Часто ли вы обращаете внимание на всевозможные щелчки, скрежеты, простукивания и прочие посторонние звуки в трубопроводе? Думать, что это всего лишь временные и случайные явления, не таящие в себе ничего опасного, – крайне опрометчиво. На практике любые чужеродные шумы в коммуникационной системе могут свидетельствовать о гидроударе, который, в свою очередь, нередко влечет за собой целый ряд разрушений инженерной сети. Почему же возникает гидроудар в трубопроводе, каковы его последствия и можно ли его избежать – рассказываем и показываем видео далее.
Гидроудар – кратковременный, но сильный и очень резкий перепад давления в трубопроводе. Его возникновение обусловлено внезапным изменением скорости движения воды в коммуникационной системе. В зависимости от характера этого изменения, гидроудар может быть отрицательным – при уменьшении скорости, и положительным – при ее увеличении. Главную опасность для инженерных сетей представляет второй вариант: с молниеносным увеличением скорости и напора рабочей жидкости соответственным образом повышается и ее давление, а это чревато разрывом труб.
Потенциальных причин гидравлического удара несколько:
Последняя причина сегодня особенно актуальна, так как старые трубопроводные задвижки начали массово менять на современные быстродействующие шаровые краны. Их потенциальная опасность объясняется следующим образом: если в системе находится определенный объем воздуха, то при резком открывании шарового крана он неизбежно столкнется с почти несжимаемой рабочей жидкостью, что приведет к скачку давления свыше 10 атм. В то же время винтовые краны – предшественники шаровых устройств – обеспечивают плавное открывание арматуры, тем самым исключая вероятность резкого столкновения воздуха и жидкости.
Повышение давления рабочей жидкости, вызванное гидроударом, может продолжаться почти до бесконечности. В ходе этого непрекращающегося негативного процесса абсолютно все компоненты коммуникационных сетей испытывают серьезные нагрузки, что провоцирует их деформацию. Заранее предугадать точные последствия гидроудара в тех или иных условиях довольно сложно, но чаще всего аварийные ситуации чреваты следующими негативными явлениями:
Важно! В особо сложных ситуациях гидроудар может вызвать нарушения функционирования даже крупных отопительных и гидроагрегатов: котла, нагревателя, расширительного бака, насоса.
Все вышеперечисленное может привести не только к временной дисфункции инженерных систем, но и к затоплению жилища с последующей порчей имущества.
Разрыв водопроводной системыОтдельно нужно отметить о последствиях гидроудара для теплых полов, как части длинной трубопроводной системы. Еще на этапе монтажа к ним, как правило, подсоединяют специальный термостатический клапан, который призван защищать «подпольное» оборудование от гидравлических неприятностей. Но здесь важен нюанс: термоклапан спасет только в случае его грамотного монтажа – в иной ситуации устройство создаст дополнительную угрозу возникновения разрушительных процессов в системе.
Наиболее эффективный вариант защиты от гидроударов – модернизация трубопроводной системы. Здесь вам помогут следующие устройства:
Важно! Шунтирование может использоваться только в новых трубопроводах, выполненных из качественных материалов, так как ржавчина и многолетние осадки старых труб быстро засорят узкую трубку, что сведет ее эффективность к нулю.
Таким образом, гидроудар – опасное явление, которое может спровоцировать серьезные разрушения трубопровода. Чтобы не допустить дисфункции коммуникационных сетей, не пренебрегайте предложенными защитными мерами – они уберегут вас от аварийных ситуаций и непредвиденных затрат.
Как бы ни старались инженеры, автомобиль все еще далек от идеального состояния неуязвимости. Безусловно, существуют машины, которые используются в особо горячих точках мира. Были придуманы бронированные стекла, автоматическая подкачка пробитого колеса, усиленные подвески и другие подобные усовершенствования. Однако при попадании воды под капот автомобиля, его работоспособность падает невероятно быстро. Откровенно говоря, если в двигатель попадет вода, которая, как мы знаем, практически не сжимается, то у хозяина есть все шансы расстаться с приличной суммой средств на ремонт своего «железного коня».
