С-Петербург, улица Тосина 3
+7 (812) 917-84-85
+7 (921) 316-27-00

Диагностика системы охлаждения


Диагностика системы охлаждения

Подробности Категория: Системы охлаждения, отопления и кондиционирования

Техническое состояние системы охлаждения характеризуется оптимальным тепловым режимом работы двигателя. Температура охлаждающей жидкости должна находиться в диапазоне 85–95 ºС.

Система охлаждения двигателя обычно заполняется специальными жидкостями: Тосолом  или антифризом. Охлаждающая жидкость должна периодически меняться (раз в 1–2 года). Дело в том, что антифриз постепенно утраивает антикоррозионные, антиокислительные и антивспенивающие свойства, что ухудшает условия работы системы охлаждения.

В процессе эксплуатации автомобиля необходимо регулярно проверять уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке.

ВНИМАНИЕ  Уровень всегда должен быть выше метки «min» на 3–4 см.

Проверку следует производить при холодном двигателе, так как при горячем уровень значительно повышается и показания становятся некорректными.

В случае если уровень охлаждающей жидкости оказался ниже отметки «min», в расширительный бачок необходимо добавить соответствующую жидкость. Если тосола под рукой не оказалось, то можно добавить чистую воду, но в этом случае температура замерзания смеси повысится.

Если уровень охлаждающей жидкости понизился после небольшого пробега за короткий период эксплуатации автомобиля, то необходимо проверить герметичность системы охлаждения. Герметичность соединений системы определяют с помощью внешнего осмотра при работе двигателя. Наиболее вероятными местами подтекания охлаждающей жидкости являются соединения резиновых шлангов:

  •        с патрубками водяного насоса;

В случае обнаружения течи, следует подтянуть стяжные хомутики.

Важное значение для работоспособности и долговечности автомобиля имеет не только наличие охлаждающей жидкости в расширительном бачке, но и ее плотность. Особое значение данный параметр приобретает в холодное время года: чем ниже плотность, тем выше температура начала кристаллизации жидкости. В результате жидкость может замерзнуть, а элементы системы охлаждения — выйти из строя.

Проверка плотности производится денсиметром с использованием стеклянного цилиндра. Возможна проверка плотности ареометром. Если же плотность недостаточна, то доведение концентрации антифриза до необходимого значения плотности производится путем доливки концентрированного антифриза «Тосол А».

ВНИМАНИЕ  Следует помнить, что этиленгликоль и охлаждающие жидкости, приготовленные на его основе, ядовиты. Даже небольшое количество жидкости может вызвать тяжелое отравление!

При переливании жидкости, ее нельзя отсасывать, а после окончания работы необходимо тщательно мыть руки, чтобы избежать случайного попадания ядовитой жидкости внутрь организма.

Если двигатель автомобиля не работает, то герметичность системы охлаждения можно определить с помощью подачи сжатого воздуха в систему. Для этого вместо пробки радиатора устанавливается специальное приспособление, с помощью которого нагнетается воздух в систему охлаждения до тех пор, пока указатель манометра не достигнет значения 100 кПа. Быстрое снижение давления сигнализирует о течи в системе охлаждения.

ПРИМЕЧАНИЕ  Регулярной проверке подлежит также состояние и натяжение ремня привода водяного насоса.

Нарушения теплового режима двигателя, например перегрев в нормальных условиях эксплуатации или длительный прогрев после пуска (не в холодную погоду), могут быть вызваны неисправностями термостата. Проверку можно осуществить непосредственно на автомобиле. После пуска холодного двигателя при исправном термостате нижний бачок радиатора начинает нагреваться, когда стрелка указателя температуры воды находится примерно на расстоянии 3–4 мм от красной зоны шкалы — это соответствует температуре охлаждающей жидкости 80–85 ºС.

