С-Петербург, улица Тосина 3
+7 (812) 917-84-85
+7 (921) 316-27-00

Виды свечей зажигания


Свечи зажигания: виды и как выбрать

Двигатели внутреннего сгорания, сжигая топливо, преобразовывают тепловую энергию в кинетическую. Для обеспечения их работы необходима система зажигания, одним из ключевых элементов которой являются свечи зажигания. Их предназначение – воспламенять горючую смесь с помощью искрового разряда. Соответственно, параметры искрового разряда должны отвечать составу и количеству горючей смеси, чтобы обеспечить необходимый уровень воспламенения.

Свечи зажигания должны сохранять работоспособность в тяжелых условиях эксплуатации – под воздействием электрических, химических и механических нагрузок. Кроме того, на протяжении срока своей работы они проходят миллионы рабочих циклов. Надежная работа двигателя во многом зависит от состояния свечей зажигания. В свою очередь состояние свечей также сильно зависит от технического состояния двигателя.

Содержание

Виды свечей зажигания

Существуют различные виды свечей зажигания. Они различаются по конструкции и материалам, которые используются при их изготовлении. Рассмотрим основные типы.

Стандартные

Стандартные типы свечей зажигания еще называют одноэлектродными или двухэлектродными. Их строение можно назвать традиционным – один центральный электрод из жаростойкого материала и один боковой. Отсюда и названия – одноэлектродными такие свечи называют, имея ввиду количество боковых электродов, а двухэлектродными, когда учитывают также наличие центрального электрода. Такие свечи характеризируются меньшим ресурсом, по сравнению с более новыми конструкциями, однако именно стандартные свечи зажигания все еще являются самыми распространенными.

Многоэлектродные

Некоторые производители увеличивают количество боковых электродов. Это приводит к тому, что образованная искра меняет свое направление, что увеличивает ресурс свечи из-за менее интенсивного сгорания боковых электродов.

Форкамерные

Это свечи, в которых роль бокового электрода играет корпус свечи, а полость внутри корпуса образует форкамеру. Когда горючая смесь сжимается, она попадает в форкамеру, где воспламеняется за счет образования искры. После воспламенения горящая смесь вылетает в камеру сгорания цилиндра. Такие свечи эффективны на больших оборотах, однако на холостом ходу их работа нестабильна.

C центральным электродом из благородного металла

Центральный электрод свечи зажигания может исполняться из различных металлов. Применение благородных металлов позволяет значительно увеличить ресурс свечи, однако это увеличивает и ее стоимость.

Холодные и горячие

На холодные и горячие типы свечи зажигания разделил параметр под названием калильное число. Калильным называют число, отображающее время, через которое свеча будет находиться в состоянии калильного зажигания. Простыми словами, чем больше это число, тем свеча будет меньше нагреваться. Таким образом, свечи с малым калильным числом называют горячими, а с большим, соответственно, холодными.

Количество электродов

Один электрод

Такие свечи зажигания состоят из керамического изолятора, металлического корпуса, центрального электрода, одного бокового электрода и контактной головки.

Центральный электрод устанавливается в канале изолятора, где закрепляется стеклогерметиком. Боковой электрод, его еще называют «массой», приваривается к торцу корпуса и изгибается в сторону центрального. Электроды обязательно должен отделять изолятор. Оба электрода имеют сечение в районе 2,5 мм. Именно они и производят искру за счет подачи высоковольтного напряжения на центральный электрод.

Такая конструкция предельно проста, однако она выдерживает испытание десятилетиями и даже сейчас успешно конкурирует с более «продвинутыми» разработками.

Когда-то центральные электроды были железными, изоляторы же производили из фарфора с использованием огнеупорной глины. Последние были самим слабым звеном конструкции и быстро разрушались. Поэтому со временем в качестве изолятора начали использовать глинозем с различными добавками. Материал электродов также был заменен на хромоникелевые сплавы, поскольку они более устойчивы к электрохимической коррозии, происходящей при прохождении каждой искры. Именно из-за этой коррозии срок эксплуатации современных свечей зажигания стандартной конструкции ограничивается 20000 км пробега.

Существуют также одноэлектродные свечи с более продолжительным сроком службы. Этому способствует замена материала изготовления центрального и бокового электродов на медь – более стойкий к электрохимической коррозии металл. Некоторые производители увеличивают срок эксплуатации свечей путем удвоения центрального электрода. В таком случае, если на одной части электрода накопится нагар, его сопротивление возрастет и искра будет проходить другой частью центрального электрода.

