С-Петербург, улица Тосина 3
+7 (812) 917-84-85
+7 (921) 316-27-00

Скачет нивой это как


Папмамбук

Загадочный «ретивый долгогривый конь»

Конечно, в фольклорных текстах (пусть даже в литературной обработке) для современных городских детей много непонятного. Например, вот в такой считалке:

Конь ретивый,ДолгогривыйСкачет полем,Скачет нивой.Кто коняТого поймает,С нами в салочки

Играет.

Мой четырехлетний сын буквально атакует меня вопросами: «Ретивый – это какой?», «Что значит долгогривый?», «Почему у коня длинная грива?», «Что такое нива?», «Как это он скачет нивой?», «Как играть в салочки?» И мне нравится отвечать на эти вопросы. Ведь вот какое красивое старинное слово – «ретивый». Это и пылкий, горячий, и старательный, усердный. Здорово!А еще на рисунке Коринны Претро настоящий конь, который поднялся на дыбы и в нетерпении бьет копытом, изображен рядом с игрушечной деревянной лошадкой на колесиках. Наверное, чтобы этот непонятный «ретивый» конь стал ближе и роднее ребенку. Но я подозреваю, что многим нынешним малышам ближе Тигровая утка из историй Яноша – она тоже на колесиках, тоже катается за веревочку. Хотя Федор получил ответы на все свои вопросы, у меня осталось ощущение, что ретивый долгогривый конь сохранил для него ореол загадочности, нездешности, сказочности. Но это сына вполне устраивает, так как у него сейчас просыпается интерес к сказкам и всяким волшебным штуковинам.

***

Надо сказать, что не всегда чтение фольклорных текстов требует таких значительных интеллектуальных усилий. Есть и вполне прозрачные по смыслу песенки-потешки:

По дубочку постучишь,Прилетает синий чиж.У чижа, у чиженьки,Хохолочек рыженький,А на лапке маленькойСапожочек аленький.Чиж под солнышком леталИ головкою кивал.Кив, кив, не кивай,

В лес лети, гнездо свивай.

Любопытно: сейчас Федор говорит, что эта песенка-потешка «нежная». Может быть потому, что я часто ее напевала (на совершенно незатейливый произвольный мотив), когда укачивала Федора в младенчестве. Известно, что даже совсем маленьких деток завораживает ритмическая речь, они хорошо чувствуют интонацию и запоминают эмоции. Думаю, что с песенкой про синего хохлатого чиженьку у Федора связаны какие-то далекие приятные воспоминания. Именно поэтому она до сих пор ему нравится.

«Ну-ка, дай поносить твои красные сапожки!»

Мне кажется, очень естественно и правильно вставлять в фольклорные тексты имя своего ребенка и обращаться к нему во время чтения. Тогда эти народные, передаваемые из поколения в поколение произведения «проживаются» и мамой, и ребенком по-настоящему глубоко. У меня получается так:

Баю-бай, баю-бай,Спи, Федяшка, не вставай!А то к нам придет Бабай,Скажет: «Феденьку отдай!»А мы Федю не дадим,

Нужен Федя нам самим.

Кстати, у Коринны Претро есть изображение этого пресловутого Бабая. Многие детки боятся Бабая, но совершенно не представляют себе, как он выглядит. Мы с Федором решили, что на рисунке Претро Бабай – это полулев, полубык и даже немного дракон, но он совсем не страшный.Сейчас Федор немного ревнует, что я вставляю в его любимые колыбельные производные от имени Макар (так зовут моего младшего восьмимесячного сына). Иногда приходится петь два раза: первый – для Макара, второй – для Федора, чтобы оба сына остались довольны.

***

Интересно, что Федор теперь сам придумывает продолжение потешек со своим непосредственным участием. Эти истории очень незатейливые, но само по себе такое фантазирование во время чтения кажется мне очень ценным. Например, читаем:

Сел комарик под кусточек,На еловый на пенечек,Свесил ноги на песочек,Сунул носик под листочек –

Спрятался!

Федор продолжает: «А я пойду в лес, найду кусточек, раздвину листочки и найду комарика. Да как закричу: “Ага, попался!” – и хвать его за носик!» Может быть и другой вариант концовки: «Ну-ка, дай поносить твои красные сапожки!» (на рисунке Васнецова комарик сидит на пеньке в щегольских красных сапогах).

