Насос охлаждающей жидкости внешне выглядит по-разному, в зависимости от конструкции автомобиля. Но основные узлы этого несложного механизма одинаковы. В своем составе он имеет минимум деталей, обеспечивающих циркуляцию охлаждающей жидкости в системе. Он является составной частью автомобильного двигателя, от которого осуществляется его привод. Наличие жидкости в системе охлаждения само по себе не обеспечивает нормальный температурный режим. Только насосом создается необходимое давление, регулирующее теплообмен.
1 Устройство водяной помпы автомобиля
В корпусе расположено большинство деталей. Снаружи видно только шкив или зубчатое колесо. Для изготовления корпуса чаще всего применяется алюминий. Помпа жестко крепится на блоке цилиндров. Место ее прилегания герметично, это достигается установкой прокладки. В районе расположения подшипников корпус имеет дренажное отверстие, через которое удаляются излишки влаги.
<
Через весь насос проходит вал, который вращается на двух подшипниках. Обычно он стальной, чем обеспечивается высокая прочность. Подшипники закрытого типа, в них заложена смазка, рассчитанная на работу в течение всего ресурса помпы. Чтобы предотвратить их контакт с рабочей жидкостью, с передней стороны вала установлен специальный сальник. Без него насос не смог бы работать: он не только предотвращает попадание антифриза на подшипники, но и обеспечивает герметичность конструкции.
От коленвала усилие передается через ремень на шкив. Он применяется на автомобилях, имеющих цепной привод газораспределительного механизма. Такое конструктивное решение ГРП не позволяет применить для привода цепь. Поэтому используется дополнительная ременная передача, которая приводит в действие и другое навесное оборудование: генератор, насос ГУР, компрессор.
На авто с приводом газораспределительного механизма, осуществляемым зубчатым ремнем, он одновременно приводит в действие и помпу. Чтобы исключить проскальзывание ремня, износ его зубьев, вместо шкива используется зубчатое колесо. Привод жестко посажен на ось посредством шпоночного или болтового соединения.
Принудительная циркуляция жидкости осуществляется рабочим колесом, которое находится на оси внутри корпуса. Обычно изготавливается из алюминия, пластика. Оно имеет особую форму в виде изогнутых лопастей или крыльев, за что его назвали крыльчаткой.
2 Как обеспечивается необходимая температура жидкости
Автомобильный насос обеспечивает принудительную циркуляцию антифриза — движение от мотора к радиатору и дальше по кругу. Для более полного охлаждения совместно используется вентилятор, поток воздуха от которого обдувает радиатор. Без водяного насоса движение жидкости замедляется настолько, что двигатель перегревается.
На работающем двигателе антифриз поступает в насос и заполняет пространство между лопастями крыльчатки. Она вращается, создавая центробежную силу. Под ее воздействием жидкость стремительно поступает в полости рубашки охлаждения блока цилиндров. Циркуляция напрямую зависит от оборотов двигателя: чем они выше, тем быстрее движется антифриз по кругу, охлаждая двигатель.
Некоторые модели автомобилей, в частности фирмы Volkswagen, оснащаются отключаемым насосом. Благодаря ему двигатель быстрее прогревается после запуска. Помпа включается, только когда температура достигает 30°. Жидкость не циркулирует, за счет этого происходит быстрое прогревание. Отключаемый насос способствует экономии топлива.
Подача ОЖ прекращается под воздействием специальной диафрагмы. Она не пропускает жидкость, хотя крыльчатка вращается. Рычаги соединяют диафрагму с мембраной, перемещение которой зависит от разрежения. Оно передается от впускного коллектора через магистраль в полость, где установлена диафрагма.
Вакуумный канал воздействует на регулировочный клапан, который входит в систему управления двигателем. Когда он открывается, образуется разрежение, и мембрана перемещается, насос работает вхолостую. После закрытия клапана на мембрану воздействует пружина, и она возвращается в исходное положение. Диафрагма открывается, поступает жидкость, насос начинает работать.
