С-Петербург, улица Тосина 3
+7 (812) 917-84-85
+7 (921) 316-27-00

Трубчатый или пластинчатый радиатор


Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Cтраница 1

Пластинчатые радиаторы характеризуются коэффициентом оребре-ния, который равен отношению площади сребренной поверхности радиатора к площади поверхности без оребрения. Более эффективна поверхность ( см. рис. 6 - 33), имеющая зубцы, расположенные в шахматном порядке. Зубцы имеют форму усеченной четырехгранной пирамиды, диагонали основания которой расположены одна вертикально, а другая горизонтально относительно направления движения жидкости. При таких тепловых потоках температура у основания зубцов может доходить до 300 С.  [2]

Разрезы трубчатого и пластинчатого радиаторов.  [3]

Пластинчатые радиаторы имеют большую охлаждающую поверхность, чем трубчатые, но вследствие ряда недостатков ( быстрое загрязнение, большое количество паяных швов, необходимость более тщательного ухода) применяют сравнительно редко.  [4]

Паровоздушный клапан.  [5]

Пластинчатые радиаторы ( рис. 148, в) изготовляют из гофрированных пластин. Вода в них проходит сверху вниз через узкие каналы, образованные каждой парой пластин, а воздух по более короткому и прямому пути, чем в трубчатых радиаторах.  [6]

Хорошим пластинчатым радиатором может быть металлический корпус устройства или его внутренние перегородки.  [7]

Недостатки пластинчатых радиаторов - сравнительно малая величина допустимых давлений ( 1 - 2 ати) и опасность засорения узких и волнообразных водяных протоков при пользовании недостаточно чистой водой. Пластинчатые радиаторы применяют поэтому преимущественно для легковых автомобилей. Изготовление остова радиатора глубиной, например, более 80 мм представляет технологические трудности.  [8]

В пластинчатых радиаторах в промежутках между проводящими воду пластинами, являющимися поверхностями непосредственного охлаждения, расположены дополнительные зигзагообразные полоски, повышающие теплоотдачу от воды к воздуху. В воздушных промежутках помещают 1 - 2 полоски, соединенные с помощью пайки с водяными пластинами.  [9]

В пластинчатых радиаторах охлаждающая решетка ( рис. 258, б) устроена так, что охлаждающая жидкость циркулирует в пространстве 1, образованном каждой парой спаянных между собой ( по краям 2) пластин. Верхние и нижние концы пластин, кроме того, впаяны в отверстия верхнего и нижнего резервуаров радиатора. Для увеличения поверхности охлаждения пластины обычно выполняют волнистыми. Пластинчатые радиаторы имеют большую относительную охлаждающую поверхность, чем трубчатые, но вследствие ряда недостатков ( быстрое загрязнение, большое количество паяных швов, необходимость более тщательного ухода) применяются сравнительно редко.  [10]

Сливной крановый гидроаппарат.  [11]

Охладитель - пластинчатый радиатор - расположен перед водяным радиатором силовой установки и снижает температуру рабочей жидкости за счет отвода тепла от поверхности трубок и пластин воздухом, подаваемым вентилятором силовой установки.  [12]

В противоположность пластинчатым радиаторам трубчато-пластинчатые радиаторы имеют гладкие прямолинейные водяные каналы, менее подверженные засорению и закупорке.  [13]

Заметим, что пластинчатые радиаторы со стороной квадрата более 200 мм, как правило, не делают, так как они неудобны для применения в аппаратуре вследствие своей громоздкости. Если требуется меньшее внешнее тепловое сопротивление, чем можно получить от радиатора в виде пластины, применяют радиаторы более сложной формы.  [14]

Когда болты крепятся к тонким плоским пластинчатым радиаторам со сквозным отверстием, теплопередача зависит в значительной мере от состояния контакта между двумя поверхностями. Для получения оптимальной теплопередачи поверхность радиатора в месте контакта должна быть чистой, без выступов и неровностей. Если отверстие пробито, то место пробоя должно быть соответствующим образом защищено. Если отверстие просверлено, необходимо тщательно удалить заусенцы. Если сам болт снабжен буртиком, где нарезка сопрягается с плоской поверхностью шестигранника, то отверстие следует раззенковать, чтобы болт не повисал на буртике.  [15]

Страницы:      1    2    3

Потек радиатор: что брать взамен?

