Такие разные аккумуляторы
Начнем с показательной статистики: по данным немецкого автоклуба ADAС за период с 1996 по 2006 г., в Германии удвоилось число автомобильных аварий, связанных с дефектами аккумуляторов. Только в результате недозаряженных аккумуляторов количество ДТП увеличилось в 3 раза.
Более чем в 60% всех аварий, произошедших в связи с дефектными АКБ, батареи находились в состоянии глубокого разряда, а еще в 28,7% случаев во время осмотра выяснялось, что батареи были заряжены некачественно. Аналитика ADAС говорит о том, что в 0,7% случаев дорожных происшествий, произошедших из-за неисправностей АКБ, использовались аккумуляторы, выработавшие свой ресурс. Таким образом, примерно в 90% аварий, связанных с выходом из строя аккумуляторов, причиной оказывался низкий уровень их заряда.
Это является результатом постоянного увеличения числа потребителей тока в современных транспортных средствах и подчеркивает важность и необходимость регулярного осмотра специалистами батареи автомобиля. В идеале нужно, чтобы аккумулятор перед зимним сезоном прошел осмотр на СТО, хотя частично проверить состояние своего аккумулятора водитель может и самостоятельно, используя вполне доступные средства измерения.
В современном автомобилестроении используются аккумуляторы трех типов. Прежде всего это уже почти не используемые т.н. обслуживаемые аккумуляторы. Их можно ремонтировать, но эксплуатировать неудобно. Наибольшее распространение сегодня получили т.н. частично обслуживаемые АКБ. Пластины этих аккумуляторов изготавливаются из свинца, легированного 6…12% сурьмы. В банках происходит постоянный гидролиз воды, в результате которого вода разлагается и, превращаясь в газ, улетучивается. Недостающую долю воды в растворе электролита необходимо восполнять, в этом, собственно, и заключается обслуживание АКБ этого типа. К третьему типу относятся необслуживаемые АКБ. Благодаря использованию пластин из специального состава, оригинальной системе конденсирования и другим решениям, эти батареи не требуют вмешательства человека в свою работу на протяжении всего эксплуатационного ресурса. А это возможно лишь при условии надежной работы других компонентов бортовой сети автомобиля. И поскольку при эксплуатации часто случаются непредсказуемые ситуации, то и необслуживаемым АКБ нужна диагностика их технического состояния. И здесь на помощь приходят специальные тестеры.
Тестеры АКБ бывают аналоговыми и цифровыми. Аналоговые тестеры отличаются доступной ценой, но цифровые, по сравнению с аналоговыми, дают более точные замеры. В настоящее время на нашем рынке представлены тестеры российских, европейских и американских компаний – НПП «Орион», Mobilen, Argus Analyzers, Battery Bug, Bosch и других.
Диагностика: с чего начнем?
Диагностика начинается с контрольного осмотра, т.е. с проверки, цел ли корпус, отсутствуют ли потери электролита. Если дефекты такого рода имеются, то аккумулятор для эксплуатации непригоден. Надо также помнить, что под наклейкой или упаковочной пленкой могут оказаться скол или трещина, поэтому заклеенные части корпуса должны быть очень тщательно осмотрены.
Как писалось выше, в частично обслуживаемых АКБ необходимостью являются периодическая проверка уровня залитого электролита и контроль его плотности. Если говорить об объеме залитого электролита, то его количество должно обеспечивать уровень, превышающий на 10–15 мм верхний край сепаратора аккумуляторных пластин.
Чтобы тестировать уровень электролита, понадобится предварительно открутить резьбовую пробку на банке. Специальную стеклянную трубку небольшого диаметра опускают одним концом в исследуемую банку аккумулятора, пока трубка не упрется в сепараторы аккумуляторных пластин. А второй конец трубки плотно закрывают пальцем. Затем нижний край трубки извлекают из банки, не отпуская зажатого верхнего края, и замеряют, какой высоты столбик электролита находится в трубке. Если столбик электролита в трубке ниже 10…15 мм, то необходимо долить дистиллированную воду для восстановления нужного уровня.