Применяется охлаждающая система с двумя насосами. Назначение главной помпы — поддержание оптимальной рабочей температуры антифриза. Функции второй могут быть разными в зависимости от конструктивных особенностей двигателя:
Дополнительные насосы преимущественно оснащены электродвигателем. Они находятся под управлением ЭБУ.
3 Возможные неисправности — как предотвратить и устранить
Помпа охлаждения двигателя относится к достаточно простым механизмам, способным отслужить положенный срок без поломок. Она не требует ухода, но правильная эксплуатация продлевает ей жизнь. Работоспособность зависит от качества охлаждающей жидкости. Антифриз следует менять своевременно, иначе он не только не справляется со своими обязанностями, но и начинает проявлять агрессивность. Именно под воздействием охлаждающей жидкости, у которой вышел срок эксплуатации, чаще всего ломается насос.
Наиболее распространены следующие поломки водяной помпы:
Конструкция помпы выполнена так, что ее ремонтопригодность небольшая. Подшипники и сальник рассчитаны на долговременную эксплуатацию, не требуют ухода. Можно заменить отдельные детали, но на практике к этому прибегают редко. Помпа относительно недорогая, и многие предпочитают заменить ее на новую, а не ремонтировать.
Помпу обычно меняют вместе с роликами и ремнем, цепью ГРМ — после пробега 50-80 тыс. км, или в соответствии с рекомендациями завода-изготовителя. Если появляются симптомы неисправности, замену производят раньше. Неоригинальный узел тоже может не выдержать положенного пробега. Если неисправность проявилась неожиданно, то следует выяснить причины и не предпринимать действий, которые могут привести к поломке двигателя.
Первым делом проверяется наличие антифриза и герметичность охлаждающей системы. Если уровень в норме, течи не наблюдается, но помпа не обеспечивает циркуляцию, то закономерно, что температура жидкости быстро повышается. Не следует ждать, пока из-под капота повалит пар, иногда нелишне посматривать на приборы. Но, как правило, их показания никто не замечает, пока не появляется паровой занавес. В такой ситуации следует немедленно остановиться и заглушить мотор.
Несколько минут езды, даже при минимальных нагрузках, на перегретом двигателе достаточно, чтобы он заклинил.
Иногда помпу заклинивает, потому что разрушились подшипники. Не нужно даже прислушиваться к звукам, исходящим от мотора, настолько резкими и характерными они будут при их разрушении. При этой поломке, если появилась сильная течь, не следует продолжать движение. Даже если есть возможность долить жидкость до нормального уровня, лучше машину отбуксировать.
Если течь небольшая, и случилась в дороге, нужно дать мотору остыть. Затем доливают ОЖ до нормального уровня и продолжают движение в гараж или до ближайшего автосервиса. В дороге следует постоянно следить за показателями температуры и доливать жидкость по мере необходимости.
4 Несвоевременная замена помпы — чем грозит?
Когда слышен свист, исходящий от помпы, или понемногу подтекает жидкость, многие только констатируют этот факт и продолжают ездить, подливая жидкость. Однако последствия могут быть достаточно грозными, если замена узла насоса охлаждающей жидкости несвоевременна или его не отремонтировали.
Подтекающая ОЖ снижает ее уровень в системе, термостат работает практически все время, и требуется постоянный долив. Доливают, как правило, тогда, когда заметно значительное отклонение стрелки термометра. То есть двигатель эксплуатируется в условиях регулярного перегрева. Повреждаются внутренние элементы ГБЦ. Самый страшный исход — деформация головки и дорогостоящий ремонт.
От постоянных перегревов в корпусе блока и головке образуются трещины, устранить которые проблематично. Деформированная головка не способна удержать охлаждающую жидкость. Она может прорваться внутрь двигателя, проникнуть в камеры сгорания. Последствия — капремонт движка, что сильно бьет по бюджету.
А ведь нужно всего лишь своевременно заменить насос, тем более что сделать это можно даже в гараже. Единственной трудностью окажется снятие и установка, потому что во многих случаях делать это достаточно неудобно. Не стоит забывать и об установке прокладки между насосом и блоком. Она не идет в комплекте, следует купить отдельно.
Если своевременно заменить жидкостный насос, то это убережет от многих неприятностей как двигатель, так и самого автовладельца.
