В последнее время производителя транспортных средств все больше нацелены на то, чтобы сделать управление транспортным средством максимально удобным для водителя. Для этого придумывается множество дополнительных систем и специального оборудования. Одним из таких приспособлений выступает электроусилитель руля (сокращенно ЭУР).
Электроусилитель представляет собой специальное оборудование, которое обеспечивает дополнительное усилие при повороте руля, основанное на работе электрического двигателя (питается от штатного генератора авто).
Среди основных составляющих элементов устройства можно выделить:
Как правило, устройство устанавливают прямо на рулевой колонке или рулевом механизме. Реже его можно увидеть на валу рулевого механизма. Согласно проведенным исследованиям, наибольшую эффективность модель демонстрирует при монтаже на рулевом механизме. В этом случае обратная связь будет максимально эффективной.
Усилие от электропривода меняется в силу роста скорости движения транспортного средства, также оно зависит от угла поворота рулевого колеса.Показатель будет минимальным в случае прямолинейной езды по трассе на большой скорости. Наибольшее увеличение усилия происходит при парковке машины.
Среди основных достоинств такого устройства можно выделить:
Правда, есть у таких элементов и некоторые недостатки. Прежде всего, диагностировать поломку в системе достаточно сложно. Элемент нельзя отремонтировать – нужно менять весь узел.
Подобная технология начала внедряться не так давно. Как результат во многих автомобилях (особенно бюджетных) встречаются различные дефекты этого устройства.
Практически все современные автомобили выпускаются с усилителем руля, ведь с помощью такого элемента управлять транспортном становится намного проще и удобнее. На этот момент наибольшее распространение получил гидроусилитель.
В случае отклонения от прямолинейного движения, такое устройство активирует насос, благодаря которому в рабочую камеру поступает жидкость.
Вращать колеса становится намного проще. Чем больше угол поворота, тем выше производительность ГУР.
Эффективность гидроусилителя владельцы транспортных средств успели оценить уже давно. Сейчас же автолюбителей интересует вопрос о том, сможет ли электронный усилитель руля вытеснить ГУР?
Для этого необходимо провести сравнение по основным критериям, таким как:
На данный момент тут несомненным лидером являются системы с ГУР. Обратная связь в них на порядок выше в силу простоты своей конструкции. Опытный водитель хорошо чувствует возможности машины при поворотах.
Вдобавок, гидроусилители практически нечувствительны к вибрациям и ударам, так что для них нет нужды устанавливать защиту при езде по плохим дорогам.
Как результат, водителю будет удобно принимать решения, даже в случае путешествий по не самому качественному дорожному покрытию.
В случае электроусилителей руля, тут нужно провести тщательную калибровку оборудования. Да, если настройка будет выполнена на высшем уровне, то управление будет еще более комфортным, чем с ГУР.
Но добиться таких параметров могут только производители, которые выпускают премиальные транспортные средства. В более бюджетных авто технология еще немножко хромает.
Далее видео про то, что лучше выбрать — ГУР и ЭУР:
Управление будет несколько нереалистичным, без обратной связи. В результате, нужно будет долго привыкать к авто с подобным усилителем. Кроме того, ЭУР очень чувствителен к качеству дорог. Вибрации и нагрузки сильно уменьшают период его эксплуатации, так что потребуется установка специального демпфера, что будет гасить колебания.
Для функционирования ГУР транспортное средство вынуждено терять часть своей мощности, которая идет на привод насоса. В результате, несколько снижается динамика автомобиля. Гидроусилитель не способен выдерживать длительные нагрузки.
Если установить руль в крайнем положении, через 10-12 секунд система полностью отключится, так что нужно будет глушить мотор, а затем, через пару минут, вновь завести автомобиль.
Для работы ЭУР не требуется отток мощности от силового агрегата, дополнительная нагрузка идет на генератор.
При этом она сравнительно небольшая, ведь электроусилитель включается лишь при повороте колеса. Таким образом, динамика машины не страдает. Перегрев может случиться лишь в том случае, если очень резко крутить руль вправо-влево (такое можно сделать лишь специально).
