При обслуживании автомобильных аккумуляторных батарей в обязательном порядке контролируется плотность электролита и его уровень. В меньшей степени это касается необслуживавемых батарей, но и для них иногда требуются применять меры по выравниванию уровня электролита.
Во время работы автомобиля аккумулятор подзаряжается от генератора. Необходимый уровень бортового напряжения поддерживается регулятором.
В зимнее время высокая нагрузка на генератор (свет фар, обогрев стекол и сидений) не позволяют сильно повысится напряжению даже при неправильно отрегулированном регуляторе. Иная ситуация летом. Минимум посторонней нагрузки вызывает повышенное напряжение на клеммах батареи, в результате чего наблюдается кипение электролита (электролитическое разложение воды). Чем выше температура окружающего воздуха, тем раньше начинается этот процесс. Часто можно наблюдать, что после длительной летней поездки в аккумуляторе банки полупустые.
Для аккумулятора недопустима даже кратковременная работа с пластинами, не полностью покрытыми электролитом, так как это вызывает разрушение оголенных частей пластин с полным выходом батареи из строя.
Вопрос о том, что доливать в аккумулятор воду или электролит, достаточно распространен. Ниже будет рассказано, как избежать распространенных ошибок и продлить работоспособность аккумуляторной батареи.
При эксплуатации аккумулятора в нем происходят электрохимические процессы, различные при заряде и разряде. В основе кислотных возобновляемых источников тока лежат химические реакции между свинцом пластин и электролитом, основным компонентом которого является серная кислота.
Во время разряда свинец пластин реагирует с кислотой, образуя сульфат свинца. В результате этого количество кислоты в растворе падает и становится минимальным при полном разряде батареи.
При зарядке происходит обратная реакция – сульфат свинца разлагается на чистый металл и кислоту. Плотность электролита повышается.
Внимание! После достижения полной зарядки плотность перестает расти.
С водой другая ситуация. Ближе к окончанию зарядки аккумулятора начинается процесс электролиза воды. При электролизе вода разлагается на составляющие элементы, водород и кислород, которые выделяются в виде пузырьков газа. При высокой температуре окружающего воздуха происходит естественное испарение воды. Пар и электролизные газы отводятся из активной зоны аккумулятора через дренажные отверстия, предохраняющие корпус от избыточного давления.
Какой вывод следует из сказанного? При работе аккумулятора кислота не расходуется. Она находится или в свободном состоянии в электролите или в виде сульфата свинца на электродах. Уменьшается лишь количество воды в составе электролита. Казалось бы, должна расти плотность, но это происходит не всегда. В результате некачественного изготовления аккумулятора или неправильном его обслуживании на пластинах образуются крупные нерастворимые кристаллы сульфата свинца, которые не восстанавливаются при заряде.
Можно ли доливать электролит в такой аккумулятор? Уменьшение количества активного вещества электродов требует меньшего количества электролита, поэтому нельзя доливать кислоту или электролит, поскольку это приведет к ускоренному росту кристаллов сульфата и батарея выйдет из строя в результате падения емкости и осыпания пластин. Заливается только дистиллированная вода.
Часто у длительно работающих аккумуляторов наблюдается различный уровень электролита в раздельных банках. Что делать, если в некоторых банках мало жидкости? Доливается электролит или дистиллированная вода? Каждая банка в автомобильном аккумуляторе является отдельным аккумулятором, поэтому все вышесказанное относится к любому типу кислотных автомобильных аккумуляторных батарей и коррекция уровня электролита производится путем доливки дистиллированной воды. Впоследствии необходимо выполнить дополнительный цикл заряда и разряда. Повторяя процесс несколько раз, можно полностью восстановить емкость батареи.
