С-Петербург, улица Тосина 3
+7 (812) 917-84-85
+7 (921) 316-27-00

Дым из трубы


Почему из трубы идет дым

     Ответ кажется очевидным: потому, что печь топят, и в ней горит топливо (дрова, уголь, солярка, газ). В нашем сознании эти вещи неразделимы: если печь топят углем, это всегда означает грязь и специфический угольный запах. Все это мы наблюдаем, проезжая через частный сектор, особенно в холодную безветренную погоду.

     Оказывается, все не так просто: если топливо сжечь полностью, то из трубы будет идти прозрачный воздух и углекислый газ, а в холодное время мы будем видеть водяной пар (туман). А тот дым, который мы видим,— это несгоревшая газовая фаза топлива.

     Возникает вопрос: откуда вообще берется эта газовая фаза? Если топить газом или жидким топливом, то все понятно, но ведь уголь и дрова твердые? И почему эта таинственная газовая фаза сгорает не полностью?

     Чтобы понять это, рассмотрим процесс горения.

     Итак, мы зажгли спичку. Если ее погасить, мы увидим, как от нее пойдет белый дымок. Это испаряются входящие в ее состав летучие вещества. Если нагревать древесину достаточно сильно, она на три четверти превратится в газ, тот самый беловатый газ, который мы на секунду увидели при тушении спички, а в остатке мы получим древесный уголь. При температуре около 200–300ºС, этот газ загорится. Горящий газ и есть пламя, которое мы видим.

     Эти процессы можно разделить. Если нагревать дрова без доступа кислорода, мы превратим их в газ, который потом сжигается в горелке, так работает пиролизный котел. Во время войны на дровах работали даже автомобили.

     Если температура в печи мала или в ней недостаточно кислорода, происходит неполное сгорание газов, и мы видим выходящий из трубы дым.

     Похожим образом горит и уголь, ведь их состав очень похож: уголь — это та же древесина, за миллионы лет превратившаяся в камень. Но есть и отличия. В угле больше нелетучего углерода, есть негорючие минеральные добавки (зола), зато летучих веществ меньше: в буром угле их около 50%, в каменном 20–40%, а в антраците всего около 5%.

     Вспомним, как топят обычную деревенскую печь. На колосники в топку кладут немного дров и зажигают их. Когда дрова разгорелись, начинают засыпать уголь: сначала немного, а потом, когда первая порция разгорится, засыпают основную порцию угля.

     В момент розжига дров и угля идет дым: температура в этот момент еще недостаточна для полного сгорания. Когда засыпали основную порцию угля, горящий нижний слой нагревает верхние слои, из них активно выделяется газовая фаза, но для ее сгорания недостаточно ни температуры, ни кислорода, так как колосники плотно закрыты углем, а воздух подается снизу через колосники и весь кислород расходуется в нижнем слое. Газы, вместо того, чтобы сгорать и обогревать наш дом, просто улетают в трубу. Так топится деревенская печь.

     Посмотрим, что происходит в «современных» угольных печах с верхней загрузкой и в котлах других типов. Производители котлов стремятся сделать котел дешевым и долговечным, поэтому стенки котла, где происходит горение, делают водоохлаждаемыми. То есть, котел одновременно является и частью теплообменника и не прогорает, так как температура стенок котла равна температуры воды в котле (около 80ºС).

     Вроде бы все правильно, но не совсем.

     Для того чтобы котел работал с высоким КПД (около 95%), необходимо в топку подавать строго выверенное количество кислорода: не больше и не меньше.

     Если подать меньше, не будет полного сгорания; если больше, лишний воздух просто нагреется и уйдет в трубу, унося тепло и снижая КПД. Количество воздуха должно быть пропорционально количеству выделившихся газов.

     В существующих бытовых котлах нет механизмов контроля за правильностью процесса горения. Автоматика отслеживают температуру и пытаются ее регулировать, меняя подачу воздуха. Когда температура в котле повышается, выделяется больше газов. Для их полного сгорания нужно больше кислорода, но автоматика как раз снижает поддув, чтобы уменьшить интенсивность горения. В итоге выделившиеся газы улетают несгоревшими.

     Даже если кислорода достаточно, это еще не означает, что вся газовая фаза сгорит полностью: нужна еще высокая температура на всем пути горения, а он составляет более1 м. В существующих же котлах уже через 20–40 см газы ударяются о холодные стенки котла, обтекая холодные стенки теплообменника, они частично гаснут и уносятся в трубу. Мы сами не дали им полностью сгореть, в итоге не только получили грязный дым, но и пустили «в трубу» часть угля.

     Второй продукт неполного сгорания — сажа. Во время горения комочки угля раскаляются, и в них происходят микровзрывы и отстрел искр; то же самое мы видим когда горят хвойные дрова. Искра — это мельчайшая частичка угля, в основном углерод и зола. Углерод горит при температуре более 800ºС. Ударяясь о водоохлаждаемые стенки, эти частички сразу гаснут и оседают на теплообменнике в виде сажи.

