С-Петербург, улица Тосина 3
+7 (812) 917-84-85
+7 (921) 316-27-00

Антифриз для дизельных двигателей


Как выбрать лучший антифриз для грузовой техники - Антифриз

При работе все двигатели внутреннего сгорания излучают тепло. Топливная смесь детонирует при температуре, достигающей 2000°C. При этом порядка 33% выделяющейся энергии идет на создание крутящего момента коленчатого вала, 30% выбрасывается с нагретыми выхлопными газами и 7% теряется через излучение (рис. 1). Чтобы избежать перегрева двигателя, оставшиеся 30% тепла отводятся системой охлаждения.

Увеличение мощности двигателя связано с повышением температуры его работы. Низкое качество охлаждающей жидкости приводит к перегреву или переохлаждению, кавитационной эрозии (рис. 2), образованию трещин в головках цилиндров, дефектам в поршне, засорению радиатора и т.д. Лучший антифриз позволяет поддерживать рабочую температуру двигателя и обеспечивать его защиту от коррозии.

Рис. 1

Рис. 2

Чтобы понять, какой антифриз лучше, можно сравнить составы и особенности эксплуатации охлаждающих жидкостей.

Использование в ранних системах охлаждения воды было обусловлено ее хорошими теплофизическими свойствами и доступностью. Но высокая температура замерзания и низкая температура кипения ограничивали ее использование в качестве антифриза. Также природная коррозионная активность воды, особенно при высокой температуре, приводит к ускоренному износу деталей двигателя.

Современные антифризы для дизельных двигателей большой мощности содержат сложный комплекс химических веществ, выполняющих защитные функции.

ХИМИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ ФУНКЦИИ
Бораты, фосфаты Поддерживают уровень pH хладагента, обеспечивают коррозийную защиту.
Силикаты, полигликоли Предотвращают образование в антифризах устойчивой пены, которая может вызвать кавитацию насоса и перегрев двигателя.
Нитраты, силикаты, МВТ, толилтриазол и некоторые органические кислоты Обеспечивает защиту металлических деталей от коррозии
Нитриты, молибдаты, органические кислоты Обеспечивают защиту чугунных гильз от кавитационной коррозии.
Полиакрилаты и другие различные водорастворимые полимеры Предотвращают отложения минеральных и коррозийных продуктов на поверхностях системы охлаждения.
Детергенты, дисперсанты Предотвращают или ограничивают осаждение масла и загрязнений на металлических поверхностях.

Жидкость в системе охлаждения выполняет функции растворителя и основной теплообменной среды. Для данных целей используются вода или растворы этиленгликоля и пропиленгликоля. Производители двигателей рекомендуют использование антифризов с содержанием гликолей от 40 до 60%. Данные вещества лучше защищают антифриз от замерзания и закипания, а также снижают кавитацию насоса.

  1. Этиленгликоль обладает хорошими теплофизическими свойствами, но является токсичным веществом. При 50%-ной концентрации в растворе изменяет температуру закипания ОЖ до 108°С и замерзания – до -37 °C.
  2. Пропиленгликоль имеет более низкие теплофизические свойства, но не является токсичным. 50%-ный раствор данного вещества обеспечивает защиту ОЖ от закипания и замерзания, аналогичную этиленгликолю.
  3. Вода обладает хорошими теплофизическими свойствами, но менее устойчива к перепадам температур (закипает при 100°C, замерзает при 0°C). В системе охлаждения рекомендуется использовать деионизированную или дистиллированную воду.

Присадки

  1. Антифриз + стандартный набор ингибиторов коррозии.Состав ОЖ данного вида включает необходимые присадки, в том числе для увеличенных пробегов (ELC). В охлаждающей жидкости содержится минимальное количество силикатов и отсутствуют фосфаты. Данные антифризы доступны в готовом к использованию (разбавленном) или концентрированном виде.
  2. Антифриз + ингибиторы Технологии Органических Кислот (ТОК). Замена органических (карбоксилатных) антифризов в течение всего срока эксплуатации двигателя осуществляется в 2-3 раза реже, чем хладагентов со стандартным набором присадок. Данный вид охлаждающих жидкостей доступен в концентрированном и в разбавленном виде. Смешивание карбоксилатных антифризов с традиционными приводит к уменьшению срока службы ТОК.
  3. Антикавитационные присадки (SCA) + модифицирующий агент ТОК. Концентрация присадок в антифризах уменьшается при эксплуатации. При повышенных нагрузках расход добавок увеличивается, поэтому через регламентированные промежутки времени необходимо восполнять нехватку присадок в охлаждающих жидкостях. SCA и модифицирующие агенты выпускаются в виде жидких концентратов или сменных фильтров и предназначены для увеличения содержания защитных веществ в антифризе. При использовании данного вида ОЖ контролируется композиция добавок, что позволит предотвратить нарушение кислотно-щелочного баланса, уменьшить воздействие кавитационной и электролитической эрозии, сократить образование накипи и отложений и т.д.

Получить консультацию специалистов компании «GreenTime» о том, какой антифриз выбрать для грузовых автомобилей, уточнить цены и условия заказа охлаждающих жидкостей марки PEAK Antifreeze можно по телефонам, указанным на странице «Контакты».

Антифриз в вопросах и ответах (Часть 1)

Ответы на сложные вопросы о современных антифризах для дорожно-строительной и специальной техники

Каковы тенденции в современном производстве охлаждающих жидкостей для дизельных двигателей большой мощности дорожно-строительных и других специальных машин? Мы опросили ряд специалистов данной отрасли и предлагаем читателям ознакомиться с их мнениями и рекомендациями.

