С-Петербург, улица Тосина 3
+7 (812) 917-84-85
+7 (921) 316-27-00

Система автоматического торможения


Как работает система автоматического торможения автомобиля?

Ах, эти утренние поездки на работу за рулем своего любимого автомобиля. Как же опасны они бывают, когда Ваш утренний кофе не справился со своей задачей и не до конца вырвал вас из объятий Морфея. И вот, вы до сих пор находитесь в полусонном состоянии, окружающие вас автомобили еле движутся, словно сонные мухи, на телефон приходит уйма сообщений накопившихся за ночь. Вы обращаете свое внимание на экран телефона, чтобы узнать, последние новости о ночных похождения друга / подруги, и когда вы возвращаете свой взгляд к дороге, вы обнаруживаете зад внедорожника в нескольких сантиметрах от переднего бампера вашего автомобиля. На лице написано удивление и испуг, вы резко выжимаете тормоз в надежде, что еще есть время остановиться и избежать «качелей» с недалекой блондинкой, или грубым небритым верзилой, которые наверняка сидят в этом внедорожнике и только и ждут, чтобы получить травму шейного отдела позвоночника от столкновения, которое вы им везете.

Но такого рода неудачи могут навсегда остаться в прошлом, благодаря функции автоматического торможения. Эта сложная система, при помощи датчиков и компьютеров вашего автомобиля, предвидит аварию, и помогает сонному хозяину избежать неминуемого столкновения с внезапно появившейся перед его «носом» целью.

За рубежом подобные системы предотвращения аварий доступны уже в течение многих лет, но к нам они начали пробиваться только в последние годы. И не потому, что в нашей стране самые квалифицированные водители или самая лучшая правовая база в мире (не забывайте про злых дядек, которые могут пострадать в столкновении). Эксперты объясняют такую задержку тем, что в Российской Федерации проживает весьма широкий и разнообразный контингент водителей, обладающий различными стилями вождения, в различных условиях.  Поэтому подстроить данную систему, под менталитет того или иного автомобильного сообщества регионов РФ, раньше не представлялось возможным.

Теперь, когда эта технология появляется все в большем числе моделей на территории нашей страны, давайте взглянем на то, что ценного она в себе несет, и каким образом она может вам помочь, если утренний кофе не выполнил свое предназначение.

Система City Safety от компании Volvo автоматически применяет тормоз, если водитель вовремя не среагирует на замедление или остановку впереди идущего автомобиля.

Как устроена система автоматического торможения на примере автомобилей Volvo и Subaru.

Практически в каждом случае, автоматическое торможение является частью набора систем и технологий безопасности, которые работают вместе с одно лишь целью: спасти вашу, извините, задницу. В автомобилях Subaru эта система называется EyeSight, компания Volvo назвала свою систему автоматического торможения City Safety. Другие производители автомобилей, в том числе Cadillac и Mercedes-Benz, также имеют нечто подобное.

«С технической точки зрения система работает очень просто», говорит Адам Копштейн, менеджер по безопасности в компании Volvo. «Нет ничего сложного в том, чтобы заставить автомобиль резко остановиться, для этого у нас есть различные датчики и ABS. Фокус заключается в том, чтобы заставить автомобиль затормозить именно в тот момент, когда это больше всего необходимо, при чем сделать это без участия водителя». Копштейн очень забавный малый, после того, как он заявил, что система автоматического торможения очень простая, он начал подробно объяснять то, как этот фокус выполняется на практике.

Каждый автопроизводитель использует различные настройки для своей системы, поэтому в качестве примеров мы будем рассказывать как работают системы автоматического торможения Subaru и Volvo.

Система EyeSight компании Subaru, что не удивительно, использует две черно-белые камеры, которые работают как ваши глаза для триангуляции скорости и расстояния до автомобиля, следующего впереди вас. Они установлены в верхней части ветрового стекла, и сканируют обстановку каждые 0,1 секунды, ища контраст между фоном и любой вертикальной поверхностью. Программное обеспечение запрограммировано на распознание нескольких типов изображений, например, задней части автомобиля, мотоцикла, велосипеда и даже пешехода.

