Проверка и регулировка углов установки передних колес выполняется на специальных стендах в соответствии с инструкцией на стенд.
ВНИМАНИЕ: Проверка углов установки колес обязательна, если производится замена или ремонт деталей подвески, которые могут повлечь за собой изменение углов установки колес.
У нового автомобиля (до первого технического обслуживания) углы установки колес имеют следующие значения:
– продольный угол наклона оси поворота | – 4° | +1° | –1° 30 |
– развал | 0° 30' | + 40' | – 30' |
– схождение | – 1/ 7 мм. |
После проведения первого технического обслуживания (через 2000–3000 км пробега) и при дальнейшей эксплуатации автомобиля значение углов установки колес должно быть:
продольный угол наклона оси поворота – 4°±30' (3°30'±30')*;
развал – 0°30'±20' (0°5'±20')*;
схождение – 2/ 4 мм (3/ 5 мм)*.
Разница в продольных углах наклона осей поворота правого и левого колес не должна превышать 0°30'.
Перед регулировкой углов установки колес проверьте:
давление воздуха в шинах;
осевой зазор в подшипниках ступиц передних колес;
исправность амортизатора (отсутствие заклинивания штока);
радиальное и осевое биение шин;
зазор в верхних шаровых шарнирах подвески;
свободный ход рулевого колеса.
Обнаруженные неисправности устраните и произведите необходимые регулировки.
Контроль и регулировку углов установки колес можно проводить как на груженом автомобиле, так и на ненагруженном, однако контроль углов на груженом автомобиле дает более точные результаты. Поэтому, в ответственных случаях, рекомендуется проводить контроль и установку углов на автомобиле под статической нагрузкой 3136 Н (320 кгс), что соответствует приблизительно весу четырех человек и грузу в 40 кг в багажнике.
Автомобиль нагружается или специальными грузами, подвешиваемыми к днищу кузова, или балластом (280 кг), размещенным на подушках сидений и в багажнике (40 кг). Передние сиденья должны находиться в среднем положении их продольного хода. Груз в багажнике размещается равномерно. Недостача горючего компенсируется грузом, располагаемым на правой стороне площади багажника.
После установки автомобиля на стенд, непосредственно перед контролем углов, «прожмите» подвеску автомобиля, прикладывая 2–3 раза усилие в 392–490 Н (40–50 кгс), направленное сверху вниз, сначала на задний бампер, а потом на передний. При этом колеса автомобиля должны располагаться параллельно продольной оси автомобиля.
Очередность проверки и регулировки углов установки колес следующая:
угол продольного наклона оси поворота;
угол развала;
схождение.
* В скобках даны значения углов без нагрузки, без скобок – с нагрузкой.
УГОЛ ПРОДОЛЬНОГО НАКЛОНА ОСИ
Если при проверке величина угла не соответствует данным, приведенным выше, измените количество регулировочных шайб 27 (см. рис. Передняя подвеска ), установленных между осью нижнего рычага и поперечиной.