Повышение плотности допускается только при смене сезона. Зимой плотность электролита должна быть больше для предупреждения перемерзания при низких температурах. Перед тем, как доливать электролит, измеряют его плотность. О том, как это сделать, читайте в этой статье. После окончания сезона холодов, плотность опять уменьшают до меньшего значения, так как эксплуатация аккумулятора с высокой плотностью может привести к сульфатации пластин, потере емкости и осыпанию активной массы. Последнее служит причиной междуэлектродного замыкания. Аккумуляторы с таким дефектом не подлежат восстановлению.
Чтобы правильно залить воду при понижении уровня в банках, нужно выкрутить заливные пробки и замерять текущий уровень. Количество жидкости над поверхностью пластин должно быть в пределах 10-15 мм. Добавить воду можно при помощи лейки или струбцины, а попавшую на поверхность батареи вытереть сухой тряпкой, чтобы не образовывался проводящий слой, ведущий к повышенному саморазряду аккумулятора. Превышать уровень также нежелательно, поскольку снизится плотность, а это опасно зимой. При кипении во время заряда электролит будет выплескиваться через дренажные отверстия, вызывая коррозию электродов и металлических частей автомобиля. Кислота на поверхности аккумулятора повышает саморазряд батареи.
Учитывая, что ненужная, а тем более систематическая доливка аккумуляторов электролитом вызывает сульфа-тацию пластин и разрушение сепараторов, к доливке аккумуляторов электролитом следует относиться очень осмотрительно. Без предварительной проверки плотности электролита в аккумуляторах в конце заряда доливка электролитом вообще не допускается. Если измерения [c.180]
Первая заливка аккумуляторов производится раствором КОН плотностью 1,4 г см , насыщенным 2п0, последующие доливки производят чистым раствором КОН. Доливку лучше производить в конце заряда. Аккумуляторы очень чувствительны к загрязнениям железом, поэтому как при их изготовлении, так и при эксплуатации следует использовать чистые материалы. Разряжать аккумуляторы рекомендуется до напряжения 1,25 в при длительных режимах разряда и не ниже 1 в при коротких (при величине тока, численно равной 3—5 кратной емкости аккумулятора). [c.546]
Аккумуляторы открытого типа требуют постоянного ухода, а именно — систематической доливки электролита, удаления налета солей с поверхности сосудов, регулярной смены электролита. Отмеченные недостатки отсутствуют у герметичных аккумуляторов, которые благодаря этому очень удобны в эксплуатации. [c.162]
Процесс преобразования двуокиси свинца и губчатого свинца в хлористый свинец многократно повторяется. Происходит интенсивный саморазряд аккумулятора. Если в аккумуляторе не пополнять количество хлористых примесей, то они автоматически будут выведены из аккумулятора за счет выделения газообразного хлора. При систематическом употреблении для доливки аккумуляторов воды, содержащей хлор, процесс будет заново повторяться. [c.212]
Уровень электролита проверяют не реже, чем 1 раз в 30 дней- зимой и 15 — летом. Он должен быть на 10—15 мм выше предохранительного щитка или верхних кромок сепараторов. Доливку до этого уровня проводят дистиллированной водой, причем зимой батарею сразу же включают на подзарядку от генератора автомобиля. Если уровень электролита понизился значительно в результате подтекания, то в аккумулятор доливают электролит той же плотности и устраняют причину утечки. [c.167]
Большое распространение в современной технике получили герметичные аккумуляторы. Они обладают рядом преимуществ в эксплуатации не требуют доливки и смены электролита, могут работать в любом положении, при заряде не выделяют в атмосферу газов и брызг щелочи. Конструкции герметичных аккумуляторов весьма разнообразны принцип их действия основан на следующих полож ениях. [c.538]