Преимущества одноэлектродных свечей зажигания
  • Главное преимущество таких свечей – цена. Они являются наиболее дешевыми, поскольку их конструкция самая простая, а при изготовлении не используются очень дорогие металлы.
  • Надежность эксплуатации. Свечи стандартной конструкции проверены временем. Они надежно работают при любых режимах эксплуатации двигателя.
Недостатки
  • Небольшой срок службы. Необходима достаточно частая замена.
  • Стандартные свечи дают разряд различного цвета, а это означает что температура, а соответственно и мощность искры в таких свечах постоянно меняются. Часто одноэлектродные свечи дают искру красного или розового цветов. Это самые слабые разряды, их наличие нежелательное, так как они не в состоянии обеспечивать надежную работу двигателя.
  • Малая эффективность работы при разряженном аккумуляторе и холодном пуске.
  • Значительная толщина центрального электрода (2,5 мм по сравнению с 0,8÷0,4 мм у свечей с использованием благородных металлов), уменьшающая мощность разряда, а соответственно и мощность двигателя.
Применение

Применение обычных свечей зажигание очень широкое. Их используют и в карбюраторных, и в инжекторных двигателях различных конструкций. Часто такие свечи различных производителей являются взаимозаменяемыми, хотя некоторые отличаются по конструкции. Этот вопрос необходимо изучить перед заменой свечей, возможно к конкретному двигателю необходимо покупать исключительно свечи определенного производителя.

Свечи зажигания классической конструкции обычно используют в двигателях автомобилей более низкого класса, то есть в бюджетных вариантах. Новые и дорогие двигатели обычно оснащены усовершенствованными свечами, так как конкуренция между производителями автомобилей принуждает их бороться за каждый процент мощности и экономности. Если же речь идет о бюджетной модели, то установка в двигатель такой машины свечей зажигания стоимостью от 10$ и выше является нерациональным решением.

Много электродов

Для увеличения срока эксплуатации свечей зажигания была предложена конструкция с несколькими боковыми электродами. В современных свечах их обычно от трех до пяти. Идея такого «умножения» проста – искра будет возникать между центральным электродом и одним из боковых. Процесс искрообразования будет осуществляться между теми электродами, между которыми будет наименьшее сопротивление.

Бытует мнение, что в многоэлектродных свечах искра блуждает между разными электродами и теряет свою мощность. Это совсем не так. В действительности разряд возникает только между центральным и одним боковым электродом. Между этими электродами может пройти миллионы разрядов, каждый из которых будет провоцировать процесс электрохимической коррозии. Электроды будут выгорать, и зазор между ними увеличится. Если зазор увеличится настолько, что сопротивление между центральным и каким-нибудь другим боковым электродом станет меньшим, чем сопротивление между «рабочими» электродами, то искра начнет проходить по более легкому пути, то есть она «выберет» другой боковой электрод.

Таким образом, наличие нескольких боковых электродов способно увеличить срок службы свечей зажигания.

Преимущества многоэлектродных свечей зажигания
  • Большой срок службы.
  • Стабильное искрообразования, поскольку искра может «выбрать» электрод, наименее загрязненный нагаром.
  • Более точное и надежное воспламенение.
  • Тестами доказано, что многоэлектродные свечи способны незначительно увеличить мощность двигателя, а также повышают его экологичность за счет обеспечения более качественного сгорания топлива.
Недостатки
  • Эффективны не на всех типах двигателей.
  • Намокают при попытке холодно пуска, после чего дольше подсыхают чем обычные одноэлектродные свечи.
  • Иногда при установке на двигатель, где предусмотрены обычные свечи, могут наблюдаться хлопки, провалы и повышение расхода топлива.
Применение

Многоэлектродные свечи применяются достаточно широко, в том числе и известными производителями автомобилей. Так, их можно встретить в машинах марок Volvo, Fiat, Audi, Volkswagen и многих других. Но теоретически их можно использовать во всех тех двигателях, где используются обычные свечи, поскольку процесс их установки ничем не отличается. Однако практика показывает, что лучше использовать многоэлектродные свечи там, где именно их применение предусмотрено, так как самостоятельный переход на свечи другой конструкции не всегда дает положительный результат.

Наверх

Факел или искра

Факел (форкамерные свечи зажигания)

Существуют различные конструкции свечей зажигания, где рабочая камера выполнена в виде форкамеры. Такой прием используется для улучшения сгорания топливно-воздушной смеси. Отверстие, которое соединяет форкамеру с цилиндром, делают специальной формы – в виде сопла. В момент сжатия в форкамеру поступает смесь, а в области вихревого потока возникает искра, что делает образование очага воспламенения более интенсивным. Это способствует быстрому распространению пламени внутри форкамеры. В результате воспламенения возрастает давление, которое выбрасывает пламя, проникающее в камеру сгорания. Факел пламени, который врывается под давлением в камеру сгорания, настолько эффективно вызывает воспламенение, что может поджечь даже очень обедненную смесь.

