С-Петербург, улица Тосина 3
+7 (812) 917-84-85
+7 (921) 316-27-00

Положение дроссельной заслонки на холостых оборотах


2. Процент открытия дроссельной заслонки - THR Автор: А.М. Банов

Параметр отображает степень открытия дроссельной заслонки и изменяется в диапазоне от 0 до 100%. При отпущенной педали дроссельной заслонки параметр должен показывать 0%. При полностью нажатой педали (дроссельная заслонка полностью открыта) параметр должен показывать 100%. В данной системе управления установление нулевого положения дроссельной заслонки не регулируется. Предполагается, что узел дросселя выполнен точно в соответствии с ТУ. Работа двигателя на холостом ходу с отпущенной педалью дроссельной заслонки должна сопровождаться параметром THR=0 и RXX=ДА (признак холостого хода). Параметр положения дроссельной заслонки является важным в определении режимов работы двигателя, поскольку именно нажатием на педаль дроссельной заслонки водитель определяет свое желание управлять автомобилем: двигаться быстрее или равномерно, останавливаться или выжимать всю мощность из двигателя. На рис.3 в координатах дроссель-обороты приведены основные режимы, которые определяются в алгоритмах работы двигателя по положению дроссельной заслонки: -Переход к регулированию оборотов на холостом ходу, -Выход на мощностные режимы работы двигателя, -Режим отсечки топлива при движении автомобиля накатом, 

-Отсечка топлива в режиме пуска двигателя.

Рис. 3 Ошибки, связанные с датчиком положения дроссельной заслонки:

Р0122

– низкий уровень сигнала датчика положения дроссельной заслонки Если такая ошибка попала в память блока управления, то можно не сомневаться, что выходной провод датчика, каким-то образом соединен с землей аккумуляторной батареи, либо провод питания датчиков 5В соединен с землей. В последнем случае такая же ошибка должна сопровождаться неисправностями и по датчику температуры и по датчику массового расхода воздуха. В датчиках российского производства эта ошибка чаще возникает из-за поломки самого датчика – внутренний резистивный слой нарушен, нет контакта внутри датчика. Неисправность, скорее всего, кроется в соединительных разъемах датчика и блока управления (например, попадание влаги).Р0123 – высокий уровень сигнала датчика положения дроссельной заслонки Этот код неисправности возникает при обрыве общего провода (массы) жгута датчика. Необходимо прозвонить жгут от разъема датчика к блоку.

Цепи датчика положения дроссельной заслонки проверяются с помощью имитатора датчика ИД-2 (см.рис.4).

Рис. 4

Еще одна маловероятная причина - неисправен блок управления.

При появлении постоянных кодов неисправности Р0122, Р0123 двигатель переходит на резервный режим работы. Положение дроссельной заслонки восстанавливается по текущему расходу воздуха (цикловому наполнению воздуха). Шаговый мотор занимает максимально открытое положение. На автомобиле возможно движение до станции технического обслуживания.

Неисправность - не сбрасываются (медленно сбрасываются) обороты при отпускании педали дроссельной заслонки. Положение дроссельной заслонки при отпущенной педали остается 1-2%. Система не переходит в режим холостого хода или переход происходит с запозданием (0% дроссельной заслонки появляется значительно позже, чем отпущена педаль). Резкая «перегазовка» помогает сбросить обороты. Необходимо: проверить натяжение тросика педали дроссельной заслонки, проверить на внутреннее загрязнение дроссельную заслонку, проверить работу пружинного механизма дроссельного патрубка, питающее напряжение датчика должно + 5,00 В.

Непонятные неисправности:

-плохо исполнен узел дроссельной заслонки - стопорный винт мешает датчику точно определить нулевое положение -неисправен датчик. Посадка на вал дроссельной заслонки не позволяет ему в закрытом положении точно определить нулевое положение -питающее напряжение датчика более 5.01В. Напряжение определяется внутренним источником блока управления. Замерить напряжение, отсоединив клеммы с -датчиков температуры и массового расхода воздуха, возможно неисправен блок управления. 

Неисправность - автомобиль не достигает достаточной мощности.