     Исправить дело можно: для этого нужно разнести процесс горения и теплообмена, дать углю время сгореть полностью. Этот принцип мы реализовали в Термороботе — разработанной нами автоматической модульной угольной котельной. В котле Терморобот есть дожигатель — длинный раскаленный канал, в который подается нужное количество воздуха. Этим объясняется его высокий КПД и чистота выходящих газов: полностью сгоревший уголь — это невидимый и безвредный углекислый газ, водяной пар и другие продукты полного сгорания.

     Решение не дешевое: такой котел — это более 600 кгспециальных жаростойких материалов. Конечно, он стоит гораздо дороже традиционных бытовых котлов, но если этого не сделать, из трубы будет идти дым, а топливо сгорать не полностью.

     Таким образом, проблема дыма кроется не в угле, а в способе его сжигания. Терморобот — это новый шаг в технологии бытовых угольных котельных. Он способен изменить сложившиеся стереотипы и показать каждому человеку, что угольное отопление — это удобно, дешево и экологически чисто.

                                                                                                              Далее

О чем говорит цвет дыма из выхлопной трубы?

Выхлопные газы автомобиля, двигатель которого находится в исправном состоянии, должны быть бесцветными. Но нередко можно увидеть, что у заведенной машины идет дым из выхлопной трубы, который может быть белым, черным или даже синим. Такое явление говорит о неисправностях различного характера. В этой статье мы расскажем, о каких неполадках можно судить в этом случае.

Белый дым из выхлопной трубы

Даже если с мотором все в порядке, отработанные газы могут иметь белый цвет. Такое практически всегда случается при прогреве холодной машины. Это свидетельствует об испаряющейся влаге, которая конденсировалась в выпускном механизме. Когда авто прогревается до рабочей температуры, выхлоп становится бесцветным.

Если температура воздуха не превышает 10°C, парообразование происходит, даже когда силовой агрегат хорошо прогрелся. Чем ниже температура окружающей среды, тем выше плотность выбрасываемого из системы выпуска дыма. При -20оС газы приобретают насыщенный белый цвет. Плотность выхлопа также находится в прямой зависимости от уровня влажности окружающего воздуха.

Если же на улице тепло, а автомобиль прогрет, белый дым является признаком того, что внутри цилиндров силового агрегата оказалась охлаждающая жидкость. В ее состав входит вода, которая придает газовой струе при сгорании рабочей смеси белый оттенок. В зависимости от состава антифриза, уличной освещенности и погоды он может казаться сизоватым, но такое может произойти и при попадании в ДВС смазочного материала.

Масляный дым, в отличие от водяного пара, рассеивающегося в кратчайшие сроки, долго держится в воздухе в виде синеватого тумана.

Исключить вероятность содержания масла в струе отработанных газов можно с помощью несложной проверки. Для этого нужно хорошо прогреть машину, а затем на короткое время поднести бумажный лист к отводящей трубе. При попадании на него капель воды последние быстро исчезнут, не оставив после себя жирных пятен.

Антифриз иногда проникает внутрь цилиндров ДВС, когда в какой-либо части блока цилиндров имеются трещины. Иногда из-за этих дефектов при работающем моторе выхлопные газы проникают в охлаждающий механизм, что и становится причиной дымообразования.

Устранить прямые причины неисправностей, которыми вызван белый цвет выхлопных газов, недостаточно. Причиной этих неполадок чаще всего является перегрев мотора. Поэтому необходимо провести тщательную диагностику всех элементов охлаждающей системы – термостата, радиатора, вентилятора и датчика его включения, а также проверить герметичность трубопроводов и соединений.

Заметив белый дым и установив, чем он вызван, от эксплуатации машины лучше отказаться до полного устранения неполадок. Уже имеющиеся очаги будут быстро развиваться, износ составляющих ДВС резко ускорится, и вскоре единственным выходом из ситуации станет капитальный ремонт силового агрегата.

Черный дым из выхлопной трубы

При нарушении смесеобразования (когда горючая смесь получается переобогащенной), газовая струя может приобрести черный цвет. В этом случае причинами неисправностей могут стать нарушения работы механизмов зажигания, подачи топлива или управления впрыском. Черный цвет дым приобретает из-за высокого содержания в нем сажи, которая образуется при неполном сгорании горючего.

Перечислим основные причины возникновения черного дыма:

  • Засоренность свечей зажигания или неправильная регулировка их зазоров.
  • Забитый воздушный фильтр.
  • Неправильная регулировка клапанных зазоров в ДВС.
  • Подтекание форсунок.
  • Засоренный механизм отвода выхлопных газов.
  • Нарушения работы карбюратора.

Появлению черного дыма нередко сопутствуют:

  • Чрезмерный расход горючего.
  • Затрудненный запуск.
  • Неустойчивость работы силовой установки, падение ее мощности.
  • Высокое содержание в выхлопе ядовитых веществ.

Синий дым из выхлопной трубы

Если отработанные газы синие, это означает, что в цилиндры силового агрегата попало моторное масло. Чем больше смазочного материала проникло внутрь ДВС, тем насыщеннее бывает цвет выхлопа.

