Аккумуляторные батареи устанавливаются не только в автомобилях, но и в сельскохозяйственной и садовой технике, строительном и грузоподъемном оборудовании, мотоциклах, мопедах, катерах и электрогенераторах. Все они различаются по типу работы, напряжению и емкости – это главные параметры выбора. Но сначала определимся с тем, какое все-таки приспособление вам необходимо. Для обслуживания аккумуляторов транспортных средств используют пуско-зарядное, пусковое (ПУ) и зарядное устройство (ЗУ) – устройство каждого мы рассмотрим в деталях.
Назначение: запуск двигателя внутреннего сгорания при севшем аккумуляторе; применение в транспортных средствах, имеющих электростартер.
Пусковое устройство | Устройство и принцип работы |
Автономное | Имеет встроенный элемент питания, который заряжается от электросети. С целью контроля уровня заряда на корпусе предусмотрен индикатор. Подключение к розетке с напряжением в 220 В осуществляется с помощью адаптера. Для соединения с АКБ предусмотрены провода с «крокодилами». ПУ не требует питания от сети в момент запуска двигателя, поэтому может использоваться в любом месте: во дворе, на даче, в лесу и т.д. Большинство моделей подходит для АКБ с напряжением в 12 В. Из полезных дополнений у многих автономных устройств есть защита от переполюсовки: при неправильном подключении клемм специальное реле посылает сигнал на светодиод – на панели загорается лампочка, предупреждающая о том, что перепутана полярность |
Сетевое | Основными составляющими ПУ являются диодный мост, трансформатор, тиристоры, узел контроля напряжения из транзисторов, делитель напряжения из стабилитрона и резисторов. Аппарат подключается к электросети с напряжением в 220 или 380 В в зависимости от класса – бытового или профессионального. Использоваться может только в автомастерской или гараже, где есть электросеть либо генератор. С АКБ пусковое устройство соединяется «крокодилами». Есть модели, рассчитанные на 12 или 24 В, а также комбинированные. Рабочий процесс зависит от срабатывания узла контроля напряжения: если в момент запуска двигателя напряжение аккумулятора ниже порогового (например, меньше 10 В), подается сигнал на открытие тиристоров – происходит подпитка АКБ от пускового устройства. Как только значение превысит пороговое, подпитка прекратится – тиристоры закроются. Таким образом, удастся быстро и без ущерба для аккумулятора завести автомобиль. У многих моделей на панели управления есть амперметр для контроля тока запуска |
Назначение: полное или частичное восполнение заряда севшего аккумулятора; поддержание состояния заряженной АКБ при длительном хранении.
Выбирая автомобильное зарядное устройство, устройство его полезно знать, чтобы разбираться в принципе работы, основных режимах и функциях. Вам будет понятно, за наличие каких дополнений стоит переплатить, а от каких лучше отказаться в пользу более простого приспособления.
Простейшая трансформаторная зарядка для АКБ состоит из трансформатора с вторичной обмоткой, к которой подключен выпрямитель (тиристоры). В основе схемы лежит симисторный регулятор с диодным мостом и резисторами. Для подсоединения к сети имеется розетка, а для подключения к аккумулятору – «крокодилы» или кольца. При подаче сетевого тока на устройство начинает заряжаться конденсатор (через резистор и диод). Затем ток подается к аккумулятору. Существуют более сложные устройства – импульсные, у них дополнительно установлены импульсные диоды с большим током (в несколько десятков ампер). На выходе стоит электролитический конденсатор. Такие приспособления заряжают батарею импульсным током. Дополнительно в схеме могут быть предусмотрены защитные системы: от короткого замыкания, переполюсовки, перегрева.
Чем отличается трансформаторное устройство от импульсного? Прежде всего габаритами и способом зарядки. Первое имеет довольно громоздкий трансформатор и выпрямитель, работает по принципу преобразователя, т.е. преобразует переменный сетевой ток в постоянный ток в 12 или 24 В. Импульсники отличаются компактными размерами, работают на более высоких частотах и производят максимально качественную зарядку. Что касается процесса зарядки, есть два способа.
