Газобаллонное оборудование – это сочетание агрегатов, приборов, материалов и арматуры, комплектно установленных в автомобиль, для возможности использования газа как основного или дополнительного топлива.
Газовый баллон - это емкость для хранения и транспортировки газа. Может размещаться как внутри автомобиля, так и снаружи. Баллоны различаются по объему и форме. Используемые в автомобиле газовые баллоны имеют объем от 20л. до 200л. Форма может быть цилиндрическая или тороидальная. Тороидальная –предусматривает размещение в нише запаски в том числе.
Газовый редуктор - агрегат, предназначенный для преобразования газа из сжиженного состояния в парообразное, путем испарения. Снабжен контуром подогрева, который подключается к системе охлаждения двигателя. Принципиально делятся на – вакуумный и электронный. Вакуумный редуктор подает газ на форсунки за счет разряжения в коллекторе. Электронный редуктор – по электрическому сигналу.
ЭБУ (электронный блок управления) - электронное устройство, осуществляющее контроль и управление подачей и расходом газа. Так же отвечает за настройки работы ДВС газ-бензин. Часто работает в связке со штатным бортовым компьютером автомобиля. В продвинутых системах имеет уникальные прошивки под конкретную модель авто.
Газовые форсунки предназначены для впрыска газа в коллектор, куда и врезаются при монтаже газобаллонного оборудования. Работают по принципу форсунок бензиновых. Некоторые модели неразборные, необслуживаемые и не подлежат ремонту. Отличаются по скорости действия – открытие-закрытие. Считается, что чем выше скорость работы форсунок, тем выше шум.
Мультиклапан – многофункциональное устройство, монтируемое в баллон стандартным креплением, отвечающее за забор газа из баллона, за подачу газа по трубопроводу к редуктору-испарителю. Снабжено вентилем подачи газа, заправочным устройством, аварийным клапаном сброса давления, указателем количества газа в баллоне. Различается по типу предназначенного баллона.
Заправочное устройство – или выносное заправочное устройство (ВЗУ) с обратным клапаном. Предназначено для безопасного соединения и заполнения газового баллона в автомобиле при помощи заправочного пистолета, для чего имеет специальный переходник. Монтируется в/под бампер, или в люк бензобака автомобиля.
Вентиляционная коробка – устройство с прозрачной откидывающейся крышкой. Предназначено для размещения на баллоне в месте установки мультиклапана. Выполняет следующие функции: защищает мультиклапан от пыли и легких механических повреждений; имеет штуцера для отвода вентиляции. Различается по форме, под конфигурацию мультиклапана.
Переключатель газ-бензин – электронное устройство, отвечающее за переключение режимов работы двигателя с бензина на газ. В зависимости от типа ГБО может работать как в ручном режиме, так и в автоматическом. Часто снабжается светодиодными индикаторами режимов работы ДВС, а также индикатором уровня топлива.
В зависимости от «продвинутости» газового оборудования, которое в нашей стране измеряется поколениями, в комплекте может присутствовать или отсутствовать тот или иной упомянутый элемент.
Источник: Сайт о газобаллонном оборудовании — ГБОшник
Первые силовые агрегаты, работающие за счет сгорания газового топлива, появились ранее бензиновых образцов. Но, тем не менее, были вытеснены на долгие годы этим аналогом, так как устройство газового мотора уступало по уровню мощности бензиновому. Сегодня же эта проблема решена, газовый двигатель внутреннего сгорания является особой разновидностью моторов, работающих по принципу теплового цикла Отто. Для приведения в действие сложного устройства используется газообразное топливо. Большая часть газового оборудования, устанавливаемого на современных автомобилях, функционирует за счет сжиженной смеси пропан-бутан. Но есть и установки, работающие на метане или ином газообразном сырье.
Классические модели транспортных средств оснащаются силовыми агрегатами на дизеле или бензине. При установке газового двигателя, работающего на сжиженном топливе, наблюдается улучшение работы ДВС. Так, например, запуск мотора в холодное время года улучшается при использовании пропан-бутана. Помимо этого, рабочие циклы внутри блока цилиндров характеризуются большей устойчивостью и равномерностью горения, чем при работе на бензине/дизеле. Главное преимущество работы на сжиженном веществе – чистота топлива. В его составе занижено количество окислов металлов, серы и прочих вредных примесей, негативно сказывающихся на функционировании мотора.