Это явление всегда сопровождается повышенным расходом моторной смазки. Если на 100 км пути мотор расходует около 0,5 л масла, то выхлоп приобретает синий цвет обычно при разгоне машины. Когда расход на 100 км достигает 1 л, синий оттенок можно заметить даже в обычном режиме езды. Но зачастую изменение цвета струи отработанных газов не бросается в глаза даже при больших затратах масла. Это связано с работой нейтрализатора, задерживающего масляные частицы. Поэтому даже прозрачно-голубой цвет газовой струи является поводом для срочной диагностики состояния автомобиля.

Убедиться в попадании масла в рабочую полость цилиндров можно с помощью листа бумаги, поднесенного к выхлопной трубе (об этом было рассказано выше). В этом случае на нем будут оседать жирные капли. К тому же масляный дым держится в воздухе на протяжении достаточно длительного времени.

Синий дым может появиться по следующим причинам:

  • Износ элементов цилиндропоршневой группы. Расположенные сверху поршневые кольца могут изнашиваться по наружной поверхности или торцевым плоскостям. Нередко наблюдается износ их канавок в поршнях. При попадании внутрь цилиндров смазочного материала происходит уплотнение зазоров. Данные измерений компрессии в таком случае могут находиться в пределах нормы, что запутывает и значительно усложняет диагностику.
  • Неисправность системы зажигания.
  • Нарушение герметичности клапанов. Цвет дыма в таких случаях, особенно при сильном прогорании клапана – бело-голубой. Установить причину неисправности несложно – показатель компрессии при проверке такого цилиндра будет нулевым или минимальным. Кроме того, при осмотре свечи будет явно заметен черный нагар.

Памятка

Эксплуатировать двигатель при синем цвете отработанных газов крайне не рекомендуется до устранения неисправностей – это может привести не только к перерасходу масла, но и к выходу из строя силового агрегата.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

О чем говорит дым из выхлопной трубы и его цвет?

Диагностика и ремонт8 мая 2018

Неисправности, связанные с силовым агрегатом и топливной системой автомобиля, можно с высокой степенью точности диагностировать по некоторым внешним симптомам. Изменение технического состояния мотора и появление серьезных проблем нетрудно отследить по окрасу выпускных газов. Различный цвет дыма из выхлопной трубы бензинового двигателя указывает на попадание в цилиндры технологических жидкостей либо подачу слишком обогащенной горючей смеси. Нужно лишь уметь различать оттенки выхлопа и сопоставлять с другими признаками.

Выхлоп исправного мотора

Нормальный цвет газов, выходящих из выпускного тракта на холостых оборотах бензинового двигателя, – светло-серый либо прозрачный. Когда силовой агрегат находится в удовлетворительном техническом состоянии, дым практически не виден. На дизеле может наблюдаться едва заметный черный выброс в момент резкого нажатия педали акселератора.

Выполняя диагностику мотора по расцветке дымовых газов, учитывайте следующие особенности:

  1. Силовой агрегат необходимо прогреть до минимальной температуры 60–70 градусов. Пока двигатель холодный, блок управления подает в цилиндры обогащенную топливную смесь с повышенным содержанием бензина, отчего дым становится темнее.
  2. Вырывающиеся из трубы капли воды – это конденсат, образующийся при контакте горячих поверхностей и деталей системы с окружающим воздухом. Хорошо заметен на непрогретом моторе и не является симптомом какой-либо неполадки.
  3. При влажной погоде (туман, дождь) содержание водяных паров в воздухе существенно увеличивается. Проникая в цилиндры, влага испаряется и выбрасывается наружу через трубу, дым приобретает слегка белесый оттенок, а количество конденсата увеличивается.
  4. В темное время суток выхлопные газы визуально кажутся белыми, поэтому заниматься диагностикой ночью нельзя.

Важно! Четко установить характер неисправности мотора по цвету дыма невозможно без анализа вторичных признаков. О протекающих внутри цилиндров процессах многое скажут свечи зажигания – состояние и окрас электродов поможет точнее выявить источник проблемы.

Определение неполадок по цвету дымовых газов

Существует 3 аномальных расцветки выхлопа, указывающих на неполадки силового агрегата машины:

  1. Синий либо сизый дым из выхлопной трубы говорит о забросе в камеры сгорания моторного масла.
  2. Непрозрачный белый дым – это пар, образующийся при попадании в цилиндры значительного объема воды или охлаждающей жидкости.
  3. Выбросы черного цвета и хлопьев сажи свидетельствуют о переобогащении горючей смеси.

В редких случаях отработанные газы приобретают красноватый оттенок. Причина – добавление в бензин различных присадок либо щадящей промывки. Явление не относится к симптомам неисправности двигателя.

Чтобы точно обнаружить источник возникшей проблемы, необходимо подробнее рассмотреть каждый случай и произвести дополнительную диагностику.

