Батареи и радиаторы отопления требуют периодического обслуживания, а конкретнее - внутренней промывки и наружной чистки. Узнаем как это сделать не снимая их с места.
У любого экономного хозяина рано или поздно возникает вопрос, как прочистить батарею отопления не снимая. Почему экономного? Все просто. Каким бы качественным ни был радиатор, он постепенно забивается грязью изнутри. При этом его теплоотдача значительно ухудшается, и перед хозяевами встает вопрос, что делать дальше.
Некоторые идут наиболее простым путем и просто приобретают новое оборудование. Но это довольно затратно, особенно в том случае, если ранее были установлены не старинные чугунные «гармошки», а вполне современные радиаторы — например, биметаллические, которые отличаются довольно высокой стоимостью.
Гораздо дешевле будет, если просто промыть батарею внутри. Конечно, это не самая легкая работа, но с ней вполне реально справиться. Существует несколько способов подобной прочистки. Для некоторых из них батарею нужно снимать, но иногда можно обойтись и без этого. В сегодняшней статье будут рассмотрены все методы, с помощью которых можно привести в порядок внутреннюю часть отопительного радиатора.
Для начала, давайте разберемся, каким образом внутри батареи скапливается больше количество грязи. Ведь, как известно, проблему гораздо проще предотвратить, чем решать. Казалось бы, по отопительной системе в большинстве случаев циркулирует обычная вода. Откуда грязь? Собственно, как раз из воды.
Во-первых, нужно обратить внимание на качество самого радиатора. Как известно, многие металлы при постоянном контакте с водой ржавеют. Например, это свойственно батареям, сделанным из стали низкого качества.
Ржавчина негативно воздействует не только на стенки отопительного прибора, постепенно истончая их. Ее частицы разносятся с водой по всей отопительной системе. Они оседают в трубах, в других радиаторах, в нагревательном оборудовании и т. д. Это первая причина загрязнения.
Во-вторых, важным является качество теплоносителя. Очень часто в воде присутствует большое количество механических взвесей. В процессе циркуляции жидкости вся эта грязь оседает на внутренних стенках радиаторов. Особенно это свойственно оборудованию, имеющему небольшую шероховатость поверхности — например, чугунному.
Как правило, такая проблема наиболее часто встречается в централизованных системах отопления, поскольку теплоноситель поставляется туда в очень больших объемах, и его качество оставляет желать лучшего. Большое количество воздуха и мусора в воде одновременно приводит и к засорению оборудования, и к возникновению коррозийных процессов.
Повлиять на данный фактор вы можете только одним способом: установите один или несколько фильтров в начале отопительного контура. Таким образом, значительное количество грязи будет оседать на очистительных элементах, не доходя до радиаторов. Конечно, фильтры придется менять, причем довольно часто. Но сделать это гораздо проще, чем почистить старую батарею или установить новую взамен засоренной.
Если же вы живете в частном доме с автономной системой отопления, то все обстоит гораздо проще. Вам нужно изначально заполнять контур теплоносителем высокого качества. В идеале, это дистиллированная вода. Многие хозяева предпочитают закачать жидкость из ближайшего природного источника: пруда, речки, колодца. Но делать этого не стоит. В противном случае вы получите большое количество все тех же механических взвесей. Песок, ил, различный мелкий мусор, повсеместно встречающийся в водоемах — все это будет забивать вашу отопительную систему, приводя к поломке как радиаторов, так и другого, не менее важного оборудования.
Если по какой-то причине вам все же приходится использовать природную воду, то не поскупитесь на установку качественной фильтрующей системы — желательно, многоступенчатой, чтобы была гарантия избавления даже от самого мелкого мусора.
О необходимости прочистки вы можете узнать по нескольким признакам:
Все это говорит о снижении теплоотдачи от радиаторов. Причиной могут служить либо воздушные пробки, борьбе с которыми посвящена отдельная статья на нашем портале, либо то самое загрязнение оборудования, о котором идет речь сегодня.
Давайте перейдем непосредственно к процедуре. Избавление батареи от грязи происходит в два этапа. Сначала нужно очистить наружную часть оборудования. Во-первых, подобная уборка сама по себе всегда полезна, а во-вторых, это поможет вам не слишком измазаться в пыли и грязи при выполнении последующих работ.
