Техника работы с рулевым колесом намного сложнее, чем может показаться на первый взгляд. На этой страничке я ознакомлю Вас с тем, на что в процессе обучения следует обратить внимание в первую очередь!
ВНИМАНИЕ Не рекомендуется поворачивать руль, когда автомобиль находится в неподвижном состоянии с выключенным двигателем. Во-первых, это приводит к преждевременному износу шин, во-вторых, при выключенном двигателе не работает гидравлический усилитель, поэтому вы можете повредить рулевой механизм.
Каждый водитель должен уметь поворачивать рулевое колесо, не снимая с него рук, это умение особенно пригодится, когда вождение автомобиля происходит по скользкой дороге.
Держать руль следует не сильно, но в то же время достаточно крепко: когда автомобиль движется, даже небольшое усилие может резко изменить траекторию его движения. Если учесть состояние современных российских дорог, то данное правило приобретает особую актуальность. По этой же причине категорически запрещается убирать с рулевого колеса обе руки во время движения автомобиля, потому что вовремя «поймать» его в случае необходимости вы, возможно, не успеете.
Каждый водитель должен четко представлять себе, куда именно в данный момент направлены управляемые колеса его автомобиля (то есть иметь так называемую «обратную связь» с автомобилем). Следует использовать специальную технику руления, приведенную ниже, чтобы не потерять обратную связь при повороте на большие углы (когда водитель вынужден перехватывать рулевое колесо руками).
Допустим, вам необходимо повернуть налево под большим углом (такое бывает, например, при проезде Y-образных перекрестков). В данном случае правая рука контролирующая, а перехватывать рулевое колесо нужно левой. Сразу после того, как левая рука охватит руль, нужно раскрыть пальцы правой руки и упереться ладонью в обод рулевого колеса, что позволит провернуть ее относительно точки соприкосновения и опять охватить руль. В результате руки на ободе рулевого колеса примут исходное положение. Если необходимо произвести еще один оборот, все перечисленные действия следует повторить.
В зависимости от текущей дорожной ситуации, и особенно от того, насколько быстро она меняется, техника руления может осуществляться одним из двух способов: силовым или скоростным.
Сущность силового способа управления рулевым колесом заключается в том, что вы работаете либо одновременно двумя руками без перехвата, либо каждой рукой по очереди, но с перехватами. При повороте руля старайтесь не допускать скрещивания рук, поскольку можно потерять контроль над машиной и спровоцировать возникновение аварийной ситуации. Рулевое колесо нужно пропускать сквозь пальцы, а положение рук изменяется в зависимости от угла поворота.
Далее рассмотрен пример выполнения правого поворота при использовании силового способа управления рулем.
Как правило, силовой способ работы с рулевым колесом используется при движении по неровным и грунтовым дорогам, по колее, на ухабистых дорогах и т. п. Характерной особенностью силового способа является то, что в данном случае водитель транспортного средства всегда четко представляет себе, на какой угол и в каком направлении повернуты управляемые колеса его автомобиля.
Скоростной способ работы позволяет поворачивать руль в нужном направлении примерно в 3–5 раз быстрее, чем при использовании силового способа (в немалой степени это зависит от индивидуальных качеств водителя). Скоростной способ позволяет оперировать как одной, так и двумя руками, а также сочетать использование рук. Скоростной способ при повороте руля на угол более 180° позволяет применять перекрестный перехват рук.
ВНИМАНИЕ В отличие от силового способа, скоростной способ работы с рулевым колесом не дает водителю возможности четко представлять себе направление управляемых колес автомобиля. Это существенный недостаток: обратная связь является одним из важнейших условий, позволяющих своевременно вывести транспортное средство из поворота и стабилизировать его при попадании в занос.
Если вы хотите повернуть направо, используя скоростной способ и работая при этом одной рукой, то из начального положения выполните переход от захвата рулевого колеса к рулению тыльной стороной кисти. На первый взгляд это может показаться сложным, но достаточно всего нескольких тренировок — и вы освоите этот прием. В нижней части руля осуществляется руление тыльной стороной кисти и последовательным переходом:
Из начального положения поверните рулевое колесо направо до того момента, когда нужно будет выполнить скоростной перехват правой рукой, чтобы выполнить правый поворот, используя скоростной способ руления с перекрестным перехватом. Затем продолжайте поворот руля левой рукой, одновременно выполняя перехват правой руки (момент начала перекрестного перехвата). После того, как вы выполните перехват правой рукой, осуществляется дальнейший поворот рулевого колеса до момента перехвата обода руля левой рукой. Затем выполняется поворот рулевого колеса правой рукой со скоростным перехватом левой рукой, а по окончании перехвата производится поворот руля левой рукой с последующим перехватом правой рукой (завершение перекрестного перехвата).
Выбирая подходящий способ работы с рулевым колесом, не забывайте, что угловая скорость поворота руля должна быть сопоставима с выбранной траекторией движения, а также со скоростью транспортного средства. Например, если в процессе движения неожиданно возникла необходимость выполнить тот или иной маневр (объехать препятствие, выбоину на дороге и т. п.), настоятельно рекомендуется применять только скоростной способ (особенно если скорость движения вашего автомобиля не превышает 50–60 км/ч). Стандартный хват рулевого колеса разрешается изменять, когда вы полностью контролируете ситуацию и можете точно спрогнозировать свои действия при прохождении поворота, адекватно оценив его крутизну и допустимую скорость движения.
Определив заранее угол, на который вам предстоит повернуть руль, выполняйте предварительный хват с таким расчетом, чтобы при прохождении поворота, когда нужно будет соблюдать особую точность руления, у вас обязательно действовали обе руки. Например, готовясь к левому повороту, вы можете из начального положения выполнить предварительный захват до начала поворота руля. Затем при повороте в левую сторону левая рука должна поворачивать рулевое колесо, а правая — скользить по нему.
