StarLine A93, StarLine A63 | 3,901 |
StarLine A94, StarLine A64 | 1,671 |
StarLine A91, StarLine A61 | 1,635 |
Самостоятельная установка | 2,223 |
StarLine E90, StarLine E60 | 1,229 |
StarLine M32, M31, M22, M21 | 1,092 |
Мониторинг СтарЛайн | 1,414 |
StarLine B94, StarLine B64 | 846 |
Для общения установщиков | 755 |
Пожелания и предложения | 479 |
StarLine D94, StarLine D64 | 359 |
StarLine A92, StarLine A62 | 219 |
Иммобилайзеры StarLine | 232 |
StarLine M30, StarLine M20 | 133 |
StarLine B92, StarLine B62 | 90 |
StarLine A96, B96, E96, S96 | 1,099 |
Авторизация StarLine X96, M96 | 20 |
Общение на любые темы | 1,139 |
Другие модели StarLine | 607 |
CAN - отзывы о бета-версиях | 97 |
В аккумуляторе содержится энергия для пуска нашего автомобиля. С этим утверждением знакомы все. Но не все, к примеру, знают, что при резко возникшей нагрузке, когда генератор не в состоянии предоставить запрошенный объем энергии на клемы, именно аккумулятор покрывает оставшуюся часть нагрузки. К примеру, когда вы прикуриваете чужой автомобиль, вы не только даете напряжение для частичного заряда аккумулятора, но и запитываете бортовую сеть автомобиля-пациента. В заметке я хочу рассказать про эксплуатацию и диагностику аккумуляторной батареи вашего автомобиля.
Устроены аккумуляторы достаточно просто. Любой аккумулятор, как правило, имеет 6 секций(банок), в каждой из которых висят свинцовые пластины, которые опущены в раствор серной кислоты, именуемый электролит.
Имейте это в виду, так как серная кислота достаточно едкое вещество, которое в добавок лишено полезных свойств для организма. Если пролить электролит на руку, можно запросто получить химический ожог. Если все же кислота попала на поверхность вашего тела или внутрь, срочно промойте поверхность большим количеством воды, или выпейте много воды и сделайте промывание желудка, если электролит попал внутрь. После этого обязательно обратитесь к врачу незамедлительно, чтобы избежать последствия.
Так вот. Имеем шесть банок с свинцовыми пластинами и наполненные кислотой. Каждая банка дает 2 вольта напряжения, а если соединить их последовательно, получим как раз 12 вольт. На самом деле каждая банка дает не ровно 12 вольт, но об этом немного позднее.
Этот вопрос в первую очередь стоит задавать при покупке нового аккумулятора. Хороший магазин сделает при вас тест специальной нагрузочной вилкой, которая выполняет одновременно две функции: дает на клемы аккумулятора нагрузку около 200 ампер, а так же замеряет напряжение на клеммах во время теста и после него.
Если аккумулятор исправен, напряжение на нем в процессе теста не упадет ниже 10 вольт для 12 вольтовых аккумуляторов. Сразу после теста напряжение должно быть не ниже 12 вольт. Если напряжение просело, аккумулятор требует обслуживания. Так же есть понятие остаточного напряжения, а именно, непосредственно после заряда аккумулятор должен выдавать на клеммах без нагрузки напряжение более 12 вольт. Если напряжение после зарядки почти такое же как и до зарядки, скорее всего батарея неисправна.
Как я говорил ранее, электролит, это раствор серной кислоты с дистиллированной водой. Соотношение воды и кислоты примерно 50 на 50, а именно на одну часть воды приходится около 1.25 серной кислоты. Число 1.25 как раз и является плотностью. По плотности можно сделать вывод об эксплуатационных свойствах аккумулятора и о его состоянии — чем выше плотность, тем ниже у батареи температура замерзания, а сама батарея находится в хорошем состоянии.
Если у вас обслуживаемый аккумулятор(банки закрыты резьбовыми пробками), и вы чувствуете в себе силы, можете замерить точное значение плотности электролита специальным прибором ареометр. Однако стоит иметь в виду, что не стоит искусственно пытаться поднять плотность, к примеру, путем добавления кислоты в аккумулятор. Дело в том, что содержание кислоты в аккумуляторе как правило число неизменное, но молекулы кислоты могут находиться в растворе, а так же оседать на свинцовых пластинах. При зарядке аккумулятора, молекулы серной кислоты «отцепляются» от пластин и восполняют недостаток в растворе электролита. Если же попытаться подлить кислоты в севший аккумулятор, на пластинах осядет слишком много кислоты, что обязательно разрушит пластины и они начнут осыпаться.
