Как известно, современный инжекторный двигатель полностью управляется при помощи развитой ЭСУД. Система включает в себя блоки-контроллеры, датчики и исполнительные электронно-механические устройства. При этом для разных двигателей используются различные блоки управления.
Хотя указанные блоки представляют собой достаточно надежные устройства, исключать их поломки нельзя. К проблемам, которые напрямую связаны с ЭБУ, может привести короткое замыкание, механическое повреждение блока, попадание влаги внутрь контроллера и т.д. Так или иначе, некорректная работа блока управления не позволит нормально работать ДВС.
Еще отметим, что нередко замена штатного блока управления двигателем необходима и в том случае, если двигатель тюнингуется и форсируется. При этом необходимо также делать чиповку ЭБУ, однако не все блоки позволяют это сделать.
В подобной ситуации «мозги» меняются на подходящий аналог, после чего происходит перепрошивка блока управления двигателем. В этой статье мы поговорим о том, как заменить ЭБУ двигателем своими руками.
Основные функции блока управления ДВС
Начнем с того, что в случае выхода из строя блока управления данное устройство необходимо менять, так как ремонт зачастую нецелесообразен. С учетом высокой стоимости устройства зачастую практикуется замена на подержанный блок управления, реже приобретается новый ЭБУ.
При этом для замены следует особое внимание уделить подбору управляющего модуля. Блок управления должен быть не только подходящим по модели, но и соответствовать тому или иному типу двигателя. Другими словами, чаще всего ЭБУ подходит только от аналогичной модели автомобиля с точно таким же ДВС.
Блок управления двигателем является электронным устройством, на которое поступает информация от датчиков, установленных в различных системах авто. Контроллер, подобно компьютеру, обрабатывает полученную информацию, затем подает сигналы на исполнительные механизмы, поддерживая оптимальный режим работы ДВС с учетом постоянно изменяющихся условий.
Электронный блок осуществляет контроль за работой системы зажигания, впрыска топлива, оценивает состав отработавших газов и т.д. В каждой модели автомобиля бортовой компьютер индивидуальный под конкретный тип ТС.
Почему контроллер нужно менять и как заменить ЭБУ двигателем
Как уже было сказано выше, необходимость замены блока управления двигателем может возникнуть по разным причинам. В большинстве случаев сбои в блоке управления не позволяют нормально эксплуатировать авто, в результате требуется замена ЭБУ.
С учетом того, что блок управления двигателем представляет собой электронное устройство, отмечена его высокая чувствительность к перепадам напряжения в бортовой сети и замыканиям. Также не допускается попадание влаги в корпус ЭБУ. Еще блок может выйти из строя по причине повышенных вибраций, ударов и т.д.
Сразу отметим, что перед тем, как менять электронный блок управления, следует провести детальную диагностику автомобиля. Полная компьютерная диагностика машины, прежде всего, позволит точно убедиться, что проблема связана именно с блоком, а не с каким-либо другим элементом.
Также в рамках диагностики очень важно определить саму причину, которая привела к выходу контроллера из строя. Обратите внимание, если причину не обнаружить, тогда замена блока управления мотором может повторно обернуться поломкой недавно установленного устройства.
Что касается самого блока, на начальном этапе проверяется напряжение на ЭБУ. Затем к блоку подключается диагностическое оборудование, тестируется работоспособность, проводится тестирование входных и выходных сигналов. Только проведенные в комплексе тесты позволяют сделать вывод о том, что блок управления неработоспособен и нуждается в замене.
Замена электронного блока управления ДВС
Теперь перейдем к самой замене. Следует учесть, что замена блока управления двигателем может оказаться сложной задачей в случае отсутствия необходимых навыков. Как правило, сначала ЭБУ нужно обнаружить. Другими словами, следует знать, где стоит блок управления двигателем на автомобиле в зависимости от марки и модели ТС.
