Не вдаваясь в дебри физики, просто отметим, что в проводниках находится большое количество свободных электронов, которые хаотично движутся. При приложении электрического напряжения к проводнику свободные электроны начинают двигаться в одном направлении, создавая электрический ток. В изоляторах же свободных электронов практически нет, поэтому и ток создавать нечем. К проводникам относится большинство металлов, уголь, водные растворы щелочей и кислот. К изоляторам- резина, пластмассы, стекло и т.п.
Если источник тока, провода и потребители соединить между собой в замкнутый контур, то мы получим электрическую цепь, по которой потечет электрический ток. Характерной особенностью электрической цепи на автомобиле является то, что одним из проводов служит масса (металлические части кузова автомобиля), а другим проводом служат изолированные провода.
Мощность генератора современного легкового автомобиля среднего класса лежит в пределах около 900-1300 Ватт. На старых автомобилях использовались генераторы постоянного тока, имевшие бо́льшие размеры и массу в сравнении с трёхфазными генераторами; для поддержания постоянства напряжения использовался реле-регулятор, состоящий из трёх устройств — регулятор напряжения, ограничитель тока и реле обратного тока.
В ряде случаев на автомобилях специального назначения, а также на бронетанковой технике устанавливают дополнительный генератор с приводом от отдельного двигателя внутреннего сгорания (т. н. вспомогательная силовая установка), что позволяет снабжать потребителей электроэнергией независимо от работы основного двигателя.
Поэтому такая электрическая цепь называется однопроводной.
Между полюсами (выводами) любого источника тока существует электрическое напряжение (обозначается U), измеряемое в вольтах. Сила электрического тока (обозначается I) измеряется в амперах.
Всякий проводник и потребитель создает сопротивление электрическому току (обозначается R), которое измеряется в омах. Между этими тремя величинами существует зависимость, которую выражает знаменитый закон Ома: I = U / R.
Работа электрического тока, выполненная за 1 секунду, называется мощностью. Мощность измеряется в ваттах и обозначается P. Мощность можно рассчитать по формуле P = U * I. Электрический ток, проходящий через проводник, нагревает его.
Если указано, что сеть 12-вольтовая, то на клеммах генератора напряжение будет приблизительно 13,7 — 14 вольт, в зависимости от модели автомобиля и настройки регулятора напряжения.
На подавляющем большинстве современных автомобилей источником питания является синхронный генератор трёхфазного переменного тока с приводом от основного двигателя; трёхфазный переменный ток с генератора поступает на встроенный трёхфазный выпрямитель и схему регулятора напряжения — в современных автомобилях регулятор напряжения встроен в корпус генератора. Для постоянного и непрерывного питания части потребителей при неработающем двигателе, таких как освещение, автомагнитола, стоп-сигналы, противоугонная сигнализация, а также для полного запитывания всех систем автомобиля при запуске двигателя, служит автомобильный аккумулятор.
Некоторые виды бытовой техники, приспособленной также и для работы в автомобиле, могут получать питание от автомобильной электросети (подключение осуществляется либо через специальное гнездо, либо через гнездо прикуривателя).
Если замкнутый проводник вращать в магнитном поле, то в проводнике возникает электрический ток. Величина тока зависит от длины проводника, скорости пересечения,плотности магнитного поля и угла, под которым пересекаются магнитные силовые линии. Внимание На этом явлении основана работа генератора.
Вы, конечно же обратили внимание, что картинки практически одинаковы? Не удивляйтесь, это свидетельство обратимости электрических машин. Обратимость электрических машин — одинаковое устройство преобразователей электрической энергии в механическую и механической в электрическую.
Таким образом, электрические машины взаимозаменяемы: любой электродвигатель может использоваться в качестве генератора и наоборот. Приоритетная функция электрической машины определяет её конструктивные особенности, вследствие которых обратимость становится неравномерной.Сия процедура представляет собой ручное изготовление целого вороха толстенных проводов с клеммами под болт на концах и соединение ими с «массой» и непосредственно с минусовой клеммой аккумулятора под капотом всего того, что уже и так с ними соединено – двигателя, стартера, КПП и прочего.
На самом деле процедура это совершенно безобидная, невредная и даже порой полезная. Изначально она использовалась как метод ремонта и профилактики электрики в немолодых авто, где сложно диагностировать проблемы с «массой». Поэтому вместо замены всей проводки целиком просто пробрасывали качественную дублирующую «массу» везде, где только можно.