Темно-сизый выброс

Если в процессе работы двигателя в камеры сгорания забрасывается масло, на выходе выпускного тракта наблюдаются клубы синего цвета. Интенсивность и густота дыма зависит от количества проникающей смазки. Режим эксплуатации роли не играет – сизые выбросы видны на любых оборотах и при различных нагрузках.

Неисправность сопровождается увеличенным расходом моторного масла и появлением толстого слоя нагара на электродах свечей зажигания. Поскольку смазка уплотняет щели и повышает компрессию, рабочее давление в цилиндре возрастает, отчего доля жидкой смазки пробивается сквозь уплотнительное кольцо и резьбовую часть свечки.

Попадание масла в камеры и синий дым на выходе выхлопной трубы возникает из-за нескольких причин:

  • выработали ресурс маслоотражающие колпачки (сальники клапанов), смазка стекает по клапанным штокам в зону горения;
  • критическое истирание поршневых колец – основных (компрессионных) и маслоотражающих;
  • в результате выработки гильзы приобрели эллиптическое сечение, тогда поршневые кольца неспособны остановить проникновение масла снизу, со стороны картера;
  • после перегрева мотора кольца получили отпуск, потеряли упругость и перестали прилегать к стенкам цилиндров;
  • заброс возможен через глубокие царапины на рабочей поверхности гильз.

Примечание. На моторах с наддувом причиной расхода и проникновения масла в камеры зачастую становится неисправная турбина. Системы смазки двигателя и нагнетателя объединены и в случае износа сальников турбина кидает масло вместе с воздухом. Иное дело – компрессор, представляющий собой отдельный агрегат.

Как точно определить поломку:

  1. Выверните свечи зажигания и убедитесь в наличии масляного нагара на электродах. Заодно определите, в какой цилиндр масло забрасывается сильнее.
  2. Измерьте компрессию во всех цилиндрах в 2 этапа – «на сухую» и с добавкой 30–50 грамм моторной смазки. Если давление вырастет, проблема наверняка кроется в износе цилиндропоршневой группы. В противном случае снимайте клапанную крышку и проверяйте колпачки – маслоотражатели.
  3. При работающем на холостом ходу моторе отключите от воздушного патрубка шланг вентиляции картера. Если оттуда повалит сизый дым, готовьтесь к замене колец либо капитальному ремонту силового агрегата. При отсутствии окрашенных газов меняйте сальники клапанов.

Когда раскаленные газы под высоким давлением прорываются через изношенные кольца в картер, масляные пары проникают в патрубок вентиляции, а оттуда – на дроссельную заслонку. Если снять участок воздуховода от фильтра, внутри обнаружится масло, а на дросселе – черный нагар.

Сизый дым, постоянно вырывающийся из выхлопной трубы дизельного двигателя, говорит о проблеме того же рода – повышенном угаре масла. Поиск неисправности выполняется аналогично диагностике бензинового мотора.

Густой белый пар

Высокое содержание испарений в выпускных газах свидетельствует о затекании охлаждающей жидкости в камеры сгорания. Побочные признаки неполадки выглядят следующим образом:

  • электроды свечей зажигания чистые, без нагара, на резьбовой части может наблюдаться влага;
  • если запустить двигатель и поднести к срезу трубы белую бумагу, на ней появится мокрое пятно без следов сажи и смазки;
  • уровень жидкости в расширительном бачке снижается;
  • меняется поведение автомобиля в процессе езды – падает мощность, ощущаются рывки.

Важный момент! Если из выхлопной трубы идет белый дым, а уровень в расширительной емкости увеличился, имеет место смешивание антифриза с маслом. Последнее пробивается в систему охлаждения под воздействием давления, создаваемого поршнями. Аналогичная картина наблюдается в картере – вместо чистой смазки в поддоне появится пенная эмульсия.

Вода либо антифриз затекает в цилиндры работающего мотора тремя путями:

  • через поврежденную прокладку между головкой и блоком двигателя;
  • сквозь пробитую прокладку коллектора, работающего на впуск топливной смеси;
  • через трещину, образовавшуюся в самой головке вследствие критического перегрева либо гидравлического удара (дефект характерен для дизельных агрегатов).

Убедиться в проникновении тосола внутрь камер сжигания довольно просто. Проверьте состояние электродов на свечах зажигания и уровень технологических жидкостей – антифриза и моторной смазки, изучите их цвет и консистенцию. Также не помешает снять клапанную крышку – на постели распределительного вала можно обнаружить белый налет от водно-масляной эмульсии. Самый точный диагноз устанавливается только после разборки силового агрегата – демонтажа ГБЦ.

Какие бы ни были причины белого дыма, продолжать эксплуатировать машину категорически не рекомендуется. Поломку следует устранить немедленно, иначе вы рискуете довести мотор до капитального ремонта.

Черный дым с хлопьями сажи

Выбросы подобного рода образуются при неполном сжигании горючей смеси. Доля бензина или солярки в ней слишком велика, поэтому часть топлива просто вылетает в трубу в виде черной сажи. Неполадка сопровождается следующими вторичными признаками:

  • расход топлива существенно возрастает;
  • электроды свечей покрываются черным налетом, ухудшающим искрообразование;
  • двигатель «захлебывается», снижается мощность, падает разгонная динамика;
  • при резком нажатии педали газа из трубы вырываются клубы черного дыма.