В редких случаях доливают и электролит, но это только тогда, когда электролит выливается из АКБ в результате опрокидывания, выплескивается через отверстия в банках и т.д.
Проверка плотности электролита осуществляется ареометром, летом она должна составлять 1,24 г/см3, а зимой 1,28 г/см3. Если в результате измерений установлено, что в одной-двух банках низкая плотность электролита, а напряжение холостого хода, то есть напряжение аккумулятора без какой-либо нагрузки, ниже 11,0 В, то, скорее всего, произошло короткое замыкание внутри аккумулятора и дальнейшая его эксплуатация невозможна. Если же плотность электролита во всех банках одинакова, а напряжение холостого хода превышает 12,5 В, то это значит, что АКБ заряжена полностью и можно проводить нагрузочный тест. Возможен вариант, когда низкая, но примерно одинаковая плотность наблюдается во всех банках. Это может значить, что аккумулятор необходимо дозарядить. Случается, что электролит, обычно прозрачный и бесцветный, во всех банках становится коричневого цвета. В такой ситуации мерить напряжение аккумулятора нет смысла, поскольку батарея явно либо чрезмерно изношена, либо неоднократно подвергалась перезаряду.
Но с частично обслуживаемыми аккумуляторами связана еще одна проблема. Нередко на поверхности корпуса батареи появляются следы растекшегося электролита. Они возникают в результате разбрызгивания или из-под небрежно закрученных пробок на банках, или в результате испарения при кипении. К тому же на поверхности накапливаются пыль и грязь. Эти подтеки электролита вместе с грязью, а возможно, и с окисленными полюсами аккумулятора, вызывают усиленный саморазряд АКБ.
Для проверки достаточно взять вольтметр и прикоснуться одним щупом к плюсовому полюсу АКБ, а вторым щупом прикасаться к различным точкам корпуса аккумулятора. На дисплее прибора будет отражаться напряжение токов утечки, часто достаточно мощное. Эти токи разряжают батарею во время простоя автомобиля и могут вызвать глубокий разряд, который грозит выходом АКБ из строя.
В то же время аккумулятор легко очистить от следов кислоты. Для этого достаточно растворить ложку пищевой соды в стакане воды и тщательно промыть, а затем протереть корпус. Раствор соды нейтрализует кислоту разлитого электролита, и после обработки содовым раствором утечки тока на корпусе практически исчезают.
Аккумуляторы, обслуживаемые и необслуживаемые, достаточно часто проверяют на утечки тока. Такая необходимость может возникнуть, например, если автомобиль с заряженным аккумулятором стоял на парковке несколько дней, а при попытке завести двигатель не смог прокрутить стартер. Безусловно, у водителя возникает подозрение, что в этом виноваты токи утечки. Для проверки этого достаточно открутить болт крепления и снять клемму с любого полюса АКБ. Затем проводами мультиметра, переключенного в режим амперметра с пределом измерения до 10 А, соединяют этот разрыв между клеммой и полюсом проводами амперметра, т.е. один провод мультиметра в роли амперметра соединяют с клеммой, а другой – с полюсом аккумулятора.
Считается, что ток утечки допустим в границах 30…40 мА, а для некоторых автомобилей, в большом количестве «напичканных» различными электронными гаджетами и приборами, допускается даже утечка до 80 мА. Если же амперметр фиксирует на дисплее, что между полюсом аккумулятора и снятой клеммой кабеля бортовой сети действует ток большей силы, значит, существует мощная утечка и ее надо срочно устранять.
