С-Петербург, улица Тосина 3
+7 (812) 917-84-85
+7 (921) 316-27-00

Таблица вязкости трансмиссионных масел


Свойства трансмиссионных масел по системам классификации вязкости

Одним из основных устройств машины является система переключения скоростей. Чтобы обеспечить надёжную работу механических систем автомобиля, применяют целый ряд смазочных жидкостей. В эксплуатации трансмиссии используется специальное масло. Трансмиссионная смазка применяется для механизмов КПП, рулевого управления, основных мостов, передаточных коробок. На сегодняшний день существует два основных вида масла по предназначению:

  • для механических КПП;
  • для АКПП (также используется в гидроусилителе руля).

При изготовлении трансмиссионных смазок применяют следующие материалы: минеральные, полусинтетические и синтетические. Преимущество минеральных смазок основывается на их относительной эффективности и доступной цене. Синтетика требуется при больших нагрузках на передаточные механизмы и эксплуатации при тяжёлых климатических условиях.

Масло для трансмиссии подбирают, исходя из двух основных критериев: уровня избыточного давления на внутренние механизмы и скоростей трущихся поверхностей. Поэтому смазку нужно выбирать по вязкости и наличию противозадирных присадок. Присадки добавляют, чтобы избежать разрушения от трения поверхностей из однородных материалов при больших удельных нагрузках. В результате даже при работе в тяжёлых условиях увеличивается продолжительность функционирования передаточных механизмов. Производители систематизируют смазки по вязкости трансмиссионного масла, таблица показателей сопоставляет также вид жидкости и диапазон рабочих температур.

Различия в системах классификации

В соответствии с требованиями к защитным жидкостям КПП существует несколько классификаций, которые учитывают предназначение смазки, вязкость в зависимости от климатических условий, уровня нагрузки при эксплуатации.

Россия систематизирует масла по ГОСТ 17479.2-85, который учитывает как вязкость, так и показатели эксплуатации. Во всём мире используют следующие международные стандарты для трансмиссионных жидкостей:

  1. Американский стандарт SAE. Учитывает вязкость трансмиссионного масла от рабочих температур эксплуатации авто.
  2. Спецификация API. Различает масла по эксплуатационным условиям.
  3. Систематизация ZF (используется в европейских странах).
  4. Стандарты министерства обороны Соединённых Штатов Америки.
  5. Стандартизация автопроизводителей General Motors, Ford.

Классификация вязкости трансмиссионного масла по SAE

Вначале систему SAE разработали специалисты Американского Сообщества. Потом эта классификация разошлась по всем странам. На сегодняшний момент все основные автопроизводители используют стандарт SAE J306. По этой стандартизации определяется не только вязкость, но и допустимая температура использования смазки. Это позволяет оценить приблизительную нагрузку, от которой предохраняет защитная плёнка.

В соответствие со спецификацией определяют два условных ряда вязкости трансмиссионных масел:

  • зимнего применения: используется буква W, например, SAE 70W;
  • летнего применения: не добавляется W, например SAE 80.

Условное разделение обуславливается конструкционной спецификой трансмиссии от многочисленных производителей. Существуют КПП, для которых смазочная жидкость зимнего ряда обеспечивает надёжную защиту и при плюсовых температурах. Часто встречается рекомендация применять зимние масла для любых климатических условий. Следует знать, как расшифровывается данное обозначение. Расшифровка по вязкости указывается двумя цифрами: первая при низкой температуре, вторая – при высокой. Согласно последней версии систематизации, смазочные жидкости маркируются, исходя из следующего подхода:

  • указывается только зимний вариант W (например, 85W);
  • отмечается только летний вариант без дополнительной буквы (SAE 75);
  • сочетаются оба варианта (75W-85).

Наиболее популярны следующие всесезонные масла:

  • 75W-80 – температурный диапазон: -40 – 35 градусов;
  • 75W-90 – минимум:-40, максимум: +35;
  • 80W-85 – минимум: -26, максимум: +35;
  • 80W-90 – минимум: -26, максимум: +35;
  • 85W-90 – минимум: -12, максимум: +45.