Основную проблему при наружной очистке радиатора представляет его конструкция. Как правило, речь идет об очень узком пространстве между сегментами — неважно, сделана батарея в виде гармошки, прямоугольных секций или панельного корпуса.
Если оборудование загрязнено не сильно — например, лишь слегка покрыто пылью — то проще всего осуществить уборку с помощью пылесоса или фена. В первом случае радиатор нужно обработать обычным способом. Идеально, если к вашему пылесосу прилагается специальная насадка для узких мест, с ее помощью вы сможете вполне качественно удалить всю пыль.
Что касается фена, то его принцип действия прямо противоположен. С помощью этого прибора пыль не всасывается, а выдувается. Поэтому сначала разместите за радиатором кусок влажной ткани, на который вся грязь успешно осядет, не разлетаясь по помещению.
Если сухой уборки недостаточно, то следует после нее перейти к более серьезным процедурам. К каким именно, зависит от того, насколько сильно загрязнено оборудование:
Узкие пространства между секциями желательно обработать еще и с помощью специальных швабр, которые предназначены именно для такой работы. Таким образом, вы добьетесь максимальной чистоты всей поверхности прибора.
Для того чтобы почистить батарею изнутри, недостаточно обычной воды, поскольку речь идет о довольно сильных загрязнениях: накипи и тому подобном. Вам понадобятся химические средства, способные растворить такие отложения. Например, вполне подойдут щелочные составы, каустическая сода, уксус (в целях безопасности лучше использовать обычный столовый, 9%), лимонная кислота или молочная сыворотка. Также вы можете приобрести сложносоставное средство, предназначенное именно для подобных процедур.
Важно: алюминиевые радиаторы нельзя чистить с помощью едки щелочей и кислот, поскольку это приведет к нарушению герметичности оборудования.
Что касается самой процедуры очистки, то оптимальным вариантом будет снятие радиатора и промывка в ванной. Естественно, делать это нужно не во время отопительного сезона. В качестве подготовки к процедуре постелите на дно ванны разные тряпки, чтобы уберечь покрытие от повреждений. Также установите на сливное отверстие сетчатый фильтр, в противном случае вам потом придется заняться еще и прочисткой канализации.
Сама процедура осуществляется следующим образом.
Если вы живете в частном доме, то можете произвести всю процедуру, обойдясь без снятия батареи. Для этого отключается линия паропровода, делается продувка всей системы, затем под давлением подается вода. Последняя операция проводится до тех пор, пока на выходе не перестанет идти грязь.
Также существуют специальные приборы, с помощью которых в отдельный радиатор можно под давлением загнать чистящий раствор. Но такое оборудование обычно обладает довольно высокой стоимостью. Впрочем, по-хорошему, прочистку батарей следует осуществлять хотя бы раз в три года, поэтому данный прибор пригодится неоднократно.
Дорогие друзья, теперь вы знаете, чем можно промыть батарею и как это осуществить. Уверены, что вы прекрасно справитесь с данной задачей. А чтобы вам приходилось это делать как можно реже, не забывайте уделять повышенное внимание качеству теплоносителя и используемого отопительного оборудования.опубликовано econet.ru
Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен!
Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь.
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление - мы вместе изменяем мир! © econet
Инструкция
Если в системе охлаждения начались сбои, то необходимо срочно сделать диагностику. Если причина в засорившемся радиаторе, то его необходимо срочно очистить.
Перед тем, как начать работу с радиатором, необходимо дать двигателю остыть. Все работы желательно проводить в защитных перчатках.
Для начала сливаем из радиатора антифриз. Если он чистый - то радиатор в промывке не нуждается, если же жидкость мутная, в ней есть примеси песка или ржавчины, то радиатор необходимо тщательно очистить.
Заливаем в радиатор дистиллированную воду и заводим двигатель на 15 минут. Глушим, даем остыть двигателю и сливаем воду. Процедуру повторяем до тех пор пока вода не станет абсолютно прозрачной.
Вместо воды можно использовать специальные средства для чистки радиаторов, которые можно приобрести в любом автомобильном магазине.
После промывки специальными средствами специалисты советуют не менее четырех раз промыть радиатор дистиллированной водой, иначе остаток средства может в последствии привести к возникновению коррозии внутри системы.