На самом деле способов не так много и написать много не получится. Сперва надо зарядить аккумулятор(если аккумулятор обслуживаемый, необходимо предварительно приоткрыть пробки банок, чтобы аккумулятор не вздуло при кипении электролита, так как при зарядке выделяется газ).
Заряжать аккумулятор можно только в хорошо проветриваемом нежилом помещении, или в идеале на улице, так как газ, который выделяется при зарядке аккумулятора не способен продлить жизнь или прибавить здоровье, зато способен сделать обратное. Так же имейте в виду, что иногда(редко, но бывает) при зарядке аккумуляторы взрываются. Чаще это наблюдается с необслуживаемыми батареями, у которых по каким то причинам закрыты вентиляционные отверстия. При взрыве, наружу высвобождается все содержимое одной или нескольких банок, то есть вокруг расплескивается кислота.
Чтобы избежать последствий взрыва, выбирайте место для зарядки аккумулятора с расчетом на то, что он может причинить неудобства. После того, как аккумулятор заряжен(а на это требуется примерно емкость аккумулятора / 10, если аккумулятор изрядно разряжен), необходимо проверить плотность электролита или напряжение через 15-20 минут. Если остаточное напряжение ниже 12 вольт — аккумулятор требует замены.
Если плотность электролита ниже нормального уровня и имеется возможность, необходимо долить серной кислоты(или работайте крайне внимательно и только в защитной одежде, или отдайте аккумулятор на обслуживание профессионалам, благо они за это много денег не возьмут). Не забывайте про параметр плотности при доливке, так как может понадобиться снизить плотность электролита доливанием дистиллированной воды. Вот собственно и все возвращение в чувства.
1. Осыпание пластин. При осыпании, если у аккумулятора прозрачный или белый корпус, будут видны на дне хлопья, большое количество осадка и даже куски свинцовых пластин. Неисправность фатальна, и батарею придется заменить.
2. Низкая плотность электролита. Данная неисправность требует внимательного подхода. Приводим в чувства аккумулятор, как написано в предыдущем блоке, после чего делаем выводы о его состоянии.
3. Короткое замыкание банок. Плюс внутри банки находится сверху, минус снизу. Сама пластина не касается дна, однако если коснулась, батарея работать не будет. Коснуться она может или из за большого количества осадка на дне или из-за выход из строя самой свинцовой пластины. В такой случае аккумулятор не сможет выдать более 10 вольт без нагрузки и подлежит замене.
На самом деле все просто. Следить за напряжением через 20 минут после остановки двигателя. Если напряжение падает ниже 12.3 вольта, батарея требует обслуживания(читай блок «поведение в чувства»). Разумеется имеет смысл измерять напряжение только на клеммах аккумулятора, так как до приборной панели приходит далеко не вся энергия — часть её тратится на другие потребители, различные соединения.
Если вы решили кого то прикурить, имейте в виду, что после этого батарее как минимум необходимо подработать с генератором около часа. Генератор сам по себе не способен зарядить аккумулятор, так как при зарядке аккумулятора на него подается либо большое напряжение, и при этом аккумулятор выступает в роли нижнего из сообщающихся сосудов, или аккумулятор заряжают постоянным током, то есть «напряжение загоняют под давлением». Генератор же генерирует напряжение, как подземный источник в озере — если заряд аккумулятора ниже уровня озера, он заберет себе часть энергии, если заряд не такой уж и низкий(при этом на самом деле он может быть не высоким), то заряжаться аккумулятор не будет.
Важных параметров четыре. Перечислю их все:
1. Размер. Это на самом деле важно, ведь каждый автомобиль имеет площадку под аккумулятор, рассчитанную на батарею определенных высоты ширины и длины. Иногда производитель авто делает площадку под несколько размеров аккумуляторов, но в любом случае, перед покупкой, необходимо узнать размер, допустимый для вашей машины.