Аналогичные симптомы проявляются на дизельных моторах. Переизбыток солярки или бензина в составе топливовоздушной смеси возникает по множеству причин, зависящих от типа системы питания. На инжекторе и дизеле встречаются такие неполадки:

  1. Неисправности либо износ форсунок. Клапаны элементов неспособны держать рабочее давление и пропускают топливо внутрь коллектора – форсунка «течет».
  2. Проблемы в системе топливоподачи. Насос развивает чересчур высокое давление или вышел из строя регулятор (он же – перепускной клапан).
  3. Пришел в негодность один из основных датчиков. В подобных случаях электронный блок управления переходит в аварийный режим работы и готовит смесь с избытком топлива.

Примечание. К ключевым датчикам, влияющим на работу контроллера и приготовление смеси, относится измеритель расхода воздуха (либо абсолютного давления), положения дроссельной заслонки и лямбда – зонд. Обычно блок управления оповещает водителя о неисправности, включая надпись Chek Engine на приборной панели.

Если черный дым из выхлопной трубы появился на машине с карбюратором, проверяйте такие неполадки:

  • превышение уровня бензина в поплавковой камере по причине выхода из строя игольчатого клапана;
  • износилась резиновая мембрана экономайзера либо насоса – ускорителя;
  • засор воздушного жиклера или канала холостого хода;
  • забит главный воздушный жиклер;
  • дроссельные заслонки истерлись по краям и начали пропускать горючее в коллектор за счет разрежения;
  • разболтались оси дросселей.

Иногда на автомобилях с бензиновыми двигателями бесконтрольное обогащение топливной смеси происходит из-за длительной езды на неисправных свечах зажигания. Бензин, сгорающий в камерах не полностью, уходит в картер, смешивается с маслом и в виде испарений подается через патрубок вентиляции обратно в двигатель. При высокой концентрации топлива в картере давление масла падает, а мотор «задыхается». Проблема устраняется путем замены свечей и моторной смазки.

Дым из трубы — DRIVE2

О чем может рассказать дым из выхлопной трубы

Появление дыма может быть связано с неисправностями различных систем и рабочих узлов двигателя: системы питания, системы охлаждения, системы зажигания, системы управления впрыском, цилиндропоршневой группы, распределительного механизма и так далее. В соответствии с причиной неисправности дым возникает либо из-за неполного или неправильного сгорания топлива, либо из-за попадания охлаждающей жидкости в цилиндры, либо из-за поступления туда масла, что и придает выхлопным газам характерный цвет.Нередко неисправность одной системы, оказывающейся источником дымления, возникает из-за неполадок и дефектов в другой. Вот характерный пример: плохая работа системы охлаждения приводит к перегреву двигателя и, соответственно, пригоранию поршневых колец. Вследствие этого в цилиндры попадает масло, что и вызывает дымление.

Начинать же поиск причины лучше с сопоставления всех видимых обстоятельств: характера самого дымления, замеченных сопутствующих явлений, возможного влияния внешней среды.

Возможно знакомая ситуация: запускаете двигатель после долгой стоянки, а из выхлопной трубы — густой дым. И даже при прогреве количество и цвет дыма могут уменьшаются, а при поездке и вовсе исчезнет. Но чаще бывает иначе. Дымление продолжается, цвет дыма сохраняется и явно показывает, что в сердце автомобиля ( двигателе )имеются какие-либо неполадки. И причиной этого является не долгая стоянка, а другие причины и при этом долгое бездействие послужило своего лишь толчком усугубившим проблемы или приведшим к их резкому проявлению.Дым из выхлопной трубы бывает и белым, синим, черным и любых промежуточных оттенков. Цвет служит важным диагностическим признаком. Работа двигателя с повышенным дымлением часто сопровождается и другими отклонениями от нормы, хотя порой малозаметными на котрые водитель обращает внимание только при появлении дыма того или иного цвета. Поэтому такие признаки обязательно следует замечать и отмечать, чтобы точнее оценить ситуацию исправности и работоспособности двигателя.

Если проанализировать возможные неисправности, то окажется, что во многих ситуациях дым одинаков по цвету, хотя и имеет различные причины.

Другое обстоятельство: зачастую неисправность одной системы, оказывающейся источником дымления, возникает из-за неполадок или дефектов другого узла двигателя. Можно привести пример: плохая работа системы охлаждения приводит к перегреву двигателя и, соответственно, пригоранию поршневых колец. Уже вследствие этого в цилиндры попадает масло и вызывает дымление, причина которого по существу вторична.Начинать поиск причины дыма лучше с сопоставления всех зафиксированных фактов: характера самого дымления, замеченных сопутствующих явлений, возможных внешних признаков, иных показаний или видимых неполадках.

