Экология потребления.Мотор:На чем будут ездить автомобили через несколько десятков лет. Одним из альтернативных источников топлива считается водород.
На чем будут ездить автомобили через несколько десятков лет. Одним из альтернативных источников топлива считается водород. Поговорим о преимуществах использования водорода как топлива для автомобилей.
ДОСТОИНСТВА ВОДОРОДНОГО ТОПЛИВА
Скоро появится возможность использования водорода в качестве топлива для ДВС в составе гибридных двигателей, а к концу десятилетия, возможно, сможете купить автомобиль на так называемых топливных элементах, в котором вообще нет ДВС. В качестве источника энергии в нем будет использоваться водород, который безопасен и экологичен: единственным выбросом в атмосферу будет водяной пар, а выхлопная труба автомобиля превратится в водосточную.
Водород — самый распространенный химический элемент: он содержится в воде, в нефти, в природном газе. Мы знаем также, что водород в газообразном состоянии крайне летуч, и годами это было большим барьером на пути водородной экономики.
Заправка автомобиля водородом будет быстрой и простой и отнимет столько же времени, как и заправка бензином. Эксперименты показали, что можно разбить емкость с водородом, уронить ее, проткнуть, бросить в огонь и даже взять в руки гибридный компаунд, находящийся внутри, — и все это без вреда для человека и окружающей среды.
Также, ученые совместно с авто производителями разрабатывают альтернативные источники топлива, помимо водорода.
СОВРЕМЕННЫЕ АВТОМОБИЛИ НА ВОДОРОДЕ
Самый первый серийный автомобиль на топливных элементах - это Toyota Mirai. Рассмотрим его принцип работы. Toyota Mirai - по сути, электромобиль. Электричество вырабатывается в блоке топливных элементов при взаимодействии кислорода и водорода. Электрический ток проходит через инвертор, где преобразуется из постоянного в переменный, а напряжение увеличивается до 650 В. Реакция происходит без процесса горения, а “выхлоп” - безвредный водяной пар.
Тяговый синхронный электродвигатель приводит в движение передние колеса. Питание - не только от топливных элементов, но и от никель-металл-гибридной батареей мощностью 21 кВт: она подпитывается при рекуперативном торможении и отдает энергию при резких ускорений.
ЧТО МЕШАЕТ ПЕРЕЙТИ НА ВОДОРОДНОЕ ТОПЛИВО
Во-первых, психология потребителей. Мало кто согласится приобрести электромобиль, даже несмотря на то, что электродвигатель гораздо эффективнее, КПД выше (до 95% против 40-50% у ДВС). Что тут говорить, если даже к гибридным автомобилям у некоторых “специалистов” отношение снисходительное. Недостаточный спрос не позволяет развиваться этой отрасли автомобилестроения адекватными темпами.
Во-вторых, внедрение автомобилей на водороде требует создания соответствующей инфраструктуры(заправки, автосервисы). Это требует колоссальных инвестиций. Хотя можно предположить что в долгосрочной перспективе все затраты окупятся. Например, в Германии сейчас 19 водородных заправок, а к 2023 году обещают свыше 400. Они будут построены также за счет авто производителей, которые инвестируют внушительную часть средств.
В-третьих, цена водородного топлива. В Германии один килограмм водорода стоит примерно 9,5 евро. И его хватает на 70-100 км пробега. Это ужасно дорого, почти в 2 раза дороже чем дизельное топливо или бензин. И еще надо учитывать стоимость автомобиля на водороде, его цена выше в 2 раза, чем на аналогичные бензиновые машины. опубликовано econet.ru
«Водород – топливо ближайшего будущего» - именно под таким девизом проходит внедрение двигателей внутреннего сгорания потребляющего H? в автотранспорт и другую промышленность. Уже давно водородное топливо занимает лидирующую позицию среди прочих альтернативных источников энергии, благодаря многим своим уникальным свойствам: экологичность, больший коэффициент полезного действия по сравнению с бензиновым и дизельным топливом.
