С-Петербург, улица Тосина 3
+7 (812) 917-84-85
+7 (921) 316-27-00

Блок абс устройство и принцип работы


Устройство и принцип действия антиблокировочной системы тормозов

Резкое нажатие на педаль тормоза при движении по скользкой дороге может стать причиной серьезных проблем, вплоть до заноса и вылета неуправляемого автомобиля в кювет или на встречную полосу. Чтобы не допустить этого, на многих современных моделях устанавливается антиблокировочная система.

Устройство механизма

Работа ABS направлена на то, чтобы не допустить проскальзывания  колес на покрытой льдом дороге и их пробуксовки при нажатии на тормозную педаль. Колеса при пробуксовке вращаются, но нормального сцепления с дорожной поверхностью при этом нет. АБС, установленная на автомобиле, позволяет предотвратить блокировку и сохранить возможность управления ТС, а значит, с высокой вероятностью избежать аварии.

В состав этого механизма входят:

  • Датчики скорости.
  • Клапаны.
  • Нагнетающее устройство.
  • Блок управления антиблокировочным механизмом (БУ АБС).

Разберем более подробно все перечисленные элементы.

Принцип работы

Датчики скорости

Эти элементы устанавливаются на всех колесах (реже – на дифференциале) и предназначены для определения момента, который граничит с блокировкой колес ТС. Принцип работы датчика АБС заключается в том, что он считывает электронные импульсы, передавая их затем на БУ.

Клапаны

Каждый тормоз, который контролируется АБС, снабжен клапанами. В современных системах эти элементы могут находиться в трех положениях:

  • 1 – клапан открыт. В этом случае давление беспрепятственно передается на тормозной механизм колеса от ГТЦ.
  • 2 – клапан изолирует тормозной механизм автомобильного колеса от ГТЦ, блокируя линию подачи. Таким образом, не допускается опасное увеличение давления, которое может произойти, если водитель очень сильно нажмет на педаль.
  • 3 – клапан несколько понижает уровень давления в колесном тормозном механизме.

Нагнетающее устройство (насос)

В опасной ситуации клапан вынужденно снижает давление воздуха в тормозе, чтобы обеспечить правильную работу системы. Чтобы вновь повысить уровень давления до нормального, и используется насос.

Блок управления

Это устройство представляет собой мини-компьютер. Задача блока заключается в фиксации показаний определителей скорости и контроле функции клапанов.

Как работает система антиблокировки?

Существует несколько разновидностей ABS, и принципы их работы различаются между собой. Чтобы понять основу функционирования этих механизмов, разберемся, как действует самый простой из них.

БУ АБС при работе постоянно считывает информацию с датчиков скорости. Резкое уменьшение темпа фиксируется этим устройством. Так, при сильном надавливании на педаль тормоза происходит практически мгновенная блокировка колеса, но для того, чтобы автомобиль, движущийся со скоростью 100 км/ч, остановился, ему даже на сухой и ровной трассе понадобится около 5 сек. В результате машину понесет по инерции на замерших колесах, и она потеряет управление.

Чтобы этого не произошло, блок управления антиблокировочным механизмом снижает уровень давления в тормозной системе до необходимого уровня, чтобы замедление колес не получилось слишком быстрым. Поэтому, даже если растерявшийся или неопытный водитель надавит со всей силы на педаль, колеса будут затормаживаться с учетом инерции движения ТС, что позволит сохранить управляемость.

Когда антиблокировочная тормозная система срабатывает, водитель ощущает достаточно сильное биение тормозной педали: это происходит потому, что клапана быстро (до 15 циклов/сек) открываются и закрываются. Пугаться этого явления не стоит, оно свойственно любой машине с АБС.

Разновидности систем антиблокировки

Тип антиблокировочного механизма, устанавливаемого в автомобиле, определяется тем, какова его система торможения. Рассмотрим, как работают АБС с разным количеством каналов – оно зависит от того, сколько установлено датчиков скорости и отдельно контролируемых клапанов.

