Добрый день. В сегодняшней статье я расскажу про причины перегрева двигателя и рассмотрю способы их устранения. Традиционно для нашего сайта статья содержит большое число фото и видео материалов.
Проще всего понять устройство системы охлаждения, посмотрев это небольшое видео:
Двигатель будет перегреваться всего в двух случаях — плохо отводится тепло от двигателя и тепла выделяется больше, чем рассчитана система охлаждения.
Радиатор — это основной компонент системы охлаждения, который предназначен для отвода тепла. Он может быть забит как снаружи, в этом случае про его чистку, у нас на сайте есть отдельная статья, так и изнутри.
Пример радиатора, забитого грязью снаружи:
Такой радиатор можно продуть на сервисе или помыть на мойке.
Пример радиатора забитого внутри:
Как правило, изнутри, радиаторы забивает при езде на воде, или при неисправности системы охлаждения.
Чистка радиатора выполняется после снятия радиатора, посредством промывания его обратным потоком или при помощи специальной химии, про это у нас тоже есть отдельная статья.
Если промыть радиатор изнутри невозможно его меняют.
Способ устранения неисправности — продувка радиатора снаружи и промывка изнутри.
Большую часть времени, тепло отводится от радиатора охлаждения, посредством набегающего потока воздуха. При малой скорости движения, или при стоянках автомобиля с работающим двигателем, потока набегающего воздуха не хватает. В этом случае, в работу включается электровентилятор системы охлаждения. Он имеет мощность порядка 80-150 Вт. и обеспечивает движение большого количества воздуха через радиатор.
Наиболее распространенные причины отказа — перегорание предохранителя, отказ реле, износ подшипников и заклинивание электродвигателя.
Способ устранения неисправности — проверка электрической цепи, при отказе электродвигателя вентилятора замена его на новый или контрактный.
Термостат является основным компонентом, задающим рабочую температуру двигателя.
Работа термостата, основанна на изменении объема воска при плавлении. В зависимости от объёма воска и характеристик пружин задается его рабочая температура.
Вследствие естественного износа возможно заклинивание термостата в закрытом положении или его неполное открытие.
Как итог — в большом круге системы охлаждения будет недостаточная циркуляция, и двигатель будет перегреваться.
Способ устранения неисправности — замена термостата новым. Перед заменой термостат желательно сварить делается это вот так:
Помпа — это компонент системы охлаждения, обеспечивающий циркуляцию охлаждающей жидкости. Вследствие износа крыльчатки из-за кавитации помпа теряет эффективность. Вот так выглядит изношенная крыльчатка:
Также помпа может заклинить — в этом случае вы услышите противный писк ремня, износиться в подшипниках — в этом случае вы увидите бегущую охлаждающую жидкость и болтающийся шкив помпы.
В любом случае помпа теряет эффективность и перестает перекачивать по системе охлаждающую жидкость.
Способ устранения неисправности — замена помпы на новую.
В современных автомобилях система охлаждения работает на температурах больше 100 градусов. Благодаря этому достигается лучшая топливная экономичность. К несчастью, у работы двигателя на повышенных температурах есть одна особенность — повышенная кавитационная нагрузка. Кавитация — это образование пузырьков газа в жидкости. Сама по себе кавитация не опасна, но она изнашивает помпу и препятствует циркуляции жидкости.
Для того чтобы снизить образование пузырьков газа в системе охлаждения применяют повышенное давление. Основной элемент, задающий максимальное рабочее давление — пробка расширительного бачка.
Как правило, её клапан закисает в открытом положении, вследствие этого, снижается температура кипения, и антифриз периодически выплескивается из расширительного бачка.
Способ устранения неисправности — замена пробки расширительного бачка на новую.
Также часто воздушные пробки образуются по причине неисправности прокладки ГБЦ, но про это у нас есть отдельная статья, повторяться не будем.
Все видели, как разогреваются выпускные коллектора при позднем зажигании:
Занятно, что при очень раннем зажигании, будет перегреваться весь двигатель. Эта неисправность стоит последний в списке, так как карбюраторных двигателей, где регулировка зажигания осуществлялась вручную, практически не осталось, а на современном инжекторном двигателе такой перегрев просто невозможен, так как зажигание устанавливается блоком управления двигателем.
Способ устранения неисправности — регулировка момента опережения зажигания.
На этом у меня сегодня всё. Я надеюсь, что статья про причины перегрева двигателя и способы их устранения была вам полезна. Если у вас остались вопросы или если вы хотите дополнить статью — пишите комментарии.
С уважением, администратор https://life-with-cars.ru
Перегрев двигателя - это ситуация, когда температура мотора превышает предельно допустимый уровень. Происходит это обычно на двигателях с жидкостным охлаждением. Предельная температура составляет 90 градусов, и если мотор нагревается слишком сильно, то как раз и складывается проблемная ситуация. Это может происходить по нескольким причинам. Необходимо обратиться в автосервис, чтобы определить, почему перегревается двигатель, и устранить причину.
