С-Петербург, улица Тосина 3
+7 (812) 917-84-85
+7 (921) 316-27-00

Работа рулевым колесом


Работа с рулевым колесом

Техника работы с рулевым колесом намного сложнее, чем может показаться на первый взгляд. На этой страничке я ознакомлю Вас с тем, на что в процессе обучения следует обратить внимание в первую очередь!

ВНИМАНИЕ  Не рекомендуется поворачивать руль, когда автомобиль находится в неподвижном состоянии с выключенным двигателем. Во-первых, это приводит к преждевременному износу шин, во-вторых, при выключенном двигателе не работает гидравлический усилитель, поэтому вы можете повредить рулевой механизм.

Каждый водитель должен уметь поворачивать рулевое колесо, не снимая с него рук, это умение особенно пригодится, когда вождение автомобиля происходит по скользкой дороге.

Держать руль следует не сильно, но в то же время достаточно крепко: когда автомобиль движется, даже небольшое усилие может резко изменить траекторию его движения. Если учесть состояние современных российских дорог, то данное правило приобретает особую актуальность. По этой же причине категорически запрещается убирать с рулевого колеса обе руки во время движения автомобиля, потому что вовремя «поймать» его в случае необходимости вы, возможно, не успеете.

Каждый водитель должен четко представлять себе, куда именно в данный момент направлены управляемые колеса его автомобиля (то есть иметь так называемую «обратную связь» с автомобилем). Следует использовать специальную технику руления, приведенную ниже, чтобы не потерять обратную связь при повороте на большие углы (когда водитель вынужден перехватывать рулевое колесо руками).

  1.        Одна рука, которая контролирует положение руля, должна оставаться на месте. При выполнении левого поворота это будет правая рука, а при выполнении правого поворота — левая. Следовательно, если вы выполняете поворот налево, то перехватывать рулевое колесо будет левая рука, а при правом повороте — правая. Контролирующая рука будет постоянно находиться на своем месте и на нем же останется при возврате рулевого колеса в исходное положение. Вы можете сменить контролирующую руку в тот момент, когда руль при повороте проходит свое нейтральное положение.
  2.        Поворачивать рулевое колесо необходимо двумя руками, по возможности не перехватывая его, на максимально больший угол. Только при невозможности дальнейшего поворота перехватывайте руль. Многие новички допускают одну и ту же распространенную ошибку: поворачивая рулевое колесо, они постоянно перехватывают его через очень короткие расстояния. Такое «мельтешение» совершенно ни к чему, более того — оно чревато потерей контроля над транспортным средством.

Допустим, вам необходимо повернуть налево под большим углом (такое бывает, например, при проезде Y-образных перекрестков). В данном случае правая рука контролирующая, а перехватывать рулевое колесо нужно левой. Сразу после того, как левая рука охватит руль, нужно раскрыть пальцы правой руки и упереться ладонью в обод рулевого колеса, что позволит провернуть ее относительно точки соприкосновения и опять охватить руль. В результате руки на ободе рулевого колеса примут исходное положение. Если необходимо произвести еще один оборот, все перечисленные действия следует повторить.

  1.        При возврате рулевого колеса в нейтральное положение контролирующая рука должна оставаться на своем месте. Для того чтобы провернуть ладонь относительно руля, разожмите пальцы и слегка упритесь ладонью в обод. При скрещивании рук левая возвращается на свое место, а затем рулевое колесо двумя руками возвращается в нейтральное положение.
  2.        Бывает так, что сразу после этого необходимо повернуть руль в правую сторону (данный прием используется для выхода из заноса). В данном случае нужно быстро выполнить смену ведущей руки — это позволит вам всегда иметь обратную связь с автомобилем. Руки действовать в данной ситуации должны симметрично тому, как они действуют при выполнении левого поворота.

В зависимости от текущей дорожной ситуации, и особенно от того, насколько быстро она меняется, техника руления может осуществляться одним из двух способов: силовым или скоростным.

Сущность силового способа управления рулевым колесом заключается в том, что вы работаете либо одновременно двумя руками без перехвата, либо каждой рукой по очереди, но с перехватами. При повороте руля старайтесь не допускать скрещивания рук, поскольку можно потерять контроль над машиной и спровоцировать возникновение аварийной ситуации. Рулевое колесо нужно пропускать сквозь пальцы, а положение рук изменяется в зависимости от угла поворота.

Далее рассмотрен пример выполнения правого поворота при использовании силового способа управления рулем.