Двигатель после гидроудара. ФотоГидроудар двигателя – это процесс, который характеризуется попаданием какой-либо жидкости в камеру сгорания работающего двигателя, причиняя ему непоправимый вред. Сколько раз мы сталкивались с неспособностью городских канализаций справиться с тем объемом жидкости, который выпадает в сезон дождей? Когда такое случается, правильным выходом будет не брать машину вовсе и остаться дома. Но если такой «потоп» застал автомобилиста по дороге домой, а для того, чтобы попасть в пункт назначения, нужно проехать несколько глубоких луж, у водителя ничего не остается, как подождать некоторое время, пока вода не стечет, либо рискнуть и проехать воду. Вот здесь-то и могут возникнуть проблемы.
Когда мотор машины работает, одной из активных деталей работы является камера сгорания. Если вода просочилась в эту самую камеру, поршень уже не в силах выполнять полную амплитуду движения, которая необходима для корректной работы двигателя и тогда при преграде в виде жидкости, камера сгорания спровоцирует характерный стук и остановку силового агрегата. В момент столкновения с преградой, все детали мотора, которые обладают огромной кинетической энергией, способны выйти из строя за считанные секунды. Соответственно, чем больше была скорость машины, тем сильнее были обороты и создаваемая кинетическая энергия. Несложно предположить, что с возросшими показателями кинетической энергии, удар как по самому мотору, так и по его деталям намного сильнее, тем самым повреждения, полученные от гидроудара, будет намного больше, чем если бы авто передвигалось со скоростью, скажем, 5 километров в час.
В связи с тем, что в большинстве случаях гидроудар двигателя не считается таковым, который подпадает под страховку, автовладельцу придется справляться с недугом своей машины самостоятельно. Несложно предположить, что стоимость ремонта мотора будет напрямую зависеть от степени повреждения, которую нанес гидроудар. Точную стоимость ремонта на месте определить не получиться, ее вам могут озвучить в автосервисе http://racingservice.spb.ru/remont-audi только после тщательного анализа.
Между прочим, в определенных случаях последствия гидроудара могут выявиться спустя некоторое время. Если после попадания жидкости мотор все еще работает, то проблемы могут возникнуть спустя месяц-два. В поршневых кольцах образовывается коррозия, способствующая затруднению для нормальной работы силового агрегата. Кроме этого, возможны повреждения шатунов и головки цилиндров. К сожалению, такие неполадки можно устранить только благодаря квалифицированной помощи работников станции технического обслуживания. В случае, когда двигатель заклинило, водителю необходимо будет заменить элементы шатунно-поршневой группы,
Выше мы разобрались как происходит гидроудар двигателя, давайте разберемся как его избежать. Как мы уже говорили, правильным решением избежать гидроудара будет вовсе не выезжать на дорогу. Если вы уже находитесь в пути и вернуть нет возможности, мы советуем найти объезд. Лучше раскошелиться на лишние несколько литров горючего, чем потом тратить круглю сумму на ремонт мотора. Если объездной дороги нет, и остается лишь один способ проехать, тогда важно понимать, что проскочить лужу на высокой скорости не получится.
Совет: двигаться через воду необходимо на первой передаче при низких оборотах.
Напоследок стоит сказать, что гидроудар может спровоцировать не только глубокая лужа, но и дефекты некоторых деталей мотора, в частности, прокладки головки блока цилиндров. Будьте бдительны и вовремя проходите ТО!
Вам будет интересно: Что делать если запотевают фары
Жильцы, как частных домов, так и квартир, порой слышат странные шумы со стороны труб водоснабжения. Это могут быть щелчки, постукивания и подобные звуки. На первый взгляд, в них нет ничего опасного или настораживающего. Как правило, подобные «явления» бывают довольно редко, из чего многие делаю вывод о банальном отсутствии какой-либо угрозы. Но такое мнение неправильное.