О техническом состоянии термостата можно судить по температуре начала открытия основного клапана и по ходу байпасного клапана. Для этого термостат нужно снять с автомобиля, поместить в бак с водой или охлаждающей жидкостью и закрепить на кронштейне. В донышко байпасного клапана следует упереть ножку индикатора. Начальная температура жидкости в баке должна быть на 5–7 ºС ниже номинальной температуры открытия основного клапана (80–83 ºС).

Подогревая жидкость, замечают начало открытия клапана термостата. За температуру начала открытия принимается температура, при которой ход байпасного клапана составит 0,1 мм. В зависимости от разновидности термостата эта температура должна быть либо 80 либо 83 ºС (указывается на донышке термостата).

Техническое состояние водяного насоса характеризуется:

  •        осевым и радиальным биением вала;
  •        отсутствием течи жидкости через сальник вала насоса.

Повышенная шумность и биение сигнализируют о неисправности подшипника водяного насоса. Если обнаружилась течь жидкости через сальник вала водяного насоса, то это означает, что сальник износился и требует замены.

Шум водяного насоса прослушивается на холостых оборотах двигателя. Утечка через сальник обнаруживается по подтеканию жидкости в передней части насоса.

Система охлаждения двигателя:ремонт,диагностика.

Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания разработана для поддержания температурного режима и для эффективного использования двигателя автомобиля. Она крайне необходима потому что во время своей работы узлы двигателя контактируют с сильно раскаленными газами, что вызывает их большой нагрев. Неисправности в выводе лишнего тепла от внутренних узлов двигателя могут спровоцировать их перегревание, что приводит к сгоранию смазочных веществ между механизмами и к дальнейшему неотвратимому заеданию. Стандартный температурный режим двигателя равняется 80-98˚C.

Конструкция системы охлаждения.

Главные механизмы системы вывода тепла от двигателя внутреннего сгорания исполнены в виде: – радиатора, который тщательно охлаждает жидкость самой системы отводя тепло. – водяного насоса, вырабатывающего циркуляцию охлаждающей жидкости двигателя. – вентилятора, который значительно увеличивает силу воздушной струи через ребра радиатора. – гидромуфты привода воздушного вентилятора, выполняющей функцию транспортирования момента вращения от механизма коленчатого вала к самому вентилятору. – термостата, который настраивает циркуляционный температурный режим охлаждающей жидкости. – крышка радиатора которая содержит клапан,служащий для выброса охлаждающей жидкости в расширительный бочок и обратно. – расширительный бочок.

Работа водяного насоса:

Водяной насос, который начинает действовать с помощью привода, вращением своей крыльчатки вырабатывает разряжение в собственной приемной камере. В результате появляющегося разряжения тепло переходит из радиатора в свободное пространство водяного насоса. Затем создается нагнетание тепла в каналах, которые охлаждают блоки цилиндров. После этого оно переходит в каналы охлаждения самих головок блока, а далее поступает к термостату.

Работа термостата:

Когда температура теплоносителя меньше 75˚C, тогда термостат закрыт, а тепло вращается по «малому кругу», обходя радиатор. Когда увеличивается температурный режим до 95˚C, тогда термостат самостоятельно открывается, а круг вращения увеличивается. При этом тепло проходит в проем трубной решетки радиатора и там быстро охлаждается воздухом, который нагнетает вентилятор.

Всем известно, что система охлаждения двигателя машины через некоторое время засоряется. Сбой гидродинамических функций циркуляции тепла вызывает существенный перегрев мотора и снижение его рабочих параметров.

Как промывается система?

Процедура промывки системы охлаждения заключается в замене охлаждающей жидкости. Во время этого наполняют систему пресной водой с добавлением специальных присадок или с применением особых промывочных веществ. После недолгой работы двигателя всю промывочную жидкость требуется слить. Такие действия повторяются, пока на выходе не будет достаточно прозрачной жидкости.

Чтобы выполнить нормальную промывку системы охлаждения двигателя следует.

- произвести действия, которые направлены на промывание системы вывода тепла от мотора, предусматривающие слив самой охлаждающей жидкости с последующим разъединением подводящих патрубков. Затем требуется отсоединить промывочный шланг от верхнего патрубка радиатора и перенаправить поток воды в средину трубного покрытия радиатора.