Обратите внимание!
При переоборудовании бензинового мотора на газовое топливо учитывайте, что сжиженное вещество характеризуется меньшей плотностью, поэтому показатель расхода увеличивается. К примеру, машина на сжиженном газе пройдет 0.8 того пути, который она смогла бы преодолеть, используя бензин.
Также в сжиженном газе нет свинца, который добавляется производителями в бензин для улучшения некоторых его свойств. Таким образом, газовые двигатели, использующие сжиженное топливо, более долговечны в эксплуатации. В процессе работы газовая топливная система производит меньшее количество нагара, углеродных образований внутри цилиндров. Эксперты отмечают, что сжиженная газовая смесь характеризуется высшим октановым числом, чем бензиновое топливо. А, значит, степень сжатия подобного вещества выше, поэтому возрастает и уровень КПД силового агрегата.
Конструкторы двигателей для автомобилей предлагают варианты устройств, функционирующих на сжатом газе – природном метане, который среди аналогичных видов топлива характеризуется наивысшей степенью экологичности. Перевести транспортное средство для работы на метане можно двумя способами:
Обратите внимание!
Массового серийного выпуска автомобилей, функционирующих исключительно на газообразном сырье, ведущие автоконцерны не осуществляют. Выпуск подобных автомобильных комплектаций представлен лимитированными линиями, но в Россию официально такие модели не завозятся. Разница в стоимости, если сравнивать с традиционными бензиновыми, в среднем составляет от 150 000 до 200 000 рублей.
Эксперты рекомендуют устанавливать на бензиновые модели дополнительное газобаллонное оборудование для автомобиля любого поколения (с 1 по 5), работающее параллельно с бензиновой цепью. Емкости для содержания метана выполняются в виде цилиндров с округлыми концами и отличаются от традиционных баллонов бытового пользования. Оборудование для авто изготовляется из высокопрокатного стального сплава, характеризующегося большим ресурсом прочности и устойчивости к механическому воздействию. Принцип работы подобной системы позволяет всего за несколько минут перейти из работы на одном типе топлива на другой без остановки работы силового агрегата.
Сейчас производители газового оборудования автомобилей предлагают новинку – баллон металлокомпозитного образца, главные отличия – это меньшая масса и увеличение срока службы без переосвидетельствования (в среднем 5 лет). По техническом нормам емкости для ГБО должны успешно переносить уровень давления, превышающий рабочий показатель в полтора раза.
Процедура перевода дизельного агрегата в режим использования газообразного топлива требует некоторых модификаций в конструкции мотора. Для работы на метане необходимо изменить уровень сжатия. Для разных машин этот процесс выполняется различными способами, главные среди которых:
Как правило, специалисты прибегают к методу фрезерования поршней. Помимо изменения степени сжатия внутри агрегата, необходимо вмонтировать систему впрыска нового топлива, включающую специальные форсунки и искровое зажигание. Только после установки этих дополнительных комплектующих систем дизельный автомобиль сможет использовать газ в качестве топлива. В завершение процедуры монтажа газовой установки на дизельном транспорте монтируется система управления газовым двигателем, представленная функциональным электронным блоком.
Некоторые производители известных транспортных средств предлагают уникальные заводские модели авто с метановыми моторами. К их числу относят немецкие компании Opel, BMW, Volkswagen, Mercedes-Benz. Примером подобного лимитированного продукта считается VW Passat Variant Ecofuel Sportline. Схема работы силового агрегата этой машины полностью построена на использовании природного газа – метана. Объем двигателя упомянутой модели составляет 1.4 л, а уровень производительности достигает показателя в 150 л. с.
Главное отличие в двигателе внутреннего сгорания, использующего газообразное горючее, от бензиновых и дизельных аналогов заключается в повышенном уровне сжатия. Такие установки уменьшают износ конструктивных элементов автомобиля, характеризуются экономичностью в обслуживании и эксплуатации за счет низкой себестоимости добываемого сырья. Автомобили отечественного производства можно доукомплектовать газовым оснащением, вмонтировав ГБО.