Сначала давайте условимся о терминах. В нашей стране антифризом издавна называли простейшую незамерзающую охлаждающую жидкость (ОЖ), состоящую из этиленгликоля и воды без всяких присадок. ОЖ более совершенного состава со сбалансированным пакетом присадок принято было называть «тосол». Но в последние десятилетия под влиянием западной продукции все чаще наименование «антифриз», как и на Западе, используют для обозначения обычной охлаждающей жидкости, а термин «тосол» используется все реже. Мы также будем использовать термин «антифриз» для обозначения современных охлаждающих жидкостей.

Для справки мы будем приводить англоязычные аббревиатуры, обозначающие различные по химическому составу ОЖ, так как эти аббревиатуры встречаются в иностранной технической литературе, их можно видеть на этикетках ОЖ иностранных производителей, и нередко отечественные авторы, пишущие об антифризах, также используют эти обозначения.

Какие виды антифризов по химическому составу используются для систем охлаждения дизелей большой мощности дорожно-строительных машин?

Неорганические. ОЖ традиционного химического состава с присадками на основе солей неорганических кислот (англ. аббревиатура IAT). Для краткости будем условно называть их «ОЖ с неорганическими присадками». Выдающееся место среди неорганических присадок занимают присадки на основе нитритов, которые хорошо себя зарекомендовали в качестве ингибиторов питтинговой коррозии гильз цилиндров.

Присадки на основе силикатов – это наилучший ингибитор коррозии алюминия. До 90% отечественных «обычных» ОЖ производится с использованием силикатов и нитритов. Бораты защищают от кавитации и поддерживают уровень щелочного числа (нейтрализуют кислоты). Молибденаты защищают от кавитации, молибденовокислый натрий защищает от коррозии цинковые и хромовые покрытия. Фосфаты защищают от кавитации, от коррозии алюминий и черные металлы, частично – медные детали, поддерживают уровень щелочного числа.

Однако силикаты, фосфаты и бораты очень ядовиты и опасны для окружающей среды и людей. Присадки, содержащие силикаты, имеют такое неприятное свойство, как образование гелей. Силикаты имеют ограниченную растворимость в охлаждающей жидкости, и из-за этого при превышении уровня их содержания существует риск засорения радиатора. Для предотвращения выпадения осадка силиката в высококачественных антифризах содержатся силикатные стабилизаторы.

Фосфаты добавляют в состав многих антифризов производства компаний США и Японии. Европейские производители автомобилей не рекомендуют использовать ОЖ, содержащие фосфаты, в Европе пользуются антифризами, содержащими другие ингибиторы. Причина в том, что вода в Европе более жесткая, чем в США и Японии, и фосфаты, взаимодействуя с жесткой водой, могут образовывать шлам, т. е. илистые отложения, которые способствуют образованию накипи из солей кальция или магния, скапливающиеся в застойных полостях рубашки охлаждения на теплопередающих поверхностях двигателя и в нижнем бачке радиатора. Эти гели и осадки блокируют термостат, засоряют радиатор и протоки рубашки охлаждения, что приводит к нарушению охлаждения двигателя.

Главным недостатком присадок на основе неорганических соединений является неспособность защищать алюминий (и другие металлы) при температуре свыше 105 °С и при мощных тепловых потоках.

Органические. Активно набирающие популярность в настоящее время ОЖ с присадками на основе солей органических кислот (карбоксилатов, то есть содержащих углерод – англ. OAT). Для краткости будем условно называть их «ОЖ с органическими присадками». Карбоксилаты устойчивы к окислению и тепловому воздействию, они также считаются ингибиторами кавитации и коррозии.

Гибридные. Гибридными называют антифризы с присадками на основе органических кислот с добавлением одной или нескольких неорганических присадок (например, нитритов, силикатов и/ или фосфатов) для защиты от кавитации (англ. HOAT). Если в состав присадок входят нитриты, такие гибридные ОЖ принято называть NOAT. Соответственно ОЖ с присадками на основе солей органических кислот и с неорганическими, не содержащими нитритов, обозначаются аббревиатурой NF OAT. Также иногда гибридными называют антифризы, созданные на основе некарбоксилатных органических кислот, таких как соли бензойной кислоты и др.

Каждая из перечисленных технологий имеет свои преимущества и недостатки. Все эти антифризы с присадками различного химического состава отлично работают, но каждый в определенных условиях, для которых они разработаны. Какой состав подойдет лучше всего, зависит от комплектации машины, условий ее работы и уровня организации ее техобслуживания. Поэтому ведущие производители предлагают целые линейки различных сортов ОЖ.

Антифризы, предназначенные для бензиновых легковых автомобилей, нельзя использовать для дизельных двигателей, особенно высоконагруженных. Правда, существуют «универсальные» антифризы, которые, как утверждают их производители, можно применять и для легковых автомобилей, и для тяжелой техники. Универсальный состав содержит достаточно силиката, чтобы обеспечить надлежащую защиту алюминия, но не настолько много, чтобы его нельзя было использовать в тяжелых транспортных средствах.

Потребителю интересно не столько, к какому типу относится антифриз, сколько ответ на вопрос: обеспечит ли данная ОЖ защиту системы охлаждения двигателя машины в данных конкретных условиях эксплуатации? Для получения ответа на этот вопрос необходимо выяснить, что рекомендует производитель двигателя/ машины.

Почему в современных антифризах для тяжелой техники возникла тенденция отказа от использования нитритов?

Нитриты. Лет двадцать назад в системах охлаждения дизелей тяжелой дорожно-строительной техники больше всего использовались антифризы с присадками на основе солей неорганических кислот (IAT). Практически во всех таких антифризах применялись нитриты (иногда с молибдатами).