Наиболее совершенны приспособления, работающие на базе микропроцессора. Он выбирает необходимый ток зарядки в зависимости от типа и состояния аккумулятора, контролирует процесс и отвечает за ряд дополнений. Например, функция памяти будет полезна, если во время зарядки пропадет напряжение в сети – устройство отключится, при возобновлении подачи тока процесс продолжится с сохраненными настройками и с того же этапа, на котором был прерван. Помимо обычной зарядки, могут быть предусмотрены особые режимы: десульфатирование (подача тока в импульсном режиме для предотвращения образования сульфатов на свинцовых пластинах АКБ), Boost (форсированный режим, в котором происходит ускоренный заряд батареи на повышенном токе), импульс (поддержание 100% заряда аккумулятора в течение нескольких дней за счет подачи постоянного пониженного напряжения) и др. Панель управления оснащена амперметром и контрольными световыми индикаторами. Чтобы исключить нагрев автомобильного зарядного устройства, устройство корпуса предусматривает вентиляционные отверстия для охлаждения. У многих моделей имеется еще встроенный вентилятор для улучшенного отвода тепла.
Назначение: пуск двигателя при севшем аккумуляторе или очень низком его заряде; контроль и восполнение заряда аккумулятора.
Автомобильное пуско зарядное устройство – устройство, совмещающее в себе два прибора, рассмотренных выше. Это универсальное приспособление открывает широкие возможности в обслуживании аккумуляторов различных транспортных средств. В основе схемы лежат трансформаторы, транзисторы, резисторы и диоды. Принцип работы тот же, что и у зарядного и пускового устройств. В зависимости от выбранного режима может осуществляться запуск двигателя при подаче тока большой силы для прокрутки коленвала, возможна зарядка АКБ при минимальном токе в течение длительного времени или быстрая зарядка, восполняющая заряд батареи за короткий промежуток при большой силе тока. Панель управления и набор дополнительных функций такие же, как у зарядных устройств – некоторые модели даже внешне похожи. Разница лишь в режимах работы. Большинство ПЗУ имеют массивную конструкцию, поэтому предусматриваются колеса для перемещения. Такие аппараты находят применение в автосервисах, автобусных и таксопарках, на СТО.
Теперь вы знаете, какие приспособления используются в тех или иных случаях для обслуживания аккумуляторов транспортных средств. В нашем интернет-магазине вы подберете пусковое устройство для автомобиля, устройство для зарядки АКБ или пуско-зарядное устройство. Подробнее о выборе по характеристикам читайте в статье. Также вы можете обратиться к менеджеру, который посоветует модель, подходящую для ваших нужд.
Автомобильный аккумулятор на холоде разряжается быстрее. И чем старше батарея, тем заметнее проблема – мотор можно не завести даже после часовой стоянки на морозе. Опытные автовладельцы на такой случай под рукой держат зарядное или пускозарядное устройство, чтобы ни от чего и ни от кого не зависеть. Если и вы намерены приобрести такое устройство, прочитайте наш обзор. Он посвящен особенностям зарядных устройств Орион. Предприятие из Санкт-Петербурга проектирует и производит электронику для автомобилей с 1994 года. Его эксперты нашли решения для всех проблем, с которыми сталкиваются российские автолюбители.
Ситуация неприятная. Полный разряд укорачивает срок службы аккумулятора, так как меняется химический состав батареи и в прежнее состояние его уже не вернуть. Поэтому автолюбители стараются защитить АКБ от холода и подзаряжать ее до и после долгой стоянки. Но если разрядка все-таки произошла? Экстренный и очень распространенный выход – прикурить от другого автомобильного аккумулятора. Однако напомним, что метод этот может, во-первых, не сработать с полностью разряженной батареей. А во-вторых, поблизости может не оказаться автомобиля с проводами-крокодилами. Удобнее, конечно, иметь свое автономное пускозарядное устройство. Прибор подключается к аккумулятору, и водитель стартером заводит автомобиль. Во время движения машины АКБ подзаряжается от генератора. Без лишних остановок и частых торможений вы сможете доехать до гаража и нормально зарядить аккумулятор. Приборы Орион заряжают любую исправную батарею с номинальным напряжением 12 В. Есть модели, которые рассчитаны на 2 типа аккумуляторов – 12 и 24 В, например, Орион-415. Этот прибор отличается высоким КПД, а следовательно, высокой скоростью заряда, которая достигается двухтактным высокочастотным преобразователем. Но стоит учесть следующее: зарядно-предпусковые устройства лучше использовать в помещении, например, гараже. В экстренном случае можно заряжать аккумулятор на улице, но только в сухую погоду – таковы правила электробезопасности.