Если в середину такой катушки поместить стальной сердечник, то образуется электромагнит, имеющий все свойства обычного магнита (очень наглядно это показано в мультфильме «Ивашка из дворца пионеров», где главный герой с помощью электромагнита расправляется с Кащеем Бессмертным).
Магнитное поле электромагнита можно увеличивать или уменьшать, изменяя силу тока или количество витков катушки. С увеличением силы тока или количества витков электромагнита увеличивается его магнитное поле.
Если проводник с током поместить в магнитное поле магнита (электромагнита), то в результате взаимодействия магнитных полей проводника и магнита проводник будет выталкиваться, т.е.
электрическая энергия будет превращаться в механическую. На этом явлении основана работа электродвигателей.
Для превращения механической энергии в электрическую используют явление электромагнитной индукции.
Самым сложным была переполюсовка генератора, а вот моторчики печки и дворников и стартер, в которых не было постоянных магнитов, работали при изменении полярности точно так же и в доработках не нуждались.
На фото: ГАЗ-М21 Волга (I) ‘1956–1958
Сегодня же, как ни странно, наблюдается обратная эволюция! Владельцы редких и восстановленных ГАЗ-21 первой серии и Побед в борьбе за полную аутентичность возвращают автомобилям изначальную конфигурацию электрооборудования, измененную когда-то прежними хозяевами. Усиливающаяся коррозия их уже не беспокоит, поскольку такие машины обычно не используются «на повседневку», 99% времени стоят с отключенной батареей и выезжают лишь несколько раз в год на автофестивали и ретропробеги.
Сегодня во многих авто применяется управление электрикой и электроникой по цифровой шине данных.
Однако, несмотря на такое изменение концепции электрооборудования, роль «массы», разумеется, не исчезает – наоборот, она даже заметно возрастает! Ибо цифровые блоки управления гораздо чувствительнее к ухудшению контакта с «массой», нежели грубые и «неумные» лампочки и моторчики исполнительных устройств, которые раньше получали питание по простым «аналоговым» плюсовым проводам…
«Пропала масса!» — едва ли не самая любимая мантра автомобильных электриков, поминаемая ими и по делу, и всуе… Слыша это многократно, многие автовладельцы, помнящие как минимум электротехнику по школьной физике, задумываются – кстати, а почему почти всегда теряется именно минусовая «масса», а не плюс? Ведь, казалось бы, они равнозначно необходимы для подвода тока к потребителю…
Ответ тут прост.
Электрообору́дование автомоби́ля — совокупность устройств, вырабатывающих, передающих и потребляющих электроэнергию на автомобиле.
Электрооборудование автомобиля представляет собой сложный комплекс взаимосвязанных электротехнических и электронных систем, приборов и устройств, обеспечивающих надежное функционирование двигателя, трансмиссии и ходовой части, безопасность движения, автоматизацию рабочих процессов автомобиля и комфортные условия для водителя и пассажиров.
Практически всегда для питания бортовых электроприёмников используется постоянное напряжение.
Это такой ток, который сначала нарастает в одном направлении, достигая максимума (амплитуды) начинает спадать, в какой-то момент становится равным нулю и снова нарастает, но уже в другом направлении.
В ней всего три провода. По одному из проводов ток течет к потребителю (пусть это будет утюг или фен), а по другому – возвращается обратно. Третий провод в однофазной сети – земля (или заземление). Провод заземления не несет нагрузки, но служит как бы предохранителем. В случае, когда что-то выходит из-под контроля, заземление помогает предотвратить удар электрическим током.
Страница 14 из 118 1.4. Земля и масса Другими важными понятиями ЭМС являются понятия: земля и масса.
Теперь, когда вы услышите что-то про электричество, фазу, ноль и землю, вы уже будете знать, о чем идет речь. Напоследок напоминаем, если вам вдруг понадобится произвести расчет трехфазной цепи переменного тока, вы можете смело обращаться в студенческий сервис.
С помощью наших специалистов даже самая дикая и сложная задача станет Вам «по зубам». Не можешь написать работу сам? Доверь ее нашим авторам! Вид работы * E-mail * Тема работы * Осталось указать: Вид работы Тему E-mail Пожалуйста, ожидайте… К корпусу («массе») автомобиля подключают, как правило, отрицательные клеммы источника электроэнергии, это снижает коррозию металлических элементов кузова.