Классификация вязкости трансмиссионного масла по API

Как подобрать смазку с хорошими качествами? Какой класс лучше? По типу маркировки Американского Нефтяного Института (API) смазки подразделяют на особенные классы. В качестве главных признаков спецификации рассматриваются структура механизма, индекс вязкости и условия работы. Вторичным элементом является добавление защитных присадок. В регламентированном документе API от 1976 г. описаны следующие классы (цифры означают класс смазки):

  • GL-1.
    1. смазки для КПП, функционирующих в лёгких условиях;
    2. как правило, не содержат присадок (иногда добавляется малое количество противоокислительных, антикоррозийных, лёгких депрессорных и антипенных добавок);
    3. применяются для цилиндрических, спирально-конусных, червячных механизмов и коробок без синхронизаторов.
  • GL-2.
    1. трансмиссионные жидкости для средних скоростей и нагрузок;
    2. имеют в составе противоизносные присадки;
    3. используются для защиты червячных механизмов КПП тракторов и с/х машин.
  • GL-3.
    1. масла для трансмиссий, которые работают в условиях средней тяжести;
    2. их состав дополняют противоизносными присадками до 2,7 процента;
    3. применяются в коробках скоростей грузовиков;
    4. нельзя использовать в механизмах гипоидного типа.
  • GL-4.
    1. смазочные жидкости для механизмов, функционирующих в разных условиях (лёгких, средних, тяжёлых);
    2. в составе находится 4 процента противозадирных присадок;
    3. используются для КПП грузовых авто, для механизмов ведущего моста, для гипоидных и ступенчатых передач всех видов машин.
  • GL-5.
    1. масла для передач, которые работают в наиболее тяжёлых условиях с разным типом нагрузки;
    2. их состав содержит многофункциональные присадки в количестве до 10%;
    3. предназначены для всех видов передач и ведущих мостов легковых машин.

Новые классы API

Сегодня внедряются и разрабатываются новые стандарты по API. Смазки МТ-1 спроектированы для высоконагруженных трансмиссий автобусов и тягачей. Аналогичны стандарту GL-5, но имеют лучшую термическую стабильность. Для механических коробок мощных грузовых авто внедряется класс API PG-1. Для ведущих мостов таких машин разрабатывается стандарт API PG-2.

Классификация вязкости трансмиссионного масла по ГОСТ

Сегодня в таких странах, как Россия, Белоруссия, Армения, Киргизия, Таджикистан действует межгосударственный стандарт ГОСТ 17479.2-2015. Этот ГОСТ обозначает спецификацию смазочных жидкостей для КПП легковых авто, тракторов, грузовиков и комбайнов.

Смазки для коробки скоростей обозначаются тремя группами знаков, например ТМ-5-9:

  • 1-я не изменяется – ТМ (трансмиссионное масло).
  • 2-я может обозначаться цифрой от одного до пяти, по ним определяют идентификацию смазки к группе по области использования;
  • 3-я состоит из цифр 9, 12, 18, 34, которые характеризуют жидкость по степени вязкости, оцениваемой при высокой и низкой температурах.

Спецификация масел по эксплуатационным характеристикам:

  1. ТМ-1. Смазки трансмиссии, где присадки отсутствуют. Применяются для защиты передаточных механизмов в диапазоне контактных напряжений от 900 до 1600 МПа и температуре жидкости в объёме до девяноста градусов.
  2. ТМ-2. Смазки, куда добавляются противоизносные добавки. Используются для передач аналогично ТМ-1, но контактные напряжения до 2100 МПа и температура в объёме до ста тридцати градусов.
  3. ТМ-3. Смазки, имеющие в составе защитные присадки и дающие средний эффект (до 2500 МПа, до ста пятидесяти градусов).
  4. ТМ-4. Масла КПП, которые содержат защитные присадки с высоким эффектом. Предназначены для передач аналогично ТМ-4. Контактное напряжение до 3000 МПа. Значение температуры в объёме такое же, как у ТМ-3.
  5. ТМ-5. Смазки трансмиссии с противозадирными добавками разнопланового назначения. Защищают передаточные механизмы, эксплуатирующиеся при ударных нагрузках. Напряжение и температура аналогичны ТМ-4.
Свойства трансмиссионных масел по системам классификации вязкостиСсылка на основную публикацию

