С-Петербург, улица Тосина 3
+7 (812) 917-84-85
+7 (921) 316-27-00

Что лучше грм цепь или ремень


Привод ГРМ: что лучше цепь или ремень?

Тюнинг > Мануалы > Техника > Привод ГРМ: что лучше цепь или ремень?

Покупая новый автомобиль, первые несколько лет или несколько десятков тысяч километров, мы можем практически ни о чем не беспокоится. Достаточно в назначенное время заехать на гарантийный осмотр, где наше авто будет тщательно проверено. Владельцы подержанных автомобилей, желая сохранить его в хорошем механическом состоянии, вынуждены обращать внимание на множество деталей.

Среди элементов, вызывающих бессонницу многих водителей, мы можем выделить привод ГРМ. Сегодня наибольшей популярностью пользуются два решения: привод осуществляется ремнем или цепью. Вот только что будет надежнее? Здесь мнения разделились.

Подавляющее большинство водителей, услышав о цепи работающей в этом двигателе, без колебаний решаются на его покупку, ожидая безаварийности и практически вечной работы.

Сегодня подавляющее большинство силовых агрегатов оснащено турбонаддувом. В результате мощность и крутящий момент, которые добываются из рабочего объема, существенно выросли. Вместе с ними увеличилась нагрузка подвижных элементов двигателя, в том числе и привода ГРМ. В этом месте стоит объяснить главное преимущество цепи, благодаря которой, в теории она гораздо лучше чем ремень.

Для большинства из нас вопрос о периодической замене ремня не подлежит обсуждению. Поэтому, после нескольких десятков тысяч километров, или раз в несколько лет, мы должны заменить не только сам ремень, но и его направляющие — натяжители, и много компонентов двигателя, которые с ним взаимодействуют. В противном случае изношенный ремень может разорваться, доведя до огромных разрушений внутри привода.

В современных двигателях с цепным приводом ситуация выглядит аналогично — отличаются только визиты к механику, затраты и сложности самой службы.

Однако это не означает, что цепь ГРМ является гарантией от проблем и больших расходов на обслуживание. Следуя рекомендациям производителя и опытных механиков, мы сможем избежать большинства дорогостоящих ошибок. Что интересно, почти ни один производитель автомобилей не дает конкретного интервала замены, или контроля цепи — по их словам, это по-прежнему вечный элемент. Однако давайте не будем входить в заблуждение.

Кроме качества выполнения цепи, огромное влияние на срок службы этого элемента имеет качество и состояние используемого моторного масла. Владельцы двигателей с таким приводом, должны регулярно контролировать его состояние. При каждой периодической замене масла, фильтров, или замене лампочки, стоит попросить специалиста оценить состояние цепи.

Частые осмотры обеспечат нам покой на долгие годы. Если во время обычной проверки механизм ГРМ будет выявлять признаки износа, то необходимо, по возможности, быстро произвести замену сработанных деталей. Более того, между визитами к специалисту, водитель может самостоятельно проверять ее техническое состояние и степень износа. Услышанный от двигателя шум, стук, или цоканье, указывают на проблемы с цепью.

Цепь во время своей работы постепенно изнашивается — происходит растяжка. В какой-то степени растяжение компенсируется благодаря натяжителю. Однако позже дают о себе знать выше перечисленные признаки износа. Кроме этого, во время износа цепи изменяется и установка распределительных валов относительно коленчатого вала, а это может закончиться столкновением поршней с клапанами.

Цепь, несмотря на многие преимущества, остается дорогим в эксплуатации вариантом. Особенно в современных двигателях со сложной конструкцией ее замена означает значительные инвестиции. Что еще хуже, цепь не выдерживает такого большого срока, как ремень, замена которого в большинстве случаев закрывается с легкостью, в сумме 5000 рублей.