В первую очередь нужно понимать, что последствия перегрева двигателя могут быть серьезные. Для того чтобы избежать неприятностей, давайте во всем разберемся.
Определить, что двигатель автомобиля перегревается, можно по следующим симптомам:
Если замечен подобные признаки перегрева двигателя, то следует обратиться в автосервис, чтобы выявить причину и устранить ее, пока это не привело к необратимым последствиям.
Давайте рассмотрим причины перегрева двигателя автомобиля:
После того, как определено, почему перегревается двигатель, необходимо провести ремонтные работы для устранения неисправности.
При низком уровне охлаждающей жидкости необходимо долить в систему ту же самую жидкость либо взаимозаменяемую. В некоторых случаях туда доливают воду.
Если проблема заключается в термостате, то следует обратиться в автосервис, то нужно поменять термостат на новый либо на тот, который имеет соответствующие параметры.
При отказе электровентилятора необходимо для начала обратить внимание на целостность предохранителя, находящегося в блоке предохранителей в подкапотном пространстве или под бардачком. В случае обнаружения перегоревшего предохранителя следует его поменять на новый, но не превышающий значение по амперам. В других проблемных случаях с электровентилятором следует обратиться в квалифицированному электрику.
При проблеме с ремнем привода вентилятора его необходимо натянуть либо заменить. То же касается и неисправностей с ремнем помпы. Если же проблема заключается в поломке крыльчатки помпы, то насос нужно заменить.
Если соты радиатора загрязнены мошками и прочими инородными частицами, то необходимо обратиться на автомойку. Там соты радиатора промываются сильным напором воды.
При выявлении микротрещины в цилиндрах или ГБЦ нужно произвести соответствующий ремонт либо заменить ту или иную поврежденную деталь. Обычно для исправления ситуации используется аргонная сварка, но не всегда получается добраться до места, где находится трещина.
При поломке датчика необходимо заменить его на новый. Поврежденные шланги и патрубки также меняются на целые.
Если речь идет о повреждениях в основном радиаторе, то производится ремонт либо замена. Для устранения повреждений в металлических деталях используется аргонная сварка, в пластиковых - клей. Если детали изготовлены из углеродного волокна, то здесь поможет только замена, ремонт их не производится.
Некоторые автовладельцы задаются вопросом, насколько опасен перегрев двигателя. Эту проблему нельзя оставлять без внимания, ведь любая вышеперечисленная неисправность может привести к поломке ДВС. В процессе эксплуатации его может заклинить, что приведет к капитальному ремонту. Также последствия перегрева двигателя автомобиля могут быть таковы, что владельцу придется раскошелиться на дорогой ремонт, в то время, как при устранении изначальной причины затраты будут пока еще небольшими.
Если материал был для вас интересен или полезен, опубликуйте его на своей странице в социальной сети:
Скоро нас ждёт летняя жара, когда под капотом машин не выключается активная система охлаждения, чаще это видно в пробках: все гудят мощными вентиляторами. Без охлаждения силовая установка умерла бы уже через полчаса. Бывают ситуации, что вроде всё нормально, но двигатель всё равно перегревается. Почему такое происходит, и что можно в этом случае предпринять?
Перегрев двигателя
ДВС в подавляющем большинстве имеют жидкостное охлаждение, есть, конечно, и на воздухе, но это бывает чаще в лёгких скутерах и маломощных мотоциклах. Все остальные моторы охлаждаются жидкостью: антифризы, тосолы. Некоторые заливают простую воду, однако по эффективности она существенно уступает специализированным жидкостям. Кроме того, обычная вода не самым лучшим образом влияет на состояние металлических поверхностей системы, они окисляются и ржавеют. Да ещё и в зимнее время вода замерзает, и может вывести из строя двигатель.
Охлаждающая жидкость пронизывает весь блок двигателя по специальным мелким тоннелям, не давая превысить максимальную температуру. Постоянно циркулируя, они отводят лишнее тепло, удерживая жар в рамках 90. Если же циркуляции недостаточно, то система запускает вентилятор, который дополнительно обдувая радиатор. Выключается он автоматически, когда температура охлаждающей жидкости не вернётся на отметку ниже 90 градусов. Это пример идеальной работы системы, но бывает случаются сбои, причины которых мы и разберём.
Причины перегрева двигателя
На самом деле причин, приводящих к перегреву двигателя, может быть много, попробуем перечислить наиболее распространённые:
Что делать при перегреве двигателя
Как только вы заметили, что двигатель начал перегреваться, и датчик уже входит в красную зону, самый оптимальный вариант, это заглушить двигатель. Если вы на ходу, то следует включить нейтралку, и катиться до полной остановки (включив аварийку), никаких нагрузок, педаль газа не трогаем.
