Свечи зажигания, это крайне важный элемент в диагностике работы двигателя. Регулярно осматривая свечи зажигания можно многое узнать о своем движке.
Еще в прошлом веке, мне довелось предаться размышлениям на тему: “а как матёрые дядьки настраивали гоночные двигатели в 50-х годах?”. Ведь у них не было святая святых AEM UEGO… да и вообще AEM в какие-то времена не было. Но был BOSCH Что конечно же радует. Но как можно было узнать о работе двигателя. Цели настройки были аналогичными – движок должен привести машину к финишу, и желательно в первых рядах. Свечи были одним из важнейших элементов диагностики.
Но сейчас, конечно же не 50-е годы прошлого века, но всё же знать на что смотреть у этих самых свечей – весьма полезная штука. Эти фотография я делал в различное время и использовал для наглядного объяснения состояния свечей. Лучше, как говорится один раз увидеть… чем 30 раз менять.
Всё хорошо и нет повода впадать в отчаяние, когда изолятор вашей свечи не имеет: маслянистых налетов, “мохнатых черных отложений” сажи. А заземляющий электрод чист и выглядит, как металл. А не, например, как покрытая сажей коряга. Цвет изолятора должен быть однозначно светлым. Светло-серый, светлый с коричневым налётом. Он может быть даже белым, но это уже повод заволноваться о бедности смеси.
Поводов для волнения нет. Изолятор светлый с коричневатым оттенком. Без следов маслянистых отложений, трещин, сколов и других образований. Заземляющий электрод качественно очищается температурным режимом.
Почему белый цвет электрода – это повод для волнения, а не причина впадать в отчаяние. Тут всё просто! Всё зависит от режимов использования двигателя. Если вы катаетесь по городу на вашем авто и обычно не крутите двиг больше 3000-3500 об/мин. То белый изолятор – это признак тревоги. Ведь нагрузки на двигатель нет, а свеча бела, как снег. Но, если вы хорошенько отжигаете. И после серии заездов вы увидите нечто похожее:
Для двигателя, который постоянно подвергается высокой нагрузке такое состояние свечей - норма.
Однако, нужно всегда быть настороже и осматривать белый электрод с особой тщательностью. Если вы извлекли свечу и у неё белый электрод, то постарайтесь разглядеть её под хорошим освещением, например в ясный солнечный день. Поворачивая свечу осматривайте на предмет блестящих вкраплений. Это, как рассматривать свеже выпавший снег. Если есть “блестяшки” – самое время кричать караул. Потому как “блестяшки” это следы алюминиевой пыли, следствие слишком высокой температуры внутри КС и разрушения.
Про коричневый поясок есть много “страшилок”. Старожилы форумных баталий смело утверждают – свечу пробило! Но это далеко от истины. Появление такого “пояска” норма для любой свечи. на данном фото свеча NGK Iriduim IX (bkr6ex-p) которая в добром здравии без следов пробоя, отлично работающая на двигателе с избыточным давлением 1,3 бара.
А вот пример явного разрушения свечи и пробоя. Это NGK BUR7EQP – свеча сделанная специально для использования в двигателях Mazda 13B-REW (2-х секционный ротор). Этот образец, получил пробой свечи и утратил герметичность между гайкой и изолятором. Взяв в руки такую свечу можно без каких-либо точных приборов определить их взаимное перемещение
Определить пробой в иных случая довольно сложно. Обычно следы пробоя имеют не равномерный “поясок” со следами маслянистых отложений, либо черной “коронки” поверх “пояска”. Практически никогда не бывает пробоя сопровождающемся “рыжим пояском”. Пример пробитой свечи. Фото не способно передать утраченную герметичность соединения керамического изолятора и “гайки”.
Самый распространенный косяк в работе двигателя от которого хотят нечто больше чем легкий пуск в зимнее утро – это переобогащенная смесь. Выглядит это, как чёрным-чёрно во дворе моём.
Все элементы свечи, находящиеся внутри цилиндра покрыты матовым черным налетом. Состоящим преимущественно из сажи. Иногда это выглядит, как бархатистый чёрный налёт.
Отсутствие следов масла при этом хороший признак, значит двигатель просто получает слишком много топлива. Но при этом сгорание происходит. Температура для очистки свечи недостаточная и над подачей топлива надо поработать. Если ваш лямбда показометр отображает “всё хорошо”, а свеча выглядит именно так, то кто-то… где-то говорит не правду. И это явно – НЕ свеча
Следы масла на резьбовой части и обильно в области центрального электрода – очень плохой признак. Это явно говорит о том, что у двигателя механические проблемы: износ компрессионных и/или масляных колец, маслосъемных резиновых колец и т.д. Любое появление следов масла на той части свечи, что обычно находится внутри цилиндра один из самых тревожных факторов. Пора искать причину появления этого масла там, где его быть не должно.