4 канала, 4 датчика

Это наиболее эффективная система антиблокировки, использующаяся на большинстве современных легковых авто. Датчики скорости в таком случае устанавливаются на все колеса. Этот тип АБС обеспечивает контроль БУ над каждым колесом, а значит, обеспечивает максимально эффективное торможение без потери управляемости ТС.

3 канала, 3 датчика

Эта разновидность системы распространена на пикапах, где механизм антиблокировки контролирует 4 колеса. На передней оси обе стороны снабжены своим клапаном и датчиком. Сзади же оба колеса контролируются общим клапаном и датчиком.

Эта система, как и в вышеописанном случае, обеспечивает индивидуальный контроль левого и правого переднего колеса. Она менее эффективна на задней оси, поскольку для срабатывания механизма нужно, чтобы на грани блокировки одновременно оказались оба колеса.

1 канал, 1 датчик

Эта ABS позволяет контролировать только заднюю ось. Ее схема имеет режим работы, аналогичный описанному выше. Недостаток ее заключается в том, что при торможении одно из колес может оказаться заблокированным, из-за чего эффективность действия механизма заметно снизится.

Такой тип системы антиблокировки включает в себя общую тормозную магистраль, которая посредством тройника подключается к колесам задней оси. Индукционный датчик в этом механизме находится около дифференциала заднего моста.

Обнаружив неисправность ABS (АБС), желательно отправляться сразу в автосервис, поскольку качественной и эффективной аппаратурой для ее диагностики и ремонта автолюбители располагают очень редко. Предварительно можно проверить, где произошла поломка, визуально осмотрев или протестировав с помощью мультиметра ответственный за ее работу предохранитель. К отключению системы может привести также загрязнение контактов, плохое соединение или нарушенная изоляция. Если при осмотре этих недостатков не выявлено, остается ехать к специалистам на СТО.

Действительно ли эффективен механизм антиблокировки?

Исследования, проведенные специалистами, показали, что машины, оснащенные ABS, попадают в ДТП реже, чем автомобили без нее. В то же время процент смертей при авариях (если таковые все же происходят), практически одинаков независимо от того, оснащена машина антиблокировкой или нет. Это вполне понятно, поскольку основная задача АБС – сохранение управляемости при торможении на скользкой дороге, а не защита людей при ДТП.

Напоследок следует коснуться еще одного, часто задаваемого вопроса. Многие автолюбители интересуются, нужно ли прерывистое давление на педаль при торможении на скользкой поверхности, как советуют учебники по вождению, если машина оборудована ABS. Ответ – прерывистое нажатие в этом случае не требуется, оно лишь приведет к увеличению времени торможения. Задача водителя – останавливать машину в обычном режиме, а эффективное торможение без блокировки колес обеспечит АБС. Сильное биение тормозной педали, пугающее новичков – нормальное явление, поэтому, почувствовав его, отпускать тормоз не нужно.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Антиблокировочная система (ABS): описание, принцип работы, плюсы и минусы

Антиблокировочная система – одна из систем автомобиля, которая без особых условий автомобилисту даже не заметна. Однако данный факт отнюдь не говорит о ее малозначимости – в критической ситуации именно она нередко спасает жизни пешеходов, водителя и его пассажиров.

Что такое антиблокировочная система?

Антиблокировочная система или, как ее сокращенно называют, АБС (Antilock Brake System, ABS) – система датчиков, контролирующая угловую скорость вращения колес путем изменения давления в магистралях тормозной системы и тем самым не допускающая блокировки первых. Благодаря чему авто имеет меньший тормозной путь на дорогах с низким коэффициентом сцепления и хорошую управляемость, даже при выжатой до конца педали тормоза.

Принцип работы и общее устройство АБС.

При движении любого транспортного средства по дорожному полотну на его колеса действует сила трения покоя, то есть относительно дороги точка контакта колес является неподвижной. Эта сила гораздо мощнее силы трения скольжения. Отсюда следует вполне логичный вывод: торможение при неподвижных (скользящих) колесах менее эффективно, чем замедление вращающимися со скоростью движения авто колесами, и, кстати, более опасно, ведь автомобиль, у которого колесо (одно или несколько) находится в скольжении, малоуправляем.