Не забудьте вычистить радиатор и снаружи. Для этого его кладут на бок и продувают сильным напором воздуха или воды. При применении воды необходимо следить за ее напором, так как чрезмерное давление может повредить стенки радиатора.
После полной промывки заливаем в радиатор новый антифриз и, не закрывая горловину радиатора, включаем двигатель в холостую на несколько минут. Эта процедура помогает избавиться от лишнего воздуха, который накопился в радиаторе за время промывки. После чего, следует долить антифриз до положенный отметки и завернуть крышку горловины.
Если ваш радиатор старый или при очистке вы поняли, что он слишком загрязнен, то специалисты советуют купить новый радиатор, ведь от его качественной работы зависит хорошая и долгая жизнь двигателя вашего автомобиля!
Видео по теме
Источники:
Как прочистить радиатор?
Не секрет, что за автомобилем нужно ухаживать. Конечно, можно всю работу доверять специалистам СТО, но часть процедур можно проводить и самостоятельно. Например, прочистить радиатор по силам каждому. Зачем и как это делать, мы расскажем вам в нашей статье.
Радиатор в машине – это часть системы охлаждения, которая необходима, чтобы мотор не перегревался. Через него происходит тепловой обмен жидкости с окружающей средой. Если радиатор загрязнен, то обмен нарушается. Вентиляторы переходят в режим непрерывной работы, что приводит к перерасходу топлива, а далее - к заклиниванию двигателя.
Для контроля загрязнения необходимо следить за чистотой слитого антифриза. Если в нем есть накипь или ржавчина, чистка радиатора автомобиля должна быть произведена в ближайшее время.
Если ваша печка перестала нагревать воздух, читайте об этом в статье Почему печка плохо греет.
Для наружной очистки при несильном загрязнении помогает сжатый воздух. Но гораздо более эффективный метод – это использование струи воды под давлением. Если вы не можете снять деталь, то можно попробовать чистить ее и без демонтажа. Но в этом случае надо действовать осторожно, чтобы не погнуть соты и трубы.
Далее готовим мыльный раствор и с помощью щетки удаляем всю налипшую грязь. Движения щеткой должны быть направлены к креплениям. По окончании удаления грязи ополаскиваем детали чистой водой. К использованию химических чистящих средств нужно относиться с осторожностью во избежание порчи деталей.
Теперь переходим к внутренней чистке. Промыть радиатор автомобиля изнутри сложнее. Для работы вам потребуется 5-7 л антифриза, специальное средство для мытья радиатора, вода или охлаждающая жидкость, ключи разных размеров. Приступаем к работе только тогда, когда двигатель остынет, иначе жидкостью можно повредить горячие детали.
Использованный антифриз сливаем в подготовленную тару, которая устанавливается под вентиль. Во время съемки радиаторной крышки обращаем внимание на пружину, посмотрите, не пора ли ее заменить. Проверяем на предмет работоспособности и шланги - нет ли на них ржавчины или трещин.
С помощью шланга наполняем радиатор водой. Льем ее до тех пор, пока она не станет прозрачной. С сильным загрязнением вода не справится, в этом случае используем специальную жидкость для чистки радиатора. Заливаем ее в радиатор и на 15 минут включаем двигатель и в это время промываем его чистой водой. Наполняем радиатор сменной жидкостью, которую можно приобрести в готовом виде или смешать антифриз и дистиллированную воду.
Для удаления воздуха из системы на 15 минут запускаем мотор при открытом радиаторе, а затем включаем на полную мощность обогреватель. По истечении этого времени выключаем двигатель и обогреватель и заполняем радиатор жидкостью до нужного уровня. Закрываем его и вытираем излишки. Промывка радиатора автомобиля закончена.
Существует множество способов, которыми люди чистят радиаторы, но не все они эффективны и безопасны для самого устройства. Используемый метод мытья зависит от типа батарей отопления.
В промывке нуждаются не только старые радиаторы, но и новые. Согласитесь, что чистые батареи выглядят более привлекательно, а также лучше работают, когда внутри нет ржавчины.
Явные признаки засорения находятся внутри отопительного устройства. Чтобы система нормально функционировала ей ничто не должно препятствовать.
Вся грязь начинает оседать в нижней части батарее. Снижается температура секций, тепло не поступает.