– выполнить промывание рубашки блока двигателя. Для этого необходимо соединить шланг с выходящим отверстием термостата, а после перенаправить поток воды в каналы системы вывода тепла от двигателя.

– промыть механизм радиатора отопителя, заранее отключив его от шлангов. Далее следует направить поток воды в штуцер отопительного устройства.

Процедура ремонта системы.

Среди частых проблем, из-за которых появляется необходимость в ремонте системы вывода тепла от мотора, нужно отметить следующие:

- поломка термостата, которую возможно заметить, когда тщательно проследить за нагревом движка. Долговременность нагрева мотора в зимнее время вместе с перегреванием в летнюю пору свидетельствуют о «заклинивании» термостата, когда он установлен в положении «открыто» (это может происходить как на большом, так и на меньшем круге циркуляции);

– неполадки водяного насоса, симптомом поломки которого является степень наполняемости расширительного бачка самого теплоносителя (когда она резко снижается, а никаких заметных повреждений бачка не видно);

– выход из строя вентилятора, что способствует недостаточному охлаждению двигателя.

Диагностика:

Диагностирование системы охлаждения двигателя заключается в проведении тестов на герметичность, которые производятся с помощью нагнетания большого давления в системе охлаждения. Затем запускают силовую установку с минимальной частотой обращения коленчатого вала. При таких условиях данные манометра не должны меняться, что будет означать неизменное внутреннее давление системы и ее полную герметичность.

Проверка системы охлаждения двигателя: диагностика возможных неисправностей

Система охлаждения двигателя предназначена для того, чтобы силовой агрегат работал в строго определенном температурном диапазоне. Другими словами, не допускается как перегрев, так и слишком интенсивное охлаждение мотора, которое не позволяет ДВС выйти на рабочую температуру.

Далее мы поговорим о том, как проводится диагностика системы охлаждения двигателя, а также чему следует уделить внимание, если двигатель не выходит на рабочую температуру (остается холодным) или перегревается, возникли утечки охлаждающей жидкости (ОЖ) и т.д.

Диагностика системы охлаждения двигателя

Не трудно догадаться, что основной задачей охлаждающей системы становится сначала обеспечение скорейшего выхода на рабочие температуры, после чего реализуется дальнейшее поддержание этой температуры и эффективный отвод избытков тепла в  атмосферу.

При этом не допускается, чтобы мотор оставался слишком холодным, так как непрогретый до рабочих температур двигатель под нагрузками изнашивается быстрее, а сильно перегретый ДВС может заклинить.

Становится понятно, что поддержание строго определенной рабочей температуры двигателя необходимо для того, чтобы зазоры между деталями после нагрева были оптимальными, горючее в цилиндрах сгорало полноценно, снижалась токсичность выхлопных газов и т.д. Температура охлаждающей жидкости в норме должна быть в диапазоне около 85-90 ºС.

Система охлаждения  на современных автомобилях является решением комбинированного типа, то есть двигатель охлаждается как за счет жидкостного, так и за счет воздушного охлаждения. С учетом того, что данная система включает в себя целый ряд составных элементов, а также в замкнутом контуре циркулирует специальная охлаждающая жидкость (тосол или антифриз), в процессе эксплуатации ТС нередко возникают неисправности.

На практике в рамках диагностики необходимо проверять всю систему, а не только отдельные элементы на предмет различных дефектов или износа. Еще важно учитывать, что современные авто зачастую имеют весьма ограниченное пространство под капотом.

Это значит, что шланги системы охлаждения могут иметь изгибы, несколько мест соединений, отличаются по размерам и форме. Хотя срок службы шлангов достаточно большой, со временем изнашиваются даже изделия высокого качества.

  • Итак, вернемся к диагностике. Прежде всего, необходимо проверить уровень и состояние охлаждающей жидкости в расширительном бачке. Рекомендуется, чтобы  уровень был между метками «мин» и «макс» на  прогретом ДВС. На холодном двигателе вполне допускается снижение уровня до отметки «минимум», так как после нагрева мотора уровень повысится в результате расширения горячей ОЖ.