  1.        Придайте рукам исходное положение на рулевом колесе. Затем скользящим движением переместите правую руку вверх по рулю таким образом, чтобы она не заходила на воображаемом часовом циферблате за цифру 12. После этого поверните рулевое колесо по направлению часовой стрелки правой рукой, левая рука в данной ситуации должна скользить вниз по ободу руля в направлении, противоположном направлению его вращения.
  2.        Затем крепко возьмите руль в нижней его части левой рукой и продолжите поворот в том же направлении настолько, насколько это необходимо, причем одновременно правая рука скользящим движением должна перемещаться по ободу рулевого колеса вверх.
  3.        Выровнять траекторию движения автомобиля после совершения правого поворота можно, пропустив руль в обратном направлении сквозь пальцы, при этом следите внимательно за тем, чтобы он самопроизвольно не вращался.

Как правило, силовой способ работы с рулевым колесом используется при движении по неровным и грунтовым дорогам, по колее, на ухабистых дорогах и т. п. Характерной особенностью силового способа является то, что в данном случае водитель транспортного средства всегда четко представляет себе, на какой угол и в каком направлении повернуты управляемые колеса его автомобиля.

Скоростной способ работы позволяет поворачивать руль в нужном направлении примерно в 3–5 раз быстрее, чем при использовании силового способа (в немалой степени это зависит от индивидуальных качеств водителя). Скоростной способ позволяет оперировать как одной, так и двумя руками, а также сочетать использование рук. Скоростной способ при повороте руля на угол более 180° позволяет применять перекрестный перехват рук.

ВНИМАНИЕ  В отличие от силового способа, скоростной способ работы с рулевым колесом не дает водителю возможности четко представлять себе направление управляемых колес автомобиля. Это существенный недостаток: обратная связь является одним из важнейших условий, позволяющих своевременно вывести транспортное средство из поворота и стабилизировать его при попадании в занос.

Если вы хотите повернуть направо, используя скоростной способ и работая при этом одной рукой, то из начального положения выполните переход от захвата рулевого колеса к рулению тыльной стороной кисти. На первый взгляд это может показаться сложным, но достаточно всего нескольких тренировок — и вы освоите этот прием. В нижней части руля осуществляется руление тыльной стороной кисти и последовательным переходом:

  1.   к рулению открытым хватом через ребро ладони;
  2.   затем к рулению открытым хватом с переходом к рулению закрытым хватом;
  3.   наконец, к рулению закрытым хватом.

Из начального положения поверните рулевое колесо направо до того момента, когда нужно будет выполнить скоростной перехват правой рукой, чтобы выполнить правый поворот, используя скоростной способ руления с перекрестным перехватом. Затем продолжайте поворот руля левой рукой, одновременно выполняя перехват правой руки (момент начала перекрестного перехвата). После того, как вы выполните перехват правой рукой, осуществляется дальнейший поворот рулевого колеса до момента перехвата обода руля левой рукой. Затем выполняется поворот рулевого колеса правой рукой со скоростным перехватом левой рукой, а по окончании перехвата производится поворот руля левой рукой с последующим перехватом правой рукой (завершение перекрестного перехвата).

Выбирая подходящий способ работы с рулевым колесом, не забывайте, что угловая скорость поворота руля должна быть сопоставима с выбранной траекторией движения, а также со скоростью транспортного средства. Например, если в процессе движения неожиданно возникла необходимость выполнить тот или иной маневр (объехать препятствие, выбоину на дороге и т. п.), настоятельно рекомендуется применять только скоростной способ (особенно если скорость движения вашего автомобиля не превышает 50–60 км/ч). Стандартный хват рулевого колеса разрешается изменять, когда вы полностью контролируете ситуацию и можете точно спрогнозировать свои действия при прохождении поворота, адекватно оценив его крутизну и допустимую скорость движения.

Определив заранее угол, на который вам предстоит повернуть руль, выполняйте предварительный хват с таким расчетом, чтобы при прохождении поворота, когда нужно будет соблюдать особую точность руления, у вас обязательно действовали обе руки. Например, готовясь к левому повороту, вы можете из начального положения выполнить предварительный захват до начала поворота руля. Затем при повороте в левую сторону левая рука должна поворачивать рулевое колесо, а правая — скользить по нему.

Чем выше уровень профессионализма водителя, тем реже он использует в управлении автомобилем скоростной способ работы с рулевым колесом. То же самое и наоборот: чем ниже мастерство — тем чаще человек вынужден пользоваться скоростным способом. Поэтому обязательно в процессе обучения уделите должное внимание тренировке техники руления.

