С-Петербург, улица Тосина 3
+7 (812) 917-84-85
+7 (921) 316-27-00

Температура замерзания антифриза


Температура замерзания антифриза и «Тосола»

С вопросом выбора охлаждающей жидкости сталкивался практические каждый владелец авто. Качество хладагента определяется не только его свойствами, но и характеристиками эксплуатации, в частности — температурой замерзания. Сегодня мы расскажем вам, как проверить антифриз на замерзание и при какой обычно температуре замерзает охлаждающая жидкость.

ОЖ, соответствующая международному стандарту G11

Температура замерзания «Тосола» или антифриза является важным параметром, на который следует обратить внимание при выборе расходного материала. Если вы живете в северном регионе, то вам необходимо подбирать охлаждающую жидкость, способную не замерзать при низких температурах. Далее мы подробно расскажем о температурах замерзания антифриза и «Тосола».

Антифриз

Сказать точно, какая температура замерзания у антифриза, невозможно. Все потому, что антифриз от каждого отдельно взятого производителя имеет свои характеристики, а также пакет присадок, влияющий напрямую на эксплуатационные свойства. Изготовитель может менять состав, в результате чего свойства будут изменяться.

Кроме того, на температуру замерзания очень влияет класс жидкости, которому она соответствует. К примеру, расходные материалы более высокого класса и, соответственно, более дорогие по стоимости, более устойчивы к холодам, чем низкокачественные вещества. Здесь же сразу стоит отметить: если вы приобретаете продукцию от непроверенного производителя или жидкость низкого качества, то вам не следует ожидать от эксплуатации такого расходного материала чего-то сверхъестественного.

Антифриз российского производства

Подделками сегодня буквально кишит весь автомобильный рынок России, Украины и Беларуси, а также других стран бывшего СНГ. Выбирая хладагент, обращайте внимание не только на его эксплуатационные свойства, но и на совместимость состава и дополнительного пакета присадок с вашим двигателем.

Как известно, антифризы разделяются между собой не только по эксплуатационным свойствам, но и по международным стандартам G11, G12 и G13. Каких-то принципиальных различий в их составе нет, разница заключается только в допуске к определенным моделям транспортных средств. В среднем температура замерзания оригинального расходного материала, соответствующего стандарту G11, составляет 40 градусов мороза. Для стандартов G12 и G13 — 80 градусов.

Разумеется, если вы разбавляете его водой в пропорциях 1:2, где один литр антифриза и два литра воды, то уменьшайте температуру замерзания в два раза. Средняя стоимость такой ОЖ на отечественном рынке составляет от 130 гривен (400 рублей) за один литр расходного материала. Цена за антифриз немалая, однако, жидкости стандарта G11 рекомендуется менять не реже, чем один раз в два года, а срок эксплуатации ОЖ стандартов G12 и G13 составляет пять лет.

ОЖ Мотул, соответствующая стандарту G13

Но это все об ОЖ высокого качества. Если вы покупаете жидкость российского или украинского производства, то должны понимать, что она не будет обладать такими же высокими свойствами, как антифризы компании General Motors (стандарты G 11, G12 и G13). На отечественном авторынке можно встретить ОЖ, которая замерзает при 25 градусах мороза.

В общем, здесь все зависит от производителя. Покупая расходный материал обращайте внимание на этикетку: обычно на ней указана вся информация, которую нужно знать водителю перед использованием вещества.

«Тосол»

Что касается отечественного «Тосола», то здесь все идентично антифризу. Сам по себе «Тосол» является расходным материалом отечественного производства, поэтому чаще он используется в российских и украинских машинах, чем в иномарках.

«Тосол» российского производства А40

На сегодняшний день изготовлением «Тосола» занимаются десятки компаний по всей стране. И хотя в зависимости от производителя состав расходного материала может меняться, температурные свойства практически одинаковы. В частности если на упаковке «Тосола» написано ОЖ-40, то температура замерзания составляет 40 градусов мороза.

