Правильно определив с каким усилием затягивать ступичную гайку и вовремя остановившись можно избежать срыва резьбы и необходимости выполнять дорогостоящий ремонт, учитывая сегодняшние цены на гайки. Мастера выполняют эту работу с использованием специального динамометрического ключа. Поскольку ступичный подшипник изделие достаточно капризное и не всегда есть под рукой дополнительное оборудование, то знать ответ на этот вопрос очень важно. Перед работой не мешает определить какой его вид установлен, например, он бывает конусный или роликовый.
Ни понимая с каким усилием затягивать колесные гайки лучше не браться за эту работу. Если их перетянуть, то произойдет поломка, а если не дотянуть, то в таком случае может произойти прокручивание, посадочное место под подшипником испортится. Все, кто не уверен в своих познаниях, могут использовать пружинный кантор, но можно обойтись и более простым способом. Воротки с трещоткой чаще всего не могут обеспечить достаточное усилие, а предназначенные для этого инструменты стоят дорого.
Чтобы не допустить поломки и правильно выполнить работу, для протяжки рекомендуется использовать рычаг длиной метр или чуть больше. Если на ступице автомобиля мелкий шаг резьбы может хватить усилия в 20 Нм плюс к этому необходимо будет сделать поворот ключа еще на 90°, в сумме такие усилия дадут очень приличный момент затяжки. Кто помнит физику может произвести простой расчет. Для этого необходимо знать свой вес и длину рычага. Значение в 20 Нм равно усилию два килограмма при длине рычага в метр.
Усилие, то с каким моментом затягивать ступичную гайку, зависит от индивидуальных особенностей транспортного средства. Рекомендации по затяжке даже одного и того же подшипника часто различаются. Они зависят от качества металла ступиц, прочности гаек, цапф, резьбы. Обычно 19-23 кгс/м достаточно. Если произойдет ослабление подшипника и зазор достигнет значения 0,06-0,08 миллиметров, это значительно повлияет на снижение ресурса всего механизма.
Специалисты много лет проработавшие в автосервисе рекомендуют через каждые 15-20 тысяч километров пробега подтягивать гайки ступиц. Полезно будет в таком случае их немного расслабить на один два оборота. Лучше всего чтобы автомобиль был приподнят домкратом при этом. Для осуществления данного процесса многие советуют применить трубчатый ключ, накидной, потому что у него толстые стенки и есть место под вороток, и он более мощный. Благодаря специальному переходнику получиться применить трубу.
Современные автомобили оборудованы обжимными гайками, которые не нужно контрить. На них есть пояски и они сами вдавятся в пазы цапфы. Не надо давить на ключ всем своим весом в сто килограмм, это фактически в два раза сильнее, чем необходимо. Зная точно какой момент затяжки ступичной гайки можно избежать потери колеса в пути, перед этим произойдет образование стука при поворотах, машина при этом может вылететь в кювет.
Здравствуйте уважаемые читатели блога AraFanat.ru, сегодня затронем тему про свечи зажигания.
Замена свечи зажигания автомобиля – стандартная процедура, которую умелые автолюбители берутся делать самостоятельно. Однако несмотря на свой опыт, большинство мастеров-самоучек допускают одну и ту же ошибку.
То есть свеча затягивается дедовским способом «от руки» или «сколько сил хватит» или «на глаз», а рекомендации производителя, как правило, не учитываются. Вот к чему приводит неправильное расположение свечей зажигания, к серьезным поломках любимого транспортного средства! Оказывается, если момент затяжки свечи меньше рекомендованного параметра, возникают зазоры, в которые затягивает воздух, Последний под действием высоких температур ионизируется, что приводит к перегреву. И наоборот, чрезмерная затяжка приводит к деформации корпуса свечи, из-за чего может треснуть изолятор или головка прибора. Последствия самые печальные –образование нагара на поверхностях воспламенителя, значительное уменьшение времени жизни свечи и необходимость промывки топливной системы. Кроме того, увеличение момента затяжки сверхнормируемого параметра может стать причиной расширения корпуса свечки, вследствие чего нарушается расчетный теплоотвод и возникают проблемы с ДВС автомобиля.
Эти проблемы свечей зажигания, вызванные их неправильным монтажом, можно избежать, если пользоваться простым инструментом – динамометрическим ключом, который, впрочем, должен иметь в своем слесарном наборе каждый уважающий себя мастер –любитель.
