Вопрос работоспособности автомобиля в некоторые моменты стоит особо остро. Всем известны ситуации, когда железный конь подводит в самый неподходящий момент. Из-за этого могут появляться серьёзные неприятности, поэтому следует постоянно следить за состоянием машины, чтобы в ответственный момент она не подвела. Главным элементом в автомобиле является двигатель, поэтому за его работой необходимо следить в первую очередь.
Верность выставленного зажигания на карбюраторных двигателях осуществляется при помощи стробоскопа
От характера установки зажигания зависит качество и экономичность работы двигателя. Поэтому именно установка зажигания – важное действие, которое позволяет настроить силовой агрегат. При неправильной установке зажигания, как в сторону увеличения угла опережения, так и в сторону уменьшения, двигатель сразу ощущает негативное воздействие.
Именно поэтому к настройке момента зажигания следует подходить ответственно и очень внимательно.
Бензиновый двигатель имеет определённые факторы, которые влияют на качество и время подачи искры, необходимой для воспламенения горючей смеси. Эти факторы объединяются в отдельный механизм, получивший название – трамблёр, его ещё иногда называют распределитель-прерыватель.
Классическая схема зажигания
Он установлен в области блока цилиндров, вал трамблёра приводится в движение за счёт распредвала мотора. На валу трамблёра расположены кулачки, они в необходимый момент размыкают цепь, далее происходит образование искры.
Схема трамблёра
Главный недостаток трамблёра – это склонность к механическому износу, в результате которого изменяется качество, а также время возникновения искры.
Конечно же, это отражается на работоспособности двигателя, что потребует дальнейшего вмешательства и регулировку.
Необходимый момент опережения зажигания – безусловно, важный фактор, который отражается на полной работе автомобиля. Этот показатель регулирует работоспособность автомобиля в общем. Многие интересуются, какой вариант зажигания лучше: поздний либо ранний. Ответ удивляет, поскольку ни один из предложенных вариантов не является верным.
Для двигателя лучшим считается оптимальный режим зажигания.
При нём мотор не будет ощущать высокие нагрузки. Крайние поздние и ранние варианты наверняка принесут автовладельцу немало проблем с техническим состоянием транспортного средства. Однако всё имеет свои нюансы, в этом случае их нужно рассмотреть более подробно.
Как можно заметить, что в первом случае, что во втором — приятных моментов мало. Несмотря на это многие автовладельцы (особенно машин отечественного производства) выбирают позднее зажигания при прогреве двигателя и на старте. Некоторые производят раннее зажигание, но в этом случае на малых оборотах будет значительно проседать мощность.
Главная причина установки ГБО – экономия на топливе. Практика показывает, что затраты на газ меньше приблизительно в два раза, чем на бензин, для многих это весомый аргумент. Однако полностью на этот вид топлива не перейти, поскольку необходимость в бензине остаётся для прогрева и работы на высоких нагрузках.
Баллон ГБО в запаске
Плюс ко всему, газ гораздо быстрее расходуется и имеет достаточно высокое октановое число, поэтому топливно-воздушная смесь догорает ещё на этапе выпуска, что оказывает отрицательное термическое влияние на тракт выпуска.
Регулировка зажигания и горения смеси на машинах с ГБО – это основная задача, хорошая настройка позволяет сэкономить ещё больше средств на топливе.
Многие симптомы некорректной работы на бензиновых автомобилях переносятся и на дизель. Главное отличие между двумя этими автомобилями заключается в методе воспламенения топлива. Поджиг солярки заключается за счёт тесного контакта топлива со сжатым, горячим воздухом.
Регулировка на дизельном двигателе
Настойка зажигания на дизельных машинах состоит в поиске необходимого угла опережения для впрыска дизельного топлива, оно должно обязательно подаваться определённо в пиковый момент сжатия.
Если неправильно выставить угол, то впрыск будет несвоевременным. Это приведёт к некачественному сгоранию смеси, а работа двигателя будет осуществляться с нарушениями.
