Закипел радиатор у машины… Событие не самое приятное и подобное не редкость, особенно на старых автомобилях. В чем же причина? Что нужно сделать и чего ни в коем разе делать не стоит? Разбираемся в нашей статье…
Для начало немного теории. Как известно, сгорание топливовоздушной смеси в цилиндрах двигателя приводит к выделению довольно большого кол-ва тепла. Лишь частично это тепло отводиться с выхлопными газами наружу, а основная часть нагревает металлические части мотора (блок цилиндров, головку блока и т.п.).
Предназначение системы охлаждения как раз и заключается в том чтобы поддерживать температуру двигателя на определенном уровне (для большинства ДВС это 90-100°C), а излишек выводить в атмосферу. Один из ключевых элементов системы охлаждения — это теплоноситель (антифриз, тосол, вода), который, собственно, циркулируя до ДВС не только забирает на себя тепло, но и отдает его в окружающую среду через радиатор.
1. Герметичность
Одним из главных условий работоспособности системы охлаждения — давление должно быть чуть выше атмосферного. Это уменьшит вероятность закипание. Контролирует давление внутри системы специальный клапан. Если он неисправен или система не герметична (течет радиатор или повреждены патрубки), то антифриз будет закипать, даже если температура жидкости не превышает рабочую температуру двигателя.
2. Термостат
Еще одной причиной перегрева может быть неисправный термостат (регулятор температуры жидкости в системе охлаждения двигателя). Он нужен для ограничения потока охлаждающей жидкости к радиатору, чтобы избежать его чрезмерного охлаждения (читайте — падения рабочей температуры ДВС). Как правило, если термостат выходит из строя, он заклинивает в закрытом положении, не позволяя охлаждающей жидкости достичь радиатора и охладиться (передать тепло от двигателя в атмосферу).
3. Радиатор охлаждения
Отдельного слова заслуживает радиатор охлаждения, который необходим для непосредственной передачи тепла от антифриза в окружающую среду. Чтобы теплообменник справлялся с этой задачей, через него должен проходить достаточный поток воздуха. Так вот, если соты радиатора забиты грязью, то воздух через них проходит с затруднением и охлаждение оказывается недостаточно эффективным. Именно поэтому после зимы радиатор охлаждения рекомендуется тщательно промывать.
Также в этот пункт можно добавить такой элемент, как вентилятор радиатора. Он автоматически включается, создавая дополнительный приток воздуха к теплообменнику (к примеру, когда машина стоит в пробке и набегающего потока попросту недостаточно для отвода тепла от радиатора). Если вентилятор не включается в нужный момент, то радиатор не может эффективно остужать охлаждающую жидкость, и температура мотора начинает расти.
4. Водяной насос
Если углубляться, то виновником перегрева может быть и водяной насос (помпа), который обеспечивает принудительную циркуляцию антифриза по системе охлаждения. Если насос по какой-либо причине выходит из строя, циркуляция жидкости прекращается, и она попросту не доходит до радиатора охлаждения.
Из-за чего мотор может перегреться, понятно. А опасно ли это? Определенно да! Дело в том, что при закипании охлаждающей жидкости в каналах системы охлаждения двигателя образуются воздушные пробки. В этих местах и происходит перегрев, расширение и деформация металла. Как правило, этому особо подвержена головка блока цилиндров (в ней очень много внутренних каналов с тонкими стенками). В частности, в результате перегрева происходит нарушение плотного прилегания деталей, пробой прокладки, попадание масла в антифриз, падение компрессии в цилиндрах и, конечно же, полный отказ работы двигателя.
Если вы обнаружили, что температура охлаждающей жидкости полезла вверх, а из-под капота валит пар, то нужно как можно быстрее встать в безопасном месте на обочине, заглушить ДВС и, по возможности, включить отопитель салона на полную мощность (это отведет часть тепла от двигателя на радиатор отопления печки и поможет охладить двигатель). При этом кондиционер должен быть обязательно выключен.
Далее смотрим, работает ли вентилятор радиатора, проверяем уровень охлаждающей жидкости в системе (на расширительном бачке нанесены метки минимума и максимума), а также инспектируем радиатор охлаждения на наличие повреждений. Если все в норме, то нужно понять, идет ли циркуляция антифриза по контуру (открывается ли термостат и прокачивает ли его помпа). Это можно легко проверить, прикоснувшись рукой к верхнему патрубку радиатора охлаждения — он должен быть горячим. Если, опять же, все в порядке, то остается только обратиться в автотехцентр для проведения более детальной диагностики.