2. Полярность и размер клемм. Здесь тоже важно не ошибиться. Клеммы бывают маленькие и большие(японские и европейские), а полярность бывает прямая и обратная(плюс с лева и плюс справа). Купите не тот размер клемм или не ту полярность — пойдете менять батарею.
3. Емкость аккумулятора. Имеется в виду минимальная емкость. Если производитель рекомендует аккумулятор с емкостью 50 А/ч, значит брать аккумулятор с меньшей емкостью не стоит. С большей вполне возможно, и это никак не скажется на его недозаряжености, а помочь при холодном старте это сможет. Да и плотность электролита при длительном использовании будет падать не так сильно, как в аккумуляторах с маленькой емкостью, однако при невнимательной эксплуатации аккумулятор с большей емкостью очень просто «убить», ведь он будет заводить ваш автомобиль до последнего, после чего восстановить его будет невозможно.
4. Ток холодного пуска. Этот параметр важен при зимних пусках двигателя, ведь именно первые обороты стартера задают интенсивность вращения маховика при заводке. Если первый рывок будет стремительным, двигатель будет крутиться активнее. Ток холодного пуска, это величина тока, которую способен отдать аккумулятор при повороте ключа зажигания(когда мы поворачиваем ключ, стартер является чуть ли не идеальным проводником, так как провода его обмотки имеют очень большое сечение). Вспомните, что сложнее — сдвинуть с места какой либо предмет, или поддерживать его движение. Как раз ток холодного пуска и задает импульс для сдвигания с места.
Ну и напоследок хочу поделиться опытом. В начале я каждый год покупал новый аккумулятор, отдавая при этом в магазине не менее 5000 рублей, однако срок службы аккумуляторной батареи не менее трех-четырех лет при бережной эксплуатации. Чтобы сэкономить деньги, перед началом зимы и в её середине поставьте аккумулятор на зярядку. Это продлит ему жизнь и сбережет ваши нервы, время, силы и здоровье.
РЕКОМЕНДУЕМ ТАКЖЕ ПРОЧИТАТЬ:
Сажать батар ниже 10.5 (при токе разряда 1/20 емкости) категорически не рекомендую. Это раз.Два ,причина отказа- скорей всего посыпались пластины,поскольку ток от стартера куда больше, чем при использовании в качестве энергетического, разумеется если с такой батареи киловатты не пытаться качать.Пункт три - стартерные батареи не совсем оно в качестве источника или буфера, дохнут быстро довольно (лично наступил на сии дорогостоящие грабли) , года полтора ,может два,потом неожиданное быстрое засирание сульфатом и как следствие падение емкости.Пункт последний- восстановить можно попробовать, но о больших токах разряда (авто) придется забыть,иначе уже масса осыплется, что уже кирдык полный.АЛГОРИТМ1 РАЗРЯД- ток 1/20 емкости,до напряжения 10.5 вольт.2 ЗАРЯД- источник тока ОДНОполупериодный, НЕ мост в качестве выпрямителя, без фильтра на выходе.Заряжать до полного (14.5 вроде, плюс коррекция по температуре желательно) током 0.05-0.01С (да ,это долго,но быстро не получится до стабильного результата),по достижении полного напряжения снижать ток,дабы не превысить максимальное напряжение . Заряжать до тех пор,пока ток при таком стабильном напряжении не перестанет падать. То есть держим 14.5 вольт, следим за током, если два часа ничуть ток не снизился,то все,можно проверить (разряд 1/20С, заряд уже стандартным зарядным) что из того труда вышло. Шанс оживить в принципе есть,если это не обрыв пластин или 'сыпучка' массы...
P.S. -стоит проверить плотность в каждой банке отдельно, чем то напоминает одну подохшую банку,при остальных живых, зарядник 'с мозгами' такой аккум не поднимет точно.
Водитель должен уметь оценить аккумулятор. Одним из важных показателей является напряжение.
1 Напряжение аккумулятора — о чем расскажет
Многие автолюбители знают, как проверить напряжение аккумулятора автомобиля, но каким оно должно быть, знают не все. У автомобилей напряжение без потребителей должно составлять 12,65 В. При меньших показателях батарея частично разряжена или неисправна. Падение до 12 В еще позволяет завести легковой автомобиль. Оценить степень разряженности можно, ориентируясь на таблицу:
Не стоит проводить измерения на только что заряженном аккумуляторе, потому что оно окажется завышенным. Снять реальный показатель возможно через час.