Уровень дроссельной заслонки не достигает 100% - напольный коврик попал под педаль и она не имеет полного хода (или подобная причина), проверить ход дроссельной заслонки.

Неисправность - резкие рывки и провалы при нажатии на педаль дроссельной заслонки.

Если рывки и провалы появляются из-за датчика дроссельной заслонки, это значит, что резистивный слой нарушен незначительно в средних положениях дроссельной заслонки. Должен появиться код Р0122.

Проверка: При медленном открытии дроссельной заслонки необходимо убедиться, что параметр «Положение дроссельной заслонки» принимает все значения от 0.00 до 100.00%.

Регулировка ДПДЗ и КХХ — бортжурнал Hyundai Lantra 1993 года на DRIVE2

Здравствуйте! Хочу поделиться с Вами, как я регулировал датчик положения ДЗ, вдруг кому то пригодится.Недавно заметил, что машина стала дергаться на малых оборотах, особенно чувствуется на 1 и 2 передачах. Например, когда едешь по двору и надо ехать на первой выше холостых – до средних, (в районе 1000 – 1300 оборотов). Машина в принципе у меня довольно чувствительная к качеству топлива и если попадается плохой бензин – машина дергается на малых оборотах и начинают прыгать холостые от 900 до 450 оборотов. Хоть холостые у меня не сильно плавали, я и подумал, что опять заправился «остатками» или после бензовоза. Залил присадку для очищения форсунок, поездил пару дней — результата нет.Приехал к другу в гараж, где продули компрессором воздушный фильтр, промыли «ABRO» дроссельную заслонку и клапан холостого хода — результата никакого. Так без настроения поехал домой. Вечером взял книжку от машины и начал читать – мысли были такие: машине на малых оборотах не хватает топлива или его многовато, а датчик положения дроссельной заслонки я не проверял и настраивал на глаз. Оказывается, это очень важный элемент, который «говорит» ЭБУ когда и сколько топлива подавать в двигатель. На очередных выходных, вооружившись цифровым и аналоговым приборами, я поехал на дачу.Выполненные действия:1. Проверяем настройку регулировочного винта дроссельной заслонки.Находим точку, когда заслонку перестает закусывать + 1,25 оборота (данная настройка выполняется на заводе и маркируется краской, но у меня никакой краски там не было и до этого, когда прыгали обороты, чтобы машина не глохла — я сам его подкручивал).2. Проверяем массу и питающее напряжение.Датчик ПДЗ у меня 3х контактный (без выключателя закрытия дроссельной заслонки), в 4х контактном датчике надо еще регулировать выключатель. Снимаем фишку с ДПДЗ и проверяем на ней массу и напряжение питания ДПДЗ (контакт 4 и 1 соответственно) включаем зажигание, но машину не заводим. У меня «масса» была (сопротивление – 0,02Ом между контактом 4 и корпусом двигателя), входное напряжение тоже было в норме (4,95 В между контактом 1 и корпусом двигателя), между контактами 1 и 4 – тоже самое. Норма по книжке – 4,8-5,2 В.3. Проверяем сопротивление ДПДЗ и плавность изменения его сопротивления.Подключаем омметр к контактам 1 и 4 – сопротивление должно быть 3,5-6,5 кОм. У меня было 4,98кОм, что тоже в норме. Затем проверяем плавность работы датчика, что лучше делать «омиком» со стрелкой. При медленном повороте дроссельной заслонки от положения ХХ до максимума — сопротивление между контактами 4 и 2 должно плавно увеличиваться без провалов и скачков (это очень важно), а между контактами 1 и 2 наоборот – плавно уменьшаться. Норма от 0,1-0,5кОм до 3,5-6,5кОм. У меня получилось без скачков и провалов от 0,31кОм до 4,98кОм – норма.ЕСЛИ ДАННОЕ УСЛОВИЕ НЕ СОБЛЮДАЕТСЯ – ДАТЧИК НАДО МЕНЯТЬ, или ремонтировать.4. Проверяем выходное напряжение с датчика.Я взял кусочек изолированной проволоки, один конец зачистил, вставил в фишку контакта №2 и аккуратно её надел на датчик, второй конец прицепил к вольтметру (можно конечно проколоть иголочкой провод, но я не стал). Включаем зажигание (машину не заводим) и меряем напряжение между контактом №2 и «массой». Заслонка соответствует ХХ. По книжке напряжение должно быть от 0,48В до 0,52В. У меня выходное напряжение составило – 0,23В, что ниже нормы и поэтому при движении на малых оборотах (чуть выше холостых) «мозги» думали, что машина на холостом ходу и соответственно не увеличивалась подача топлива через форсунки. Как результат – дергание машины на малых оборотах.5. Регулировка ДПДЗ по выходному напряжению.Ослабляем винты крепления датчика и потихоньку, поворачивая его — выставляем необходимые 0,5 В. Затягиваем винты, проверяем плавность увеличения выходного напряжения, оно также как и сопротивление, должно плавно увеличиваться от, выставленных нами, 0,5В до 4,5…5,5В. В моем случае получилось 0,48В…4,95В. 6. Проверяем, что у нас получилось. Вольтметр не отключаем, заводим двигатель, ждем пока прогреется — минут 5. У меня после регулировки холостые обороты стали 950, что высоковато, а выходное напряжение ДПДЗ поднялось до 0,61В, что тоже высоковато. При нажатии на педаль газа появился «провал» – обороты падали до 600, а потом поднимались.7. Регулировка на заведенном двигателе.В моем случае при регулировке болта упора дроссельной заслонки 1,25 оборота после начала открытия — оказалось многовато, выкрутив на 0,5 оборота регулировочный винт обороты немножко упали, но не до нормы. Я отпустил винты крепления ДПДЗ и медленно поворачивая датчик — уменьшил выходное напряжение до нормы 0,5В – обороты еще немного упали, но провал остался (наверное теперь подача топлива стала больше чем требовалось). Я повернул датчик еще — обороты ХХ пришли в норму – 850, а «провал» пропал, вольтметр показал 0,38В.8. Проверка на ходу.