Как правило, большинство расходных материалов российского и украинского производства имеют именно такой порог замерзания. Есть жидкости, которые начинают процесс кристаллизации при более низких температурах (-50 градусов, -65 градусов). Опять же, здесь все зависит от производителя, поэтому при выборе «Тосола» обращайте внимание на этикетку упаковки.

«Тосол» с водой

В последнее время автомобилисты все чаще практикуют смешивание охлаждающих жидкостей с водой. К нам разведение концентрата пришло из Европы. Учтите, что сам «Тосол» на 60, а то и 70 процентов состоит из воды, и только оставшиеся 30-40% — это этиленгликоль и дополнительные присадки.

Антифриз от компании General Motors, соответствующий международному стандарту G12

Когда вы эксплуатируете свое авто летом при высоких температурах, вода испаряется из охлаждающей жидкости, соответственно, ее уровень падает. Разумеется, если у вас нет утечек в системе охлаждения, тогда ни о каком испарении и речи быть не может. Поэтому, если вы заметили снижение уровня ОЖ в расширительном бачке, но уверены, что протечек в системе вашего авто нет, то от добавления воды ничего страшного не будет.

Но если вы ездите зимой и уровень «Тосола» регулярно падает, то ни в коем случае не добавляйте воду. Если вы переборщите с водой, можете столкнуться с проблемой замерзания ОЖ. Также запомните: никогда не заливайте в расширительный бачок водопроводную воду. В ее составе полно вредоносных веществ, которые разрушительно влияют на внутренние компоненты системы охлаждения. Делайте это только в крайнем случае, но после этого следует произвести промывку системы. Если есть необходимость добавления воды, то используйте только дистиллят. Его можно приобрести в любом автомобильном магазине.

 Загрузка ...

Ниже представлены пропорции замерзания охлаждающей жидкости при смешивании ее с водой:

  • «Тосол», разбавленный с дистиллированной водой в пропорциях один к одному, начнет процесс кристаллизации (замерзания) при 35-40 градусах мороза.
  • Если вы мешаете «Тосол» с дистиллятом в соотношении 2:3, где два литра расходного материала, соответственно, 3 литра воды, то вещество начнет замерзать при 30 градусах мороза.
  • Если же вы разводите «Тосол» в соотношении один к двум, где один литр непосредственно охлаждающей жидкости и два литра дистиллированной воды, то температура замерзания снизится в два раза и составит 20 градусов мороза.

Приведенные выше примеры актуальны для ОЖ с порогом кристаллизации 40 градусов мороза.

Как проверить антифриз на замерзание?

Есть несколько способов определения температуры замерзания ОЖ. Рассмотрим подробно каждый из них.

Первый способ

Чтобы проверить температуру замерзания ОЖ вам потребуется:

  • термометр;
  • аптечный шприц;
  • стакан.
Термометр для замера температуры Шприц для забора расходного материала Обычный одноразовый стакан

Приступим:

  • При помощи шприца откачайте из расширительного бачка или упаковки около 100 грамм ОЖ.
  • Перелейте ее в стакан и поставьте в морозильную камеру. Вместе с расходным материалом поместите туда термометр.
  • Каждые 3-5 минут вам нужно проверять визуально, когда ОЖ начнут мутнеть. В этот момент наступает время начала кристаллизации.
  • В тот момент, когда расходный материал начал мутнеть, проверьте температуру ОЖ при помощи термометра.

Второй способ

Устройство для измерения плотности ареометр в разобранном виде

Заключается в то, что нужно измерить плотность расходного вещества при помощи специального прибора и рассчитать температуру начала кристаллизации, используя таблицу. Ареометр можно приобрести в любом автомобильном магазине. Таблица соответствий предоставлена ниже. Проверку следует производить в помещении с температурой 20 градусов тепла. Подождите какое-то время, пока ваш расходный материал не примет эту температуру.