Нагрузочные вилки нужны и в быту, и на СТО
С целью оценки разряженности батареи проводят несложный тест на измерение напряжения холостого хода. Измерять напряжение удобно с помощью мультиметра. Переключив прибор в режим вольтметра и выбрав постоянный ток и установив предел измерений до 20 В, можно замерить ток холостого хода. При полностью заряженном аккумуляторе напряжение, замеренное на его полюсах, должно составлять 12,6 В. Если же прибор покажет, что напряжение не превышает 12,4 В, то аккумулятор в этом случае заряжен только на 75%. При 50%-ной зарядке вольтметр зафиксирует напряжение аккумулятора в 12,2 В, а напряжение холостого хода в 12 В соответствует уровню заряда на 25%. Полностью разряженная батарея имеет напряжение между полюсами менее 11,8 В, а при достижении напряжения в 11 В батарею использовать не просто нельзя, но и опасно, т.к. появляется риск вывести из строя генератор.
Также ток холостого хода можно измерить и нагрузочной вилкой, отключив предварительно нагрузку. Однако надо отметить, что измерение напряжения холостого хода позволяет только определить степень заряженности аккумулятора, но не может быть использовано для индикации емкости, определения пусковых характеристик и тем более ресурса аккумулятора.
Гораздо более информативным является тестирование аккумулятора под нагрузкой, что является своего рода имитацией запуска двигателя. Подключив нагрузочную вилку с установленной нагрузкой, прибор фиксирует меняющееся напряжение аккумулятора в течение 5 сек. после подключения. Результат измерений отражается на дисплее прибора и фиксируется в его памяти.
Если аккумулятор заряжен и исправен, то напряжение в конце 5 сек. будет превышать 10,2 В. Надо отметить, что напряжение в качественной АКБ при подобной проверке должно держаться стабильно и не падать.
В практике случается, что замеренный на АКБ ток холостого хода превышает 12,6 В, тестирование же под нагрузкой показывает на недозаряд или полный разряд батареи. Это значит, что АКБ неисправна, и нужно либо искать поломку, либо просто менять аккумулятор. Возможен еще вариант, когда напряжение под действием нагрузки опустилось ниже 10 В и продолжает снижаться, а кроме того, происходит выделение газа из электролита в результате кипения в одной либо двух банках. Такие признаки характерны для внутреннего замыкания, и аккумулятор необходимо менять. А когда аккумулятор под действием нагрузки демонстрирует снижающееся без паузы напряжение и при этом электролит закипает во всех банках, то это верный признак того, что батарея длительное время находилась в разряженном состоянии, в результате чего, возможно, произошла сульфатация пластин и АКБ к эксплуатации непригодна.
Нагрузочные вилки представлены в торговле в широком ассортименте, в основном они предназначены для тестирования аккумуляторных батарей напряжением 12 В, но можно приобрести вилки и для проверки 6-вольтовых и 24-вольтовых аккумуляторов.
Большой ассортимент КИП производит НПП «Орион» из Санкт-Петербурга, для тестирования автомобильных аккумуляторов предприятие предлагает нагрузочные вилки мод. НВ-01(02,03). С помощью этих приборов можно качественно и удобно тестировать аккумуляторные батареи с номинальным напряжением 12 В емкостью 15…100 Ач. В этом случае в вилке устанавливается нагрузка в 100 А. Для проверки батарей емкостью от 100 до 240 Ач в приборе устанавливают нагрузку в 200 А. Также тестеры НВ-01(02,03) используются для проверки исправности генератора и бортовой сети с помощью высокоточного вольтметра.
В нагрузочных тестерах НПП «Орион» автоматически определяется и выводится на экран дисплея степень заряженности АКБ в процентах, можно в режиме просмотра увидеть, как изменялось напряжение под нагрузкой в каждую секунду проведения теста. Динамика снижения напряжения во время теста имеет важное значение для определения ресурса аккумулятора.
Однако метод проверки АКБ нагрузочной вилкой не определяет емкости батареи, не измеряет величину пускового тока, с помощью этого метода нельзя почти ничего сказать о сроках службы проверяемого аккумулятора. Кроме того, тестирование повышенной нагрузкой значительно разряжает и может нанести вред, особенно изношенным батареям.