Свечи зажигания – индикаторы состояния системы
Есть еще один интересный момент, который связан с эксплуатацией свечей зажигания. Оказывается, свечи зажигания показывают много чего, поэтому не спешите выбрасывать старые и отработавшие свое агрегаты. Искушенные водители знают, что по внешнему виду свечи можно судить о состоянии ДВС. Что нужно для того, чтобы сделать правильные выводы самостоятельно вместо дорогостоящей предварительной диагностики в автоцентре?
Размонтируйте свечу, предварительно почистив ее поверхности от загрязнений, чтобы они не попали внутрь цилиндра. После ее извлечения изучите визуально послеэксплуатационный внешний вид.
Для анализа работы вашего ДВС ориентируйтесь на следующие данные:
Покрасневшая свеча «кирпичного» цвета свидетельствует о большом количестве металлических добавок в топливе, которые оседают на поверхности свечи и приводят к ее быстрому выходу из строя.
Похожие статьи:
Главная » Безопасность » Как правильно затянуть резьбовые крепления головки блока цилиндров Головка блока цилиндров (ГБЦ) в двигателе играет чрезвычайно важную роль. В ней размещён газораспределительный механизм, который отвечает за порядок впрыска топлива и отвода отработанных газов. ГБЦ находится под постоянным воздействием большого давления газов и высокой температуры. Крепится ГБЦ при помощи болтов, шпилек и гаек, к правильной затяжке которых предъявляются повышенные требования.
Они никогда не допустят дефектов от перетяжки болтов или гаек. Работа динамометрическим ключом Что будет, если недостаточно затягивать болты крепления ГБЦ Если крепление головки выполняется с минимальным усилием, то это приведёт к слабому прижатию её к поверхности блока цилиндров.
Внимание
Между прокладкой и прилегающими к ней плоскостями блока и головки образуются микроскопические зазоры, которые обязательно приведут к прогоранию уплотняющего материала. Проверка плосткости головки блока специальной линейкой Недостаточная затяжка болтов крепления не обеспечивает нормального прилегания головки, что может вызвать коробление её стыковой поверхности.
Важно
На некоторых участках температурное расширение алюминия, из которого сделан корпус этой детали, оказывается настолько сильным, что увеличивает давление на прокладку между головкой и блоком цилиндров. Поэтому через определенный промежуток времени необходимо повторять момент затяжки винтов, в противном случае велика вероятность прогорания прокладки.
Какие силы действуют на ГБЦ во время закручивания винтов Прокладка, которую устанавливают между блоком цилиндров и ГБЦ, обладает определенной толщиной, которая уменьшается во время затяжки. Несмотря на общую жесткость, алюминиевый корпус этой детали деформируется во время затяжки на тысячные доли миллиметра, поэтому необходимо проводить ее от центра к краям. В этом случае удается компенсировать изгибание ее поверхности (подошвы). Когда головка лежит на блоке цилиндров, то давление на каждый участок ее подошвы одинаково.Виды ключей для правильной затяжки резьбовых соединений Затяжка резьбового соединения должна делаться с таким усилием, чтобы исключить:
Любой материал, из которого сделан блок (головка цилиндров, крепёжные болты), имеет свой предел прочности. Именно наименьший предел прочности самого слабого звена в узле крепления определяет наибольшее усилие затяжки.
Самое слабое звено в креплении головки блока цилиндров — болты (шпильки) и резьба в отверстиях блока. Их слабость определяется не столько прочностью материала их изготовления, сколько несопоставимыми размерами (диаметром) с габаритами, массой блока и головки цилиндров.
Для того чтобы сила сжатия была равномерно распределена по поверхностям стыка головки с блоком цилиндров предусмотрено большое количество стяжных болтов или шпилек с гайками. Равномерность прижатия ГБЦ к блоку цилиндров обеспечивается определённой схемой порядка затяжки резьбовых соединений. Для уплотнения стыка используется прокладка головки блока, сделанная из особого материала, устойчивого к высокой температуре. При затяжке крепления головки она даёт усадку в тысячные доли миллиметра, что обеспечивает надёжную герметизацию стыка.
Головка блока цилиндров (ГБЦ) обеспечивает герметизацию камеры сгорания, а также является основой для механизма газораспределения. Во время работы на ГБЦ воздействуют высокая температура, сильная вибрация и другие факторы. Если затяжка болтов головки блока цилиндров произведена неправильно, то возможна потеря герметичности камеры сгорания, прогорание прокладки или растрескивание корпуса этой детали. Какие силы действуют на ГБЦ во время работы мотора Любой режим работы мотора приводит к неравномерному нагреву головки.