Важно! Если вы решите долить спецжидкость в систему охлаждения, то запомните: ни в коем случае нельзя открывать крышку расширительного бачка сразу после остановки автомобиля с перегретым двигателем. Если это сделать, то давление в системе резко сравняется с атмосферным, что приведет к моментальному закипанию жидкости и ее выбросу наружу. Никому же не нужны ожоги, правда? Тем более, свежий антифриз можно заливать только после того, как мотор остыл (40-60 минут постоять с открытым капотом). В противном случае в блоке и головке блока цилиндров от разницы температур появятся трещины.
В межсезонье (особенно весной) в автомобиле чаще всего проявляются всевозможные неисправности. Это связано с изменением температурного режима эксплуатации и, естественно, касается лишь узлов, на которые так или иначе влияет изменение температуры окружающей среды. К ним относится система кондиционирования, подвеска, так как в ней используются резиновые втулки (которые нередко заполнены гелем) или пневматические резиновые подушки, и, конечно же, система охлаждения. Охлаждение двигателя — наиболее «капризная» из всех систем автомобиля, так как ее конструкция несовершенна, а ничего принципиально нового для отвода тепла пока не придумано. На сегодняшний день жидкостная система с принудительной рециркуляцией остается преобладающей. Как в любой заполненной жидкостью замкнутой системе, в ней существуют традиционные проблемы – образование воздушных пробок и связанные с ним застои и локальный перегрев, коррозия на внутренних поверхностях элементов и пр.
В связи с резким изменением температурного режима эксплуатации весной в пробках на дорогах нередко можно наблюдать автомобили с «закипевшим» двигателем. Однако ошибочно было бы думать, что поломки в этот период случаются чаще. Дело, скорее, в том, что в зимний период их последствия либо совсем не проявляются, либо проявляются, но не до такой степени, чтобы водитель придавал им серьезное значение.
• Что делать, если автомобиль неожиданно закипел?
По большому счету, следить во время движения неукоснительно следует только за двумя приборами – за датчиком уровня топлива и за стрелкой температуры. Так как перегрев двигателя всегда свидетельствует о поломке в системе охлаждения, заметив нестандартное повышение температуры, двигатель нужно немедленно остановить.
Естественно, в определенных ситуациях температура охлаждающей жидкости может подниматься, к примеру, в жару в пробке. Это штатная ситуация, справиться с которой должен электрический вентилятор, включающийся по приказу второго датчика температуры. Если вентилятор и детали системы охлаждения исправны, до красной зоны стрелка не дойдет. Температура будет подниматься и опускаться в одних и тех же пределах. Если же стрелка указателя температуры охлаждающей жидкости заползла в красную зону, двигатель необходимо немедленно выключить. Температура кипения антифриза – 130 градусов Цельсия, и если стрелка в красной зоне, до этой отметки уже недалеко.
• Физика процесса закипания
Если в системе охлаждения появилась неисправность, а водитель вовремя не посмотрел на табло указателя температуры, антифриз разогревается выше 130 градусов и закипает. Давление в системе стремительно растет, и крышка радиатора (она, кстати, снабжена клапаном, позволяющим, в прямом смысле, спускать пар) перестает удерживать антифриз внутри системы. Как следствие, раскаленная жидкость начинает фонтаном извергаться в подкапотное пространство. Там она попадает на еще более раскаленный блок цилиндров и другие части двигателя, отчего и образуются устрашающие клубы пара, валящие из-под капота во все стороны. Это в лучшем случае, а в худшем раньше крышки «сдается», то есть сначала вздувается, а потом и лопается, не выдержав давления, одна из резиновых трубок системы охлаждения, которых в автомобиле немало. Как правило, эта участь постигает одну из двух длинных и толстых трубок, подводящих охлаждающую жидкость к радиатору.
• Возможные последствия закипания охлаждающей жидкости
Если антифриз вскипел и вырвался наружу, значит, в системе его осталось меньше, и охлаждаться в штатном режиме двигатель уже не будет. Если включить его и продолжить движение, жидкость снова закипит, а поскольку ее стало значительно меньше, температура в районе камеры сгорания и главных подвижных частей – поршней – резко подскочит. Металл, из которого сделаны поршни, расширится, и двигатель попросту заклинит. Даже если этого не случится, корпус блока цилиндров может треснуть и прийти в негодность. В крайнем случае, это произойдет с головкой блока цилиндров, или ее просто «поведет», то есть, попросту говоря, она станет кривой и потребует ремонта и переборки. Часто лопается или деформируется прокладка между головкой блока и блоком, и это наиболее щадящее из возможных последствий. В любом случае, финансовые последствия попыток «доехать до сервиса» на автомобиле с вытекшим антифризом будут грандиозными, учитывая, сколько стоит новый двигатель к современной модели автомобиля. Повреждения блока, поршней или головки следует всеми силами избегать.