Если уровень жидкости в порядке, значит есть отказ вентилятора, термостата, или что-то попало в систему. Можно открыть полный периметр, то есть включить печку на максимальный обогрев салона. Температура жидкости должна упасть, после чего спокойно глушим машину.
Если жидкости почти совсем нет, только что заметили, то здесь без вариантов, глушить мотор немедленно. Это случай повреждения двигателя, либо маслосъёмки, либо радиатор. Машину до сервиса исключительно на эвакуаторе.
Что советуют профессионалы – следите за своей машиной, проверяйте уровень охлаждающей жидкости. Если тосола будет в норме, то даже выход из строя вентилятора не станет фатальным, всегда можно помочь снизить температуру печкой.
При перегреве двигателя прежде всего проверьте количество охлаждающей жидкости и доведите до нормы. Уровень воды в радиаторе должен быть на 15—20 мм ниже заливной горловины. Антифриз наливайте на 6—7% меньше воды по объему, ввиду того, что он расширяется значительно больше, чем вода. Доливайте воду в радиатор перегретого двигателя лишь после того, как двигатель немного остынет. Если двигатель работает, то доливать воду нужно тонкой струйкой, чтобы не вызвать появления трещин в цилиндрах. При испарении антифриза в систему охлаждения следует добавлять только воду, а если антифриз вытек, то долить его. По возможности течь устраните затягиванием хомутиков или заменой прокладок. Помните, что эффективность охлаждения двигателя сильно зависит от натяжения ремня вентилятора. В случае ослабления — отрегулируйте его, а если ремень неисправен — замените его запасным. Регулировка натяжения ремня вентилятора производится изменением положения генератора, а на автомобиле ГАЗ-5ЗА (натяжного ролика). В двигателях ЗИЛ-130 один ремень регулируется изменением положения генератора, а другой — перемещением насоса гидравлического усилителя рулевого управления. Величины прогиба правильно натянутого ремня при нажатии на него с силой 3—4 кг приведены на рисунках и в таблице. Если ремень привода вентилятора замаслен, его необходимо протереть бензином. Перегрев двигателя может быть вызван и засорением шлангов системы охлаждения, проходов для воздуха в сердцевине радиатора, большом отложении накипи на стенках системы охлаждения, неисправностью клапана термостата или плохой работой водяного насоса и др. Для устранения этих неисправностей вначале проверьте водяной насос. Если через контрольное отверстие водяного насоса выходит вода, значит, сальник неисправный и его следует заменить. Нельзя заглушать контрольное отверстие, когда через него идет вода. Это приводит к порче подшипников водяного насоса. Если водяной насос неисправный и отремонтировать в пути невозможно, необходимо заменить его исправным. Засорившиеся проходы для воздуха в сердцевине радиатора продуйте сжатым воздухом.
Проверка натяжения ремня вентилятора двигателя автомобиля ГАЗ-53А: 1 — шкив коленчатого вала; 2 —ремень; 3 — генератор; 4 — вентилятор
Проверка натяжения ремня вентилятора двигателя автомобиля ЗИЛ-130: 1 — шкив коленчатого вала; 2 — шкив насоса гидроусилителя; 3 — шкив водяного насоса; 4 — шкив генератора; 5 — шкив компрессора; 6 — насос гидроусилителя рулевого управления.
Данные по натяжению ремней | |||
Марка автомобиля | Усилие нажатия на ремень в кг в средней части | Нормальный прогиб ремней в мм | |
вентилятора | компрессора | ||
«Запорожец» ЗАЗ-965А «Москвич-408» «Чайка» ГАЗ-13 «Волга» М-21 ГАЗ-69, ГАЗ-69А ГАЗ-51А, ГА3-63 УАЗ-450Д ГА3-53А ЗИЛ-130 ЗИЛ-164, ЗИЛ-151, ЗИЛ-157 | 3—4 3-4 3—4 2,5—3 4 4 3—4 3—4 4 3—4 | 12—15 12—15 5/10 10—15 10—15 10—15 10—15 10—15 10—15 15—20 | — — — — — — — 10-12 10—15 15—20 |
Иногда двигатель перегревается при недостаточной подаче масла к смазываемым деталям или плохого его качества. Ухудшение смазки приводит к усилению трений между деталями, повышает температуру деталей и масла. Вредно сказывается на работе, двигателя и повышенный уровень масла в картере. Следует постоянно следить за уровнем масла, за давлением в системе смазки, не допускать подтеканий масла через соединения шлангов и трубопроводов, прокладки и сальники фильтров тонкой и грубой очистки. Помните, что во избежание течи масла из-под крышки корпуса фильтра тонкой очистки при смене фильтрующего элемента, крышку следует ставить в то же положение, в котором она была и до снятия, ориентируясь метками на крышке и корпусе, нанесенными красной краской, а также при необходимости менять и прокладку между крышкой и корпусом фильтра.
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453