Ремень или цепь ГРМ, что же лучше ? — DRIVE2

Прежде чем рассказать, какой из типов ГРМ на двигателях внутреннего сгорания лучше, остановимся вкратце на устройстве и значении газораспределительного механизма для мотора. ГРМ состоит из трех основных компонентов:— Клапаны (впускают в камеры сгорания мотора топливовоздушную смесь и выпускают оттуда продукты ее сгорания, расположены в головке блока цилиндров);— Распределительный вал (отвечает за периодичность фаз газораспределения, заставляя клапаны открываться и закрываться, находится в головке цилиндров);

— Привод распределительного вала (передает крутящий момент с коленвала на распредвал, расположен между коленчатым и распределительным валом).

Цепь в ГРМ: достоинства и недостатки.Несмотря на то, что сегодня в большинстве случаев в конструкции данного привода ГРМ используется однорядная цепь, его считают более предпочтительным, чем ременной привод. Перечислим основные достоинства цепи ГРМ – это долговечность и надежность. Изготовленная из прочных сталей цепь практически не подвержена механическим повреждениям, она стойко переносит перепады температур и прочие погодные катаклизмы. Для двигателя с цепным приводом ГРМ такая поломка, как загиб клапанов, не характерна, хотя иногда и случается, когда автовладелец не реагирует на тревожные сигналы со стороны растянутой цепи – дребезжание, которое нельзя не расслышать даже при очень громкой работе двигателя. Ресурс работы цепи в приводе газораспределительного механизма исчисляется 100 или 200 тысячами километров. При приближении к таким значениям пробега автомобиля настоятельно рекомендуется проверить состояние цепи, натяжителей и успокоителей, а если выявится, что цепь растянулась или ролики износились – потребуется замена.

А теперь остановимся на недостатках цепного привода ГРМ. Их больше, чем преимуществ, но они не перевешивают главных достоинств механизма такого типа. Сложность конструкции – состояние цепи сложно оценить визуально, просто открыв капот, так как она находится в головке блока цилиндров и в самом блоке. Когда наступает срок проверки степени изношенности звеньев цепи или натяжителей, успокоителей или ограничительного пальца, приходится совершать ряд трудоемких операций по разборке и последующей сборке головки блока и блока цилиндра — только этот способ диагностики считается самым достоверным. Большая масса – металлическая цепь добавляет лишние килограммы к весу двигателя, что напрямую влияет не только на динамику автомобиля, но и на такой важный показатель, как расход топлива. Шумность – даже новая, хорошо натянутая цепь издает при работе ощутимый шум, который (особенно на дизельных двигателях) можно заглушить, применив довольно плотные шумоизоляционные материалы моторного отсека. Дорогое обслуживание – стоимость цепи и других деталей привода довольно высока, а работа по их замене тоже обойдется владельцу машины с двигателем с цепным приводом ГРМ в копейку.

Ремень в ГРМ: плюсы и минусыВ противовес цепному приводу газораспределительного механизма, ременной привод обладает рядом положительных свойств, благодаря которым он и получил столь широкое распространение в современном двигателестроении. К его очевидным плюсам относятся: Простота конструкции – ременной привод не нуждается в смазке, его механизм состоит из деталей, которые легко заменить, не прибегая к помощи специалистов. Легкий вес – ремень изготавливается из стекловолокна и неопрена, которые обладают небольшой массой. Вкупе с легковесными роликами и шкивами ременной привод ГРМ позволяет снизить массу двигателя, что положительно сказывается на динамике автомобиля и топливном «аппетите» его силового агрегата. Тихая работа – эластичный ремень не издает шума, характерного для металлической цепи, благодаря чему обеспечивается акустический комфорт в салоне автомобиля. Дешевизна обслуживания – стоимость ремня и других деталей такого привода намного ниже, чем цепи и других элементов такого механизма ГРМ. Простая конструкция привода обеспечивает доступ ко всем его элементам, что снижает затраты на обслуживание ГРМ. Наряду с такими положительными качествами, у ремня ГРМ имеется одно отрицательное свойство – несмотря на кажущуюся прочность конструкции, он подвержен разрывам в самое неподходящее время. Как правило, это происходит по причине скорого износа ремня или деталей привода под воздействием высоких или низких температур, загрязнения его поверхности, работе двигателя с повышенной нагрузкой. Ресурс работы ремня по регламенту многих автопроизводителей не превышает 50 – 60 тысяч километров: на таком пробеге рекомендуется заменить все движущиеся части механизма. Кроме того рекомендуется периодическая (раз на 10 тысяч километров пробега) проверка состояния ремня. Если этого не сделать, то в результате обрыва ремня у двигателя могут погнуться клапана, а это, в свою очередь, чревато дорогостоящим ремонтом. Напоследок, совет: какому бы типу привода ГРМ вы не отдавали предпочтение, периодически проводите проверку состояния цепи или ремня и при необходимости заменяйте изношенные детали этого узла на новые

