или как правильно тормозить в экстремальной ситуации?
В прошлой статье мы обсудили особенности АБС и преимущества, которые она дает водителю. Как же правильно пользоваться антиблокировочной системой? А как правильно тормозить на автомобиле без АБС? Эти вопросы и обсудим…
Очень просто, надо всего лишь соблюсти два правила:
Говоря короче, для экстренного торможения нужно резко ударить по педали тормоза и держать ее нажатой до полной остановки автомобиля или до необходимого снижения скорости.
Еще важный вопрос: выжимать ли педаль сцепления при торможении с АБС и механической коробкой передач? В инструкциях к иномаркам сказано «выжимать». Вообще, это не столь важно. Разница только в том, что при торможении с включенной передачей требуется сильнее нажать на тормоз, чтобы достичь максимального замедления, чем при выжатой педали сцепления. Но, поверьте, тормоза настолько сильны, что справятся со своей задачей в обоих случаях. Так что выжимать ли сцепление – решать вам, но вы должны знать все плюсы и минусы обоих способов торможения. А они следующие.
Если вы в повседневной езде привыкли тормозить на включенной передаче без выжима педали сцепления (что очень даже правильно!), то выжимать ее при экстренном торможении – означает делать лишнее действие, ломать шаблон. Это не очень хорошо: в экстремальной ситуации чем меньше вариантов выбора, тем лучше. Иначе мозг может «заклинить», и либо будет потеряно время на выбор подходящего варианта торможения (или любого другого действия, это касается не только торможения), либо, в худшем случае, может вообще не получиться нажать на тормоз…
Если не выжимать педаль сцепления, точнее, выжимать ее только перед моментом остановки автомобиля, то есть риск заглушить мотор. Ведь при экстренном торможении мысли любого водителя о чем? О том, как избежать столкновения, а не о том, как бы вовремя выжать педаль сцепления. Криминала в этом нет, но и хорошего тоже мало. Ведь когда отключается двигатель, и вы не сможете в случае необходимости ускориться. Зачем? Мало ли, вдруг вы успели оттормозиться, а водитель за вами не успевает? Вообще, торможение – это такая вещь, за которой часто следует ускорение, и двигатель бывает нужен.
В итоге, моя рекомендация – при экстренном торможении с АБС выжимать педаль сцепления, автопроизводители тоже рекомендуют выжимать. Решайте!
А как быть, если в автомобиле нет АБС или она неисправна? Конечная цель та же: добиться торможения на грани блокировки колес. Только в отсутствие АБС ваша задача усложняется тем, что нужно точно дозировать усилие на педали тормоза. А необходимое усилие на педали будет сильно отличаться в различных условиях движения. Например, на снегу блокировка колес наступит при заметно более слабом нажатии на тормоз, чем на асфальте. Аналогично, пустой автомобиль пустить в «юз» гораздо легче, чем груженый. Если коробка передач в автомобиле механическая, то при торможении на нейтрали или с выжатой педалью сцепления колеса заблокируются при меньшем нажатии на тормоз, чем на включенной передаче. И так далее. Поэтому при торможении без АБС правильно угадать усилие с первого нажатия на педаль практически невозможно. Тем более что речь идет об экстренном торможении, когда все мысли и чувства любого нормального человека за рулем будут о том, как избежать столкновения, а не об усилии на педали.
Однако это удается профессиональным гонщикам, но в результате многолетних тренировок. Да и тормозят они все же перед хорошо известными им поворотами, а не перед внезапно выбежавшим на трассу ребенком… Так что нащупать грань скольжения шин при торможении возможно, но либо в теории, либо на тренировке на закрытом автодроме, и вряд ли – в экстремальной ситуации на дороге. Поэтому правильно разделять торможение спортивное — с максимальной интенсивностью, но запланированное и не связанное с избежанием ДТП, и торможение экстренное — незапланированное и нацеленное на избежание ДТП. То есть с точки зрения физики эти два вида торможения, казалось бы, идентичны, а с точки зрения психологии и физиологии принципиально отличаются.
