Советы по обкатке новой машины не является догмой, а именно рекомендацией с учетом МАХ пользы и MIN вреда для машины. Для начала давайте рассмотрим всю механику машины по отдельности и разберемся, какие узлы требуют притирки и обкатки.
Ходовая часть, состоит из: — колес, ступиц, подшипников в ступицах, амортизаторов, стоек, пружин, рычагов подвески, стабилизаторов поперечной устойчивости, сайлентблоков и шаровых опор. Ни один из перечисленных узлов не требует к себе особого внимания в период обкатки. Все эти узлы, с момента установки на машину, в процессе эксплуатации только изнашиваются, причем износ начинается с первых же км. пробега.
Рулевое управление, состоит из: — рулевого колеса, механизма рулевой колонки, рулевой рейки + гидроусилителя руля, рулевых тяг, рулевых наконечников и поворотных стоек. Все эти узлы так же не требуют к себе особого внимания в период обкатки и только изнашиваются, причем износ также начинается с первых км. пробега.
Трансмиссия — состоит из: — сцепления, механизма привода сцепления (гидро, или тросовое), КПП (механической, или автоматической) редуктора с блоком дифференциалов и ШРУСов. Об обкатке здесь можно говорить условно. Диск сцепления отполируется с обеих сторон ведущим и ведомым дисками уже через 5 — 10км пробега в процессе трогания и переключения передач, т.е. при тестовом прогоне машины на автодроме после выхода её с конвейера. Косозубые шестерни КПП и главной передачи работают с проскальзыванием поверхностей и так же быстро самоотполируются в зонах контактов. Единственная рекомендация по начальной эксплуатации КПП — это щадящее мягкое переключение передач. Впрочем, такое переключение должно быть правилом, а не исключением. В ШРУСах так же нечему притираться. Все узлы трансмиссии также только изнашиваются с первых км. пробега.
Тормозная система — состоит из: гидропривода, рабочих цилиндров, суппортов, тормозных колодок, тормозных дисков/барабанов и привода стояночного тормоза. Здесь обкатывать также нечего, кроме начальной притирки тормозных колодок, которые на новой машине притираются довольно быстро. Кстати, в инструкции по эксплуатации есть рекомендация об использовании щадящего режима торможения в начальный период. А в остальном тормозная система также только изнашивается с первых дней активной жизни машины.
Читайте также: Система зажигания автомобиляНавесной сервис — кондиционер, вентиляция салона, обогрев заднего стекла, световая оптика, — все это вообще не требует обкатки.
Двигатель — это единственный агрегат, требующий повышенного внимания в период обкатки. Тут действительно есть чему притираться, несмотря на очень приличное качество комплектующих и сборки наших машин . Большие нагрузки на двигатель в начальный период эксплуатации могут существенно сократить срок его здоровой жизни. Под большой нагрузкой подразумевается вспышка богатой смеси в цилиндре при относительно медленном движении поршня вниз. (Не путать с большими оборотами) В жизни, — это пример движения в горку на 5-й передаче со скоростью 60 — 70км/ч и сильно нажатой педалью газа, или на 4-й передаче со скоростью 40 — 50км/ч и сильно нажатой педалью газа. В этом случае давление в цилиндре (и на поршень) от вспышки богатой смеси больше, чем при обедненной смеси, значит увеличивается давление в суставах коренных и шатунных подшипниках скольжения. Так же увеличивается усилие бокового смещения поршня. Он сильнее прижимается к той стенке цилиндра, на которую его отталкивает рычаг шатуна. По этой причине, в отработавших свой ресурс двигателях, цилиндры становятся эллипсными. 6.1. Коренные и шатунные подшипники скольжения в начальный период еще не имеют зеркальной поверхности. При большом увеличении (под микроскопом) эти поверхности очень шершавые. Значит в какой то момент времени две вершинки (вкладыша и шейки) могут сойтись в одной точке друг над другом. Спасает только масляная пленка между ними. Но если их прижать по сильнее (увеличить нагрузку на двигатель) то масляная пленка в этом месте может разорваться и от сухого трения между ними произойдет задир (как правило отрыв от массы мягкого вкладыша стальной, или чугунной шейкой коленвала). А это уже очень серьезно, т.к. задир не самоликвидируется и будет только прогрессировать. Капитальный ремонт движка вам обеспечен. 6.2. Цилиндро-поршневая группа (ЦПГ) также требует притирки и обкатки. Здесь главным фактором является натирка кольцами зеркала на цилиндрах. Конструкторы позаботились, чтобы эта процедура прошла наиболее эффективно, для чего на стенки цилиндра, методом специальной абразивной обработки, наносится так называемая сетка хона, которая удерживает в своих микроцарапинах масло, тем самым предотвращая сухое трение скольжения колец по стенкам цилиндра. Большая нагрузка на ЦПГ приводит к сильному боковому прижиманию поршня к стенке цилиндра.
