С-Петербург, улица Тосина 3
+7 (812) 917-84-85
+7 (921) 316-27-00

Виды охлаждающей жидкости


Охлаждающие жидкости: разновидности и функции

Охлаждающие жидкости (ОЖ) – низкозамерзающие составы, без которых невозможно полноценное функционирование автомобиля. Состав – это основа (водно-гликолевый раствор) и набор присадок, обладающих антикоррозийными, стабилизирующими, противовспенивающими, моющими и прочими свойствами.

В основном в основу входит этиленгликоль, но есть антифризы с глицерином, изопропиловым, этиловым спиртом или метанолом. Изначально для охлаждения двигателя использовали воду, но поскольку при низких температурах она замерзает, производители стали искать аналоги.

Классификация охлаждающих жидкостей

  • Традиционные – в состав присадок входят кислоты неорганического происхождения (фосфатные и борные соли, силикаты и прочие);
  • Карбоксилатные – в пакет присадок входят органические соли (карбонаты);
  • Гибридные – встречаются редко, в них карбонаты сочетаются с силикатами либо фосфатами.

И если для автомобилей старого образца допускаются антифризы с силикатами, то для иномарок или тяжелой техники используются только жидкости на основе карбонатов.

Тосол и антифриз

Тосол. Интересно, но путаница между этими типами охлаждающих жидкостей есть только в странах постсоветского пространства. За границей от тосола уже давно отказались. Тосол – состав, разработанный лабораторией Технологий Органического Синтеза (отсюда и аббревиатура). Он относится к силикатным антифризам, и имеет ряд недостатков. Во-первых, у него низкая теплопроводимость, а значит, он может стать причиной ухудшения теплообмена и преждевременного износа двигателя, во-вторых, свойства силикатов истощаются быстрее, и после каждых 30 тыс.км. антифриз нужно полностью менять, поскольку от коррозии он уже не защищает.

Антифриз карбоксилатный. Такие жидкости могут функционировать при более низких температурах, да и теплообменные качества у них лучше. Они не образуют осадок, не закупоривают каналы системы. Срок «жизни» карбоксилатных ОЖ – порядка 200 тыс.км. пробега, обедняется состав куда медленнее.  Кроме того, карбоксилаты менее агрессивны к металлам, чем силикаты.

Критерии выбора антифриза: коротко о главном

  • Эффективно охлаждение;
  • Высокая температура кипения;
  • Низкая кристаллизация;
  • Антикоррозийные свойства;
  • Хорошая теплоемкость;
  • Экологичность и безопасность для человека;
  • Цена.

Ни один уважающий себя автолюбитель не выберет антифриз в поврежденной упаковке. Убедитесь, что на ней указаны реквизиты производителя, срок годности и изготовления антифриза. Жидкость должна быть без осадка или хлопьев. Встряхните канистру: появившаяся пена должна исчезнуть через 3-4 секунды. Если вы надавливаете на емкость, из нее не должна вытекать жидкость или выходить воздух.

Можно ли смешивать жидкости?

Как правило, информацию о совместимости с другими антифризами производитель указывает на упаковке. Несмотря на то, что все жидкости прозрачные, это вовсе не значит, что они между собой совместимы. Тут дело в химическом составе: не все присадки «дружат», они могут дать осадок или вовсе разладить систему охлаждения. Остатки старого антифриза сливают, промывают систему, и только потом заливают новую жидкость. Если необходимо срочно долить антифриз, автомобилисты рекомендуют использовать обычную воду, а по приезду на СТО или в гараж состав полностью заменить.

Колодийчук Андрей, специально для ByCars.ru

Цвет антифриза, характеристика и различие охлаждающей жидкости

Как известно, двигатели машин вырабатывают слишком много тепла. Таким образом становится понятно, что без охлаждения никак не обойтись. В некоторых марках автомобилей используется охлаждение воздушного вида. Но в основном водители пользуются обычными средствами и приспособились различать их не только по названию, но и по цвету антифриза.

Характеристика охлаждения

Стоить заметить, что эти жидкости также имеют срок годности и нуждаются в замене. Многие люди очень удивлены большим ассортиментом товара и не могут сделать выбор, ведь все антифризы имеют различные оттенки. Поэтому перед покупкой нужно прочесть их основные свойства и определить качество. Антифриз представляет собой незамерзающую жидкость, предназначенную для защиты двигателя машины от перегрева. Он позволяет двигателю работать в нормальном ритме. Тосол выполняет те же функции. Состав у них идентичен. Температура закипания жидкости равна 140 градусам.