Нужное же вращение колес в критических ситуациях как раз и обеспечивает АБС.  Как все происходит?

Как только машина начинает движение, антиблокировочная система тормозов включается и при помощи одной из своих главных составляющих – датчиков скорости, установленных  в колесных узлах, отслеживает наличие/отсутствие вращений колес. В первом случае система будет находиться в состоянии покоя и никак на данный факт не отреагирует, во втором – начнет уменьшать давление в топливной магистрали заблокированного колеса до тех пор, пока то не начнет вращение и не установит нужного сцепления с дорогой. Когда это произошло, «электронный мозг» АБС посылает команду гидравлическому блоку, состоящему из насоса и n-го количества клапанов, зафиксировать  данный уровень давления, что тот и делает до тех пор, пока вновь не возникнет необходимость корректировки скорости вращения покрышек. И так может повторяться много раз.

Резюмируя можно сказать, что суть всей работы ABS сводится к циклу «торможение-анализ-растормаживание».

Виды.

Как уже отмечалось ранее, всю главную работу в АБС тормозов, выполняют насос и клапана, непосредственно воздействующие на давление в топливных магистралях. Эти клапана могут контролироваться отдельно, а могут группами. И в зависимости от того, как именно это происходит и где расположены датчики скорости, выделяют 3 основных вида антиблокировочных систем.

1 вид – 4-канальная с 4 датчиками движения.

На сегодняшний день является самой эффективной: каждое из колес имеет свой клапан и датчик движения, позволяющие системе контролировать и управлять ими в отдельности.

2 вид – 3-канальная с 3 датчиками.

Наиболее характерен для пикапов и небольших грузовиков. Здесь передние колеса, как и в предыдущем варианте, каждое имеет сой датчик и клапан давления, а вот в отношении задней оси они едины. Следовательно, передние колеса отслеживаются и настраиваются в случае чего по отдельности, задние – в паре.

3 вид – 1-канальная с 1 датчиком.

Также наиболее часто встречается на пикапах и небольших грузовиках. Только в отличие от предыдущего вида, вообще не имеет датчиков/клапанов на передних колесах, есть только один на заднем мосте.

Плюсы АБС.

  1. Гарантирует водителю более эффективное торможение – автомобиль останавливается на 15 процентов быстрее.
  2. Уменьшает износ покрышек – в среднем, на 7 процентов.

Минусы.

  1. Не для всех покрытий антиблокировочная система тормозов одинаково полезна, к примеру, в снегу, на рыхлом грунте, сухом асфальте/ бетоне, она, скорее, больше мешает, чем помогает, увеличивая своим присутствием тормозной путь.
  2. Опасная разблокировка колем при подъеме авто в гору.

Возможные неполадки, особенности эксплуатации.

Antilock Brake System – одна из немногих систем автомобиля, которая ломается крайне редко. Если такое и происходит, то в большинстве своем обуславливается некоторыми упущениями со стороны автовладельца.

Что это могут быть за упущения?

  1. Наличие значительных колебаний или падение напряжения бортовой сети авто, поэтому не забывайте регулярно контролировать исправность, генератора, проводки, клемм и всего электрического оборудования.
  2. Неправильная замена тормозной жидкости в системе: на машинах с ABS такая замена, как правило, имеет некоторую свою специфику. Отсюда вывод: если не уверены в своих силах или недостаточно осведомлены – не лезьте, куда не следует, доверьте всю работу профессионалам.
  3. Слишком большой люфт в подшипниках ступицы – может провоцировать выход из строя колесных датчиков, входящих в состав антиблокировочной системы. Будьте внимательны к каждому узлу своего авто, особенно к колесам.

Видео.

Skoda Octavia Системы безопасности - oct_syst_bez_rus.pdf

Клубные скидки по карте на запчастидля ЛЮБЫХ автомобилей!
http://autodoc.ru (скидка опт 3) http://apex.ru (скидка по опт-6)
http://exist.ru (скидка VIP) http://auto-z.ru (скидка 5%)
Скидки действуют сразу - в день заказа карты! Заказать дисконтную карту можно тут... Отзывы о карте.