  1. Откройте крышку расширительного бачка своего транспортного средства.
  2. Возьмите ареометр и соберите в него немного ОЖ. Чтобы сделать это, опустите пипетку в расширительный бачок и используя так называемую «грушу» заберите столько ОЖ, чтобы поплавок прибора свободно плавал в ней.
  3. Наглядно по шкале ареометра вам нужно определить концентрацию ОЖ.
  4. Полученный показатель сравните с приведенной ниже таблицей.
Откройте капот и открутите крышку расширительного бачка. Вставьте один конец ареометра в расширительный бачок и качните несколько раз «грушей», чтобы собрать ОЖ. Заберите столько расходного материала, чтобы поплавок свободно плавал в колбе.
Раствор пропиленгликоляНачало кристаллизации ОЖПлотность при температуре 20˚СРаствор этиленгликоляТемпература замерзанияПлотностьпри 20˚С
30%-13˚С1,02330%-15˚С1,038
35%-20˚С1,02835%-20˚С1,045
40%-25˚С1,03240%-25˚С1,052
45%-30˚С1,03545%-30˚С1,058
50%-35˚С1,03850%-35˚С1,064
55%-45˚С1,04055%-43˚С1,071
60%-55˚С1,04260%-50˚С1,077
65%-60˚С1,04365%-60˚С1,083
70%-65˚С1,04470%-70˚С1,088

Помните о том, что все свойства и характеристики расходного материала указаны на этикетке канистры. Поэтому потратьте несколько минут на то, чтобы ознакомиться с ними, чтобы впоследствии у вас не возникало вопросов.

Также уделите время именно выборе ОЖ. Не покупайте расходный материал у непроверенных поставщиков, на сомнительных автомобильных рынках или у торговцев, которые стоят на обочине дороги. Зачастую такие продавцы торгуют некачественной охлаждающей жидкостью, эксплуатация которой ни к чему хорошему не приведет.

Также учтите спецификацию вашего двигателя. Иногда антифриз может просто не подходить мотору или системе охлаждения по своим характеристикам. Следует учитывать требования мотора, поскольку это очень важный момент. В автомобили зарубежного производства тем более категорически не рекомендуется заливать российский «Тосол». Разумеется, технология его изготовления модернизируется, но изначально такой расходный материал рассчитан на отечественные авто.

Видео от Романа Романова «Как измерить плотность «Тосола» или антифриза»

В этом видео показано, как замерять показатель плотности хладагента при помощи ареометра.

Характеристики антифриза: температура кипения и плотность

Содержание

  • 1 Температура кипения антифриза
  • 2 Плотность антифриза

Антифриз может быть куплен в виде готового раствора или в форме концентрата. Раствор можно залить в систему сразу же, но концентрат требует правильной пропорциональности с дистиллированной водой. Следует заметить, что после разведения довольно-таки трудно определить, какая пропорция получилась у производителя, поэтому рекомендуется все-таки приобретать концентрат и разбавлять его самостоятельно.

Пропорция, которая соблюдалась при разбавлении, определяет температуру кипения получившегося антифриза. В растворах, которые изготавливает производитель, антифриз смешан с водой в пропорции 1:1.

Пропорции и температуры кипения антифриза выглядят следующим образом:

  • При разбавлении антифриза в пропорции 1:1 температура замерзания его будет равна примерно -36 градусам. Температура кипения такого раствора будет приближаться к отметке в 104 градуса
  • Когда раствор состоит из восьмидесяти процентов антифриза и двадцати процентов воды, температура замерзания равняется где-то — 42 градуса. Температура кипения такого раствора будет приближаться к порогу в 124 градуса
  • При разбавлении в пропорции – шестьдесят пять процентов антифриза и тридцать пять процентов воды – будет наблюдаться температура замерзания в отметке — 71 градуса. Закипать такой раствор будет при температуре приблизительно 111 градусов

Любые другие пропорции показывают себя менее эффективно. К примеру, если хладагент не разбавлять водой совсем, то замерзнет он уже при температуре – 16 градусов.