ВНИМАНИЕ! Найден совершенно простой способ сократить расход топлива! Не верите? Автомеханик с 15-летним стажем тоже не верил, пока не попробовал. А теперь он экономит на бензине 35 000 рублей в год! Читать дальше»

Цвет и виды антифриза

В состав добавляется краситель, который позволяет ему приобрести совершенно любой цвет. Стоит учесть важный факт: оттенок никак не влияет на выполнение основных функций. Производитель может быть один и тот же, но цветовая гамма может быть разной. В Российской Федерации данную консистенцию назвали тосолом. Он всегда был голубого оттенка. Виды антифриза разделены на такие группы:

  1. G11.
  2. G12.
  3. G12+.
  4. G13.

Все имеют свои характеристики и разновидности.

Тосол и прочая жидкость

Тосол появился ещё в Советском Союзе совместно с изготовлением первых машин. До этого времени в качестве охладителя использовали воду и никто не разбирался в том, какого цвета бывает тосол. Это было не совсем удобно. Поэтому инженеры начали разрабатывать специальный раствор, который не будет замерзать при минусовой температуре. Тосол применяют до сих пор. Тосол бывает синий, без каких-либо оттенков. Он дешёвый и используется в основном для отечественных автомобилей. Для иномарок он может не подойти.

Антифриз G11— является импортным продуктом. По характеристикам он похож на тосол, однако имеет зелёный оттенок. По цене не слишком дорогой. В составе находятся этиленгликоль и обычная вода, а также бораты, фосфаты и карбоновая кислота.

Основным недостатком антифриза G11- является его срок годности составляет три года. После этого антифриз начнёт портиться и в нем появятся хлопья зелёного цвета. Очень редко можно встретить жидкость, окрашенную в жёлтый цвет.

Классификация и разновидности

Этот вид жидкости бывает только красного цвета. Иногда имеет розовые оттенки. Такой антифриз на порядок лучше, чем зелёный. Также существует антифриз с расширенным набором присадок. Основной состав у него тот же. У этой жидкости хорошая коррозийная стойкость. Служит антифриз около пяти лет. Применяется в производстве отечественных иномарок, таких как:

  1. Ford.
  2. Renault.
  3. GM-Opel.
  4. KIA (ИжАвто).
  5. Fiat.

Самым большим недостатком продукта является цена. Большинство людей остаются довольными этим антифризом. В отличие от зелёного, тут не бывает никаких хлопьев. Следует помнить о том, что данные антифризы не советуют использовать для машин с алюминиевым радиатором.

Но также необходимо помнить о существовании G12+. Он тоже красного цвета, но бывает и розовый антифриз. Отличается только тем, что имеет меньше силикатов. Эти жидкости лучше защищают металл от развития коррозии.

Стоит заметить, что эта жидкость имеет два цвета:

Появился G12+ на рынке совсем недавно — в 2012 году. Такие антифризы называются лобридными. В составе находится чистый пропиленгликоль. Одним из преимуществ можно назвать хорошее влияние на окружающую среду. Присадки такие же, как и в двенадцатой группе. Там присутствуют силикатные составы и карбоновая кислота, которая отлично защищает от образования ржавчин.

Температура замерзания у этих жидкостей различная. Это зависит от того, как водитель разбавит концентрат. Рекомендуется разбавлять в пропорции 50 на 50. Стоит он ещё дороже, чем предыдущая группа. Данную жидкость совсем необязательно использовать. В большинство двигателей можно заливать обычную красную жидкость. Такой шаг не приведёт к последствиям.

Различные цвета и оттенки

Составы у жидкостей группы G13 совершенно одинаковые. Дело в том, что многие фирмы специально окрашивают производимый раствор в определённый цвет, даже если он принадлежит к другой группе. Это лишь реклама и каждая компания окрашивает жидкость так, как ей захочется. Поэтому выбирать жидкость нужно не по цвету, а по группе. В противном случае могут образоваться проблемы с охлаждением двигателя.

Не стоит забывать о том, что смешивать антифриз можно только с водой. Мешать жидкость с другими видами не стоит, особенно если они похожи по цвету или вовсе бесцветны. Прочитать об этом можно в инструкции к охлаждающей жидкости.

Чтобы узнать правильную пропорцию разбавления, можно использовать специальный прибор, под названием аэрометр. Он работает на всех продуктах. Совершенно неважно, какого цвета будет антифриз, но плотность должна быть около 1,07 г на кубический сантиметр. Температура кристаллизации в таком случае будет составлять 40 градусов ниже нуля.