Компания Volvo использует лидар (не путать с лигр – смесь льва и тигра) в своей системе City Safety. Лидар – это лазерный радар, который с помощью ультразвуковых импульсов определяет объекты перед автомобилем, а также их скорость и расстояние до них. Так как лидар лучше всего работает с близкого расстояния, компания Volvo установила камеру в лобовом стекле и радар в переднем бампере, которые работают вместе на высокой скорости в рамках системы предупреждения столкновения с полной возможностью торможения. Радар может обнаруживать объекты в нескольких сотнях метрах перед автомобилем, но он не может определить, что это за объект. Здесь к работе подключается камера, которая может идентифицировать объект и определить, является он проблемой или его можно проигнорировать.

К слову сказать, компания Volvo и ранее удивляла нас своими техническими новинками в системе дорожной безопасности. О паре таких новинок можно прочитать здесь.

На данный момент мы разобрались в том, как именно ваш автомобиль может увидеть этот злосчастный внедорожник на своем пути, который так неожиданно остановился. Пока бортовой компьютер вашего автомобиля делает некоторые панические расчеты, мы пойдем дальше, и надеемся, что вы остаетесь с нами.

Как работает система автоматического торможения автомобиля на практике?

Итак, ваш автомобиль определил, что неминуемо столкнется с внедорожником впереди. Он также может определить, что вы ничего не собираетесь предпринять по этому поводу. Вы не пытаетесь вывернуть руль в попытке объехать массивный бампер впереди идущего автомобиля, вы не выжимаете педаль тормоза. Пришло время вашему автомобилю взять все в свои руки. Вернее схемы. Хотя, какая разница?

На скорости менее, чем 32 км/ч или около того, большинство систем могут полностью предотвратить аварию, хотя задачей подобных технологий является минимизация повреждений, а, следовательно, и травм. «Это дополнительный уровень безопасности, но мы не пытаемся полностью забрать ответственность за управление у водителя. Если система определила опасность, она предупредит об этом водителя и поможет ему, если тот в панике замешкается, и не будет знать, что делать»,  говорит все тот же Адам Копштейн.

Система EyeSight предупредит вас, когда вы будете в секунде от бампера этого страшного внедорожника, а затем, чтобы помочь вам, легко выжмет педаль тормоза. Как это ни странно, но большинство людей не достаточно сильно жмут на педаль тормоза во время аварии.

Система Volvo по сути является наслоением друг на друга двух систем: City Safety, которая работает на малых скоростях, и система предупреждения столкновения, которая работает тогда, когда автомобиль едет на достаточно высокой скорости. Так как мы рассматриваем ситуацию, в которой движение не слишком интенсивное, то в игру вступит система City Safety. Если лидар посчитает, что автомобиль находится слишком близко к впереди идущему транспортному средству, и вы ничего не делаете по этому поводу, вы не получите никакого предупреждения. Система начнет торможение за вас, а затем в лобовом стекле загорится красный светодиод, который имитирует свет стоп-сигнала, чтобы привлечь ваше внимание. Идея заключается в том, что возможно после этого вы начнете наконец-то действовать и нажмете тормоз, но если вы и теперь ничего не предпримите, то Volvo сделает все за вас.

Если же ваш автомобиль набрал хорошую скорость, то в подобной ситуации сработает другая система, а City Safety уйдет на второй план. На скорости выше 50 км/ч система даст вам предупреждение о том, что вы движетесь слишком близко к транспортному средству, следующему перед вами. Также система активирует тормозную систему, чтобы она была готова к действию, когда вы начнете тормозить, или, если вы этого не сделаете, система сделает это за вас.

Эти системы работают лучше, когда скорость между вашим автомобилем и автомобилем, с которым возможно столкновение, менее 30 км/ч. Если перепад скорости больше, все в ваших руках и только под вашей ответственностью. Если вы летите по дороге быстрее пули,  никакой EyeSight не спасет вас от самого себя.

Какого развития ждать от новой системы?

Как компания Subaru, так и компания Volvo – как, в прочем, и любой другой производитель автомобилей – не собираются отобрать у вас контроль над вождением, как это хочет сделать компания Nissan, автомобили которой скоро смогут ездить самостоятельно. «Если система начнет активацию, но вы решите, что опасности нет, то вам не придется вступать в ожесточенную борьбу с вашим транспортным средством», говорит Копштейн. «Автомобиль лишь притормозит, чтобы вы могли без потерь выйти из сложившейся ситуации». Представитель компании Subaru выразился еще проще: «Мы хотим, чтобы машину вели именно вы».