«Если водород обладает такими чудесными характеристиками» - воскликните Вы,- «Почему же его практически не используют на автотранспорте?».Причина здесь одна, а именно: человечеству очень трудно отказаться от такого привычного, пусть и все время дорожающего топлива, как бензин. Правительства и автопроизводители многих ведущих стран мира постоянно удлиняют сроки перевода транспортного производства на водородное топливо, объясняя свою позицию тем, что установки для массового получения водорода в промышленных объемах появятся только к 2020-2030 годам этого века.
Возможно, американские и европейские аналитики правы в своих подсчетах, но в истории имеются доказательства экстренного перевода большого автопарка на водород в течение 10 -12 дней! Об этом и многих других фактах, мы расскажем в следующем разделе.
Начнём наше историческое исследование с того, что использование водорода в качестве топлива для двигателя внутреннего сгорания началось ещё в 19 веке. Правда сказать точно, кто первым запустил ДВС, применив электролиз воды, не представляется возможным. Архивы упоминают некоего французского изобретателя Франсуа Исаака де Риваз, который разработал первый в мире двигатель внутреннего сгорания в 1806 году потребляющий водородное топливо. Естественно, об использовании бензина тогда не могло быть и речи.Необходимую электрическую энергию для работы ДВС Франсуа Исаак де Риваз получал методом электролиза воды. При этом процессе выделялась энергия и выхлопные газы в виде водяного пара и некоторого количества азота. Трудно сказать насколько востребованным было изобретение француза в начале 19 века, однако именно ему приписывают первенство в использовании водорода, как топлива.Но заставить с помощью энергии водорода двигаться самоходный экипаж (прототип автомобиля) смог в 1959 году бельгийский изобретатель Жан Жозеф Этьен Ленуар. Первый ДВС использовал в качестве топлива, как водород, так и светильный газ.Возможно, водород так бы и прижился в качестве основного топлива для автотранспорта, но в 1870 году стали использовать бензин в ДВС. Постепенно первые эксперименты с водородным топливом были забыты. Человечество стало привыкать к бензиновым выхлопам.Вспомнить о водороде, как топливе для ДВС пришлось только в конце 1941 года, в блокадном Ленинграде. Военный техник Б.И.Шелищ обратился к командованию с предложением: использовать для заправки автомобилей блокадного города отработанный водородный газ. Командование посчитало предложение Б.И.Шелища ценной разработкой, и разрешило начать опыты.Совершенно ясно, что в блокадном Ленинграде не хватало бензина для работы автопарка грузовиков. Необходим был альтернативный источник топлива. Водород? Но где взять его в таком количестве, чтобы заправить 400-600 автомобилей? Стоит напомнить, что блокадный Ленинград защищался от налетов вражеской авиации не только зенитными орудиями, но и заградительными аэростатами, которые парили в небе, наполненные водородом, мешая вести прицельную бомбардировку города. Эти воздушные защитники управлялись с земли с помощью аэростатных лебёдок установленных на грузовиках ГАЗ. Естественно, работали лебёдки от ДВС автомобиля.Водородные шары постепенно теряли высоту и спускались на землю. Именно они стали источником необходимого городу и транспорту топлива. За короткое время (на переоборудование ДВС 200 машин небольшой группе техников потребовалось около недели) были переоборудованы 600 грузовиков ГАЗ на водородное топливо.После войны, когда запасы бросового водорода истощились об изобретении и успешной эксплуатации ДВС на этом виде топлива благополучно забыли.Но время шло, и грянул исторический, в первую очередь для человеческого сознания, энергетический кризис 1970-х годов. Люди впервые поняли необходимость альтернативных источников энергии и многие автопромышленные компании стали на путь инновационных разработок. Бывали случаи, кстати, в бывшем СССР, когда на водородное топливо переводили весь автопарк предприятия. Так, например, Украинский Институт Проблем Машиностроения переоборудовал весь свой автомобильный актив на водородный ДВС и благополучно справлялся с топливными кризисами.Но и этот эксперимент ожидало забвение: после распада союза об успешных опытах забыли.Современные водородные автомобили находятся в стадии проектирования. Точнее сказать опытные модели уже есть, но выпускать серийно их никто пока не собирается. Почему? Причина ясна: инфраструктура заправок автотранспорта водородом развита ещё хуже, чем зарядных станций для электромобилей. Виной всему, конечно, сложность и дороговизна получения водорода в промышленных масштабах. Электролиз воды, по сути, единственный приемлемый метод выработки водорода, но и он стоит недёшево.Теперь понятно, почему автокомпании не спешат переходить на водород. Они будто замерли в ожидании чуда: нового, более дешевого и простого способа получения водорода, больших финансовых вливаний в инфраструктуру водородных заправок и т.д.