Соблюдения правильного порядка затяжки болтов ГБК гарантирует правильность её прижатия к блоку цилиндров Последствия от перетяжки болтов крепления ГБЦ Если затяжка резьбовых соединений головки блока ведётся с превышением усилия от номинального, то сила растяжения, которая воздействует на болт или шпильку, начнёт разрушать резьбу в блоке или вытягивать тело крепёжного элемента. Наступает так называемый момент текучести, когда при дальнейшем увеличении силы затяжки сила прижатия начнёт уменьшаться.
Итог: быстрое прогорание прокладки в месте наихудшего сжатия. Если же резьба в отверстиях блока будет сильно повреждена, то она уже не сможет обеспечить необходимое прижатие головки при правильном моменте затяжки.
Её потребуется восстанавливать, а это дополнительные затраты. Опытные ремонтники мотористы на практике чувствуют предельную силу затяжки, которую может выдержать резьбовое соединение.
ВАЗыч) На форуме 6 лет Сообщения: 268 Откуда: Замкадье Авто: Ваз 21099 инж. 2002 г.в. 330т.км. свободного полёта. Добавлено: 06 Декабря 2011 20:33 А че по мурзилке то не делается? Нафига огород городить? Я три двигателя отремонтировал по мурзилке-машинки бегают без нареканий.
fantom343 На форуме 9 лет Сообщения: 1531 Откуда: Воронежская область,г.Лиски Авто: 21093,карб 21101 БогданПриора 2172 люкс Добавлено: 06 Декабря 2011 20:38 ВАЗыч) писал(а): А че по мурзилке то не делается? Нафига огородгородить? Я три двигателя отремонтировалпо мурзилке supercool -машинки бегаютбез нареканий. rlzz тоже тянул по мурзилке, все четко торантино На форуме 7 лет Сообщения: 5731 Откуда: Барнаул Авто: ВАЗ 093 карб. 2000 г. Добавлено: 06 Декабря 2011 20:45 Во первых масло с болтов должно стечь как по мурзилке 30 мин. Дальше тянем в два -три этапа кому как нравиться до 7.5 кг. Дальше тянем на 90 гр.
По мере закручивания, давление в местах установки болтов (винтов) возрастает, что и приводит к V-образной деформации подошвы. Чтобы избежать этого, необходимо строго соблюдать последовательность действий. Если порядок затяжки нарушен или усилие (момент) не соответствует мотору, возрастает вероятность прогорания прокладки и ремонта двигателя. Правильный порядок затяжки Вне зависимости от типа двигателя порядок затяжки ГБЦ всегда одинаков. Любая головка затягивается с помощью двух рядов винтов, идущих параллельно камерам сгорания. Порядок отверстий – от первого к последнему цилиндру, по правому и левому, относительно первого цилиндра, ряду. Вот правильный порядок закручивания винтов:
Добавлено: 07 Декабря 2011 19:56 Azazelloz писал(а): момент на всех болтах должен быть одинаковым, в пределах какого-то допуска. Абсолютно точно. streles писал(а): А кто-нибудь затягивал болты без динамоключа? я у себя на пятерке всегда тянул без динамоключа и нормально было Можно и без ключа-разница можду болтами будет не значительна ,Равномерное усилие рука чует,а вот с самим моментом уже труднее. kazak1102 писал(а): А говорят, при совке плохо жилось… А чем плохо, никто не говорит… Не знаю кому плохо-но что то больше хочеться там пожить чем сейчас.
Народ был дружнее и веселее. Один только 1 МАЙ чего стоил. К концу демонстрации так наУрякаешьсячто вправду начинаешь верить-что партия и народ едины.
kazak1102Модератор На форуме 8 лет Сообщения: 23351 Откуда: Советский Союз, ДНР, Макеевка Авто: ВАЗ 21099,1999г. 345км. Капремонт жестянки (в процессе)… Аналогично всем остальным, из центра. Моменты затяжки: 1 приём — 2,0 кгс*м 2 приём — довернуть болты на 90 градусов 3 приём — ещё раз довернуть болты на 90 градусов. Внимание!На 16-ти клапанных моторах разрешается повторное использование болтов крепления ГБЦ, НО если их длинна без головки НЕ превышает 95 мм.Если длинна болта более 95 мм его нужно заменить. Замер длинны производится с шайбой. Для работы необходимо использовать динамометрический ключ Стоимость его от 600 рублей, более профессиональные от 1300 и более. P.S.: Скоро появится новый автомобиль от АвтоВАЗа — Лада XRAY.И скорее всего комплектовать его будут уже другими двигателями. Например, от Рено или Ниссан.