Преимущества нитритов. По результатам исследований одного из производителей техники за счет введения нитритов в состав ОЖ с увеличенным сроком службы было достигнуто 36%-ное уменьшение воздействия кавитации на гильзы цилиндров. Благодаря этому удалось создать ОЖ с рекомендованным интервалом замены 12 000 моточасов или 6 лет.

Каков же механизм защиты нитритами (и молибдатами) деталей двигателя? В результате химической реакции с участием нитритов ржавчина на поверхности гильз цилиндров, мягкая и рыхлая субстанция, превращается в намного более твердое вещество. Образуется защитный слой. Большим преимуществом нитритов является то, что они восстанавливают защитную окисную пленку на поверхности чугунных гильз немедленно после того, как в результате взрыва очередного воздушного пузырька при кавитации пленка оказывается прорванной. Это предотвращает образование коррозии или питтингового износа.

Недостатки нитритов. Почему же все-таки в мире возникла и развивается тенденция отказа от использования нитритов и перехода на менее отработанную технологию антифризов на основе солей органических кислот (ОАТ)?

Поскольку реакция преобразования ржавчины необратима, нитриты (и силикаты) в составе антифриза довольно быстро расходуются и уровень их содержания должен постоянно пополняться. В противном случае обычный антифриз может практически полностью потерять защитные антикавитационные свойства через 30–40 тыс. км пробега машины.

К тому же конструкторы современных двигателей, стремясь уменьшить их массу, заменяют чугунные, медные и латунные детали на алюминиевые (например, алюминиевые радиаторы вместо медных, патрубки, жидкостные насосы, модули для монтажа фильтра, интеркулеры, радиаторы и жидкостные отопители). При определенных условиях, например, когда велика теплонапряженность, а концентрация нитритов будет выше определенного уровня и не будут предприняты некоторые меры для защиты алюминия, нитриты могут вступать в реакцию с алюминием, в результате начинается коррозионный процесс, и образуется газообразный аммиак, который увеличивает кислотность (pH) антифриза, защитная пленка на поверхности алюминия растворяется, и металл начинает контактировать с ОЖ, при этом уровень содержания нитритов в ОЖ уменьшается.

Однако многие специалисты не согласны с таким категорическим утверждением. Исследования некоторых производителей дорожно-строительной и специальной техники показали: если алюминиевая деталь «пассивирована» надлежащим образом (то есть обработана или на нее нанесено покрытие, которое уменьшает способность металла поверхности вступать в химические реакции), то алюминий не будет вступать в реакцию с нитритами и корродировать.

И еще: защитный слой, образуемый нитритами, имеет низкую теплопроводность. Толщина слоя порой может достигать 0,5 мм, что значительно (до 50%) ухудшает теплоотвод и увеличивает риск перегрева двигателя.

И все же ряд специалистов и в настоящее время считают, что нитриты (или нитриты с молибдатами) – это единственные химические вещества, чья способность защищать детали дизельных двигателей от вредного воздействия кавитации совершенно точно доказана и подтверждена на практике. К тому же нитриты хорошо работают с медными и латунными деталями, а с металлами паяных соединений лучше всего работают молибдаты.

Почему же данное мнение разделяют не все специалисты? Дело в том, что на практике примерно у трети дизельных двигателей кавитации никогда не бывает, в системах охлаждения таких двигателей может успешно работать любая ОЖ. У другой трети дизелей кавитация случается, но проблема может быть решена путем использования нитритов. Кроме того, в этих двигателях уменьшают вредное воздействие кавитации органические присадки (ОАТ), обеспечивая дизелям приемлемый срок службы. Оставшаяся треть – это наиболее мощные, теплонапряженные и/ или конструктивно несовершенные дизели, и эти проблемы уже не устранишь. Нитриты/ молибдаты могут лишь уменьшить вредное влияние кавитации и обеспечить им более-менее удовлетворительные сроки службы.

Карбоксилаты. На «органические» антифризы с карбо­ксилатами в качестве ингибиторов кавитации и коррозии для современных высокофорсированных дизелей переходят в последние годы, чтобы уйти от проблем быстрого истощения присадок-нитритов, отрицательного влияния нитритов на алюминиевые детали и ухудшения теплопроводности в результате образования нитритами защитного слоя на поверхности гильз цилиндров.

ОЖ с органическими присадками (ОАТ) показывают удовлетворительные результаты при защите гильз цилиндров «мокрого» типа от кавитации и в настоящее время широко используются в системах охлаждения дизельных двигателей большой мощности в странах Европы и Азии, где нитриты запрещены.

Преимущества карбоксилатов. Карбоксилаты защищают металлические детали, в том числе алюминиевые, образуя на поверхности металлов окисную пленку толщиной в одну молекулу – 0,0006 мм, причем только в зонах, подверженных вредному воздействию кавитации и коррозии. На остальных теплопередающих поверхностях защитный слой, ухудшающий теплоотвод, не формируется. Благодаря «адресной» защите, а также тому, что эта реакция обратимая, присадки-карбоксилаты расходуются намного медленнее, чем нитриты, и следовательно, не нуждаются в постоянных проверках и пополнении. Карбоксилатные антифризы не образуют в процессе эксплуатации гелей и осадка, которые ухудшают теплообмен. К тому же отсутствие в составе нитритов помогает избежать образования аммония и увеличения кислотности (pH). Карбоксилатные антифризы неагрессивны по отношению к пластиковым, эластомерным, резино-силиконовым и другим материалам, используемым в системе охлаждения.