Напряжение бортовой сети достаточно условно. Если указано, что сеть 12-вольтовая, то на клеммах генератора напряжение будет приблизительно 13,7 — 14 вольт, в зависимости от модели автомобиля и настройки регулятора напряжения. В результате такого соединения общее напряжение будет равно сумме напряжений всех источников тока. При параллельном соединении источников тока соединяют между собой одноименные полюса- положительные с положительными, отрицательные с отрицательными.
Важно
При таком соединении общее напряжение будет таким же, как у одного источника тока, а сила тока увеличится во столько раз, сколько источников тока соединены между собой.
При последовательном соединении потребителей весь ток проходит через каждый потребитель. Если выйдет из строя один из потребителей, обесточивается вся цепь.
При параллельном соединении ток, разветвляясь, поступает к каждому потребителю отдельно. В этом случае выход из строя любого потребителя не влияет на работоспособность остальных.Все знают, что такое магнит.
Масса может, но не должна иметь потенциал земли. Однако, как правило, она в одном месте непременно соединена с защитным проводом и тем самым заземлена. Масса выполняет те же функции, что и нейтральный провод.
Прежде всего, на работу схемы не оказывает влияния заземление массы. Однако если занимающая достаточно обширное пространство масса заземлена в нескольких местах, возникает контур заземления (см.
рис. 1.3).
Земля и масса, как правило, в одном месте гальванически связаны друг с другом, но между ними существует большое различие: провода заземления проводят ток только в аварийной ситуации, нулевые провода — в нормальной рабочей ситуации и часто представляют общий обратный провод нескольких сигнальных контуров, ведущий к источнику.
Но и они конечном счете обнаружимы.
Обычно точки подключения электропроводки к «массе» представляют собой резьбовые шпильки, приваренные к кузову, или резьбовые закладные гайки. Так или иначе, ржавая и окисленная точка «массы» должна быть развинчена гаечным ключом, наконечники проводов, площадка вокруг шпильки, шайбы и гайка зачищены наждачкой, для предупреждения попадания влаги смазаны специальной аэрозольной смазкой для электроконтактов (или, в крайнем случае, консистентными смазками типа Литол-24 или графитки) и собраны в обратном порядке.
Особенно стоит отметить важность так называемых «корончатых» шайб, которые по науке именуются «шайбы стопорные с наружными зубьями» (они же иногда бывают интегрированы в кабельные наконечники).
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 4 сентября 2016; проверки требуют 4 правки. Электрообору́дование автомоби́ля — совокупность устройств, вырабатывающих, передающих и потребляющих электроэнергию на автомобиле.
Электрооборудование автомобиля представляет собой сложный комплекс взаимосвязанных электротехнических и электронных систем, приборов и устройств, обеспечивающих надежное функционирование двигателя, трансмиссии и ходовой части, безопасность движения, автоматизацию рабочих процессов автомобиля и комфортные условия для водителя и пассажиров.
Под массой в схемотехнике понимают общую систему опорного потенциала, по отношению к которой измеряются узловые напряжения цепи (шина, провод опорного потенциала, корпус, нулевая точка).
После запуска двигателя аккумулятор подзаряжается от генератора, а в дальнейшем он работает в буфере с генератором, сглаживая перепады напряжения при подключении мощных потребителей. Мощность генератора современного легкового автомобиля среднего класса лежит в пределах около 900-1300 Ватт.
На старых автомобилях использовались генераторы постоянного тока, имевшие бо́льшие размеры и массу в сравнении с трёхфазными генераторами; для поддержания постоянства напряжения использовался реле-регулятор, состоящий из трёх устройств — регулятор напряжения, ограничитель тока и реле обратного тока.
В ряде случаев на автомобилях специального назначения, а также на бронетанковой технике устанавливают дополнительный генератор с приводом от отдельного двигателя внутреннего сгорания (т. н.
Электрический ток
Современный автомобиль не может работать без электричества. При помощи электрического тока происходит зажигание рабочей смеси в бензиновых двигателях, пуск двигателя стартером, приводятся в действие световая и звуковая сигнализация, контрольно-измерительные приборы, освещение и дополнительное оборудование. Кроме того, тенденции мирового автомобилестроения в последнее время направлены на все более широкое применение электрической тяги в автомобилях (гибридные силовые установки, топливные элементы и электромобили).