На удивление все заработало как надо: при плавном нажатии на газ – машина плавно ускоряется, дергание пропало. Я доволен.

За одно я снял патрубок, идущий от клапана ХХ к блоку ДЗ, он был потресканый, но герметичный, намазал его снаружи герметиком и обмотал ПХВ изолентой и поставил на место на герметик. В сам клапан ХХ «пшикнул» ВД-40 и проверил, что заслоночка (6 на рисунке) не подклинивает, также проверил сопротивление его катушек, что было в норме – 27 Ом между крайними контактами и по 14 Ом между средним и крайними (может кому пригодится).Регулятор холостого хода.1 — колодка; 2 — корпус; 3 — постоянный магнит; 4 — якорь; 5 — следящая пружина; 6 — поворотная заслонка.

Всем удачи на дорогах!

Цена вопроса: 0 грн Пробег: 389700 км

ДПДЗ, РХХ и дроссельный узел ВАЗовских двигателей

15.03.2015

Узел дроссельной заслонки На первый взгляд, узел дроссельной заслонки представляет собой несложное механическое устройство. На нем располагается датчик положения дроссельной заслонки и шаговый мотор (регулятор ХХ). В комплексе этот узел должен соответствовать строгим техническим условиям. Отклонение характеристик узла дроссельной заслонки от этих ТУ существенно влияет на поведение двигателя в переходных режимах: разгон, торможение, движение накатом, работа на режиме холостого хода, запуск двигателя. Исправность датчика положения дроссельной заслонки и шагового двигателя не гарантируют правильную работу системы при некачественном исполнении механики и конструкции дроссельной заслонки. Узел дроссельной заслонки является в системе устройством, через которое водитель задает требуемую скорость движения автомобиля. Нажимая на педаль дроссельной заслонки (газа), он изменяет пропускную способность впускного коллектора для подачи воздуха в двигатель. Вторая задача дроссельного узла заключается в поддержании байпасного канала (канал ХХ) в таком режиме, чтобы при отказе водителя от управления дросселем (выключение КПП, торможение, движение накатом — во всех этих случаях дроссельная заслонка закрыта) этот канал обеспечивал необходимое наполнение двигателя воздухом для поддержания заданных системой оборотов вращения коленчатого вала. Этот режим реализуется с помощью шагового мотора, установленного в узле дроссельной заслонки. Некачественное исполнение узла дроссельной заслонки (несоответствие ТУ), как правило, вызывает следующие неисправности в работе: • Медленное снижение оборотов двигателя после закрытия дроссельной заслонки. • Затруднённый пуск горячего двигателя с закрытым дросселем. • Двигатель глохнет при резком снижении нагрузки (выключение КПП, движение накатом). Перечисленные неисправности могут быть вызваны и другими причинами, например, сбоями в системе зажигания, топливоподачи, неисправностью датчика расхода воздуха. Но эти неисправности, если они есть, проявляются и на других режимах работы двигателя.

Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ)

ДПДЗ располагается на узле дроссельной заслонки и определяет степень открытия дроссельной заслонки. Система использует показания датчика дроссельной заслонки для следующих режимов работы: 1. На режиме пуска двигателя подача топлива корректируется по степени открытия дросселя (увеличивается при открытом дросселе). Но при открытии дросселя более 90% система перестает подавать топливо в двигатель. В этом режиме можно реализовать продувку двигателя при прокрутке стартером. 2. Во время движения автомобиля, при показаниях датчика дроссельной заслонки выше определенного значения, система с учетом оборотов двигателя обеспечивает мощностной режим топливоподачи. Расчет времени открытия форсунки в зависимости от расхода воздуха определяется параметром обогащения состава топливно-воздушной смеси по таблицам, зашитым в памяти блока управления. В резервных режимах, при выходе из строя датчика массового расхода показания датчика дроссельной заслонки определяют наполнение цилиндров воздухом для расчета топливоподачи в двигатель и установки угла опережения зажигания. 3. В рабочих режимах положение дроссельной заслонки 0% означает выход на режим холостого хода. В этом случае задача системы — поддерживать заданный уровень частоты вращения коленчатого вала в зависимости от показаний датчика температуры и скорости автомобиля. Блок управления пытается снизить обороты двигателя, управляя режимом блокировки топливоподачи до границы, с которой включается программный регулятор холостого хода, обеспечивающий с помощью шагового мотора и угла опережения зажигания стабильную работу двигателя на заданных оборотах. Нужно понимать, что система пользуется показаниями датчика положения дросселя не только для определения режима работы (холостой ход, мощностной режим, продувка двигателя при запуске, работа в резервных режимах), но и проводит коррекцию подачи топлива в двигатель в зависимости от скорости изменения положения дроссельной заслонки (в аналогии с карбюратором — ускорительный насос). Ресурс работы датчиков российских производителей оставляет желать лучшего. Стирание резистивного слоя на внутренних контактах датчика может приводить к ряду сбоев в работе системы. Переход на бесконтактный датчик поможет выправить ситуацию. Как правило, показания датчика нарушаются в положениях, где он чаще всего и работает - это нулевое (или близкое к нему) положение дроссельной заслонки. Характерные сбои в работе системы при неисправном датчике дроссельной заслонки: • Зависание оборотов холостого хода на уровне 1500-3000 в зависимости от температуры двигателя (Это резервный режим работы системы, он вызван неисправностью датчика, система в этом случае не регулирует обороты холостого хода). • Резкие рывки при наборе скорости. Вызываются резкими провалами в показаниях положения дроссельной заслонки. Неисправность датчика положения дроссельной заслонки достаточно хорошо определяется системой самодиагностики блока управления. При плохом датчике загорается лампа «Проверь двигатель» и в память блока заносится соответствующий код неисправности. Когда появляется такой код неисправности, а вы не заметили сбоев в работе системы, проверьте крепление датчика и его разъем. И будьте готовы к замене датчика через некоторое время. Если при наличии перечисленных неисправностей система самодиагностики не выдает кода неисправности по датчику дроссельной заслонки, не торопитесь его менять. Признаки, перечисленные выше, скорее всего, вызваны другими причинами.