Схема установленной газовой конструкции на автомобиле представлена на рисунке:
Где:
Схема конструкции переоборудованного дизельного силового агрегата на работу с газом такая:
Монтаж газобаллонного оборудования выполняется с четким соблюдением технологических норм и стандартов безопасности, поэтому эксперты рекомендуют доверить эту процедуру профессионалам. Специализированные сервисные центры по завершению установки предоставляют владельцу авто гарантию на качество проделанной работы и безопасность эксплуатации. Конструкция ГБО для бензинового автомобиля включает следующие компоненты:
Дизельный силовой агрегат, работающий на газообразном горючем, включает такие дополнительные компоненты:
Автомобильные силовые установки, использующие в рабочем состоянии различное горючее, в целом работают по общему принципу, поэтому владельцы личного транспорта могут с легкостью переоборудовать ДВС, сделав устройство газовым или же гибридным. Система питания, подающая газ, монтируется специалистами как на легковые модели, так и машины с большой грузоподъемностью. Каждый из видов топлива для мотора внутреннего сгорания имеет плюсы и минусы, поэтому, принимая решение о переоснащении машины, следует провести сравнительный анализ каждого из них.
Преимущества бензинового агрегата:
К существенным недостатком бензиновой установки эксперты относят дороговизну упомянутого топлива, низкие качественные характеристики, ускорение износа цилиндров, вредные выхлопы и прочие вещества, выделяемые в атмосферу.
Преимущества газового двигателя такие:
Решаясь установить газовое оборудование для автомобиля, учитывайте также минусы подобного оснащения:
Принимать решение в пользу установки ГБО следует с учетом того, как быстро установка окупится. Во-первых, при монтаже газа будьте готовы к более частой потребности посещения техцентра для ТО мотора. Система питания газом выделяет конденсат, который рекомендуется удалять через каждые 10 000 км пробега. Также после 100 000 км пробега заменяется мембрана редуктора.
Все достоинства газового оборудования раскрываются при установке подобного оснащения на дизельных автомобилях. Уровень сжатия в ДТ моторе выше, поэтому показатель КПД также возрастает, составляя 30-45%. Для работы системы необходимо регулирование давление газа, что возможно за счет установки специального оборудования. В среднем переоборудование транспортного средства обойдется в 500-1000 условных единиц (с учетом цен на иностранное оборудование), поэтому процедура выгодна для тех автомобилистов, которые часто ездят на авто и преодолевают большие расстояния. Тогда ГБО окупиться быстрее, учитывая соотношение цен бензина и газа.
Автор: Максим Марков
Дата: 2016-05-05
Приветствую вас дорогие друзья! Когда цены на бензин уже достигли рекордных 30 рублей за литр, волей-неволей задумаешься о более дешевом виде топлива. Достойная и единственная для рядового автолюбителя альтернатива уже приевшемуся бензину, это конечно газ и об этом знают все шоферы. Однако, прежде чем вам все-таки удастся начать экономить, придется выкинуть немалую денежную сумму, которую стоит установка газового оборудования и его покупка. Поэтому на такой шаг идут не все водители, а лишь часть их.
Первые считают затею нерентабельной, так как оправдать затраты на механизм быстро не получиться, вторые уверены в обратном. Сегодня, я попытаюсь разобраться кто размышляет правильно, а кто ошибается и вы мне, в этом обязательно поможете! Правда ведь? Но для начала, давайте разберемся, что из себя представляет газовая установка на машину.
Находясь на современной заправочной станции, каждый из нас обращает внимание на то, что кроме привычных колонок, на их территории присутствует еще и механизмы для заправки автомобилей на газу. Так вот, всегда спрашивал себя почему при наличии двух видов газа (пропан и метан), череда машин выстраивается только к одному? Теперь знаю, спешу поделиться и с вами! Оказывается, метановые установки имеют довольно большие габариты в сравнении с пропановыми, соответственно монтаж их на конструкцию обычной машины затруднителен. Еще один серьезный недостаток, это цена – она существенно отличается от пропанового аналога.
Разумеется, спрос на пропан значительно выше, но стоит отметить и метан не пасет задних ведь расход топлива грузовиками на порядок выше чем у легковушки. А сколько у нас дальнобойщиков вы сами, наверное, видите ежедневно на проезжей части своей местности. Но если фура на газу, явление довольно редкое, то на Газель, ГАЗ и даже на УАЗ, устанавливать умудряются любой из вариантов. К тому же в продаже появились и более компактные метановые установки, монтаж которых, запросто можно осуществить как на обычный ВАЗ, так и на необычный Патриот!