Вязкость трансмиссионных масел — DRIVE2

Вязкость — одна из основных характеристик трансмиссионного масла, отвечающая за долгую и правильную работу узла

Трансмиссионные масла обладают рядом свойств, но вязкость – одна из главных характеристик. Ведь именно от показателей вязкости зависит слаженная работа всех деталей трансмиссии. В инструкции к автомобилю всегда есть сведения о том, какая вязкость масла лучше всего подойдет для КПП.

Каким должно быть трансмиссионное масло?

Трансмиссионное масло подвергается высокому давлению, работает при высокой скорости скольжения и при разной температуре. Поэтому качество трансмиссионной жидкости оценивается согласно жестким требованиям.

Трансмиссионное масло, прежде всего, должно хорошо смазывать детали трансмиссии и, тем самым, продлевать срок их службы. Противозадирные и противоизносные свойства масла не дадут деталям разрушиться раньше времени, антикоррозионные свойства сохранят их от коррозии, а способность отталкивать воду – от ржавчины. Кроме того, трансмиссионная жидкость не должна разрушать резиновые детали системы. Масло также не должно окисляться, менять свои свойства при перепадах температуры.

Также жидкость для трансмиссий помогает снизить ударные нагрузки на детали, отвести лишнее тепло, созданное при трении, а также снизить энергозатраты.На что влияет вязкость?

Именно оптимальная вязкость масла влияет на его способность бесперебойно смазывать как поверхность механизмов, так и места соединения деталей между собой. В частности, такие характеристики трансмиссии, как скорость скольжения и нагрузки на зубья, определяют, масло какой вязкости нужно применить. Ведь при увеличении вязкости, смазывающие свойства масла могут ухудшиться.

Также вязкость влияет на срок службы деталей – масло с нужной вязкостью существенно продлевает их жизнь.

Масло с нужными показателями вязкости обеспечивает возможность автомобиля трогаться с места в условиях низкой температуры воздуха, способно уменьшить гидравлические потери, а также повысить КПД трансмиссии и уменьшить расход топлива.

Если характеристики вязкости масла не подходят автомобилю, то возможны поломки деталей коробки передач и сцепления.

Классы вязкости по SAE

Безусловно, вязкость масла напрямую зависит от температуры. Так называемые вязкостно-температурные свойства трансмиссионных жидкостей определяют по классификации SAE J 300 DEC 95. Нормативы этой классификации были разработаны Американским обществом автомобильных инженеров и именно их придерживаются многие мировые марки.

Вязкость масла, согласно этой классификации, определяют в условных единицах, их называют «степени вязкости».

Разделение масла на классы по SAE основано на показателях вязкости в условиях низких и высоких температур. При выборе масла нужно учитывать, в каких условиях используется автомобиль и какая самая высокая и самая низкая температура будет за бортом.

Что означают степени вязкости?

Жидкости для трансмиссий разделены на зимние и летние.

Маркировки зимних классов — 70W, 75W, 80W, 85W. Буква W означает «зима» (winter). Чем меньше цифра, тем жидкость температурно стабильней, то есть сохраняет оптимальную вязкость при низкой температуре. К примеру, для масла 70W максимальная температура, при которой жидкость не теряет своих свойств, -50°С, а для масла 75W – уже -40°С.

Летние классы обозначаются числами 80, 85, 90, 140 и 250. Чем больше показатель, тем при более высокой температуре жидкость сохранит свои вязкостные свойства.

Все большую популярность набирают всесезонные масла. Их обозначают двойной маркировкой. К примеру — SAE 80W-90, SAE 75W-90.