Рассмотрим разновидности дыма и причины его появления:

✔ Белый дым.

Белый дым из выхлопной трубы — вполне нормальное явление при прогреве холодного двигателя. Но следует учитывать что это не дым, а пар. Вода в парообразном, парообразном состоянии — естественный продукт сгорания топлива, это является нормальным, и никаких действий не требует. Дело в том, что в холодной выпускной системе, пар от сгорания топлива частично конденсируется при этом становясь видимым, при этом на крае выхлопной трубы обычно появляется вода (конденсат). По мере прогревания системы, конденсация уменьшается. Чем холоднее окружающая среда, тем более плотным, белым и видимым получается пар. При температуре ниже -10 градусов Цельсия белый пар образуется и на хорошо прогретом двигателе, а при морозе в минус в 20 — 25 градусов выхлоп из за пара, приобретает густой белый цвет с сизым оттенком. Можно привести в пример всем знакомую ситуация — зимой когда большие автомобили или автобусы отъезжая от остановки, так дымят, что приходится сбавлять скорость из за отсутствия видимости. На цвет и насыщенность пара так же влияет и влажность воздуха: чем она больше, тем пар гуще.

Рассмотрим ситуацию когда дым постоянный, даже в теплую погоду и на прогретом двигателе:Постоянный белый дым в теплое время и на хорошо прогретом двигателе, может свидетельствовать, чаще всего с попаданием охлаждающей жидкости (воды, тосола, антифриза) в цилиндры (возможным местом попадания может являться негерметичная прокладка головки блока цилиндров). В таком случае влага охлаждающей жидкости, не успевает полностью испариться при сгорании топлива, что и вызывает густой белый дым (пар высокой плотности). При этом оттенок выхлопа зависит от состава охлаждающей жидкости, погоды и цветности освещения окружающего пространства. Оттенок белого дыма может быть сизым, напоминая «масляный» дым, но отличить все-таки возможно если приглядеться, водяной пар, рассеивается быстро, до невидимости, в отличии от «масляного» дыма, при котором в воздухе надолго остается синеватый туман.

Диагностирование белого дыма:Проблемы с системой охлаждения:Если есть подозрения в виновности именно системы охлаждения, потребуется провести ряд целевых проверок: В первую очередь следует убедиться, что из выхлопной трубы идет именно пар, а не «маслянный» дым. Проделываем не сложное действие — прогреваем двигатель до рабочий температуры, или даже после поездки, кратковременно закрывают отверстие выхлопной трубы белым, чистым листом бумаги и смотрим, вода с листа постепенно испарятся и не оставят явных жирных следов, при этом и на ощупь они не будут жирными. Если же присутствуют явно жирные, масляные следы, которые не исчезают, у вас иная проблема. И так на листе не осталось явно масляных следов, ведем поиск дальше учитывая конструкцию двигателя. Жидкость может попадать в цилиндр не только по причине поврежденной прокладки, но и трещин в головке или блоке цилиндров. Все эти дефекты в работе двигателя вызывают попадание выхлопных газов в систему охлаждения (при этом так же возможно появление газовой пробки в системе охлаждения), что при выявлении и будет указывать на оговоренные проблемы, но пробка образуется не всегда в виде именно дымной пробки, но если уже явного дыма нет, а подозрения все еще остаются, загляните в радиатор или расширительный бочек, если же проблема все-таки присутствует то от охлаждающей жидкости будет исходить явный запах гари ( выхлопных газов ), а на ее поверхности будет присутствовать тонкая масляная пленка, при этом так же возможно уменьшение уровня охлаждающий жидкости. Характерно, что в таких случаях после запуска холодного двигателя, давление в системе охлаждения сразу повышается (нетрудно ощутить рукой, сжав верхний патрубок радиатора), при этом так же наблюдается увеличение уровень жидкости в расширительном бачке. Причем этот уровень жидкости нестабилен, возможно заметить выход пузырей газа из шланчека к расширительному бочку.Если двигатель заглушить, то картина изменится с точностью наоборот. Жидкость начинает уходить в цилиндр. Постепенно она проходит через поршневые кольца и попадает в масло, в поддон картера. При последующем запуске масло и охлаждающая жидкость перемешивается, образует эмульсию, которая имеет светлый цвет, не зависимо от выработки масла, также эмульсия не прозрачна, такое ощущение что масло очень мутное. Циркулируя по системе смазки, такая эмульсия оставляет на крышке головки и пробке маслоналивной горловины характерную пену светлого желто-коричневого цвета. Такая пена образуется при насыщенной эмульсии, тоесть если трещина или прогар имеет большую площадь. Если же трещина или прогар не значительны, образование пены все равно возможно, даже при прозрачном масле. Если же не герметичность в цилиндре существенна, то жидкость, накапливаясь над поршнем, что может препятствовать повороту коленчатого вала при старте в первый момент запуска. В особо тяжелых случаях возможен гидроудар в цилиндре, деформация и поломка шатуна.Иногда удается уточнить цилиндр с дефектом — попадая в цилиндр, охлаждающая жидкость активно очищает все поверхности, с чем соприкасается, поэтому и свеча зажигания в этом цилиндре будет выглядеть как новая. Если через отверстие свечи подать в цилиндр воздух под давлением (например, через переходник со шлангом или специальный тестер утечек), то уровень жидкости в расширительном бачке начнет повышаться (при проверке необходимо повернуть коленчатый вал в положение, при котором оба клапана закрыты, поставить автомобиль на тормоз и включить передачу).Дальнейшие выявление или ремонт неисправности проводится со снятием головки блока цилиндров. Следует оценить состояние прокладки (при выявлении дефектов заменить), плоскостей головки и блока (врят ли возможен ремонт, только замена). Так же следует учитывать, что прогар прокладки часто сопровождается деформацией плоскости головки, особенно если дефекту предшествовал перегрев двигателя.Если же явных дефектов не найдено, необходимо проверить головку на герметичность под давлением; наиболее вероятно, что на стенке камеры сгорания будет обнаружена трещина (чаще вблизи седла выпускного клапана). Следует также внимательно осмотреть цилиндр, опустив поршень в нижнюю мертвую точку. Трещина в цилиндре — редкий дефект, но если она есть, обнаружить ее не составляет труда. Края трещины расходятся (стенки «дышат») и нередко оказываются отполированными поршневыми кольцами.Попадание охлаждающей жидкость в цилиндр возможно так же через систему впуска — например, из-за не герметичности прокладки впускного коллектора (если она одновременно уплотняет и каналы подогрева коллектора охлаждающей жидкостью). В подобных случаях давление в системе охлаждения не повышается, запаха выхлопных газов нет, но масло превращается в эмульсию, при этом уровень охлаждающей жидкости быстро убывает. Этих признаков, как правило, достаточно, чтобы найти дефект и не спутать его с описанным выше, иначе будет напрасно снята головка блока.Все неполадки, связанные с белым дымом из выхлопной трубы, требуют не только устранения прямых причин. Поскольку дефекты, как правило, вызваны перегревом двигателя, то следует проверить и устранить неисправности в системе охлаждения — возможно, что не работает термостат, датчик включения, муфта или сам вентилятор, негерметичен радиатор, его пробка, шланги или соединения.