Чем заменить вышедший из строя радиатор? 

В магазинах автозапчастей нынче можно встретить весьма широкий ассортимент радиаторов системы охлаждения, теплообменников системы кондиционирования и интеркулеров. 

Разбираемся в их многообразии.

Этот экспонат выставочного стенда — полуторамиллионный радиатор Luzar, но совсем скоро его потеснит двухмиллионный.

Когда-то первые вазовские «восьмерки» шокировали практически всех и всем. В том числе своими радиаторами, сделанными… из алюминия!

—  Ну, додумались, - качали головами бывалые. - Медный-то запаял и дальше поехал — а с этим что делать? Новый покупать?

С тех пор всё изменилось. Мягкая, тяжелая и дорогая медь полностью уступила место алюминию. А чтобы посмотреть на современное производство радиаторов всех мастей, не нужно ехать за границу — гораздо удобнее посетить Санкт-Петербург. Помимо Медного всадника и Спаса на Крови там есть и завод ПО «Авто-Радиатор», выпускающий более полумиллиона радиаторов Luzar в год.

Трубчатые и пластинчатые

С детства помню, что грибы бывают трубчатые и пластинчатые — к примеру, подберезовики и сыроежки. Примерно такая же терминология применяется и в радиаторном мире. Два основных вида радиаторов систем охлаждения — это сборные трубчато-пластинчатые, а также паяные (несборные) трубчато-ленточные. Какие лучше? Давайте разбираться.

Начнем с подберезо… простите, с трубчато-пластинчатых изделий. Больше всего мне понравилось то, что внутрь трубок при производстве вставляют так называемые турбулизаторы. Это закрученные спиралью узкие и длинные пластмассовые пластины, благодаря которым жидкость не проносится вдоль трубки на всех парáх, а совершает сложное движение по спирали, что способствует лучшему теплообмену. А вообще процесс начинают с вырубания охлаждающих пластин из ленты (отечественной, кстати говоря!). Затем полученные пластины надевают на трубки, после чего применяют — необычный термин! — дорнование.

Дорнование трубок необходимо для исключения воздушного зазора между трубками и ламелями (пластинами).

Завальцовка концов опорных доньев на края пластиковых бачков.

Дорн — это один из героев Чехова, но тут он точно ни при чем. Так называется стержень, который проталкивают внутрь трубок, увеличивая таким образом их наружный диаметр. Далее на концы трубок устанавливают опорные донья с уже вложенными резиновыми прокладками и концы трубок развальцовывают.

На оба опорных дна монтируют пластмассовые бачки, которые крепят загибанием лапок. Получившиеся радиаторы проверяют избыточным давлением более 2 бар, при этом специальный стенд регистрирует малейшее падение давления. Прошедший испытания радиатор получает индивидуальный номер.

Сборные радиаторы

Плюс: высокая жесткость трубки защищены от повре­ждений пластинами малый процент брака невысокая стоимость материаловМинус: не очень высокая теплоотдача сложная оснастка  Повысить теплоотдачу удается расположением трубок в шахматном порядке. Если применить плоскоовальные трубки (уже без турбулизаторов), теплоотдача тоже увеличится. Кстати, такие трубки также обрабатывают дорном.А что сказать о паяных радиаторах (кроме того, что они несборные)? Такие конструкции требуют соединять трубки с охлаждающей лентой и основанием бачков в специальной печке! Конструкция спекается в печи в среде азота, который помогает освободить алюминиевые поверхности от окислов. Далее через совсем тонкие (лапшевидные) прокладки устанавливают бачки.