Настойка зажигания – это важный этап в обслуживании автомобиля, который нуждается в особом внимании и тщательной работе. От зажигания напрямую зависят технические характеристики автомобиля.
От точной регуляции системы зажигания автомобиля зависит стабильность функционирования силового агрегата, его КПД и эффективность. Зная, как определить раннее или позднее зажигание на своей машине, можно грамотно настраивать систему каждый раз, как только это потребуется.
ВНИМАНИЕ! Найден совершенно простой способ сократить расход топлива! Не верите? Автомеханик с 15-летним стажем тоже не верил, пока не попробовал. А теперь он экономит на бензине 35 000 рублей в год! Читать дальше»
Немного теории. В идеале на 4-тактных силовых установках обогащённый воздухом состав горючего обязан воспламеняться на верхней точке хода поршня. Другими словами, это обязано происходить в тот миг, когда деталь КВШМ (поршень) доходит до ВМТ. Получается, что немногим ранее, чем поршень дойдёт до своего апогея. Это объясняется тем, что составу надо определённое время для воспламенения и сгорания. После этого химического процесса образуются газы, которые двигают деталь КВШМ вниз. Затем начинается новый рабочий цикл.
Как выставить раннее позднее зажиганиеОчевидно, что под понятием раннее или позднее зажигание подразумевается несвоевременное срабатывание системы в целом. Свеча подаёт импульс, обогащённый состав поджигается, но не в то время, какое требуется. При зажигании позднем происходит задержка, при раннем – опережение. Оба варианта рассматриваются, как негативные и требуют срочной настройки. В автомобильных системах, в которых имеется возможность ручной настройки УОЗ, несвоевременное воспламенение можно отрегулировать.
После- или преждевременное воспламенение горючего внутри силовой установки автомобиля приводит к различным сбоям в функционировании мотора.
Как правило, следующие признаки явно могут свидетельствовать о неправильном зажигании:
Характерные хлопки, издаваемые силовой установкой, также свидетельствуют о проблемах с зажиганием. Этот симптом чуть ли не самый главный для опытных автомобилистов, которые по характеру звука определяют проблему. Стук передаётся в выхлоп и карбюратор.
Бесспорно, длительная работа мотора со сбитым УОЗ обязательно приведёт к более серьёзным поломкам и капитальной наладке. Поэтому надо своевременно заметить проблему и устранить её.
Негативное влияние на ресурс силовой установки оказывает как раннее, так и позднее зажигание. И последствия от неправильной настройки СЗ могут способствовать не только потере мощности и тяги, но и образованию лишнего давления внутри мотора. Таким образом, заметно снижается КПД силовой установки, в которой лишняя энергия попадает в систему выпуска, не совершая всего объёма полезной работы.
Как определить позднее зажиганиеВ таких случаях заметно возрастает нагрузка на кривошипный вал и цилиндро-поршневую группу. Если зажигание раннее, то поршню двигателя нужно противодействовать большему количеству газов, так как преждевременное сгорание смеси способствует их образованию. Когда зажигание выставлено правильно, возгорание смеси происходит за несколько секунд до подхода поршня к ВМТ, и деталь практически не испытывает нагрузок, доходя до апогея. Образовавшийся объём газов, наоборот, выталкивает поршень вниз.
Ранее зажигание легко определить по таким признакам:
Что касается позднего зажигания, то и оно оказывает своё негативное влияние на ДВС. В частности, сгорание топливно-воздушной смеси в этом случае происходит в условиях РХП (поршень уже дошёл апогея, ему требуется энергия для движения вниз). Смесь же в это время только догорает.
Признаками позднего зажигания являются:
Последний признак как нельзя лучше характеризует то, что происходит в системе во время позднего зажигания.
В зависимости от оборотов кривошипного вала ДВС, должен быть выставлен конкретный УОЗ. Другими словами, на каждом скоростном режиме вращения кривошипного вала должен быть выставлен собственный угол. Дело в том, что при увеличении скорости вращения вала (соответственно, при увеличении оборотов двигателя), становится больше и УОЗ. И наоборот, при уменьшении – угол становится маленьким. Специалисты знают эти нюансы, тем самым, выставляют УОЗ грамотно.