Один из способов «находиться на грани» – импульсное торможение. Оно напоминает работу АБС и иногда этот прием даже называют имитацией АБС, хотя исторически АБС появилась позже, как раз на смену импульсному торможению. Поэтому правильнее сказать, что АБС имитирует действия водителя при импульсном торможении.
Суть приема в том, что после начала блокировки колес вы сразу ослабляете нажим на тормозную педаль, чтобы колеса снова начали вращаться. После чего повторяете описанный цикл действий, в результате чего торможение выглядит как импульсное. Прием тем эффективнее, чем чаще водитель нажимает на педаль тормоза. Рекомендуется делать 3-4 нажатия в секунду. Но и у этого приема есть свои плюсы и минусы. Плюсы: интенсивное замедление, минимальный риск заноса. А недостаток импульсного торможения один и очень весомый: этот способ идет вразрез с физиологией человека. Любой нормальный человек в экстремальной ситуации нажимает тормоз в пол, и мало что может заставить его ослабить нажатие. Чтобы прочувствовать правильность этого утверждения, представьте: у вас на пути женщина с коляской, вы что есть силы давите на педаль тормоза и вдруг вспоминаете об импульсном торможении (хотя, вряд ли вспомните, но допустим). Как думаете, у вас получится снять ногу с педали тормоза?
Еще один способ торможения на грани сцепления шин с дорогой — обычное торможение, при котором водитель перемещает педаль ровно в то положение, которое соответствует грани блокировки колес, то есть максимальному замедлению. Хорошо бы так тормозить водителю в экстремальных ситуациях, но вряд ли возможно психологически. Опять же, в состоянии шока от того, что твоя машина «летит» на человека, невозможно дозировать усилие на педали. Нога машинально упрется в педаль тормоза, переместит ее в пол, и машина пойдет юзом. Однако, этот прием — торможение на грани отлично подходит для гонщиков. Так можно тормозить перед поворотами на трассах, когда каждое торможение запланированное и без шока от предстоящей аварии.
В качестве иллюстрации вышенаписанного приведу такой пример. В 2011 году на гонке Формулы 1 Гран-при Сингапура Михаэль Шумахер попал в аварию. Его болид подлетел над трассой, приземлился, после чего направился прямо в отбойник. Вот видео, смотрите с 42-й секунды:
Обратите внимание на следы после торможения — черные и непрерывные. Вывод? Михаэль Шумахер (Шумахер!!!) тупо нажал тормоз в пол. Хотя он — один из старейших и опытнейших гонщиков, 7-кратный чемпион мира в Формуле 1, и лучше других умеет тормозить на грани скольжения. Тем более, известно, что торможение юзом в Формуле считается грубой ошибкой, поскольку увеличивает время на круге и убивает шины. Почему же он тормозил юзом? Точно ответить на этот вопрос может только он сам, но мои соображения следующие. Все просто: Михаэль тормозил не перед очередным поворотом, все холодно просчитав и подготовившись. Он тормозил в результате неожиданного столкновения и понимал неизбежность другого столкновения в ближайшие секунды. Испугался, не ожидал, ситуация его застала врасплох. Как следствие, неконтролируемо нажал на тормоз, что и привело к юзу.
Что это значит для нас с вами? Если даже Шумахер не может контролировать себя в реально опасных ситуациях и дозировать усилие на педали тормоза, нам-то с вами что остается? Какое еще торможение на грани??? :)
Вообще, я скажу так. Если вдруг у водителя, летящего на человека, что-то срабатывает внутри и он отпускает на секунду тормоз, чтобы выправить машину и подрулить — неплохо. Я допускаю, что это возможно. Но рассчитывать на это неправильно. Правильно готовиться к тому, что в подобной ситуации нога упрется в тормоз и никакими силами ее оттуда уже не поднять. А если вдруг она поднялась, значит, реализовалось редкое исключение из железного правила: в опасной экстремальной ситуации водитель тормозит в пол.
Поэтому моя рекомендация – тормозите на машине без АБС так же, как с АБС: тормоз в пол!