Это не пойдет ему на пользу – начнет выкипать электролит и снизится емкость. Поэтому пользователи предпочитают прибор с автоматизированным процессом работы. По мере заряда батареи в ней возрастает напряжение. Устройство автоматически начинает понижать силу тока относительно выставленного пользователем значения, которое считается максимальным. Нужно лишь учитывать правило: максимальное значение силы тока не должно быть выше 10% от общей емкости АКБ. Согласитесь, это проще запомнить, чем регулярно отслеживать напряжение в аккумуляторе и менять настройки зарядного устройства. Автоматический режим работы есть у каждого прибора Орион. Обратите внимание на модель Орион-320 – она работает в автоматическом и неавтоматическом режиме. Последний может потребоваться, например, если пользователь намерен повысить плотность электролита или контролировать процесс заряда самостоятельно.
Взгляните на приборную панель прибора. Например, Орион 325 (первая модель на рисунке ниже) – с ней разберется и тот, кто был не очень успешен на школьных уроках физики. Когда прибор включен, горит зеленый светодиод. Чтобы выставить силу тока, нужно повернуть регулятор. Силу тока показывает стрелка амперметра: по мере заряда аккумулятора ток будет автоматически уменьшаться. Чем ниже сила тока, тем меньше времени осталось ждать. Об угрозе перегрева предупредит красный светодиод со значком t оС.
Возможен и другой вариант оформления приборной панели. Он использован в модели Орион-320 (вторая модель на рисунке ниже). Здесь индикатором тока служат светодиоды, промаркированные цифровыми значениями. Добавился переключатель режимов – для выбора типа заряжаемой батареи (щелочной или кислотной).
Есть и другие конфигурации. Например, Орион-415 (третий прибор на рисунке ниже) оснащен переключателем для выбора вольтажности аккумулятора. Все модели приборов спроектированы так, чтобы пользователь мог максимально быстро приступить к работе и потратить минимум усилий на настройку.
Выбирайте современный прибор с высокочастотным преобразователем энергии: он легче и компактнее. Например, Орион-265 весит всего 850 г, его размеры 155x85x200 мм. При необходимости он поместится даже в дамской сумочке или отсеке для хранения мелочей в салоне машины. И никакой путаницы в проводах – в корпусе каждого прибора есть специальный отсек для их хранения.
Уточните, имеет ли зарядное устройство защиту от переполюсовки и перенапряжения. Первая функция исключает ситуацию, когда устройство выходит из строя при неправильном подключении. Защита от перенапряжения оберегает АКБ от кипения электролита и потери емкости. У приборов Орион эти функции есть. А кроме того, они имеют комплексную защиту от перегрева. Она состоит из встроенного микровентилятора, отверстий на корпусе и светодиодного индикатора на панели управления, который оповещает об угрозе перегрева. Едва ли прибор выйдет из строя по этой причине.
ПЗУ выдают постоянное напряжение и стабилизируют выходной ток. Поэтому их можно использовать как блок питания для низковольтной техники – 12 – 15 В или 24 – 29 В. То есть к ним можно подключить автомагнитолу, галогеновый светильник, полировальную машинку и электроотвертку. В этом случае отлично подойдет Орион-325 – полноценный блок питания для низковольтных приборов.
Изучите сравнительную таблицу, где для наглядности мы перечислили все упомянутые выше модели и их основные характеристики.
Основные параметры пускозарядных устройств
Характеристика | Модель | ||||
Орион-150 | Орион-265 | Орион-320 | Орион-325 | Орион-415 | |
Номинальное напряжение аккумулятора, В | 12 | 12/24 | |||
Max ток зарядки, А | 7 | 7 | 20 | 20 (12 В) 15 (24 В) | |
Max емкость аккумулятора, А/ч | 70 | 70 | 220 | ||
Min емкость аккумулятора, А/ч | 40 | 4 | 8 | ||
Габариты, мм | 155x85x200 | ||||
Вес, кг | 0,75 | 0,85 | 0,93 | 0,91 | 1,1 |
Особенности | Простое зарядное устройство | Питание электроинструментов | Для зарядки щелочных и кислотных аккумуляторов | Питание аппаратуры в авто, электроинструментов, галогеновых ламп и т.д. | Использование в качестве предпускового устройства |
Теперь осталось самое главное – выбрать подходящее пускозарядное устройство. И в этом вам поможет каталог автомобильной электроники Орион. Кстати, в нем вы найдете еще много полезных приборов для своей машины.
Современный автомобильный аккумулятор, при условии его своевременного обслуживания, может без проблем прослужить вам 5-7 лет. Но никто не застрахован от ситуаций, при которых АКБ, утратив свои способности, попросту отказывается работать в штатном режиме. Причин здесь может быть сколько угодно, начиная от длительного простоя на холоде и, заканчивая неполадками в системе питания авто.