Перетекание горящих газов из форкамеры в цилиндр проходит в турбулентном режиме, что делает процесс сгорания более эффективным. Таким образом, данная конструкция свечей повышает экономичность двигателя и уменьшает токсичность выхлопных газов.

Преимущества форкамерных свечей
  • Более плавная работа двигателя.
  • Несколько повышают мощность двигателя.
  • Работают на низко октановом бензине без детонации.
  • Уменьшают токсичность выхлопных газов и количество СО.
  • Несколько уменьшают время разгона автомобиля до 100 км/час.
  • Обеспечивают более надежный холодный пуск.
Недостатки
  • Высокая цена.
  • Большое гасящее влияние электродов.
  • Небольшая стойкость электродов к образованию нагара.
  • Небольшие размеры форкамеры (10–25% от всего объема камеры сжатия), что значительно нивелирует все заявленные преимущества из-за невозможности создать соответствующий факел.
  • Затруднительная вентиляция форкамеры.
  • Дополнительные тепловые потери, которые возникают при перетекании горящих газов в цилиндр.
Применение

Форкамерные свечи начали свой путь на рынок со спортивного автотранспорта. Именно в гоночных автомобилях они использовались на первых порах, благодаря тому, что демонстрировали хорошие результаты на повышенных оборотах. Затем их начали использовать и в обычных машинах.

Форкамерные свечи используются на бензиновых двигателях и газовых установках, на легковом и грузовом транспорте. Они полностью взаимозаменяемы с обычными свечами. Однако самостоятельно экспериментировать с заменой свечей, предусмотренных для использования в моторе вашего автомобиля, не рекомендуется, поскольку эффективность данного вида свечей многими автолюбителями поставлена под сомнение. В частности опасения вызывает нестабильная работа двигателя на холостом ходе, то есть при малых оборотах двигателя. К слову, в таком режиме и расход топлива на форкамерных свечах выше, хотя при повышении оборотов их использование позволяет добиться небольшой топливной экономии.

Искровые свечи зажигания

Искровые свечи зажигания, как следует из их названия, воспламеняют рабочую смесь с помощью искры. Она возникает при подаче высокого напряжения на электроды свечи. По исполнению такие свечи могут быть экранированными и неэкранированными, то есть открытого типа. По принципу работы различают свечи:

  • с воздушным пространством между электродами;
  • полупроницаемые или со скользящей искрой;
  • конденсаторные, они же многоискровые или эрозийные;
  • комбинированные.

Самыми распространенными представителями данного типа свечей являются свечи зажигания с воздушным искровым пространством. Это свечи традиционного исполнения, проверенные временем. Их популярность объясняется вполне удовлетворительной работой на различных современных двигателях, простотой конструкции, а соответственно и наиболее низкой ценой.

Преимущества искровых свечей зажигания
  • Простота конструкции.
  • Небольшая цена.
  • Обеспечивают удовлетворительную работу различных типов двигателей в различных условиях.
Недостатки
  • Плохие показатели при холодном пуске.
  • Небольшой ресурс работы.
Применение

Искровые свечи зажигания – родоначальники устройств своего класса. Они используются в бензиновых двигателях уже очень давно. Это самый распространенный класс свечей зажигания, их можно встретить в двигателях всех производителей автомобилей.

Наверх

Материал изготовления

Медь-никель

Центральный электрод любой свечи зажигания, помимо искрообразования, выполняет также функцию теплоотвода. В связи с этим он подвергается интенсивной термической и электрической коррозии. Чтобы уменьшить температуру рабочей поверхности центрального электрода конструкторы изготовлять его составным. Так, оболочку изготовляют из специальной никельсодержащий жаропрочной стали, стойкой к электрокоррозии. Внутреннюю часть электрода изготовляют из меди. Такие композитные электроды называют биметаллическими или медно-никелевыми. Их гарантированный ресурс составляет 25–30 тысяч километров, что в полтора-два раза превышает ресурс обычных свечей. Кроме того, по калильному числу они работают в более широком диапазоне, иными словами, такие свечи являются более универсальными.

В большинстве современных биметаллических свечей такому же преобразованию подвергся и боковой или боковые электроды. Это еще больше увеличило ресурс свечей, так как улучшило антинагарные свойства бокового электрода.

Преимущества медно-никелевых свечей зажигания
  • Больший ресурс.
  • Небольшая цена.
  • Универсальность.
  • Стабильное искрообразование.
  • Устойчивость к температурным нагрузкам.
  • Обеспечивают небольшую экономию топлива и повышают экологические показатели работы двигателя.
Недостатки
  • При небольших нагрузках или холостом ходе центральный электрод может отводить слишком много тепла, вследствие чего свеча будет оставаться холодной и на ней возможно накапливание нагара.
  • Недостаточная стабильность при холодном пуске.
Применение

Медно-никелевые свечи появились как усовершенствованная модель обычных, призванная частично устранить их главный недостаток – небольшой ресурс. Поэтому их применение практически полностью аналогичное. Таким свечам отдают свое предпочтение многие производители обычных бюджетных автомобилей, так как применение никелево-медного сплава не сильно удорожает производство свеч. Конечно, на шикарных флагманских моделях используются более продвинутые технологии.