Как выяснилось, раствор бывает различных цветов и может различаться не только по внешнему виду, но и по запаху. Он может быть красным, зелёным, синим, фиолетовым, оранжевым или жёлтым. Но необходимо помнить о том, что выбирать жидкость по цвету нельзя. В самом начале нужно смотреть на маркировку и отличие от других продуктов, а также использовать тот антифриз, который прописан в инструкции.

Если не прислушиваться к рекомендациям, то могут образоваться проблемы. Очень многие совершают ошибки и совсем не смотрят на состав и маркировку. Именно по этой причине система охлаждения работает плохо. Цвет может быть как 11-й группы, так и 13-й. Некоторые фирмы специально мешают цвета, чтобы создать маркетинговый ход и характеризуют свой товар наравне с высококачественными производителями. Именно поэтому важно знать, на что влияет цвет антифриза и какого цвета он бывает, а также прислушиваться к советам и покупать только проверенную жидкость.

А также нельзя забывать, что если автомобиль был куплен с рук, следует немедленно заменить охлаждающую жидкость. Во избежание развития проблем с двигателем автомобиля нужно знать о том, какого цвета тосол должен быть, а также желательно приобрести и залить новый антифриз.

Если подходить к этому вопросу со всей серьёзностью, то в будущем не будет никаких проблем, а может означать только одно — поездка будет проходить комфортно и хозяин авто не будет тратить много времени на ремонт.

Устал платить за штрафы? Выход есть! Забудьте о штрафах с камер! Абсолютно легальная новинка - НАНОПЛЁНКА, которая скрывает ваши номера от ИК камер (которые стоят по всем городам). Подробнее по ссылке.
  • Абсолютно легально (статья 12.2.4).
  • Скрывает от фото-видеофиксации.
  • Устанавливается самостоятельно за 2 минуты.
  • Не видна человеческому глазу, не портится из-за погоды.
  • Гарантия 2 года,
Заказать со скидкой

Охлаждающая жидкость: виды и свойства

Опубликованно:

12.03.2012

Просмотры:

1 485

Рейтинг:

Загрузка...

Охлаждающая жидкость, по-другому  тосол предназначена для защиты двигателя, а именно от морозов зимой и высоких температур летом. Тосол используется в системе охлаждения автомобиля. В его составе основным является такой компонент как гликолевый эфир (моноэтиленгликоль), а также в нем присутствуют различные добавки, отсутствие которых приводит к ухудшению качества охлаждающей жидкости. Все виды тосола на такой основе имеют возможность разбавления водой.

Виды охлаждающей жидкости

Начнем с того, что все виды тосола должны изготавливаются по определенному государственному стандарту, но некоторые фирмы-изготовители его игнорируют в некоторой степени и производят тосол по своим технологиям. Но, несмотря на это, производимые ими охлаждающие жидкости имеют высокое качество.

Итак, существует три вида охлаждающей жидкости в зависимости от выдерживаемых температур: ОЖ-К, ОЖ-40, ОЖ-65. ОЖ-к представляет собой концентрат, который необходимо разводить водой в определенном соотношении, основываясь на температуре замерзания:

— при температуре -40 – в соотношении 1:1 (концентрат; вода);

— при температуре -30 – в соотношении 2:3 (концентрат; вода);

— при температуре -20 – в соотношении 1:2 (концентрат; вода).

А марки ОЖ-40 и ОЖ-65 выдерживают температуру, соответственно, -40 и -65 градусов ниже ноля.

Различается тосол также по изготовителю: отечественный и зарубежный. Их разница в том, что в охлаждающей жидкости иностранных производителей присутствует до 40 добавок, в то время как у российских их количество не превышает 10.

Свойства тосола

Все виды тосола, независимо от выдерживаемых температур и страны-производителя, имеют одинаковые свойства. Производимая охлаждающая жидкость:

— выдерживает очень низкие температуры благодаря наличию в составе определенных компонентов;

— не воспламеняется;

— не пенится, что создает дополнительное удобство при заливании в систему охлаждения;

— имеет высокие показатели теплоемкости и теплопроводности;

— устойчива к другим материалам системы охлаждения и никак на них не воздействует;

— не подвергается кипению при работе двигателя во всем диапазоне температур;

— имеет долгий срок хранения и простоту в эксплуатации.