Читайте также: Как выбрать радар-детекторВ начальный период эксплуатации (до натирки зеркала на стенках цилиндра) сила это прижатия может разорвать масляную пленку между торцами компрессионных колец и хонингованной стенкой и, как результат, — все те же задиры на стенках, снижение компрессии и падение мощности двигателя. Чем меньше нагрузка, тем меньше боковые силы смещения поршня, тем равномернее происходит натирка зеркала. Величина/количество оборотов/мин. двигателя особой роли не играет. Главное не перегружать движок. Куда вреднее ехать с большой нагрузкой на двигатель при 2000об/м, чем раскрутить движок до 3000 — 4500об/м с MIN нагрузкой, или вообще без нагрузки (на стоящей машине).
Идеальные условия обкатки всей машины, — это равномерное движение с малыми нагрузками на двигатель и трансмиссию. Причем первые 500км пробега самые ответственные. Есть большой смысл посвятить этому целый день. Встать по раньше, до рассвета, спокойно выехать из большого города без пробок и толчеи, и катить себе равномерным движением куда-нибудь на знакомую природу километров за 200 — 250. Отдохнув на природе до вечера можно так же спокойно возвращаться. Лучший день — суббота. Вечером еще очень мало возвращающихся с дач машин и можно поддерживать нужный режим движения. Очень не желательно и вредно в первые 500км находится в пробках и дергать движок через каждый метр. Ниже указаны предпочтительные режимы движения в период начальной (500км) и последующей обкатки для двигателей. Небольшие отклонения в скоростном режиме программы обкатки вполне допустимы. Величины рекомендуемых скоростей на каждой передаче соответствуют приемлемым оборотам двигателя, т.к. не все машины имеют тахометр.
1. Начальные 500км пробега желательно разбить на этапы: Первые 50км = на 3-ей передаче с равномерной скоростью 40 — 50км/ч. Следующие 100 — 150км пути = на 4-й передаче со скоростью 60 — 70км/ч. Далее через каждые 100км пути увеличивайте скорость на 10км/ч. оставаясь на 4-й передаче. Старайтесь избегать агрессивных разгонов, а при движении в горку заранее переходите на пониженную передачу и снизьте скорость на 20%. Так двигателю будет легче. Равномерное движение создает самые благоприятное условие для обкатки двигателя. Ниже приведены МАХ рекомендуемые скорости в км/ч для каждой передачи в этот период обкатки. Эти значения скорости соответствуют примерно 2500об/м двигателя.
1-я = 20 2-я = 40 3-я = 60 4-я = 80 — 902. В следующие 500км пробега можно начинать пользоваться 5-й передачей, начиная со скорости 100км/ч и стараясь не превышать 120км/ч, но только на горизонтальных участках дороги, или под уклон. Движение в горку на 5-й передаче в этот период обкатки категорически недопустимо. Так же можно увеличивать обороты двигателя (раскручивать его до 3000об/м) при разгонах и переходах на следующие передачи.
1-я = 25 2-я = 45 3-я = 70 4-я = 95 5-я = 110 — 1203. В следующие 500км пробега можно еще больше увеличивать обороты двигателя (до 3500об/м) при разгонах и переходах на следующие передачи. Движение в горку на 5-й передаче в этот период обкатки так же нежелателен.