Передняя подвеска
1 – подшипники ступицы переднего колеса; 2 – колпак ступицы; 3 – регулировочная гайка; 4 – шайба; 5 – цапфа поворотного кулака; 6 – ступица колеса; 7 – сальник; 8 – тормозной диск; 9 – шаровой палец верхней опоры; 10 – поворотный кулак; 11 – защитный чехол шарового пальца; 12 – подшипник верхней опоры; 13 – верхний рычаг подвески; 14 – корпус подшипника верхней опоры; 15 – буфер хода сжатия; 16 – кронштейн буфера хода сжатия; 17 – опорный стакан амортизатора; 18 – подушки крепления амортизатора; 19 – шайба подушки; 20 – изолирующая прокладка пружины подвески; 21 – верхняя опорная чашка пружины подвески; 22 – ось верхнего рычага подвески; 23 – внутренняя втулка шарнира; 24 – наружная втулка шарнира; 25 – резиновая втулка шарнира; 26 – опорная шайба; 27 – регулировочные шайбы; 28 – дистанционная шайба; 29 – кронштейн крепления поперечины к лонжерону кузова; 30 – поперечина передней подвески; 31 – кронштейн крепления штанги стабилизатора; 32 – подушка штанги стабилизатора; 33 – штанга стабилизатора; 34 – лонжерон кузова; 35 – ось нижнего рычага; 36 – нижний рычаг подвески; 37 – болты крепления оси нижнего рычага; 38 – пружина подвески; 39 – обойма крепления штанги стабилизатора; 40 – амортизатор; 41 – болт крепления амортизатора; 42 – гайка крепления кронштейна амортизатора к рычагу подвески; 43 – кронштейн крепления амортизатора к нижнему рычагу подвески; 44 – нижняя опорная чашка пружины подвески; 45 – обойма вкладыша нижней опоры; 46 – корпус подшипника нижней опоры; 47 – вкладыш обоймы шарового пальца; 48 – подшипник нижней опоры; 49 – шаровой палец; 50 – ограничитель доворота передних колес
Для регулировки угла продольного наклона оси поворота – ослабьте гайки крепления оси рычага к поперечине и измените количество регулировочных шайб под болтами для получения правильного угла продольного наклона оси поворота, руководствуясь приведенной таблицей.
Изменение угла развала и продольного наклона оси поворота при изменении количества шайб в пакетах
Передний болт | Задний болт | Толщина шайб, мм | |||
0,5 | 0,8 | 0,5 | 0,8 | ||
+1 | +1 | - (7'–9') | - (11'–14') | 0 | 0 |
-1 | -1 | + (7'–9') | + (11'–14') | 0 | 0 |
+1 | 0 | 0 | 0 | - (18'–20') | - (29'–32') |
-1 | 0 | 0 | 0 | + (18'–20') | + (29'–32') |
0 | +1 | - (7'–9') | - (11'–14') | + (18'–20') | + (29'–32') |
0 | -1 | + (7'–9') | + (11'–14') | - (18'–20') | - (29'–32') |
-1 | +1 | - (7'–9') | - (11'–14') | + (36'–40') | + (58'–64') |
+1 | -1 | + (7'–9') | + (11'–14') | - (36'–40') | - (58'–64') |
Затяните гайки динамометрическим ключом и проверьте продольный угол наклона оси поворота.
ВНИМАНИЕ: При регулировке углов установки передних колес допускается применение П-образных регулировочных прокладок, которые должны быть установлены прорезью вниз.
УГОЛ РАЗВАЛА ПЕРЕДНИХ КОЛЕС
Если угол развала отличается от нормы, отрегулируйте его, изменив количество регулировочных шайб 27 (см. рис. Передняя подвеска), установленных между осью рычага и поперечиной, руководствуясь таблицей.
Для увеличения угла развала снимите с обоих болтов одинаковое количество шайб, а для уменьшения – добавьте.
СХОЖДЕНИЕ ПЕРЕДНИХ КОЛЕС
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Если величина схождения отличается от нормы, ослабьте стяжные хомутики боковых тяг и ключом 67.7813.9504 поверните обе муфты на одинаковую величину в противоположных направлениях; таким образом муфты навертываются или отвертываются и изменяют длину боковых тяг.
2. Выполнив регулировку, установите стяжные хомутики прорезью горизонтально (в сторону задней части автомобиля) с отклонением вверх или вниз не более 60° и в таком положении затяните их. При затянутых гайках кромки прорезей стяжных хомутиков не должны соприкасаться.
ПРОВЕРКА И РЕГУЛИРОВКА ЗАЗОРОВ В ПОДШИПНИКАХ СТУПИЦЫ ПЕРЕДНЕГО КОЛЕСА
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Для проверки зазора поднимите переднюю часть автомобиля, обоприте ее на подставки и снимите передние колеса.