Очень часто встречается такое явление: водитель после выполнения маневра (разворота, прохождения поворота и т. п.) отпускает руль в «свободное плавание» и ждет, когда он самостоятельно вернется в исходное положение. Учтите, что с точки зрения безопасности дорожного движения так поступать нельзя. Дело в том, что при разбалансированном стабилизирующем моменте (причиной этого могут быть неотрегулированные развал и схождение колес, незначительные неполадки в рулевом механизме и др.) руль может не вернуться в начальное положение, а остановиться раньше времени, и тогда избежать неприятностей будет очень трудно (для исправления ситуации будет критично мало времени). Если же вы не можете обойтись без такого приема, хотя бы придерживайте рулевое колесо скользящим хватом, чтобы в любой момент у вас была возможность своевременно отреагировать соответствующим образом на его нештатное поведение.

Еще одна плохая привычка, присущая многим водителям — работа с рулевым колесом одной рукой, в то время как другая лежит, например, на рычаге переключения передач.

ВНИМАНИЕ  Снимать руку с рулевого колеса разрешается только для выполнения каких-то других действий, связанных с управлением автомобилем: переключения света фар, работы с рычагом переключения передач и т. п. Учтите: если вам приходится держать руль одной рукой, то необходимо увеличивать силу хвата.

Опытный водитель, обладающий высоким уровнем профессионализма, ни на секунду не теряет контакта с рулевым колесом в любой дорожной ситуации.

Работа с рулевым колесом

Правильное руление у водителя вырабатывается с годами, ведь на самом деле процесс работы с рулевым колесом не такой простой, как кажется. При разных манёврах используется разная техника держания руля и управление им. Работа с рулевым колесом выполняется с помощью следующих приёмов и техник. Руление без отрыва кистей рук Это самый простой приём, который необходимо усвоить новичку. Он применяется в условиях спокойной езды, когда требуется выполнить простой и плавный поворот или откорректировать расположение машины в пределах той дорожной полосы, по которой осуществляется движение. Что бы изменить направление движения автомобиля, или же его выровнять, следует взять руками на рулевое колесо и не смещать их по ободу до завершения манёвра. При этом расположение рук должно быть практически параллельным. Такая работа рулём может быть выполнена без особого труда при условии, что водитель правильно сидит в кресле. Если, к примеру, рулевое колесо расположено слишком близко, то собственное тело шофёра просто не даст ему возможность повернуть руль на угол 90°. Поэтому обучаясь работе с рулём, необходимо усвоить также такое понятие, как правильная посадка водителя в автомобиле.   Рис. 1. Руление без отрыва рук от руля: а) исходное положение; б) поворот налево; в) поворот направо. Руление перехватом Эта техника более сложная и задействуется при выполнении поворотов. Если требуется повернуть налево, то, начав с базовой позиции, руки крутят рулевое колесо до тех пор, пока левая рука будет в состоянии хорошо его удерживать. Далее правая рука продолжает вращать руль, а левая в это время смещается вверх по ободу, выполняя перекрёстный захват. Беритесь за руль и начнем поворачивать его налево. Почему налево, а не направо? Потому что большинство людей “правши” и рабочая рука у них – правая. А при повороте налево основную работу выполняет именно правая рука (рис. 2).   Рис. 2. Зоны работы рук при повороте руля: а) правой рукой; б) левой рукой; в) запретная зона Кстати, “левшам” советую привыкать к работе правой рукой, так как в машинах с левосторонним расположением руля все органы управления автомобилем рассчитаны на “правшей”. Итак, две руки начинают плавно поворачивать руль налево (рис. 3). Однако после поворота руля на угол 80–90° (поз. 2), локоть левой руки начинает испытывать чувство дискомфорта и вот-вот упрется в ваше туловище. Это означает, что дальше левая рука работать не может. Поэтому ее надо просто убрать с руля! Но одновременно с этим (поз. 3–4):