Подчеркнем, что, по мнению некоторых специалистов, карбоксилаты могут обеспечивать необходимую защиту от кавитации лишь при условиях, когда антифриз будет иметь предписанный уровень содержания присадок-карбоксилатов и воды и не будет разбавлен антифризами других марок выше допустимого предела.

Недостатки карбоксилатов. Присадки на основе солей органических кислот (ОАТ) создают защитный слой на поверхности металла медленно. Пока слой не нарушен, питтингового износа не будет. Но если защитный слой будет поврежден кавитационными взрывами воздушных пузырьков, на поверхности металла начнется процесс питтингового износа, а органические присадки ОАТ не смогут восстановить поврежденную защитную пленку достаточно быстро, чтобы предотвратить развитие коррозионного процесса. Органические присадки могут очень агрессивно воздействовать на металл паяных соединений.

Если в двигателе есть латунные или медные элементы (это относится ко всем старым машинам), то требуется антифриз неорганического типа, а применение органического противопоказано.

NOAT. Среди специалистов отрасли есть сторонники и противники нитритов, и они в настоящее время обсуждают вопрос: должны ли быть в составе ОЖ с органическими присадками нитриты (NOAT), чтобы она могла надежно защищать детали двигателя от воздействия кавитации? В продаже встречаются NOAT очень низкого качества, поэтому некоторые специалисты считают, что все же предпочтительны ОАТ, не содержащие нитритов. Это самые безопасные антифризы с точки зрения коррозии алюминиевых радиаторов. Кроме того, многие NOAT не относятся к типу «с увеличенным сроком службы», потому что нитриты быстро истощаются.

Ряд специалистов отрасли считают, что будущее за ОЖ, не содержащими нитритов. С другой стороны, многие владельцы дорожно-строительной техники до сих пор используют ОЖ, содержащие нитриты.

Итак, споры по поводу нитритов в составе ОЖ продолжаются, обе стороны приводят аргументы в пользу своего мнения, и нельзя сказать однозначно, какой тип ОЖ лучше – все зависит от конкретных условий эксплуатации антифриза. Поэтому производители ОЖ по-прежнему предлагают продукты как с нитритами, так и без них.

Чем отличаются антифризы «с увеличенным сроком службы» от обычных?

Чтобы решить проблему быстрого истощения присадок в ОЖ для современных высокофорсированных дизелей, были разработаны антифризы «с увеличенным сроком службы» (англ. ELC). Ингибиторами кавитации и коррозии в них в большинстве случаев служат карбоксилаты (ОАТ), устойчивые к окислению и тепловому воздействию. В некоторых ОЖ с увеличенным сроком службы органические присадки дополняются нитритами.

Как отмечалось выше, карбоксилаты расходуются намного медленнее нитритов. В идеальном случае, когда никто не загрязняет ОЖ, а в системе охлаждения не бывает течей, высококачественная ОЖ с увеличенным сроком службы практически не нуждается в каком-либо техническом обслуживании. Но в реальной жизни не бывает идеальных случаев. Поэтому производители ОЖ «с увеличенным сроком службы» заявляют, что эти продукты могут использоваться без замены до 1 млн км пробега, 5 лет или 12 000 моточасов и более, если система охлаждения обслуживается должным образом. Результаты стендовых испытаний дизельных двигателей на тепловой режим, опубликованные в технической литературе, показывают, что ОЖ «с увеличенным сроком службы» могут обеспечивать значительно более низкие температуры работы двигателей за счет лучшей теплопередачи по сравнению с обычными антифризами.

Специалисты отмечают тенденцию: популярность ОЖ с увеличенным сроком службы возрастает, а применение обычных антифризов уменьшается. На Западе производители тяжелой дорожно-строительной и специальной техники примерно в 80% случаев заправляют в машины на конвейере ОЖ с увеличенным сроком службы. При эксплуатации в машины прежних лет выпуска еще довольно часто заправляют обычные антифризы, но использование ОЖ с увеличенным сроком службы растет и в этом секторе.

Заметим, что ОЖ «с увеличенным сроком службы» опасна тем, что избавляет владельца машины от многих забот по техобслуживанию. От этого у людей порой создается неправильное ощущение беззаботности, и они забывают, что систему охлаждения нужно обслуживать.

Свойства охлаждающих жидкостей разных типов для тяжелой техники – Основные средства

В западной технической литературе любая охлаждающая жидкость (ОЖ) именуется «антифриз», т. е. «низкозамерзающая жидкость». В России антифризом традиционно называют примитивную ОЖ, применяемую вначале как альтернатива чистой воде и состоящую из смеси этиленгликоля c водой практически без присадок. ОЖ более совершенного состава – этиленгликоль, вода и пакет присадок – в России носит название ТОСОЛ. Эта торговая марка ОЖ, специально разработанной в свое время в ГосНИИОХТе (Государственный научно-исследовательский институт органической химии и технологии), своевременно не была зарегистрирована, поэтому ТОСОЛ выпускают сейчас различные предприятия с разными пакетами присадок и название ТОСОЛ стало именем нарицательным для ОЖ на основе этиленгликоля с присадками.

В статье приведены иностранные обозначения антифризов и их компонентов, поскольку их часто используют в современной русской технической литературе.

Неисправности в тяжелых дизелях, связанные с системой охлаждения

По некоторым данным, до 22% неисправностей двигателей непосредственно, а до 40% и косвенно связано с охлаждением.