Правда, во время езды по плохому дорожному покрытию или рыхлому снегу, система может отключиться (об этом вы узнаете по сигналу тревоги). Тут придется остановиться до полного остывания двигателя.
Настроить гидроусилитель практически невозможно. Единственное, возможна установка рейки с улучшенным передаточным отношением. В результате, при повороте с небольшим углом, будет чувствоваться небольшая тяжесть, а при необходимости сильно повернуть руль, требуемое усилие снизится.
Таким образом, управлять станет намного легче и комфортнее, особенно в случае парковки и езды по улицам с насыщенным трафиком.
Еще может отличаться производительность от изготовителя к изготовителю. В то же время, такие отклонения весьма несущественны.
Если же говорить об ЭУР, то его производительность менять можно даже во время езды. Такая технология является максимально востребованной в случае спортивных автомобилей.
При необходимости, можно установить специальное программное обеспечение, которое имитирует изменение показателя передаточного числа. В результате, нет нужды монтировать дорогостоящую рейку.
В современных премиум-автомобилях ЭУР предлагает несколько доступных режимов. Среди наиболее распространенных из них стоит выделить:
Если такая опция продумана производителем, изменения можно проводить прямо во время езды, просто нажав на соответствующую кнопку. Это делает электроусилитель намного более удобным и функциональным вариантом.
Стоит отметить, что при всех достоинствах ЭУР, у него есть явный минус – небольшой крутящий момент, который может создавать электромотор. В результате, его мощности не хватает для грузовиков, внедорожников, крупногабаритных лимузинов.
Для таких транспортных средств лучше подходят гидроусилители, которые ограничены лишь производительностью насоса.
При этом, вероятнее всего, в скором времени не изобретут компактных электродвигателей с мощным ресурсом.
Некоторые автоконцерны пытались сделать мощный ЭУР, размещенный отдельно от рулевого вала, но подобное решение является крайне дорогостоящим, так что не имеет преимуществ перед ГУР. Как результат, сфера использования электроусилителей руля пока весьма ограничена.
Гидроусилитель руля работает постоянно, независимо от того, едите вы прямо, или поворачиваете. Работа ЭУР осуществляется лишь в том случае, если требуется поворот колес. Таким образом, электронный усилитель более экономичен в плане обслуживания авто.
С другой стороны, ЭУР совершенно не подлежит ремонту, тогда как поломанный ГУР можно восстановить.
Если еще несколько лет назад электронные усилители руля устанавливали лишь на малолитражках, то теперь спектр их применения существенно вырос.
Там, где требуется максимальное качество вождения, они демонстрируют максимально высокие показатели в плане управляемости. Кроме того. они более экономичные и надежные, так что, со временем, ЭУР смогут вытеснить ГУР.
В то же время, необходимо понимать, что усилитель усилителю рознь. Тут стоит также учитывать особенности производителя.
Машины от именитых торговых марок в любом случае будут демонстрировать более высокие эксплуатационные характеристики, чем в случае дешевых китайских аналогов.
Также обязательно стоит провести небольшой тест-драйв перед конечным выбором авто. В результате, вы поймете, какой усилитель больше всего подходит именно вам.
Далее видео про работу электроусилителя руля:
Кто-то любит непосредственное ощущение дороги, особенно при больших скоростях, отмечают повышенную информативность на сложных покрытиях (лёд, мокрый асфальт). Есть автомобилисты, которым нравится прилагать усилия. Чаще всего это вопрос навыка и привычки.
Всё это обеспечивает максимально безопасное и комфортное вождение (при условии исправного техсостояния машины).
Потенциальная опасность возникает только при внештатной ситуации — внезапном отказе (поломке) системы усилителя руля при повороте во время движения. В этом случае реакция, знания и опыт водителя приобретают решающее значение. О проблемах могут сигнализировать посторонние шумы, вибрации, резкие толчки, проворот руля, трудное или слишком легкое его поворачивание.По статистике четверть российских водителей предпочитает гидроусилитель, а половина — электроусилитель руля (и показатели смещаются в пользу ЭУР). Достоинства каждого из этих механизмов определяется их конструктивными особенностями.