2. Под болт крепления колеса установите приспособление 02.7834.9505. Уприте ножку индикатора 1 в торец оси повторного кулака, при нулевом положении стрелки и, перемещая ступицу 4 вдоль оси поворотного кулака, замерьте величину перемещения (зазора) по индикатору (2 – болт; 3 – кронштейн).
3. Если зазор больше 0,15 мм, отрегулируйте его в следующем порядке:
отверните регулировочную гайку с цапфы поворотного кулака;
установите новую или бывшую в употреблении, но на другом автомобиле, гайку и затяните ее моментом 19,6 Н·м (0,7 кгс·м);
на шайбе сделайте метку В (см. рис. Схема регулировки подшипников ступицы переднего колеса ), затем отпустите на 20–25° гайку так, чтобы кромка А немного не дошла до метки В;
Схема регулировки подшипников ступицы переднего колеса
А – кромка гайки; В – метка на шайбе
застопорите гайку в этом положении, вдавливая лунки на шейке гайки в пазы на конце оси поворотного кулака.
4. После регулировки зазор в подшипнике должен быть в пределах 0,02–0,08 мм.
5. При регулировке зазора следует учитывать, что направление резьбы на левой цапфе поворотного кулака правое, на правой цапфе – левое.
ЗАМЕНА СМАЗКИ В ПОДШИПНИКАХ СТУПИЦ ПЕРЕДНИХ КОЛЕС
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Ослабьте болты крепления колес.
2. Поднимите переднюю часть автомобиля и обоприте ее на подставки, отверните болты и снимите колеса.
3. Отогнув лепестки стопорных пластин, выверните болты крепления суппорта тормоза; снимите суппорт и отведите его в сторону, не отсоединяя шланг подвода жидкости, чтобы в систему гидропривода тормозов не попали воздух и грязь; суппорт не должен висеть на трубопроводах.
4. Съемником 67.7801.9514 снимите колпак ступицы переднего колеса.
5. Отверните регулировочную гайку, снимите шайбу.
6. Съемником А.40005/1/9В спрессуйте ступицу, в сборе с тормозным диском, наружным подшипником и сальником; осторожно, чтобы не повредить сальник, снимите ступицу с поворотного кулака.
7. Промойте внутреннюю полость ступицы и подшипники керосином.
8. Перед установкой сепараторы подшипников заполните смазкой ЛИТОЛ-24. Пространство между наружными кольцами подшипников, по внутренней поверхности ступицы, равномерно заполните этой же смазкой, в количестве 40 г. В колпак ступицы, перед его установкой, заложите 25 г смазки.
9. Осторожно, чтобы не повредить сальник, установите ступицу в сборе с тормозным диском на поворотный кулак, затем внутреннее кольцо наружного подшипника, шайбу и заверните новую или бывшую в употреблении, но на другом автомобиле, гайку.
10. Отрегулируйте зазор в подшипниках ступицы, как описано выше .
БАЛАНСИРОВКА КОЛЕС
Балансируют колеса на специальных стендах согласно правилам, описанным в инструкциях, прилагаемых к стендам. После балансировки предельно допустимый дисбаланс колеса в сборе с шиной – 24,5 Н·мм (2600 г·мм). Эта величина дисбаланса соответствует массе грузика около 15 г. Дисбаланс колеса устраняется балансировочными грузиками, которые удерживаются на ободе специальными пружинками. Не рекомендуется превышать массу грузиков в каждой плоскости балансирования более 80 г.