Кавитация (от лат. cavitas – пустота) – это образование в охлаждающей жидкости полостей (кавитационных пузырьков, или каверн), заполненных паром. Кавитация возникает в результате местного понижения давления в жидкости, что может происходить, например, при увеличении ее скорости или в результате мощной высокочастотной вибрации гильз цилиндров (гидродинамическая кавитация). Физически кавитация близка к процессу закипания жидкости. Перемещаясь с потоком в область с более высоким давлением, кавитационный пузырек схлопывается, излучая при этом ударную волну. Возникает разрежение между поверхностью металлической детали и охлаждающей жидкостью, выбивающее оттуда молекулы и мельчайшие кусочки металла. Это происходит миллионы раз, в результате чего стенки гильз и лопасти жидкостного насоса разрушаются и в них образуются каверны и сквозные отверстия, будто проколотые иглой. Кавитация может разрушить практически любое вещество.

Одной из причин разрушения гильз цилиндров «мокрого» типа являются блуждающие паразитные токи, проходящие через ОЖ на «массу». При коротком замыкании в электропроводке ток течет на «массу» по пути наименьшего сопротивления. Часто этим путем оказывается система охлаждения. Электроток, проходя через ОЖ, быстро разлагает нитриты, содержащиеся в некоторых присадках, а ведь именно эти присадки защищают гильзы цилиндров от кавитации.

Известен факт: в США тяжелый магистральный грузовик, находившийся вроде бы в прекрасном состоянии, вышел в рейс, и через 9,5 тыс. км пути у него полностью вышел из строя двигатель – разрушились гильзы цилиндров. Причиной стало короткое замыкание в стартере.

Достаточно распространены и другие причины – отложения накипи и шлама, действие хлоридов, содержащихся в воде: в особо серьезных случаях эти соединения обезуглероживают чугун до такой степени, что гильзы цилиндров становятся хрупкими, будто они из песка.

Накипь образуется на горячих стенках гильз за счет выпадения в осадок солей кальция и магния, содержащихся в ОЖ, которые вместе с частичками примесей и продуктов коррозии «прикипают» к поверхностям нагретого металла. Слой накипи имеет очень малую теплопроводность, т. е. ухудшает теплоотвод, и детали цилиндропоршневой группы перегреваются. Традиционные ОЖ, содержащие силикаты, имеют такое неприятное свойство, как образование гелей. Жидкости, содержащие фосфаты, могут образовывать нерастворимые осадки – шлам, т. е. илистые отложения минерального (или органического) происхождения, скапливающиеся в застойных полостях рубашки охлаждения двигателя и в нижнем бачке радиатора. Эти гели и осадки блокируют термостат, засоряют радиатор и протоки рубашки охлаждения, что приводит к нарушению охлаждения двигателя.

Кавитация, образование накипи и многие другие явления в системе охлаждения связаны со свойствами охлаждающей жидкости. Поговорим о них подробнее.

Типы антифризов

ОЖ разных типов. В настоящее время применяют охлаждающие жидкости, изготовленные на основе этиленгликоля или родственного ему спирта – пропиленгликоля. Обычно содержание гликоля в воде составляет от 30 до 60%. Именно при таком составе ОЖ обладает самой низкой температурой охлаждения и высокой температурой кипения (лучше, чем у чистого этиленгликоля и тем более воды). По физическим свойствам этиленгликоль и пропиленгликоль (и их смеси с водой) весьма похожи. По некоторым данным, при использовании ОЖ на основе пропиленгликоля увеличивается срок службы уплотнений жидкостных насосов двигателей. Никаких значительных различий в ресурсе шлангов и уплотнений гильз цилиндров, а также в темпах расхода присадок обнаружено не было. Известны результаты испытаний, по которым пропиленгликоль показал некоторые преимущества при защите от кавитационной коррозии. Разница между этиленгликолем и пропиленгликолем в том, что этиленгликоль очень ядовит для человека, может абсорбироваться даже через кожу, а пропиленгликоль менее опасен, зато дороже этиленгликоля приблизительно в 10 раз. Поэтому ОЖ на основе пропиленгликоля составляют в общем объеме продаж на рынке около 1%.

Отечественная химическая промышленность выпускает ТОСОЛы на базе этиленгликоля марок А-40, А-60 и А-65, имеющие температуру замерзания –40, –60 и –65 °С соответственно. Заметим, что температура замерзания, указанная на упаковках ОЖ, это температура, при которой в ней образуются первые кристаллы льда, т. е. до полного затвердевания еще далеко.

Антифризы разных типов различаются присадками, введенными в этиленгликоль (доля присадок, используемых для изготовления охлаждающих жидкостей двигателей, как правило, меньше 3% по массе). Назначение всех пакетов присадок одинаковое, но по химическому составу они могут кардинально различаться. ОЖ традиционного состава содержат пакеты присадок на основе солей неорганических кислот: силикатов, нитритов и т. д. ОЖ, произведенные по карбоксилатной технологии (англ. аббревиатура OAT, organic acid technology), содержат ингибиторы коррозии – соли органических кислот (карбоксилаты).

«Обычные» ОЖ. Для предотвращения вспенивания в состав «обычных» антифризов добавляют антипенные присадки, а поскольку этиленгликоль оказывает на металлы коррозионное действие, добавляют и антикоррозионные присадки. В антифризы для дизельных двигателей включают также присадки для защиты гильз цилиндров «мокрого» типа от воздействия кавитации.

Силикаты – это ингибитор коррозии алюминия.

Декстрин – углевод типа крахмала, он защищает от коррозии припои, алюминий и медь.

Толилтриазол – ингибитор коррозии цветных металлов: меди и ее сплавов, никеля, цинка, свинца и серебра.

Нитраты защищают от коррозии черные металлы.

Нитриты защищают от кавитации.

Нитриды также защищают от кавитации (но в меньшей степени, чем нитриты).