Определённые настройки УОЗЭкономия горючего, получение оптимальной мощности двигателя, высокий КПД – всё это реализуется только при грамотно выставленном УОЗ. Сегодня, как правило, для получения точных регулировок используются либо механические, либо электронные приспособления.
Легче всего выставить правильный угол с помощью стробоскопа. Это специальный прибор, заметно облегчающий жизнь автомобилиста. Однако в большинстве случаев стробоскоп можно заменить простой 12-вольтовой лампочкой.
Проверка с помощью стробоскопа осуществляется так:
После это запускается двигатель. Частота оборотов должна выдерживаться в пределах 800-900 об/мин.
Далее:
Лампа стробоскопа выступает в данном случае в роли индикатора, позволяя определять точный момент зажигания.
Тестирование и регулирование зажигания можно провести и с помощью обычной лампочки, однако идеальное выставление УОЗ в этом случае гарантировать невозможно.
Безусловно, регулировка зажигания на карбюраторных ДВС требует более углубленного подхода. Суть мероприятия в том, чтобы добиться идеального положения трамблёра, вал которого приводится в действие через промежуточные шестерни от двигателя. Например, на отечественной «восьмерке» распределитель приводится в действие через распредвал, когда шестерня вала трамблёра входит в зацеп с шестерёнками.
Слаженная работа системы пускаОднако то, как происходит вращение трамблёра, никакого весомого фактора не играет. Обеспечить чёткую слаженность работы системы пуска – вот, что важнее.
Итак, вне зависимости от типа распределителя (контактный/бесконтактный), его проворачивание против движения часовой стрелки способствует увеличению УОЗ. Другими словами, чтобы увеличить УОЗ и поставить раннее зажигание, надо будет вращать трамблёр в противоход движению бегунка.
Совет. Чтобы узнать, в каком направлении вращается бегунок, надо снять колпак-крышку, попросить ассистента повернуть кривошипный вал и посмотреть на бегунок.
Таким же манером ставится позднее зажигание. Очевидно, что вращать трамблёр уже надо по ходу бегунка.
Что интересно, на требуемый УОЗ оказывает влияние не только заданная настройка двигателя, но и качество топлива. Это становится явно заметно, когда вместо бензинового топлива на автомобилях с карбюраторной системой используется ГБО. Как только водитель переключается с бензина на газ, автомобиль отказывается ускоряться. Для обеспечения чёткого функционирования, приходится заново настраивать зажигание, которое в этом случае ставится на опережение (раннее зажигание).
Признаки сбитого зажигания на моторах с инжекторной системой практически такие же, как и на карбюраторном ДВС. Однако в этом случае отрегулировать и поставить зажигание вручную уже не получится. В силовых установках данного типа впрыском горючего управляет ЭБУ – компьютеризированная система. Корректировка зажигания на «инжекторах» осуществляется обязательно с учётом подающего импульса от датчика детонации.
Таким образом, чтобы выявить момент зажигания на ДВС с карбюратором, достаточно анализировать признаки и выставить, настроить УОЗ вручную. Знание того, как определить раннее или позднее зажигание на инжекторных силовых установках, потребует уже более профессионального подхода.
Устал платить за штрафы? Выход есть!Забудьте о штрафах с камер! Абсолютно легальная новинка - НАНОПЛЁНКА, которая скрывает ваши номера от ИК камер (которые стоят по всем городам). Подробнее по ссылке.
Автор: Максим Марков
Дата: 2017-05-15
В процессе эксплуатации автомобиля, перед автолюбителем рано или поздно возникает один вопрос, как определить раннее или позднее зажигание, чтобы привести свой мотор в нормальное рабочее состояние, исправив данную проблему. Это нужно для того, чтобы силовой агрегат экономил топливо, а также не сломался в неподходящий момент. О том, как разобраться в том, раннее позднее зажигание, пойдет речь ниже.