• Что можно сделать, если стрелка оказалась на пороге красной зоны или уже в ней
Если водитель вовремя заметил нестандартный подъем температуры, нужно постараться ее сбросить доступными способами. Самый простой из них – включить на полную мощность отопитель. В нем также есть радиатор, и он в этом случае сыграет роль дополнительного средства охлаждения антифриза. Если это не помогло, продолжать движение нельзя ни под каким видом.
Если антифриз вытек, его нужно долить, так как всегда есть шанс, что произошел какой-то случайный сбой, и после долива температура больше подниматься не будет. Решившись на эту операцию, нужно неукоснительно соблюдать два правила: не открывать крышку радиатора сразу после кипения и не заливать в расширительный бачок свежий антифриз, не остудив двигатель. В первом случае можно попасть в больницу, обварившись кипящим антифризом, во втором – все-таки спровоцировать появление трещин в блоке или головке.
Летом двигатель до залива новой порции антифриза должен остывать не менее часа, так как попадание прохладного антифриза в кипящий сродни питью ледяной воды сразу после горячего кофе. Металл, как и эмаль зубов, в этом случае будет разрушаться из-за перепада температур.
Доливать антифриз и пытаться продолжать движение может только опытный водитель, способный понять, какая именно поломка произошла в системе охлаждения. Если опыта недостаточно, лучше сразу вызывать эвакуатор.
• Распространенные поломки системы охлаждения и способы их ремонта
Чаще всего выходит из строя термостат, который заклинивает в закрытом положении. В этом случае антифриз просто не попадает в так называемый «большой круг охлаждения», то есть не циркулирует внутри радиатора. Термостат заполнен специальным веществом, которое в процессе эксплуатации теряет свои рабочие свойства, делая приспособление нерабочим. К сожалению, это никак нельзя заметить снаружи. Термостат необходимо заменить, чтобы восстановить штатную схему циркуляции.
Не срабатывает вентилятор при работающем термостате. Без вентилятора остудить двигатель в пробке невозможно, так как набегающего потока воздуха в пробке нет. Часто выходит из строя не сам вентилятор, а контакты разъема питания или провода. Это выявляется в процессе диагностики у электрика.
Датчик температуры вышел из строя и не подает вентилятору команду на включение либо совсем, либо когда уже слишком поздно, и температура уже поднялась. Также выявляется в процессе диагностики.
Сломался рециркуляционный насос, который также называют помпой. Проверка работы и регламентная замена помпы производится во время плановых ТО. Если же автомобиль не обслуживается в техцентре дилера, нужно знать срок службы помпы для своего автомобиля и менять ее вовремя, до появления поломки.
Радиатор забит грязью после зимы и не справляется, хотя остальные части системы работают. Необходимо отправиться на мойку и попросить промыть радиатор. Крайне желательно затем продуть его сжатым воздухом, помогающим удалить грязь из сот радиатора.
Не стоит забывать, что производить какие-либо манипуляции, не опасаясь последствий, может только опытный водитель с навыками автоэлектрика и автослесаря. Если ремонт своими руками автомобилисту чужд, а двигатель закипел, лучше сразу вызывать эвакуатор и отправиться в сервис, взяв с собой запас антифриза нужной марки и цвета.
Стрелка зашкаливает за сто градусов, белый дым валит из-под капота – знакомо? Это охлаждающая жидкость, а попросту антифриз закипело в вашем радиаторе и вашей охлаждающей системе. Самое первое, что необходимо сделать – это остановиться. Можно просто подождать, около 10-15 минут, пока машина не остынет, а потом снова попробовать завестись. Если мотор будет опять греться, то не стоит рисковать жизнью мотора – он вам очень дорого обойдется. Постойте около 15 минут, но не меньше, потом попробуйте открыть крышку бачку с охлаждающей жидкостью. Вот здесь будьте очень аккуратны – если вы не выдержали временной промежуток и вода все еще кипит в радиаторе и системе – не искушайте судьбу. Вода вас ошпарит и останутся волдыри на коже. Поэтому точно убедитесь, что крышку можно открывать. Как только крышку вы откроете пойдет пар. Дайте пару выйти несколько минут, затем проделайте следующую процедуру – схватитесь за самый толстый шланг, идущий от радиатора и несколько раз сдавите и отпустите его. Это поможет выдавить воздух из системы охлаждения автомобиля. Вы увидите и услышите, как в бачке начнет журчать вода, как пар еще больше начнет выходить, а с ним и воздух.