Бораты защищают от кавитации и поддерживают уровень щелочного числа (нейтрализуют кислоты).

Молибденаты защищают от кавитации, молибденовокислый натрий защищает от коррозии цинковые и хромовые покрытия. Такие ТОСОЛы имеют индексы «М»: А-40М, А-60М и А-65М.

Фосфаты защищают от кавитации, от коррозии алюминий и черные металлы, частично – медные детали, поддерживают уровень щелочного числа (нейтрализуют кислоты). Фосфаты добавляют в состав многих антифризов производства компаний США и Японии. Европейские производители автомобилей не рекомендуют использовать ОЖ, содержащие фосфаты, в Европе пользуются антифризами, содержащими другие ингибиторы. Причина в том, что вода в Европе более жесткая, чем в США и Японии, и фосфаты, взаимодействуя с жесткой водой, способствуют образованию накипи из солей кальция или магния на теплопередающих поверхностях. До 90% отечественных «обычных» ОЖ производится с использованием силикатов и нитритов.

Конечно, лучше использовать современный готовый антифриз, специально предназначенный для тяжело нагруженных дизелей, но даже в таких ОЖ силикаты и нитриты быстро истощаются, и через 30…40 тыс. км пробега автомобилей ОЖ практически полностью теряет защитные свойства. Использование нитридных присадок сопряжено с множеством трудностей. Во-первых, нитриды довольно быстро истощаются. Во-вторых, сами по себе нитриды нестабильны и могут выпадать в осадок, образуя в системе охлаждения осадки и гель. В-третьих, увеличение концентрации этих присадок приводит к коррозии алюминиевых сплавов и припоя. Практически неорганические нитридные присадки не могут обеспечить защиту от кавитации гильз «мокрого» типа на уровне, какого требуют условия эксплуатации современных дизельных двигателей. Заметим также, что силикаты, фосфаты и бораты ядовиты и чрезвычайно опасны для окружающей среды и человека.

По мере работы «обычной» ОЖ содержание присадок уменьшается, и в нее следует вводить дополнительные присадки. Однако делать это следует осторожно, поскольку слишком высокое содержание нитритов может вызвать коррозию металла припоев, а чрезмерное содержание других присадок вызывает повышение общей концентрации растворенных твердых веществ, что создает опасность выпадения твердых отложений и ухудшения охлаждения. Заметим, что пакеты присадок сбалансированы, и в случае нарушения композиции за счет быстрого расхода одного из компонентов ОЖ утрачивает свои свойства. Поэтому, чтобы обезопасить систему охлаждения от выпадения отложений, рекомендуется полностью заменять «обычную» ОЖ через каждые два года.

Главным недостатком ОЖ, произведенных по традиционной технологии, является неспособность присадок на основе неорганических соединений защищать алюминий (и другие металлы) при температурах свыше 105 °С и при мощных тепловых потоках.

Антифризы, предназначенные для бензиновых легковых автомобилей, нельзя использовать для дизельных двигателей, особенно высоконагруженных. Правда, существуют «универсальные» антифризы, которые, как утверждают их производители, можно применять и для легковых автомобилей, и для тяжелой техники. Универсальный состав содержит достаточно силиката, чтобы обеспечить надлежащую защиту алюминия, но не настолько высокий, чтобы его нельзя было использовать в тяжелых транспортных средствах.

Присадки SCA. Для защиты гильз цилиндров «мокрого» типа от кавитации в высоконагруженных дизелях в состав «обычной» ОЖ обязательно должны быть введены дополнительные присадки, содержащие нитрит (англ. аббревиатура SCA – supplemental coolant additive). Следует учесть, что существует два основных типа присадок SCA: одни содержат нитриты/ бораты, другие – нитриты/ молибденаты/ фосфаты. Смешивать ОЖ, содержащие присадки SCA разных типов, не рекомендуется, как и приобретать подозрительно дешевые присадки SCA, которые могут оказаться подделкой и нанести системе охлаждения лишь вред. Проверьте, указано ли на упаковке, какому стандарту соответствует присадка – например, ASTM D-5752: это будет хоть какой-то гарантией качества продукта.

ОЖ увеличенного срока службы. Чтобы решить проблему быстрого старения ОЖ, в последние годы разработаны охлаждающие жидкости увеличенного срока службы (англ. аббревиатура ELC – extended life coolant) для современных высокофорсированных дизелей, в которых ингибиторами кавитации и коррозии в большинстве случаев служат карбо­ксилаты, устойчивые к окислению и тепловому воздействию органические кислоты (англ. аббревиатура ОАТ – Organic Acid Technology). Они защищают металлические детали, в том числе алюминиевые, образуя тонкую окисную пленку, причем только на очагах коррозии. Благодаря «адресной» защите расход присадок происходит гораздо медленнее. Карбоксилатные антифризы не образуют в процессе эксплуатации гелей и осадка. Производители этих ОЖ обещают, что они могут использоваться без замены до 1 млн. км, 5 лет или 12 000 моточасов. На упаковке таких антифризов западные производители ставят маркировку «G12».

«Обычные» ОЖ образуют на поверхности металла защитный слой, достигающий порой 0,5 мм. Защищая металл от коррозии, этот слой одновременно значительно ухудшает теплоотвод (до 50%) за счет своей низкой теплопроводности. При этом увеличивается вероятность перегрева двигателя. Карбоксилатные охлаждающие жидкости образуют защитный слой только в местах образования коррозии толщиной 0,0006 мм. При этом на остальных теплопередающих поверхностях защитный слой, ухудшающий теплоотвод, не формируется.

Карбоксилатные антифризы не агрессивны по отношению к пластиковым, эластомерным, резино-силиконовым и другим материалам, используемым в системе охлаждения.