1-я = 30 2-я = 55 3-я = 75 4-я = 110 5-я = 130 — 1404. Последние 500км обкаточного пробега уже не такие жесткие по условиям, как предыдущие и можно постепенно нагружать движок. Пологие и не затяжные подъемы уже можно проходить схода, на 5-й передаче, на скоростях, — не ниже 110км/ч. На прямых участках дороги и пустой/полупустой машине можно поднагрузить движок, поездив на 5-й передаче со скоростью 80 — 90км/ч, заодно сэкономите на расходе бензина. Изредка можно позволить себе раскрутить движок при разгоне со светофора до 4000 — 4200об/м.
1-я = 35 2-я = 60 3-я = 90 4-я = 125 5-я = 155 — 160Иногда можно под горку или на пустой машине по равнине полихачить на 5-й передаче со скоростью 145 — 155км/ч. Такие упражнения перед ТО1 будут даже полезны. Наберется статистика поведения машины для заострения внимания “мастеров” на СТО, если что-либо вдруг окажется не так. ТО1 желательно сделать в конце 2000км. После ТО1 (и общего пробега 2000 км) можно расслабиться и получить настоящее удовольствие от обладания автомобилем…
Обкатка – подзабытое положение… Никто бы не поверил, но ведь это была целая история. Теперь же все проще простого: приобрел машину, переоформил на себя и за руль, как говорится! Когда было время СССР, в технической книге демонстрировалось понятие «обкатки» и как именно ее надо было проходить. Все было строго: на карбюраторах некоторых автомобилей, таких как, например, «Волга», даже маркировали специального назначения ограничители поворотов, чтобы не появлялось не преодоленное желание погонять. Если машину не обкатали, значит слетели с поручительства. Но, на улице ХХІ столетие. Инновации, нефтепродукты, спецматериалы, все другое. Да и при сборке двигатели все-таки тестируют холодной и горячей обкаткой. Но все же, большинство считает, что этого более чем просто удовлетворительно. Однако, автомобиль это не исключительно один двигатель.
Обкатка автомобиля не является общеобязательным, но существуют разные рекомендации каждого разработчика. Автомобиль – дело не элементарное. Его элементы обязаны функционировать как одна единственная конструкция.
Его деталям необходимо «приработаться» друг к другу. Начиная с гидропоршневых колец и заканчивая уплотнителями автоклапанов, умалчивая уже все оставшееся, что прошло мимо внимания. То же самое касается и тормозного устройства. Тормозным колодкам необходимо притереться к дискам. Именно это и является гарантией их эффективности и долговечности. Трансмиссия первоначально так же нуждается в повышенном внимания. При чем, в независимости от того взяли ли Вы легковик с автоматической или механической трансмиссией. Период обкатывания - это пора главного ознакомления с автомобилем. Его нужно почувствовать. Перейти с ним «на ты». Да и недостаток может вылезти, а от него никто не защищенный.
Первое правило – никаких хлестких давлений на педаль газа и затормаживаний, никаких загрузок на движок! И, естественно, никакого перемещения в нагрузку на двигатель. Перед стартом поездки прогревайте движок. А после, дайте ему остыть. Делать все вышеперечисленное лучше всего на беспрепятственных шоссейных дорогах, а не по пробкам содранным движением. При километраже в три-пять тысяч (на тот случай, если Вы взяли подержанную машину), необходимо заменить расходные материалы, машинное масло, фильтры и конечно неизбежен полный технический осмотр. Если все в порядке, то допустимо расценивать, что автомобиль объезжен. Итак, следует обобщить все. Такая машина по своим техническим и действующим параметрам во всякий раз лучше и, как правило, более безубыточно. Двигатель будет владеть меньшим аппетитом и по издержке горючего, и по издержке масла. Само собой, существует тут одно «но». На новоприобретенном авто ограничивать себя достаточно сложно. Так и охота «утопить», чтоб понять, на что способен ваш железный конь. Но, придется немного потерпеть. Вот тогда машина раскроется полностью. Это очень подобно на спорт. Ни один рекордсмен без пробежки большую нагрузку не возьмет. Так и увечиться не долго. Это же касается и автомобиля.