Важно помнить, недолив антифриза приводит к тому, что двигатель может начать перегреваться, в то время как высокий уровень нередко становится причиной выдавливания ОЖ через крышку расширительного бачка.

Также помутнение ОЖ, наличие примесей и т.д. обычно указывает на то, что антифриз или тосол нужно менять. Как правило, охлаждающие жидкости рассчитаны на 2-3 года службы, затем происходит потеря полезных свойств.

  • Идем далее. Если заметно, что уровень охлаждающей жидкости даже после того, как был приведен в норму, все равно достаточно быстро понижается, следует проверять систему охлаждения на герметичность. Все соединения нужно осмотреть. Как правило, антифриз подтекает из:
  1. расширительного бачка;
  2. резиновых шлангов;
  3. патрубков или помпы;
  4. термостата;
  5. радиатора;

Бачок имеет свойство растрескиваться, в негодность часто приходит его крышка. Также течи в местах соединения возникают в том случае, если ослабевают стяжные хомуты. Радиатор охлаждения также может быть поврежден механическим путем, в нем возникают трещины и т.д. Часто ОЖ подтекает из-под корпуса термостата, течи можно обнаружить и в области установки водяного насоса системы охлаждения.

В любом случае, на заглушенном ДВС герметичность системы охлаждения определяют путем подачи воздуха в систему. Также вместо крышки радиатора ставится приспособление, через  которое воздух нагнетается до 100 кПа. Снижение давления укажет на разгерметизацию.

После обнаружения места утечки (в зависимости от  проблемного элемента) меняются соответствующие патрубки, ремонтируется радиатор, заменяется помпа, расширительный бачок или его крышка, термостат или корпус термостата и т.д.

  • Теперь давайте представим, что система герметична, состояние ОЖ нормальное, антифриз не уходит, однако тепловой режим работы ДВС все равно нарушен. В подобной ситуации мотор может как перегреваться, так и не выходить на рабочую температуру.

Обычно такие проблемы связаны с термостатом. Его быструю проверку можно выполнить прямо на машине без снятия. Сначала холодный ДВС запускают, затем следует дать мотору поработать на ХХ. Если термостат в норме, нижний бачок радиатора также начнет нагреваться по мере прогрева силовой установки. Это говорит о том, что при нагреве охлаждающей жидкости до 80-85 ºС термостат срабатывает.

Однако не следует забывать, что термостат может работать, но со сбоями. Речь идет о подклинивании устройства. Например, после прогрева ОЖ до заданной температуры термостат открывается, чтобы пропустить жидкость из малого круга в большой. При этом открытие происходит не полностью. В результате патрубки большого круга нагреваются, однако двигатель все равно склонен к перегреву, так как ОЖ не может циркулировать по большому кругу в полном объеме.

Проблемы возникают и в том случае, если термостат не закрывается при остывании ОЖ. Это проявляется долгим прогревом ДВС, двигатель прогревается, но только частично или же мотор все время остается холодным. Данные признаки говорят о том, что термостат все время открыт, охлаждающая жидкость постоянно циркулирует по большому кругу через радиатор.

Как в первом, так и во втором случае термостат нужно или сразу менять, или же помещать устройство в горячую жидкость, после чего замерять температуру его открытия и определять работоспособность элемента.

Полезные советы

Обратите внимание, не всегда снижение уровня антифриза или тосола указывает на проблемы именно с системой охлаждения. Охлаждающая жидкость может уходить прямо в цилиндры в том случае, если имеется повреждение прокладки ГБЦ, в головке или в блоке возникли трещины и т.д.

В подобной ситуации двигатель часто дымит белым дымом, так как ОЖ в виде пара выходит через выпуск. В этом случае головку или блок необходимо снимать, в рамках диагностики производится опрессовка головки блока. Затем принимается решение о ремонте ГБЦ или замене элемента. Также антифриз или тосол может течь в том случае, если проблемы возникли с заглушками блока двигателя. Течи через заглушки укажут на необходимость замены заглушек двигателя.