Установка таких свеч ничем не отличается от установки других видов. Ее можно осуществить как на СТО, так и самостоятельно. Такими свечами можно пробовать заменять другие искровые свечи, предусмотреные в двигателе вашего автомобиля, – риск нанести какой-нибудь вред минимальный, так как принцип их работы тот же.

Иттрий

Под названием иттриевых свечей в действительности подразумевают свечи зажигания, при изготовлении электродов которых используется никелево-иттриевый сплав. Данный материал в основном призван увеличить ресурс изготовляемых свечей и практически не влияет на качество искрообразования. Рекомендованный срок эксплуатации таких свечей составляет 25 тысяч километров.

Преимущества иттриевых свечей
  • Приемлемая цена.
  • Увеличенный ресурс.
  • Стабильная работа двигателя.
Недостатки
  • Ничем не отличаются от обычных свечей по моторным показателям – экологичности, экономичности и мощности.
Иридий

Использование сплавов на основе иридия для изготовления электродов искровых свечей – одна из новейших технологий, разработанная совсем недавно. Благодаря повышенной износостойкости данного сплава диаметр электрода удалось уменьшить до 0,4 мм, а ведь именно этот параметр является одним из ключевых факторов, влияющих на показатели работы свечи и, как следствие, всего двигателя.

Иридий – стойкий к коррозии металл, он твердый и тугоплавкий. Температура, при которой иридий начинает переходить в жидкую фазу, + 2450 °С. Кроме того, очень важно то, что иридий стойкий к электрохимической коррозии. Благодаря всем перечисленным характеристикам использование иридия при изготовлении электродов свечей зажигания позволяет увеличить их ресурс в два раза.

Небольшой диаметр электродов имеет много преимуществ. В частности уменьшается их подавляющее влияние на распространение фронта пламени, увеличивается мощность, экологичность и экономичность двигателя.

Преимущества иридиевых свечей зажигания
  • Большой срок эксплуатации (превышает 100 тысяч километров).
  • Низкое напряжение зажигания.
  • Зажигают обедненные топливовоздушные смеси.
  • Увеличивают мощность двигателя (в среднем на 3–4%).
  • Снижают потребление топлива на 6–7%.
  • Снижают токсичность выхлопных газов.
  • Хорошо себя демонстрируют при холодном пуске.
Недостатки
  • Высокая цена.
  • Рассчитаны на современные двигатели. На старые двигатели установить их возможно, но эффект, на фоне естественного износа оборудования, от них будет незаметен. Учитывая высокую, цену установка данных свечей на автомобили с большим пробегом не рекомендуется.
Платина

В некоторых свечах для изготовления электродов используют платину. Платиновыми могут быть как центральный электрод, так и боковые. Все зависит от конечной цены, так как платина является драгоценным металлом. Используют такие свечи в основном в двигателях, оснащенных механическими или турбонагнетателями.

Основная идея использования платины – продления срока службы свечей. Платина стойкая к высоким температурам и коррозионным явлениям. Чтобы снизить цену и не лишить свечи преимуществ, платиновым в основном делают центральный электрод, а саму свечу многоэлектродной.

Преимущества платиновых свечей зажигания
  • Большой ресурс (до 100 тысяч километров).
  • Большая мощность искры.
  • Стабильная воспламеняемость.
  • Высокая экономичность и экологичность работы двигателя.

Наверх

Тепловая мощность

Горячие свечи зажигания

Горячими называют свечи зажигания с малым калильным числом, то есть с небольшой теплоотдачей. На уровень теплоотдачи влияет длина теплового конуса изолятора, чем он дольше, тем хуже отвод тепла, то есть калильное число меньше.

Горячие свечи отлично работают на небольших нагрузках, поэтому их нельзя устанавливать в двигатели, где их использование не предусмотрено. В противном случае рабочая температура свечи может вырасти, что неизбежно приведет к «калильному» зажиганию. В результате двигатель потеряет мощность. Таким образом, перед установкой свеч в двигатель своей машины обязательно необходимо изучить требования к их тепловым характеристикам.

