1. Перед сборкой очистите все детали двигателя. |
2. Перед сборкой деталей нанесите тонкий слой чистого моторного масла на все поверхности скольжения. |
3. Замените коренные и шатунные вкладыши, даже если они имеют незначительные повреждения или износ. При установке необходимо использовать только новые прокладки. |
4. Установите пружинное стопорное кольцо в канавку поршня. |
| 5. Установите поршень в шатун и вставьте поршневой палец через поршень и шатун до фиксации его уже установленным стопорным кольцом. Проверьте, чтобы относительное положение поршня и шатуна было таким же, как и до разборки. |
| 6. Установите второе пружинное стопорное кольцо поршневого пальца в канавку с другой стороны поршня. |
7. Держите поршень вертикально и проверьте свободу перемещения шатуна. |
| 8. Установите три части маслосъемного кольца на поршень: – смажьте чистым моторным маслом расширитель маслосъемного кольца и верхнюю и нижнюю части кольца; – установите расширитель маслосъемного кольца на поршень так, чтобы концы расширителя были направлены вверх; – установите нижнюю часть маслосъемного кольца на поршень. Кольцо может быть установлено любой стороной вверх; – установите верхнюю часть маслосъемного кольца на поршень. Кольцо может быть установлено любой стороной вверх; |
| 9. Проверьте, что расширитель маслосъемного кольца разделяет верхнюю и нижнюю части маслосъемного кольца и свободно проворачивается на поршне. |
10. Пассатижами для разжатия поршневых колец установите на поршень 2-е компрессионное кольцо. |
| 11. Пассатижами для разжатия поршневых колец установите на поршень 1-е компрессионное кольцо. |
| 12. Расположите замки поршневых колец как показано на рисунке. |
13. Очистите коренные и шатунные шейки коленчатого вала от смазки, а смазочные отверстия продуйте сжатым воздухом. |
14. Установите вкладыши коренных подшипников на блок цилиндров двигателя. |
| 15. Установите упорные полукольца коленчатого вала. |
16. Установите коленчатый вал на вкладыши коренных подшипников в блоке цилиндров. |
17. Установите оставшиеся вкладыши коренных подшипников в крышки коренных подшипников коленчатого вала. |
| 18. Расположите отрезки пластикового измерительного стержня Plastigage на шейках коренных подшипников коленчатого вала. |
19. В соответствии с маркировкой установите крышки коренных подшипников. |
| 20. В определенной последовательности затяните болты крепления крышек коренных подшипников коленчатого вала в следующем порядке: TED: а. затяните болты моментом затяжки 39,2 Н•м; b. в последовательности, обратной затягиванию, ослабьте болты; с. затяните болты моментом затяжки 19,6 Н•м; d. доверните болты на угол 90°; е. доверните болты на угол 60°; BFD: затяните болты моментом затяжки 54–59 Н•м. |
Предупреждение Не проворачивайте коленчатый вал двигателя при измерении зазора коренных подшипников коленчатого вала. |
21. Выверните болты и снимите крышки коренных подшипников коленчатого вала. Измерительным шаблоном измерьте ширину деформированного пластикового стержня Plastigage и определите величину зазора. |
| 22. Если зазор превышает предельно допустимое значение, перешлифуйте шейки коленчатого вала и используйте ремонтные вкладыши увеличенного размера. Зазор в коренных подшипниках коленчатого вала: TED: 0,024–0,042 мм BFD: 0,018–0,036 |
23. Снимите коленчатый вал с блока цилиндров и удалите деформированный пластиковый стержень Plastigage с шеек коленчатого вала и вкладышей коренных подшипников. |
24. Нанесите тонкий слой моторного масла на вкладыши коренных подшипников в блоке цилиндров и установите коленчатый вал на вкладыши. |
25. Нанесите тонкий слой моторного масла на коренные шейки коленчатого вала и вкладыши в крышках коренных подшипников. |
26. В соответствии с маркировкой установите крышки коренных подшипников коленчатого вала. |
| 27. В определенной последовательности затяните болты крепления крышек коренных подшипников коленчатого вала в следующем порядке: TED: а. затяните болты моментом затяжки 39,2 Н•м; b. в последовательности, обратной затягиванию, ослабьте болты; с. затяните болты моментом затяжки 19,6 Н•м; d. доверните болты на угол 90°; е. доверните болты на угол 60°; BFD: затяните болты моментом затяжки 54–59 Н•м. |
28. Проверните коленчатый вал и проверьте, что он вращается легко и плавно. |
29. Установите измерительный наконечник индикатора часового типа на передний торец коленчатого вала. |
30. Переместите коленчатый вал вдоль оси до упора и установите шкалу индикатора часового типа на ноль. |