Цепь или ремень: Какой привод ГРМ лучше

В среде автолюбителей не утихнут споры, какой привод механизма ГРМ лучше: ременный или цепной? Разберемся и собираем все аргументы за и против

В среде автолюбителей никогда не утихнут споры, какой привод газораспределительного механизма предпочтительнее: ременный или цепной? Еще раз разбираемся в проблеме и собираем воедино все аргументы за и против.

Вначале были шестерниНачнем с истории вопроса. На заре создания двигателей внутреннего сгорания самым простым и логичным был привод распределительного вала с помощью шестерен. Нужно, чтобы распредвал вращался вдвое медленнее коленчатого вала, а потому две шестерни с числом зубьев, относящимся как 1:2, представлялись идеальным решением. Схема с шестеренным приводом обладает самой высокой надежностью.

Шестеренный привод ГРМ сохранился на современных V-образных многоклапанных моторах. Это стало возможным потому, что распредвалы, расположенные в развале V-образного блока цилиндров, находятся относительно близко к коленчатому валу.

На цепь его!Конструкторы автомобильных двигателей довольно быстро пришли к выводу, что распределительному валу место рядом с клапанами. Это решение упрощает привод клапанов и снижает инерционность, что особенно важно для высокооборотных моторов. И расстояние между распределительным и коленчатым валами стало достаточно велико, особенно на длинноходных двигателях. Такими называют моторы, у которых ход поршня больше, чем диаметр цилиндра. К тому времени уже были освоены в производстве втулочно-роликовые цепи, которые и стали применять для привода распредвалов. Передаточное отношение обеспечивала двукратная разница в числе зубьев ведущей и ведомой шестерен. А цепи применяли двухрядные, для надежности.

Отмечу, что при использовании цепного привода всегда возникают сложные колебания системы, вызванные неравномерностью работы цепи. Для гашения этих колебаний мотористам приходится устанавливать успокоители в виде пластмассовых (иногда стальных обрезиненных) пластин. При этом цепь необходимо натягивать. Делать это приходится и сразу после сборки мотора, и в процессе эксплуатации в связи с удлинением (вытяжкой) цепи.

Мировое моторостроение меж тем перешло на зубчатые цепи, что позволило снизить шум и износ. Достигнут такой эффект благодаря тому, что количество пластин, работающих в паре с валиками цепи, увеличено до четырех даже в самых простых конструкциях. Вторым фактором, продлившим срок службы цепей и сделавших их необслуживаемыми, стало применение гидравлических натяжителей. Такие устройства обеспечивают постоянное необходимое натяжение цепи, особенно если снабжены храповым механизмом, который уже не отдаст обратно отвоеванную у цепи слабину.

В современных многоцилиндровых V-образных двигателях цепей может быть несколько, включая и небольшую цепочку привода масляного насоса.

На оппозитных двигателях конструкторы тоже применяют цепной привод.

Да, кстати, вы в курсе, что на народном любимце Логане стоит цепь? «Нет, неправда, автор сошел с ума! Там ремень!» — скажете вы. А вот и нет. Масляный насос на этом достойном двигателе действительно приводит небольшая цепь.