А если надо проверить посерьезней?
Глубокая проверка технического состояния аккумулятора возможна только в условиях специальной лаборатории с электронными стендами и дорогим оборудованием. Тем не менее и в условиях СТО можно выявить большую часть дефектов аккумулятора, правильно оценить степень его износа. Для полноценной картины состояния аккумулятора и перспектив его дальнейшего использования либо определения причин некачественной работы необходимо измерить ток холодной прокрутки ССА, а также выяснить процент остаточной емкости, определить зарядный ток электрической системы автомобиля.
В этой связи можно вспомнить переносной профессиональный тестер компании Bosch мод. BAT 121. Он предназначен для работы с пусковыми 12-вольтовыми АКБ. Тестер производит 10-секундную проверку аккумулятора с помощью нагрузки, не приносящей вреда АКБ. Определение тока холодной прокрутки редко вводят в функции тестеров, однако BAT 121 может его определить, причем в соответствии не только с европейскими стандартами EN, DIN, IEC, но и с японским стандартом JIS.
Во время теста на 8-цифровом светодиодном экране с подсветкой можно увидеть параметры напряжения и состояние АБ, а также пусковую мощность. Дополнительно при помощи этого тестера можно провести диагностику 12-вольтового генератора. Тестер запитывается от исследуемого аккумулятора, а результаты произведенных им замеров могут быть распечатаны на встроенном в тестер термическом принтере.
Отличные результаты исследования аккумуляторных батарей демонстрируют профессиональные тестеры компании Argus Analyzers. С помощью моделей АА350, АА360, АА360-RP можно определить ток холодной прокрутки ССА, процент остаточной емкости. Также прекрасно подходят для тестирования стартерных аккумуляторных 12-вольтовых батарей тестеры моделей АА1000 и АА1000-R. Они быстро и точно определяют ток холодной прокрутки ССА, напряжение холостого тока, процент остаточной емкости, диодные колебания, производят безопасное нагрузочное тестирование аккумулятора.
Пользуются доверием и тестеры для стартерных батарей компании Midtronics. При исследованиях тестеры компании очень точно определяют ток холодной прокрутки ССА, диодные колебания, производят нагрузочное тестирование аккумулятора и фиксируют остаточную емкость диагностируемого аккумулятора.
Важно помнить, что осмотр, техническое обслуживание, а возможно, и замена аккумуляторных батарей относятся или, по крайней мере, должны относиться к одним из наиболее важных мероприятий в работе станций техобслуживания в преддверии зимнего сезона.
Несмотря на кажущуюся простоту автомобильного аккумулятора, за ним нужен периодический уход. Своевременная диагностика и ТО аккумуляторной батареи позволяют продлить срок ее эксплуатации на несколько лет и снизить риск нарушений в работе бортовых устройств. Расскажем, как правильно проводить обслуживание аккумулятора автомобиля своими руками, и по каким признакам можно выявить текущие неисправности.
В рамках этой статьи будем говорить о кислотных аккумуляторах, устанавливающихся на большинстве автомобилей и мотоциклов. Их конструкция предельно проста: в отсеки-банки погружаются свинцовые пластины, выполняющие функции электродов. Банки заливаются раствором электролита, в результате чего между ним и пластинами возникают химические и физические реакции, в результате которых образуется электрический ток.
Условно кислотно-свинцовые аккумуляторы можно разделить на три вида, каждый из которых отличается некоторыми нюансами обслуживания.
Инновационные АКБ – гелиевые или AGM, требуют иного подхода к обслуживанию, потому в этой статье рассматриваться не будут.
Умение самостоятельно определять параметры и состояние аккумулятора позволяет не только проводить профилактические работы, но и значительно продлить срок службы устройства. Начнем от наиболее простых способов, постепенно перейдем к более сложным.