Великим началом и основой всего являются самые первые 50 километров. Для этого Вам стоит выбрать место более свободное от скопления автомобилей и время суток, если Вы живете в шумном мегаполисе. Когда же Вы тронулись с места и начали набирать обороты, время от времени посматривайте на тахометр. Количество оборотов не должно на много превышать 2500. Этап первый: передача третья, а на спидометре где-то 40-50 км/час. Этап второй: дальнейшие 100 километров переключаемся на четвертую, а скорость выравниваем к 60-70 км/час. Получилось? Хорошо. Едем дальше. Этап третий. Теперь следующие сто километров едем уже со скоростью 70-80 км/час, не переключая четвертую передачу. Этап четвертый: едем где-то со скоростью 90 км/час на четвертой, ну и последние 150 километров набираем на спидометре 100 км/час, на все той же, легендарной, четвертой передаче. Не старайтесь с первого разу давить на газ, ведь новый автомобиль никогда не оправдает вашего желания с первого дня. Первый тест пройден, поздравляю! Думаю, не стоит откладывать со вторым тестом. Итак, набираем обороты в районе 2500, а изредка можно раскручивать до 3000 об/мин. Если же Вы едете по ровной и гладкой дороге, или под уклоном (но ни в коем случае не на гору), то можно переключиться на пятую передачу и немного придавить на газ, чуть больше 100 км/час. Будьте внимательны! Не губите свою машину, так и не накатавшись на ней! Следующие 500 километров разрешается увеличивать обороты мотора до 3500 об/мин. Как было сказано раньше: под гору пятую передачу не включаем. И вот, последний тест обкатки машины. Разгоняем автомобиль до 4000 оборотов в минуту, последние 500 километров обкатывания. Итого, для обкатки Вашего автомобиля понадобится проехать приблизительно 1500-2500 километров. Да и, естественно, выложить не маленькую сумму на бензин. Внимательно следите за датчиками на панели приборов, так как в этот момент они первые будут показывать о состоянии мотора под капотом.
Помимо двигателя Вашей машины важно еще и уделять внимание следующим деталям, таким как:
- Ходовая часть. Она состоит из ступиц, колес, стоек, глушителей, ступиц, подшипников в ступицах, пружин, рычагов подвески, стабилизаторов устойчивости, шаровых опор и виброизоляторов. Ни один из указанных элементов не нуждается во внимании во время обкатывания автомобиля. Все они со времени своей установки могут только изнашиваться в период использования.
- Рулевое управление. Оно состоит из механизма рулевой колонки, рулевого колеса, рулевых тяг, рулевой рейки вместе с гидроусилителем руля, рулевых наконечников и поворотных рычагов. Все вышеуказанные элементы не требуют к себе особенного внимания вовремя обкатки. Они только изнашиваются, и начинают это делать еще с первых километров пробега.
- Трансмиссия. Она состоит из поворотных механизмов, механизмов сцепления, механизма понижения коробки переключения передач (механика, или автомат) и карданного шарнира, если автомобиль заднеприводный. Диск сцепления только «прирабатывается» с обеих сторон ведущего и ведомого дисков уже с начала пробега Вашего авто, а вот шарнир КПП может только изнашиваться. Не стоит давить на газ сразу, так как диск сцепления не полностью притерся и может разорваться.
- Антиблокировочная система тормозов. Она состоит из пневмогидропривода, рабочих цилиндров, ступицы, тормозных механизмов, тормозных дисков и привода стояночного тормоза (по-другому ручник). Обкатывать в принципе ничего не надо, кроме тормозных механизмов, которым просто необходимо слегка притереться. Все остальное же снашивается в период пользования авто. Это, пожалуй, все по поводу обкатывания легкового автомобиля.
Такое понятие, как обкатка автомобиля, вызывает немало вопросов среди водителей. Особенно остро данная проблема касается тех, у кого необкатанное транспортное средство является еще и первой машиной в жизни. В результате люди пытаются выведать, как правильно обкатать новую машину, на форумах в интернете, спрашивая об этом у своих более опытных в автомобильных делах друзей. …И натыкаются на множество противоречий среди разнообразия «авторитетных» советов.