Представьте себе простую ситуацию: поток воды движется с определенной скоростью, и внезапно на его поту резко возникает препятствие.
Что происходит в таком случае?
Из-за резкого удара потока о преграду возникает обратная волна, скорость движения которой несколько выше скорости потока, двигающегося к преграде.
А теперь представьте такую картину в замкнутой трубе. В результате возникновения такой волны значительно повышается внутреннее давление в трубах. Подобное явление называется гидроударом. Именно оно вызывает сторонние звуки, и может спровоцировать серьезную поломку системы.
Рассмотрим основные причины возникновения гидроудара в системе водоснабжения:
Следует отметить, что в большинстве случаев (примерно в 60%) гидроудар в системе водоснабжения возникает именно в результате резкого закрытия вентилей.
Примечательно, что раньше гидроудары в системах возникали значительно реже. Дело в том, что использование резьбового вентиля позволяло перекрывать поток воды постепенно: то есть, возможность гидроудара значительно снижалась.
Сегодня с такой проблемой сталкиваются чаще потому, что стандартные вентили заменили на шаровые краны. Они весьма удобны и надежны в использовании, вот только поток перекрывается таким краном намного резче. В результате – возросло количество возникающих в системе гидроударов.
Несколько слов следует сказать и о неправильно спланированных системах водоснабжения. В них гидроудары также возникают достаточно часто, даже несмотря на использование винтовых, а не шаровых кранов.
Основная причина – резкие переходы в диаметре труб. То есть, когда жидкость под давлением перемещается по трубе большого диаметра, она постепенно достигает места, в котором диаметр трубы изменяется. И это «сужение» также может являться причиной возникновения проблем.
Читайте – как выбирать диаметр труб.
Из-за гидроударов страдают и центральные магистрали
Регулярно возникающий гидроудар в системе водоснабжения может привести к самым неприятным последствиям. Прежде всего – порыв. И хорошо, если он появится в доступном месте. То есть там, где есть возможность его быстро устранить. Но в некоторых случаях трубы могут быть проложены внутри стены. И тогда проблем будет гораздо больше.
В любом случае, даже если при ударе появилось лишь незначительное повреждение трубы, необходимо искать причину столь неприятного происшествия. Ведь регулярно возникающие проблемы постепенно повреждают трубу.
Те, кто хоть раз сталкивался с повышением давления в системе и его неприятными последствиями, задаются довольно простым и вполне уместным вопросом: а как избежать гидроудара в водопроводе?
На самом деле, есть несколько способов, которые могут помочь предотвратить подобную проблему в дальнейшем:
Чтобы не думать о такой проблеме как печальные последствия повышения давления, следует правильно спланировать и смонтировать систему водоснабжения.
Проверить ее можно, используя специальное устройство для имитации гидроудара в водопроводных коммуникациях. Оно помогает определить «слабые места» системы и исправить их до того, как она будет введена в действие.
Гидроудар может стать достаточно большой проблемой для системы водоснабжения. Следует быть предельно внимательными при планировании и монтаже всех элементов.
Кроме того, появившиеся сторонние звуки в системе – явный признак того, что проблема есть, и лучше ее решать незамедлительно.
Надеемся, что статья была вам полезна. Будем благодарны за ее «расшаривание» в социальных сетях. Хорошего вам дня!
Одной из основных проблем при эксплуатации автономной системах отопления и поставки воды является перепад давления. Гидроудар в системе водоснабжения, возникший вследствие этого резкого перепада, может стать причиной выведения ее из строя.
Как предупредить и нейтрализовать негативные последствия явления, обеспечив бесперебойность работы системы, рассмотрим в статье.