Рисунки развивают воображение

Иллюстрации Васнецова очень радостные и нарядные, и поэтому они нравятся всем детям без исключения. Все персонажи хорошо узнаваемы, при этом они почти всегда что-то делают. Маленькому ребенку доставляет удовольствие находить соответствия текста и картинки:

Как петух в печи пироги печет,Кошка в окошке рубаху шьет,Поросенок в ступе горох толчет,Конь у крыльца в три копыта бьет,

Уточка в сапожках избу метет.

Но очень часто рисунок у Васнецова становится продолжением фольклорного текста и будит собственную фантазию ребенка. Например, вот такой крошечный текст:

Улита, улита, Высуни рога!Дам тебе, улита,

Пи-ро-га!

На картинке действительно есть огромная улитка, и она явно не прочь полакомиться обещанным за демонстрацию рогов пирогом. Но кроме улитки, изображен дуб, увешанный спелыми желудями; прямо в кроне дерева из окошка выглядывает заяц с трогательными усами; сверху на дубе прыгают еще девять зайчат, один из которых дудит в трубу; а к дереву приставлена лестница, чтобы было понятно, как они все там оказались.

     

***

Иллюстрации Коринны Претро более лаконичные (в них меньше деталей), но очень образные, психологичные. По стилю они напоминают расписные деревянные яички или подносы. А дети чувствуют в них настроение и учатся переживать разные эмоции. Вот коротенькая считалка-скороговорка:

Тары-бары-Растабары!У Варвары

Куры стары!

На картинке курица нарисована в заштопанных валенках, платке, завязанном на шее по-стариковски, в очках и с палочкой. Мы с Федором решили, что пожилая курица выглядит грустной, а та самая Варвара кормит своих птиц с явным неудовольствием или даже досадой. Совершенно очевидно, что такие рисунки тоже обогащают текст.А маленький Макар смеется в голос, когда слышит: «Тары-бары-растабары!». Для моего младшего сына эта считалка – главный фаворит среди фольклорных текстов.

Ксения Зернина

Другие статьи по этой теме:Виндадоры, виндадоры, виндадорушки мои Колыбельные песни – древние и современные

Особенности езды на Ниве! Ошибки новичка — бортжурнал Лада 4x4 3D 1996 года на DRIVE2

Доброго всем дня!Пошел второй год как я являюсь владельцем этого прекрасного, легендарного, легкого внедорожника и за это время у меня сложились кое какие впечатления от машины! Писать прописные, всем известные, истины не стану, дабы не утомлять своего читателя, скажу лишь, что НИВА, есть Нива! Все минусы и плюсы ее описаны тысячи раз до меня, и столько же будут еще описаны после. Я же хотел затронуть лишь небольшой аспект, связанный с приобретением и первыми выездами на этом автомобиле в ее родную стихию, впервые. Согласитесь, новичок, впервые севший за руль этой машины испытывает, мягко говоря, противоречивые чувства! С одной стороны это далеко не комфортная машина, особенно если до нивы у тебя было что-то из категории «легковой иностранный автомобиль», но с другой стороны поражает его проходимость. Ты в буквальном смысле начинаешь ездить там, где раньше и подумать не мог, что сможешь здесь проехать.

При правильных навыках Нива это серьезных вездеход!

Чертовски знакомое чувство, выстраданное на себе. Далее постараюсь опираться на свои собственные ощущения.По городу машина меня разочаровала сразу: динамики ноль, комфорта ноль, экономичности… Знаете цифру! Не скрою, первые 2 недели я откровенно жалел, что решил взять себе ниву. Я ни раз задавался вопросом: «зачем»? Зачем я ее взял?

Но ситуации быстро изменилась тогда, когда я съехал с асфальта! Во-от, тут мы, наконец, подбираемся к сути владения этим авто! Здесь, опять же без лишнего пафоса, отмечу, что я был приятно поражен, ибо машина ожила и преобразилась! По пути следования попадались такие места, что глаза не верили, руки не желали слушаться, а нива героически, а порой и вовсе играючи, преодолевала все тяготы российского бездорожья! Сказать, что я был поражен ее проходимости, значит ничего не сказать! Я был сражен ее внедорожным стойким нравом, и я очень быстро полюбил эту машину!