Что ж, будем и мы верить в чудо и ждать новых решений от нанотехнологий, а пока узнаем о преимуществах и недостатках водородного топлива для ДВС.
Главным и неоспоримым преимуществом автомобилей на водородном топливе является высокая их экологичность. Так и запишем:Экологичность водородного топлива. Продуктом горения водорода является вода, точнее водяной пар. Это, естественно, не означает, что при езде на таком автотранспорте не будет выделяться токсичных газов, ведь в ДВС помимо водорода сгорают ещё и различные масла. Однако количество выбросов их несравнимо с чадящими бензиновыми коллегами. Собственно, ухудшающееся состояние экологии – это проблема человечества, и если количество бензиновых «монстров» будет расти такими темпами, то водородное топливо, как когда-то, в войну, станет единственным спасением теперь уже не города, а всего человечества.ДВС на водороде может использовать и классические виды топлива, такие как бензин. Для этого придётся устанавливать на автомобиль дополнительный топливный бак. Такой гибрид гораздо легче «продвинуть» на рынок, чем чистый водородный ДВС.Бесшумность.Простота конструкции и отсутствие дорогостоящих, ненадёжных и опасных систем топливоподачи, охлаждения и т.д.
Коэффициент полезного действия электродвигателя работающего на водородном топливе в несколько раз выше, чем у классического двигателя внутреннего сгорания.
Большой вес автомобиля. Для работы электродвигателя на водородном топливе необходимы мощные аккумуляторные батареи и водородные преобразователи тока, которые в общей конструкции весят не мало, да и габариты у них внушительные.
Дороговизна водородных топливных элементов.
При использовании водорода с традиционным топливом велика опасность взрыва и возгорания.Несовершенные технологии хранения водородного топлива. То есть, ученые и разработчики до сих пор не решат, какой сплав использовать для баков хранения водорода.Не разработаны необходимые стандарты хранения, транспортировки, применения водородного топлива.Полное отсутствие водородной инфраструктуры заправок автомобилей.Сложный и дорогой способ получений водорода в промышленных масштабах.
Прочитав о достоинствах и недостатках водородного топлива можно сделать вывод, что в свете ухудшающийся экологии, альтернативный источник энергии водород станет единственным продуктивным решением проблемы. Но, если обратится к недостаткам, то становится ясным, почему, до сих пор, серийный выпуск водородных автомобилей откладывается на неопределённый срок.
В этом разделе статьи мы приведем список мировых производителей, которые испытывают и выпускают автомобили на водородном топливе:Honda – выпускает модель Honda FCX;Ford Motor Company — испытывает концепт Focus FCV;Toyota — выпускает модель Toyota Highlander FCHV;Daimler AG — выпускает модель Mercedes-Benz A-Class;Hyundai — выпускает модель Tucson FCEV;
General Motors;
И всё-таки водород это единственная приемлемая и экологическая чистая энергия, у которой огромное будущее. Человечеству и, его самой прогрессивной части, ученым осталось только найти источник или способ добычи водорода в промышленных масштабах, разработать всю необходимую инфраструктуру, привести в порядок инструкции по эксплуатации водородного топлива и можно навсегда забыть об нефтяных вышках, выхлопных газах и прочих «прелестях» бензиновой зависимости.
Современное автомобилестроение развивается с акцентом на производство более экологичных транспортных средств. Это обусловлено развернувшейся во всём мире борьбой за чистоту атмосферного воздуха путём снижения выбросов углекислого газа. Постоянный рост цен на бензин также заставляет производителей искать другие источники энергии. Многие ведущие автостроительные концерны постепенно переходят к серийному производству машин, работающих на альтернативном топливе, что уже в самом ближайшем будущем приведёт к появлению на автодорогах мира достаточного количества не только электрокаров, но также авто с двигателями, работающими от водородного топлива.