Если же никто не пытается отнять ответственность у водителя, зачем тогда вообще устанавливать эту систему автоматического торможения? Почему бы тогда просто не подавать звуковой или световой сигнал, или, как в случае с Cadillac, вибрацию сидения, чтобы привлечь внимание водителя к разумному управлению своим транспортным средством? Результаты множества исследований говорят о том, что треть всех зарегистрированных столкновений происходят, когда передний бампер одного автомобиля встречает задний бампер другого автомобиля. И в половине этих несчастных случаев водитель заднего автомобиля вообще не тормозит. Так что, становится очевидным тот факт, что в такие стрессовые моменты водителю просто необходима небольшая помощь от его транспортного средства, дабы избежать неприятных последствий и непредвиденных походов в автомагазин запчастей своего города за новым бампером.

Один исследовательский институт даже успел установить, что у автомобилей с системой автоматического торможения было намного меньше страховых случаев, чем у автомобилей без таковой (на 14-27%). При этом процент варьировался в зависимости от системы. И это было в 2010 году, в практически темный век для столь молодой системы.

Кроме того, автоматическое торможение не работает в одиночку. Оно является частью более всеобъемлющего комплекса автомобильных опций, который включает в себя управление дроссельной заслонкой, систему предупреждения об отклонении от заданной траектории движения, адаптивный круиз-контроль и другие системы безопасности. Поскольку технология движется вперед, она будет дешеветь, и, как следствие, появляться в большем количестве автомобилей, что сможет принести пользу покупателям совершенно разных моделей транспортных средств. В том числе и тому злому дядьке, который по нашему сценарию едет во впереди идущем внедорожнике.

Теперь осталось спросить вашего мнения, дорогие читатели, как вы считаете, была бы полезна такая система в вашем автомобиле?

Система EyeSight компании Subaru, что не удивительно, использует две черно-белые камеры, которые работают как ваши глаза для триангуляции скорости и расстояния до автомобиля, следующего впереди вас.

А вот как работает эта система при взгляде со стороны.

Сравниваем системы автоматического торможения 9 автомобилей - журнал За рулем

Окончание. Начало см. здесь.

СНАЧАЛА НЕ ЗАЛАДИЛОСЬ

INFINITI Q50

INFINITI Q50

  • Комплектация: Hybrid Hi-Tech+
  • Цена тестового автомобиля: 2 836 000 рублей
  • Система Forward Emergency Braking (FEB) входит в стандартное оборудование топ-комплектации Hi-Tech+. В более бюджетных версиях недоступна.
Седан Q50 вел себя как капризная барышня: может, остановлюсь перед стоящим «булли», а может, и нет. Поначалу он дважды отказался тормозить со скорости 20 км/ч. Для очистки совести попробовали еще раз, и — вуаля! — Q50 встал как вкопанный, сильно натянув ремень безопасности.

В одном из заездов с неподвижным препятствием Infiniti вновь проигнорировал опасность — и водителю пришлось резко оттормаживаться. Q50 так клюнул носом, что вырвал у «булли» кусок направляющей. На следующий день мы починили рельсы, по которым катается «булли», но впредь старались не доводить до критических ударов.

К счастью, дальнейший процесс пошел без сбоев: 30, 35, 40 км/ч — система работает! Но почему-то после почти каждого заезда на панели приборов вспыхивала надпись «Сбой системы»… Приходилось глушить и заводить двигатель, чтобы перезагрузить электронные мозги автомобиля. Предел наступил на 45 км/ч: полностью затормозить Infiniti не смог и бедняжка «булли» получил хороший пинок, отскочив по рельсам до самого тягача.

О приближающейся опасности Q50 предупреждает невнятно.

На малых скоростях всё прекрасно, но на средних система срабатывает чересчур рано. Такая перестраховка оборачивается ложными срабатываниями, из-за чего многие владельцы предпочтут отключить систему. На высокой скорости предупреждений вовсе не поступило.

Испытания с движущимся «булли» тоже принесли много интересного. Все упражнения Infiniti выполнил четко. При сокращении дистанции до движущего объекта сначала загорается предупредительный сигнал и педаль акселератора начинает сопротивляться нажатию.

Если водитель снимает ногу с газа, машина плавно, без экстрима автоматически притормаживает. Если же продолжать давить на газ, невзирая на сигнал тревоги, FEB сама убирает тягу, подтягивает ремни безопасности и резко нажимает на тормоз.

Infiniti мог бы претендовать на место в призовой тройке, если бы не ошибалcя так часто при торможении перед неподвижным препятствием.