Явление ремня народуДо поры до времени неметаллические материалы использовались в двигателе только в виде прокладок или сальников. Как вдруг в середине пятидесятых годов прошлого века американцы впервые наладили привод распредвала резиновым ремнем. Конечно, это был не такой ремень, который крутит генераторы и компрессоры кондиционера. Во-первых, требовалось синхронное вращение валов, то есть должно быть исключено проскальзывание ремня, а во-вторых, прочность ремня и его зубьев должны обеспечивать работоспособность двигателя в течение длительного срока.

Плюсы ременного привода

Меньший шумРемень позволяет избежать резонансных колебаний, т.к. число зубьев нечетное и некратное количеству зубьев шестерен.. Например, 111 зубьев было у двигателя некогда популярной вазовской «восьмерки». Таких моторных цепей не бывает в природе: число звеньев всегда четное.Ремень благодаря своей эластичности хорошо гасит крутильные колебания.Не требует гидравлического натяжителя: ремню достаточно недорогого пружинного натяжителя.Нечувствителен к качеству залитого в двигатель масла, его количеству и величине давления.На части моторов его довольно легко осмотреть. Но, к сожалению, на некоторых моторах бывает нужно демонтировать опору силового агрегата.Заменить ремень проще. Это можно сделать даже своими силами.

Масса двигателя с ременным приводом несколько ниже.

Минусы ременного привода

Двигатель с ременным приводом имеет большое число валов, выходящих из масляной полости наружу. Это — большее число сальниковых уплотнений, причем течь из них и будет выводить ремень из строя.Очень низкие температуры, как и попадание воды, представляют для ремня серьезную угрозу.Ресурс ремня ограничен не только пробегом, но и временем. Резина склонна к старению.На сохранность ремня влияет состояние натяжных и обводящих роликов, а также помпы, которая часто приводится тем же ремнем. Смазка в роликах пересыхает от времени и жары, а помпу выводит из строя применение некачественных охлаждающих жидкостей.Требует периодических замен в соответствии с таблицей регламентных работ.

Ремень рвется мгновенно, зачастую без всяких предупреждающих звуков.

Плюсы цепного привода

Для первого владельца цепь дешевле в эксплуатации. Регламентных работ по замене цепи ни в одной сервисной книжке, которые очень многие производители ведут до 100 тыс. км. не видел ни разу.Высокий ресурс, особенно для знаменитых двигателей 80–90 годов с цепями, имеющими два и более ряда.Цепь защищена от внешних неблагоприятных факторов, всегда смазана и при исправном натяжителе — натянута.Цепь благодаря продуманной системе успокоителей и натяжителей испытывает даже меньшие колебания, чем ремень.Цепь — находка для тех, кто ездит мало. Она не нуждается в замене «по возрасту».

Цепь перед «кончиной» начнет «проситься» на замену повышенным шумом, и у владельца есть шанс не упустить этот момент.

Минусы цепного привода

Двигатели с цепным приводом несколько тяжелее.Гидронатяжитель цепи без храпового механизма может плохо работать при недостаточном давлении масла. Такое возможно при использовании систем «старт-стоп».Возможно перескакивание цепи при вращении мотора в обратную сторону, что случается при парковке с включенной передачей на крутом склоне.Насос охлаждающей жидкости практически всегда у таких моторов вращает ремень вспомогательных агрегатов. Его по регламенту зачастую не меняют — мол, он не самый важный. А при обрыве далеко не уедешь из-за перегрева двигателя.

Встречались в истории двигатели с ресурсом цепи, не превышающим 50 тыс. км. Ну, тут по поговорке — «В семье не без урода».

Выводы

Способ привода газораспределительного механизма — ремнем или цепью — редко становится определяющим фактором при выборе автомобиля. Но задуматься все-таки заставляет. Ведь он порой может изменить судьбу автомобиля.

Если данная модель двигателя не славится малым ресурсом цепи (отзывы на профильных форумах вам в помощь), то цепной привод лучше ременного. Ременный привод выдерживает только пробег до регламентной замены, а цепь может ходить дольше.