Одним из способов «оживления» аккумуляторной батареи является ее зарядка, осуществлять которую лучше после установления и устранения причины ее разряда. Чтобы зарядить АКБ, можно воспользоваться услугами специальных сервисов, а можно справиться с этой задачей и самому. Для этого, конечно, необходимо иметь зарядное устройство (ЗУ).
Если в вашем арсенале нет ЗУ для аккумулятора, но есть желание его приобрести, следует знать, какие зарядные устройства бывают, и какое из них лучше всего подойдет для ваших потребностей.
В продаже представлены два основных вида ЗУ:
Этот вид ЗУ предназначен исключительно для подзарядки аккумулятора. Зарядка происходит путем передачи напряжения и тока нужной величины от клемм устройства на клеммы аккумулятора. Она может осуществляться тремя способами:
Последний способ зарядки является наиболее эффективным, но для такой процедуры требуется ЗУ с устройством автоматического переключения режимов.
Отдельно, зарядно-предпусковые устройства классифицируются на:
В основе трансформаторного ЗППУ – мощный и габаритный трансформатор. Подобные устройства отличаются высокой надежностью, однако из-за значительного размера и веса, не очень удобны в эксплуатации.
Импульсные ЗППУ более компактны. Принцип их работы заключается в преобразовании тока, получаемого из потребительской сети, и увеличения его частоты на выходе. Здесь также используется трансформатор, однако его габариты очень компактны. Кроме того, импульсные ЗУ заряжают батарею гораздо быстрее, работают в автоматическом режиме, а также могут иметь ряд дополнительных функций. Большинство из них имеет встроенный логический контроллер, управляющий процессом зарядки. Стоимость таких устройств гораздо выше стоимости трансформаторных ЗУ.
Когда АКБ разрядилась настолько, что не в состоянии обеспечить вращение стартера для запуска двигателя, выручит зарядно-пусковое устройство. Конечно, если рядом есть розетка. Достаточно подключить зарядно-пусковое устройство к сети, подсоединить его клеммы к клеммам аккумулятора, установить необходимую величину тока, и можно запускать двигатель. Зарядно-пусковые устройства, переключенные в пусковой режим, осуществляют длинноимпульсную подачу тока на бортовую цепь автомобиля, обеспечивая тем самым условия для успешного старта двигателя. Единственное условие – аккумулятор авто должен быть отключен.
Дополнительно, ЗПУ можно использовать и в качестве обычного зарядного устройства. Зарядно-пусковые устройства также могут быть, как трансформаторными, так и импульсными.
Основываясь на практике, можно с уверенность сказать, что предпочтительней иметь под рукой (в гараже) зарядно-пусковое устройство, нежели просто зарядное, причем полностью автоматизированное.
Определившись с типом зарядного устройства, самое время перейти к определению его основных рабочих параметров, необходимых для качественной зарядки аккумулятора. Здесь существует всего два критерия:
Зная величину номинальной емкости АКБ, можно определить необходимую для нее величину тока заряда. Для кислотных аккумуляторов, зарядный ток определяется по следующей формуле: Imax≥ 0,1*Cном, где Cном – показатель номинальной мощности АКБ. Иными словами, если в вашем авто установлена батарея емкостью 55 Ач, то выбираемое ЗУ должно выдавать, как минимум, 5,5 А. Для щелочных аккумуляторов зарядный ток должен быть несколько выше. Определить его можно по следующей формуле Imax ≥ 0,25*Cном.
Чтобы иметь возможность максимально точно подобрать нужную величину тока заряда, необходимо, чтобы в зарядном устройстве была предусмотрена дискретная или плавная его регулировка с максимальным шагом 0,5 А.
Для большинства кислотных батарей (12-вольтовых) максимальное напряжение в конце зарядки должно составлять 14,4-15 В (2,4-2,5 В на банку). Для нормальной зарядки таких АКБ, учитывая падение напряжения на клеммах и проводниках, оптимальным зарядным напряжением принято считать 15,5 В.
Чтобы точно определить величину максимального напряжения заряда для батарей свинцово-кислотного типа, используют формулу: Umax ≥ Uэл*N, где Uэл – это конечное напряжение на одном элементе (банке) АКБ, а N – количество элементов (банок).
Например, если в паспортных данных аккумулятора указано, что максимальное напряжение одного заряженного элемента составляет 2,4 В, а число элементов в батарее – 6, то максимальное напряжение заряда для АКБ равно 14,4 В.