Смазывающие характеристики присадок антифризов являются мифом. В среде автолюбителей бытует мнение, что антифриз, помимо функции охлаждения, выполняет также и функцию смазки с помощью специальных присадок. Это вымысел. На самом деле смазывающий эффект охлаждающей жидкости кроется не в присадках, а в базовом веществе, которое является основой антифриза – пропиленгликоль или этиленгликоль.

Температура кипения антифриза зависит от его характеристик

К характеристикам антифриза относят еще и показатель образования пены. Официальный советский ГОСТ для антифризов равняется тридцати кубическим сантиметрам. Этот стандарт отличается жесткостью. К примеру, международный стандарт антифризов допускает вспениваемость, равную сто пятьдесят кубических сантиметров. Также мифом является утверждение, что антифриз обладает присадками, которые препятствуют образованию пены.

Также производители отслеживают в создаваемых антифризах резерв щелочности. Эта характеристика никак не влияет на эффективность работы присадок антифриза в системе охлаждения. Свойства резерва щелочности актуальны для «классических» охлаждающих жидкостей, к примеру, для тосола. Такие антифризы содержат ингибиторы в виде боратов и фосфатов. Для тосола правильный резерв щелочности составляет десять единиц. Сразу следует пояснить, что современные антифризы не включают в себя ни бораты, ни фосфаты, следовательно, показатель резерва щелочности в данном случае, может быть и вовсе равен нулю. По этой причине, многие производители охлаждающих жидкостей не включают данную характеристику в свойства антифриза. Но, с другой стороны, много осталось и тех компаний, которые еще используют данную формулировку в описании.

Упоминания достойна и другая характеристика антифриза – смачиваемость. Смачиваемость охлаждающей жидкости актуальна по причине того, что это свойство показывает насколько жидкость может просачиваться через отверстия и щели. К примеру, бензин имеет низкий процент поверхностного натяжения (смачиваемости), что приводит к его хорошему просачиванию через дырки и щели. Антифризы тоже имеют очень низкий данный показатель, что приводит к хорошему просачиванию охлаждающей жидкости через трещины и микроотверстия. Если сравнить антифриз с дистиллированной водой, то показатель поверхностного натяжения у первого будет ниже почти в два раза. То есть, говоря простыми словами, охлаждающая жидкость сможет просочиться там, где дистиллированная вода не сможет. Этим фактом и этим показателем объясняется образовывающаяся течь антифриза из хомутов, шлангов, патрубков и так далее.

Плотность антифриза

Не менее важным свойством антифриза является его плотность. Как уже было сказано, антифриз можно разбавить водой в разных пропорциях, следовательно, и плотность полученного вещества также будет отличаться. Литр воды, как известно, весит один килограмм. Литр же этиленгликоля (основного элемента антифриза) весит больше – 1 килограмм 120 грамм. Из этого следует логический вывод, что по плотности вещества можно вычислить пропорцию этиленгликоля и воды, а значит понять, при какой температуре будет замерзать данный антифриз.

Плотность антифриза измеряют с помощью ареометра

Чтобы измерить плотность охлаждающей жидкости, надо воспользоваться ареометром. Плотность антифриза и соответствующую температуру замерзания показывает таблица (см. Таблица №1):

Таблица №1. Определение замерзания тосола антифриза по его плотности

Температура замерзания антифриза

Данная статья поможет разобраться с терминами, которые часто встречаются в описании и тестировании антифризов. Это температура начала кристаллизации, температура застывания, температура защиты от замерзания. Все они предназначены для обозначения различных состояний охлаждающей жидкости. Также вы узнаете об особенностях замерзания антифриза.

Антифриз замерзает не так, как вода. Вода замерзает в один этап: при нуле она представляет собой жидкость, а на один градус ниже – и уже лед. Антифриз же ведет себя по-другому. При определенной отрицательной температуре образовываются кристаллы, и чем больше снижается температура, тем больше этих кристаллов становится в жидкости. Кашицеобразное состояние называю шугой. На определенном этапе антифриз затвердевает.

