Работающий мотор нагревает все элементы конструкции двигательной системы. Температура может доходить до 2500 градусов. Понятно, что в ходе долгой эксплуатации, такой перегрев не сможет выдержать ни один, даже очень твердый, материал. Это неминуемо привело бы к раннему износу и выходу из строя всех связанных систем и деталей.
Для предотвращения этого, автомобиль снабдили охлаждающей системой, для нейтрализации больших температур и создания оптимальных режимов работы всех составляющих. Измерение температуры происходит с помощью датчика температуры охлаждающей жидкости. Рассмотрим какие ошибки выдает датчик и способы их устранения.
Охлаждающая система – совокупность и слаженное взаимодействие устройств, которые подводят охлаждающую жидкость к накаленным участкам, и отводят излишки теплоты наружу. Она постоянно поддерживает оптимальный тепловой режим деталей, регулируя через блок управления показатели, при разных условиях работы мотора.
Отклонения недопустимы и в сторону чрезмерного охлаждения. В таких условиях топливная смесь, взаимодействуя с холодными стенками, конденсируется на них и стекает в картер, загрязняя и разжижая масло. Низкая температура становится причиной увеличения густоты масла, затруднительной ее подачи в цилиндр, что опять же, негативно сказывается на работе мотора.
Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) – это информационная, сигнальная часть такой системы. С его помощью осуществляется передача данных в ЭБУ об изменения температуры в процессе теплообмена. Там определяются рабочие параметры двигателя и принимаются решения по его регулированию.
Современные датчики – это термисторы, с полупроводником, с легкостью изменяющимся сопротивлением, при колебаниях температуры. Повышение t влечет за собой увеличения количества свободных электронов в материале полупроводника, что и является причиной падения сопротивления. Т.е. обладает обратно – пропорциональной зависимостью, с отрицательным коэффициентом. Исходное сопротивление соответствует напряжению 5В. По мере нагревания двигателя, сопротивление падает до 0, и наоборот, в холодном состоянии мотора, оно максимальное. Отклонения от этого параметра фиксирует ЭБУ.
Полупроводниковый резистор помещен в металлический корпус, с высокой теплопроводностью. Там находится, также, резьбовое крепление и электрический разъем, для соединения с бортовым компьютером.
Прибор миниатюрный, вмонтирован в выходную магистраль блока цилиндров, а точнее, его головки. Просто вкручивается в отверстие, специально отведенное для него. В разных моделях автомобилей, он может находиться в термостате или рядом с ним. Главное, чтобы был контакт с охлаждающими жидкостями.
Чтобы получать максимально правдивую информацию о температурах, монтируют на выходе радиатора дополнительный датчик.
Простота устройства прибора, гарантирует его долгий эксплуатационный срок. Но иногда он дает сбои. Если датчик поломался, его надо менять. Это расходная деталь, ремонту не подлежит. Однако подавляющее большинство случаев неисправности связано с целостностью электрической цепи. Обрывы, отходы контактов, ржавчина и загрязнения – вот основные провокаторы размыкания цепи. Как раз эти неполадки каждый автолюбитель способен сам определить и устранить.
Устройство не ломается одномоментно, незадолго до «гибели» он подает сигналы бедствия, которые водитель должен уметь распознавать. Среди них:
Среди множества причин поломки прибора, выделим самые важные:
При первых подозрениях на неполадки, необходимо проверить датчик.
Конечно, никто не отменяет ваших визитов в специализированные сервисные центры. Там вам проведут качественное тестирование профессиональным сканером, точно определят факт и причины поломки. Правильно устранят их. Да еще, сами найдут для вашего автомобиля подходящую модель прибора и профессионально заменят его, с соблюдением всех рекомендаций производителя. Лепота!
Однако, в целях экономии, нужно научиться проверять исправность датчика ОЖ самостоятельно. Тем более, большую часть проблем каждый водитель в состоянии решить сам.
Демонтируйте датчик, слив антифриз до отметки, когда прибор больше не погружен в него. Подключаем к нему мультиметр, для измерения сопротивления. Пока вода холодная, сделайте первый замер и запишите показания на бумаге. Включите конфорку под чайником, нагрейте воду. Снимите показания мультиметра при температурах: 25, 30, 35, 40, 45. Результаты нужно сравнить с эталонными величинами, записанными в технической карте автомобиля. Когда под рукой нет карты, необходимо вычислить коэффициент, разделив каждый показатель сопротивления на соответствующее значение температуры. В случае, когда датчик работает исправно, вы каждый раз получите одно и то же число. Если полученные коэффициенты сильно отличаются друг от друга – датчик сломался.
— надавить и удерживать кнопку сброса пробега;
— повернуть ключ зажигания;
— высвечиваются все позиции на ЖКИ;
— надавить на любую кнопку, чтобы появилась версия программы бортового компьютера;
— следующее нажатие на кнопку выведет на экран все зафиксированные и сохраненные коды неполадок. Среди них найдите №4. Это и есть ошибка датчика температуры ОЖ;
— сброс осуществляется трехсекундным нажатием кнопки сброса пробега;
— когда датчик заменен, повторите всю процедуру заново, чтобы проверить наличие (или отсутствие) ошибки.
Итак, стало понятно, что внимательное отношение к автомобилю – залог долгого его служения. Не заливайте горючее и другие расходные материалы, в том числе и охлаждающую жидкость, низкого качества. Вовремя проводите чистку и замену деталей, регулярно проверяйте их исправность. Научитесь распознавать симптомы их нарушенной работы.