Регистрация: 22.11.2009
Сообщения: 1202
Авто: ВАЗ-2113
Откуда: Москва
17 Мар. 2011 21:39 Проверка и регулировка углов установки передних колес Руководство по ремонту и эксплуатации - Ходовая часть ВАЗ-2101 - ВАЗ-2107 - Проверка и регулировка углов установки передних колес Проверка и регулировка углов установки передних колес Проверка и регулировка углов установки передних колес выполняется на специальных стендах в соответствии с инструкцией на стенд. Предупреждение Проверка углов установки колес обязательна, если производится замена или ремонт деталей подвески, которые могут повлечь за собой изменение углов установки колес. У нового автомобиля (до первого технического обслуживания) углы установки колес имеют следующие значения: – продольный угол наклона оси поворота – 4° (+1°/–1° 30’) – развал 0° 30’ (+ 40’/– 30’) – схождение – 1/7 мм. После проведения первого технического обслуживания (через 2000–3000 км пробега) и при дальнейшей эксплуатации автомобиля значение углов установки колес должно быть: – продольный угол наклона оси поворота – 4°±30’ (3°30’±30’)*; – развал – 0°30’±20’ (0°5’±20’)*; – схождение – 2/ 4 мм (3/5 мм)*. Разница в продольных углах наклона осей поворота правого и левого колес не должна превышать 0°30’. Перед регулировкой углов установки колес проверьте: – давление воздуха в шинах; – осевой зазор в подшипниках ступиц передних колес; – исправность амортизатора (отсутствие заклинивания штока); – радиальное и осевое биение шин; – зазор в верхних шаровых шарнирах подвески; – свободный ход рулевого колеса. Обнаруженные неисправности устраните и произведите необходимые регулировки. Контроль и регулировку углов установки колес можно проводить как на груженом автомобиле, так и на ненагруженном, однако контроль углов на груженом автомобиле дает более точные результаты. Поэтому, в ответственных случаях, рекомендуется проводить контроль и установку углов на автомобиле под статической нагрузкой 3136 Н (320 кгс), что соответствует приблизительно весу четырех человек и грузу в 40 кг в багажнике. Автомобиль нагружается или специальными грузами, подвешиваемыми к днищу кузова, или балластом (280 кг), размещенным на подушках сидений и в багажнике (40 кг). Передние сиденья должны находиться в среднем положении их продольного хода. Груз в багажнике размещается равномерно. Недостача горючего компенсируется грузом, располагаемым на правой стороне площади багажника. После установки автомобиля на стенд, непосредственно перед контролем углов, «прожмите» подвеску автомобиля, прикладывая 2–3 раза усилие в 392–490 Н (40–50 кгс), направленное сверху вниз, сначала на задний бампер, а потом на передний. При этом колеса автомобиля должны располагаться параллельно продольной оси автомобиля. Очередность проверки и регулировки углов установки колес следующая: – угол продольного наклона оси поворота; – угол развала; – схождение. * В скобках даны значения углов без нагрузки, без скобок – с нагрузкой. УГОЛ ПРОДОЛЬНОГО НАКЛОНА ОСИ Если при проверке величина угла не соответствует данным, приведенным выше, измените количество регулировочных шайб 27 (см. рис. Передняя подвеска), установленных между осью нижнего рычага и поперечиной. Для регулировки угла продольного наклона оси поворота – ослабьте гайки крепления оси рычага к поперечине и измените количество регулировочных шайб под болтами для получения правильного угла продольного наклона оси поворота, руководствуясь приведенной таблицей.Изменение угла развала и продольного наклона оси поворота при изменении количества шайб в пакетах
Количество шайб, добавленных в пакет или изъятых из него | Развал колеса | Продольный угол наклона оси поворота колеса | |||
Передний болт | Задний болт | Толщина шайб, мм | |||
0,5 | 0,8 | 0,5 | 0,8 | ||
+1 | +1 | - (7’–9’) | - (11’–14’) | 0 | 0 |
-1 | -1 | + (7’–9’) | + (11’–14’) | 0 | 0 |
+1 | 0 | 0 | 0 | - (18’–20’) | - (29’–32’) |
-1 | 0 | 0 | 0 | + (18’–20’) | + (29’–32’) |
0 | +1 | - (7’–9’) | - (11’–14’) | + (18’–20’) | + (29’–32’) |