Для щелочных моделей максимальное зарядное напряжение определяют, используя следующую формулу: Umax ≥ (2,1*N) + Ud, где N – количество элементов, а Ud – так называемая, вольтдобавка – дополнительное увеличение значения напряжения, составляющее примерно 5 В на каждые 15 элементов.
Чтобы зарядное устройство удовлетворяло эксплуатационные требования АКБ, необходимо, чтобы в нем была предусмотрена возможность регулировки выходного напряжения с шагом не более 0,1 В. Для большего удобства и точной настройки лучше использовать ЗУ с цифровым индикатором (вольтметром).
Определив максимальные показатели зарядного тока и напряжения для вашего аккумулятора, не спешите приобретать ЗУ именно с такими параметрами. Дело в том, что АКБ – это лишь отдельный элемент, который со временем может быть заменен на себе подобный, однако с другими характеристиками. К тому же, вряд ли кто-то всю жизнь ездит на одном и том же автомобиле. Лучше будет, если вы купите зарядное устройство с параметрами тока и напряжения, превышающими номинальные, т.е. «с запасом». Такое решение позволит использовать его и для существующего аккумулятора, и для его возможного «преемника» с более высокими рабочими показателями.
1.Выбирая между зарядным и зарядно-пусковым устройством, отдайте предпочтение последнему. Так вы всегда будете уверенны, что имея розетку в гараже, вы всегда сможете запустить двигатель, не дожидаясь, пока ЗУ зарядит АКБ до необходимого состояния.
2.Не следует приобретать зарядное устройство под определенный аккумулятор (автомобиль). Сделайте выбор в пользу прибора, характеристики которого на 10% превосходят необходимые на данный момент.
3.Если вы слишком знакомы с электротехникой, приобретите лучше полностью автоматическое ЗУ с комбинированным типом зарядки. Оно обойдется вам немного дороже, но избавит от лишних хлопот.
4.Не покупайте зарядное устройство сомнительного происхождения. Это все-таки электрический прибор, представляющий определенную опасность, особенно, если он произведен непонятно где, и непонятно кем.
5.В любом случае, начинайте эксплуатацию ЗУ только после изучения инструкции по его эксплуатации.
НАЗНАЧЕНИЕ ЗАРЯДНОГО УСТРОЙСТВА ОРИОН PW-415
Устройство для заряда аккумуляторных батарей Орион pw415 предназначено для заряда автомобильных и мотоциклетных АКБ, в том числе полностью разряженных до нуля любого типа и ёмкости в автоматическом режиме с возможностью регулировки силы тока.ОСОБЕННОСТИ ЗАРЯДНОГО УСТРОЙСТВА ОРИОН PW-415
Автоматический заряд АКБ.Максимальный ток заряда — 15А.Заряд аккумуляторной батареи 12/24В.Плавная регулировка силы тока.Использование ЗУ в качестве многоцелевого блока питания.Использование ЗУ в качестве предпускового устройства.Заряд АКБ полностью разряженных до нуля.Защита от перегрева и переполюсовки.Встроенный микровентилятор.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРЕДПУСКОВОГО УСТРОЙСТВА ОРИОН PW-415 В КОЧЕСТВЕ ИСТОЧНИКА ПИТАНИЯ
Устройство для заряда АКБ Орион PW-415 может использоваться в качестве источника питания с возможностью регулировки силы тока нагрузки для электроинструмента, автомобильной аппаратуры и любых других потребителей напряжения 12/24В. При замыкании выходных проводов или перегрузке прибор будет переходить в режим стабилизации тока.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗУ В КАЧЕСТВЕ ПРЕДПУСКОВОГО УСТРОЙСТВА
При недостаточном заряде аккумуляторной батареи для прокрутки стартера Орион пв-415 может быть использован как предпусковое устройство. Для этого необходимо выставить на ручном регуляторе максимальный ток и произвести заряд АКБ в течении 5-30 минут. Набравшая заряд батарея сможет дать больший ток в первые секунды работы стартера.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАРЯДНОГО УСТРОЙСТВА ОРИОН PW-415
Напряжение питающей сети 180-240 ВЧастота питающей сети 50-60 ГцНоминальное напряжение АКБ 12/24ВПлавная регулировка тока (12В) 0.8-15АПлавная регулировка тока (24В) 0.8-15АТок короткого замыкания не более 8АДиапазон рабочих температур -10…+40СГабариты 155*85*200 ммМасса 0.85 кгВстроенный микровентилятор +
Тип амперметра Стрелочный
Цена вопроса: 2 000 ₽
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453