  • Еще следует добавить, что с наступлением холодного времени года очень важно не только наличие ОЖ, залитой строго по уровню, но и плотность антифриза. Помните, если в процессе эксплуатации приходилось доливать дистиллированную воду, плотность раствора понижается. Простыми словами, при понижении температуры жидкость может замерзнуть. Результатом замерзания часто становятся как повреждения элементов системы охлаждения, так и самого ДВС.

Плотность ОЖ измеряется ареометром, при необходимости концентрацию антифриза следует повысить путем доливки концентрата. При этом смешивать антифризы и тосолы разных марок настоятельно не рекомендуется.

Также важно помнить, что концентрат ОЖ является сильнейшим ядом! Не допускайте попадания вещества на кожу, в глаза, не принимайте внутрь!

  • Еще раз отметим, что тосолы или антифризы на основе этиленгликоля имеют в своем составе пакет активных присадок, которые препятствуют образованию коррозии, обладают антиокислительными и противовспенивающими свойствами. Однако со временем присадки срабатываются и перестают работать.

В результате разрушается крыльчатка помпы, радиатор «разъедает» изнутри, ржавеют каналы в БЦ и ГБЦ. Также продукты распада ОЖ в совокупности с общим загрязнением могут закупорить каналы системы, нарушить работу термостата и т.д. По этой причине работа системы охлаждения ухудшается, значительно сокращается ресурс ее составных элементов. В отдельных случаях коррозия разрушает каналы рубашки охлаждения двигателя, тосол или антифриз попадает в цилиндры или в систему смазки.

Чтобы не допустить возможных последствий и избежать целого ряда проблем, охлаждающую жидкость нужно менять один раз в 2 года. Особенно это справедливо, если речь идет о ТОСОЛе. Замену желательно производить с промывкой системы охлаждения. Также сегодня существуют антифризы нового поколения типа G12+, которые рассчитаны на 3-4 года службы.

  • Если возникли сомнения в эффективности работы системы, а также под подозрением термостат и т.д., при первичной диагностике измерить температуру шлангов и патрубков позволяет инфракрасный термометр. Для быстрой проверки достаточно включить печку в салоне, затем замеряется температура подводящего и отводящего шлангов отопителя. Температура должна быть практически на одинаковой отметке. Если заметны явные отклонения, это может указывать на необходимость ремонта.
Рекомендуем также прочитать статью о том, почему моторное масло попадает в бачок системы охлаждения двигателя. Из этой статьи вы узнаете о различных причинах попадания моторного масла в антифриз или тосол.

Напоследок отметим,  что шланги  при размещении в подкапотном пространстве следует обязательно проверять на отсутствие перегиба. Прежде всего, например, после замены патрубков, следует убедиться, что шланг не перегибается. Также важно, чтобы шланг не касался горячих поверхностей, не задевал за движущиеся элементы или острые кромки.

Перегибы ухудшают циркуляцию ОЖ, что под нагрузкой может стать причиной перегревов. Что касается механический повреждений, движущиеся детали могут перетереть шланг, острые края вызывают порезы, контакт с нагретыми поверхностями становится причиной ускоренного растрескивания патрубков. Результат — утечка охлаждающей жидкости, которая может стать причиной перегрева ДВС.

Диагностирование Системы охлаждения. Диагностические параметры.

Диагностирование СО заключается в опредеении теплового состояния системы, её герметичности , проверки натяжения ремня вентилятора, и работа термостата. Нормальный температурный режим 85-95градусов. Проверка натяжения ремня вентилятора. Натяжение ремня вентилятора считается нормальным если при нажатии на ремень средней части силой равной 3-4 кг он прогибается на 10-15мм.

Содержание работ по ТО системы охлаждения.

Проверка уровня и доливка Охл Жидк . крепежные работы. Проверка и регулировка натяжения ремня вентилятора. Смазочные работы.