0 | -1 | + (7’–9’) | + (11’–14’) | - (18’–20’) | - (29’–32’) |
-1 | +1 | - (7’–9’) | - (11’–14’) | + (36’–40’) | + (58’–64’) |
+1 | -1 | + (7’–9’) | + (11’–14’) | - (36’–40’) | - (58’–64’) |
УГОЛ РАЗВАЛА ПЕРЕДНИХ КОЛЕС
Если угол развала отличается от нормы, отрегулируйте его, изменив количество регулировочных шайб 27 (см. рис. Передняя подвеска), установленных между осью рычага и поперечиной, руководствуясь таблицей. Для увеличения угла развала снимите с обоих болтов одинаковое количество шайб, а для уменьшения – добавьте.СХОЖДЕНИЕ ПЕРЕДНИХ КОЛЕСПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Если величина схождения отличается от нормы, ослабьте стяжные хомутики боковых тяг и ключом 67.7813.9504 поверните обе муфты на одинаковую величину в противоположных направлениях; таким образом муфты навертываются или отвертываются и изменяют длину боковых тяг. 2. Выполнив регулировку, установите стяжные хомутики прорезью горизонтально (в сторону задней части автомобиля) с отклонением вверх или вниз не более 60° и в таком положении затяните их. При затянутых гайках кромки прорезей стяжных хомутиков не должны соприкасаться.ПРОВЕРКА И РЕГУЛИРОВКА ЗАЗОРОВ В ПОДШИПНИКАХ СТУПИЦЫ ПЕРЕДНЕГО КОЛЕСА
Схема регулировки подшипников ступицы переднего колесаА – кромка гайки; В – метка на шайбе. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Для проверки зазора поднимите переднюю часть автомобиля, обоприте ее на подставки и снимите передние колеса. 2. Под болт крепления колеса установите приспособление 02.7834.9505. Уприте ножку индикатора 1 в торец оси повторного кулака, при нулевом положении стрелки и, перемещая ступицу 4 вдоль оси поворотного кулака, замерьте величину перемещения (зазора) по индикатору (2 – болт; 3 – кронштейн).
3. Если зазор больше 0,15 мм, отрегулируйте его в следующем порядке: – отверните регулировочную гайку с цапфы поворотного кулака; – установите новую или бывшую в употреблении, но на другом автомобиле, гайку и затяните ее моментом 19,6 Н·м (0,7 кгс·м); – на шайбе сделайте метку В (см. рис. Схема регулировки подшипников ступицы переднего колеса), затем отпустите на 20–25° гайку так, чтобы кромка А немного не дошла до метки В; – застопорите гайку в этом положении, вдавливая лунки на шейке гайки в пазы на конце оси поворотного кулака. 4. После регулировки зазор в подшипнике должен быть в пределах 0,02–0,08 мм. 5. При регулировке зазора следует учитывать, что направление резьбы на левой цапфе поворотного кулака правое, на правой цапфе – левое.
ЗАМЕНА СМАЗКИ В ПОДШИПНИКАХ СТУПИЦ ПЕРЕДНИХ КОЛЕС
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Ослабьте болты крепления колес. 2. Поднимите переднюю часть автомобиля и обоприте ее на подставки, отверните болты и снимите колеса. 3. Отогнув лепестки стопорных пластин, выверните болты крепления суппорта тормоза; снимите суппорт и отведите его в сторону, не отсоединяя шланг подвода жидкости, чтобы в систему гидропривода тормозов не попали воздух и грязь; суппорт не должен висеть на трубопроводах. 4. Съемником 67.7801.9514 снимите колпак ступицы переднего колеса.5. Отверните регулировочную гайку, снимите шайбу. 6. Съемником А.40005/1/9В спрессуйте ступицу, в сборе с тормозным диском, наружным подшипником и сальником; осторожно, чтобы не повредить сальник, снимите ступицу с поворотного кулака. 7. Промойте внутреннюю полость ступицы и подшипники керосином. 8. Перед установкой сепараторы подшипников заполните смазкой ЛИТОЛ-24. Пространство между наружными кольцами подшипников, по внутренней поверхности ступицы, равномерно заполните этой же смазкой, в количестве 40 г. В колпак ступицы, перед его установкой, заложите 25 г смазки. 9. Осторожно, чтобы не повредить сальник, установите ступицу в сборе с тормозным диском на поворотный кулак, затем внутреннее кольцо наружного подшипника, шайбу и заверните новую или бывшую в употреблении, но на другом автомобиле, гайку. 10. Отрегулируйте зазор в подшипниках ступицы, как описано выше.