Во втором случае главной задачей является затруднение доступа к устройству, чтобы угонщик не имел легкой возможности подмены блока, обхода иммобилайзера и т.п. Вполне очевидно, что ЭБУ может стоять как в подкапотном пространстве, так и в салоне. Чтобы найти контроллер, может понадобиться частичная разборка салона, снятие навесного оборудования с двигателя и т.д.
Итак, после того, как блок найден, перед его снятием нужно отсоединить клеммы с АКБ, выждать несколько минут, затем можно приступать к отключению фишек-колодок с проводами от блока управления. Обычно колодки крепятся к разъемам при помощи специальных защелок. После снятия электронного контроллера производится установка нового или заведомо рабочего устройства.
После этого нужно проверить работоспособность ЭБУ, а уже затем собирать салон в обратном порядке. В случае если снималось навесное оборудование с двигателя, сначала нужно все детали и элементы установить обратно, а уже затем проверять работоспособность нового блока.
Кстати, на многих автомобилях блок нуждается в адаптации. На практике, особенно если речь идет об автомобиле с солидным пробегом, это означает «самоподстройку» контроллера с учетом износа ДВС, снижения производительности бензонасоса, форсунок и т.д. Получается, на оптимальные показатели работы двигатель после замены ЭБУ выйдет не сразу, а спустя некоторое время после начала эксплуатации автомобиля.
Советы и рекомендации
Хотя электронные блоки многих производителей официально являются неремонтопригодными, специалисты нередко вполне успешно восстанавливают данные устройства. Это значит, что возможность ремонта ЭБУ также не следует полностью исключать. Если блок очень дорогой или редкий, тогда возможность ремонта ЭБУ может оказаться выходом из сложившейся ситуации.
Также отметим, что после замены ЭБУ может потребоваться выполнить его перепрошивку (чиповку), что означает узкую подстройку работы блока под конкретный двигатель. Чип-тюнинг также актуален в случаях, когда на автомобиле установлено ГБО.
В случае, когда все работы выполнены правильно, дополнительная настройка ЭБУ позволяет улучшить отдельные технические характеристики мотора на конкретном авто. Как правило, двигатель начинает лучше «тянуть» на низких оборотах, исчезают провалы при резком нажатии на педаль газа, мотор работает более эластично на разных режимах и т.п.
Рекомендуем также прочитать статью о том, как сбросить ошибку двигателя, если горит «чек». Из этой статьи вы узнаете о нескольких доступных способах сброса ошибки ДВС, которая прописывается в электронный блок управления.Однако не следует забывать и о минусах чип-тюнинга. Если установлена программа неизвестного производителя, специалисты не «обкатали» прошивку на ходу и т.д., тогда ресурс двигателя может заметно сократиться, возникают проблемы со смесеобразованием, могут начать плавать обороты, двигатель «тупит», пропадает отзывчивость на нажатие педали акселератора, под нагрузками ДВС глохнет и т.д.
По указанным выше причинам выполнять прошивку блока управления двигателем должны только квалифицированные специалисты при помощи специального оборудования. Важно, чтобы программное обеспечение (прошивка) оказалось проверенным и качественным, после чего также производятся обязательные подстройки прямо на ходу (так называемая обкатка прошивки ЭБУ в режиме онлайн).