Содержание
Двигатель внутреннего сгорания это сложный механизм, который должен следовать техническим параметрам, разработанным для него инженерами. Для того чтобы поршни приводили в движение коленвал, а тот в свою очередь другие механизмы, необходимо горение топливно-воздушной смеси, которая выделяет энергию, для сильного толкания поршня вниз. Воспламеняет эту смесь искра, образующаяся в свечах, что являются главной частью системы зажигания.
По общим правилам, идеальный процесс воспламенения горючей смеси должен происходить таким образом. Когда цилиндр находится в конце такта сжатия, в камеру сгорания подается смесь, которая воспламеняется искрой. Пока цилиндр доходит до верхней мертвой точки (через некоторый промежуток времени), смесь горит, и выделяет необходимую энергию.
В момент прибытия поршня в верхнюю мертвую точку, горящая смесь выделяет максимальное количество энергии, которая начинает толкать поршень вниз, придавая ему необходимое усилие.
Поэтому если у силового агрегата наблюдается раннее позднее зажигание, значит, он будет работать неправильно.
Важно запомнить, что хороший водитель постоянно прислушивается к работе двигателя своего автомобиля. Если он замечает что мотор начал троить, коптить, либо вообще не заводится, значит пришло время обратить внимание на правильность выставленного зажигания.
Если профессиональные автомобилисты прекрасно знают все признаки того, что в их автомобиле появилось раннее или позднее зажигание, то новички, по своей неопытности, не придают особого внимания работе двигателя, предполагая, что это нормальный режим эксплуатации. Но мотор всегда подает тревожные сигналы, о которых необходимо знать, чтобы вовремя устранить проблему.
Как определить зажигание позднее или раннее, интересует многих, поэтому ниже будут приведены признаки этой проблемы.
Если отмечаются такие неполадки, то водителю лучше не затягивать с процессом проверки работы системы зажигания.
Теперь нужно перейти к конкретным признакам, какое зажигание, позднее или раннее присутствует в силовом агрегате.
Что происходит в моторе, если зажигание горючей смеси раннее. Поршень не успевает войти в необходимый конец такта сжатия, а смесь уже воспламенена. Образуется энергия, которая начинает расширяться. При этом топливо полностью сгорать не успевает, поскольку поршню необходимо войти в мертвую точку, и он сжимает его, нивелируя процесс полного воспламенения.
Плюс ко всему, он начинает преодолевать не только силу трения, но и энергию успевшую высвободится при горении топлива. Это сильнейшая нагрузка на поршень, приводящая к частичному разрушению его рабочей поверхности, потере мощности.
Признаки того что зажигание срабатывает пораньше следующие:
Эти признаки свидетельствуют о том, что зажигание в таком силовом агрегате преждевременное и его необходимо перенастраивать.
Это тоже проблема для нормальной работы силового агрегата. Если выявлена такая проблема, тогда автолюбитель должен знать, что в моторе начинают происходить такие явления.
Поршень проходит верхнюю мертвую точку, и начинает идти вниз, под воздействием кривошипно-шатунного механизма. Когда он проходит верхний такт сжатия, смесь поджигается, поэтому часть энергии и топлива уходит на выпускные клапаны и попадает в катализатор, остальная часть поджигается, но ее сила уже не достаточна, для придания поршню необходимой силы.
Как узнать по двигателю, что зажигание позднее:
Важно запомнить, что наличие позднего или раннего зажигания, можно отследить по лампочке. Для этого один провод подключается к лампочке и катушке зажигания, а второй к массе двигателя. Затем вращается бегунок в трамблере. Куда крутить его, чтобы узнать какое зажигание? Сначала по часовой стрелке, до момента зажигания лампы, а потом против часовой.
Если оно раннее или позднее, то метки на маховике и корпусе двигателя, при загорании лампочки не будут совпадать.
Для того, чтобы определить позднее или раннее зажигание необходимо внимательно прислушиваться к звукам двигателя. Он обязательно даст понять водителю о существующей проблеме.
(2 голоса, в среднем: 5 из 5)
Уважаемые читатели, если вам понравилась данная статья, то вы всегда можете поделиться ею со своими друзьями в соц. сетях:
С уважением, Максим Марков!