Свойства масла определяются лабораторно – просчитывается предел нормальной вязкости при 100°С и определяется минусовая температура, при воздействии которой динамическая вязкость не превышает показателя 150 000 сантипуазов (сП). Пределы нормального состояния масла важны, так как при изменении вязкости начинают разрушаться детали трансмиссии.

Можно ли смешивать?

Смешивать масла разных по SAE не рекомендуется. Нарушится баланс вязкости, который определил производитель, и гарантии того, что трансмиссия будет работать исправно, никто не даст. Перед заливкой нового масла детали трансмиссии стоит промыть.Полезно? Лайкаем и делимся со своими подписчиками!

Таблица вязкости трансмиссионного масла

Для полноценной эксплуатации автотранспортного средства используется ряд рабочих смазочных жидкостей, которые позволяют обеспечить исправную работу всех систем машины. Одной из таких систем является трансмиссия, для которой применяется специализированное автомобильное масло. Оно используется для смазки зубчатых соединений, которые есть в ручных КПП, а также для механизмов рулевого управления, ведущих мостов и раздаточных коробок.

Сегодня существует две разновидности «трансмиссионки»:

  • для использования в МКПП (механических коробках передач);
  • для передне- и заднеприводных машин с АКПП (автоматической коробкой передач). Также этот тип масла применяется для гидроусилителей руля (ГУР).

Вторая категория смазывающих жидкостей позволяет снять механические нагрузки, эффективно смазывает элементы, отводит тепло, продукты коррозии и микро-абразивные частицы в наиболее изношенных частях. Масла для коробок «автоматов» передают механическую энергию во все комплексы гидромеханической трансмиссии. К этой категории смазочных материалов предъявляются самые строгие требования (если сравнивать с маслами для МКПП).

В качестве основы для трансмиссионных масел используются минеральные, синтетические и полусинтетические материалы. Также как и для моторного масла, при выборе «трансмиссионки» учитываются классификации нефтепродуктов исходя из которых можно определить такие показатели, как вязкость и качество смазывающего материала. Рассмотрим эти стандарты подробнее.

Классификация вязкости трансмиссионного масла по SAE

Индекс SAE, указывающий вязкость трансмиссионного масла, был разработан в Американском Обществе Инженеров. Этот стандарт получил широкое распространение по всему миру и сегодня при определении классификации вязкости моторного масла для ведущих мостов и МКПП применяется спецификация SAE J306. По этой квалификации также определяется температурный диапазон, при котором допустимо применение того или иного смазочного материала.

Самая низкая и самая высокая температура, при которой можно эксплуатировать автомобиль имеет свой предел, который оценивается:

  • по температуре, при которой вязкость жидкости по Брукфильду доходит до показателя 150 000 сП (сантипуазов);
  • по температуре, при которой кинематическая вязкость «трансмиссионки» определяется при температуре 100 градусов.

Благодаря этому удается определить нагрузку (приблизительную) с которой сможет справиться защитная масляная пленка.

По стандартам SAE трансмиссионные масла делятся на аналогичные с моторными смазками категории:

  • зимние (W, Winter): 70w, 75w, 80w, 85w;
  • летние (без индекса): 80, 85, 140, 250.

Всесезонные жидкости имеют обе маркировки, например, SAE 75w-85. Такие масла можно использовать на протяжении всего года. Как видите, в этом плане «трансмиссионки» схожи с моторными маслами, но это не означает, что эти нефтепродукты используются в одинаковых условиях и имеют одинаковые показатели. Это же касается и вопросов о том, можно ли заливать «трансмиссионку» в двигатель и наоборот. Моторное масло допустимо использовать для КПП, но трансмиссионную жидкость заливать в мотор нельзя.

Таблица температурных диапазонов окружающего воздуха, в которых можно применять трансмиссионные масла. Указаны наиболее часто применяемые виды масел

Минимальная температура, при которой обеспечивается смазка узлов, °С Класс по SAE Максимальная температура окружающей среды, °С
-40 75W-80 35
-40 75W-90 35
-26 80W-85 35
-26 80W-90 35
-12 85W-90 45

Классификация вязкости трансмиссионного масла по API

По системе API GL масла подразделяются на классы качеств. Основными признаками классификации являются конструкция и условия работы передачи, дополнительными признаками — содержание противоизносных и противозадирных присадок.