Гидроудар являет собой кратковременный, но существенный скачок давления в наполненной жидкостью системе. Это явление возникает в момент столкновения потока жидкости с возникшим на его пути препятствием. К характерным примерам возникновения подобных преград относят резкое перекрытие запорной арматуры, внезапная остановка насоса и т.д.
Столкнувшись с преградой поток воды по инерции продолжает течение с той скоростью, с которой двигался до появления преграды. Контактирующие с препятствием первые слои с той же скоростью уплотняются за счет поступления следующих слоев. Из-за постоянного нагнетания новых слоев потока давление стремительно возрастает, а жидкость «ищет» способ сбросить свою часть, чтобы его разрядить.
Аналогичная ситуация практически всегда возникает при разрыве потока задвижкой или краном. На первый взгляд явление может казаться безобидным. А потому многие хозяева не придают ему особого внимания.
Но на самом деле, при обнаружении предпосылок для назревающего дефекта труб и арматуры стоит как можно быстрее его устранить. Ведь из-за гидроудара в системе отопления появляются расколы и трещины, а также повреждения оборудования.
Этой серьезной проблеме могут предшествовать щелчки и стуки, а также посторонний шум в подающих воду трубах, сопровождающийся характерным «рычанием».
Пощелкивание преимущественно возникает в тех местах, где трубы большего размера соединены с патрубками меньшего сечения. Проходящая вдоль их внутренних стенок вода наталкивается на пусть и неполноценное, но все же препятствие.
Регулярное возникновение гидравлического удара негативно сказывается на работе системы, существенно сокращая срок ее эксплуатацииПри возникновении аварийных ситуаций от эффекта гидроудара могут пострадать:
Согласно статистическим данным «львиная доля» аварий трубопровода, составляющая порядка 60%, возникает вследствие гидроудара. Чаще негативные последствия от такого эффекта можно наблюдать у износившихся труб, покрывшихся коррозией.
Последствия регулярных гидродинамических ударов могут быть непредсказуемыми, и самое распространенное среди них – прорывБольше всего неприятностей он доставляет протяженным трубопроводам, например, при обустройстве «теплого» пола, по контурам которого циркулирует разогретая до определенной температуры жидкость.
Степень повреждения во многом зависит от места возникновения преграды: если она в начале протяженного трубопровода, величина повышенного давления будет незначительной, если же в конце – значительно выше.
Чаще всего эффект проявляется, когда при укладке отопительной системы были задействованы трубы разных диаметров. Если «разнокалиберные» трубы с помощью переходников не приведены к общему «знаменателю», возрастание давления в системе отопления неизбежно. В этой ситуации для защиты системы контур оснащают специальным клапаном – термостатом.
Физическая природа этого явления кроется в полной утрате или существенным снижением пропускной способности водопроводов, вследствие которой и повышается давление жидкости в системе.
В домах, где были неграмотно спроектированы и обустроены инженерные коммуникации, нередко можно услышать в трубопроводе характерное постукивание и щелчки.
Они являются внешним проявлением гидроудара и возникают, когда в замкнутой системе внезапно прекратилась циркуляция жидкости, а затем также внезапно возобновилось ее движение.
В роли естественных препятствий трубопровода часто выступают воздушные пробки, переходники с большего диаметра на меньший, либо установленная запорная арматураЕсли на пути движущегося с определенной скоростью потока воды возникает препятствие, его скорость перемещения замедляется, а объем продолжает увеличиваться. Не находя выхода, он формирует обратную волну, которая, сталкиваясь с основной водной массой, повышает давление в системе. Иногда оно может достигать порога в 20 Атм.
Ввиду герметичности магистрали скопившемуся объему деваться некуда, но мощная энергия все равно стремится найти выход во внешнюю среду. Возникающая в результате такого столкновения сила удара и создает опасность разрыва трубы, которая не обладает достаточным запасом прочности.
По этой причине для обустройства системы необходимо использовать адаптированные под водные сети бесшовные водо-газопроводные трубы, соответствующие ГОСТу 3262-75, либо напорные металлопластиковые аналоги, произведенные согласно ГОСТу 18599.