«Гибридные» антифризы. Существуют ОЖ на основе органических кислот с добавлением неорганических ингибиторов (например, нитритов, силикатов и/ или фосфатов), такие антифризы часто называют гибридными (англ. аббревиатура Hybrid OAT, HOAT). Также иногда гибридными называют антифризы, созданные на основе некарбоксилатных органических кислот, таких как бензоаты (соли бензойной кислоты), и др. Карбоксилатные ОЖ, содержащие нитриты, иногда называют «созданные по технологии нитритных органических кислот» (англ. аббревиатура Nitrit OAT, NOAT).

Антифриз по допуску для Mercedes — DRIVE2

Заморочился с подозрением на течь из патрубка радиатора.

Соотношение компонентов в системе охлаждения — для Всех типов двигателей:

Антифриз/вода:до -37: 50/50

до -45: 55/45

Mercedes рекомендует использовать два вида антифризов:согласно спицификациям: 325.0 и 325.2 / 3

Антифриз, согласно листу 325.0.Оригинальный номер: 000 989 08 25 или 000 989 21 25предназначен для систем жидкостного охлаждения бензиновых и дизельных двигателей, изготовленных из чугуна или алюминия.

цвет в зависимости от производителя от синего до зеленого.

Антифриз, согласно листу 325.2 / 3Оригинальный номер отсутствует.Обозначения сторонних производителей:Mobil Frostschutz 600Castrol Antifreeze SF VDKцвет в зависимости от производителя от желто-оранжевого до красного.

предназначен для систем жидкостного охлаждения бензиновых и дизельных двигателей, изготовленных из чугуна или алюминия с использованием медных сплавов

Эти антифризы, НЕЛЬЗЯ СМЕШИВАТЬ.

Лист для бензиновых двигателей:

325.0:

104.941 на W202 — Объем системы: 10,0 (-AC) / 10.5 (+AC)104.942 / 980 / 992 на W124 — Объем системы: 9,0 (-АС) / 9,5 (+АС)104.943 / 981 / 991 на W129 — Объем системы: 11,5104.994 / 990 / 994 на W140 — Объем системы: 14,5104.945 / 995 на W210 — Объем системы: 8,0

104.996 на W463.208 / 230 / 231 — Объем системы: 11,8

111.920 / 921 / 941 / 944 / 945 / 961 / 974 / 975 для W202, 111.940 / 960 для W124, 111.942 / 947 / 970 для W210, 111.944 / 945 / 975 для W208, 111.946 для W170 — Объем заливки: 8,0 (-АС) / 8,5 (+АС)111.943 / 958 / 973 / 983 для W170 — Объем заливки: 8,5 (-АС) / 9,0 (+АС)111.951 / 955 / 981 для W203 — Объем заливки: ~8,5

111.977 для W163 — Объем заливки: ~10,5

112 для W170 — Объем заливки: ~8,0112.910 / 920 для W202, 112.940 для W208 — Объем заливки: ~9,5112.911 / 921 / 941 для W210 — Объем заливки: ~10,0112.912 / 946 для W203, 112.912 / 946 /955 для W209 — Объем заливки: ~10,5112.913 / 917 / 949 / 954 для W211 — Объем заливки: ~9,5112.916 / 953 — Объем заливки: ~10,0112.922 / 944 / 972 для W220 — Объем заливки: ~10,5112.923 / 943 для W129 — Объем заливки: ~11.75112.942 для W163 — Объем заливки: ~11,00112.945 для W463.209 / 232 /233 / 244 / 245 / 250 — Объем заливки: ~11,5112.951 / 976 для W639, кроме кода h23/HZ7 — Объем заливки: ~8,1112.951 / 976 для W639, с кодом h23/HZ7 — Объем заливки: ~9,9112.960 для W170.466AMG — Объем заливки: ~8,0112.961 для W203AMG — Объем заливки: ~10,5112.970, 113.965 для W163 — Объем заливки: ~12,0112.973 для W230.647 — Объем заливки: ~10,8

112.975 для W220 — Объем заливки: ~10,4

113.940 / 980 для W210, 113.943 / 984 для W208, 113.944 для W202 — Объем заливки: ~11,00113.941 / 960 для W220, 113.942 / 981 для W163, 113.948 / 966 для W220, 113 для W215 — Объем заливки: ~11,5113.961 для W129 — Объем заливки: ~12.75113.962 для W463.206 / 240 / 241 / 247 / 248 / 249 / 254 — — Объем заливки: ~12,00113.963 для W230.475 — Объем заливки: ~11.5113.961 для W164 — Объем заливки: ~10.0113.967 / 969 для W211 — Объем заливки: ~10.75113.967 для W219 — Объем заливки: ~10.65113.968 для W209, 211, 113.969 для W211 — Объем заливки: ~11.50113.982 для W463.241 / 243 / 246 — Объем заливки: ~11,9113.986 / 991 для W220 — Объем заливки: ~13,5113.987 / 988, 113.989 для W171 — Объем заливки: ~11,5113.990 — Объем заливки: ~13,2113.991 для W215 — Объем заливки: ~14,5113.992 / 995 для W230, 113.993 для W463.270 / 271 — Объем заливки: ~13.0

113 для W251 — Объем системы: 6,6

120.980 / 982 на W140 — Объем системы: 18,5120.981 / 983 на W129 — Объем системы: 19,0

137.970 — Объем системы: ~12,0

155.980 — Объем системы: ~11,0

156 для W164 / 251 — Объем системы: 7,5156 для W209 / 211 / 219 — Объем системы: 8,0