Проводится раз в неделю или после длительной поездки. Перед осмотром аккумулятор извлекается, с него аккуратно счищаются грязь и пыль. Если обнаружены следы электролита – их нужно присыпать щелочью, например, пищевой содой.
После очистки необходимо осмотреть корпус аккумулятора – на нем не должно быть трещин, сколов, а пробки банок должны быть плотно закручены.
Если вы обнаружили нарушение целостности корпуса, можно смело подозревать снижение уровня электролита или разрушение свинцовых пластин. Скорее всего такой источник питания придется заменить – качественно восстановить герметичность корпуса очень сложно. Но даже если внешне все в порядке, диагностику следует продолжать.
Не забудьте проверить дренажные отверстия, которые имеют свойство забиваться. При необходимости почистьте их.
Даже в целом аккумуляторе уровень электролита постоянно снижается. При подаче напряжения на электроды в банках начинается процесс гидролиза, в результате которого часть воды испаряется.
Инструменты для ухода за аккумулятором.
Современные модели необслуживаемых АКБ оснащены банками особой конструкции, которые «улавливают» испарения. Поэтому снижение уровня в «безуходном» аккумуляторе говорит о нарушении целостности его корпуса, а в батареях другого типа – нормальное явление.
Проверить уровень можно следующими способами:
В случаях, когда уровень электролита выше необходимого, излишки можно откачать с помощью резиновой спринцовки или шприца без иглы. Делать это нужно осторожно, чтобы электролит не попал на кожу.
При низком уровне электролита в банки добавляется дистиллированная вода. О том, как это сделать, мы писали в этой статье.
Еще один метод диагностики, который не применяется лишь в аккумуляторах необслуживаемого типа. Они оснащены специальным индикатором, который меняет цвет, в зависимости от плотности.
Чтобы проверить плотность электролита в обслуживаемых АКБ нужен ареометр. Кончик прибора опускается в банку, с помощью резиновой груши «закачивается» электролит. Прибор держится так, чтобы поплавок не касался стенок. Как только поплавок перестанет качаться нужно обратить внимание на шкалу. Значение, напротив которого остановилась верхняя часть поплавка, и есть показатель плотности электролита.
Заметим, что показатели могут отличаться от температуры воздуха и самой электролитической жидкости. Чтобы не сделать ошибочные выводы сверьтесь с нашей таблицей поправок к показаниям ареометра в зависимости от температуры электролита.
Температура 0С | Поправка к показателям (г/см3) |
-55… -41 | -0,05 |
-40… -26 | -0,04 |
-15… -11 | -0,03 |
-10… +4 | -0,02 |
5-19 | -0,01 |
20-30 | — |
31-45 | +0,01 |
46-60 | +0,02 |
Нормальные показатели для региона с холодным климатом 1,24 – 1,30 г/см3, для южных регионов – 1, 22-1,24 г/см3.
Если выяснится, что показатели отличаются от нормальных, потребуется корректировка плотности.
Если проверка плотности электролита проводится два раза в год, то измерение уровня заряда не является обязательной работой. Диагностику проводят лишь в сомнительных случаях, в основном, когда аккумулятор быстро садится.
По напряжению можно понять, в каком состоянии АКБ.
Наиболее простой способ – применение вольтметра или мультиметра. Зная напряжение на выводах можно с легкостью рассчитать уровень заряда аккумуляторной батареи (см. таблицу).
Напряжение (В) | Уровень заряда (%) |
12,6-12,9 | 100 |
12,3 | 75 |
12,1 | 50 |
11,8 | 25 |
11,5 | 0 |
Некоторые аккумуляторы, в основном необслуживаемые, имеют встроенный индикатор заряда. Если он светится зеленым цветом – поводов для беспокойства нет. Красный цвет свидетельствует о том, что батарея разряжена.
Несмотря на то, что эта процедура напрямую не относится к диагностике состояния аккумулятора, обойтись без нее невозможно. От того, насколько полно и правильно заряжается аккумулятор во время езды, зависят его характеристики.