Классификация описана в документе API «Обозначение эксплуатационных смазочных масел для коробок передач ручного управления и для мостов. Публикация API 1560, февраль 1976 г.» (API Publication 1560, Lubricant Service Designation for Automotive Manual Transmissions and Axles, February 1976). Классы качества по API:

Это интересно:  Как пользоваться автосканером ELM327

GL-1

  • Масла для передач, работающих в легких условиях.
  • Состоят из базовых масел без присадок. Иногда добавляются в небольшом количестве антиокислительные присадки, ингибиторы коррозии, легкие депрессорные и противопенные присадки.
  • Предназначены для спирально-конусных, червячных передач и механических коробок передач (без синхронизаторов) грузовых автомобилей и сельскохозяйственных машин.

GL-2

  • Масла для передач, работающих в условиях средней тяжести.
  • Содержат противоизносные присадки.
  • Предназначены для червячных передач транспортных средств.
  • Обычно применяются для смазывания трансмиссии тракторов и сельскохозяйственных машин.

GL-3

  • Масла для передач, работающих в условиях средней тяжести.
  • Содержат до 2.7% противоизносных присадок.
  • Предназначены для смазывания конусных и других передач грузовых автомобилей.
  • Не предназначены для гипоидных передач.

GL-4

  • Масла для передач, работающих в условиях разной тяжести — от легких, до тяжелых.
  • Содержат 4,0% эффективных противозадирных присадок.
  • Предназначены для конусных и гипоидных передач, имеющих малое смещение осей, для коробок передач грузовых автомобилей, для агрегатов ведущего моста.
  • Масла API GL-4 предназначены для несинхронизированных коробок передач Североамериканских грузовых автомобилей, тягачей и автобусов (коммерческих автомобилей), для главных и других передач всех автотранспортных средств. В настоящее время эти масла являются основными и для синхронизированных передач, особенно в Европе. В таком случае на этикетке или в листе данных масла должны быть надписи о таком предназначении и подтверждение о соответствии требованиям производителей машин.

GL-5

  • Масла для наиболее загруженных передач, работающих в суровых условиях.
  • Содержат до 6,5% эффективных противозадирных и других многофункциональных присадок.
  • Основное предназначение — для гипоидных передач, имеющих значительное смещение осей.
  • Применяются как универсальные масла для всех других агрегатов механической трансмиссии (кроме коробки передач).
  • Для синхронизированной механической коробки передач применяются только масла, имеющие специальное подтверждение о соответствии требованиям производителей машин.
  • Могут применяться для дифференциала повышенного трения, если соответствуют требованиям спецификаций MIL-L-2105D (в США) или ZF TE-ML-05 (в Европе). Тогда обозначение класса имеет дополнительные знаки, например, API GL-5+ или API GL-5 SL.
  • Масла для наиболее загруженных передач, работающих в очень тяжелых условиях (большие скорости скольжения и значительные ударные нагрузки).
  • Содержат до 10% высокоэффективных противозадирных присадок.
  • Предназначены для гипоидных передач со значительным смещением осей.
  • Соответствуют наивысшему уровню эксплуатационных свойств.
  • В настоящее время класс GL-6 больше не применяется, так как считается, что класс API GL-5 достаточно хорошо удовлетворяет наиболее строгие требования.

Новые классы API

MT-1

  • Масла для высоконагруженных агрегатов.
  • Предназначены для несинхронизированных механических коробок передач мощных коммерческих автомобилей (тягачей и автобусов).
  • Эквивалентны маслам API GL-5, но обладают повышенной термической стабильностью.

PG-2 (проект)

  • Масла для передач ведущих мостов мощных коммерческих автомобилей (тягачей и автобусов) и мобильной техники.
  • Эквивалентны маслам API GL-5, но обладают повышенной термической стабильностью и улучшенной совместимостью с эластомерами.