Преимущества горячих свечей зажигания
  • Качественное воспламенение топливовоздушной смеси, так как свеча уже является прилично нагретой.
  • Высокая температура свечи приводит к ее самоочищению от нагара.
Недостатки
  • При высоких нагрузках возможно «калильное» зажигания и выход двигателя из строя.
Холодные свечи зажигания

Холодные свечи зажигания характеризируются большим калильным числом и, соответственно, хорошей теплоотдачей. Иными словами, они быстро остывают. Эта особенность необходима, когда двигатель работает на высоких нагрузках, например в спортивных автомобилях. Применение таких свечей может полностью обезопасить двигатель от риска возникновения неконтролируемого «калильного» зажигания.

Преимущества холодных свечей зажигания
  • Отсутствует риск возникновения «калильного» зажигания.
  • Хорошо работают при высоких нагрузках на двигатель.
Недостатки
  • При малых нагрузках успевают слишком сильно остыть, что приводит к неустойчивой работе двигателя.
  • Плохо работают в холодное время года, особенно при сильных морозах.

Наверх

Какие лучше свечи зажигания

Любой автолюбитель сталкивается с вопросом «Как выбрать свечи зажигания?», ведь их замена – регулярная процедура ухода за автомобилем. При подборе свечей необходимо руководится такими критериями:

  • Рекомендации производителя автомобиля. Самым лучшим выбором будет приобретение предусмотренных автопроизводителем свеч зажигания. Именно они идеально подойдут вашему двигателю, так как прошли не одно испытание в заводских условиях именно с конкретным двигателем.
  • Геометрический размер. Свечи попросту должны подойти в двигатель вашего автомобиля – не быть слишком короткими и не слишком длинными. В первом случае искрообразование будет затруднено, а во втором может повредиться поршень. Наконец, свечи неправильных геометрических размеров могут, попросту, не вкрутится в гнездо.
  • Тепловая характеристика или калильное число. Нужно четко знать, какие именно свечи вам нужны – горячие или холодные.
  • Цена. Покупка дорогих платиновых или иридиевых свечей в старый автомобиль с большим пробегом – решение нерациональное, так как на фоне общего износа двигателя новые свечи не принесут ощутимого эффекта, а денежные средства будут зря потеряны.

Как выбрать свечи зажигания для отечественного автомобиля? Лучше сразу остановиться на обычных. Они уверенно отработают свой ресурс в 20000 км, после чего их с легким сердцем можно опять заменять. Цена в $3–4 позволяет производить замену даже чаще. Зато работа двигателя будет вполне обычной, без пропусков и провалов. Как вариант, можно попробовать многоэлектродные свечи с медным центральным электродом, которые обойдутся в $6. Скорее всего, их ресурс будет большим, а работа двигателя ничем не хуже.

Если же замена свечей проводится в современной иномарке, то тут существуют варианты. Однако для улучшения моторных качеств наиболее подходящими будут свечи с использованием драгоценных металлов. К слову, особенно удачными среди таких свеч являются Bosch Platinum, что подтверждено рядом проведенных тестов. Да и потребители отзываются о них позитивно. При цене в $8 можно получить повышение экономичности, экологичности и мощности двигателя, хотя, конечно, и не кардинальное.

Единственное, что хочется посоветовать – не спешить с экспериментами и не переходить на форкамерные свечи. Уж очень много автолюбителей имеют претензии к их работе.

В общем, не с целью рекламы, а для облегчения выбора свечей зажигания, можно выделить несколько надежных производителей – это Bosch, NGK и DENSO. Каждый из них имеет линейку с различными типами свечей зажигания.

Наверх

Как проверить свечи зажигания

Признаки износа свечей

О том, что нужно проверить свечи зажигания, могут подсказать несколько признаков их изношенности. Среди них:

  • Характер работы двигателя. Если при езде автомобиль подергивается или есть вибрация («троит»), это может свидетельствовать об износе свеч зажигания и, возможно, о необходимости их замены.
  • Затрудненный запуск мотора. Если автомобиль регулярно заводится со сложностями, это обычно свидетельствует о неудовлетворительной работе свечей зажигания.
  • Невозможность достичь максимальных оборотов двигателя. Если максимальных оборотов достичь не удается, а раньше такого не было, то это также может свидетельствовать об изношенности свечей зажигания.
  • Визуальный осмотр свечей. Насторожить должны – увеличенный зазор между электродами и наличие нагара. Каким зазор должен быть, можно узнать из маркировки свечи. Обычно это последняя цифра. Или из Интернета по той же маркировке.
  • Вид керамического изолятора. Замене подлежит свеча, у которой между керамическим изолятором и металлическим корпусом образовалась так называемая коричневая «юбка» из грязи.

Наверх

Проверка б/у свечей

Проверка на искру

Узнать работает ли свеча зажигания можно, проверив, дает ли она искру. Для этого необходимо отсоединить провода от всех свеч. Делать это нужно по очереди и при работающем двигателе. При отсоединении провода от каждой свечи необходимо прислушиваться к звуку работающего двигателя – нет ли изменений. Если отсоединить провод от работающей свечи, звук работы двигателя должен измениться. Если он не изменился, значит, свеча нерабочая.