Поэтому, когда вы изучаете характеристики антифриза и видите фразу «температура начала кристаллизации» («freezing point»), знайте, что это температура, при которой образуются первые кристаллы. «Температура потери текучести» («pour point») означает температуру перехода жидкости в твердое состояние (или «температура застывания»).

Так, наиболее распространенная охлаждающая жидкость ОЖ-40 имеет разницу между температурой начала кристаллизации и застывания около 10 градусов Цельсия. То есть, кристаллизоваться антифриз начинает при -40°С, а затвердевать - при -50°С. А в промежуточном состоянии будет представлять собой шугу разной степени густоты.

Подобная практика распространена в России, в описании указывают именно температуру начала кристаллизации. В Европе же чаще используют другой более адекватный показатель - температура защиты от замерзания («frost protection level»). Он представляет собой среднее арифметическое между двумя используемыми у нас температурами, то есть охлаждающая жидкость (тосол или антифриз) при этой температуре находится в середине процесса полного замерзания.

Есть еще один важный отличительный момент. Вода при замерзании имеет расширении около 8%, что чревато разрывом каналов системы, если вода оказалась там при минусовой температуре. Расширение же антифриза составляет не более 1%, конечно, если соблюдены рекомендации и содержание воды в растворе не превышает 70%. Поэтому, если ваш автомобиль оказался в условиях очень низких температур, то можете быть уверенными, что система охлаждения надежно защищена от трещин и протечек даже при замерзшем в ней антифризе. Как только вы заведете двигатель, охлаждающая жидкость снова вернется в свое текучее состояние.

Что касается, наших широт, то разбавлять концентрат с водой следует в равных соотношениях. Такой состав обеспечит температуру начала кристаллизации – 37 градусов Цельсия, а «европейский показатель» защиты от замерзания составит около -42°С. Именно такова практика на отечественных заводах по сборке различных иномарок.

Определить самостоятельно температуру замерзания антифриза можно с помощью нехитрого приспособления ареометра и термометра.  Зависимость температуры от плотности можно найти в указаниях к данному виду антифриза в виде таблицы или графика. Точность такого замера не превышает ± 2°С.

Далее читайте - как устранить течь антифриза.

Как развести концентрат антифриза. Температура кипения антифриза и точка замерзания

При заправке системы охлаждения автомобиля следует ознакомиться с инструкцией, содержащей информацию о том, как развести концентрат антифриза. Он отличается от готового тосола, не требующего добавления воды. Состав вещества такой, что твердые кристаллы в нем при низких температурах не образуются. Однако перед заливкой рекомендуется учитывать порог замерзания концентрата.

Разновидности охлаждающей жидкости

В инструкции вещества указано, как развести концентрат антифриза. Информация размещается на упаковочной таре или непосредственно на самой емкости с жидкостью. Способ приготовления охлаждающего вещества зависит от состава.

Различают следующие виды антифриза:

  • Традиционные — такими пользовались владельцы отечественного автопрома. Тосол и его аналоги относят к морально устаревшим охлаждающим жидкостям, но некоторые водители до сих пор пользуются дешевым средством. Его не разбавляют, но в теплых районах водители могут добавлять воду для экономии.
  • Гибридные — hybrid coolants. Состав включает несколько видов присадок, благотворно влияющих на внутренние полости мотора и охлаждающей системы. Различают три вида веществ в зависимости от производителя: японского и корейского происхождения — фосфаты, американского — нитриты, европейского — силикаты.
  • Лобрид — включает два вида ингибиторов: минеральный и органический.
  • Карбоксилатные — долговечные. Длительный срок службы объясняется способом действия концентрата: активные вещества вступают в реакцию только тогда, когда образовалась коррозия. После этого появляется защитная пленка в месте появления ржавчины.

Общие правила

Перед тем как развести концентрат антифриза, нужно ознакомиться с неправильными вариантами проведения процедуры. Нарушение технологии ведет к дорогостоящему ремонту автомобиля. Одним из важных пунктов приготовления охлаждающих жидкостей является запрет смешивания ингибиторов разного вида. Для этого часто приготавливают смеси своего цвета.