Для получения электрической энергии на автомобиле устанавливают источники электрического тока- генератор и аккумуляторную батарею. Аккумулятор используется для пуска двигателя и для питания электроприборов при неработающем двигателе.
Например, в обычной домашние розетки в США подается переменный ток напряжением 100-127 Вольт и частотой 60 Герц. Провода фазы и нуля нельзя путать. Иначе можно устроить короткое замыкание в цепи. Чтобы этого не произошло и Вы ничего не перепутали, провода приобрели разную окраску.
Для постоянного и непрерывного питания части потребителей при неработающем двигателе, таких как освещение, автомагнитола, стоп-сигналы, противоугонная сигнализация, а также для полного запитывания всех систем автомобиля при запуске двигателя, служит автомобильный аккумулятор.
В силу того, что общий массовый провод, коим является кузов, открыт атмосферной влаге и склонен к коррозии, элементы и модули электрики электроники автомобиля часто лишаются именно минуса или получают его через повышенное сопротивление ржавого и окислившегося контакта. Контакт в плюсовых проводах тоже порой теряется, но, поскольку в них почти не используется склонная к ржавлению сталь, происходит потеря контакта в разы реже, чем в случае с минусом…
В принципе, процедура поиска и восстановления плохого контакта в точках подключения к «массе» несложна и доступна большинству автовладельцев, практикующих самостоятельное обслуживание личного авто. Большинство контактных точек под капотом нетрудно обнаружить вдумчивым разглядыванием. В салоне и багажнике несколько сложнее – немало точек «массы» прячутся под торпедо и обшивками.
Схема простая, надежная и вполне жизнеспособная.
Однако как только выпуск автомобилей стал хоть сколько-либо массовым, коммерческая мысль промышленников тут же пошла в направлении экономии и оптимизации, и количество проводов в машине разом сократилось вдвое – в качестве одного из проводов стала использоваться металлическая масса кузова – в просторечии та самая «масса».
На донельзя упрощенной, но вполне наглядной вышеприведенной картинке справа изображена современная схема электрооборудования автомобилей – когда «массой» является минусовой провод бортовой сети. Однако так было не всегда… Приблизительно до 50-х годов ХХ века автопроизводители использовали в качестве «массы» как минус, так и плюс.
Стандарты в автопроме тогда еще не устоялись, а с электротехнической точки зрения не было совершенно никакой разницы, пускать по кузову плюс или минус.
Время поговорить и об электрической терминологии. Знание ее пригодится вам, когда вы будете читать дальнейшие публикации и другую литературу по электрике.
Схема устройства автоматического выключателя.
Автоматический выключатель (АВ) – вид предохранителя, который срабатывает, если сила тока в цепи превышает установленную величину.
АД – автомат дифференциальный. Гибридное устройство, совмещающее в себе УЗО и механизм защиты от перегрузки тока.
Ампер – единица силы тока.
Анод– положительный вывод батареи.
Батарея – два или более элементов, соединенных последовательно или параллельно для обеспечения нужного напряжения и тока.
Ватт – единица электрической мощности.
Схема соединения проводов колпачком.
Внешний проводник – провод, который связывает источник тока с потребителем.
Вольт – единица электрического напряжения.
Выравнивание потенциалов – устранение разницы потенциалов между проводящими предметами.
ВРУ (вводно-распределительное устройство) – устройство, через которое электроэнергия вводится в дом по воздушным и кабельным линиям.
Видимое излучение – электромагнитное излучение с длиной волны от 380 до 780 нм.
Внутреннее сопротивление – сопротивление току через элемент, измеряемое в Омах.
Выход энергии – расход емкости, умноженный на среднее напряжение в течение времени разряда батарей, выраженный в Ватт-часах.
Вмазка – размещение и крепление механизма или устройства.
Влажное помещение – сухие неотапливаемые помещения, в которых пары выделяются лишь временно в небольших количествах, а относительная влажность – в пределах 60-75% .
Герц – единица частоты переменного тока.
Гофра – гибкая труба ПВХ. Гофрированная пластиковая труба, применяется как дополнительный изолятор для электропроводки.
Глухо заземленная нейтраль – нейтраль трансформатора или генератора, присоединенная к заземляющему устройству непосредственно или через малое сопротивление.