Полный размер

Нужно всегда помнить, что Нива, сама по себе, это не панацея от любого бездорожья! С дурости ниву можно так засадить, что и трактор с трудом вытащит.

Трудяга нива!

Опять же не стану описывать свои ощущения от первых поездок на природу, скажу лишь что они очень похожи на ощущения других, тысячи раз описанных.Сегодня я хочу поговорить не об этом. Я хочу затронуть такую важную проблему, как «Новичок за рулем нивы — мифы и реальность»!Повторюсь — ЭТО ЛИШЬ МОЕ МНЕНИЕ, основанное на практике владения нивой! Но, надеюсь, этот опыт поможет новичкам лучше понять данный автомобиль и не совершить классических ошибок, с которыми сталкиваются почти все новички, пересевшие на Ниву.Итак поехали:Ошибка № 1, на мой взгляд самая основная, ибо все остальные ошибки, так или иначе произрастают из нее. «Я на ниве, а значит я на танке»!В корне неверное суждение, которое влечет за собой глубокую засаду и кучу проблем. А если учесть, что новичок, впервые засадивший ниву «по самое не балуйся», не имеет опыта вызволения машины из этой засады, проблема приобретает катастрофические масштабы, решить которые, самостоятельно, без посторонней помощи, новичок не может.Нива — это легковой автомобиль повышенной проходимости, а не танк! Танки оставим нашей доблестной армии, а у нас автомобиль с базой 4х4. Как автомобиль повышенной проходимости, нива отрабатывает на 120%, как танк, лишь процентов на 30! А посему сравнивать эти два явления не будем, будем учиться ездить на ниве.Отсюда вывод: нива не танк, ее можно засадить и на вполне «мирной» средней грязи, а посему ездить на ней надо учиться! Причем ездить на первых порах очень осторожно, без фанатизма и желания «счас я всем покажу»!Мой совет, начинайте ездить на ниве осторожно, аккуратно, с понимаем того, что происходит, когда вы на ней двигаетесь по грязи. Грязевые ванны надо принимать дозировано, от откровенных «лайт-покатушек», там, где пройдет почти любой автомобиль, постепенно переходя к более сложным условиям. Боже упаси вам сразу кидаться в топи болот или УАЗовскую колею после проливных дождей. В общем грязевые процедуры надо принимать дозировано, по нарастающей.

Бездорожье явление коварное, оно не терпит суеты и понтов!

Полный размер

Хорошо сидим!

Ошибка № 2 «У меня 15 лет водительского стажа, за рулем я бог»!Нива, как и любой внедорожник, машина специфическая и чтобы на ней ездить свободно одного водительского стажа маловато! В городе — да, никаких проблем, кроме того, что привыкнуть надо к не совсем удобной посадке в машине, на бездорожье — нет. Попав впервые на бездорожье (естественно речь идет о грязи или глубоком снеге, а не об укатанной проселочной дорожке в жаркий месяц), забудьте о своем водительском стаже — ездить на ниве в ее родной стихии придется учиться за ново! Думаю многие ниваводы со мной согласятся, что большой водительский стаж на легковой машине, может сыграть злую шутку с новоиспеченным водителем нивы. Легковая машина и нива ведут себя кардинально по разному на бездорожье, отсюда следующий совет: забудьте про свой опыт езды на легковой машине и учитесь ездить заново на ниве.

Внедорожники, равно как и езда по серьезному бездорожью, кардинально отличается от езды на легковой машине. Здесь надо быть готовым к тому, что придется учиться ездить заново, понимать это и, самое главное, принимать. Не бойтесь учиться, задавать вопросы бывалым, интересоваться, читать литературу. В общем надо учиться ездить.

Сквозь терни к звездам!