На самом же деле правил обкатки двигателя совсем немного, и запомнить их проще простого.
От менеджеров многих автосалонов можно сегодня услышать, что, мол, производители современных автомобилей делают обкатку силовых агрегатов еще до их установки в моторный отсек. Именуется данный этап испытаний «холодной» обкаткой. Как утверждают продавцы, это позволяет не заморачиваться с эксплуатацией абсолютно нового двигателя, а «дать газу» уже в первую неделю езды.
Правда в том, что завод и впрямь проводит тесты моторов, но это не более чем процедура выявления брака. О притирке деталей на протяжении тысяч километров речи не идет. Поэтому никакой «холодной» обкатки не существует - не ведитесь на это! Подобные рассказы - всего лишь маркетинговый ход, который делает продукт более привлекательным и доступным в глазах потребителя.
Так называемый щадящий режим работы мотора вначале необходим для приработки трущихся пар деталей без перегрева и разрушений. Все должно делаться постепенно, с небольшим количеством нагрузок - как тренировка в тренажерном зале.
В противном случае появляется вероятность:
• заклинивания элементов мотора;
• преждевременной выработки контактных поверхностей;
• появления трещин в деталях и полного разрушения узлов.
В группу риска входят силовые агрегаты, которые проехали меньше 2-3 тыс. км.
Под запрет во время обкатки подпадает следующее:
1. Резкие ускорения, при которых стрелка тахометра заваливается за 4 тыс. об/мин. В большинстве случаев оптимальным диапазоном для работы мотора будет 2-3 тыс. об/мин.
2. Снижение частоты вращения коленвала ниже минимального порога вышеуказанного диапазона. Это касается тех случаев, когда движение на повышенной передаче становится затруднительным для двигателя, например при подъеме в горку. Не стоит пренебрегать необходимостью вовремя переключиться на пониженную передачу, оградив детали «сердца» от перегрузок.
3. Буксировка других транспортных средств, трейлеров, прицепов.
4. Езда по рыхлому снегу, вязкой грязи, песку.
5. Начало движения без прогрева силового агрегата.
Трансмиссия не меньше мотора нуждается в бережливой обкатке. Следует полностью выжимать сцепление при переключениях, а отпускать педаль - плавно. Если дать коробке время на притирку дисков и шестерен, «механика» потом на протяжении многих лет будет радовать водителя своей четкостью переключений и надежностью.
В отличие от механической коробки передач «автомат», будь то вариатор, DSG или традиционная конструкция с гидротрансформатором, самостоятельно выбирает для двигателя оптимальный диапазон работы.
Поэтому при покупке нового автомобиля, оснащенного АКПП, потребность в тотальном контроле за своей ездой отчасти нивелируется. Тем не менее, первое время важно не лихачить и не вдавливать педаль акселератора в пол. Также нежелательно для нового «автомата» активировать всяческие спортивные режимы работы двигателя и трансмиссии.
Чтобы правильно построить для себя график увеличения нагрузок на мотор и при этом не сократить его ресурс, будет полезно сперва почитать рекомендации завода-производителя. В руководстве по эксплуатации обычно указывается периодичность замены рабочих жидкостей, показатели дозволенных скоростей, оборотов коленвала для первых тысяч километров пробега и прочая полезная информация.
Стоит заметить, что все вышеприведенные советы актуальны и к «откапиталенным» моторам. Капремонт предусматривает уменьшение зазоров между трущимися парами, а также замену множества деталей, что аналогично требует притирки, как в случае с «нулевым» движком.
Об этом заявляют сами производители комплектующих для послегарантийного обслуживания автомобилей. Например, немецкая компания Kolbenschmidt прямо предупреждает своих потребителей о необходимости поддержания щадящих режимов езды первые 1500-2000 километров после установки на двигатель брендовой головки блока цилиндров.
avtor: Rokosovsky, для сайта super-mens.ru
Если вам понравилась статья, вы можете подписаться на обновления сайта super-mens.ru, чтобы не пропустить самое интересное! Это займет у вас всего несколько секунд!
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453