Признаки засорения отопительных устройств:
Помимо засорения причиной ненормальной циркуляции воды в системе отопления может быть воздушная пробка, неисправность запорной арматуры, не отрегулированная система или недостаточное давление.
Также батареи могут быть холодными, если технические неисправности за пределами квартиры.
Перед тем как промыть радиаторы отопления, убедитесь, что причина в засорении.
Прежде чем проводить очищение системы отопления, сначала необходимо определится с металлом батарей.
Алюминиевые радиаторы нельзя очищать так же, как медно-латунные и чугунные. Это связано с тем, что первые не используют припой в своей конструкции и этот металл негативно реагирует на каустическую соду.
Алюминий является более реакционноспособным металлом, чем медь-латунь, и его можно растворить каустической содой. Из-за этого такие радиаторы подвергаются другому процессу очистки.
До тех пор, пока хладагент будет регулярно заменяться и промываться, алюминиевые радиаторы не нуждаются в промывке.
Медно-латунные и чугунные батареи отопления можно почистить любыми доступными способами.
Чистить чугунные батареи можно самостоятельно. Хотя это может сэкономить значительную сумму денег, но работа предстоит тяжелая и не гарантирует, что система центрального отопления полностью промоется. Вероятно через некоторое время засор снова даст о себе знать и придется вызывать водопроводчика.
Как промыть чугунные батареи руками самостоятельно:
Демонтаж окончен можно приступать к чистке чугунных или алюминиевых батарей.
Прочищать батареи внутри можно и не снимая. Но с демонтажом удобней подобраться ко всем частям отопительного прибора.
Как промыть батареи отопления:
Для промывки батарей внутри можно использовать молочную сыворотку, средство Крот.
Если не хочется разбирать систему, можно прочистить не снимая. Те, кто снимал батареи, наверняка знают, как это тяжело сделать в домашних условиях самостоятельно.
Сначала необходимо слить воду или выпустить воздух. Если сомневаетесь в своих способностях можно вызвать специалиста, даже незначительная ошибка может привести к потопу или повреждению оборудования.
Линию паропровода необходимо перекрыть. После продувки можно пустить по системе отопления воду. Подачу жидкости необходимо осуществлять до тех пор, пока из труб не начнет литься чистая вода.
Сухая чистка подразумевает повседневную уборку. Отмыть батарею снаружи не составит труда, если делать это раз в день или хотя бы раз в неделю.
Чистка радиаторов отопления снаружи:
Можно купить в магазине специальную щетку для радиаторов отопления. Оттирать загрязнения ей будет проще. Она оснащена мягкими губками, которые очень плотные и позволяет очистить батарею сразу с нескольких сторон.
Используйте любые моющие средства, которыми можно помыть чугунный радиатор снаружи.
Смешайте немного жидкости в ведре с горячей водой, взбейте пену. Окуните губку и выжмите лишнюю воду. Протрите радиатор снаружи, также не забудьте про трубопровод и клапаны.
Стену за отопительным прибором тоже можно промыть мыльным раствором.
Самый простой способ как очистить систему отопления — это заплатить профессионалу, чтобы мастер с помощью специальной аппаратуры прочистил чугунные секции.
Водопроводчики выполняют процесс без снятия. Чистка батарей проводится специальными промывочными агрегатами.
Они вытесняют любой мусор и грязь. Давление относительно невелико, но скорость, с которой вода откачивается, очень высока. Это гарантирует, что аппарат не повредит водопровод — если давление слишком велико, любые слабые места или свободные соединения могут сломаться, что приведет к сбою в работе водопровода и потенциальному затоплению дома.
Еще одно преимущество специальной аппаратуры заключается в том, что она очищает всю систему центрального отопления, а не только один радиатор. Обычно для промывания достаточно 2 часов.
Водопроводчики также установят ингибитор коррозии в системе центрального отопления, чтобы свести к минимуму накопление осадка в долгосрочной перспективе.
Для бытовых нужд предназначена такая техника:
Специальная аппаратура безусловно лучше прочистит систему отопления от засора. К тому же этот процесс намного быстрей, чем использование домашних средств.
Чугунные и алюминиевые батареи самостоятельно прочистить не сложно. Но если требуется это впервые, то пригласите мастера и внимательно понаблюдайте за его действиями.
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453