В при длительном режиме и до 1,0 В при коротком режиме. Доливку электролита следует производить в конце заряда раствором КОН. При длительных разрядах малыми токами (30—50-часовой режим) срок службы резко сокращается. Для таких разрядов рекомендуют применять специально изготовленные аккумуляторы, в которых в положительную активную массу добавлено 0,5% гидроксида никеля (II). Емкость аккумуляторов от этого снижается, но разряды малыми токами они переносят лучше. При заряде батареи серебряно-цинковых аккумуляторов необходимо контролировать напряжение на каждом элементе, так как перезаряд для них вреден.. После длительного хранения в заряженном виде, а также после длительной эксплуатации короткими режимами разряда следует раз в 2—3 месяца проводить лечебные циклы, заключающиеся в двух циклах разряда и заряда нормальным током. Хорошие результаты в отношении стабилизации напряжения [c.408]
Общие сведения. Герметичные аккумуляторы в отличие от обычных не требуют на протяжении всего срока службы доливки или корректировки электролита, могут заряжаться в закрытом состоянии и допускают эксплуатацию при любом положении в пространстве. Эти аккумуляторы в процессе заряда и разряда не выделяют газов или паров, поэтому могут непосредственно монтироваться в приборах и аппаратах, как и другие электротехнические детали, путем пайки, сварки или зажима гибких проводников под гайку. Конструкция герметичных ак- [c.96]
Аккумуляторы первых трех типов выпускаются с ламельными электродами, а тяговые аккумуляторы — с трубчатым положительным электродом и отрицательным электродом ламельной конструкции. Аккумуляторы всех указанных типов выпускаются с нормальным (В), большим (Н) и очень большим (Н1) запасом электролита. Последние два варианта хороши тем, что позволяют обходиться без частой доливки воды, допускают возможность значительного наклона без обнажения пластин и обладают меньшей чувствительностью к колебаниям температуры. [c.285]
Большое газовое пространство в иностранных аккумуляторах позволяет увеличить объем электролита, что создает большие удобства для ухода, так как доливка электролита в таких аккумуляторах производится реже. [c.294]
В аккумуляторах, работающих в режиме заряд-разряд с частыми зарядами напряжением до 2,7 в на элемент, из-за большого уноса электролита при газировании аккумуляторов требуются частые доливки. Такие аккумуляторы также в основном должны доливаться дистиллированной водой. Однако систематические доливки водой могут привести к уменьшению плотности электролита. Для ее испарения необходимо одну или две доливки произвести электролитом с удельным весом 1,18. [c.180]
Уравнительный заряд аккумуляторов типа С Н. Заводская инструкция по эксплуатации аккумуляторов типа СН рекомендует проводить уравнительные заряды после каждой доливки дистиллированной водой. Уравнительный заряд проводится при любом напряжении в пределах 2,25— 2,40 в на элемент. Ориентировочная длительность уравнительных зарядов составляет до 30 суток при напряжении 2,25 в на элемент и 5 суток при напряжении 2,40 в на элемент. [c.174]
В аккумуляторах типа СН доливка должна осуществляться после того, как уровень электролита снизится до 20 мм над щитком. [c.180]
Электролит кислотных аккумуляторов в процессе эксплуатации постепенно загрязняется вредными примесями, которые вносятся в основном при доливке дистиллированной воды и электролита кроме того, могут быть и другие причины загрязнения электролита (наличие пыли или газов в аккумуляторном помещении, капель с вентиляционных коробов и т. п.). [c.147]
Опыт эксплуатации аккумуляторов СН очень мал, поэтому ничего достоверного о кратности доливок сказать нельзя. В аналогичных зарубежных аккумуляторах, заряжаемых при напряжении не выще 2,3 в на элемент, доливка производится не чаще 1 раза в 1—1,5 года. [c.180]
В аккумуляторах, работающих в режиме постоянного подзаряда, доливка, как правило, производится дистиллированной или равной ей по качеству водой. [c.180]
Наиболее распространенной является доливка открытых аккумуляторов из стеклянных кружек в верхнюю часть сосудов. Недостатком такой системы доливок является получающаяся после доливки неравномерность плотности электролита по высоте элемента. [c.181]