Плюс: высокая теплоотдача низкая стоимость оснастки нет необходимости в массивной резиновой прокладке (при пластмассовом бачке)

Минус: сложный процесс производства (возможен брак при недостаточном соединении трубок с лентами) нет защиты трубок

Из алюминиевой ленты вырубаются охлаждающие пластины-ламели. В них предусмотрены «жалюзи» для задержки воздуха, отверстия для трубок и «ограничители», определяющие расстояние между пластинами.

В круглые трубки радиаторов вкладывают пластмассовые турбулизаторы для улучшения теплообмена.

Каждый готовый радиатор проверяют давлением, превышающим рабочее. Утечек нет.

Сколько ходов?

На этом нюансы терминологии не кончаются. Радиаторы делятся на одноходовые и двухходовые. У одноходовых жидкость проходит через все трубки радиатора в одном направлении — от одного бачка к другому. А вот у двухходового один бачок разделен на две части перегородкой; жидкость, зайдя через верхнюю часть, перемещается по половине трубок в одну сторону, а затем, уже в другом бачке, меняет направление движения и возвращается во вторую часть первого бачка, двигаясь в обратном направлении.

При создании новых радиаторов Luzar используется испытательный стенд, позволя­ющий оценить эффективность конструкции.

Для кого это делают?

Авто-Радиатор — официальный поставщик конвейеров АВТОВАЗа и СП GM-АВТОВАЗ.  Само собой, радиаторы Luzar поставляются на вторичный рынок, причем не только на российский — экспорт налажен в Белоруссию, Казахстан, Азербайджан, Украину, Армению… Сегодня питерцы производят свыше 1200 наименований продукции, в основном это радиаторы охлаждения двигателей и радиаторы отопления салона легковых автомобилей отечественного и импортного производства, а также некоторых грузовиков. Хотя и кондиционеры с интеркулерами не забыты.

Культура производства на заводе меня приятно удивила. Если радиатор моей машины потребует замены, не буду сбрасывать со счетов изделия Luzar.

Развитие конструкции сборных радиаторов

От наиболее простых, с двухрядным расположением трубок, снабженных для повышения эффективности пластмассовыми турбулизаторами, перешли к производству радиаторов с шахматным расположением трубок. Венцом развития сборных радиаторов стали конструкции с плоскоовальными трубками, улучша­ющими теплоотдачу.

Радиатор с двухрядным расположением трубок и турбулизаторами.

Трубки расположены в шахматном порядке.

Радиатор с плоскоовальными трубками.

Источник

Игорь созерцатель
  • Активность: 51k
  • Пол: Мужчина
Игорь созерцатель

Промо: Типология автомобильных радиаторов

История создания автомобильных радиаторов восходит к концу XIX – началу XX века

Змеевики

До тех пор, пока двигатели были небольшой мощности, излишняя теплота рассеивалась прямо от двигателя и его узлов. При увеличении мощности стали применять первые радиаторы – в виде гладкостенной медной трубы, изогнутой в виде змеевика. В 1900 году было применено наружное оребрение этого змеевика.

«Сотовые» радиаторы

При дальнейшем увеличении мощности двигателей (свыше 4 л.с.) такие простейшие радиаторы стали неэффективны, в первую очередь из-за слишком большого гидравлического сопротивления. В 1913 году появился первый пластинчатый паяный медно-латуный радиатор. Параллельно ему появилась конструкция радиатора, в которой воздух проходил по горизонтальным воздушным трубкам внутри бачка, количество этих трубок со временем становилось все больше, пока не получился сотовый радиатор, который был распространен до середины 30-х годов.