- Стало известно о намерении Украины расторгнуть аренду с Киево-Печерской лаврой - США намеренно занижают ценность пойманного в Москве шпиона - Саудовская Аравия объявила о начале суда по делу Хашогджи - Глава МИД Украины объяснил закрытие избирательных участков в России - Самолет авиакомпании «Икар» вынужденно сел в Красноярске - Минздрав рассказал о состоянии эвакуированного из Магнитогорска ребенка - Ради выживания Литва готова отказаться от важнейшей антироссийской меры - Названа сумма выплат погибшим и пострадавшим в Магнитогорске - Курс доллара превысил 70 рублей - Опубликованы данные задержанного в Москве за шпионаж Пола Уилана

06:27Ноябрь, 20 2018 1438

Ремень или цепь? Разбираемся, какие моторы надежнее

Сейчас даже девушки соображают в конструкциях моторов. Бывалые (той еще закалки) автомобилисты - они все знают, они над нами сейчас посмеются, мол, чего вы тут все как для «чайников» примитивно расписываете? Да только не обязаны все водители сейчас автослесарями быть, и руки марать не всем интересно. Но кое-что изучить было бы не вредно. Например, как понять, когда пора менять ремень или цепь газораспределения? И какие моторы надежнее - ременные или цепные?

Это касается газораспределительного механизма (см. Справку), но мы вас сейчас не пугать словами страшными собрались, а рассказать, на что обратить внимание при выборе машины. Ведь надежность современных авто хромает, капризные они стали и ко всему восприимчивые. Чуть что, вы попадаете на дорогостоящий ремонт.

РВЕТСЯ ТАМ, ГДЕ ТОНКО

Вот по этой причине ваш отец (вместе с дедом) будут настаивать на покупке машины только с цепным мотором. Будто цепь хоть и загремит, но не порвется, а ремень резиновый, век его короток. Потому бывалые будут пугать загибанием клапанов.

Водитель это поймет сразу - движок попросту заклинит. На этом жизнь мотора прекратится, его придется разбирать, менять все эти загнутые клапаны, порвавшийся ремень, натягивающий его ролик и все прочее, что вдребезги разнесло при той моторной катастрофе. В рублях это - десятки тысяч. Уже страшно? Но ремень ведь не обязательно порвется, у него есть свой срок службы.

Что делать?

Своевременно проходить техобслуживание и вовремя менять ремень ГРМ. Ремень не спрятан внутри мотора, обычно он расположен снаружи, поэтому грамотный мастер определит его состояние. Ориентируйтесь на такие цифры: в иномарках ремень нужно менять через каждые 60-80 тысяч километров, в «нашемарках» - через 35-50 тысяч. Цифры примерные. А у автопроизводителей все это прописано четко. Некоторые «официалы» вам скажут, что ремень и 100 тысяч отходить сможет, но надо учитывать, что у нас тут для машин совсем не курортные места.

СКОВАННЫЕ ОДНОЙ

В цепных моторах вместо ремня ГРМ используется цепь, похожая на велосипедную. Только она не висит снаружи, как в велике, она спрятана внутри мотора. Казалось бы, сносу ей такой не будет. Но нет. Моторы сейчас пытаются сделать все легче и тоньше, чтобы меньше топлива поедали. Ту же цепь - ее попробуй проверни, если она толстенная и тяжелая. Вот и стали их делать тонкими, и начали они вытягиваться, железо ведь тоже хлипким быть может, если толщина как у консервной банки. А иногда и поставщики комплектующих халтуру сделают, тогда начинают греметь цепи уже через 20-30 тысяч километров.

Треск, цоканье, дребезжание - вот признаки того, что цепь растянулась или даже перескочила через зубья шестеренок. Мотор будет работать неровно, на панели загорится индикатор с изображением мотора (Check engine). Ездить с такими симптомами нельзя, мотор надо сразу глушить, машину цеплять на веревку или грузить на эвакуатор. И везти в мастерскую.

Бывает так, что цепь только-только поменяли, и вас отговаривают, говорят, проблема в другом месте. Но меняют все эти цепи, звездочки, натяжители и успокоители часто на китайское барахло, чтобы деньги сэкономить, но эти запчасти - полная дрянь. И болезнь возвращается.