\29) Особенности ТО системы охлаждения при применении низкозамерзающих жидкостей.

Замена НОЖ производится на непрогретом ДВС. Перед заполнением СО отворачивают специальные пробки для удаления воздуха и системы заполняют жидкостью до тех пор, пока она не начнет вытекать через пробки, а жидкость доливают до отметки мах на расширительном бачке . Затем двигатель запускают , прогревают до рабочей температуры и при необходимости доливают жидкость.

Растворы применяемые для удаления накипи из СО.

Если головка блока или блок из алюминиевого сплава то для удаления накипи применяются реаген хромпик К2С2О7. Процесс удаления: растворить 10гр хромпик на 10л воды на 7-10часов . Запустить двигатель и дать ему поработать 10-15мин на об хол хода и слить раствор через нижний патрубок. ДВС с чугунными головками с целью удаления накипи промывают каустинической содой 700-1000гр и 150гр керосина на 10л воды обработка такая же.

Отказы и неисправности смазочной системы системы , причины, признаки.

Снижение уровня масла -негерметичность системы, повреждение сальника, выгорание масла. Повышенное давление масла- загрязнение каналов СС, неисправность редукционного клапана, загрязнение фильтров. Пониженное давление-низкий уровень масла, снижение вязкости, засорение масло-приемника, износ масляного насоса, износ подшипников коленвала, заедание редукционного клапана в открытом положении. Повышенный расход масла-утечка, износ ЦПГ, закоксовывание прорезей в маслосъемных кольцах, износ маслосъемных колпачков, нарушение работы в системе вентиляции.

Диагностирование смазочной системы.

Давление масла в СС постоянно контролируется манометром и контрольной лампочкой на щитке. Для проверки давление масла в СС применяется контрольный манометр который подсоединяет к главной масляной магистрали обычно вместо датчика давления масла. После чего запускают ДВС. Качество масла (степень его окисления и загрязнения можно проверить методом капельной пробы и просматриванием метод на щупе. Контроль давления масла осуществляется с помощью манометра или сигнальной лампочки, загорающейся в момент запуска двигателя. Лампочка должна гаснуть при работающем двигателе, если давление масла в норме.

ВНИМАНИЕ Следует отметить, что в режиме холостого хода контрольная лампочка может загораться или мигать, и это не является признаком неисправности системы смазки.

Если давление масла внезапно падает, то необходимо остановить автомобиль, заглушить двигатель и проверить уровень масла в картере, а также надежность контактов в цепи датчика до указателя давления масла. Затем нужно проверить исправность датчика и масляного насоса. Для этого следует вывернуть датчик из блока цилиндров и повернуть коленчатый вал пусковой рукояткой. Если масло из отверстия вытекает сильной струей, то неисправен датчик, и его необходимо заменить. Двигатель же можно продолжать эксплуатировать. Но если масло из отверстия не вытекает, то это значит, что давление в системе смазки отсутствует, и двигатель эксплуатировать нельзя.

Содержание работ по ТО смазочной системы.

Ежедневный контроль за уровнем масла и необходимая доливка. ТО-1 проверка герметичности ЕС и слив отстоя из корпуса фильтра. При ТО-2 надо произвести и выполнить уход за фильтром. Замена масла в картере является плановой работой ТО и должна выполняться при ТО-2, а у легковых через 10тыс км или 1раз в год. При применении синтетических масел периодичность замены увеличивается.

35) Замена масла в двигателе с промывкой системы.

Отработавшие масла сливают с прогретого двигателя, т.к. в этом случае оно сливается быстрее более полно и вместе с ним удаляется большое количество загрязнений. Перед заливкой СС надо промыть. Рекомендуемые промывочные жидкости (масла): МПС-1, МПТ-2, веретенное масло, 50% моторного масла+50% дизельного топлива. Промывочное масло заливают до отметки минимум запускают ДВС и дают поработать 5-10мин глушат и сливают промывочное масло.


Смотрите также

 

"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453

Новости