В современных автомобилях используются электроусилители, гидроусилители и электрогидроусилители руля.
Эур что это такое в автомобиле? Работает как электрический мотор. Воздействует на рулевое управление посредством электрического привода.
Датчики анализируют положение руля. Показания сообщаются электронному блоку управления, где их обрабатывает специальная компьютерная система. Отсюда руководящие сигналы передаются помещенному в рулевое устройство электрическому мотору. Он преобразует электрическую энергию в механическую, облегчая вождение.
Это устройство работает по типу насоса. Влияние на механизм управления рулём производится давлением жидкости (масла).
При включении двигателя вращающийся приводной ремень вводит в действие гидравлический насос. Поддерживается постоянная подача масла из бачка в систему.
Смотрите, как делается полировка лобового стекла своими руками.
Что делать, если мешает биение педали тормоза?
Когда водитель крутит руль, специальный механизм (золотник) движется, реагируя на это вращение, и перекрывает канал слива масла обратно в бачок. Жидкость через распределитель (клапан) поступает в силовой гидроцилиндр.
Он преобразует давление жидкости в давление поршня, который производит силовое воздействие на рулевое управление. При завершении поворота и прямолинейном движении открываются все каналы, масло уходит обратно в бачок и продолжает вхолостую циркулировать по системе посредством соединительных шлангов.
Возник как модернизированная версия гидроусилителя. Работает от специального генератора (а не от двигателя автомобиля) и отключается при движении машины по прямолинейной траектории.
Специальные датчики считывают скорость поворота руля. Сигналы подаются на блок управления и сообщаются электрическому мотору, приводящему в движение гидравлический насос.
Недостатки электроусилителя руля и преимущества гидроусилителя:
Некоторые несовершенства ГУР устранены в моделях с ЭГУР: произошло увеличение КПД, появилась возможность задавать нужные параметры, осуществилась замена приводного ремня на электродвигатель. Но будущее всё-таки за электромеханическими усилителями руля. Это общемировая тенденция, потому что их преимущества очевидны.
Электроусилитель руля (ЭУР) – конструктивный элемент системы рулевого управления автомобилем, создающий с помощью электрического привода при повороте рулевого колеса дополнительное усилие, тем самым сокращая нагрузку на руки водителя и делая управление авто более комфортным.
Образуют электроусилитель рулевого управления следующие составные элементы:
Взаимодействуют они по такому принципу:
Как известно, усилители руля бывают не только на электрическом приводе, но и на гидравлическом. И тот, и другой делают управление маневрами автомобиля более комфортными, однако если в процессе работы ЭУР, принимая во внимание множество факторов (скорость движения, угол и скорость поворота руля, количество оборотов двигателя и др.), высчитывает нужное усилие и реализует его, то ГУР во всем диапазоне поворота «баранки» дает примерно одинаковую помощь (где-то оптимальную, где-то чрезмерную). Кроме того электроусилитель намного экономнее в плане расхода топлива, ведь он не является сложной системой и не требует для своего поддержания задействования мотора, поэтому позволяет экономить до 0,5 литра бензина на 100 км пути.
А еще элекроусилитель прост в настройке, не требует обслуживания и весьма компактен, чего нельзя сказать о гидроусилите. Хотя есть пара моментов, в которых ЭУР уступает ГУРу:
Электроусилитель руля — конструкция, предназначенная для снятия части усилия при повороте рулевого колеса.
Данный тип механизма считается сравнительно новым устройством, но это не помешало ему занять серьезную нишув секторе легковых авто. Электроусилитель рулевого колеса — следующий этап после ГУР (гидроусилителя), хотя последнийи сегодня пользуется спросом и устанавливается на большей части авто.