All information for your car is avalible in the menu on the left side of the page.

All documentation in English is marked (eng.), in German - (ger.) Для всех у кого есть Volkswagen, руки и желание ими что-либо делать... For all who has Volkswagen, hands and desire to do something by them...

Volkswagen Technical Site ©1999-2018 by Nick Pitchik

Контакты, реклама на сайте / Contact Us

Устройство АБС автомобиля

При резком торможении на скользкой дороге могут возникнуть проблемы. Антиблокировочная система (ABS) принимает на себя это действие и бережет Ваши нервы. На самом деле, на скользкой дороге даже профессиональный водитель не может затормозить без ABS также быстро, как среднестатистический водитель с ней.

В этой статье мы рассмотрим антиблокировочные системы — зачем они нам нужны, как они устроены, как они работают, какие они бывают, и какие проблемы могут возникнуть при их использовании?

Расположение компонентов антиблокировочной системы.

Система ABS

В теории, антиблокировочная система устроена достаточно просто. Если Вы буксуете на льду, то видите, как колеса вращаются, но сцепление с дорогой отсутствует. Это происходит из-за проскальзывания опорной площади колеса на льду.

Антиблокировочная система предотвращает блокировку и проскальзывание колес, что дает Вам два преимущества: остановка происходит быстрее и Вы сохраняете управление автомобилем во время остановки. ABS включает в себя следующие компоненты:

  • Датчики скорости
  • Насос
  • Клапаны
  • Блок управления

Датчики скорости

Антиблокировочной системе необходимо отслеживать момент, пограничный с блокировкой колес. Датчики скорости, установленные на каждом колесе, или в некоторых случаях, на дифференциале, считывают эту информацию.

Клапаны

В тормозной системе установлены клапаны для каждого тормоза, контролируемого ABS. В некоторых системах клапан имеет 3 положения:

  • В положении 1 клапан открыт; давление от главного цилиндра передается на тормоз.
  • В положении 2 клапан блокирует линию, изолируя тормоз от главного цилиндра. Это предотвращает повышение давления при более сильном нажатии на педаль тормоза.
  • В положении 3 клапан немного снижает давление в тормозе.

Насос

Т.к. клапан может ослаблять давление тормозов, необходимо как-то его нагнетать в исходное положение. Для этого используется насос; когда клапан стравливает давление в линии, насос нагнетает его до необходимого уровня.

Блок управления

Блок управления представляет собой компьютер. Он отслеживает показания датчиков скорости и контролирует клапаны.

Работа ABS

Существуют различные варианты алгоритмов и их комбинаций для управления ABS. Мы рассмотрим принцип работы наиболее простой системы. Блок управления непрерывно считывает показания датчиков скорости. Он отслеживает любые уменьшения скорости, которые не являются нормальными. Например, перед блокировкой колеса, скорость его вращения резко падает.

При игнорировании этого, колесо останавливается намного быстрее, чем автомобиль. В идеальных условиях для остановки при скорости движения 100 км/ч, автомобилю требуется примерно 5 секунд, но колесо блокируется менее, чем за 1 секунду.

Блок управления ABS знает, что такое резкое прерывание движения невозможно, поэтому он снижает давление на тормоза до тех пор, пока не начнется ускорение, затем опять повышает давление до повторного торможения. Это происходит настолько быстро, что колесо не успевает резко изменить скорость.

В результате колеса тормозят с той же скоростью, что и автомобиль, при этом колеса тормозят в положении, пограничным с блокировкой. При этом система достигает максимального тормозного усилия. При срабатывании ABS вы почувствуете пульсацию педали тормоза; это происходит из-за быстрого открытия и закрытия клапанов. В некоторых ABS происходит до 15 циклов открытия/закрытия клапанов в секунду.

Типы антиблокировочных систем

В автомобилях используются различные типы антиблокировочных систем в зависимости от типа установленных тормозов. Мы будем рассматривать ABS по числу каналов — т.е. количеству клапанов, которые контролируются по-отдельности — и количеству датчиков скорости.