БАЛАНСИРОВКА КОЛЕС
Балансируют колеса на специальных стендах согласно правилам, описанным в инструкциях, прилагаемых к стендам. После балансировки предельно допустимый дисбаланс колеса в сборе с шиной – 24,5 Н·мм (2600 г·мм). Эта величина дисбаланса соответствует массе грузика около 15 г. Дисбаланс колеса устраняется балансировочными грузиками, которые удерживаются на ободе специальными пружинками. Не рекомендуется превышать массу грузиков в каждой плоскости балансирования более 80 г.
Цитата
Проверка и регулировка углов установки колес необходимы для обеспечения хорошей устойчивости и управляемости автомобиля, а также равномерного износа шин при его эксплуатации. Проверку и регулировку углов установки колес выполняют на специальных стендах согласно инструкциям по их эксплуатации.
Несоответствие действительных значений, замеренных на автомобиле, контрольным значениям, указанным ниже, обусловлено износом и деформацией деталей подвески, деформацией кузова.
ПредупреждениеЗамена или ремонт деталей подвески может повлечь за собой изменение углов установки колес, поэтому проверка углов установки колес после проведения этих работ обязательна.
ПримечаниеУглы установки колес проверяйте на автомобиле с заполненным наполовину топливным баком, с балластом массой 70 кг на каждом переднем сиденье.
Углы установки колес автомобиля в снаряженном состоянии:
развал.....0°±30’
схождение.....(0±1,0) мм
угол продольного наклона оси поворота.....1°30’±30’
ПредупреждениеРазница углов продольного наклона оси поворота между правым и левым колесом не должна превышать 1°.
Перед регулировкой углов установки колес проверьте:
– давление воздуха в шинах;
– радиальное и осевое биение дисков колес, которое не должно превышать соответственно 0,7 и 1 мм;
– свободный ход (люфт) рулевого колеса;
– свободный ход (люфт) в подшипниках ступиц передних колес;
– техническое состояние деталей и узлов подвески (отсутствие деформаций, разрушения и износа резинометаллических шарниров, недопустимой осадки верхней опоры стойки подвески).
Замеченные неисправности устраните.
После установки автомобиля на стенд (непосредственно перед контролем углов) «прожмите» подвеску автомобиля, прикладывая два-три раза усилие 392–490 Н (40–50 кгс), направленное сверху вниз, сначала на задний бампер, а потом — на передний. При этом колеса автомобиля должны располагаться параллельно продольной оси автомобиля.
ПримечаниеПри регулировке углов установки колес сначала отрегулируйте угол продольного наклона оси поворота, а затем угол развала и схождение колес.
Угол продольного наклона оси поворота.Если угол не соответствует данным, приведенным выше, измените количество регулировочных шайб, установленных на обоих концах растяжек подвески. Для увеличения угла продольного наклона оси поворота уменьшите количество шайб на растяжке в передней или задней ее части. И наоборот, для уменьшения угла добавьте количество шайб, но только в задней части растяжки, так как впереди это выполнить не всегда возможно из-за короткой резьбовой части растяжки.