При измерении напряжения можно подключить, как нагрузку, габариты и лампы дальнего света. Установлено, что разрядный ток составит около 6 А, как потребляет стартер. Напряжение в исправном аккумуляторе не должно упасть ниже 11,5 В. Основная нагрузка аккумулятора — стартер. Проверяем показатели на клеммах при его включении — они не должны упасть ниже 9,5 В. Если меньше, стартер из-за неисправности использует слишком много энергии. Чаще это происходит из-за старения — окисляются контакты. Иногда ток при пуске стартера достигает немыслимой величины до 200 А.
Для продолжения проверки запускаем двигатель. Работают, кроме аккумулятора, генератор с реле-регулятором. При запуске двигателя напряжение сначала падает, но проходит несколько секунд и оно начинает расти, превышая 12,6 В. Начинается зарядка аккумулятора. Контролируем величину зарядного напряжения, увеличив обороты до 2000. Нормальный показатель — 13,8-14,5 В. При дальнейшем росте требуется регулировка механического реле или замена электронного.
По величине напряжения можно оценить исправность генератора. Создаем для него нагрузку: включаем фары. Вольтметр должен показать при работающем двигателе больше 13,8 В. Если оно 12,6-13,0 В, проверяем натяжение ремня — причина может крыться в нем. Возможно, не исправен генератор, но если с ним все в порядке, обращаем внимание на реле-регулятор. В механических реле, которые устанавливались на машины раньше, регулировали контакты и поднимали напряжение. Электронные реле не регулируются, проверяем контакты. Если с ними все в порядке, придется заменить реле.
2 Контроль состояния — необходимые инструменты
Напряжение аккумулятора измеряется тестером, который еще называют мультиметром, или используют обычный вольтметр. Для проверки параметров под нагрузкой используется нагрузочная вилка. Устройство имеет два контакта — вольтметр, сопротитивление. С ее применением можно измерить напряжение, создавая имитацию работы стартера при пуске двигателя. Она создается подбором сопротивления, которое должно соответствовать емкости.
Для использования мультиметр переводим в соответствующий режим, щупами касаемся клемм. Для снятия объективных показателей АКБ отсоединяем от потребителей, снимаем контакты. Красным щупом подсоединяемся к плюсовому выводу, черный — к минусовому. Дисплей покажет значения. Если щупы подсоединить неправильно, катастрофы не произойдет, просто дисплей отобразит значения с отрицательным показателем.
Напряжение АКБ измеряется тестером, который еще называют мультиметром, или используют обычный вольтметр<Нагрузочную вилку подключаем клеммами на выводы аккумулятора и на пятой секунде снимаем показания. Просадка ниже 9 В указывает на потерю работоспособности источника тока, он подлежит замене. Предварительно проверяем напряжение аккумулятора мультиметром без нагрузки. Показатели должны свидетельствовать о полной заряженности — 12,65 В. При разряженности заряжаем, после чего можно проводить испытание нагрузочной вилкой. Работоспособная батарея при нагрузке сначала просядет до 10-10,5 В, затем показатель немного растет.
Напряжение на батарее не позволяет делать выводы о работоспособности: проверка мультиметром может показать достаточное напряжение, а нагруженного аккумулятора — слабое. Само по себе напряжение указывает только на заряженность, но не работоспособность.
Среди показателей напряжения следует различать номинальные, фактические и нагруженные. Обычно принято считать, что напряжение 12 В, такой показатель есть номинальным. Он не отвечает фактическим показателям, тем более при нагрузке. В норме значение заряженного аккумулятора в покое составляет 12,65 В. На самом деле фактическое значение от 12,4 В до 12,8, оно самое достоверное. Показатель снимается на аккумуляторе, отсоединенном от потребителей.
Применение нагрузки изменит параметры: они будут очень далеки от номинальных и фактических. Чтобы узнать работоспособность, обязательно проводят испытания с применением нагрузки. В большинстве на заряженной батарее вольтметр показывает нормальное состояние, но стоит подключить нагрузку и она «умирает». Нагрузка для проверки состояния создается, как уже отмечалось, специальным аппаратом — нагрузочной вилкой. Нагрузка должна вдвое превышать емкость батареи.