Видео: Насос охлаждающей жидкости — устройство, принцип работы и возможные неисправности
Как всегда, нежданно, подкрался очередной пушной зверек. А именно смерть и замена электрической водяной помпы на двигателе. Как написал тут на драйве один из владельцев БМВ — только БМВ может простоять неделю в гараже и сломаться. Почти так же случилось и у меня.Все выходные машина простояла за ненадобностью. Ездили на тойоте. В пнд как обычно я поехал на работу. Практически сразу, через 5-10 мин после завода машины включился вентилятор. Тк. работа у меня недалеко в 2- светофорах и 5 км . то к работе я подъехал быстро . Однако на парковку я уже заезжал с таким воем вентилятоа, как будто сейчас взлечу. Включил на приборке температуру ОЖ — вроде в норме. Но за 5 км и 5 мин езды она и нагреться то не успевает. Лано думаю, глюк какой-то . потом посмотрим компом.Днем мне уже понадобилось выехать подальше и тут началось интересное. Вентилятор орет, а температура растет. 90…100…110 …115 С и желтое предупреждение. остановился . открыл бачок . Включил режим прокачки ОЖ — вроде помпа псыкает . Машина сразу остыла до 80С. поехал дальше … ситуация через некоторое время повторяется. В общем стало ясно, что чему то пришел пипец, и это что то вероятно помпа.Дома диагноз подтвердился . По DME две ошибки по электрической помпе.2A822A81Что поделать — смотрим стоимость новой помпы, офигеваем от цены в 300-500$В принципе я никогда не меняю деталь не перебрав все варианты. Ну а за такие деньги тем более.Решение — слить ОЖ. снять помпу. Посмотреть, что с ней не так. Попытаться отремонтировать.Если ничего не поможет, то только тогда менять на новую.Итак сливаем ОЖ. Пробки на радиаторе я не нашел, поэтому отсоединяем от радиатор самый нижний маленький патрубок и сливаем в подставленную емкость. Сольется не так уж много. ок 4-5 л.
Смотрим на помпу. Она крепится к двигателю на трех болтах. Два откручиваются свободно, чтобы добраться до третьего — надо снять термостат, который в свою очередь крепится к помпе на два болтика на 10. На термостате 4 шланга. Когда будете снимать с него большой шланг — на вас еще выльется ок 1-2 литров ОЖ. Лучше, если она будет к этому времени не горячая. Сняв термостат у вас появится доступ у третьему болту помпы. Совсем немного про это в TIS
Теперь немного о помпе. Думаю не стоит рассказывать какими словами я все это время вспоминал конструкторов БМВ и экологов, в угоду которым был придуман сей tis.bmwcats.com/doc1102256/.Не много о нем из WDSЭлектрический насос охлаждающей жидкостиЭлектрический насос охлаждающей жидкости имеет функцию самодиагностики. Он самостоятельно определяет, например, вращается ли внутренний ротор насоса.
Насос может диагностировать следующие неисправности:Отклонение скорости вращенияТугой ход или блокировку вследствие, например, инородного телаНеверная пропорция охлаждающая жидкость/водаВоздух в системе охлаждения
Принудительный запуск с помощью аккумуляторной батареи 24 В (на это кстати я только сейчас обратил внимание — интересно это как ? )
Электрический насос охлаждающей жидкости осуществляет надежное охлаждение двигателя в зависимости от потребности. Для безупречной работы следует иметь в виду следующее:Установка и опоры насоса
При монтажных работах нужно иметь в виду, что насос не работает всухую. Работа насоса охлаждающей жидкости всухую может привести к повреждению и последующему выходу из строя насоса.
Если насос снимается, его нужно останавливать заполненным охлаждающей жидкостью. В противном случае может заклинить подшипники насоса. При последующей установке имеется опасность включения насоса и, тем самым, повреждение управления отводом тепла в целом. Если включение насоса охлаждающей жидкости не удается вследствие заклинивания подшипников, это может повлечь за собой тяжелые повреждения двигателя! Если насос все же при хранении находился в сухом состоянии, перед установкой шлангов системы охлаждения необходимо провернуть внутренний ротор насоса вручную для устранения залипания. При этом нужно залить в систему охлаждающую жидкость прямо через подсоединительный элемент.Указания по диагностикеПри монтажных работах нужно следить за тем, чтобы разъем был чистым и сухим, а подсоединительные элементы не имели повреждений. Диагностические работы можно выполнять только с помощью рекомендованного переходного кабеля.После заполнения системы охлаждения нужно выполнить сервисную функцию ”Удаление воздуха из системы охлаждения”.