Ошибка № 3. «Я на ниве, а значит лопата мне не нужна»!Скажу сразу безапелляционно — это чушь, причем чушь опасная! Нива и лопата, это как правая и левая рука, в тандеме работают увереннее и проще! Без одной руки прожить можно, хоть без правой, хоть без левой, но намного сложнее, чем когда есть обе. Нива не панацея от бездорожья, засадить ее так же можно, и если это произошло, то лопата вам в помощь! Застряв на ниве, без лопаты в багажнике — первое о чем подумаете «Какого черта я лопату не взял»? Знаете какого черта вы ее не взяли? Потому что совершили классическую ошибку номер 3. Запомните: поехал на ниве на природу, лопата должна быть в багажнике!

В идеале, конечно, одной лопатой не обойтись, вы очень быстро поймете, что помимо лопаты хорошо бы иметь много чего в багажнике, но до этого вы сами дойдете! Но лопату обязательно! Застрянете — лопата вам в помощь! В 85% случаев ниву можно откопать и выехать самостоятельно из засады.

Часто и так приходится делать! Сначала мы на ней едем, потом она на нас!

Бывает!

Ошибка № 4. «А что б не подурачиться, ведь я уже научился ездить на ниве»!Классика жанра! Новичок поездил на ниве с полгода, преодолел с десяток несложных луж и легкую топь, взобрался на парочку склонов после дождя и уже решил, что он матерый джипер! Сразу появляется ложное и очень опасное ощущение мастерства езды по бездорожью, которое, неизбежно, приводит к такой жуткой засаде, что лопатой уже точно не обойдешься. Тут очень наглядно срабатывает старая добрая поговорка: «Чем круче джип, тем дальше бежать за трактором»! Помните про ошибку №1 и № 2? Здесь они срабатывают обе. Вы не на танке, и вы не бог бездорожья — будьте предельно осторожны. Эти желания, этот «дьявол на плече», что подговаривает подурачиться в серьезной грязи, на 11 по счету выезде на ниве, он слиняет в первую же очередь, как только вы засадите ниву в топь. Откапывать придется вам, он может подговорить вас на подвиг, помогать же он точно не станет.Не дурачьтесь, за зря, во всем подходите с головой!Ошибка № 5. Езда зимой.99% новичков, сев за руль нивы, ошибочно полагает, что полный привод дает им СУЩЕСТВЕННОЕ преимущество зимой. Это и Да и Нет одновременно. Если рассматривать езду по снегу, по глубокому снегу, по снежной каше — несомненно, нива даст ощущение вседозволенности в городе. Но, если по льду, то полный привод, короткая база и высота машины, здесь сыграют с вами злую шутку. Ниву коротыш болтает в колее, как г.но в проруби. Меня однажды, развернуло на 180 градусов в колее на скорости 40 км/ч. Нива коротыш очень не любит лед и колею — будьте осторожны! Если заносит передний привод — добавляем газу и крутим руль в сторону заноса. Если заносит задний привод, скидываем газ и подруливаем в сторону заноса. Если заносит полный привод — молимся! Ибо не тот ни другой способ не подойдет. Есть техника вытаскивания нивы из заноса, но объяснить как это сделать не смогу. Надо пробовать самому и на лично опыте познавать эту науку.

В общем и целом — на ниве зимой мы доминируем, но делаем сие с головой! В противном случае канава ваша конечная точка маршрута.

Без лопаты теперь точно никак!

Если едешь в паре с другой нивой, твои шансы повышаются в разы! Одна нива хорошо, две — залог успеха!

Есть и другие ошибки, но я пока с ними не столкнулся сам, поэтому умничать не стану. Все что я описал выше, основано сугубо на личном опыте и личных ошибках. Надеюсь мои советы помогут новоиспеченным владельцам чудо-техники под названием Нива!Напоследок небольшой совет: по возможности, если есть с кем, старайтесь ездить в 2 нивы. Если кто-то из вас застрянет, второй вытащит. Это сэкономит кучу времени и сил.Всем удачи на любых дорогах!

P.S. Да простят меня те, чьи фотки я выложил здесь! Все фото были взяты с просторов интернета, для наглядности.