Если такой способ не дал результатов поиска, можно по очереди выкрутить свечи, отсоединить от них проводы и преподнести каждую к блоку цилиндров. В результате мы должны увидеть искру. Этот способ хорош и тем, что можно визуально оценить качество работы свечи зажигания по цвету полученной искры. Однако данный метод не совсем хорош с точки зрения техники безопасности.

Проверка мультиметром

С помощью мультиметра проверить работоспособность свечи невозможно! Однако можно определить, нет ли внутри свечи короткого замыкания. Для проверки преподносим один провод прибора к входу свечи, второй, соответственно, к резьбе. В результате мы должны получить искру на расстоянии около 4 мм.

Наверх

Проверка новых свечей

Как проверить свечи зажигания, если вы решили купить новые и находитесь в магазине? Ведь потом возвращать товар и доказывать свою правоту – дело малоприятное.

Проверка «пистолетом»

Для того чтобы проверить, что вы приобретаете исправную свечу, существует специальный прибор, так называемый «пистолет». Это стенд для проверки свечей зажигания под давлением. О нем можно спросить в крупных автомагазинах. Чтобы проверить свечу с помощью такого стенда, ее нужно вставить в специальный паз, одеть на нее колпак, после чего нажать на курок. О позитивном результате испытания свидетельствует загорание специальной лампочки. Ее срабатывание означает, что на электродах свечи есть искра.

К сожалению, этот способ не дает полной гарантии достоверности результата, поскольку в автомобиле условия работы свечи могут быть иные. В частности, она может работать при совсем другом давлении. При смене условий свеча может оказаться нерабочей.

Как отличить подделку?

При покупке новых свеч зажигания важно не попасться на поддельный товар. Для этого нужно нечто знать о самых известных брендах:

  • NGK. Необходимо обратить внимание на направление электрода. В оригинальных свечах он перпендикулярен к контакту. Центральный электрод должен быть идеально ровным.
  • BOSCH. У свечей BOSCH должно быть клеймо немного выше резьбы – на пояске. В оригинальных свечей BOSCH не существует популярной среди подделок маркировки W8 АТС.
  • DENSO. Контактный вывод в оригинальных свечах не должен блестеть, как это зачастую бывает в подделках, маркировка должна быть четкой, поверхность оправы идеальной, а электроды отцентрированы.

Наверх

Разновидности свечей зажигания

Свеча - основной рабочий элемент системы зажигания бензинового двигателя. В поисках способа увеличить КПД двигателя, инженеры постоянно эксперементируют с материалом и покрытием для электродов, с количеством электродов и даже с размером свечей

История свечей зажигания

Изобретение первого в истории электрического зажигания - заслуга немецкого инженера Роберта Боша, создавшего первую систему под названием магнето еще в конце XIX века. Магнето использовал еще Карл Бенц, создавая свои первые автомобили.

В двигателях первых автомобилей применялись разборные свечи: автомеханик мог в любой момент разобрать и почистить их изнутри и снаружи

На рубеже XIX-XX веков в двигателях использовались разборные свечи: это было удобно, так электроды, резьбовую часть или изолятор, постоянно покрывавшиеся нагаром, легко было почистить. Однако с приходом в индустрию Генри Форда, выступавшего за упрощение всех узлов автомобиля, появились неразборные свечи, которые менялись целиком.

Устройство и принцип работы свечи с одним и более электродом

Свеча зажигания состоит из нескольких общих элементов: керамического изолятора, контактного стержня, металлического корпуса и электрода. Для установки в двигатель на корпусе свечи есть шестигранник под свечной ключ и резьба для ввинчивания в свечной колодец в головке блока цилиндров. В современных двигателях используются свечи с шестигранником под нестандартный ключ на 16 миллиметров. В двигателях автомобилей производства СССР и России использовались свечи с шестигранником под ключ 21 миллиметр.

Применение иридиевых свечей характерно для японских производителей, так как иридиевые свечи разработаны и запатентованы японской фирмой

После окончания резьбовой части металлический корпус резьбы снабжен ограничителем. Он нужен для того, чтобы свечу невозможно было ввинтить дальше, чем нужно. Обращенная в сторону двигателя часть ограничителя имеет коническую поверхность, которая служит для герметизации свечного колодца. Для дополнительной герметизации на корпус свечи надето металлическое уплотнительное кольцо.

Изолятор свечи изготовляется из высокопрочной технической керамики. Внутри проходит контактный стержень, который служит центральным электродом. Центральный электрод изготавливают из меди, в некоторых случаях в зоне контакта с горящим топливом его покрывают напайкой из серебра или платины.