Если на вашем транспортном средстве установлен иммобилайзер, замену электронного блока управления двигателем (ЭБУД) выполняйте согласно инструкции приведенной ниже. |
Если производится установка ранее использованного ЭБУД |
1) Выполните с помощью GDS процедуру «Neutral mode ECM» (нейтральный режим ЭБУД). |
2) После завершения процедуры «ECM Neutral mode» выполните с помощью GDS процедуру «Key teaching» (программирование ключей). |
В случае установки нового ЭБУД |
Выполните с помощью GDS процедуру «Key teaching» (программирование ключей) . |
Если на вашем транспортном средстве установлен кнопочный пуск (система электронных ключей), замену ЭБУД необходимо выполнять согласно приведенной ниже инструкции. |
В случае установки ранее использованного ЭБУД |
1) Выполните с помощью GDS процедуру «Neutral mode ECM» (нейтральный режим ЭБУД). |
2) После завершения процедуры «ECM Neutral mode» вставьте ключ (или нажмите кнопку пуска), включите и выключите зажигание. После этого ЭБУД автоматически выполняет программирование электронного ключа. |
В случае установки нового ЭБУД |
Вставьте ключ (или нажмите кнопку пуска), включите и выключите зажигание. После этого ЭБУД автоматически выполняет программирование электронного ключа. |
1. Поверните ключ зажигания в положение OFF и отсоедините отрицательный (-) кабель от АКБ. |
2. Отсоедините разъем (A) ЭБУД. |
![]() |
3. Выверните болты (А), отверните гайки (В) крепления кронштейна. |
![]() |
4. Отверните крепежные гайки (А) и снимите блок ECM с кронштейна. |
![]() |
Установка выполняется в порядке, обратном снятию. |
Гайка крепления блока ECM (автомобили с автоматической трансмиссией) |
9,8 ~ 11,8 Нм (1,0 ~ 1,2 кгсм, 7,2 ~ 8,7 фунтов на фут) |
Винт крепления блока ECM (автомобили с механической трансмиссией) |
0,9 ~ 0,95 Н·м (0,092 ~ 0,096 кгс·м, 0,6 ~ 0,7 фунто-фута) |
Болт крепления кронштейна ЭБУД: |
9,8 ~ 11,8 Нм (1,0 ~ 1,2 кгсм, 7,2 ~ 8,7 фунтов на фут) |
Гайка крепления кронштейна ЭБУД: |
9,8 ~ 11,8 Нм (1,0 ~ 1,2 кгсм, 7,2 ~ 8,7 фунтов на фут) |
Электронный блок управления (ЭБУ) – это проверенная, надежная система, обеспечивающая согласованную работу практически всех систем современного двигателя. В электрооборудовании нынешнего автомобиля он один из основных компонентов. Кроме традиционной системы зажигания и впрыска, он управляет работой:
Причины, вызывающие необходимость замены блокаЗамена блоков управления двигателя - это довольно редкое явление. При необходимости в незначительных изменениях параметров работы мотора обычно выполняют перепрошивку модуля памяти. Все настройки ЭБУ в таком случае остаются в памяти и к ним по желанию владельца всегда можно вернуться. Однако при проведении глубокого тюнинга инжектора иногда становится невозможным дальнейшее вмешательство в настройки параметров мотора, заложенных в установленном модуле. Довольно часто такая же необходимость в настройках возникает при тюнинге трансмиссии. Именно в таких случаях для достижения большего эффекта продвинутые специалисты ненавязчиво рекомендуют штатный блок управления двигателем заменить.Особенно востребованной замена блоков управления двигателем является при установке турбокомпрессора, ведь зачастую серийный ЭБУ работу наддува не воспринимает. Произведенная в таком случае замена позволяет полностью использовать заложенный в мотор потенциал, благодаря чему за полчаса работы по замене процессора достигается ощутимый прирост мощности. Снятие ЭБУ обычно не вызывает особых затруднений. Для выполнения такой работы, прежде всего, нужно иметь под рукой несколько торцовых головок соответствующих размеров, вороток, отвертку, пассатижи и хотя бы минимальные навыки в выполнении слесарных работ. Замена после ремонта блоков управления двигателем больших проблем тоже не вызывает. Все ставится на свои места. Разъемы выполнены так, что перепутать подключения невозможно. Однако при выполнении монтажа нужно четко помнить, что зажигание должно быть в положении выключено. Монтаж некоторых ЭБУ даже требует снятия минусовой клеммы с аккумулятора. Кроме того не разрешается поправлять колодочки жгута проводов системы управления на работающем двигателе. А для того, чтобы гарантированно исключить все возможные неприятности, лучше найти проверенное, надежное СТО и надолго забыть о проблемах. |
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453