Чем выше уровень профессионализма водителя, тем реже он использует в управлении автомобилем скоростной способ работы с рулевым колесом. То же самое и наоборот: чем ниже мастерство — тем чаще человек вынужден пользоваться скоростным способом. Поэтому обязательно в процессе обучения уделите должное внимание тренировке техники руления.
Очень часто встречается такое явление: водитель после выполнения маневра (разворота, прохождения поворота и т. п.) отпускает руль в «свободное плавание» и ждет, когда он самостоятельно вернется в исходное положение. Учтите, что с точки зрения безопасности дорожного движения так поступать нельзя. Дело в том, что при разбалансированном стабилизирующем моменте (причиной этого могут быть неотрегулированные развал и схождение колес, незначительные неполадки в рулевом механизме и др.) руль может не вернуться в начальное положение, а остановиться раньше времени, и тогда избежать неприятностей будет очень трудно (для исправления ситуации будет критично мало времени). Если же вы не можете обойтись без такого приема, хотя бы придерживайте рулевое колесо скользящим хватом, чтобы в любой момент у вас была возможность своевременно отреагировать соответствующим образом на его нештатное поведение.
Еще одна плохая привычка, присущая многим водителям — работа с рулевым колесом одной рукой, в то время как другая лежит, например, на рычаге переключения передач.
ВНИМАНИЕ Снимать руку с рулевого колеса разрешается только для выполнения каких-то других действий, связанных с управлением автомобилем: переключения света фар, работы с рычагом переключения передач и т. п. Учтите: если вам приходится держать руль одной рукой, то необходимо увеличивать силу хвата.
Опытный водитель, обладающий высоким уровнем профессионализма, ни на секунду не теряет контакта с рулевым колесом в любой дорожной ситуации.
Правильное руление у водителя вырабатывается с годами, ведь на самом деле процесс работы с рулевым колесом не такой простой, как кажется. При разных манёврах используется разная техника держания руля и управление им. Работа с рулевым колесом выполняется с помощью следующих приёмов и техник. Руление без отрыва кистей рук Это самый простой приём, который необходимо усвоить новичку. Он применяется в условиях спокойной езды, когда требуется выполнить простой и плавный поворот или откорректировать расположение машины в пределах той дорожной полосы, по которой осуществляется движение. Что бы изменить направление движения автомобиля, или же его выровнять, следует взять руками на рулевое колесо и не смещать их по ободу до завершения манёвра. При этом расположение рук должно быть практически параллельным. Такая работа рулём может быть выполнена без особого труда при условии, что водитель правильно сидит в кресле. Если, к примеру, рулевое колесо расположено слишком близко, то собственное тело шофёра просто не даст ему возможность повернуть руль на угол 90°. Поэтому обучаясь работе с рулём, необходимо усвоить также такое понятие, как правильная посадка водителя в автомобиле. Рис. 1. Руление без отрыва рук от руля: а) исходное положение; б) поворот налево; в) поворот направо. Руление перехватом Эта техника более сложная и задействуется при выполнении поворотов. Если требуется повернуть налево, то, начав с базовой позиции, руки крутят рулевое колесо до тех пор, пока левая рука будет в состоянии хорошо его удерживать. Далее правая рука продолжает вращать руль, а левая в это время смещается вверх по ободу, выполняя перекрёстный захват. Беритесь за руль и начнем поворачивать его налево. Почему налево, а не направо? Потому что большинство людей “правши” и рабочая рука у них – правая. А при повороте налево основную работу выполняет именно правая рука (рис. 2). Рис. 2. Зоны работы рук при повороте руля: а) правой рукой; б) левой рукой; в) запретная зона Кстати, “левшам” советую привыкать к работе правой рукой, так как в машинах с левосторонним расположением руля все органы управления автомобилем рассчитаны на “правшей”. Итак, две руки начинают плавно поворачивать руль налево (рис. 3). Однако после поворота руля на угол 80–90° (поз. 2), локоть левой руки начинает испытывать чувство дискомфорта и вот-вот упрется в ваше туловище. Это означает, что дальше левая рука работать не может. Поэтому ее надо просто убрать с руля! Но одновременно с этим (поз. 3–4):
По поводу того, как правильно крутить руль существует множество мнений. Разные авторы предлагают различные способы работы рулем, выводят теории и рисуют сложные схемы, зачастую полностью опровергая друг друга. Я вам предлагаю не блуждать в трех соснах, а освоить достаточно простой способ скоростного руления (этим способом, кстати, пользуются автогонщики). Если вы его освоите, вам будет намного легче выходить из сложных и опасных ситуаций на дороге.
Несколько правил: обе руки постоянно держат руль (А), правую снимаете для смены передач и сразу возвращаете обратно на руль. Положение рук на руле «без пятнадцати три» (если представить, что это циферблат часов). Руль не обязательно сильно сжимать в руках, но он не должен жить своей жизнью (существует выражение: «Руль следует держать, как птицу: сильно, чтобы не улетела и нежно, чтобы не задушить»).
Руль крутят обеими руками до перекрещивания (Б, В). Наверняка Вы слышали от старых водителей, что «руки перекрещивать нельзя». Не воспринимайте этот совет слишком буквально.
Рука, находящаяся внизу, ложится на верхнюю часть руля (Г), и продолжает вращать руль до упора. Повторяя те же действия в обратной последовательности, верните руль в первоначальное положение (Д, Е), при котором передние колеса смотрят прямо.
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453