Гильзы – алюминиевые или медные трубки, внутренняя поверхность которых может быть смазана кварцевазилиновой пастой.
Виды подрозетников.
Групповая сеть – сеть, питающая светильники и розетки.
Газоразрядная лампа – лампа, в которой свечение создается непосредственно или опосредованно от электрического разряда в газе, парах металла или в смеси газа и пара.
Голый провод – провод, у которого поверх токопроводящих жил отсутствуют защитные или изолирующие покрытия.
Демонтаж электропроводки – удаление старых проводов, которые соединяли щиток, светильники, розетки.
Демонтаж розеток и выключателей – удаление старых розеток и выключателей.
Демонтаж силового кабеля – удаление старой подводки.
Демонтаж телефонного/телевизионного кабеля – удаление старого кабеля.
Демонтаж светильников – удаление старых светильников.
Допускается – данное решение применяется в виде исключения, как вынужденное.
Емкость – количество электрической энергии, которое батарея выделяет при определенных условиях разряда, выраженное в ампер-часах или кулонах.
Жила – медная или алюминиевая нить в проводе или кабеле, по которой проходит ток.
Жгут – пучок проводов, уложенных и связанных между собой, с наконечниками для подсоединения к элементам схемы или изделия.
Схема розетки с заземлением.
Заземлитель – провод, отводящий электрический ток.
Защитный провод (РЕ) – провод, соединяющий открытые проводящие части электроприборов с другими проводящими частями и/или с заземлителем.
Звонок – сигнальное устройство, срабатывающее при нажатии кнопки.
Заряд – электрическая энергия, передаваемая элементу, с целью преобразования в запасаемую химическую энергию.
Замена автоматов защиты – замена устройства, предназначенного для защиты от перегрузки и короткого замыкания.
Замыкание на корпус – случайное соединение находящихся под напряжением частей электроустановки с их конструктивными частями, нормально не находящимися под напряжением.
Замыкание на землю – случайное соединение находящихся под напряжением частей электроустановки с конструктивными частями, не изолированными от земли или непосредственно с землей.
Заземляющее устройство – совокупность заземлителя и заземляющих проводников.
Заземление – преднамеренное электрическое соединение части электроустановки с заземляющим устройством.
Зануление – преднамеренное соединение частей электроустановки, нормально не находящихся под напряжением, с глухозаземленной нейтралью генератора или трансформатора в сетях трехфазного тока.
Изолятор – электрическое устройство для изоляции частей электрооборудования, находящихся под разными электрическими потенциалами, и предупреждения открытого замыкания на землю, корпус.
Изолированная нейтраль – нейтраль, не присоединенная к заземляющему устройству или присоединенная через аппараты, компенсирующие емкостный ток в сети.
Схема индукционной лампы.
Индукционная лампа – лампа, функционирующая по принципу ртутной лампы высокого давления, но не имеющая электрода.
Инфракрасное излучение – оптическое излучение с длиной волны большей, чем у видимого излучения.
Изоляция – материал, препятствующий распространению электрического тока.
Катод – отрицательный вывод батареи.
Керамическая горелка – металлогалогенные лампы, оснащенные керамической горелкой.
КПД – коэффициент полезного действия.
Компенсационный подзаряд – метод, при котором для приведения батареи в полностью заряженное состояние и поддержания ее в этом состоянии используется постоянный ток.
Киловатт-час – единица потребления электрического тока. Измеряют электросчетчики.
Схема устройства контактного зажима: 1– винт; 2 – пружинная шайба; 3 – шайба или основание контактного зажима; 4 – токоведущая жила; 5 – упор, ограничивающий растекание алюминиевого проводника.
Контактный зажим – зажим с двумя винтами для соединения проводов.
Кнопка звонка – контактный механизм.
Клеммная группа – клемма для соединения проводов.
Контакт – основной рабочий элемент устройства.
Кабель – несколько изолированных проводов в защитной герметичной оболочке.
Коэффициент цветопередачи – отношение цветов предметов при освещении их данным источником света к цветам этих же предметов, освещаемых источником света, принятым за эталон, в строго определенных условиях.
КЗ – короткое замыкание.
КУП – клемма уравнивания потенциалов.
Контактор – устройство, предназначенное для частых дистанционных коммутаций электрической цепи при нормальном режиме работы.
Как правило – данное требование является преобладающим, а отступление от него должно быть обосновано.
КЛЛ – компактно-люминесцентная лампа.