После доливки, как и следовало ожидать, разница в плотности электролита над пластинами и у дна сосуда достигает 0,07. По данным некоторых специалистов, допустимая для аккумуляторов неравномерность плотности электролита составляет 0,005—0,01. [c.181]
Аккумуляторные заводы рекомендуют заливать поверхность электролита в аккумуляторах слоем химически чистого вазелинового масла (ГОСТ 3164-52). Слой масла пропускает пузырьки газа, но задерживает капельки электролита. Применение масляной пленки в 3—4 раза сокращает расход доливочной воды и удлиняет сроки между доливками. [c.183]
Удаление железа из аккумуляторов требует сложных операций и трудоемко. Поэтому основное внимание должно быть обращено на предупреждение попадания железа в электролит. Это достигается тщательным контролем аккумуляторной кислоты и дистиллированной воды при составлении электролита и доливках. [c.212]
Эксплуатация аккумуляторов всех систем сопровождается некоторым газовыделением или в конце их заряда, или при разложении их активных веществ. Это вынуждает снабжать аккумуляторы специальными отверстиями для выхода газов. Выделяющиеся газы захватывают с собой капельки электролита, вредно воздействующие на окружающую аппаратуру. Аккумуляторы открытого пипа требуют постоянного ухода за собой, а именно — систематической доливки электролита, удаления налета солей с поверхности сосудов, регулярной смены электролита, подвергшегося карбонизации (в случае щелочных аккумуляторов). Эти недостатки отсутствуют у герметичных аккумуляторов, которые благодаря этому очень удобны в эксплуатации. [c.163]
При работе аккумулятора, особенно в теплых помещениях, вода электролита испаряется. У аккумуляторов, работающих в режимах заряд-разряд и заряд-по-кой-разряд, вода дополнительно расходуется на электролиз при газовании в- конце заряда. Расход воды на испарение и электролиз довольно значительный, и для его возмещения требуются регулярные доливки. Получить абсолютно чистую дистиллированную воду пока не представляется возможным, в ней всегда, хотя бы в минимальных количествах, имеются вредные примеси. С каждой доливкой концентрация примесей увеличивается и может достигнуть недопустимого предела. Поэтому электролит работающих аккумуляторных батарей должен регулярно подвергаться анализу на содержание вредных примесей в соответствии с указаниями, приведенными в 8-5. Анализ должен производиться, как минимум, на три примеси железо, хлор и азотистые-соединения. [c.214]
Электролит представляет собой раствор концентрированной аккумуляторной серной кислоты в дистиллированной воде. Для заливки новых стационарных аккумуляторов, аккумуляторов, вышедших из ремонта, а также для доливки применяется раствор удельного веса 1,18 с содержанием серной кислоты 24,8 /о. Такой рас-146 [c.146]
Герметичные аккумуляторы обладают некоторым преимуществом в эксплуатации не требуют доливки и смены электролита, могут работать в любом положении, при заряде не выделяют в атмосферу газов и брызг щелочи. Конструкции герметичных аккумуляторов весьма разнообразны, их принцип действия основан на следующем [3]. В течение заряда окисно-никелевого электрода небольшая часть тока тратится на выделение кислорода. Водород на отрицательном электроде начинает выделяться только в конце заряда, когда большая часть активной массы восстановлена до ме- [c.510]
При нормальной эксплуатации основными операциями по уходу за аккумуляторами являются их регулярный подзаряд, доливка дистиллированной воды, а также периодическая замена электролита. Заряд свинцовых аккумуляторов можно осуществлять при постоянной силе тока, численно равной примерно 10% номинальной емкости батареи, при этом выгоднее заряжать аккумулятор при силе тока вдвое меньшей после достижения напряжения 2,3—2,4 В. Щелочные аккумуляторы заряжают один раз в месяц нормальным зарядным током в течение 12 ч и дополнительно в течение 6 ч током, уменьшенным в два раза. СЦ аккумуляторы заряжают током, численно равным 10—177о номинальной емкости, не допуская увеличения напряжения свыше 2,1 В. [c.284]