| 31. Переместите коленчатый вал вдоль оси в другую сторону до упора и прочтите значения осевого люфта на шкале индикатора. Осевой люфт коленчатого вала: 0,080–0,282 мм. |
| 32. Если осевой люфт превышает допустимые значения, необходимо заменить упорные полукольца коленчатого вала. |
33. Установите шатунный вкладыш в шатун. |
| 34. Для защиты шейки коленчатого вала от повреждения, оденьте на болты крепления крышек шатунов отрезки резиновой или пластиковой трубки. |
35. Проверьте правильность расположения замков поршневых колец на поршне. |
36. Установите поршень с поршневыми кольцами над первым цилиндром, при этом метка F на поршне должна быть направлена к передней части блока цилиндров. |
37. Проверните коленчатый вал в такое положение, чтобы шатунная шейка коленчатого вала 1-го цилиндра находилась в нижней мертвой точке. |
| 38. Специальным приспособлением сожмите поршневые кольца на поршне. |
39. Ручкой молотка вдавите поршень в цилиндр так, чтобы нижняя головка шатуна установилась на шейку коленчатого вала. |
40. Установите шатунный вкладыш в крышку шатуна. |
41. Расположите отрезки пластикового измерительного стержня Plastigage на шейках шатунных подшипников коленчатого вала. |
| 42. В соответствии с маркировкой установите крышки шатунов и закрепите их гайками. Моменты затяжки: TED: 47–50 Н•м BFD: 64–69 Н•м |
43. Выверните гайки и снимите крышку шатуна. |
| 44. Измерительным шаблоном измерьте ширину деформированного пластикового стержня Plastigage и определите величину зазора. Удалите деформированный пластиковый стержень Plastigage с шеек коленчатого вала и вкладышей шатунных подшипников. Номинальный зазор в шатунном подшипнике: TED: 0,20–0,05 мм BFD: 0,028–0,068 мм Предельно допустимый зазор: 0,10 мм |
45. Если зазор превышает предельно допустимое значение, перешлифуйте шейки коленчатого вала и используйте ремонтные вкладыши увеличенного размера. |
46. Нанесите тонкий слой моторного масла на шатунную шейку коленчатого вала и шатунный вкладыш в крышке шатуна. |
47. Установите крышку шатуна и закрепите гайками. Моменты затяжки: TED: 47–50 Н•м BFD: 64–69 Н•м |
| 48. Щупом, вставленным между шатуном и коленчатым валом, измерьте боковой зазор шатуна. Номинальный боковой зазор шатуна: 0,110–0,262 мм Предельно допустимый зазор: 0,30 мм |
49. Если боковой зазор шатуна превышает предельно допустимое значение, замените шатун и крышку шатуна. |
50. Нанесите тонкий слой чистого моторного масла на наружную поверхность и рабочую кромку заднего масляного уплотнительного кольца коленчатого вала. |
51. Вручную установите уплотнительное кольцо в заднюю крышку блока цилиндров. |
| 52. Специальном приспособлением вдавите уплотнительное кольцо в заднюю крышку так, чтобы торец кольца находился на одном уровне с крышкой или выступал из нее не более чем на 0,5 мм. |
53. Нанесите слой силиконового герметика толщиной 2 мм на сопрягаемую поверхность задней крышки. |
54. Установите заднюю крышку и закрепите болтами. Моменты затяжки: 7,8–10,8 Н•м |
| 55. Удалите герметик, выдавленный при установке задней крышки на сопрягаемую поверхность масляного поддона. |
56. Нанесите тонкий слой чистого моторного масла на рабочую кромку переднего масляного уплотнительного кольца коленчатого вала и гнездо масляного насоса. |
57. Вручную установите переднее уплотнительное кольцо коленчатого вала. |
| 58. Специальном приспособлением вдавите уплотнительное кольцо в корпус масляного насоса так, чтобы торец кольца выступал на 0,5–1,0 мм из корпуса масляного насоса. |
59. Установите новое уплотнительное кольцо круглого сечения. |
| 60. Нанесите слой силиконового герметика диаметром 1–2 мм на сопрягаемую поверхность корпуса масляного насоса, как показано на рисунке. |
61. Установите масляный насос и закрепите 6 болтами. Моменты затяжки: 19–26 Н•м |
62. Удалите герметик, выдавленный при установке масляного насоса на сопрягаемую поверхность масляного поддона. |
63. Очистите сопрягаемую поверхность водяного насоса. |
| 64. Установите водяной насос с новой прокладкой и закрепите болтами. Моменты затяжки: 19–26 Н•м |
65. Вверните датчик давления масла. Моменты затяжки: 11,7–17,6 Н•м |
66. Смажьте тонким слоем свежего моторного масла уплотнительное кольцо нового масляного фильтра. |
| 67. Вверните масляный фильтр до соприкосновения уплотнительного кольца масляного фильтра с блоком цилиндров, затем доверните фильтр на 1–1/6 оборота. |