Схематичное изображение сотового радиатора

Трубчато-пластинчатые и трубчато-ленточные радиаторы

Сотовые радиаторы достаточно трудоемки в производстве, громоздкие и тяжелые. Основной стимул развития автомобильных теплообменников – увеличение мощности двигателей и сокращение подкапотного пространства – заставил разрабатывать более сложные конструкции. У радиаторов появляются латунные донья, куда запаиваются медные трубки, окруженные стальными пластинами (трубчато-пластинчатые медно-стальные радиаторы). Вследствие использования стальных пластин при производстве трубчато-пластинчатых радиаторов возникают множество недостатков такой конструкции – большой вес, минимальные показатели теплообмена, низкая коррозийная стойкость сердцевины, низкая вибрационная стойкость.

Фрагмент сердцевины трубчато-пластинчатого медно-стального радиатора

В дальнейшем своем развитии такие радиаторы получают медную ленту вместо стальных пластин (трубчато-пластинчатые медно-стальные радиаторы), что позволяет существенно увеличить их теплоотдачу. Такой радиатор весит гораздо меньше при значительном улучшении тепловых характеристик.

Сборные алюминиевые радиаторы

Сборные алюминиевые радиаторы стали разрабатываться в СССР во время «холодной войны». Так как медь являлась стратегическим сырьем, исследователи стали пытаться создать алюминиевые радиаторы паяной и сборной конструкции. Сборные радиаторы имеют меньшую теплоотдачу, но дешевле в производстве.

Первые попытки создания алюминиевых сборных радиаторов были предприняты на Мариупольском (Ждановском) радиаторном заводе для автомобиля ЗиС-120, но оказались не очень удачными, так как за основу была взята конструкция с плоскоовальными трубками. Плоскоовальные трубки было невероятно трудно уплотнять на торцах в месте соединения с доньями, из-за чего проект оказался очень дорогим и его скоро свернули. Радиаторов такого типа было сделано около 2 тысяч штук.

В дальнейшем создатель такого радиатора Курневич пришел к выводу, что необходимо в сборных радиаторах делать трубку круглого сечения на всю длину. К сожалению, он не успел сделать опытный образец по причине смерти, остались только чертежи, но этот проект тоже посчитали убыточным.

Идею алюминиевого сборного радиатора с круглыми трубками подхватила в дальнейшем французская фирма «Софико». Они же и получили патент на это изобретение, хотя такой радиатор впервые был изобретен в Советском Союзе!

Паяные (несборные) алюминиевые радиаторы

Первые шаги к наиболее современным теплообменникам – алюминиевым паяным радиаторам – были сделаны в 70-х года XX века. Первые радиаторы такой конструкции изначально были разработаны для автомобилей ГАЗ 3102. К сожалению, первый опыт оказался неудачным – алюминиевый паяный радиатор не справлялся теплоотдачей, особенно в городском режиме, и поэтому скоро был заменен медно-латунным. Однако причиной его слабой теплоотдачи являлось конструктивное исполнение алюминиевой ленты – ее шаг составлял примерно 8мм. Причина такой крупноячеистой конструкции сердцевины тривиальна – на заводе, выпускающем эти радиаторы, не было технологической возможности делать меньший шаг охлаждающей ленты.

Автомобиль ГАЗ 3102 (маленькая «Чайка»)

Но история автомобильных радиаторов на этом не заканчивается. Мы уверены, что нас ждет еще много открытий и инноваций в сфере автомобильных теплообменников.

Интересные разработки в области автомобильных радиаторов

Все развитие автомобильных теплообменников стремилось к увеличению теплоотдачи при сохранении габаритов и одновременном уменьшении стоимости. Темпы развития автомобильных радиаторов определялись быстрыми темпами развития автомобильных двигателей – мощности моторов росли очень быстро, и охладить его становилось все труднее.

В попытках добиться результата создавались различные интересные типы радиаторов, по каким-либо причинам не вошедших в серию. Наиболее интересные образцы представлены ниже:

— автотракторный радиатор. Интерес вызывает способ закрепления крышки бачков –крышка закрепляется при помощи болтов. Такой радиатор является ремонтопригодным, что особо важно для сельской местности.