Корректировку плотности электролита рекомендуется проводить следующим образом. Если плотность электролита, приведенная к 25 °С, ниже требуемой, то в аккумуляторы доливают электролит плотностью 1,40 г/см , а если она выше — доливают дистиллированную воду. Сначала из аккумулятора в зависимости от имеющейся и требуемой плотности отбирают определенный объем электролита. Затем в соответствии с табл. 7.3 доливают определенное количество электролита плотностью 1,40 г/см или дистиллированной воды. И, наконец, через 30 мин проверяют плотность электролита в аккумуляторах. При нормальном ее значении доводят уровень электролита до нормы. Если разница между фактической и требуемой плотностями электролита велика, то операцию отбора—доливки повторяют три-четыре раза с интервалами между ними в 30 мин. Это необходимо для выравнивания плотности электролита в аккумуляторе. [c.99]
Изменение плотности электролита в эксплуатации нужно производить два раза в год при переходе с зимней эксплуатации на летнюю и, наоборот, совмещая обычно проведение этой операции с ТО-2. Повышение плотности электролита производится перед началом зимней эксплуатации путем отсасывания грушей из аккумулятора части электролита и добавления электролита плотностью 1,40 г/см . Снижение плотности электролита перед началом летней эксплуатации осуществляется отсасыванием из аккумулятора части электролита и доливкой дистиллированной воды. [c.106]
Есть несколько способов решения этой задачи. Большинство основывается на том, что вода в элемент может быть долита только до определенной высоты. Как только эта высота будет достигнута, перекрываются отверстия для выхода газов (или воздуха) и вода больше в элемент не принимается. Одно из устройств состоит из свинцового кольца, которое при удалении вентиляционной пробки наклоняется и закрывает отверстия для выхода газов. При установке пробки на место кольцо возвращается в нормальное положение и освобождает отверстия для выхода газов. Другое устройство ограничивает уровень электролита нижним обрезом заливочной трубки. При нормальном уровне электролита в трубке виден указатель. Если нормальный уровень превышен, указатель исчезает. Третий тип в качестве газового клапана имеет маленький ниппель. Вентильная пробка в этом случае является просто пробкой и не выполняет вентиляционных функций. Для наполнения или доливки аккумулятора пробка вывертывается и кладется на ниппель, закрывая его. Вода доливается до тех пор, пока она не заполнит заливочную трубку доверху. Затем пробка снимается с ниппеля, излишек воды из трубки уходит в элемент и его уровень достигает нормы. Четвертое устройство состоит из призмы, которая при нормальном уровне электролита кажется глазу светлой и делается красной, когда необходима добавка воды. Многие конструкции вентиляционных пробок и заливоч-ныХ приспособлений запатентованы, поэтому в данной книге не предполагается давать их развернутое описание. [c.78]
Аккумулятор закрыт крышкой с отверстиями для штырей-токовыводов и для съемных вентиляционных пробок. Вентиляционная пробка обеспечивает выход газов ири саморазряде и небольшом перезаряде аккумулятора и обеспечивает сохранность (невыливаемость) электролита при небольших наклонах во время эксплуатации. Отверстием для пробки пользуются при доливке электролита, измерении его уровня и концентрации оно также служит для выхода газов в конце заряда. Места соединений крышки с корпусом аккумулятора и с токовыводящими штырями герметизируют с помощью особых мастик (для корпуса из эбонита) или путем сварки (для корпуса из термопластичных пластмасс). [c.91]
Первое техническое обслуживание (ТО-1) состоит из осмотра автомобиля, проверки и усиления крепления всех его узлов, доливки масла по установленным уровням, проверки исправности и зарядки аккумуляторов и др. ТО-1 необходимо проводить в межсменное время. [c.52]