Подтвердить или опровергнуть появление детонации можно по свечам. Да частенько сенсоры детонации регистрируют шум. Или не могут достаточно точно разделить сигнал и шум. И еще больше горе тюнеров профессионально позднят зажигания обильно заливая цилиндры топливом “как можно дальше убегая от сигнала кнок сенсора”. А для того, чтобы не делать лишних движений – надо осмотреть свечи, чтобы понять есть она эта – детонация. Или её еще, пока не было. Первое что подвергается разрушению – это изолятор свечи. Первично в нём появляются частички алюминия, которые видно не вооруженным взглядом. Потом появляются “раковинки” в поверхности керамики… будто бы изолятор обрастает кораллами это выглядит довольно красиво, пока свеча чиста и бела. Но не свете довольно мало людей, столь трепетно относящихся к красоте разрушающихся свечей После образования раковин, появляются трещины и прочее полное разрушение свечи, которое может совпасть с разрушением деталей КШМ.
Детонация разрушает свечи, прокладку, поршни... и т.д.
Фото сверху и снизу принадлежит Александру Смоляру. На них комплект свечей, которые служили в rb25de и героически погибли под воздействием детонации.
Рыже-красный налет на изоляторе и заземляющем электроде – это скверная штука. Верный признак того, что топливо весьма не качественное и содержит большое количество присадок. Появление этого налета само по себе не говорит о том, что двигатель работает не правильно. Но этот налет является токопроводящим, а значит рано или поздно свеча просто перестанет работать вовсе. Обычно это происходит слишком рано. Наилучший способ борьбы введен в эксплуатацию в Японии – не продавать бензин убогого качества. К сожалению с введением данной методики в России есть явные осложнения, я проверял. Поэтому регулярная смена свечей и возможно заправки может изменить ситуацию. На данный момент у меня нет фото этого налёта, способного выдержать цензуру.
Осматривать свечи необходимо регулярно. Но делать это каждые 20 минут или 2 часа бессмысленно. Прежде чем на новых свечах появятся явные следы работы двигателя должно будет пройти некоторое время. Лучше всего это делать после пробега не менее 100 км со средней и высокой нагрузкой.
Не приступайте к настройке двигателя, если у вас нет хотя бы одного запасного комплекта новых свечей.
Если вы осматриваете свечи впервые – не торопитесь с выводами. И вообще не торопитесь.
Всегда, когда приступаете к осмотру свечей располагайте элементы системы зажигания таким образом, чтобы произвести установку в прежней последовательности. Т.е. катушку из цилиндра №1 необходимо вернуть именно в 1-й цилиндр, 2-ю именно во 2-й цилиндр. Не путайте их между собой. Это позволит вам проще диагностировать работу. К тому же осматривайте свечи – комплектом. Разница в цветах электродов может очень четко показать какие из цилиндров работают – “не как все”.
Качественные свечи делает множество компаний, а не только NGK и Denso, но у каждого может быть свой – идол.
Даже если свеча работает хорошо, это не означает, что она будет так работать вечно.
Свеча – это расходный материал, который необходимо менять в зависимости от её актуального состояния, а не от того сколько вы успели на “ней проехать”.
Являясь важным элементом системы зажигания, свеча требует к себе пристального внимания при проведении диагностических работ. К сожалению, не на всех современных автомобилях представляется возможным выкрутить свечу без применения значительного объёма работ по демонтажу элементов двигателя, а иногда и двигателя в целом (автомобили Subaru). Но в большинстве случаев свечи более или менее доступны, поэтому необходимо снять их и провести анализ их состояния. При этом лучше не путать свечи, а раскладывать их по порядку цилиндров.
Любые диагностические работы рекомендуется начинать с визуального контроля, и свеча не является исключением.
Визуальный контроль.
1. Первое, что нужно сделать, — убедиться в отсутствии механических разрушений: трещин, деформаций, сколов и т.п. Такие свечи подлежат безоговорочной замене.
2. Возьмите все свечи в руки, сравните состояние тепловых конусов, оцените количество сажи на них. В идеальном случае количество сажевого нагара будет примерно одинаковым на всех свечах. Это говорит о равномерной подаче топлива в цилиндры и о нормальном его сгорании.Если же свеча одного из цилиндров явно покрыта нагаром больше остальных, это повод к дальнейшему поиску проблемы в данном цилиндре. Как показывает практика, если двигатель вышел в нормальный тепловой режим и проработал в нём хотя бы 15-20 минут, то сажа на тепловом конусе попросту отсутствует. Она наблюдается только в случае нарушения нормальной топливоподачи либо в том случае, когда двигатель не успел проработать достаточное время после холодного запуска.Сажа может откладываться также и на тыльной поверхности бокового электрода, причём на кончике электрода она выгорит быстрее. Сажевый нагар оказывает значительное негативное влияние на запуск при отрицательных температурах воздуха. Чаще всего на автомобилях клиентов, практикующих короткие поездки на непрогретом двигателе, свечи не успевают выйти на режим самоочищения и покрываются значительным слоем нагара. В итоге это может привести к невозможности запуска двигателя. В таких случаях можно рекомендовать клиенту периодически совершать поездки с большой нагрузкой двигателя, например, по загородной трассе.