Люминесценция – излучение, которое не требует нагрева тел и может возникать в газообразных, жидких и твердых телах под действием ударов электронов.
Люминофоры – твердые или жидкие вещества, способные излучать свет под действием различного рода возбудителей.
Схема устройства люминесцентной лампы.
Люминесцентные лампы – газоразрядные лампы низкого давления.
Лампа – электрическое устройство, предназначенное для излучения света.
Металлогалогенные лампы – ртутные лампы высокого давления, в которых используются добавки из йодидов металлов, в том числе редкоземельных, а также сложные соединения цезия и галогенида олова.
Монохроматический свет – одноцветный свет, свет одной определенной длины волны. На практике содержит узкий участок спектра.
Монтаж электрокороба – крепление электрокороба к стене.
Напряжение – разность потенциалов между двумя точками, например, между фазным и нулевым проводом.
Номинальное напряжение – 220-240 В для сети переменного тока.
Нулевой провод (N) – провод, служащий для возврата тока.
Навеска люстр, бра, светильников – подвешивание и подключение люстр, бра, светильников.
Накладная электроточка – розетка/выключатель, установленные на поверхности стены.
Напряжение отсечки – минимальное напряжение, при котором батарея способна отдавать полезную энергию при определенных условиях разряда.
Напряжение холостого хода – напряжение на внешних зажимах батареи при отсутствии отбора тока.
Не более – значения величин являются наибольшими.
Не менее – значения величин являются наименьшими.
Схема освещения ванной комнаты.
Нормальные помещения – сухие помещения, если отсутствуют условия (особо сырые, жаркие, пыльные).
Ом – единица электрического сопротивления.
Освещение – применение света в конкретной обстановке, рядом с объектами или в их окружении, с целью сделать их видимыми.
Освещенность – величина, которая отражает соотношение падающего светового потока к освещаемой площади. Единица измерения –люкс.
Отражение – свойство материалов возвращать падающий на них свет.
Особо сырое помещение – это помещение, где относительная влажность воздуха близка к 100%.
Проводник – составная часть электропроводки, служащая для передачи тока.
Переменный ток – электрический ток, который периодически изменяет свою величину и направление.
Постоянный ток – электрический ток, который течет неизменно в одном направлении.
Потребители электроэнергии – все электрические электроприборы, работающие за счет потребления электроэнергии.
Переборка щита – замена автоматов защиты с переподключением проводов.
Патрон – приспособление для установки и закрепления электрической лампы в светильнике.
Плавкий предохранитель – коммутационный электрический элемент, предназначенный для отключения защищаемой цепи путем расплавления защитного элемента.
Схема соединения проводов в распредкоробке.
Пряжки – приспособления для крепления кабелей и проводов к основаниям при открытой прокладке.
Провод – проводник электрического тока, состоящий из одной или нескольких токопроводящих жил.
Переноска – освещение, осуществляемое переносными лампами, присоединенными к сети напряжением 220-240 В в обычных помещениях и 12 В в помещениях повышенной опасности.
Провод (PEN) – провод с защитной функцией.
Плотность энергии – отношение энергии элемента к его массе или объему, выраженное в Ватт-часах на единицу массы или объема.
Пускорегулирующие аппараты (ПРА) – устройство, работающее в электрической цепи с газоразрядными лампами и служащее главным образом для стабилизации тока при разряде.
Пайка – соединение проводов при помощи паяльника и специальных припоев.
Распределительный щит – место установки предохранителей, дистанционных выключателей и т. д.
Разряд – потребление электрической энергии от элемента во внешнюю цепь.
Разъемные контактные соединения – устройства, состоящие из вилки и розетки.
Разборные контактные соединения – устройства, которые могут быть разобраны без разрушения соединяемых деталей.
Распаячная коробка – коробка, в которой производится соединение проводов.
Сила тока – количество электричества, протекающего по проводу за определенный период времени.
Сильный ток – ток напряжением до 1000 В.
Схема устройства линии выключателя.
Слаботочный предохранитель – небольшой плавкий предохранитель, используемый в электрических приборах.
Слабый ток – ток напряжением до 50 В.
Схема электропроводки – схема, которая отображает положение всех электрических устройств и проводов.
Силовая линия – линия проводов для подключения силовых розеток (электроплита, водонагреватель и т. д.).
Светильник – плафон с патроном и лампочкой.