Если белый дым и сопутствующие ему дефекты замечены, то эксплуатировать автомобиль нельзя. Во-первых, дефекты быстро прогрессируют. А во-вторых — работа мотора на водомасляной эмульсии резко ускоряет износ деталей и через несколько сотен километров без капитального ремонта, скорее всего, уже не обойтись.

✔ Синий или сизый дым

Наиболее вероятной причиной появления синего ( «Масляного» ) дыма является попадание масла в цилиндры двигателя. «Масляный» дым может иметь различные цветовые оттенки — от прозрачного голубого до густого бело-синего, это зависит от режима работы двигателя, степени его прогрева и количества масла, поступающего в цилиндры, а также освещенности и других факторов. Примечательно, что масляный дым, в отличие от пара, не рассеивается в воздухе быстро, а упомянутый выше тест с бумагой дает жирные капли, вылетающие из трубы вместе с выхлопными газами.Очевидно также, что масляный дым сопровождается повышенным потреблением масла. Так, при расходе около 0,5 л/100 км сизый дым появляется в основном на переходных режимах, а при достижении 1,0 л/100 км — и на режимах равномерного движения. Кстати, в последнем случае на переходных режимах масляный дым становится густым сине-белым. Правда, владельцам самых современных машин надо помнить о возможном наличии нейтрализатора, который способен очистить выхлопные газы от масла даже при достаточно больших расходах.

В камеры сгорания (в цилиндры ) масло может попасть двумя способами:снизу, через поршневые кольца

сверху, через зазоры между стержнями клапанов и направляющими втулками.