В обоих случаях строго следовать указаниям руководства по ремонту!
Итак снял я насос. Крутится на первый взгляд не туго. Люфтов особых нет.
На вид обычный нормальный насос. Особо разобрать без повреждений не получилось.
это видим если снять заднюю крышку. Схемотехника такая же как на блоках АБС. Т.е. ремонтопригодности — ноль.
вот тут тоже иследования на эту тему)Что ж подключаем на весу к машине. Включаем прокачку — и наблюдаем, что он вполне нормально крутится. ( да, я знаю что на сухую ему работать вредно. Но он все таки мокрый, так что хуже ему уже не будет.)Как я уже написал, все таки за 300$ не грех лишний раз все перепроверить. и я пробую собрать все обратно. Залить ОЖ и снова проверить работу машины. Но дабы не удлинять особо рассказ — толку от этого не оказалось. Было замечено вот что: На весу, в режиме прокачки, насос крутился без остановок. т.е. когда небыло сопротивления ОЖ- его все устраивало. Но как только в него попадала ОЖ, создавалось впечатление, что она ему мешает работать и тормозит его. Он начинал работать рывками, т.е . не мог развить полную постоянную мощность. Какого состояния ОЖ ?- идеального и по ареометру и по цвету . Грязь в системе ? — да есть немного . я несколько раз сливал, фильтровал и заливал, чтоб как можно меньше песочка выливалсь из системы охлаждения вместе с ОЖ.В общем все эти чистки ОЖ. Тесты насоса ни к чему не привели. Ошибки появляются, качает плохо рывками.Выход оказался только брать новый насос.В установке нового насоса ничего сложного нет. Перед установкой налил в него немного ОЖ, как это требуется чтобы он не запустился на сухую.После установки нового насоса. Жидкость стала прокачиваться без рывков, без остановок, без ошибок . стабильным непрекращающимся потоком. Проблема исчезла.
Ну а раз мы залезли в систему охлаждения — надо сделать ее холоднее… займемся термостатом)
Насос системы охлаждения двигателя (помпа) автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 предназначен для обеспечения принудительной циркуляции охлаждающей жидкости.
Расположение насоса системы охлаждения двигателя
Насос охлаждающей жидкости установлен на передней части блока цилиндров двигателя автомобиля. Между насосом и блоком имеется прокладка и резиновое уплотнительное кольцо. К блоку цилиндров он крепится тремя болтами под ключ на «10». Снять помпу не составляет особого труда.
Устройство насоса (помпы)
См. «Схема, насос охлаждающей жидкости системы охлаждения двигателя 2108. 2109- помпа».
— Насос системы охлаждения двигателя (помпа) автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их модификаций имеет корпус из алюминиевого сплава.
— Внутри корпуса установлен стальной вал, который вращается в двухрядном шариковом подшипнике. На переднюю часть вала напрессован металлокерамический зубчатый шкив, на заднюю крыльчатка.
— Подшипник не имеет внутренней обоймы (ее роль выполняет сам вал) и стопорится в корпусе при помощи винта. Гнездо винта, для предотвращения отворачивания, расчеканено. Подшипник заполнен смазкой Литол-24, которая заложена на весь срок службы (100.000 км пробега).
— Для обеспечения герметичности помпы со стороны крыльчатки (закаленной на торце токами высокой частоты на глубину 2-3 мм) в корпус запрессован сальник, предотвращающий утечку ОЖ. Уплотнительное кольцо сальника изготовлено из графитовой композиции.
Принцип действия насоса охлаждающей жидкости
Привод насоса осуществляется ремнем ГРМ через зубчатый шкив, поэтому лопасти его крыльчатки вращаются постоянно, перегоняя охлаждающую жидкость из подводящей трубы в «рубашку» охлаждения двигателя и далее по всей системе охлаждения.