Что делать, если температура охлаждающей жидкости ниже нормы? Каковы причины и способы устранения этой неисправности?
Двигатель работает при низкой температуре окружающего воздуха. Необходимо проверить состояние переднего фартука радиатора, жалюзи и систему забора воздуха из-под капота. В холодную погоду следует использовать систему забора воздуха из-под капота.
Электронные коды неисправностей активны или большое число пассивных кодов неисправностей. Необходимо считать коды неисправностей с помощью диагностического комплекта.
Неисправен указатель или датчик температуры охлаждающей жидкости. Необходимо проверить исправность указателя и датчика температуры, в случае необходимости отремонтировать или заменить их.
Повышенный расход охлаждающей жидкости через магистрали комплектного оборудования и теплообменники. Попробуйте перекрыть вентили теплообменников и запустить двигатель.
Термостат неправильно подобран или неисправен. Проверить соответствие норме номера по каталогу для установленного термостата и исправность его работы.
Неисправны привод вентилятора или система управления вентилятором. Проверить исправность привода и системы управления вентилятором.
Двигатель слишком долго работает на холостых оборотах. Пониженная температура масла и охлаждающей жидкости может быть результатом длительной работой двигателя на холостых оборотах (свыше 10 минут). Лучше выключать двигатель, а не оставлять его работающим на холостых оборотах на длительное время. В случае необходимости длительной работы двигателя на холостых оборотах необходимо увеличить его частоту вращения для этого режима.
Неисправен элемент системы охлаждения. Необходимо выполнить диагностическую проверку системы охлаждения.
Роль и работа датчика температуры охлаждающей жидкости.
Проверяем работу и работа способность датчика температуры жидкости двигателя.Так же определяем его назначение в системе двигателя.Современный автомобиль эксплуатируется при взаимодействии с огромным количеством датчиков, передающих данные о своих измерениях на приборную панель и в блок управления автомобилем. Каждый из них по-своему важен, а отказ одного из датчиков может привести к нарушению работы двигателя или систем автомобиля. Одним из таких датчиков является датчик температуры циркулирующей в автомобиле охлаждающей жидкости (ДТОЖ).Он отслеживает температуру протекающей охлаждающей жидкости и передает данные на электронный блок управления(ЭБУ).
Следя за изменениями показаний ДТОЖ, блок управления производит регулировку систем двигателя и корректирует работу элементов питания и топливной системы. Так достигается оптимальное обогащение топливовоздушной смеси. По команде ЭБУ также включается в работу вентилятор охлаждения. В случае искажения передаваемых в ЭБУ показаний двигатель может начать работать с перебоями. Эксплуатация автомобиля с отказавшим ДТОЖ крайне нежелательна.
Как определить отказ датчика?
Конструктивно ДТОЖ представляет собой элементарный термистор, имеющий отрицательный температурный коэффициент. Чем меньше температура ОЖ, тем меньше сопротивление ДТОЖ. Как заподозрить отказ ДТОЖ? Вентилятор охлаждения может не включаться в работу, в результате чего двигатель будет перегреваться.
Как заподозрить отказ датчика температуры охлаждающей жидкости?
Вентилятор охлаждения может не включаться в работу, в результате чего двигатель будет перегреваться.
ДТОЖ выполнен достаточно примитивно, поэтому ломается он редко. Большей частью отказы связаны с нарушением контактов подходящих к датчику проводов. Шлейф просто перетирается у основания датчика. Чаще всего датчик дает неправильные показания. Если произошел отказ ДТОЖ, то ЭБУ воспринимает это своеобразно. Автоматически включается вентилятор, который начинает работать постоянно. Именно этот признак является основным при подозрении на отказ датчика. Если на автомобиле установлен бортовой компьютер, то он может выдать сигнал об ошибке, а также показать температуру антифриза “-40 градусов”.
Самостоятельная проверка датчика температуры ОЖ:
Для осуществления проверки необходимо снять ДТОЖ со своего места. Для этого необходимо выполнить следующие несложные действия:
- Отсоедините минус от аккумулятора;
- слейте находящуюся в системе охлаждающую жидкость;
- отсоедините от датчика колодку, к которой подходят провода;
- используя рожковый ключ соответствующего диаметра, ослабьте крепление датчика;
- руками выкрутите датчик со своего места. На датчик надета уплотнительная шайба. Если она изношена или сильно уплотнена, то перед установкой ДТОЖ на свое место следует заменить шайбу аналогичной новой;
- на головке датчика имеются выводы. К ним следует подсоединить тестер для замера сопротивления ДТОЖ;
- погрузите датчик в сосуд с горячей водой, оставив его выводы на поверхности. Следите за тем, как изменяется сопротивление датчика при изменениях температуры жидкости по мере ее остывания;
- сравните показания сопротивления с эталонными значениями для вашего типа автомобиля. Если показания сопротивления не соответствуют рекомендованным, то датчик следует заменить;
- новый датчик в крутите в головку блока цилиндров;
- подключите к датчику колодку с проводами;
- залейте ОЖ в бачок;
Относитесь внимательно к работе системы охлаждения автомобиля, ведь от этого зависит долговечность вашего двигателя. Если вы заметили вышеуказанные признаки отказа датчика температуры охлаждающей жидкости,то не поленитесь проверить работу датчика для своей же безопасности.
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453