Сверление сквозных отверстий в стенах – бурение проходных отверстий в стенах.
Силовой провод – провод, по которому происходит подача электроэнергии.
Сетевой кабель для компьютера – линия компьютерной сети.
Световая отдача – световая отдача показывает, с каким КПД полученная электрическая мощность преобразуется в свет. Измеряется в люменах/Вт и является главным показателем экономичности лампы.
Световой поток – вся мощность излучения источника света, оцениваемая по световому ощущению глаза человека. Измеряется в люменах.
Сила света – интенсивность излучаемого в определенном направлении света. Измеряется в канделах.
Стартер – устройство, служащее для зажигания газоразрядных ламп путем подогрева электрода.
Сухое помещение – помещение, в котором относительная влажность воздуха не превышает 60%.
Сырое помещение – помещение, в котором влажность воздуха длительное время превышает 75%.
Сопротивление заземляющего устройства – сумма сопротивлений заземлителя (относительно земли) и заземляющих проводников.
Сопротивление растеканию – сопротивление, которое оказывает заземлитель на участке растекания тока.
Варианты скрутки проводов.
Светодиод – полупроводниковый прибор с электронно-дырочным р-n переходом или контактом металл-полупроводник, который генерирует при прохождении через него электрического тока оптическое (видимое) излучение.
Счетчик – прибор учета электроэнергии.
Скрутка – приспособление для соединений отдельно взятых монолитных жил небольшого сечения.
Ток утечки – ток, возникающий при повреждении проводки.
Труба ПВХ – жесткая пластиковая труба. Применяется как дополнительный изолятор для электропроводки.
Телефонная линия – кабель для телефонной связи.
Телевизионный краб – устройство для разветвления телевизионного кабеля на несколько отдельных линий.
Ток замыкания на землю – ток, проходящий через землю в месте замыкания.
Трансформатор – устройство, преобразующее переменное напряжение одного уровня в напряжение другого уровня.
Устройство защитного отключения (УЗО) – устройство для защиты от поражения электрическим током.
Устройство максимальной токовой защиты – плавкий предохранитель или линейный защитный автомат.
Ультрафиолетовое излучение – оптическое излучение с длиной волн меньшей, чем у видимого излучения.
Устройство зажигания – электрическое устройство, которое обеспечивает условия, необходимые для инициирования разряда.
Установка электроточки – установка розетки/выключателя.
Установка внутренней электроточки – вмазка подрозетника.
Схема расположения розеток.
Установка розетки – установка механизма розетки.
Установка клеммной группы – соединение проводов при помощи клеммы.
Фазный провод – основной токопроводящий провод.
Цикл – одна последовательность заряда и разряда элемента.
Цветовая температура – мера объективного впечатления от цвета данного источника света.
Цветовое ощущение – общее субъективное ощущение, которое человек испытывает, когда смотрит на источник света.
Частота– количество колебаний в секунду. Частота переменного тока в обычной электросети составляет 50 Гц.
Штробление – прорезание борозд в стенах и потолках для укладки проводов.
Шинопровод – комплектное устройство для прокладки электрической сети. Состоит из отдельных секций, соединяемых сваркой и болтовыми соединениями.
Электрическая цепь – замкнутый участок электропроводки.
Экранирующая решетка – часть светильника, изготовленная из прозрачных или непрозрачных элементов таким образом, чтобы прикрыть лампу от непосредственного наблюдения под определенным углом.
Электролит – материал, проводящий носителей заряда в элементе.
Электрод – проводящий материал, способный при реакции с электролитом производить носителей тока.
Электрощит – комплекс электроаппаратов, установленных в одном боксе и предназначенных для распределения электроэнергии по линиям и их защиты от перегрузок, КЗ и токов утечки на землю.
Электропроводка – провода, соединяющие групповой щиток, светильники, розетки, стационарные электроприборы.
Электрокороб – пластиковый кабель-канал для укладки в него проводов. Применяется при монтаже наружной электропроводки.
Электроточка – розетка/выключатель.
Электрический контакт – соприкосновение элементов, обеспечивающее непрерывность электрической цепи.
Электроустановочная скоба – пластиковая изогнутая в виде дуги или буквы П круглая или плоская полоска (в зависимости от сечения кабеля).
Конечно, это не все термины, которые есть в электрике. Здесь представлены лишь наиболее часто встречающиеся.