  • правая рука – без остановки продолжает поворачивать руль,
  • левая рука – перемещается на руль чуть выше правой руки (и позже берет инициативу на себя).
  Рис. 3. Работа руками при повороте налево Дальше (поз. 4) правая рука начинает чувствовать себя “неважно”, поэтому ей необходимо занять более удобную для себя позицию (поз. 5), при этом:
  • левая рука – без остановки продолжает поворачивать руль,
  • правая рука – перемещается в самую верхнюю точку на руле.
Затем некоторое время руки работают одновременно, но потом левая рука опять начинает упираться своим локтем в ваше туловище. Поэтому она должна переместиться и занять место над правой рукой, которая в это время продолжает свою работу. Далее правая рука передает лидерство левой руке и уходит в верхнюю точку на руле. И процесс повторяется. Пора сделать некоторые выводы. При повороте руля налево:
  • правая рука – выполняет основную работу, так как обслуживает больший сектор поворота,
  • левая рука – выполняет вспомогательную работу, обеспечивая вращение руля без остановок, в те периоды времени, когда правая рука меняет свою позицию.
Сделав 3–4 “перехвата” рулевого колеса, мы с вами повернули его налево до конца. Теперь надо возвращать руль на место, то есть крутить его направо (рис. 4).   Рис. 4. Работа руками при повороте направо Работа руками при повороте руля направо практически ничем не отличается от той, которую вы только что проделали, поворачивая руль налево. Разница только в одном – основная рука теперь левая! Именно она поворачивает рулевое колесо, а правая рука лишь помогает. Внимательно рассмотрите рисунок 4, проделайте все это мысленно, а затем просто поверните руль направо, без остановок и до конца (примерно за 6–8 “перехватов”). Думаю, что вам удалось это сделать без особого напряжения. Ну, а если первый раз движения были немного “корявые”, то это не беда. После непродолжительной тренировки все у вас будет получаться более элегантно. Руление одной рукой Эта техника обеспечивает водителю лёгкость манёвра, когда автомобиль движется задним ходом. В отдельных случаях её используют для езды вперёд. Положение руки на одной и той же позиции, позволяет сэкономить время водителя на смену размещения рук, обеспечивая при этом точность управления транспортом.   Рис. 5. Поворот руля одной рукой Положите ладонь левой руки на рулевое колесо в отведенное для нее место (рис. 5, поз. 1) Кисть вашей левой руки должна и будет оставаться в своем “доме” до окончания руления! Слегка обнимите руль пальцами и, чуть упираясь ладонью в обод рулевого колеса, начинайте поворот направо. Когда руль будет повернут почти на 180° (рис. 5, поз. 2–3), ваша левая рука начнет ощущать дискомфорт – она не может дальше вращать руль! Это сигнал к тому, чтобы вы выпрямили (“растопырили”) пальцы, немного усилили нажатие ладонью на обод руля и, продолжая поворачивать руль, провернули кисть в своем “доме” против часовой стрелки (рис. 5, поз. 3). Удерживая пальцы выпрямленными и упираясь ладонью, вы продолжаете поворачивать руль дальше, через “запретную” зону (рис. 2 в и рис. 5, поз. 4). Как только “дом” левой руки вместе с кистью выйдет из “запретной зоны”, можно будет несколько ослабить давление ладони на обод руля и слегка обнять его пальцами. Далее, вы без проблем доворачиваете руль до начального положения (рис. 5, поз. 5), из которого можно продолжить поворот и сделать еще один оборот руля или вернуть руль обратно. Грамотный водитель не должен ни на секунду потерять контакт с рулевым колесом, что бы не случилось. А для использования приёмов руления грамотно и умело, необходимо усиленно тренироваться, оттачивая мастерство управления автомобилем до совершенства.

Работа рулем

По поводу того, как правильно крутить руль существует множество мнений. Разные авторы предлагают различные способы работы рулем, выводят теории и рисуют сложные схемы, зачастую полностью опровергая друг друга. Я вам предлагаю не блуждать в трех соснах, а освоить достаточно простой способ скоростного руления (этим способом, кстати, пользуются автогонщики). Если вы его освоите, вам будет намного легче выходить из сложных и опасных ситуаций на дороге.

Несколько правил: обе руки постоянно держат руль (А), правую снимаете для смены передач и сразу возвращаете обратно на руль. Положение рук на руле «без пятнадцати три» (если представить, что это циферблат часов). Руль не обязательно сильно сжимать в руках, но он не должен жить своей жизнью (существует выражение: «Руль следует держать, как птицу: сильно, чтобы не улетела и нежно, чтобы не задушить»).

Руль крутят обеими руками до перекрещивания (Б, В). Наверняка Вы слышали от старых водителей, что «руки перекрещивать нельзя». Не воспринимайте этот совет слишком буквально.

Рука, находящаяся внизу, ложится на верхнюю часть руля (Г), и продолжает вращать руль до упора. Повторяя те же действия в обратной последовательности, верните руль в первоначальное положение (Д, Е), при котором передние колеса смотрят прямо.


Смотрите также

 

"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453

Новости