Регулятор холостого хода (РХХ)

Шаговый мотор установлен в байпасном канале узла дроссельной заслонки. Положение вала шагового мотора определяет проходное сечение байпасного канала, необходимое для устойчивой работы двигателя при закрытой дроссельной заслонке. В системе управления шаговый мотор выполняет несколько основных функций: • Система отслеживает с помощью шагового мотора такое сечение байпасного канала (в зависимости от оборотов двигателя, скорости автомобиля и положения дроссельной заслонки) при котором в случае сброса нагрузки должно быть обеспечено плавное снижение оборотов коленчатого вала до заданных оборотов холостого хода. Прогрев двигателя после запуска. Система определяет тепловое состояние двигателя по датчику температуры охлаждающей жидкости и автоматически устанавливает обороты холостого хода (минимальные обороты при закрытой дроссельной заслонке). С помощью шагового мотора в этом случае задается такое сечение байпасного канала, при котором двигатель способен поддерживать эти обороты. • При открытии дроссельной заслонки весь воздух в двигатель поступает через сечение дроссельной заслонки, а байпасный канал должен быть подготовлен к резкому закрытию дросселя и сбросу нагрузки (отключение КПП). • Третьей функцией шагового мотора является компенсация контролируемой блоком управления нагрузки (включение/выключение вентилятора, кондиционера и т.д.). В режиме холостого хода система корректирует положение шагового мотора до включения/выключения нагрузки. Тем самым компенсируется мощность, подключаемой этой нагрузки (компенсирует провал оборотов в режиме холостого хода). Шаговый мотор и называют регулятором холостого хода, но он выполняет лишь перечисленные функции. Заданные обороты холостого хода в пределах ?50 об/мин поддерживаются в основном быстрым контуром управления — регулятором по углу опережения зажигания. Раскачка оборотов в режиме холостого хода зависит именно от этого контура и влияния возмущений в системе топливоподачи. Шаговый мотор определяет медленную составляющую в регулировании, отслеживая режимные переходы системы управления. Выход из строя шагового двигателя приводит к явным сбоям в системе: невозможность работы двигателя на холостом ходу, повышение оборотов ХХ, увеличивающихся по мере прогрева двигателя. Эти неисправности возникают и при неполадках в цепях управления шаговым мотором и могут быть определены при помощи тестера ДСТ-2М, который позволяет задавать положение шагового мотора как параметр блока управления. Выбрав режим управления исполнительными механизмами в тестере, нужно подвигать шаговый мотор с помощью блока управления в ту или иную сторону. Если при этом обороты двигателя не изменяются, расход воздуха остается постоянным, а система определяет постоянное положение шагового мотора, неисправность шагового мотора или цепей его управления очевидна. Проверка шагового мотора с помощью тестера может и не дать результата. Система будет правильно отрабатывать ваши попытки закрыть или открыть байпасный канал. Но при этом при эксплуатации автомобиля останутся: зависания оборотов при отключении КПП и заглохания двигателя при движении накатом и невозможность запуска двигателя без помощи дроссельной заслонки. Появление в комплексе этих неисправностей говорит о неисправности шагового двигателя или его цепей управления. И даже при исправных цепях, шаговый мотор может просто неправильно выполнять команды системы управления. Вместо движения вперед отрабатывает движение назад или наоборот. Это можно наблюдать, если снять шаговый мотор и специальным тестером задавать ему движения в разные стороны. Алгоритм управления шагового мотора достаточно сложен, и сбои в его работе могут быть выявлены только специальным тестером, например, ДСТ-6C. Блок управления может выдавать код неисправности шагового мотора, но не всегда это означает, что шаговый мотор или цепи его управления действительно вышли из строя. К сожалению, этот код может появиться и при исправном шаговом моторе. Прежде чем разбираться с шаговым мотором, убедитесь, что заданные обороты холостого хода в системе выставляются правильно по температуре двигателя и режим холостого хода определен в системе (положение дроссельной заслонки 0%).

Совет: Если смазывать механическую часть шагового мотора литолом, то он работает значительно лучше и дольше. После смазки плохой шаговый мотор часто восстанавливает свою работоспособность.


Смотрите также

 

"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453

Новости