Авто, работающее на водороде, призвано снизить атмосферные выбросы углекислого газа, а также других вредных примесей. Использование водорода для приведения в движение колёсного транспортного средства, возможно двумя различными способами:
ВДВС представляет собой аналог широко используемых сегодня двигателей, топливом для которых является пропан. Именно эту модель движка проще всего перенастроить для работы от водорода. Принцип его действия тот же, что у бензинового двигателя, только в камеру сгорания вместо бензина поступает сжиженный водород. Авто с ВЭ – это, фактически, электрокар. Водород здесь выступает лишь сырьём для выработки электроэнергии, необходимой, чтобы привести в действие электрический мотор.
Водородный элемент состоит из следующих частей:
Принцип действия ВЭ построен на физико-химической реакции, состоящей в следующем:
Газообразный водород заправляют в бак автомобиля так же, как и бензин, а затем особый топливный элемент, производящий химическую реакцию за счет водорода и кислорода, преобразует электроэнергию, которая и является движущей силой машины
Таким образом, при движении автомобиля не выделяется углекислый газ, а лишь водяной пар, электричество и окись азота.
Главные игроки автомобилестроительного рынка уже имеют опытные образцы своей продукции, использующие водород в качестве топлива. Можно уже определённо выделить отдельные технические характеристики таких машин:
Совсем неплохие параметры даже для бензиновых двигателей. Пока ещё не наметился крен в сторону ВДВС, использующего сжиженный Н2 или машин на ВЭ, и непонятно, какой из этих типов двигателей достигнет лучших технических характеристик и экономических показателей. Но сегодня больше выпущено моделей машин с электроприводом, работающих от ВЭ, которые дают больший КПД. Хотя расход водорода для получения 1 кВт энергии меньше в ВДВС.
К тому же переоснащение ДВС под водород для увеличения КПД требует изменения системы зажигания установки. Не решена пока проблема быстрого прогорания поршней и клапанов из-за более высокой температуры горения водорода. Здесь всё решит дальнейшее развитие обеих технологий, а также динамика цен при переходе к серийному производству.
Среди основных преимуществ водородомобилей можно отметить:
Кроме того, машины, работающие на ВДВС, имеют меньший вес и больше полезного объёма, несмотря на необходимость установки баллонов для топлива.
К недостаткам водородомобилей можно отнести:
Однако, с переходом к массовому выпуску авто, оснащённых водородными силовыми установками, большая часть этих недостатков наверняка будет устранена.
Производством машин на водородном топливе занимаются такие ведущие мировые автомобилестроительные компании, как BMW, Mazda, Mercedes, Honda, MAN и Toyota, Daimler AG и General Motors. Среди опытных моделей, а у некоторых производителей уже и мелкосерийных, имеются автомобили, функционирующие только на водороде, или с возможностью использования двух видов топлива, так называемые гибриды.
Уже выпускаются такие модели водородомобилей, как:
Сегодня можно сказать определённо, что, несмотря на имеющиеся трудности (новое всегда с трудом пробивает себе дорогу), будущее принадлежит более экологичным автомобилям. Автокары, работающие на водородном топливе, составят достойную конкуренцию электромобилям.
Опрос: Тип кузова вашего авто22.05.2018
В 1806 Франсуа Исаак де Ривз предложил идею: получение водорода из воды методом электролиза. Патент на прообраз водородного двигателя выдали в 1841 году. В 1852 году немцы соорудили силовой агрегат, работавший на водороде. В блокадном Ленинграде использовали водород в качестве горючего машины на водородном топливе — за неделю переоборудовали более 600 грузовиков. К идее использования водорода для автомобилей вернулись во второй половине XX века. Арабское нефтяное эмбарго 1970-х годов подтолкнуло к более серьезным экспериментам с водородными моторами. Сегодня их считают серьезной альтернативой двигателям внутреннего сгорания, работающих на бензине и дизтопливе. Все ведущие авто корпорации мира занимаются разработками и совершенствованием водородных двигателей. Первой была Toyota, двадцать лет назад приступившая к проектированию нового типа двигателя. Она же выпустила первый водородный автомобиль — Toyota Mirai АСМ, правда, в основном для наработки практического опыта. Основное препятствие (пока) массового распространения подобных машин — высокая цена и слабо развитая сеть водородозаправочных станций.