Генератор автомобиля должен обеспечивать подачу напряжения, покрывающую текущие расходы. В идеале – даже если включена всё штатное электрооборудование, АКБ должна заряжаться. Проверить, исправен ли генератор, можно несколькими способами.
Если в результате замеров выяснится, что они меньше нормальных, значит имеются неполадки в системе заряда АКБ. Чаще всего речь идет об ослабленном ремне генератора или окисле контактов. В такой ситуации, перед тем как обслуживать сам аккумулятор автомобиля, правильнее будет принять меры к восстановлению работоспособности генератора.
Чтобы диагностика и обслуживание автомобильного аккумулятора не причинили хлопот и не стали поводом для обращения к травматологу, необходимо соблюдать определенные правила безопасности.
Соблюдение этих нехитрых рекомендаций поможет провести обслуживание аккумуляторных батарей без проблем и будет способствовать увеличению срока их эксплуатации.
Любые диагностические мероприятия станут бесполезными, если неправильно эксплуатировать аккумуляторную батарею. Наоборот, соблюдая меры профилактики, можно увеличить срок службы АКБ и качество ее работы. О чем нужно знать каждому автомобилисту?
При зарядке не повышайте силу тока – она должна быть не больше 10 % от заявленной производителем емкости батареи. Соблюдение этих правил эксплуатации автомобильного источника питания, по отзывам автоэлектриков, позволяет продлить срок службы устройства на 1-1,5 года.
Если разобраться, то обслуживание аккумулятора автомобиля можно выполнить своими руками, не прибегая к помощи дорогостоящих автосервисов. После интенсивной езды осматривайте аккумуляторную батарею, измеряйте уровень и плотность электролита в обслуживаемых источниках питания. Такие меры помогут поддерживать АКБ в рабочем состоянии и способствуют профилактике различных поломок.
Если вы заметили, что после нескольких дней, проведенных без движения, ваш автомобиль заводится заметно хуже, или усилий стартера и вовсе не хватает для запуска двигателя, то вполне вероятно пришла пора задуматься о замене аккумулятора. Хорошо, если до ближайшего автомагазина недалеко, а аккумулятор получится «прикурить» от машины соседа или зарядить на месте при помощи специального устройства, а если такой возможности нет?
Существует несколько способов диагностики автомобильных аккумуляторов, позволяющих предотвратить подобные неприятности, заранее купив новый элемент питания. Наиболее доступный и универсальный – измерение выходного напряжения на клеммах. Для этого потребуется обычный вольтметр или мультиметр, работающий в данном режиме. Как и все прочие, проверка должна производиться на отключенной от сети автомобиля АКБ.
Аккумуляторная батарея считается исправной, если напряжение на ее клеммах не ниже 12,6 В. Если оно опускается до 12,3 – уровень заряда составляет порядка 75%. Такое значение в принципе допустимо после длительной стоянки и позволит завести машину, но уже должно насторожить. Если же напряжение ниже 11,8 В – аккумулятор разряжен полностью и, скорее всего, непригоден для дальнейшего использования.
Недостаток этого способа заключается в том, что позволяет определить лишь заряд аккумулятора на данный момент, но не его состояние. Более объективную картину дает проверка при помощи так называемой нагрузочной вилки. Этот компактный и недорогой прибор позволяет оценить ресурс аккумуляторной батареи по ее разряду с нагрузкой. При этом ток разряда необходимо выбирать исходя из емкости АКБ. Первый должен быть втрое выше. К примеру, если емкость составляет 60 А/ч, то ток разрядки должен быть 180 А. При этом исправная аккумуляторная батарея должна продержаться 3 минуты до того момента, как напряжение с 12,6 В упадет до 6.