Что касается смены тосола в охлаждающей системе, то средний срок его службы – три года или 60 тыс. км пробега транспортного средства. После этого тосолу свойственны некоторые изменения, а именно снижение запаса щелочности, может вызвать коррозию металлов и возможность пенообразования. Поэтому необходимо регулярно менять охлаждающую жидкость. Но при этом следует учитывать, что если по определенным причинам  летом вместо тосола использовалась обычная вода, необходимо произвести очистку системы охлаждения. Для этого разведите в воде специальное средство для предотвращения накипи, залейте в систему и заведите транспортное средство на 15-20 минут, так как для этой процедуры работа двигателя необходима.  Затем снова промойте систему охлаждения водой 2-3 раза.

Следует отметить, что постоянно пользоваться водой вместо тосола в летнее время не рекомендуется, потому что это приводит к разрушению покрытия и неправильной работе двигателя. К тому же, при образовании большого слоя накипи расход топлива увеличивается на 8-10%. Из этого можно сделать вывод, что, экономя на специальной охлаждающей жидкости, вы не экономите на топливе транспортного средства.

1. Виды охлаждающих жидкостей и особенности их применения

Охлаждающие жидкости выпускаются как в виде концентратов, так и в виде готовых продуктов. При эксплуатации современных автомобилей для охлаждения двигателей применяют незамерзающие жидкости, объединенные общим названием «АНТИФРИЗЫ».

В настоящее время широко распространено употребление двух названий охлаждающих жидкостей: «Тосол» и «Антифриз». В последнее время отечественные производители стали выпускать охлаждающие жидкости, готовые к применению, то есть уже разбавленные водой, с использованием маркировки «Антифриз». Как правило, это тот же «Тосол», но несколько лучшего качества.

«ТОСОЛ» - автомобильная охлаждающая жидкость, разработанной в 1971 году для автомобилей ВАЗ взамен итальянской «ПАРАФЛЮ» специалистами Государственный научно-исследовательский институт органической химии и технологии. Первые три буквы аббревиатуры ТОСОЛ указывают на отдел технологии органического синтеза, а буквы ОЛ добавлены, чтобы получилось слово, похожее на название спиртов. Эксплуатационные свойства этих жидкостей могут быть разными и зависят от состава.

За рубежом термин антифриз использовали для обозначения концентрата, который добавляли к воде в системе охлаждения двигателя внутреннего сгорания. Однако этот термин принимал во внимание только морозозащитную роль этого продукта, допуская, что его использование является сезонной потребностью и не отражает его функцию как теплообменной среды, разработанной, чтобы предохранить систему охлаждения двигателя от коррозии и повреждения при всех эксплуатационных условиях.

Старейшей охлаждающей жидкостью, порой использующейся и сегодня, является вода. Но это не самая лучшая жидкость для охлаждения двигателя, так как в природной воде растворены соли и минералы, обусловливающие жесткость воды.

Наибольшее распространение имеют гликолевые незамерзающие жидкости - смеси этиленгликоля с водой. Реже встречаются жидкости, изготовленные на основе пропиленгликоля, глицерина, монопропилена, смешивать которые с этиленгликолевыми нельзя.

Этиленгликоль - двухатомный спирт, представляет собой прозрачную бесцветную вязкую жидкость без запаха. Цвет технического этиленгликоля слегка желтоватый. Его смеси с водой застывают при весьма низких температурах. Меняя соотношение воды и этиленгликоля, можно получить смеси с температурой застывания от 0 до минус 70°С. Этиленгликолевые жидкости имеют большой коэффициент объемного расширения. При нагревании до рабочей температуры их объем увеличивается. При застывании этиленгликолевых антифризов объем образующейся кашицеобразной массы увеличивается очень незначительно и размораживания двигателя или радиатора не происходит.

Химическая промышленность на базе этиленгликоля выпускает несколько марок антифризов. Первые низкозамерзающие охлаждающие жидкости - антифризы марок 40 и 65.

Выделяют следующие марки этиленгликолевых антифризов:

ASTM D3306 и ASTM D4656 - для легковых автомобилей и малых грузовиков; ASTM D4985 и ASTM D5345 - для двигателей, работающих в тяжелых условиях; G 11 - для легковых автомобилей или легких грузовиков (допускается присутствие силикатов); G 12 - для тяжелой техники или новой автотехники (силикаты отсутствуют).

Хочется отметить, что кроме общих стандартов, многие производители автомобилей применяют свои спецификации с дополнительными требованиями. Например, нормы GENERAL MOTORS USA - Antifreeze Concentrate GM 1899-M, GM 6038-M или система нормативов G - концерна Volkswagen (G-12, G-11).