Классификация вязкости трансмиссионного масла по ГОСТ

В РФ существует своя классификация, которая также применяется при определении характеристик трансмиссионного масла, а именно ГОСТ 17479.2-85, этот стандарт был введен как для моторных масел, так и для «трансмиссионнок». Он включает в себя критерии вязкости, которые делятся на четыре класса: 9, 12, 18 и 34. Также он включает показатель качества нефтепродукта, который делится на пять групп, по градации каждая группа соответствует стандарту качества API, например, ТМ-1 (трансмиссионное масло) равняется GL-1, ТМ-2 – GL-2 и так далее.

Таким образом, если перед нами маркировка ТМ-5-18, то последняя цифра будет указывать на кинематическую вязкость жидкости.

Согласно ГОСТ 23652-79 существуют следующие марки трансмиссионных смазочных жидкостей исходя из показателей вязкости:

  • ТЭп-15 – изготавливаются на основе экстракта остаточных и дистилляторных масел. Обладают противоизносными и депрессорными присадками.
  • ТСп-10 – содержат противозадирные, депрессорные и антипенные присадки. Используются такие масла для тяжело нагруженных передач.
  • Тап-15В – изготавливается путем смешения экстрактов остаточных масел фенольной очистки с дистиллятными маслами. Содержат противозадирные и депрессорные присадки.
  • ТСп-15К – содержит противозадирные, противоизносные, депрессорные и антипенные присадки. Применимы для большегрузных машин, например, для КАМАЗов.
  • ТСп-14 гип – включает в свой состав противозадирные, антиокислительные, депрессорные и антипенные присадки. Используется для гипоидных передач автомобилей грузового типа.
  • ТАД-17и – универсальные жидкости, которые изготавливаются на минеральной основе. Содержат многофункциональные серофосфоросодержащие, депрессорные и антипенные присадки.

Помимо вязкости, при выборе смазочного материала необходимо обратить внимание на классификации эксплуатационных характеристик (API – США или ZF – европейский стандарт), а также на плотность масла трансмиссионного. Например, для масла ТЭп-15 показатель плотности при 20 градусах составит не более 0,950 г/см3.

Все эти свойства могут измениться после продолжительного срока хранения смазочной жидкости для КПП. Поэтому необходимо помнить о таких моментах, как: срок годности трансмиссионного масла.

Условия хранения трансмиссионного масла

Смазочные составы для КПП имеют свой гарантийный срок, который составляет 5 лет, и в некоторых случаях 3 года. По истечении этого периода присадки, содержащиеся в жидкости теряют свои свойства и соответственно такое просроченное масло не будет отвечать необходимым требованиям.

Стоит отметить, что период 3-5 лет обозначает срок хранения автомобильного масла в неоткрытой таре. Если же вы уже вскрыли бутылку, то срок хранения жидкости будет зависеть от многих условий. Чтобы состав дольше оставался действенным необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

  • не допускать перепадов температурных режимов, жидкость нужно хранить при постоянной температуре, не превышающей 20 градусов;
  • масло должно храниться в хорошо проветриваемом помещении, вдали от прямых солнечных лучей;
  • не рекомендуется переливать смазочный материал в другую тару, лучше хранить в заводской канистре, с плотно закрытой крышкой;
  • не замораживать «трансмиссионку» ни при каких обстоятельствах.

При соблюдении этих условий масло будет храниться весь заявленный срок.

Некоторые автолюбители «оживляют» просроченное масло специальными присадками. Делать это не рекомендуется, так как в жидкости могут остаться «живые» присадки и при таком смешении их количество изменится, что, в свою очередь, уже не будет отвечать нормам. Кроме этого, новые компоненты могут вступить в химическую реакцию со старыми присадками, в результате чего их свойства будут непредсказуемыми.

Многие ошибочно считают что если «трансмиссионка» изменила свой цвет, то это является основным признаком непригодности жидкости. Это не всегда так. Дело в том, что в процессе производства главным параметром являются смазывающие характеристики состава, поэтому некоторое отклонение в цвете или запахе допустимо. Однако, если изменился не только цвет, но и появился темный кристаллический осадок, а само масло помутнело, то такой продукт заливать нельзя.