Наиболее вероятной причиной появления синего выхлопа, является износ деталей цилиндро-поршневой группы. У верхних компрессионных колец наблюдается износ не только по наружной поверхности, контактирующей с цилиндром, но и по торцевым плоскостям, воспринимающим давление газов в цилиндре. Могут быть изношены и канавки этих колец в поршнях. Большие зазоры в канавках создают насосный эффект. Даже если маслосъемные кольца еще в норме, масло все равно поступает в цилиндры, поскольку верхние кольца непрерывно «подкачивают» его снизу вверх.Цилиндры более всего изнашиваются в зоне остановки верхнего кольца при положении поршня в верхней мертвой точке, а в средней части нередко приобретают овальную форму. Отклонение формы цилиндра от окружности ухудшает уплотнительные свойства колец. В зоне замков обычно образуются просветы, но не исключено их появление и в других местах окружности.Есть случаи, когда относительно хорошее состояние кольца поршня и цилиндра поверхность цилиндра повреждена. Это происходит, например при плохой фильтрации масла, когда между юбкой поршня и цилиндра происходит попадение абразивных частиц, при этом появлябются царапины на цилиндре.Аналогичная ситуация реальна и после долгой стоянки, когда на поверхности цилиндров и колец могут появиться следы коррозии. Потребуется значительное время на сглаживание этих дефектов и взаимную приработку деталей (если они вообще смогут приработаться).Тот же эффект часто возникает при нарушение технологии ремонта двигателя, когда поверхность восстановленного цилиндра слишком грубая или цилиндр имеет неправильную форму, или они использовали поршни низкого качества или поршневые кольца не соответствующие техническим характеристикам двигателя. В таких случаях, как правило, не следует ожидать нормальной работы двигателя.Износ цилиндро-поршневой группы нередко сопровождается потерей компрессии и увеличением давления в картере, которые определяют соответствующие устройства (компрессометр, тестер утечек и др.). Однако помните, что большое количество масла, входящего в цилиндры, хорошо уплотняет зазоры в сопряженных деталях. Если зазоры не слишком велики, то результат оценки компрессии может быть вполне нормальным, иногда даже ближе к верхнему пределу. Именно это обстоятельство смущает поиск конкретных причин масленистого голубого дыма.Еще одно замечание о конкретных обстоятельствах. Когда большого износа деталей нет, то синий или сине-белый дым явно наблюдается только тогда, когда двигатель работает в режиме прогревания, постепенно снижается и даже исчезает вовсе. Причина проста: при нагревании детали расширяются и занимают большее пространство, в котором они сильнее прижимаются друг к другу. При чрезмерно большом износе картина обратная: колличество дыма на прогретом двигателе будет возрастать, так как горячему маслу, имеющую низкую вязкость, легче попасть в цилиндр через изношенные детали.Всегда легче определить неисправность если она связана с более тяжелыми формами изношености или даже поломки деталей. Таким образом, может проявляться значительная детонация, которая приводит к повреждению мостов между кольцами на поршнях, по крайней мере — повреждение самих колец наиболее вероятно. Сильный перегрев двигателя является причиной деформации юбки поршня, образуется большой зазор между поршнем и цилиндром. Деформированный поршень перекашивается, нарушая работу колец. Тот же результат возможен при деформации шатуна, например, из-за гидроудара при попадании воды в цилиндр или после обрыва ремня и удара поршня по незакрывшемуся клапану.Использование некачественного масла может привести к прогаранию или залеганию колец в канавках поршня. Применение низкокачественного масла может вызвать пригорание и залегание колец в канавках поршня. А вследствие длительного калильного зажигания кольца могут быть просто завальцованы в канавках с полной потерей подвижности.Выше перечисленые дефекты обычно не происходят во всех цилиндрах сразу. Найти неисправный цилиндр нетрудно, сравнив состояние свечей зажигания и сжатия в разных цилиндрах. Более того, такие дефекты часто сопровождаются различного рода шумами и стуками, изменяющиеся с оборотами, нагрузкой и степенью прогрева двигателя, а также неустойчивая работа двигателя из-за отключения цилиндров (особенно при холодном пуске).

Распространенная группа неисправностей, вызывающих масляный дым и расход масла, связана с износом стержней клапанов и направляющих втулок, а также износом, механическими дефектами и старением (потерей эластичности) маслосъемных колпачков.

✔ Черный дым

Черный дым из выхлопной трубы свидетельствует о переобогащении топливовоздушной смеси и, следовательно, о неисправностях системы питания, ситемы зажигания или системы управления впрыском. Такой дым обычно хорошо просматривается на светлом фоне и представляет собой частички сажи — продукты неполного сгорания топлива.

Черный дым часто сопровождается большим расходом топлива, плохим запуском, неустойчивой работой двигателя, высокой токсичностью выхлопных газов, а нередко и потерей мощности из-за неоптимального состава топливовоздушной смеси. У карбюраторных двигателей черный дым обычно возникает из-за перелива в поплавковой камере вследствие дефекта игольчатого клапана или из-за закоксовывания воздушных жиклеров. Также может быть неправильно установлен угол опережения зажигания. У бензиновых двигателей с впрыском топлива переобогащение смеси появляется, как правило, при неисправности и отказах различных датчиков (кислорода, расхода воздуха и др), а также при негерметичности форсунок. Последний случай опасен гидроударом в цилиндре при запуске со всеми упоминавшимися выше последствиями. Суть в том, что через неисправную форсунку на неработающем двигателе в цилиндр может вытечь много топлива, а оно не позволит поршню подойти к верхней мертвой точке. У дизелей черный дым иногда появляется не только при нарушениях в работе насоса высокого давления, но и при большом угле опережения впрыска.

Общим явлением для режимов работы двигателей на переобогащенной смеси является повышенный износ или даже задиры деталей цилиндропоршневой группы, поскольку избыточное топливо смывает масло со стенок цилиндров и ухудшает смазку. Кроме того, топливо попадает в масло и разжижает его, ухудшая условия смазки и в других сопряженных деталях двигателя. В некоторых случаях это разжижение настолько велико, что уровень масла (точнее, смеси масла с топливом) в картере значительно повышается и оно приобретает характерный запах.


Смотрите также

 

"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453

Новости