Содержание
Важность правильной затяжки болтов или гаек ГБЦ Головка блока цилиндров (ГБЦ) — один из важнейших узлов автомобиля. Она закрывает блок цилиндров. В ней расположены распределительные валы, клапанные крышки и другие детали газораспределительного механизма. На ГБЦ постоянно воздействуют огромные переменные силы давления и температуры. Поэтому к её резьбовому креплению предъявляются особые требования. Головка блока постоянно должна испытывать силу сжатия, которая задаётся определённым моментом затяжки резьбового крепления.
Моменты затяжки, Н·м
Болт крепления шкива коленчатого вала.....90–110
Болты крепления кожуха двигателя.....5–6
Болты крепления крышки головки блока цилиндров:
М10.....14–16
М7.....10–12
Болты крепления крышки шатуна.....16–20
довернуть на угол 90–94°
Болты крепления головки блока цилиндров (холодный двигатель).....25
довернуть на угол 58–62°
довернуть на угол 43–47°
Сливная пробкамасляного поддона.....35–45
Нижний болт крепления масляного поддона.....10–12
Верхний болт крепления масляного поддона:
10x38 мм.....30–42
8x22 мм.....19–28
171,5 мм.....5–7
152,5 мм.....5–7
Болты крепления масляного экрана.....15–22
Болты крепления крышки масляного насоса.....12–15
Болт крепления выпускного масляного клапана.....40–50
Датчик давления масла.....15–22
Винты крепления крышки масляного насоса.....8–12
Масляный фильтр.....12–16
Болты крепления маховика.....73–77
Болты крепления ведущего диска.....73–77
Болты крепления корпуса воздушного фильтра.....8–12
Болты крепления стойки воздушной камеры.....15–20
Болты крепления воздушной камеры и впускного коллектора.....15–20
Гайки крепления воздушной камеры и впускного коллектора.....15–20
Термозащитный экран к выпускному коллектору.....12–15
Самоконтрящиеся гайки крепления выпускного коллектора к головке блока цилиндров.....25–30
Направляющая указателя уровня масла.....12–15
Скоба крепления насоса усилителя рулевого управления.....17–26
Винт крепления датчика положения коленчатого вала.....5–6
Болт крепления изоляции опоры двигателя.....40–55
Гайка крепления кронштейна двигателя.....60–80
Болт крепления кронштейна двигателя.....60–80
Упорный кронштейн переднейроликовой опоры и болт крепления вспомогательной рамы.....40–55
Болт и гайка крепления переднего роликового стопора опоры двигателя.....50–65
Кронштейн крепления заднего роликового стопора опоры двигателя и болты крепления балки.....40–55
Болт и гайка крепления заднего роликового стопора опоры двигателя.....50–65
Болт крепления кронштейна коробки передач.....40–55
Болт крепления опоры коробки передач.....90–110
Болт крепления шкива коленчатого вала.....180–190
Болты крепления кожуха зубчатого ремня.....10–12
Кронштейн крепления генератора к двигателю.....20–30
Гайка крепления генератора.....20–30
Болт крепления генератора (со стороны кронштейна генератора).....20–30
Гайка крепления стартера.....20–30
Болты крепления стартера.....27–34
Болт крепления шкива ремня.....35–55
Болт крепления натяжителя ремня.....20–27
Болты крепления водяного насоса.....15–22
Датчик температуры охлаждающей жидкости.....20–40
Дроссельный узел и расширительная воздушная камера.....15–20
Датчик концентрации кислорода.....40–50
Гайки крепления передней выхлопной трубы к выпускному коллектору.....30–40
Болт крепления каталитического нейтрализатора к передней выхлопной трубе… 40–60
Гайки крепления каталитического нейтрализатора к центральной выхлопной трубе.....30–40
Гайки крепления центральной выхлопной трубы к главному глушителю.....30–40
Болт крепления опорного кронштейна подвески главного глушителя.....10–15
Болт крепления шкива натяжителя зубчатого ремня.....43–55
Болт крепления направляющего шкива зубчатого ремня.....50–60
Фиксирующий болт рычага натяжителя зубчатого ремня.....35–55
Фиксирующий болт автоматического натяжителя зубчатого ремня.....20–27
Кронштейн троса акселератора.....4–6
Свечи зажигания.....20–30
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453