Устройство автомобильного аккумулятора достаточно просто. Он состоит из 6 свинцовых соединенных параллельно элементов, размещенных в изолированных друг от друга емкостях («банках»), наполненных электролитом (раствором серной кислоты). Работоспособность АКБ во многом зависит от уровня и плотности последнего.
Автомобильные аккумуляторы бывают двух видов – обслуживаемые и необслуживаемые. Во втором случае после окончания срока службы аккумулятор меняется на новый. Период работы первого можно продлить. Для этих целей «банки» снабжаются отверстиями, прикрытыми крышками. Если на вашем АКБ такие имеются – он относится к числу обслуживаемых.
В исправном аккумуляторе уровень электролита в отдельных «банках» должен быть на одном уровне, а раствор полностью скрывать пластины. Плотность электролита проверяется при помощи денсиметра. Обратите внимание, что в зависимости от климатических условий и уровня заряда она может несколько различаться. Нормальное среднее значение 1,25-1,27 г/см³.
Проверить состояние аккумуляторной батареи автомобиля можно несколькими способами, в зависимости от его типа и имеющихся в наличии измерительных средств. Своевременная диагностика позволит предотвратить выход аккумулятора из строя или заранее позаботиться о приобретении нового.
(Пока оценок нет) Загрузка...Аккумулятор является основным источником обеспечения электроэнергии в автомобиле. В процессе эксплуатации аккумуляторной батареи, могут возникнуть проблемы, появление которых будет свидетельствовать о необходимости её замены. Чтобы обеспечить батарее максимально долгую жизнь, время от времени нужно проводить ее проверку. О том, как это сделать, вы можете узнать, прочитав данную статью.
Внешний осмотр рекомендуется проводить каждый раз, как вы заглядываете под капот автомобиля. На аккумуляторной батарее иногда появляется грязь. Это может стать причиной глубокого разряда. Dследствие частых разрядов АКБ, сильно уменьшается её срок эксплуатации. В процессе внешнего осмотра проверяются следующие элементы:
Электролит – это концентрат серной кислоты в дистиллированной воде, который принимает участие в химических реакциях. Во время разряда идет расход электролита, при зарядке – восстановление. От количества и качества электролита во многом зависит эффективность и срок эксплуатации аккумуляторной батареи. Есть несколько способов проверки его уровня. Самым простым является визуальный контроль. Осуществляется в том случае, если стенки аккумулятора полупрозрачные. Уровень электролита должен находится между отметками минимально и максимально допустимого уровня.
В некоторых случаях провести визуальный осмотр не представляется возможным. Чтобы проверить уровень электролита, нужно взять трубочку и опустить её до упора. Её наружное отверстие прижимается пальцем, после чего трубка вытаскивается. Нормальным является значение в пределах 10–15 миллиметров. Если электролита больше, то его нужно откачать. Если меньше – долить дистиллированную воду.
Также требуется проверить цвет электролита. Он должен быть прозрачным. Если заметно его потемнение, то это говорит об оплывании пластин АКБ вследствие попадания внутрь посторонних примесей. В таком случае в скором времени потребуется провести замену аккумуляторной батареи.
Эта процедура не сложная, но требует аккуратности, поскольку серная кислота может попасть на участки кожи. Проверку нужно выполнять при температуре воздуха около 25⁰С. Перед тем как проверять плотность, потребуется зарядить аккумулятор. После этого подождать 5–7 часов.
Для проверки плотности необходимо приготовить ареометр (прибор, используемый для измерения плотности). На его корпусе нанесена градуировка. Примерно такой же принцип работы имеют встроенные «глазки» – всплывающий шарик зеленого цвета, который виден в световоде индикатора. Если он тонет, то плотность упала. Перед началом процедуры обязательно наденьте перчатки.