| 68. Установите маслозаборник с сетчатым фильтром и новой прокладкой и закрепите болтами. Моменты затяжки: 7,8–11,8 Н•м |
69. Очистите сопрягаемые поверхности масляного поддона и блока цилиндров. |
| 70. Нанесите непрерывный слой силиконового герметика на сопрягаемую поверхность масляного поддона |
| 71. Установите масляный поддон и закрепите болтами. Моменты затяжки: 7,8–10,8 Н•м |
72. Очистите резьбу болтов крепления маховика и отверстия под болты от остатков старого герметика. Если герметик невозможно удалить с резьбы болтов, замените их. |
73. Установите переходную пластину на блок цилиндров и закрепите болтами. Моменты затяжки: TED: 18,6–30,4 Н•м BFD: 7,8–11,0 Н•м |
74. Установите маховик или пластину привода на коленчатый вал. |
75. Нанесите на резьбу многократно используемых болтов тонкий слой герметика. |
76. Специальным инструментом заблокируйте маховик от проворачивания. |
| 77. В определенной последовательности, в два или три этапа затяните болты крепления маховика. Моменты затяжки: 97–103 Н•м |
78. Установите диск сцепления и кожух сцепления с нажимным диском. |
| 79. Установите оправку, центрирующую диск сцепления и, в несколько этапов, в определенной последовательности затяните болты крепления кожуха сцепления с нажимным диском. Моменты затяжки: TED: 22–32 Н•м BFD: 18–26 Н•м |
80. Снимите инструмент, блокирующий маховик от проворачивания и оправку, центрирующую диск сцепления. |
| 81. Установите клапан и по стержню клапана установите маслоотражательный колпачок. |
| 82. Специальным приспособлением запрессуйте маслоотражательный колпачок на место. |
Предупреждение Маслоотражательные колпачки впускных и выпускных клапанов различны. Маслоотражательные колпачки выпускных клапанов имеют 4 зуба. |
83. Снимите приспособление для запрессовки маслоотражательного колпачка. |
84. Установите нижнее гнездо пружины на головку блока цилиндров. |
85. При наличии, установите защиту гидравлического компенсатора зазора клапанов. |
| 86. Установите пружину клапана таким образом, чтобы витки с мелким шагом (В) были направлены к головке блока цилиндров. |
| 87. Установите верхнее гнездо пружины и специальным приспособлением, сожмите пружину. |
88. Установите сухари и снимите специальное приспособление для сжатия пружины. |
89. Пластиковым молотком несколько раз ударьте по торцу стержня клапана для того, чтобы сухари установились на свои места. |
90. При наличии, снимите защиту гидравлического компенсатора зазора клапанов. |
91. Аналогичным образом установите остальные клапана. |
92. Установите прокладку и головку блока цилиндров на блок цилиндров. |
93. Установите болты крепления головки блока цилиндров. |
| 94. В определенной последовательности затяните болты крепления головки блока цилиндров в следующем порядке: TED: а. затяните болты моментом затяжки 49 Н•м; b. в последовательности, обратной затягиванию, ослабьте болты; с. затяните болты моментом затяжки 39,2Н•м; d. доверните болты на угол 90°; е. доверните болты на угол 90°; BFD: затяните болты моментом затяжки 76–81 Н•м. |
95. Установите гидравлические компенсаторы зазора клапанов. |
96. Установите новую прокладку впускного коллектора. |
97. Установите впускной коллектор и закрепите болтами. Моменты затяжки: 17,6–25,5 Н•м |
| 98. Установите кронштейн впускного коллектора и закрепите болтами. Моменты затяжки: TED: (А) 15,7–22,5 Н•м (В) 36,3–53,9 Н•м BFD: 31,4–46,1 Н•м |
99. Установите генератор и закрепите его монтажными болтами и регулировочным болтом. |
100. Установите ремень привода генератора и отрегулируйте его натяжение. Прогиб ремня привода генератора: Новый ремень: 8–9 мм Ремень, бывший в употреблении: 9–10 мм |
101. Затяните все болты крепления генератора требуемыми моментами. Моменты затяжки: Монтажные болты: 37–52 Н•м Регулировочный болт: 19–26 Н•м |
102. Установите переднюю и заднюю проушины для подъема двигателя. |
103. Грузоподъемным механизмом снимите двигатель со стенда. |
| 104. Установите выпускной коллектор и обводную трубу охлаждающей жидкости и закрепите их болтами. Моменты затяжки: (А) 38,2–46,1 Н•м |
105. Установите двигателя опору №3 и кронштейн и закрепите их болтами. Моменты затяжки: 73,5–102,9 Н•м |
106. Установите двигателя опору №2 и закрепите болтами. Моменты затяжки: 37,2–51,9 Н•м |
| 107. Установите коробку передач и закрепите 8 болтами. Моменты затяжки: 4 верхних болта (1, 2, 3, 4) 89–116 Н•м 4 нижних болта (5, 6, 7, 8) 37–52 Н•м |
108. Установите стартер и закрепите болтами. Моменты затяжки: 37–52 Н•м |
109. Залейте в двигатель моторное масло. |