Всегда возите с собой еще пару литров охлаждающей жидкости, или на худой конец дистиллированной воды. Как раз в таком случае она вам и понадобиться, чтобы дотянуть до ближайшей станции, если неполадка не будет устранена на месте. Долейте в бачок охлаждающую жидкость, по уровню. Доливая, нажимайте на шланг, который вы нажимали ранее, это поможет охлаждающей жидкости занять пространство в вашей системе. Затем закройте плотно колпачок и заведитесь. Если через десять или двадцать минут машина опять закипела – значит, неисправность скорее всего в термостате. Если вы не знаете, где находится у вас термостат – лучше не разбирайте сами. Если же есть книга по эксплуатации, где можно посмотреть где у вас стоит термостат. Очень часто, он стоит в том самом резиновом шланге, который вы сжимали. Тогда достаньте его вообще из системы. Посмотрите на него – возможно, он полностью заржавел и пружина не сжимается, тогда его уже можно просто выбросить и ехать на рынок за новым термостатом.
После снятия термостата, машина не должна больше закипать, т.к. охлаждающая жидкость будет циклировать по большому кругу. Но если же и после снятия термостата машина дальше продолжает закипать – попробуйте опять выгнать из системы воздух. И езжайте на сервис, там точно установят неполадку.
Пробки и в зимнее время не приносят радости автомобилистам, а уж летом число потенциальных проблем вырастает в разы. Автомобили с закипевшими двигателями в пробках в самый разгар летнего сезона — явление весьма частое, возникающее вследствие резкого перепада температурного режима эксплуатации авто. Задача защиты двигателя от перегрева возложена на систему охлаждения, с помощью которой воздушным либо жидкостным способом и происходит экстренная «реанимация» авто. Содержание статьи:
Диапазон оптимальной температуры для нормальной работы двигателя — это 75-90 градусов.
При появлении неисправности в системе охлаждения и невнимательности водителя (не заметил изменений на табло) температура антифриза разгоняется до 130-ти градусов и более, и происходит его закипание.
Далее происходит стремительный рост давления в системе, а крышка радиатора (к слову, снабженная специальным клапаном для «спускания пара») теряет способность удержания антифриза внутри системы. После чего раскаленная жидкость выбрасывается фонтаном в подкапотное пространство, где она, в свою очередь, попадает на еще более горячий блок цилиндров и прочие элементы двигателя — отсюда и образуются те самые клубы пара из-под капота.
Проверить работоспособность термостата можно различными способами. Лучше всего это, конечно, делать в автомастерской.
Если антифриз закипел и рванул наружу, значит, в самой системе его количество значительно снизилось. То есть, в штатном режиме работа двигателя осуществляться уже не может.
При включении двигателя и продолжении движения жидкость обязательно закипит снова, а учитывая, что ее количество снизилось, произойдет резкий скачок температуры в области основных подвижных частей (поршней) и камеры сгорания. Как следствие — расширение металла, из которого созданы поршни, и нарушение в работе двигателя (его просто заклинит). Если даже «обойдется», то может треснуть (и соответственно прийти в негодность) корпус блока цилиндров или потребует ремонта головка блока цилиндров.
Из наименее проблематичных последствий — деформация прокладки между блоком и головкой блока. В любом случае, поездка «до сервиса» при вытекании антифриза будет накладной. Особенно, учитывая цену нового двигателя к современному авто.
Следует помнить, что при большинстве причин закипания двигателя движение на автомобиле становится опасным, как для самого водителя, так и для его пассажиров. Поэтому наиболее разумным выходом будет эвакуация автомобиля и дальнейшее обращение к профессионалам.
Специалисты СТО «Автопрайд» подходят к решению вопроса комплексно – они проинструктируют водителя по вопросу дальнейших действий, помогут вызвать эвакуатор и решат данную проблему должным образом.
Никогда не знаешь — в какой момент может произойти закипание двигателя. Поэтому все необходимые номера телефонов «экстренной помощи» нужно иметь под рукой. Номера «Автопрайд» есть в «наших контактах»
Как это сделать?
Долив антифриза можно осуществлять только при наличии опыта и понимания причины поломки в системе охлаждения. При отсутствии опыта рекомендовано сразу вызывать эвакуатор.
Напоминаем, что любые серьезные манипуляции с автомобилем может осуществлять лишь водитель с наличием опыта автослесаря/автоэлектрика. Если же такой опыт отсутствует, а двигатель закипел — вызывайте эвакуатор и обращайтесь к специалистам, не забыв захватить про запас антифриз соответствующего цвета и марки.
И, конечно, пройдите диагностику на наличие скрытых дефектов, что способствуют закипанию. Не откладывайте эти вопросы «на завтра»: своевременная диагностика убережет вас от весьма солидных финансовых потерь.
В Санкт-Петербурге диагностику и ремонт вашей иномарки качественно и быстро осуществят специалисты Автопрайд.
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453