Как уже упоминалось, ЭУР — сравнительно «молодой» механизм, который разработан только в 90-х годах прошлого века. Но первые «ласточки» появились много раньше. Так, попытку сделать нечто подобное предпринимал Генри Форд, которому не удалось довести идею до логического завершения. Первая машина, на которой появился электроусилитель руля, стала Тойота MR2. Японские производители поставили задачей убрать гидравлические линии от стойки до двигателя, что им и удалось.
Со временем ЭУР появился на европейском континенте. Здесь первопроходцами стала компания Фольксваген, которая установила элеткроусилитель на модели Гольф Экоматик. Преимуществом нового устройства стала возможность работы даже на заглушенном моторе. Со временем новая технология была взята на «вооружение» другими компаниями — Ауди, Мазда, Ситроен и так далее.
В отличие от классического ГУР, в электроусилителе главный исполнительный механизм — электрический привод (асинхронный мотор). Устройство собрано в одном блоке (вместе с рулевым механизмом), что упрощает обслуживание и ремонт (когда это требуется). Механическая передача передает момент вращения от силового узла к рейке руля.
В ЭУР с шестью шестеренками один из узлов передает момент кручения на рейку, а другой — вращение от электромотора. Для гарантии работоспособности рейка оборудована зубьями, выполняющими роль привода. Второй вариант исполнения — ЭУР с параллельным приводом. В данном случае момент передает ремень и шариковый узел.
Ключевой элемент электроусителя — система управления. Она состоит из нескольких узлов:
Конструктивно ЭУР различается в зависимости от типа автомобиля:
Что касается большегрузных машин, то на них электроуситель не устанавливается.
Если не углубляться в теорию, то принцип действия ЭУР такой же, как и у гидроусилителя. Разница только в том, что главные элементы устройства — электронные составляющие (двигатель и блок управления). Давайте вспомним, как работаетклассический механизм.
Устройство собирает информацию с датчиков, которые упоминались выше, и передает информацию к ЭБУ. На базе полученных данных устройство принимает решение об уровне давления масла в главном цилиндре. При этом подается команда на открытие или закрытие клапана.
При движении на низких скоростях клапан открыт полностью, что гарантирует легкость вращения рулевого колеса. По меренабора скорости клапан постепенно закрывает проем и снижает давление. Как следствие, руль становится тяжелее и гарантирует водителю комфорт в управлении. Как действие происходит в электроусилителе? Здесь алгоритм такой:
ЭУР — устройство, работа которого различается с учетом текущего режима. В процессе парковки, когда машина обездвижена или скорость минимальна, сервомотор работает с наибольшей отдачей, активируя функцию «легкого руля». Принцип выглядит следующим образом:
Городской режим (скорость до 50 км/час). Особенность движения по городу — необходимость постоянно поворачивать рулевое колесо в одном и другом направлении. Алгоритм работы ЭУР здесь следующий:
В автомобилях с ЭУР предусматриваются следующие функции:
Когда в движении нагрузка на руль уменьшается, происходит раскручивание торсиона. Управляющий блок видит эту информацию и вычисляет скорость возвращения колес в исходную позицию. Полученное значение сравнивается с текущим параметром, после чего формируется нужное усилие для возврата колес.
Как правило, во время поворота в движении появляются дополнительные усилия, «выталкивающие» колесо в нейтральную позицию. Но наличие силы трения не позволяет это реализовать. Задача управляющего блока — произвести нужные расчеты и помощь колесам вернуться в исходную позицию.
Такой режим активируется при прямолинейном движении. При неблагоприятных погодных условиях (сильном ветре сбоку) или при разном давлении в покрышках управляющий блок регулирует усилие и улучшает управляемость авто. Здесь возможно два варианта:
Как и у других механизмов, у электроусилителя рулевого управления стоит выделить плюсы и минусы.
Электроусилитель руля — уникальный механизм, который решил ряд проблем гидроусилителя и открыл новые возможности для производителей. В частности, появление ЭУР дало возможность создать группу вспомогательных систем:
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453