Первая проба подержанной «Нивы» на бездорожье может погрузить вас в дзен прямо в гуще обычного леса

Покупая подержанную «Ниву», наш читатель Павел Кабанов не мог и представить, что она не только превратит его в спасателя, но и приведёт к духовному просветлению

Всё началось с того, что я купил «Ниву». Обычное, казалось бы, дело. И, кстати, совсем недорого. А «Нива» – это внедорожник, так что при первом же удобном случае я потащил её подальше от дорог общего пользования. Для испытаний. Покатушка вроде бы была несложной – добраться до верхней поляны у Соколиного камня неподалёку от Первоуральска. Место это для меня почти сакральное, овеянное славой былых подвигов на ежегодных турслётах. В общем, встал с утреца, подобрал по дороге друга и погнали.

Не знаю, стоит ли останавливаться на том моменте, когда водительское кресло неожиданно оторвалось от пола? Случилось это почти сразу после нашего старта. У кого-то из длинной вереницы бывших хозяев хватило ума привернуть сиденья от девятки прямо к полу, и именно в этот день эпичный крепёж окончательно оторвался, оставив после себя два замечательных отверстия, сквозь которые можно было наблюдать бегущий под ногами асфальт. Впрочем, это событие нас не остановило, мы ведь смелые. Пришлось рулить и наслаждаться динамической регулировкой сидений во всех мыслимых плоскостях – такого, кажется, даже в «Майбахе» нет.Проехали Северку, свернули на грейдер и весело поскакали до поляны. Говорить тут особо не о чем – такая дорога для «Нивы» семечки. До места доехали без проблем. Правда, оказалось, что поляна уже занята, причём машины «туристов» были достаточно необычны для этих мест: TLC 200, Audi Q7, Subaru Forester и непонятно как попавшая туда «Ока». Возможно, её привезли, чтобы принести в жертву. Ну, думаю, одноклассники какие-нибудь встречаются. Кстати, расположились они основательно – палатки, большой навес над костром, баня и даже походный сортир – всё хорошее, брендовое. Поудивлялись немного, да поехали дальше – накатанная дорога уводила в лес, и я был уверен, что она приведёт прямиком на нижнюю поляну. А что нам, у нас внедорожник! Колея проложена – значит, кто-то уже проходил. Едем! Выскакиваем на поляну, проезжаем метров сто от границы леса и встаём. Ну, думаю, подзастряли чуток, но у нас же внедорожник – сейчас выскочим. Включаю заднюю, трогаюсь – и остаюсь на месте. Всё, приехали. Выходим, смотрим – тут и садиться-то негде. Однако резина замылилась, передний мост упёрся в землю, колёса вертятся, но без толку.

Мучились мы часа два: пускали в раскачку, подкладывали ветки и даже достигли определённых успехов – выскочили из выкопанных ям, но тут же сели рядом – передними колёсами в ямы от задних. Прошло ещё полтора часа. Дымилась резина, весь хлам был стащен под колёса. Но это ничего не поменяло. Только стук какой-то появился. Вспомнив о возможности порвать полуось или редуктор, а также о том, что запас топлива у нас не безграничен, я решил идти за трактором.Путь проходил через верхнюю поляну. Отдыхающие спокойно сидели под навесом и мирно беседовали. Подошёл я весь такой брутальный, выражение лица придурковатое, руки по локоть в грязи, сапоги в кусках земли. И говорю, мол: «Люди добрые, я, конечно, дико извиняюсь, но мы тут «Ниву» засадили», – и на Land Cruiser поглядываю. – «Может, для развлечения, снизойдёте до нас, простых смертных, толкнёте чутка?»

Честно говоря, учитывая то, какие машины собрались на поляне, на взаимопонимание я особо не рассчитывал и никакого другого ответа, кроме как «а не пошёл бы ты вместе со своей «Нивой» на хрен», я не ждал. Однако был встречен дружелюбными улыбками и обещанием незамедлительно дёрнуть, как только лекция закончится. «Вы, – говорят – подождите немного, а лучше послушайте с нами, только умойтесь сперва». Обрадовавшись, я побежал приводить себя в порядок. Отмыл в ручье руки, сапоги, ну и лицо заодно. Почему-то решив, что попал на слёт семейных психологов (а психологию я люблю), я поспешил обратно. Ну, думаю, полчасика посижу, да поедем спасать мою погрязшую в грязи свинью. Но лекция длилась не полчаса, и даже не час. И была она о правильном питании… для йогов. Соответственно, собравшиеся были йогами. Пахли благовония, звенели на ветру какие-то побрякушки, а с плаката на столбе на меня смотрел улыбчивый бородатый дядька. В чалме и с бородой. И был в его взгляде словно мягкий укор: «Какой же вы, молодой человек, легкомысленный и недальновидный, жрёте священных коров, закусываете чесноком, да ещё и матом, поди, ругаетесь. Не дождаться вам просветления и гармонии с миром». В общем, сижу, как туземец, приглашённый на ужин белых людей, даже кепку на всякий случай снял. Слушаю и понимаю, что живу во грехе и люблю есть то, на что и смотреть-то стыдно. Поёживаюсь под взглядом дядьки на столбе…