156 для W216 / 221 — Объем системы: 10,0

166.940 / 960, 166.961 / 991 — Объем системы: от 4,9 до 5,7166.961 / 991 с кодом HZ6, 166.960 / 995 — Объем системы: от 5,7 до 6,8

266.920 с КП 716.5** без кода 550 — Объем системы: ~6,5266.920 с КП 716.5** с кодами 550/580/581 — Объем системы: ~8,2266.920 c RG 716.5** без кодов 580/581 — Объем системы: 7,0266.920 c КП 722.8** с кодами 580/581 — Объем системы: 7,2266.920 / 940 с КП 722.8** без кодов 580/581 — Объем системы: 6,8266.940 c КП 722.8** с кодами 580/581 — Объем системы: 9,6266.940 с КП 716.5 с кодами 580/581 — Объем системы: 9,6266.940 с КП 716.5 без кодов 580/581 — Объем системы: 7,0266.960 с КП 722.8** — Объем системы: ~6,8266.960 c КП 716.5** — Объем системы: ~7,0266.980 с КП 722.8** без кодов 580/581 — Объем системы: ~6,8

266.980 с КП 711.6 без кодов 580/581, 266.980 с КП 722.8** с кодами 580/581, 266.980 с КП 722.8** с кодами 580/581 — Объем системы: ~7,0

271 — Объем системы: ~8,0

272 для W204 — Объем системы: 5,0272 для W164 / 211 / 251, 272.964 для W219 — Объем системы: 6,5272 для W171 / 209, 272.920 / 940 / 941 для W203 — Объем системы: 7,0272 для 230, 272.960 / 970 для W203 — Объем системы: 7,5

272 для W221, 272.985 для W219 — Объем системы: 8,0

273 для W164 / 251 — Объем системы: 6,5273 для W211 / 219 — Объем системы: 7,0273 для W230 — Объем системы: 8,0273 для W209 — Объем системы: 7,5273 для W216 / 221 — Объем системы: 8,5

273 для W463 — Объем системы: 6,0

275.950 для W215/220 — Объем системы: ~12,2275.951 / 954 для W230 — Объем системы: ~9,4275.953 для W216/221 — Объем системы: ~8,8275.980 для W215 — Объем системы: ~12.5275.980 для W220, 275.981 для W230 — Объем системы: ~12,0275.982 для W221 — Объем системы: ~11,8

285.950 / 980 для W240 — Объем системы: ~10,3

Лист для дизельных двигателей:

Лист 325.0

601.911 / 921 — Объем системы: 8,5601.912 — Объем системы: 8,5 (-АС) / 9,0 (+АС)

601.913, 602.911 / 961 — Объем системы: 8,0

602.912, 603.913 / 960 / 962 / 963 — Объем системы: 9,0 (-АС) / 9,5 (+АС)602.930 — Объем системы: 10,5602.931 — Объем системы: 9,0602.938 / 939 / 942 / 946 / 947 — Объем системы: 10,5602.962 — Объем системы: 8,0602.982 — Объем системы: 8,75

602.983, 603.931 / 972 — Объем системы: 9,5

603.961 / 970, 603.971, 603.996 — Объем системы: 10,0

604.910 / 912 / 915 / 917 -AC — Объем системы: 6,0604.910 / 912 / 915 / 917 +АС — Объем системы: 7,0

605.910 / 911 / 960 / 962 — Объем системы: 7,5605.912 — Объем системы: 7,0

606.910 — Объем системы: 8,0606.912 — Объем системы: 7,5606.962 — Объем системы: 9,0

606.964 / 961 +АС — Объем системы: 10,0

611.960 — Объем системы: 8,0611.961 — Объем системы: ~10,3

611.962 — Объем системы: ~11,9

612.961 — Объем системы: ~10.6612.962 / 967 — Объем системы: ~12.4612.963 — Объем системы: ~11.0

612.990 — Объем системы: ~13.0

613.960 — Объем системы: ~15.5613.961 — Объем системы: ~11.2

628.960 — Объем системы: ~16.5628.961 — Объем системы: ~15.3628.962 c кодом h22 — Объем системы: ~15.25628.962 без кода h22 — Объем системы: ~14.71

628.963 — Объем системы: ~ 12.0

629 для W211 — Объем системы: 8,0629 для W221 — Объем системы: 9,0

629 для W164 — Объем системы: 6,5

640.940 с КП 711.6** или 716.5** — Объем системы: ~6,8640.940 с КП 722.8** — Объем системы: ~6,5640.941 с кодами 580/581 — Объем системы: ~10,8640.942 с КП 716.5** с кодами 580/581 — Объем системы: ~9,4

640.942 с КП 722.8** с кодами 580/581 — Объем системы: ~9,8

642 для W164 / 251 — Объем системы: ~6,5642 для W204 — Объем системы: ~5,5642 для W203 / 209 / 211 / 219 / 221 / 463 — Объем системы: ~7.5642 для 461 без Webasto — Объем системы: ~12,0

642 для 461 с Webasto — Объем системы: ~12,6

647.961 — Объем системы: ~11.25

648.960 — Объем системы: 14.5648.961 — Объем системы: ~12.0

668.914 — Объем системы: 5,2668.914 с кодом HZ6 — Объем системы: 6,8

668.940 / 941 — Объем системы: ~6,5

Лист для 325.2:

119.960 / 972 / 982 для W129 — Объем системы: 15,0 (-AC) / 15.5 (+АС)119.970 / 971 / 980 / 981 для W140 — Объем системы: 16,5119.974 / 975 для W124 — Объем системы: 15,5

119.980 / 985 для W210 — Объем системы: 11,0


Смотрите также

 

"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453

Новости