Поделитесь полезной статьей:Итак, для начала простыми словами расскажем, что собой представляют фазный и нулевой провод, а также заземление. Фаза — это проводник, по которому ток приходит к потребителю. Соответственно ноль служит для того, чтобы электрический ток двигался в обратном направлении к нулевому контуру. Помимо этого назначение нуля в электропроводке — выравнивание фазного напряжения. Заземляющий провод, называемый так же землей, не находится под напряжением и предназначен для защиты человека от поражения электрическим током. Подробнее о заземлении вы можете узнать в соответствующем разделе сайта.
Надеемся, наше простое объяснение помогло разобраться в том, что такое ноль, фаза и земля в электрике. Также рекомендуем изучить цветовую маркировку проводов, чтобы понимать, какого цвета фазный, нулевой и заземляющий проводник!
Питание потребителей осуществляется от обмоток низкого напряжения понижающего трансформатора, являющегося важнейшей составляющей работы трансформаторной подстанции. Соединение подстанции и абонентов выглядит следующим образом: к потребителям подводится общий проводник, отходящий от точки соединения трансформаторных обмоток, называемый нейтралью, наряду с тремя проводниками, представляющими собой выводы остальных концов обмоток. Выражаясь простыми словами, каждый из этих трех проводников является фазой, а общий – это ноль.
Между фазами в трехфазной энергетической системе возникает напряжение, называемое линейным. Его номинальное значение составляет 380 В. Дадим определение фазному напряжению — это напряжение между нулем и одной из фаз. Номинальное значение фазного напряжения составляет 220 В.
Электроэнергетическая система, в которой ноль соединен с землей, называется «система с глухозаземленной нейтралью». Чтобы было предельно понятно даже для новичка в электротехнике: под «землей» в электроэнергетике понимается заземление.
Физический смысл глухозаземленной нейтрали следующий: обмотки в трансформаторе соединены в «звезду», при этом, нейтраль заземляют. Ноль выступает в качестве совмещенного нейтрального проводника (PEN). Такой тип соединения с землей характерен для жилых домов, относящихся к советской постройке. Здесь, в подъездах, электрический щиток на каждом этаже просто зануляют, а отдельное соединение с землей не предусмотрено. Важно знать, что подключать одновременно защитный и нулевой проводник к корпусу щитка весьма опасно, потому как существует вероятность прохождения рабочего тока через ноль и отклонения его потенциала от нулевого значения, что означает возможность удара током.
К домам, относящимся к более поздней постройке, от трансформаторной подстанции предусмотрено подведение тех же трех фаз, а также разделенных нулевого и защитного проводника. Электрический ток проходит по рабочему проводнику, а назначение защитного провода заключается в соединении токопроводящих частей с имеющимся на подстанции заземляющим контуром. В этом случае в электрических щитках на каждом этаже располагается отдельная шина для раздельного подключения фазы, нуля и заземления. Заземляющая шина имеет металлическую связь с корпусом щитка.
Известно, что нагрузка по абонентам должна быть распределена по всем фазам равномерно. Однако, предсказать заранее, какие мощности будут потребляться тем или иным абонентом, не представляется возможным. В связи с тем, что ток нагрузки разный в каждой отдельно взятой фазе, появляется смещение нейтрали. Вследствие чего и возникает разность потенциалов между нулем и землей. В случае, когда сечение нулевого проводника является недостаточным, разность потенциалов становится еще значительнее. Если же связь с нейтральным проводником полностью теряется, то велика вероятность возникновения аварийных ситуаций, при которых в фазах, нагруженных до предела, напряжение приближается к нулевому значению, а в ненагруженных, наоборот, стремится к значению 380 В. Это обстоятельство приводит к полной поломке электрооборудования. В то же время, корпус электрического оборудования оказывается под напряжением, опасным для здоровья и жизни людей. Применение разделенных нулевого и защитного провода в данном случае поможет избежать возникновения таких аварий и обеспечить требуемый уровень безопасности и надежности.
Напоследок рекомендуем просмотреть полезные видео по теме, в которых даются определения понятиям фазы, нуля и заземления:
Надеемся, теперь вы знаете, что такое фаза, ноль, земля в электрике и зачем они нужны. Если возникнут вопросы, задайте их нашим специалистам в разделе «Задать вопрос электрику«!
Рекомендуем также прочитать:
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453