Ну а дальше началось что-то вообще за гранью разумного. Мы сели в белоснежный Toyota LC 200, судя по чистоте и запаху в салоне, не так давно купленный, и поехали спасать «Ниву». Боже, ничем кроме веры в карму я не могу объяснить спокойствие этого чудесного человека – мы бились о пеньки, царапали борта ветвями, а на подъезде к поляне чуть не засадили машину. И даже после балансирования на грани застревания он не сказал мне: «Иди-ка ты, парень…», а предпринял вторую попытку пробиться к моему синему чудовищу. И, представьте, она увенчалась успехом. Подкатили, подцепили тросы. Учитывая, что тросы были не динамические, я ждал следующего номера программы под названием «А теперь посмотрим, как рвётся «Нива»». Однако она не порвалась. Вырвать с первого раза, правда, тоже не получилось – получилось со второго. Мое синее чудо выскочило из грязевого плена и, задорно пукая дырявым глушителем, развернулось на поляне. Спаситель на белом внедорожнике, не дожидаясь слов благодарности, махнул рукой и укатил обратно. Но мы тоже не лишены моральных принципов, поэтому, доехав до лагеря йогов, громко крикнули «Спасибо!»

Решив, что приключений на сегодня достаточно, мы покатили обратно. Выехав на грейдер, осмотрели машину и пришли к выводу, что критичных повреждений не видно, а постукивает, наверное, глушитель. Однако приключения продолжились.

Вырулив из-за угла, мы увидели Ford Focus, плавающий по фары в огромной луже, а рядом суетился его хозяин. К «Фокусу» успели подогнать ещё один Ford и собрались тянуть. Ну, думаю, карма! Одухотворённые, выходим, спрашиваем: «Мол, помощь не нужна?» «Да нет, – говорят, – спасибо, управимся сами», – и улыбаются, довольные. Ну ладно, достаём водительское кресло, ставим на землю, сидим-глядим, как будут развиваться события.

Тягач натянул трос, «Фокус» забуксовал в воде, и дело вроде пошло. Но внезапно трос сделал «бздынь!», и через минуту из лужи донеслось: «Ребя-я-ят, а трос есть?» Настал наш звёздный час! Дождались! Подцепили, дёрнули, вытянули. Хозяин «Фокуса» виновато так говорит: «Ребят, подождите, я дальше за вами поеду, а то страшно». Не вопрос! Долго ли, коротко ли, парень вычерпал из машины воду, погрузил жену, детей и поехали. До посёлка добрались без приключений, помахали им на прощание и двинули домой. Ехать решили на газу, так как предстояло добраться на другой конец города, завезти друга и заправиться. Летим, скачем по ямам, проезжаем плотину и прямо напротив церкви слышу, как что-то отрывается и начинает скрести по асфальту. Выхожу, смотрю под машину и понимаю: левая тяга вместе с кронштейном, окружённым остатками ржавой площадки, лежит на земле. Ну, думаю, слава Богу, не на трассе – и смотрю вдохновенно на церковь. Привязали тягу к кузову, кое-как доехали до дома друга и загнали машину в гараж. Возвращался я на автобусе. Но ни капли сожаления или досады у меня не было. День оказался на удивление насыщенным впечатлениями: мы проверили в деле нашу «Ниву», духовно обогатились и познакомились с прекрасными людьми. Так что даже лёгкий офф-роуд вполне может стать верным путём к просветлению.


Смотрите также

 

"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453

Новости