прежде всего, от назначения машин и определяется, в основном, взаимным положением основных элементов автомобиля – двигателя, кабины, трансмиссии, отделения для пассажиров, груза, экипажа. Компоновка должна обеспечивать задание, целесообразное или удобное размещение людей или грузов в машине, возможность оптимальной реализации силы тяги, создаваемой двигателем; удобное обслуживание, высокие эксплуатационные качества, особенно проходимость, подвижность, маневренность, тормозные качества. Компоновка, кроме того, зависит от типа несущей системы типа привода к ведущим колесам. На большинство автомобилях многоцелевого назначения двигатель, кабина, кузов размещены последовательно.

Классической схемой принято считать такую, при которой двигатель, сцепление и коробка передач располагаются в передней части, ведущий мост расположен сзади имеет карданный привод. При этом могут быть следующие варианты, как показаны на рисунке 4:

  • двигатель находится над передним мостом, кабина расположена за двигателем (рисунок 4а);
  • двигатель находится над передним мостом, кабина частично надвинута на двигатель (рисунок 4б);
  • двигатель находится над передним мостом, кабина над двигателем (рисунок 4в);
  • двигатель находится сзади переднего моста, кабина максимально сдвинута вперед(рисунок 4г).

Рисунок 4 – Основные компоновочные схемы автомобилей.

Примером первого варианта является компоновка автомобилей ЗИЛ-131Н, УАЗ-3151, Урал-4320. Преимуществом такой компоновки является хороший доступ к двигателю, недостатком – ограниченная обзорность впереди автомобиля.

Примером второго варианта является компоновка автомобилей ЗИЛ-4331, ЗИЛ-4334, КрАЗ-260. В них за счет некоторого ухудшения доступа к задней части двигателя улучшена обзорность с места водителя. Кроме того, более рационально распределяется масса по мостам автомобиля, увеличивается длина грузовой платформы при сохранении габаритной прежней длины машины.

Примером третьего варианта является компоновка автомобилей КамАЗ-4310 и ГАЗ-66. При такой компоновке увеличиваются нагрузка на ведущие колеса переднего моста, обеспечивая тем самым оптимальное использование сцепной массы и наилучшую обзорность с места водителя. К недостаткам следует отнести плохой доступ к двигателю, повышенный шум в кабины, необходимость создания устройства для опрокидывания кабины.

Четвертый вариант компоновки (МАЗ-6422) обеспечивает хорошую обзорность, удобство входа и выхода из кабины, рациональное размещение массы по мостам автомобиля. К недостаткам такой схемы следует отнести затрудненный доступ к двигателю, большие вертикальные ускорения, действующие на водителя и пассажиров из-за консольного расположения кабины.

По способу привода к ведущим колесам автомобиля могут быть выполнены:

  • по мостовой схеме (рисунок 5);

Рисунок 5 – Мостовая схема привода колес.

  • по бортовой схеме (рисунок 6);

Рисунок 6 – Бортовая схема привода колес.

— индивидуальным подводом мощности к каждому колесу.

Мостовая схема разводки может быть выполнена по двум вариантам:

  • с раздельным приводом к мостам (ЗИЛ-157, КрАЗ-255Б, рисунок 7);

Рисунок 7 – Схема с раздельным приводом к мостам.

Раздельный привод сложен по конструкции, но обеспечивает равномерную нагрузку на карданные передачи:

  • с применением проходных мостов (ЗИЛ-131Н, КамАЗ-4310, Урал-4320 и другие, рисунок 8).

Рисунок 8 – Схема с применением проходных мостов.

При применении проходных мостов упрощается конструкция раздаточной коробки, карданной передачи, лучшая компоновка среднего и заднего мостов.

Автомобили с бортовой схемой привода ведущих колес имеют ограниченное применение. Такая схема применяется лишь на некоторых корпусных машинах и шасси в тех случаях, когда по условиям компоновки необходимо освободить от агрегатов среднюю часть машины для размещения десанта, вооружения и специального оборудования. При бортовой схеме привода ведущих колес основная часть агрегатов трансмиссии размещается по бортам машины.

По числу осей и их расстановке по базе автомобиля существует много различных схем показанных на рисунке 9 (ведомые колеса обозначены кружкой, ведущие – имеют внутри маленький зачеркнутый кружок, ведущие – имеют внутри маленький зачеркнутый кружок, управляемые – обозначаются дополнительно стрелкой).

Рисунок 9 – Схема расположения осей двухосных и трехосных автомобилей.

Схема 9а – применяется на легковых автомобилях с классической компоновкой (ВАЗ-2107) и двухосных автомобилях общетранспортного назначения (ГАЗ-53А, ЗИЛ-130).

Схема 9б – характерна для переднеприводных легковых автомобилей (ВАЗ-2109).

Схема 9в – применяется на полноприводных автомобилях с двумя ведущими осями (УАЗ-3151, ГАЗ-66-11).

Схема 9г – характерна для трехосных автомобилей общетранспортного назначения (КамАЗ-5320, КамАЗ-5511 и другие).

Схема 9д – применяется на всех трехосных полноприводных автомобилях многоцелевого назначения (ЗИЛ-131Н, Урал-4320, КамАЗ-4310).

Схема 9е – применяется на трехосных специальных шасси (БАЗ-5937). Особенности этой схемы является то, передние и задние колеса управляемые, чем достигается высокая маневренность, а также то, что оси по базе расставлены равномерно (осевая формула 1+1+1), чем достигается наилучшая, по сравнению с другими схемами, проходимость.

Схема 9ж – используется лишь в тех случаях, когда более половины массы приходится на переднюю часть автомобиля (Татра-813).

Для автомобилей имеющих четыре и более оси, расположение осей по базе показано на рисунке 10.

Рисунок 10 – Схема расположения осей автомобилей с четырьмя и более осями.

Схема 10а – применяется на многоосевых шасси и тягачей, они имеют осевую формулу 2+2. При такой схеме машина имеет хорошие показатели плавности хода, но несколько худшие по сравнению с другими схемами показатели проходимости и маневренности. По такой схеме выполнены расстановка осей шасси МАЗ-7911, МАЗ-543, МЗКТ-7930, КЗКТ-74281, БАЗ-6950 и их модификаций.

Схема 10б – средние оси сближены, а крайние оси выполнены управляемыми, за счет этого значительно улучшены показателями маневренности (шасси ЗИЛ-135ЛМ).

Схема 10в – отличается от двух предыдущих равномерной расстановкой осей по базе , осевая формула 1+1+1+1. Такая схема расположения осей применяется на бронетранспортерах. При такой расстановке осей машина обладает наилучшими показателями проходимости.

На схемах 10г, д, е – показаны варианты расстановки осей по базе специальных шасси. Осевые формулы этих машин 2+1+2; 3+3; 3+1+3.

myauto-life.ru


Смотрите также

 

"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453

Новости