Сильнее всего распространены батареи емкостью 60 А/чСамая ходовая батарея емкостью 60 А/ч, для нее нагрузку подбираем на 120 А. Она подается не более 5 секунд, на последней снимаем показатели. Они не должны опускаться меньше 9 В, более низкие значения присутствуют в случае, когда проверка нагрузочной вилкой проводится на незаряженном аккумуляторе. Ничего страшного нет — подзарядили, и все. Но если заряженность полная (вне цепи показывал 12,6 В), а с вилкой 5-6 — пора менять на новый. Также следует знать, что после нагрузочной вилки восстановление напряжения до нормального происходит за 5 секунд.
Напряжение определяется внутренним содержимым аккумулятора — состоянием электролитического наполнителя. Разряд сопровождается расходом кислоты, которая входит в его состав. При разряде плотность снижается, а при зарядке процесс происходит в обратном порядке: расходуется вода, образуется кислота. Это приводит к повышению плотности. Необходимое состояние 12,7 В наблюдается при плотности 1,27 г/см3. Показатели взаимосвязаны — изменения одного сопровождается изменениями другого.
Зимой водители часто жалуются, что невозможно покрутить стартером двигатель, основные параметры источника тока упали. Некоторые снимают аккумулятор на ночь и забирают в теплое место. На самом деле в батарее при сильном морозе происходят процессы, совершенно не те, которые представляет большинство водителей. Совершенно не обязательно снимать каждый раз батарею и уносить в тепло, нужно ее хорошо зарядить. Хороший заряд — гарантия нормальной плотности и напряжения, что будет достаточным, чтобы завести машину в самый лютый мороз.
Разряд аккумулятора сопровождается расходом кислоты, которая входит в его составЧто происходит с аккумулятором при сильных морозах? Если оставить его на ночь в холоде разряженным, уровень плотности стремительно снижается, и на утро не хватит напряжения, чтобы завести автомобиль. Хороший уровень заряда приводит к возрастанию плотности, даже на морозе, отчего повышается второй взаимосвязанный важный параметр. Поэтому в самые сильные морозы нормально заряженная батарея не снижает своей работоспособности. Пониженный уровень плотности, кроме того, что двигатель не заведется, может привести к замерзанию электролита, разрыву корпуса.
При напряжении менее 12 Вольт аккумулятор не следует использовать, его ставят на зарядку. Дальнейшая эксплуатация при большой разрядке приводит к невозвратимым отрицательным последствиям. Начинается процесс сульфатации пластин, падает емкость. Критическая норма — 10,8 В, ниже которой наступает глубокий разряд, при котором сильно сокращается срок службы. Особенно от этого страдают от необслуживаемые кальциевые аккумуляторы. Достаточно 2-3 глубоких разряда, и емкость теряется безвозвратно.
Старайтесь не допускать дальнейшей эксплуатации АКБ при падении напряжения ниже 12 ВЕще один важный момент, который повязан с нормальным напряжением. После зарядки вольтметр 12,6 В. Устанавливаем аккумулятор, замеряем напряжение и видим падение: 12,4-12,5 В. Это не повод для беспокойства, а пребывание в нормальном состоянии. При разомкнутой цепи показатели несколько больше, это фактически не напряжение, а электродвижущая сила (ЭДС).
Если батарея исправна, но не заряжена, ее заряжаем. Современной технологии известны три способа:
Ускоренный режим, который называется Boost, не дает полного заряда, достаточный, чтобы завести автомобиль. Применяется такой способ при севшем автомобильном аккумуляторе, когда требуется немедленно выехать. Принцип такого способа в увеличенном зарядном токе. Использовать его часто не рекомендуется — сильно снижает срок службы аккумулятора.
При зарядке постоянным напряжением поддерживается постоянное напряжение. Подобный режим используется при несильном разряде: не ниже 12 В. Процесс полностью автоматический: подключили контакты, и можно быть свободным — контроль не требуется. При достижении нужного уровня заряда прибор определяет это и отключается.
Зарядка постоянным током самая полная и равномерная. Ток постепенно снижаем вручную. Постоянно контролируем напряжение и прекращаем зарядку при достижении нормы. Рекомендуется для сильно разряженных батарей.
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453