От перманентного воздействия водной энергии и сам трубопровод, и жесткие элементы системы постепенно или быстро станут разрушатьсяОсновными факторами, провоцирующими возникновение гидроудара в трубах, являются:
Кратковременное повышение давления в замкнутом контуре вследствие нагнетания жидкости свыше положенной нормы может возникнуть, если при включении насоса крыльчатка начинает свое движение с больших оборотов.
В последнее время при обустройстве автономной системы отопления вместо старых вентилей и задвижек все чаще применяют шаровые краны, устройство которых не предусматривает плавный ход.
Их способность оказывать быстродействующий эффект имеет обратную сторону, являясь одной из самых распространенных причин гидроудара.
Если при запуске системы из нее не выпустили воздух, в момент открытия шарового крана возникает столкновение воздуха с практически несжимаемой жидкостьюВ плане безопасности винтовые краны являются более предпочтительными, поскольку за счет поэтапного раскручивания буксы обеспечивают плавное открывание/перекрывание запорной арматуры.
Аналогичная ситуация возникает и когда перед запуском системы из контура не выпущен воздух. В момент открытия крана вода сталкивается с воздушной пробкой, которая в условиях замкнутой системы выступает своего рода пневматическим амортизатором.
Уменьшить интенсивность и нейтрализовать влияние избыточного давления поможет грамотная защита системы водоснабжающих трубопроводов.
Защитные механизмы для автономных систем против гидроудара в большинстве случаев направлены на сглаживание силы потока водяной массыДля профилактики создания избыточного давления разового и перманентного характера как на отдельном участке контура, так и всей системе в целом, применяют ряд основных мер.
Это одно из основных требований при запуске и отключении систем трубопроводов, которое четко прописано в нормативных документах.
Дело в том, что энергия гидравлического удара в связи с упругостью стенок трубы действует единовременно не всей своей силой. За счет компенсации упругих деформаций она разделена на несколько временных интервалов.
А потому при одинаковой суммарной силе удара мощность воздействия на определенный момент будет существенно понижаться.
Посредством плавного включения можно продлить во времени процесс нарастания давления, сведя к минимуму существенные повреждения системы.
При выборе запорной арматуры предпочтение стоит отдавать изделиям, которые имеют относительно большой промежуток перекрытия водыКраны, конструкция которых предусматривает большой промежуток до момента перекрытия воды, устанавливают еще на этапе монтажа оборудования.
Автоматика должна быть настроена на плавную коррекцию статического давления в системе. Достичь желаемого эффекта помогает установка насосов с автоматическим изменением числа оборотов либо же агрегатов с электронным управлением, которые оснащены встроенными частотными преобразователями.
Задействование автоматических систем позволит контролировать поток жидкости, а также считывать показания ее давления в трубопроводеНасосы, оснащенные автоматической регулировкой оборотов электродвигателя, способны плавно увеличивать/понижать давление в системе. При этом программное обеспечение одновременно выполняет две задачи: отслеживает изменение давления в водопроводе и автоматически регулирует напор.
Комплексная модернизация системы предполагает установку оборудования, направленного на нейтрализацию воздействия избыточного давления.
Гасители и гидроаккумуляторы одновременно выполняют три функции: собирают жидкость, устраняя при этом ее лишний объем из системы, а также способствуют предотвращению нежелательного явления.
Компенсирующее устройство, роль которого выполняет гидроаккумулятор, устанавливают по направлению движения воды на тех промежутках отопительного контура, где велика вероятность колебания давления в системе.
Гидроаккумулятор или гаситель представляет собой стальную колбу объемом до 30 литров, включающую две разделенные резиновой или каучуковой мембраной секции.
При возникновении в системе избыточного давления водяной столб первой секции начинает давить на разделительную мембрану, за счет чего она изгибается в направлении воздушной камерыПри повышении давления гидравлические удары «скидываются» в резервуар. За счет изгибания резиновой мембраны в сторону воздушной камеры в момент поднятия водяного столба и достигается эффект искусственного увеличения объема контура.