При изменении количества шайб на растяжке следите за тем, чтобы фаски на шайбах были обращены в сторону упорного торца растяжки. Это правило соблюдайте и при установке внутренней упорной шайбы резинометаллического шарнира, когда полностью удалены регулировочные шайбы. При несоблюдении указанных требований возможно ослабление затяжки гаек крепления растяжек.
Число регулировочных шайб на растяжке не должно быть более двух впереди и четырех сзади.
Для того чтобы не изменилось положение растяжки относительно рычага подвески при регулировке продольного наклона оси поворота, пользуйтесь специальным приспособлением, которое фиксирует растяжку относительно рычага, тем самым не позволяет поворачиваться растяжке от воздействия усилий при заворачивании гайки крепления растяжки к рычагу. Это требование необходимо соблюдать, чтобы не допустить преждевременного износа резинометаллического шарнира и резиновой подушки, на которые опираются концы растяжки.
При установке или изъятии одной регулировочной шайбы угол продольного наклона оси поворота изменяется приблизительно на 19’.
Угол развала передних колес.
Если угол развала отличается от нормы, отрегулируйте его.
Для этого ослабьте гайки верхнего и нижнего болтов и, поворачивая верхний регулировочный болт, установите необходимый угол развала колес. По окончании регулировки затяните гайки моментом 88,2 Н·м (9 кгс·м).
Схождение передних колес.
Если схождение не соответствует норме…
…ослабьте ключом «на 13» стяжные болты наконечников рулевых тяг…
…и, вращая ключом «на 22» регулировочные тяги, установите необходимое схождение. Затем убедитесь, что плоскость шарового шарнира параллельна плоскости опорной поверхности поворотного рычага, после чего затяните стяжные болты наконечников рулевых тяг моментом 19,1–30,9 Н·м (1,95–3,15 кгс·м).
…Как будто ничего не произошло. Выбоину на дороге водитель заметил чересчур поздно и проскочил ее на большой скорости.
В другом случае на повороте слегка ударился колесом о бордюр. Спустя месяц после удара эти автолюбители сдают автомобили в ремонт по причине повышенного износа резины, ухудшения устойчивости и управляемости автомобиля.
Мы неоднократно указывали на высокие конструктивные и эксплуатационные качества «Жигулей». Необходимо, справедливости ради, отметить и значительную их уязвимость, особенно узлов передней подвески.
Учитывая этот фактор, а также влияние правильного положения колес относительно оси автомобиля на безопасность движения, становится ясным, почему операциня «проверка и регулировка углов установки передних колес» относится к числу наиболее ответственных операций.
Для современных легковых автомобилей, маневренных и быстроходных, проверка углов установки колес — дело тонкое и сложное. Повышенные требования к точности замеров, затрудненный доступ к местам регулировки, комплексность регулировки (для полной оценки положения управляемых колес автомобилей «Жигули» необходимо проверить: развал и схождение колес, углы продольного и поперечного наклона осей поворота, разности углов поворота) — все это заставляет автолюбителя прибегать к помощи специализированных станций технического обслуживания.
И, видимо, цель в этом случае оправдывает затрачиваемые время и средства. Современные станции технического обслуживания оснащены оборудованием, позволяющим с высокой точностью произвести замеры.
Однако своевременно проконтролировать правильность установки колес, не претендуя на высокую точность, можно и своими силами в «домашних» условиях. Ясно одно, в случае даже незначительного удара передними колесами необходимо в обязательном порядке проверить положение углов установки колес.
Прежде чем приступить к проверке, необходимо внимательно осмотреть состояние узлов и деталей, непосредственно влияющих на возможность и стабильность регулировки. К таким узлам относятся: подшипники ступиц передних колес, шарниры рулевых тяг (должны отсутствовать повышенные люфты), давление в шинах и надежность крепежа деталей и узлов. Лишь устранив обнаруженные неисправности, можно получить объективную оценку положения управляемых передних колес.