Также стоит сказать, что хранение трансмиссионного или моторного масла в бочке или системе автомобиля – это две разные вещи. Во втором случае, смазка постоянно находится в контакте с окружающей средой, в результате чего возникают окислительные процессы и появляются различные отложения. Поэтому даже если вы залили новое масло в авто без пробега, то это не означает что менять его можно лет через 5. Плановая замена масла для КПП зависит от эксплуатационных условий, но специалисты рекомендуют менять жидкость каждые 70 000 км при нормальной работе системы и через 25 000 км при езде в особых условиях (жара, холод, полная загрузка и так далее).

В заключении

В некоторых марках машин не предусмотрена плановая замена «трансмиссионнки», но, тем не менее, рекомендуется проверять уровень жидкости еженедельно.

Маркировка трансмиссионного масла по стандартам SAE и API (GL)

Каждый водитель знает о необходимости своевременной замены масла в двигателе. Но далеко не все думают о том, насколько важно менять масло в коробке передач. Трансмиссионное масло, как и моторное масло, имеет свой срок службы. В среднем, менять масло в коробке передач современного автомобиля нужно каждые 60-70 тысяч километров пробега, при его эксплуатации в нормальных условиях.

В продаже можно найти трансмиссионное масло от разных производителей. Все оно классифицируется по двум международным стандартам — SAE и API. В рамках данной статьи рассмотрим, как происходит классификация масла по этим стандартам.

Оглавление: 1. Зачем используется трансмиссионное масло 2. Классификация трансмиссионных масел по SAE 3. Классификация трансмиссионных масел по API (GL)

Перед тем как переходить к маркировке трансмиссионного масла, нужно разобраться с тем, какие задачи перед ним ставятся. Это важно, чтобы понимать, почему именно на определенные параметры подобных расходных жидкостей обращают внимание при классификации.

Трансмиссионное автомобильное масло должно:

  • Отводить тепло, возникающее в процессе работы трущихся деталей коробки передач;
  • Снижать трение деталей коробки передач друг о друга. Снижая трение элементов коробки передач, удается снизить их износ;
  • Снижение энергии, затраченной на трение, благодаря образованию масляной пленки на элементах коробки передач;
  • Снижать негативное влияние от возможных окислительных процессов, возникающих в коробке передач в процессе работы;
  • Не терять свои свойства при контактировании с водой;
  • Не влиять негативным образом на резиновые элементы — различные уплотнители;
  • Не терять свои качества при “простое” автомобиля без движения, в том числе и при продолжительном хранении автомобиля;
  • Не пениться в процессе работы, в том числе и при попадании в масло микрочастиц от износа элементов;
  • Минимизировать шум, возникающий в процессе работы коробки передач;
  • Не иметь в своем составе компонентов, которые бы выделяли токсичные пары в процессе нагревания.

Исходя из перечня задач, которые ставятся перед трансмиссионными маслами, можно понять, что подобные составы представляют собой сочетание базового масла с большим количеством всевозможных присадок. Данный состав должен иметь определенную вязкость, чтобы выполнять все поставленные перед ним задачи, и вязкость не должна сильно меняться, в зависимости от температуры.

Классификация трансмиссионных масел по SAE

Классификация SAE (она же часто в литературе может обозначаться SAE J 306 C) была разработана американской ассоциацией автомобильных инженеров. Она подразделяет трансмиссионные масла по степени вязкости на следующие 9 категорий: 70W, 75W, 80W, 85W, 80, 85, 90, 140 и 250.

Масла, у которых в классификации SAE указана буква W предназначены для эксплуатации в условиях низких температур окружающей среды.

Если у масла не указана буква W, оно предназначено для летнего периода.