Сегодня, нас интересует исключительно газобаллонное оборудование на автомобиль функционирующее благодаря пропану. Не будем говорить о труднодоступных новинках. Рассмотрим, все составляющие такого сложного механизма:
Лишь правильно отрегулированный дозатор способен подать в камеру сгорания смесь нужной концентрации с воздухом, а это, залог нормального воспламенения газа.
Запомните: заправлять баллон газом не рекомендуется больше чем на 80% от его общего объема!
Согласитесь, не малый набор, так сразу и не поймешь, что к чему. Если у вас есть непреодолимое желание прямо сейчас купить ГБО, вооружитесь ручкой и выпишите все эти детали на листочек. Это поможет проверить наличие всех элементов в предлагаемом продавцом комплекте.
Теперь, когда вы в курсе, из чего состоит газовое оборудования, вас не проведешь! Однако, чтобы тот таки продавец не застал вас врасплох, советую понять, как это все добро работает. Не волнуйтесь, я вам в этом помогу.
Схема функционирования ГБО более простая нежели, у классической топливной системы. Свой путь газ начинает из баллона, откуда он под определенным давлением перемещается в редуктор-испаритель. Тот в свою очередь, нагревается от температуры охлаждающей жидкости, позволяя таким образом пропану испаряться.
Дозатор – следующая остановка газа на пути к камере сгорания. Туда топливо попадает уже в паровой фазе, а после, следует к смесителю. Уже затем, когда пропан насыщается воздухом, он двигается к финишу – камере сгорания. Те, кто представляет себе, как аналогичный процесс выглядит в бензиновых вариантах, понимают в чем собственно разница. С этим думаю, разобрались, далее обсудим, наверное, главный критерий выбора ГБО.
Приобретая ГБО, каждый автолюбитель стремиться получить экономную и дешевую систему. С таким желанием вам запросто могут втюхать устаревшую систему, от которой будет больше мороки чем экономии. Чтобы делать не на основании разных баек, а на собственном мнении, рассмотри все существующие поколения газового оборудования:
Для тех, кто на все руки мастер, заостряю ваше внимание: установка газового оборудования на автомобиль теоретически может осуществляться своими руками, но при первой же проверке машины инспекторами ГИБДД вас предоставят предъявить бумаги, которые могут выдать только квалифицированные специалисты в данной сфере, в простонародье – газовщики. И с этим ничего не поделаешь, таковы уж правила!
Вернемся к спору, который обещал рассудить. Я не стану кому-то что-то доказывать, просто приведу все доводы. Ваша помощь (помните ведь), заключается в том, что в комментариях статьи вы сделаете уже свои выводы касательно вопроса «Нужна ли вообще газовая установка среднестатистическому автомобилю?». Конечно же, на основании плюсов и минусов, которые я вам приведу. Итак, начнем с хорошего:
Ну а что же с минусами:
Москва – главный город России, соответственно где как ни тут можно найти самый широкий ассортимент ГБО и фирм, специализирующихся на их монтаже. Вариантов для оформления сделки также хватает, хочешь бери за наличку (от 15-20 тысяч рублей с установкой), нет – возьмите, пожалуйста, в рассрочку. Некоторые фирмы и вовсе могут предложить шикарный бонус, коим является бесплатная установка приобретенного оборудования. Что касается производителей, можно выделить следующие марки:
В той же столице есть такая организация, как «ГБО Сервис», фирма частная, отзывы – положительные! Парни не только могут установить, но и восстановить нерабочую систему! Но опять же, это всего лишь одна компания, которая так сразу взбрела в голову, а таких в городе огромное количество. Поэтому выбирать есть с чего!
Подведем итоги, сегодня мы разобрали конструкцию ГБО, их разновидности и принцип работы. С такими знаниями вам определенно проще будет приобрести оптимальную для вашего автомобиля установку. Актуальна ли ГБО для популярной модели ВАЗ 2114, узнаете из видео. Ну а лично мое мнение – за газовым оборудованием будущее! С собственным определяйтесь сами! Всего доброго!
(0 голосов, в среднем: 0 из 5)
Уважаемые читатели, если вам понравилась данная статья, то вы всегда можете поделиться ею со своими друзьями в соц. сетях:
С уважением, Максим Марков!