По мере развития технологий в строительстве двигателей, свечи зажигания подверглись значительной модернизации. Она коснулась, прежде всего, материалов, из которых сделаны элементы, а также размеры и число электродов. Экспериментальным путем выяснено, что на устойчивость электрической дуги, а значит, на стабильность поджига топлива, благотворно влияет внедрение дополнительных боковых электродов. На сегодняшний день существуют свечи с двумя, тремя и четырьмя электродами.

Плюсы и минусы свечей с несколькими электродами

Традиционная конструкция свечи подразумевает наличие одного центрального электрода и одного бокового. У многоэлектродных свечей один центральный электрод и несколько боковых.

Наличие нескольких электродов не только способствует увеличению срока службы свечи, но и повышению ресурса двигателя, так как снижается риск локального перегрева в камере сгорания

Боковой электрод изготавливается из высокотемпературной стали. Вопреки распространенному мнению он не является частью стального корпуса, а приварен к нему контактной сваркой. Основная сложность с боковым электродом в том, что он очень сильно нагревается во время работы. Перегрев приводит к возникновению калильного зажигания.

Эта особенность и стала причиной появления в конструкции свечи дополнительных боковых электродов. Электрическая дуга возникает между центральным электродом и одним из боковых. В какой именно из электродов ударит искра - неизвестно, поэтому никакой очередности не существует. Однако проблема с перегревом успешно решается, так как электроды оказываются задействованными по очереди. Снижение температуры способствует увеличению срока службы свечи.

Плюсы и минусы иридиевых и платиновых свечей

Иридиевыми называют свечи, в которых центральный электрод сделан из сплава родия и иридия. Иридиевые свечи серии Long Life были запатентованы в 1997 году компанией DENSO, поставляющей различные электронные компоненты на конвейер компании Toyota. Заявленный срок службы свечей с иридиевым электродом - до 200 000 км. В производстве этих свечей используются самые последние передовые разработки компании DENSO. Свечи Long Life отличаются очень тонким центральным электродом (диаметром 0.4 миллиметра). Бокововой электрод иридиевой свечи также отличается от обычного, он заострен и профилирован в форме буквы U для улучшения воспламенения. Иридиевые свечи были разработаны для использования в небольших двигателях, выдающих большую мощность на высоких оборотах. При использовании иридиевых свечей Denso или их аналогов необходимо тщательно выполнять два основных требования: не заправлять автомобиль топливом с октановым числом ниже предписанного, и при замене свечей выдерживать предписанный момент затяжки. Более подробную информацию можно узнать из руководства по ремонту конкретной модели автомобиля. Существуют двигатели, в которых заводом-производителем рекомендовано использование иридиевых свечей. К примеру, это двигатель Suzuki Grand Vitara II объемом 2.0 литра или двигатели Toyota Camry пятого поколения.

Момент затяжки свечи - параметр, заданный при проектировке двигателя, поэтому лучше всего ввинчивать свечи динамометрическим ключом

Помимо свечей с центральным электродом из сплава иридия выпускаются также свечи, в которых центральный электрод делается из сплава с примесью редкого и драгоценного металла - платины. В целом можно сказать, что для платиновых свечей характерны те же особенности, что и для иридиевых - то есть длительный срок службы, низкая толерантность к некачественному топливу и, конечно же, достаточно высокая цена. Если обычные свечи могут стоить от 3 центов за штуку, то цена платиновых может быть в районе 50 долларов и выше.

Свечи зажигания: виды, принцип работы

Здравствуйте уважаемые автолюбители и читатели блога Arafanat.ru. Сегодня расскажу о таком немаловажной детали автомобиля благодаря которой  воспламеняется топливно -воздушная смесь.  

Речь пойдет о свечах зажигания.

Автомобильные свечи зажигания служат для поджога топливно-воздушной смеси в камере сгорания бензиновых двигателей. Между электродами свечи возникает электрический разряд, проскакивает искра, которая и поджигает смесь. Конструкция свечей может различаться, и существуют две основные группы:

Виды свечей зажигания:

  • двухэлектродные
  • многоэлектродные свечи

Двухэлектродная свеча считается классической, она имеет один боковой и один центральный электрод. У многоэлектродных свечей тоже один центральный электрод, но боковых может быть несколько.

Применением нескольких электродов на свече, конструкторы пытаются увеличить срок службы и надежность свечей зажигания. В обычной двухэлектродной свече искровой разряд проскакивает между двумя электродами, и электроды со временем выгорают. При поломке бокового электрода свеча выходит из строя.

В многоэлектродной свече разряд может проскакивать между центральным электродом и одним из боковых.