Чтобы выполнить проверку плотности электролита, аккумулятор необходимо установить на ровную поверхность и демонтировать все заглушки. Наконечник ареометра погружают в банку с электролитом. Прибор засасывает электролит, после чего поплавок останавливается на цифре, равной значению его плотности. Это значение должно быть примерно 1,24 кг/л. Если плотность электролита ниже нормы на 0,01 г/см3, то это значит, что падение напряжения составляет порядка 5–6%. Если значение сильно отличается от требуемого, то ресурс аккумуляторной батареи существенно снизится. Для повышения плотности рекомендуется провести полную замену АКБ.
Чтобы провести проверку плотности правильно, ознакомьтесь с данным видео
Основным параметром аккумуляторной батареи является уровень заряда. Чтобы оценить емкость аккумулятора, потребуется выполнить замеры напряжения на нем. Для этой операции потребуется мультиметр. Черный щуп присоединяется к минусовой клемме, а красный – к плюсовой. После этого на дисплее появится значение напряжения.
Заряженная аккумуляторная батарея должна иметь напряжение в пределах 12.6–2.7 В. Напряжение в 11.9–12 В свидетельствует о том, что батарея разряжена более чем наполовину, необходимо срочно произвести её зарядку. В том случае, если прибор показал значение ниже 11.6 В, то батарея разряжена. Исходя из этих данных можно подсчитать насколько аккумулятор заряжен. Если напряжение ниже от нормы на 0.1 Вольт, то аккумуляторная батарея разряжена приблизительно на 10–12%. Стоит отметить, что напряжение аккумуляторной батареи напрямую зависит от плотности электролита.
Чтобы измерить напряжение при заведенном двигателе, нужно выполнить те же действия, описанные выше. Значение напряжения должно быть от 13,5 до 14,0 В. Если оно выше отметки в 14, 3 В, то это говорит о том, что аккумулятор сильно разряжен и генератор работает в усиленном режиме. Через несколько минут работы двигателя, напряжение должно понизиться до нормы. При напряжении ниже 13 В требуется провести замену аккумуляторной батареи.
Чтобы оценить исправность работы АКБ, проверки напряжения недостаточно. Потребуется также проверить батарею при помощи нагрузочной вилки. Этот прибор имеет довольно простую конструкцию. Зажим, который находится на тыльной стороне прибора присоединяют к клеммам аккумулятора. А к гайкам подключают дополнительное сопротивление. Проследите за тем, чтобы АКБ была полностью заряжена.
При выполнении замеров к нагрузочной вилке не подключают дополнительного резистора. Следует помнить, что с последнего запуска автомобиля должно пройти больше 7 часов. Перед началом отсоединяют батарею. Замеры осуществляются в такой последовательности:
Напряжение должно быть такое же, как и при измерениях с помощью мультиметра. Если по результатам видно, что АКБ заряжена полностью, можно переходить к следующему этапу.
Этот этап проверки проводится только при полностью заряженной батарее. Сначала нужно подключить нагрузочный реостат. Далее необходимо повторить те действия, которые были выполнены при проверке аккумуляторной батареи без нагрузки.
«Следует отметить, что не рекомендуется работа нагрузочной вилки дольше 5 секунд после подключения. На пятой секунде с вольтметра снимаются показания. При касании штырем к минусовой клемме АКБ, должны появляться искры. Проверку с нагрузкой не рекомендуется проводить слишком часто, чтобы не навредить аккумулятору».
Если показания вольтметра больше 9 В, то это значит, что аккумулятор находится в исправном состоянии. Если напряжение ниже – проведите повторную заряду АКБ и сделайте замеры еще раз. В том случае, если показания останутся прежними, значит аккумуляторная батарея неисправна и требуется ее замена.
О том, как проверить напряжение с помощью нагрузочной вилки, вы можете узнать, посмотрев этот видеоролик.
Самым простым способом проверки состояния аккумуляторной батареи, является проверка с помощью мультиметра. Наиболее точным – использование нагрузочной вилки. Обслуживание аккумулятора – важный процесс, который позволит увеличить срок его эксплуатации. Провести обслуживание можно самостоятельно, не прибегая к помощи автосервисов.
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453