Что делать?

Производитель будет утверждать, что цепь менять не нужно, она поставлена на весь срок жизни мотора. Но нужно послушать двигатель. В начале «болезни» цепь гремит в течение нескольких секунд сразу после холодного запуска. Мотор трещит, будто дизель на тракторе. Кустари-самоучки вам скажут, что надо залить масло погуще и дальше ездить, но это как кариес лечить полосканием, не поможет. Нужно отправлять машину на диагностику. И дальше решать, что будет дешевле - ремонтировать за 20-30 тысяч или сразу купить «контрактный» движок, снятый с другой машины. Замена зачастую обходится дешевле ремонта.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Андрей Севастьянов, руководитель гоночной команды и техцентра B-Tuning:

- Зубчатый ремень ГРМ закрыт лишь декоративной крышкой, поэтому подвержен дополнительному износу, на него попадают песок, вода, грязь. Даже крысы, которые забираются в подкапотное пространство. И это не мифы, мы видели такие моторы. При повышенной нагрузке ремень может немного растягиваться, а потом с эффектом хлыста сжиматься. С цепным механизмом легче получить хороший спортивный результат. Но в производстве двигатели с ремнем проще и дешевле, и автопроизводители массово пошли по пути сокращения себестоимости.

СПРАВКА

ГРМ - газораспределительный механизм двигателя. Он отвечает за подачу топлива и воздуха в мотор, для этого валы двигателя нужно соединить чем-то между собой, чтобы они вращались соответствующим образом. Раньше производители для этого использовали металлическую цепь, теперь все чаще резиновый ремень. Но если он рвется, то происходит загибание клапанов.

Клапан - железная штуковина, похожая на большой гвоздь с большой шляпкой. Она открывает и закрывает отверстия в камеру сгорания мотора. Если ремень ГРМ порвется, то цикл движения разных частей мотора нарушится, и поршень, который ходит туда-сюда внутри цилиндра, превратит эти клапаны в семейку бледных поганок. То есть те самые «гвозди» станут кривыми и ничего открывать или закрывать уже никогда не смогут.

На глазок вы эту болезнь диагностировать не сможете, тут потребуется механик или просто бывалый шофер, умеющий ориентироваться по меткам.

А теперь - смешное словечко, блеснув знанием которого вы сойдете за своего в любом гаражном кооперативе или в любой мастерской на задворках промзон. Можно сделать так, чтобы разрыв ремня ГРМ не привел к загибанию клапанов. Для этого нужен (внимание!) «безвтыковый» поршень. Он имеет специальное углубление в поверхности, которое и не даст поршню ударить по шляпкам (знатоки говорят - по тарелке) клапанов. Но мы вам об этом не ради красного словца говорим. Если кто-то из бывалых будет вас уговаривать поставить такие поршни, не соглашайтесь. Во-первых, они кустарные. Во-вторых, их установка ведет к падению мощности мотора и увеличенному расходу топлива. Лучше выполнить три рекомендации:

►Регулярно (хотя бы раз через каждые 5 тысяч км) осматривать ремень ГРМ самостоятельно или в мастерской.

►Не тяните с его заменой, когда время подошло, ставьте только фирменный и у проверенного мастера. Дешевые китайские ремни рвутся на раз.

►При покупке подержанной машины обязательно проверьте в мастерской, в каком состоянии ГРМ.

КТО ЕСТЬ КТО?

Цепные

Hyundai Solaris

KIA Rio

LADA 4x4

Renault Kaptur (114 л. с.)

Toyota RAV4

Ременные

Ford Focus

Volkswagen Polo (90 и 110 л. с.)

LADA Granta, Vesta

Renault Logan

Citroen C4 седан (115 л. с.)

AUTO.KP.RU в Facebook

Группа Auto.kp.ru в «Одноклассниках»

Присоединяйтесь к открытой группе ВКонтакте

А это наш АвтоТвиттер


Смотрите также

 

"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453

Новости