Искра как бы сама «выбирает» боковой электрод, у которого на данный момент электрическое сопротивление меньше. Не всегда это будет один и тот же электрод, рано или поздно искра перейдет на другой. Такая конструкция свечи увеличивает ресурс свечи зажигания и повышает надежность ее работы. Конечно, стоят такие свечи дороже, чем двухэлектродные, поэтому устанавливают их обычно на двигателях, где, как говорится, «за ценой можно не постоять».

Кроме своей конструкции свечи различаются материалом, из которого их изготавливают. Как правило, боковой электрод изготавливается из специальной легированной никелем и марганцем стали. Для увеличения ресурса свечи электроды дорогих свечей снабжаются напайками из платины или других благородных металлов. Не очень давно появились свечи нового поколения, которые получили название плазменно-форкамерных. В таких свечах роль бокового электрода выполняет корпус свечи. При такой конструкции образуется кольцевой искровой зазор, и искра перемещается по кругу. Считается, что такая конструкция улучшает самоочистку свечей, и увеличивает их срок службы. Правда, некоторые эксперименты поставили под сомнение большую эффективность «форкамерных» свечей.

Центральный электрод свечи соединяется с контактным выводом через специальный керамический резистор, который уменьшает радиопомехи от работы системы зажигания. Чаще всего наконечник центрального электрода делают из железоникелевых сплавов с добавлением хрома, меди, и других редкоземельных металлов. Края центрального электрода подвергаются наибольшей электронной эрозии, проще говоря – выгорают. На дешевых свечах по этой причине нужно периодически удалять следы эрозии наждаком. Сегодня, благодаря использованию сплавов с такими металлами, как вольфрам, платина, иридий и др., необходимость в такой зачистке электродов отпала, кроме того увеличился ресурс свечей.

Изолятор свечей зажигания чаще всего изготавливают из алюминиево-оксидной керамики, которая способна выдерживать температуру выше 1000 °C и напряжение до 60 000 В. Состав компонентов и их пропорция в изоляторе свечи бывает различной, и именно он, а также конструкция изолятора определяет тепловую маркировку свечи и ее калильное число.

По тепловым характеристикам, то есть по калильному числу свечи бывают: горячие (калильное число от 11 до 14);  средние свечи (от 17 до 19); холодные свечи (более 20), а также унифицированные свечи с калильным числом от 11 до 20. На каждый двигатель нужно устанавливать свечи строго соответствующие ему по тепловым характеристикам.

Все свечи зажигания различаются также по типу резьбы, по длине резьбы и по размеру головки под ключ. Все эти параметры нужно учитывать при покупке свечей зажигания для своего автомобиля.

До новых встреч !

Похожие статьи:

Типы свечей зажигания

Основные цели изменения внешнего вида свечи зажигания, это увеличение ресурса и качества работы свечи. Для достижения этих целей, современные инженеры вкладывают немало усилий, а их фантазии можно только завидовать: применение нескольких боковых электродов, их уменьшение и увеличение, использование драгоценных металлов для центрального электрода (иридий, платина) и это далеко не весь список модификации свечей.

Стандартная свеча зажигания

Стандартная свеча зажигания, центральный электрод выполнен из жаростойкого метала, цена такой свечи от 100 рублей (зависит от производителя) Ресурс свечи данного типа не столь велик по сравнению с многоэлектродными. Независимо от вышесказанного он остаётся самым распространённым типом свечей.

Многоэлектродные свечи

Увеличения количества боковых электродов в основном влияет только на ресурс. В отличие от одноэлектродного типа свечей искра меняет своё направление, что приводит к меньшему сгоранию боковых электродов в целом.

Свеча зажигания с V-образной высечкой

Свеча зажигания с V-образной высечкой на центральном электроде. Изменение формы центрального электрода вряд ли приведёт к увеличению ресурса, зато качество воспламенения смеси заметно улучшится, что приведёт к экономии топлива и меньшему количеству отработанных газов.

Свеча, центральный электрод из платины

Свеча, часть центрального электрода изготовлена из платины. Цена такого типа свечей держится в районе 1000 рублей за комплект, в основном это зависит от кусочка платины. Как заявляют производители свечей, ресурс увеличивается до 100000 км. Толщина платинового электрода около 0.7 мм., получаем: низкое напряжение искрообразования, экономия топлива, стабильный зазор на всём сроке службы, увеличенный ресурс, экономия.

Свеча, центральный электрод из иридия.

Наконечник на электроде данного типа свечей выполнен из иридия. Цена комплекта около 2 т.р. и обусловлена высоким ресурсом свечи. Дело в том, что иридий один из самых твёрдых металлов, устойчив к коррозии и электрическим разрядам. Толщина электрода свечи 0.6 мм.


Смотрите также

 

"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453

Новости