Если начали тормозить вдоль дороги, то остановитесь тоже вдоль дороги. И потом, главная задача – остановить машину до препятствия, а не остановить ее, к примеру, строго под углом 90 градусов к препятствию :) Так что пусть вращается, лишь бы аварии избежать!
Не верите? Приезжайте на курсы контраварийной подготовки, попробуете и сами во всем убедитесь!
При торможении без АБС риск заглушить двигатель возникает не перед остановкой, как с АБС, а в самом начале торможения. Ведь заблокированные — остановленные колеса, соединенные с двигателем передачей, останавливают его… Особенно, на скользкой дороге при торможении «в пол» на передаче мотор глохнет в миг. И последующие попытки ускорения могут потерпеть неудачу. Кроме того, при заглушенном двигателе отключается усилитель тормозов и руля, что осложняет управление машиной.
Поэтому при экстренном торможении юзом выжимайте педаль сцепления сразу — в начале торможения.
Что ж, подведем итоги по теме экстренного торможения.
1. АБС дает следующие преимущества при экстренном торможении:
2. Для экстренного торможения с АБС нужно соблюсти следующие правила:
3. Если на вашей машине механическая коробка передач, то при экстренном торможении выжимайте педаль сцепления.
4. При торможении на автомобиле без АБС учитывайте следующее:
поэтому тормозите на машине без АБС так же, как с АБС: тормоз в пол!
В разделе ПДД, Вождение на вопрос Почему при торможении нельзя вместе с тормозом выжимать сцепление? заданный автором Ороситься лучший ответ это Потому что не выжимая сцепления тормозит авто колёсами и двигателем, если выжать-только колёсами, что может привести к заносу.
Ответ от I Am Dubbed[гуру]Сцепление выжимать на самом деле можно, просто зимой это чревато заносом. Соответственно, привычка не очень хорошаяОтвет от Бракосочетание[гуру]Это почему же?Ответ от Европеоидный[гуру]да можно... просто некоторые считают (основано или нет, не мне судить) что при торможение, не выжимая сцепление, двигатель помогает тормозить.... лично я выжимаю.Ответ от Гибридыч.[гуру]Я использую разные виды торможения и ни каких проблем !Ответ от Иван Гринин[эксперт]Почему нельзя? Очень даже можно. А иногда даже нужно, иначе двигатель заглохнет. В смысле когда тормозите до остановки.Ответ от Елена Третьякова[гуру]Если вы хотите окончательно остановится, то сцепление нужно выжимать, чтобы не заглох двигатель.А если вы просто притормаживаете, то зачем выжимать сцепление и отсоединять коробку от двигателя. У машины будет больше тормозной путь.Сцепление выжимается только при заводе машины, переключении передач и при полной остановке. Всё.
Ответ от Данила fox[гуру]почeму нeльзя. Можно, дaжe нужноОтвет от Александр Степанов[гуру]когда притормаживаешь, лучше не выжимать эфективность замедления лучше и двигатель не теряет обороты всегда можно прибавить газ и двигаться дальше, если выжимаешь практически всегда приходиться переключать рычаг скоростей переходя на более низкую передачу В зимнее время выжим сцепления во время торможения может привести еще и к заносу Но это только если просто надо притормозитьОтвет от ЏR[гуру]я обычно двиглом скорость, без торможения, сбрасываю, если не нужно ускоренное торможение.если скорость невысокая, то со сцеплением, на высокой скорости, за 50, может авто понести....