В качестве амортизирующих устройств используют трубы, выполненные из термостойкого армированного каучука или эластичного пластика.
Эластичный материал амортизирующих приспособлений самопроизвольно гасит энергию гидравлического удара в точке, где давление достигло критического значенияДля достижения желаемого эффекта достаточно использовать изделие длиной в 20-30 см. Если же трубопровод имеет большую протяженность, участок амортизатора увеличивают еще на 10 см.
Защитный клапан диафрагменного типа размещают на отводе трубопровода рядом с насосом с тем, чтобы выпускать заданное количество воды при избытке давления.
Защитный клапан, оснащенный жестким уплотнителем, который выполняет функцию быстрого сброса давления, является надежным предохранителем автономной системыВ зависимости от производителя и типа модели защитный клапан приводится в движение посредством электрической команды контроллера, либо же с помощью пилотного устройства быстрого действия.
Устройство срабатывает, когда давление превышает безопасный уровень, защищая насосную станцию при внезапной остановке оборудования. В момент опасного всплеска давления он полностью открывается, а при падении его до нормального уровня – регулятор медленно закрывается.
Шунт представляет собой узкую трубку с просветом в 0,2-0,4 мм, которую устанавливают по направлению циркуляции теплоносителя. Основная задача элемента – при появлении перегрузок постепенно понижать давление.
Узкую трубку, диапазон сечения которой не превышает 0,2-0,4 мм, размещают со стороны, откуда жидкость попадает в термостатМетод шунтирования применяют при обустройстве автономных систем, трубопровод которых выполнен только из новых труб. Это обусловлено тем, что наличие ржавчины и осадка в старых трубах способно свести эффективность шунтирования на «нет». По этой причине при использовании шунта на входе в отопительный контур рекомендуется устанавливать эффективные водяные фильтры.
Это своего рода предохранитель, который отслеживает давление в системе и не позволяет ей работать после того, как показатель достигнет критической отметки. Устройство оснащено пружинным механизмом, размещенным между термоголовкой и клапаном. Пружинный механизм срабатывает при избыточном давлении, не позволяя клапану полностью закрыться.
Такие термостаты устанавливают строго по обозначенному на корпусе направлению.
Помимо строго соблюдения правил эксплуатации трубопроводов предотвратить аварию помогает своевременное проведение профилактических мероприятий. Ведь все процессы в системе водоснабжения взаимосвязаны. И гидроудар является лишь завершающей деструктивной «каплей», способной привести к негативным последствиям на фоне неудовлетворительного технического состояния водопровода.
Вибрации трубопровода и изменения величины давления способствуют образованию микротрещин в структуре металла. Образовавшиеся со временем дефекты при наступлении гидроудара моментально проявляются на участках повышенного внутреннего напряжения: механических соединениях, изгибах и сварочных швах.
Профилактика заключается в балансировке отопительной системы, которую выполняют после завершения монтажа или выполнения ремонта отопления в частном домеОсновной комплекс работ, выполняемых при профилактике:
Профилактика, направленная на поддержание исправного состояния системы, включает простые виды работ. Но игнорировать их не стоит. Ведь это может привести к существенным тратам денег и времени на проведение полноценных ремонтных работ.
Перечисленные меры защиты наиболее эффективны, если их применять комплексно. Но благодаря комплексному подходу решения проблемы, вы сможете нейтрализовать негативные последствия и продлить тем самым срок службы системы.
Гидроудар, как это происходит:
Тест эффективности применения гасителя:
Гидравлический удар в системе водоснабжения – нередкое явление, способное нанести серьезный вред. И ваша задача – как можно быстрее устранить проблему. Ведь при повторении ситуации элементы системы скоро выйдут из строя. И ремонт после этого обойдется намного дороже.
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453