Применяемость насоса охлаждающей жидкости на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099
На автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 применяется насос охлаждающей жидкости (помпа) 2109-1307010 или ее аналоги разных производителей.
Неисправности помпы
— Течь охлаждающей жидкости
При износе сальника или подшипника (вал помпы начинает «бить») происходит разгерметизация уплотнения вал-сальник и как следствие утечка ОЖ из системы охлаждения двигателя по валу помпы. Подтекающая жидкость заметна визуально. Так же при этом происходит постоянное падение уровня в расширительном бачке.
— Заклинивание помпы
При выходе из строя подшипника на котором вращается вал помпы, возможно его заклинивание, что приводит к обрыву ремня ГРМ. Необходимо периодически проверять люфт вала. Для этого придется снимать переднюю крышку ремня ГРМ и рукой, с усилием, покачивать вал помпы за зубчатый шкив. В исправной помпе люфта быть не должно.
Вышедший из строя подшипник вала помпы выдает себя повышенным шумом, который хорошо слышен при работе двигателя на холостых.
— Снижение эффективности циркуляции охлаждающей жидкости
При загрязнении подводящей трубы (например, остатками герметика, применяемого при ремонте) возможно снижение эффективности циркуляции ОЖ. Такой же эффект будет при разрушении крыльчатки насоса (например, при использовании некачественного, слишком агрессивного тосола). Двигатель автомобиля перегревается.
Примечания и дополнения
— Водяной насос можно отремонтировать, спрессовав крыльчатку, шкив, вывернув стопорный болт подшипника. Чаще всего меняется подшипник и сальник. Но, проще сэкономить время и трудозатраты, и заменить неисправную помпу целиком, так как стоит она не так дорого.
Еще статьи по системе охлаждения двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Схема системы охлаждения карбюраторного двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Проверка эффективности работы термостата системы охлаждения двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Двигатель автомобиля не прогревается, причины
— Схема включения вентилятора радиатора системы охлаждения автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Датчик включения вентилятора радиатора системы охлаждения карбюраторного двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
То, что на Мерсе стоит доп.помпа заметил сразу как в первый раз открыл капот.Незаметить ее трудно, висит перед глазами на корпусе расширительного бачка.
Из-за того, что на улице было тепло и хватало других проблем работоспособности помпы значения не придавал.
А как похолодало, да еще и диагностика показала, что в данном «узле есть короткое замыкание», то тут я полез ее ковырять.Принцип простой – классический электрический мотор BOSCH (ротор, статор, щеточный узел) вращает крыльчатку, которая в свою очередь качает жидкость из БАЧКА в систему.
Отсюда видим разницу с БМВ, у последних доп.помпа стоит на входе в печку и помогает прокачивать радиатор печи, а здесь же явный электро – помощник основной помпе.
Разобрал помпу, там все легко, можно даже не снимать ее с бачка и со шлангов, просто разгибаем усики и снимаем крышку, она же держатель щеток.У меня, в прочем как и всегда, случай оказался тяжелым. Хозяева прежние щетки довели до такого состояния, что они искрили, грелись, расплавили свои держатели. Цена новой опечалила – 13,000 руб!
НО – порывшись в загашниках нашел запасенную доп.помпу от 34го кузова, конечно же Hella и другого типа – электрический насос мембранного типа. Раздобыл фирменный разъем для подключения и совершил доработку Мерседеса фирменными запчастями БМВ.
У кого повернется язык назвать это колхозом?!
Итог – ДВС стал быстрее выходить на рабочую температуру и температура печки перестала зависить от количества оборотов ДВС.
У кого нет под рукой электрической помпы от БМВ, ОПЕЛЯ и пр. иномарок НЕ СОВЕТУЮ кидаться на дешевизну и покупать эл.помпы от Газели, как на Мерседесе – не знаю, но на БМВ они долго не живут, быстро начинают протекать.
ЗЫ. сорри за фото, качество фотоаппарата на тот момент было не ахти
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453