Как видно из табл. 19, саморазряд непроливаемых аккумуляторов и батарей соответствует требованиям стандарта на обычные ламельные никель-кадмиевые аккумуляторы (не превышает 35%) при условии хранения аккумуляторов и батарей с электролитом, долитым в аккумуляторы через 24 час после заряда. Без доливки электролита или с доливкой в момент, когда еще не успевал удалиться газ (через 1 час), саморазряд непроливаемых аккумуляторов и батарей в 1,5—2 раза превышает норму технических условий на эти аккумуляторы и батареи. По-видимому, это объясняется действием кислорода воздуха, окисляющего оголенные кадмиевые пластины. [c.159]
Аккумуляторный журнал для батареи, работающей в режиме заряд-разряд, ведется по форме табл. 5-2. В журнал должны вноситься плотность электролита и напряжение всех элементов в конце разряда и в конце заряда величины разрядного и зарядного тока даты и время нахождения батареи в разряде и заряде количество ампер-часов, отнятых от батареи при разряде и сообщенных ей при разряде температура электролита в контрольных элементах во время заряда плотность электролита в контрольных элементах (ежедневно) результаты осмотров и измерений, данные о доливках сведения о неисправностях аккумуляторов и о проведенных реконтах. [c.144]
Аккумуляторная батарея (АКБ) в автомобиле используется в качестве дополнительного источника электроэнергии. С помощью неё производится запуск двигателя, и при включённом зажигании осуществляется работа всех бортовых приборов. Зачастую многие водители совершают большую ошибку, когда думают, что можно долить электролит в аккумулятор при его понижении, ведь, возможно, причина кроется в обычном испарении воды.
Если самостоятельно изучить техническую литературу, то можно без особого труда понять, что во время работы аккумулятора из него испаряется некая часть жидкости, благодаря чему снижается уровень электролита над пластинами, а плотность кислоты в несколько раз увеличивается.
Поэтому можно сделать вывод, что недостаточный уровень электролита в батарее при её ежедневной эксплуатации оказывает значительное влияние на состояние пластин и скоропостижно снижает срок годности. Только при постоянной поддержке необходимого уровня кислоты уменьшается негативное действие повышенной плотности на аккумуляторную батарею.
Многие опытные механики знают о том, когда можно добавить электролит в аккумулятор, но чаще всего они заливают туда дистиллированную воду, ведь кислота не имеет свойства испаряться при кипении, поэтому из аккумулятора выходит наружу лишь кислород с водородом.
Важно помнить о том, что если в аккумуляторе мало электролита из-за его потери, например, разлился при открытых крышках, то именно в этом случае можно смело заливать его в горловины.
А также бывает, что проводя проверку плотности во всех отсеках аккумулятора, замечается её пониженное значение. Из этого можно с полной уверенностью сделать вывод о том, что произошла частичная сульфатация батареи. Когда количество электролита становится меньше за счёт кристаллизации серы на пластинах, то в этой ситуации аккумулятору просто необходимо срочное восстановление.
Рекомендуем: Характеристики автомобильных аккумуляторов Варта (Varta)Перед обслуживанием батареи следует изучить инструкцию, в которой полностью описано, как правильно доливать электролит в аккумулятор, а также важно прочитать инструкцию о зарядке.
Для того чтобы правильно долить электролит в аккумулятор, важно приготовить рабочее место, где будет проходить эта операция.
Также не стоит пренебрегать техникой безопасности:
После ряда этих манипуляций, обеспечивающих удобное обслуживание, специалисты проводят полную диагностику технического состояния аккумулятора. В основном они заключаются в шести пунктах:
Каждому автолюбителю нужно знать, что перед тем как перейти на зимнюю эксплуатацию автомобиля, важно повышать значения плотности в АКБ, а при переходе на летнее время — понижать.
А также ежедневно перед каждым выездом нужно проверять не только уровень масла в двигателе, но и чистоту клем батареи и надёжность крепления пробок на её корпусе.
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453