Но не всегда одинаковый оттенок говорит об аналогичном типе концентрата. Если нет уверенности в точном происхождении жидкости, залитой в бачок, лучше вылить антифриз. Как разводить новую смесь, можно узнать при покупке в автомагазине.

Часто соблюдается соотношение 50/50, когда происходит доливка антифриза. Лить ли неразбавленный концентрат, решать автовладельцу. Существует ряд недостатков при использовании вещества без добавления воды:

  • Замена охлаждающей жидкости станет дорогостоящей процедурой.
  • Для правильной работы присадок, защищающих металл от перегрева и коррозии, требуются молекулы воды.
  • Густая смесь быстро будет нагреваться, и температура кипения достигается быстрее.
  • Снижается срок службы вещества из-за малой подвижности смеси. Узел перекачки — помпа - рассчитан на определенную вязкость. Из-за неразбавленного состояния узел быстрее выйдет из строя.

Важные параметры охлаждающей жидкости

Как правило, руководствуются такими основными критериями при выборе охлаждающей жидкости: температура кипения антифриза и точка замерзания. Современные двигатели работают при температурах выше 100 градусов. Поэтому старые присадки уже не являются пригодными к эксплуатации.

Кстати, нужно знать не только то, как развести концентрат. Антифриз иногда меняет свой цвет в течение эксплуатационного срока. Именно на оттенок смеси многие водители и ориентируются, когда собираются менять охлаждающую жидкость.

Срок службы веществ:

  • карбоксилатные сохраняют свойства более 5 лет;
  • гибридные защищают от 3 до 4 лет;
  • традиционные работают не более 2 лет.

Исходя из сроков службы рекомендуется знать, как развести концентрат антифриза. Ведь если добавить в традиционный вариант исполнения карбоксилатную смесь, то придется менять жидкость гораздо раньше установленного срока. Но может возникнуть ситуация, когда вещество загустеет вследствие химической реакции. Тогда эксплуатация транспорта станет вообще невозможной.

Последовательность приготовления охлаждающей жидкости

Рассмотрим, как разводить антифриз. Концентрат размешивают только дистиллированной водой в количестве, равном объему первого вещества. Все манипуляции проделывают до заливки в расширительный бачок, используя чистую ёмкость.

Как разводить антифриз (концентрат), знают в любой автомастерской. Чтобы не ошибиться с выбором подходящего средства, рекомендуется проконсультироваться со специалистом. Часто автосалоны меняют жидкости на своё усмотрение. Это может быть связано с мини-авариями при транспортировке, когда лопаются патрубки или некачественно были затянуты стягивающие хомуты.

Правила приготовления смеси

В концентрат добавляется только дистиллированная вода. Часто водители добавляют водопроводную жидкость. Это выведет из строя систему гораздо раньше, несмотря на присутствие присадок.

Водопроводная вода содержит соли, минералы, ржавчину, другие отложения. Они быстро осядут на внутренних стенках канавок двигателя под действием высоких температур. Опытные мастера рекомендуют немного завышать указанное количество антифриза - так полученный раствор будет работать эффективнее.

Для правильного смешивания все вещества добавляют в отдельную ёмкость, затем через горловину заливают в систему автомобиля. Важно не допускать образования воздушных пробок. Если не выпустить лишний воздух, отдельные области охлаждения быстро нагреются и часть присадок придет в негодность.

Почему производитель сразу не готовит охлаждающую жидкость?

В составе концентрата содержится активное вещество этиленгликоль — это 93 % всего объема. Такая смесь замерзает при -13 градусах, что не позволяет эксплуатировать автомобиль в северных районах. При смешивании с дистиллированной водой, продающейся в автомагазинах, наблюдается химическая реакция. Получаемый раствор уже готов выдерживать -38 градусов.

Второй причиной поставки концентрата является экономия места при доставке антифриза в магазины. При продаже готовой охлаждающей смеси понадобилось бы найти на складах ещё половину занимаемого объема, что непременно привело бы к удорожанию продукта.


Смотрите также

 

"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453

Новости