— «безотходный» алюминиевый радиатор для автомобиля «МАЗ», разработанный Бурковым В.В. Представляет собой довольно оригинальную конструкцию; взамен охлаждающих пластин или лент фрезой на охлаждающей трубке «елочкой» нарезалось оребрение. Такой радиатор оказался довольно сложным в изготовлении и поэтому не получил широкого распространения.

— алюминиевый паяный радиатор отопителя для автобусов ЛиАЗ. Особый интерес этот радиатор вызывает в связи с использованием съемных патрубков радиатора. Такое решение скорее всего принято для унификации изделия – в условиях невозможности точно указать угол, в каком требуется зафиксировать патрубки, необходим изменяемый угол.

— алюминиевый сборный радиатор охлаждения с плоскоовальной трубкой для автомобилей PORSCHE. В то время как традиционный алюминиевый сборный радиатор имеет круглые охлаждающие трубки, радиатор с плоскоовальными трубками возвращает нас к первым попыткам создания сборного радиатора. Зачем создавать радиатор с плоскоовальными трубками? Площадь контакта набегающего потока воздуха с такой трубкой на 30% больше, чем с круглой – соответственно, и теплоотдача больше.

— радиаторы с биметаллической сердцевиной. При создании таких радиаторов использовались комбинации традиционных материалов – меди, латуни, алюминия, стали. Наиболее яркий пример – сборный радиатор с круглыми алюминиевыми охлаждающими трубками и медными пластинами.

Материалы предоставлены компанией LUZAR — производителем автомобильных радиаторов

На правах рекламы*.

* Редакция Драйва не несёт ответственности за содержание рекламных материалов.

Поделиться

Поделиться

Лайкнуть

Твитнуть

Отправить

Разница между пластинчатым и трубчатым теплообменником

Разница между пластинчатым теплообменником и трубчатым теплообменником

Пластинчатый теплообменник относится к высокоэффективным теплопроводным аппаратам. Различают два типа пластинчатых теплообменников - зонтичный и плоский.

Трубчатый теплообменник сконструирован для небольших и средних водных насосов. Такой теплообменник широко используется в системах циркуляции воды, системах подачи воздуха для нагрева или охлаждения воды и системах охлаждения грунтовых вод. Теплообменник отличается надежной структурой и стабильными показателями. Ему можно придать спиралевидную структуру и приварить стальными кронштейнами.

В отличие от трубчатого, пластинчатый теплообменник обладает следующими преимуществами.

1. Небольшой размер и компактность Пластинчатый теплообменник занимает на 30% меньше площади по сравнению с трубчатым теплообменником.

2. Высокая теплопередача

Пластинчатый теплообменник способен увеличить возмущение между двумя жидкостями с низкой скоростью потока для увеличения эффективности теплопередачи. Эффективность теплопередачи «вода-вода» (К) достигает16720Дж./(м2•ч.•℃), что в 2-4 раза выше, чем у трубчатого теплообменника.

3. Гибкая сборка

Для модернизации технологии и производительности достаточно отрегулировать количество пластин или изменить пластинчатую сборку.

4. Небольшой расход металла

Пластинчатый теплообменник состоит из изготовленных из нержавеющей стали и титанового сплава ребер, герметизирующей прокладки, затягивающего болта, каркаса и т.д. Количество использованного материала составляет 8 кг на м2. Для теплообменника со спиральными пластинами и такими же техническими параметрами теплоотдачи потребуется 20 кг на м2.

5. Малое потребление энергии

В пластинчатом теплообменнике наружу выставлены только кромки, поэтому теплопотеря составляет всего 1% и нет необходимости в установке теплоизолирующего слоя.

6. Легкость обслуживания

Зажимные болты можно расслаблять для замены резиновой прокладки или металлической пластины. Критическое число Рейнольдса у пластинчатых теплообменников в 10 раз ниже, и имеет гораздо меньше риска блокировки, чем у трубчатого теплообменника. Внутренняя турбулентность предотвращает оседание известкового налета.

Рекомендуемые продукты


Смотрите также

 

"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453

Новости