Водородное топливо, оно же гидрогенное, по крайней мере на современном этапе не делится на октановые числа как бензин, поэтому говорить о таком специальном топливе для автомобилей пока не приходится. Теплотворность водорода намного выше, чем у бензина. Отсюда его высокая экономичность. В пересчете на равные эквиваленты (1 килограмм водорода равен одному галлону или 3,79 литра бензина), на гидрогене можно проехать расстояние в два раза больше.
Водородный автомобиль Toyota MiraiПринцип работы в сгорании водорода в двигателе. По сравнению с обычным нефтяным топливом гидрогенное сгорает гораздо быстрее. В традиционном двигателе бензин или дизтопливо, смешанные с воздухом, заполняют камеру сгорания. Когда поршень на миг застывает в крайнем верхнем положении, топливо воспламеняется. Продукт горения — газ, давит на поршень, и автомобиль движется. Эта же реакция в водородном двигателе происходит значительно быстрее. Цилиндр наполняется жидким гидрогеном в тот момент, когда поршень двинулся к нижней мертвой точке. Происходит реакция. Результат — вместо выхлопных газов образуется настолько чистая вода, что ее можно пить. Однако остаются смазочные масла, без них невозможна работа двигателя. Эти масла, хоть и в малых количествах, попадают в камеру сгорания, загрязняя топливо. Это основной и трудно устранимый недостаток гидрогенного двигателя. BMW и Mazda в 1970-е года выпускавшие автомобили с роторными двигателями, предприняли попытку создать на основе роторного водородный силовой агрегат. В силу своей конструкции — впускной и выпускной коллекторы находятся на большом расстоянии друг от друга — роторные моторы избавлены от попадания смазочного масла в камеру сгорания. Попытка оказалась неудачной: мощность упала в два раза, а расход топлива вырос в два раза. Проект пока свернули. Другая технология пришла из космоса — топливные ячейки. Водород проходит через такую ячейку с катализатором, соединяется с кислородом — образуется вода. Только по конструкции этот агрегат напоминает электромобиль — накопленная энергия попадает в аккумуляторы, а из них в электромотор.
Они состоят из корпуса, разделенного пополам мембраной — в одной части анод, в другой — катод. Они покрыты палладием или платиной — это катализаторы. Это самая дорогая часть ВЭ — 70% от общей стоимости изделия. Сейчас ведутся исследования по замене этих дорогостоящих металлов на более дешевые: иридий, иридий-кобальтовую смесь, соединения железа с магнием и другие. Применение этих металлов снижает стоимость ВЭ в два-три раза. Для работы топливных элементов нужен водород и кислород. Первый в анодном отделении отдает свои электроны аноду. Для этого и нужен катализатор. Полученные в анодном отделении протоны через мембрану переходят в катодное отделение, в которое так же подается кислород. Сами электроны по аноду попадают в систему питания электродвигателя и приводят его в движение. Катализатор катода соединяет электроны с протонами — так образуется молекулярный водород. А кислород, попадая в камеру сгорания, образует молекулы воды. В этом экологичность водородных автомобилей — нет выхлопа с углекислым газом, только водяной пар и небольшая окись азота.
Водородный автомобиль BMW i8 (концепт)Недостатки тоже существенны, хотя и не касаются непосредственно самой конструкции:
На современном этапе водород получают путем переработки метана — 90% всего мирового объема производства.
Остальные 10% производятся:
Особой альтернативы водороду, как виду автомобильного топлива нет. Во-первых, нефти становится все меньше. Ей необходима замена. Во-вторых, Необходимо снизить выбросы углекислого газа в атмосферу. 23-25% этих выбросов приходится на долю современного автомобиля. В-третьих, электромобили, на которых потрачено столько сил и средств, по многим параметрам несколько уступают водородным — выше вес, долгое время зарядки, незначительная дальность поездки, ниже скорость разгона и некоторые другие факторы. Поэтому будущее в автомобильном мире пока за водородным движителем.
Преимущества и недостатки водородного топлива для автомобилей Ссылка на основную публикацию
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453