Понравилась статья? Добавляйте сайт в закладки!
Принцип действия любого автомобильного двигателя внутреннего сгорания основан на использовании энергии, получающейся вследствие динамичного расширения воспламенённой топливной смеси. Момент воспламенения топлива в цилиндре (цилиндрах) влияет на мощностные характеристики мотора, а также на то, запустится ли он вообще.
Именно своевременность вспышки топливной смеси и является сутью определений «раннее» и «позднее» зажигание. Рассмотрим подробнее, как момент зажигания влияет на работу ДВС, а также, как определить раннее или позднее зажигание по характеру работы двигателя.
Схема раннего зажигания (детонация)
Раннее зажигание вызывает ударную волну сгоревшего топлива, что негативно влияет на всю поршневую систему.
Прежде всего нужно сказать, что споры о том, какое зажигание лучше – раннее или позднее – в принципе не имеют смысла, потому что только своевременное воспламенение смеси позволяет добиться максимальной «отдачи» от двигателя. Посмотрим, что происходит при слишком ранней вспышке горючего (признаки раннего зажигания). Поршень двигается к верхней мёртвой точке (ВМТ), сжимая смесь газов. И тут, когда до ВМТ ещё далеко, происходит вспышка – по сути, взрыв. Поршень, движимый силами инерции (а при движении авто, вдобавок, они многократно возрастают), продолжает «подъём», преодолевая сопротивление встречной ударной волны. Это сопротивление уже вызывает потерю мощности. При этом возникает сильная детонация, которая ещё и разрушительно действует на детали двигателя. Детали кривошипно-шатунной группы работают согласованно с газораспределительным механизмом, поэтому чересчур ранняя вспышка вызовет и «выстрел» во впускной коллектор.
Итак, симптомами раннего зажигания являются:
Признак позднего зажигания
Смоделируем теперь ситуацию, когда вспышка топливной смеси произошла позже, чем необходимо – когда он уже находится в ВМТ или миновал её.
Позднее зажигание снижает мощность двигателя и увеличивает расход топлива — сгоревшее топливо идет на «обогрев отмосферы».
В этом случае топливная смесь не будет сгорать не совсем вовремя. То есть в момент, когда поршень уже миновал нижнюю мёртвую точку в процессе такта рабочего хода, смесь будет продолжать гореть. И в результате остатки сгорающего топлива будут вытолкнуты поршнем в выпускной коллектор. Понятно, что энергия сгоревшего горючего не будет при этом реализована по назначению целиком – часть её пойдёт на обогрев атмосферы. И в результате симптомами позднего зажигания явятся:
Это общее описание влияния угла опережения зажигания на работу двигателя. Речь идёт именно об опережении, потому что оптимальное время вспышки – не тот момент, когда поршень находится в ВМТ, а именно чуть раньше – т.е. зажигание «опережает» работу механической части мотора – кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов. На разных ДВС регулировка угла опережения осуществляется по-разному. Рассмотрим основные моменты более подробно.
Регулировка зажигания поворотом трамблера
Она производится поворотом корпуса распределителя зажигания (трамблёра), вал которого приводится в движение путем передачи крутящего момента от двигателя через промежуточные шестерни. На двигателях семейства ВАЗ 2108 вал трамблёра приводится во вращение путём непосредственного зацепления за распредвал, но это не имеет принципиального значения. Самое главное – точная согласованность системы зажигания с механикой ДВС.
Вращением трамблера регулируется желаемый момент зажигания. Устанавливать позднее или раннее зажигание это дело каждого и зависит от желания экономить топливо или манеры вождения.
Вне зависимости от того, какой трамблёр установлен – контактный или бесконтактный (с датчиком Холла), поворот его корпуса против направления вращения ротора увеличивает угол опережения зажигания. То есть, чтобы сделать зажигание «пораньше», нужно определить, в какую сторону вращается ротор – можно снять крышку с распределителя и провернуть коленвал. Куда крутить трамблёр для раннего зажигания – будет видно наглядно. Но не всегда требуемый угол опережения зажигания определяется заданными заводом характеристиками двигателя. На его величину также влияет октановое число топлива.