Как я сказал уже выше, охлаждающие жидкости применяются для того, чтобы двигатель автомобиля не подвергался большому перегреву.

В процессе применения охлаждающие жидкости контактируют с различными конструкционными материалами, такими как алюминий, медь, латунь, чугун, резина и другие. Для эксплуатации двигателей при положительных температурах воздуха самой подходящей охлаждающей жидкостью является вода. При отрицательных температурах во избежание замерзания воды применяют водные смеси с различными веществами, понижающими температуру застывания, то есть антифризов. Антифризы получаются как водные растворы соответствующих концентратов. В процессе эксплуатации качество антифриза можно контролировать по плотности. Из охлаждающей жидкости в процессе эксплуатации в первую очередь испаряется вода, которую следует периодически доливать и желательно дистиллированную.

Такую низкозамерзающую охлаждающую жидкость как «Тосол» применяют круглогодично как в зимнее, так и в летнее время. Жидкость готовят на основе этиленгликоля с добавлением антикоррозионных присадок и антивспенивателя. Вообще выпускают три марки этой жидкости: Тосол А, Тосол А-40 и Тосол А-65.

Рассмотрим особенности одной из трёх марок, а именно марки «Тосол А». «Тосол А» - концентрированный этиленгликоль с присадками. Пользоваться им следует только после разведения его дистиллированной водой. Смесь Тосола А и воды в соотношении 1:1 имеет температуру начала кристаллизации минус 35 °С. Плохо то, что растворы этиленгликоля вызывают значительную коррозию конструкционных металлов. Чтобы защитить детали системы охлаждения от коррозии, а попутно обеспечить теплоносителю ряд других полезных свойств - пониженную вспениваемость, антинакипиновые свойства и прочие - в водно-гликолевую смесь добавляют пакет специальных присадок, который и определяет основную часть эксплуатационных показателей залитого в систему антифриза.

Стандартный пакет присадок включает: ингибиторы коррозии, антинакипины, антивспенивающие и смазывающие составы.

Иногда для защиты металлов от коррозии применяют охлаждающие жидкости, содержащие силикаты, бораты, нитриты, фосфаты, то есть силикатосодержащие жидкости. У этих жидкостей есть ряд серьезных недостатков. Это, прежде всего, образование осадка, приводящего к закупориванию узких каналов системы охлаждения. Кроме того, силикатные ингибиторы коррозии образуют по всей поверхности системы охлаждения защитный слой толщиной более 1000 Ангстрем, что сильно снижает эффективность теплоотвода и увеличивает количество абразивных частиц в системе охлаждения.

Важно отметить и такой факт, что при продолжительном использовании охлаждающая жидкость стареет - концентрация ингибиторов в ней постепенно снижается, теплопередача уменьшается, склонность к пенообразованию увеличивается. Срок службы охлаждающих жидкостей типа «Тосол» и «Лена» ограничивается долговечностью присадок и обычно составляет 2 года. Ресурс жидкости прямо зависит от ее качества и пробега автомобиля. Старение происходит особенно интенсивно, если в систему охлаждения попадают отработавшие газы или воздух. Поэтому нужно чаще проверять места возможных утечек жидкости, а также состояние и крепление шлангов. Срок замены антифриза предписывает автозавод или изготовитель. Но иногда жидкость стареет раньше. При этом образуется желеобразная масса на внутренней стороне горловины расширительного бачка, при незначительной отрицательной температуре (-10...15°С) заметно помутнение (иногда как легкое облачко), выпадает осадок, а также чаще прежнего срабатывает электровентилятор радиатора. Когда появился хотя бы один из этих признаков, антифриз нужно сменить. Процесс смены охлаждающих жидкостей таков: после слива старой жидкости систему заправляют чистой водой, затем запускают двигатель и дают ему поработать на холостых оборотах 15-20 минут; потом сливают воду и заправляют систему новой охлаждающей жидкостью. В эксплуатации плотность охлаждающей жидкости проверяют ареометром.

В итоге хочется отметить то, что в состав охлаждающих жидкостей входит разный пакет антикоррозионных и противовспенивающих присадок, в основу которых могут входить фосфатные, борные, нитритные, аминные, или импортные химические ингибиторы. При смешивании охлаждающих жидкостей с разными присадками может возникнуть химическая несовместимость, следствием которой является выпадение геля или осадка и, в целом, ухудшение свойств охлаждающей жидкости. Поэтому при переходе с охлаждающей жидкости одного производителя на другого следует полностью слить старую жидкость и промыть систему подготовленной водой.


Смотрите также

 

"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453

Новости