В связи с тем что в предлагаемом способе замеры ведутся между передними и задними колесами, необходимо предварительно, кроме приведенных выше вспомогательных операций, проконтролировать также состояние резиновых втулок реактивных штанг задней подвески и давление воздуха в задних колесах.
Давление во всех колесах должно соответствовать данным инструкции или быть больше на 0,1 кгс/см2. Проверку углов установки колес выполняют с помощью простейших инструментов: линейки длиной не менее 100 мм, отвеса (нить с закрепленным к ней грузом) и шнура длиной около 3 м.
Операцию целесообразно проводить на эстакаде или смотровой канаве, чтобы обеспечить доступ к переднему мосту автомобиля в случае необходимости регулировки. Следует помнить, что площадки, на которых будут находиться колеса, должны быть в одной плоскости и располагаться горизонтально.
Проверка и регулировка установочных углов передних колес
Порядок работы по регулировке следующий:
Между осью 4 нижнего рычага 8 подвески и поперечиной 6 расположены регулировочные прокладки (шайбы) 7. Для увеличения развала колес необходимо уменьшить количество шайб, предварительно ослабив две гайки 5 крепления оси нижнего рычага. При этом положение верхнего рычага 3 не меняется.
Зависимость угла развала и продольного наклона оси поворота колеса от изменения количества шайб приведена в таблице ниже.
Выбирая или добавляя регулировочные шайбы, необходимо соблюдать равную суммарную толщину под передним и задним болтами. В противном случае будет нарушаться продольный угол наклона оси поворота и автомобиль будет тянуть в сторону.
Выполнив регулировку развала колес, можно приступать к проверке и регулировке величины схождения. Схождение колес обычно определяют как разность расстояний между колесами спереди и сзади.
При выполнении этой операции необходимо установить автомобиль таким образом, чтобы отмеченные ранее точки равного биения шин находились в горизонтальном положении, при этом передние колеса должны быть в положении, соответствующем прямолинейному движению.
Для регулировки схождения колес необходимо пригласить кого-нибудь на помощь, так как приходится натягивать шнур 10 (рис. г) на уровне осей передних колес. Для обеспечения точности замеров следите, чтобы шнур без изгибов касался обеих точек равного биения.
Натянув таким образом шнур, с помощью линейки 11 замерьте величину зазора с между шнуром и задним колесом. Если схождение колес находится в норме, величина с составит 26 — 32 мм. Если величина с выходит за пределы указанных значений, операцию со шнуром необходимо повторить на другой стороне автомобиля.
При нормально установленном схождении сумма 2с должна находиться в пределах 52 — 64 мм, при этом ступица рулевого колеса в случае прямолинейного движения располагается под углом до 20° к горизонтали. В том случае, когда величина 2с выходит за пределы дозволенного или ступица располагается под большим углом, величину схождения следует отрегулировать.
Регулировку производят путем вращения резьбовых муфт 13 (рис. д) обеих рулевых тяг 12, предварительно ослабив затяжку упругих зажимов 14. При регулировке схождения колес надо стремиться к тому, чтобы длины обеих рулевых тяг были равны, что обеспечит необходимую геометрию подвески и соответственно одинаковые соотношения углов при повороте колес.
Обратите внимание, что затягивая зажимы, не надо прилагать особых усилий. Стыки муфт должны быть расположены так, чтобы концы болтов не были направлены вперед. Это исключит задевание болтов о нижние рычаги подвески.
И рекомендуем, для гарантии, после регулировки еще раз убедиться в правильности установки колес.
Каждый владелец автомобиля «Жигули» должен помнить, что даже при отсутствии всяких криминалов (ударов, наездов и т. п.) и эксплуатации автомобиля в нормальных дорожных условиях положение установочных углов передних колес следует периодически, в среднем через каждые 10 тыс. км, контролировать.
Само собой разумеется, что описанные выше контрольные и регулировочные операции в обязательном порядке необходимо выполнить в случае замены той или иной детали или узла, влияющих на положение колес.
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453