Понравилась статья? Добавляйте сайт в закладки!
Из редуктора ГБО газ поступает в двигатель, предварительно смешиваясь с воздухом. Для этого используются газовые смесители. Дополнительно перед смесителем могут устанавливаться дозирующие устройства для корректировки количества поступающего газа в зависимости от режима работы двигателя и нагрузки.
Для подачи газа могут использоваться серийно выпускаемые газовые смесители, универсальные (газобензиновые) карбюраторы или устройства, устанавливаемые на бензиновые карбюраторы (насадки, штуцеры, проставки). Для инжекторных бензиновых систем также могут использоваться насадки.
При переоборудовании автомобиля на ГБО установка такого газового смесителя или универсального газобензинового карбюратора требует дополнительных затрат. Значительно снизить стоимость переоборудования на ГБО можно, устанавливая смесительные устройства на штатных бензиновых карбюраторах. Этот способ подачи газа нашел наибольшее распространение как наиболее доступный, простой и дешевый.
Существует три основных варианта подачи газа с помощью установки и используя газовые смесители. Наиболее простым является установка смесителя на верхнюю часть карбюратора. Такие газовые смесители называют насадкой. Насадка устанавливается в корпус воздушного фильтра.
Схема подачи газа над карбюратором.Пример установки газовой насадки на карбюратор типа «Озон» представлен на рисунке ниже. Газ поступает в периферийную кольцевую полость и из нее через каналы к центральному кольцевому отверстию. В этом отверстии и далее в диффузоре карбюратора газ смешивается с воздухом, поступающим из воздушного фильтра. Для подачи газа в насадку необходимо просверлить отверстие в корпусе воздушного фильтра.
Газовые смесители-насадки на карбюраторах Озон.Другим способом подачи газа является установка плоской проставки между частями карбюратора. На рисунке ниже представлен вариант проставки ЗАО «Автосистема». Проставка устанавливается между средней и нижней частью карбюратора. Для этого необходимо демонтировать карбюратор с впускного коллектора и разобрать его.
Газовые смесители-проставки на карбюраторах Озон.Проставка устанавливается на место теплоизоляционной проставки. Газ поступает на входные штуцеры насадки и по внутренним каналам к отверстиям, расположенным по кольцевому периметру внутренних отверстий насадки. На ряде карбюраторов, например типа «Солекс», установку такой насадки невозможно выполнить конструктивно.
Третий способ подачи газа заключается в установке в корпусе карбюраторов штуцеров для подвода газа. Для этого необходимо сверление в корпусе в зоне максимального сужения диффузоров карбюратора двух отверстий диаметром 8-10 мм в зависимости от рабочего объема двигателя.
Схема подачи газа через штуцер.Штуцеры ввинчиваются в эти отверстия. Однако такой на первый взгляд простой способ требует большой трудоемкости и хорошего знания конструкции карбюратора, так как необходимо точно определить место сверления отверстий, чтобы не повредить внутренние каналы карбюратора.
Предпочтительным считается применение проставок и штуцеров, так как они практически не оказывают влияния на работу двигателя на бензине и одновременно обеспечивают при работе на газообразном топливе эффективные показатели мощности двигателя, расхода газа и низкую токсичность. Газовые смесители обычно рассчитаны на совместную работу с газовым редуктором определенного типа.
При переоборудовании бензиновых инжекторных систем питания для работы на газовом топливе также используются насадки. Они устанавливаются в разрыв воздушного трубопровода перед дроссельной заслонкой.
Газоподающие системы с установленными на штатных бензиновых карбюраторах смесителями оснащаются дополнительными устройствами для регулировки минимальной частоты вращения на холостом ходу, а также для регулировки и управления подачи топлива на различных режимах. Для этого используются дозаторы, или дозирующе-экономайзерные устройства (ДЭУ).
Тройник подвода газа в двигатель.В легковых автомобилях с рабочим объемом двигателя менее 1,5 литра вместо ДЭУ устанавливают простые дозаторы. На рисунке выше представлен тройник подвода газа. Поток газа, поступающий из редуктора низкого давления по патрубку, разделяется в корпусе на два потока. Количество газа регулируется раздельно для первичной и вторичной камер винтами.
По материалам книги «Установка и эксплуатация газобаллонного оборудования автомобилей». Ю.В. Панов.
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453