Четырехканальная ABS с четырьмя датчиками

Данный тип является наилучшим. Датчики скорости установлены на каждом колесе, а также для каждого колеса установлен отдельный клапан. При таком типе ABS, блок управления контролирует каждое колесо в отдельности для обеспечения наивысшего усилия торможения.

Трехканальная ABS с тремя датчиками

Обычно такой тип используется на небольших грузовиках (пикапах) при действии ABS на все четыре колеса. Передние колеса имеют два датчика и клапана, по одному для каждого колеса, а для задних колес устанавливается один датчик и клапан.

Датчик скорости задних колес расположен на заднем мосту. Такая система предусматривает индивидуальный контроль для каждого переднего колеса, обеспечивая максимального усилия торможения.

Задние же колеса отслеживаются в паре, т.е. для срабатывания ABS необходима блокировка обоих задних колес. Такой тип ABS допускает блокировку одного заднего колеса при торможения, что снижает его эффективность.

Одноканальная ABS с одним датчиком

Такой тип обычно устанавливается на небольших грузовиках (пикапах) при действии ABS только на задние колеса. Такая ABS имеет только один клапан для контроля обоих задних колес и один датчик, расположенный на заднем мосту.

Данный тип функционирует также, как и задняя часть трехканальной ABS. Задние колеса отслеживаются в паре, т.е. для срабатывания ABS необходима блокировка обоих задних колес. Такой тип ABS допускает блокировку одного заднего колеса при торможения, что снижает его эффективность.

Такую ABS легко узнать. Обычно она имеет одну тормозную магистраль, идущую к обоим задних колесам через тройник. Вы также можете найти датчик скорости по электрическому соединению рядом с дифференциалом заднего моста.

Часто задаваемые вопросы по ABS

Нужно ли мне тормозить прерывистым нажатием на педаль тормоза на скользкой дороге?

При езде на автомобиле, оборудованном ABS, не нужно тормозить прерывистым нажатием на педаль. Прерывистое нажатие на педаль тормоза используется при торможении автомобиля без ABS для предотвращения блокировки колес и сохранения управления машиной.

В автомобилях с ABS блокировка колес не происходит никогда, поэтому прерывистое нажатие на педаль лишь продлит время остановки. При экстренном торможении на автомобиле с ABS необходимо уверенно нажимать на педаль тормоза и удерживать ее нажатой, пока ABS осуществляет торможение. Вы можете почувствовать сильную пульсацию педали, но так и должно быть, не отпускайте педаль.

Правда ли работает антиблокировочная система?

ABS делает торможение более эффективным. Она предотвращает блокировку колес и обеспечивает наименьший тормозной путь на скользкой дороге. Но способствует ли ABS предотвращению ДТП?

Американский институт дорожной безопасности провел ряд исследований для определения, насколько часто автомобили ABS участвуют в ДТП со смертельным исходом. Результаты исследования 1996 г. показали, что ABS не предотвращает возникновение ДТП со смертельным исходом.

Также было отмечено, что автомобили с ABS реже участвуют в ДТП со смертельным исходом для водителя и пассажиров автомобиля, с которым произошло столкновение, но чаще со смертельным исходом для водителя и пассажиров машины с ABS, особенно при ДТП с участием одного автомобиля. По этой причине до сих пор ведутся споры по поводу эффективности ABS.

Некоторые считают, что водители автомобилей с ABS неправильно осуществляют торможение и отпускают педаль, когда чувствуют ее пульсацию. Некоторые считают, что если ABS позволяет управлять автомобилем при экстренном торможении, то многие в приступе паники съезжают с дороги и разбиваются.

Последние исследования показывают, что автомобили, оборудованные ABS, реже участвуют в ДТП, однако это еще не является основанием полагать, что ABS повышает безопасность движения.

Давайте соединим все части ABS вместе и посмотрим, как она работает. На рисунке представлен как пример, так и крупный план расположения компонентов ABS в автомобиле


Смотрите также

 

"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453

Новости