3. Наличие масляного нагара на свечах говорит о необходимости механического ремонта двигателя, такие свечи не в состоянии обеспечить надёжное воспламенение топливно-воздушной смеси и подлежат замене.4. Следующий этап визуального контроля – проверка изоляторов свечей на предмет наличия следов высоковольтного пробоя наконечников. Они представляют собой дорожки чёрного цвета и фактически являются разрушением покрывающей изолятор глазури. Как показывает практика, при обнаружении следов пробоя необходима как замена свечей зажигания, так и высоковольтных проводов. Если заменить только свечи, то через непродолжительное время дефект возникнет вновь, и дорожки появятся на новых свечах. Если же заменить только провода, то опять-таки через небольшой промежуток времени произойдёт пробой новых проводов. Столь несложный в обнаружении на первый взгляд дефект, как показывает опыт, известен далеко не всем мастерам авторемонтных станций. Проявляется дефект в рывках при движении автомобиля. Как уже упоминалось, при увеличении наполнения цилиндров повышается нагрузка на систему зажигания, и её неисправности проявляются более чётко. Поэтому подобный дефект возникает не на холостом ходу, а в движении, вызывая пропуски воспламенения и соответственно, рывки в движении.
Проверка сопротивления встроенного резистора.
Большинство современных свечей зажигания содержат встроенный резистор, предназначенный для подавления возникающих при работе системы зажигания радиопомех. Значение сопротивления можно определить, воспользовавшись базой данных либо справочной литературой. Применительно к свечам отечественного производства можно отметить, что о наличии встроенного резистора информирует буква «Р» в маркировке свечи. Например, А17ДВРМ.
Если на двигатель ошибочно установлены свечи, не содержащие встроенного резистора, могут возникнуть совершенно непредсказуемые явления: бессистемные спорадические коды неисправностей, нестабильность частоты вращения на холостом ходу, пропуски воспламенения и т.п. Их появление вызвано высоким уровнем электрических помех, нарушающих нормальную работу блока управления двигателем.
Проверка встроенного резистора осуществляется электрическим тестером. Для ее выполнения необходимо подключить щупы тестера к кончику центрального электрода и высоковольтному контакту. Сопротивление должно соответствовать справочным данным. В случае значительного отклонения свеча подлежит замене.
Проверка искрового зазора.
В процессе эксплуатации искровой зазор свечи увеличивается вследствие эрозионного разрушения электродов. Увеличение зазора приводит к росту пробивного напряжения. Соответственно, растет вероятность выхода из строя элементов системы зажигания вследствие высоковольтного пробоя. Поэтому контроль искрового зазора при диагностике системы зажигания совершенно необходим. Следует отметить, что не все конструкции свечей зажигания позволяют это сделать. Зазор не регулируется на многоэлектродных свечах, а также на свечах с тонкими электродами из сплавов благородных металлов. Необходимый рабочий зазор можно определить, воспользовавшись базами данных либо справочной литературой.
Измерение зазора производится с помощью специального инструмента или набора щупов. При необходимости зазор регулируется путем подгибания бокового электрода. Еще раз обратите внимание на то, что необходима установка зазора, заданного производителем двигателя или свечи. Недопустимо самовольное увеличение либо уменьшение значения зазора. И в том, и в другом случае возникнут нежелательные отклонения в нормальном протекании процессов в двигателе.
Проверка свечей на аппарате Э203П.
С высокой долей достоверности определить пригодность свечи к дальнейшей эксплуатации возможно с применением специальных диагностических приборов. Такие приборы дают возможность визуально наблюдать процесс искрообразования. При этом свеча находится под давлением, соответствующем рабочему давлению в цилиндре. Существует несколько моделей таких устройств. Рассмотрим один из самых массовых приборов, выпускаемый уже много лет и достаточно широко распространенный – Э203П. Прибор содержит встроенный ручной насос для создания давления и манометр для его контроля. Кроме этого, имеется генератор, формирующий высоковольтные импульсы для подачи их на исследуемую свечу зажигания. Сама свеча заворачивается с резиновым уплотнителем в специальную камеру, снабженную смотровыми окнами и зеркалом. В камеру подается давление, создаваемое ручным насосом.Оценка состояния свечи производится следующим образом. Установив свечу в прибор, надев на нее высоковольтный провод и включив тумблер, необходимо ручным насосом создать в камере давление, контролируя при этом процесс искрообразования визуально. Зеркало позволяет наблюдать процесс одновременно с двух сторон. На исправной свече процесс пробоя должен происходить строго между центральным и боковым электродами свечи. Недопустимо возникновение поверхностного пробоя по тепловому конусу, пробоя внутри свечи либо полное отсутствие пробоя. Недопустимы и перебои в процессе искрообразования, наблюдаемые визуально и даже на слух. Также следует признать дефектом свечи ситуацию, когда пробой происходит не внутри измерительной камеры, а между высоковольтным наконечником и корпусом прибора. Такое явление означает, что пробой искрового промежутка под давлением сильно затруднен.