Ответ от Ёнег Белый[гуру]Всё зависит от ситуации и многих, многих нюансов. Выжимать сцепление при торможении в любом случае приходится, если обороты принудительно падают до холостых, чтобы в итоге они не упали ещё ниже и двигатель не заглох. Есть нюансы - на 5-й передаче при отпускании педали газа машина и так едет, как на нейтрали. Можно попробовать стоящую легковушку толкнуть руками на нейтрали, а потом, поставив на 5-ю - усилие будет одинаковым, значит и при нажатии на тормоз при движении на 5-й будет едино, выключать сцепление или нет. На 3-й передаче торможение двигателем уже существенное и здесь возникает другой момент. На большинстве автомобилей дифференциал работает так, что ведущим является только одно колесо на оси, на него приходится привод, а другое в это время свободно вращается. Наверное, Вам уже приходилось наблюдать или попадать в ситуацию, когда машина где-то застрявала, одно колесо буксовало, а другое предательски не вращалось вообще - это работа дифференциала. При прохождении поворотов это важно, чтобы тягу осуществляло одно колесо, т. к. колёса одной оси проходят разные расстояния при повороте. При торможении двигателем так же тормозит одно колесо и на низких передачах этот тормозной эффект добавляется к торможению рабочей тормозной системой, из-за чего одно колесо тормозит больше других и на скользкой дороге легко может сорваться в скольжение ( частота вращения не будет соответствовать скорости движения ) и это приведёт к тому, к чему по мнению многих привести не может - к заносу. В спорте правильное комбинированное торможение выполняется либо левой ногой, а правая при этом поддерживает нужные обороты, либо правая нога работает и с газом, и с тормозом одновременно ( мысок на тормозе, пятка на газе ). Мы - простые городские чайники, а простые городские автомобили в подавляющем большинстве своём не предполагают такой техники вождения, поэтому при любом притормаживании лучше выключать сцепление. Если скорость адекватна, то ничего не произойдёт, если Вы гонщик и проходите поворот на грани заноса, то не дай Бог тронуть педаль сцепления - вылет с дороги гарантирован. Вообще, чётких правил нет, машину надо чувствовать. Многие пишут о том, что делать можно и чего категорически нельзя в одной и той же ситуации, но на самом деле в один момент это противопоказано, а + ещё 5 кмч и то, что противопоказано, станет единственно верным действием. Ещё раз повторю - адекватная скорость позволяет тормозить при выключенном сцеплении и не делает это ошибкой управления.
В разделе ПДД, Вождение на вопрос Нужно выжимать сцепление при торможении (обязательно ли это)? заданный автором Отбросить лучший ответ это Необязательно, а на скорости при езде даже не рекомендуется.
Ответ от Валерий[гуру]Смотря от ситуации. Если на гололеде занесло, пусть глохнет.Ответ от Андрей Prosto[новичек]смотря в каких случаях если при остановке полной автомобиля то да, если притормаживаешь то нетОтвет от Обособиться[гуру]Я как то не думал.... Нет у меня-такой фигни в машине!Ответ от Европейский[гуру]если скорость авто больше минимальной скорости включенной передачи, то не обязательноОтвет от Јанс[гуру]Никогда!! ! Почти))Ответ от Alex[новичек]если автомобиль на нейтральной передаче, то не надо, а если на передаче .то надо, чтобы не заглохОтвет от Ветер[гуру]и да и нет!!!!Ответ от Ђынчик[гуру]Нет (только при экстренном).Ответ от ЁУДоход[гуру]Существует множество различных приёмов вождения.При обычном движении - не рекомендуется выключать (выжимать) сцепление при торможении, до тех пор, пока обороты двигателя выше оборотов холостого хода.С другой стороны, это правило годится лишь для спокойного торможения на дорожном покрытии с высокии коэффициентом сцепления.
Ответ от Партизан Акакий[гуру]не души двигательОтвет от Другой[гуру]Нет. его выжимают вместе с тормозом - чтобы не заглохнуть при остановки !Ответ от Андрей Гладышев[активный]При притормаживании нет. Ты должна чувствовать, когда надо выжать сцепление-по работе двигателя, скорости авто. Все зависит от характера твоего торможения, от окружающей обстановкиОтвет от Елена Третьякова[гуру]Если скорость менее 30 км/ч - нужно выжимать сцепление.Ответ от Toma[гуру]меня учили, что при переключении передач надо выжимать сцепление (только профи могут без него, типо знают, что на такой-то скорости надо именно на такую передачу) .при торможении, если не сильно сбавляешь скорость - то не надо, а если скорость уже не будет соответствовать передачи, то надо.ну и естественно при полной остановке, чтоб не заглохнуть.
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453