Класс вязкости Минимальная температура, 0C Вязкость, сСт
70W -55 4,1 / –
75W -40 4,1 / –
80W -26 7,0 / –
85W -12 11,0 / –
80 7,0 / < 11,0
85 11,0 / < 13,5
90 13,5 / 24,0
140 24,0 / 41,0
250 41,0 / –

Обратите внимание: Также имеются всесезонные трансмиссионные масла, маркировка которых имеет два обозначения. Например, зимние 70W и 80W и летние 80 и 90. То есть на упаковках с таким маслом обозначения указаны через дефис: 70W-80 или 80W-90.

Классифицируя масла по степени вязкости, берется в расчет минимальная температура, при которой масло обладает необходимым показателем динамической вязкости (150 тысяч сП — санти-пуазов). Также учитывается минимальная кинетическая вязкость при нагреве масла до 100 градусов по Цельсию.

Классификация трансмиссионных масел по API (GL)

Тогда как классификация SAE делит трансмиссионные масла по вязкости, классификация API (символьный индекс GL) разделяет их по применению. То есть, в зависимости от того, с какими механизмами будет использоваться масло, при каких температурах, с какими нагрузками и другими параметрами, ему присваивается индекс GL от 1 до 6.

Обратите внимание: В России есть свой аналог классификации GL — ТМ (трансмиссионное масло). Он закреплен в ГОСТ и не сильно отличается от стандарта API.

Рассмотрим все 6 классов трансмиссионных масел по API:

  • GL-1. Трансмиссионные масла практически без присадок (за исключением тех добавок, которые исключают вспенивание масла и снижают окисление металла). Такие масла применяются в коробках передач, в которых низкие скорости скольжения и малое удельное давление. Могут использоваться практически со всеми типами зубчатых передач с невысокой скоростью вращения шестерней, червяков и других деталей.
  • GL-2. Трансмиссионные масла с добавлением антифрикционных присадок. Их рекомендуется использоваться с червячными передачами. Не рекомендуется применять масла стандарта GL-2 с механизмами, которые имеют высокие скорости вращения.
  • GL-3. Трансмиссионные масла, в которые входят присадки для снижения износа металла. Такие применяются в коробках передач с несколькими ступенями, в также в механизмах рулевого управления, гипоидных и главных передачах. Часто можно встретить масла GL-3 в применении со спирально-коническими парами шестерней, которые работают на низких и средних скоростях в умеренно жестких условиях эксплуатации.
  • GL-4. Трансмиссионные масла с большим количеством всевозможных присадок. В том числе, в такие масла добавляются антизадирные присадки. В современных автомобилях с традиционными коробками передач зачастую используется масла класса GL-4. Такие масла не подходят для высоких передач, но они могут выполнять свои функции в стандартных коробках передач, где высокие скорости вращения элементов и небольшие крутящие моменты.
  • GL-5. Трансмиссионные масла, которые применяются в сложных условиях эксплуатации, где имеются большие усилия, в том числе ударные нагрузки. Они включают в себя большое количество различных присадок, в том числе на основе серофосфорных компонентов, что позволяет минимизировать вероятность возникновения задиров на металле. Они могут использоваться с разными типами шестеренок. Можно использовать масла класса GL-5 для гипоидных передач, которые работают с небольшим моментом, но с высокими скоростями. Также применение масла GL-5 находятся в парах шестерней с ударными нагрузками.
  • GL-6. Трансмиссионные масла, которые могут эксплуатироваться в сложных условиях. В них максимальное количество присадок, в том числе современные антизадирные присадки, которые отсутствуют в масле класса GL-5. Из-за использования большого количества присадок, стоимость такого масла значительно выше. Масла класса GL-6 редко используются в автомобильных коробках передач. Они предназначены для работы в особо жестких условия, при высоких скоростях вращениях, с большим моментом и при наличии ударных нагрузок.

Важно: Все трансмиссионные масла изготавливаются на минеральной основе.

Стоит отметить, что отдельные характеристики присущи жидкостям для автоматических коробок передач, поскольку они выполняют роль рабочего тела.

(142 голос., средний: 4,49 из 5) Загрузка...


Смотрите также

 

"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453

Новости