Несколько слов следует сказать о той таблице, которая нанесена на лицевую панель прибора. Эта таблица позволяет оценить качество свечи по соответствию искрового зазора и рабочего давления, при котором наблюдается устойчивое искрообразование. Например, свеча считается качественной, если устойчивое искрообразование происходит при зазоре 1.0 мм и давлении 5 атм. Как показывает многолетняя практика, пользоваться этой таблицей попросту нельзя. Можно установить следующий критерий: свеча является качественной, если стабильное искрообразование происходит при рабочем зазоре, установленном производителем, и давлении в измерительной камере, равном 10.11 атм. Только в этом случае свеча будет полноценно воспламенять смесь на реальном двигателе.
Почему так происходит? Дело в том, что размещенная на корпусе прибора таблица составлялась достаточно давно. В ней учитывается факт, что напряжение пробоя чистого воздуха, не содержащего паров бензина, будет выше. Поэтому считается, что если свеча пробивает чистый воздух при давлении 5 атм, то топливно-воздушную смесь она пробьет при гораздо более высоком давлении. Однако не учитывается тот факт, что современные двигатели работают на обедненных смесях, имеют более высокую рабочую температуру, степень сжатия и литровую мощность, чем двигатели, выпускавшиеся 20-30 лет назад. Требования к свечам зажигания с тех пор значительно возросли. Именно поэтому настоятельно рекомендуется применять описанный выше критерий качества свечи, не обращая внимания на таблицу.Краткий итог. Диагностика свечей зажигания включает в себя обязательный визуальный контроль для выявления механических повреждений, пробоев по изолятору и наличия нагара на рабочей части свечи. Необходима проверка внутреннего сопротивления и контроль искрового зазора. Полноценная проверка возможна под давлением, на специальных приборах. Она должна проводиться при установленном рабочем зазоре и давлении 10.11 атм.
Вам понадобится
Инструкция
Для замены свечей с правой стороны в модели без турбонаддува отсоедините от аккумулятора провод массы. Затем снимите корпус воздушного фильтра. Для этого от датчика массового расхода и температуры впускаемого воздуха отсоедините разъем.
Ослабьте хомут, который соединяет впускной соединительный патрубок с корпусом воздушного фильтра. Снимите фильтрующий элемент и заднюю часть корпуса фильтра, сняв зажимы, крепящие его верхнюю часть.
Снимите катушку зажигания, отсоединив от нее разъем и повернув ее на 180 градусов. Используя свечной ключ, извлеките свечу зажигания. Затем, также при помощи ключа, монтируйте новую.
Снимите аккумулятор и его кронштейн, приступая к замене свечей с левой стороны. Отсоединив разъем от катушки зажигания, поверните ее на 180 градусов, чтобы снять. Снимите свечу зажигания при помощи свечного ключа. Установку производите в порядке, обратном снятию.
Для замены свечей на модели с турбонаддувом с правой стороны отсоедините провод массы от аккумулятора. Снимите воздухозаборный короб, отсоединив фиксаторы, крепящие его на передней части кузова. Отсоедините разъем от датчика массового расхода и температуры впускаемого воздуха.
Ослабьте хомут, соединяющий впускной патрубок с впускным соединительным патрубком. Отсоедините зажим с корпуса воздушного фильтра, снимите заднюю часть корпуса и фильтрующий элемент. Отверните гайки и болты, обеспечивающие крепление передней части корпуса воздушного фильтра к кузову. Снимите переднюю часть корпуса фильтра.
Снимите катушку зажигания, отсоединив от нее разъем и повернув на 180 градусов. Снимите свечу с использованием свечного ключа.
Извлеките аккумулятор с кронштейном для замены свечи с левой стороны. Отсоедините воздушный патрубок от насоса вторичного воздуха. Отверните болты, которые крепят патрубок к левой клапанной крышке, и поднимите его. Снимите катушку зажигания и свечу. Производите установку всех элементов в обратном порядке.
Источники:
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453