Очень наглядно это видно при использовании газобаллонного оборудования на авто с карбюраторными моторами. При первом переключении с бензина на газ машина отказывается разгоняться. Чтобы добиться нормальной работы двигателя, приходится не просто поставить зажигание пораньше, а повернуть трамблёр до предела против хода. И наоборот, при переключении обратно на бензин такое опережение зажигания будет излишним – об этом «скажет» стук поршневых пальцев, вызванных детонацией. Это объясняется большой разницей октановых чисел газа и бензина.
Очень простой, но эффективный способ проверки точности установки угла опережения – это испытание работы мотора в движении. При резком нажатии педали газа в набирающем обороты двигателе должен появиться лёгкий кратковременный стук поршневых пальцев.
Признаки позднего зажигания на инжекторе те же, что и на карбюраторном двигателе. Но в этом случае самостоятельную регулировку угла опережения не сделать. Дело в том, что работой систем зажигания и впрыска топлива управляет электронный блок управления. Он подаёт управляющие импульсы системам после обработки сигналов от датчика положения распределительного вала и датчика коленвала. Корректировка момента искрообразования производится также с учётом сигнала от датчика детонации.
Чтобы определить точную причину сбоев в работе, необходима профессиональная диагностика. Допустим, что прозвонка ДПРВ мультиметром не выявила неисправности. Но осциллограф может показать, что характеристики сигнала, исходящего от датчика, не соответствуют нормам. Сделать более раннее зажигание на инжекторе можно, изменив программу ЭБУ, то есть «перепрошив» «мозги».
Топливный насос высокого давления дизельного двигателя
Применительно к дизельным двигателям говорить о раннем или позднем зажигании можно лишь для того, чтобы рассматривать сходные процессы в привычных терминах. На этих моторах воспламенение топлива происходит в результате сильного сжатия топливовоздушной смеси. Поэтому ни свечей зажигания, ни вообще системы зажигания на них нет.
Если Вы ранее не интересовались более плотно дизелями, а только слышали, что работают они на другом топливе – солярке, то, возможно, знаете, что свечи там всё-таки есть. Но это – свечи накаливания и предназначены они для прогрева камеры сгорания, а не для воспламенения топливной смеси.
Для запуска дизеля в зимнее время и мороз не только выставляют ранний впрыск, но и ставят предпусковые подогреватели Вебасто, Гидроник, Бинар и другие.
Говоря о, скажем, признаках позднего зажигания на дизеле, имеют в виду момент впрыска топлива в камеру сгорания. Именно его своевременность и оказывает влияние на работу двигателя. А симптомы того, что впрыск произошёл раньше или позже, чем необходимо, будут такими же, как и на бензиновых моторах. Правда, при «позднем зажигании» дизель будет страшно дымить – гораздо сильнее и «ароматней» своего бензинового собрата. На дизелях более ранних конструкций установить на дизеле более раннее зажигание можно, повернув корпус топливного насоса высокого давления (ТНВД). Это объясняется тем, что ТНВД в таких моторах объединял в себе сразу несколько насосов – для каждой форсунки свой насос (плунжерная пара). Особенно актуальным для дизеля «раннее» зажигание становится в мороз – зимой запуск мотора проблематичен и требует тщательной настройки подачи топлива.
Впрыск топлива более современных дизелей организован несколько иначе. ТНВД создаёт давление топлива в единой топливной магистрали, а оттуда оно распределяется по цилиндрам. Такие системы получили название Common rail – в переводе с английского «общая магистраль». Такая организация впрыска топлива позволяет сделать качество воспламенения независимым от угла поворота коленвала. Если такой дизель при работе и проявляет признаки «неправильного зажигания», то это значит, что система впрыска нуждается в тщательной диагностике и ремонте.
В заключение можно сказать, что неправильная (не по меткам) установка звёздочек или шестерен ГРМ может повлиять на работу двигателя так же, как и неправильный угол опережения зажигания.
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453