АМЕРИКА ДОГОНЯЕТ

СADILLAC SRX

СADILLAC SRX

  • Комплектация: 3.6 V6 Тор
  • Цена тестового автомобиля: 2 850 000 рублей
  • Комплексная система экстренного торможения до полной остановки предлагается в качестве опции (75 000 рублей) только в высшей комплектации Top.
Мы не ожидали, что Cadillac разделит вторую ступеньку подиума с Volvo. У шведов‑то безопасность — считай, жизненное кредо. Более того, «янки» по ходу теста выглядел даже чуть надежнее. По крайней мере, не зажигал предупреждений о сбоях и не требовал перезагрузки. Но все-таки без промахов не обошлось.

Например, SRX просигналил о приближающейся опасности лишь единожды — на 50 км/ч, а в диапазонах ниже и выше молчал.

От тройки за это упражнение спасла лишь нестандартная функция: вместо зуммера, предвещающего опасность, можно включить мелкую вибрацию кресла. Причем такая подсказка работает при движении не только вперед, но и назад — это мы обнаружили случайно, впопыхах едва не помяв зад машины о неприметный столбик. Парктроник при этом предательски молчал. Хорошо, что водитель почуял неладное. Обидно было бы в столь сложном тесте сохранить лицо, но помять корму.

Cadillac уверенно тормозил перед неподвижным «булли» на скорости до 40 км/ч. И без промашек выполнил все упражнения динамической программы. Причем автоматическое торможение происходит в два этапа — сначала кратковременное торможение, предупреждающее водителя, потом основное, если тот вовремя не среагировал на сигнал.

Cadillac порадовал хорошими и стабильными результатами. На него вполне можно положиться — способен подстраховать и в городских пробках, и на трассе.

СЛЕДУЯ ТРАДИЦИЯМ

VOLVO S60.

VOLVO S60

  • Комплектация: T5 AWD Summum
  • Цена тестового автомобиля: 2 690 500 рублей
  • Система автоматического торможения City Safety входит в стандартное оснащение всех Volvo.
Поначалу Volvo S60 разочаровал, протаранив стоящий «булли» уже на 35 км/ч. Производитель заявляет, что система City Safety нынешнего поколения работает на скорости до 50 км/ч, а реальный порог получился в полтора раза ниже.

Были у системы и сбои. В ходе одного из заездов она не успела затормозить со скорости 30 км/ч и влетела в «булли» с такой силой, что передний бампер слегка ушел с креплений. Починили.

А потом умная электроника и вовсе заглючила. При нажатии на педаль акселератора она почему-то включала экстренное торможение! Недуг быстро вылечили дедовским методом — перезапуском двигателя. Но осадочек остался, а потому тройка — вполне заслуженная оценка за это упражнение.

Но дальше все пошло как по маслу. На любой скорости Volvo своевременно подсказывал, когда нужно тормозить. Если водитель быстро реагировал на сигнал и точно дозировал усилие на педали тормоза, замедление получалось на грани срабатывания ABS. Идеальный вариант — не поздно и не рано. За десяток попыток — ни одного сбоя. Без нареканий S60 отработал и динамическую программу, догоняя «булли».

Контраварийная система притормаживала автомобиль в непосредственной близости от движущейся установки, но до контакта не доводила. Причем торможение довольно мягкое — ну, насколько это возможно при экстренном вмешательстве.

От Volvo, слывущего символом безопасности, мы ожидали чуть большего. Посредственный результат при торможении перед неподвижным объектом — не есть хорошо. И к стабильности работы имеются претензии. Но в остальных упражнениях машина реабилитировалась и подтвердила высокий статус.

БЕЗ ПРАВА НА ОШИБКУ

BMW X4

BMW X4

  • Комплектация: xDrive 35i
  • Цена тестового автомобиля: 4 250 500 рублей
  • Функция экстренного торможения для модели X4 входит в опцию «Ассистент вождения Plus» (134 000 рублей).
До круглой пятерки дорогому BMW не хватило совсем чуть-чуть — он не подал сигнал при подъезде к движущемуся препятствию на скорости 90 км/ч. Все остальные упражнения X4 выполнил на отлично — со свойственной немцам расчетливостью и пунктуальностью.

На протяжении всей серии заездов с торможением перед неподвижным «булли» — начиная с 15 км/ч и заканчивая 50 км/ч — поведение автомобиля не менялось. Сначала следовало короткое предупредительное торможение, затем более интенсивное — до полной остановки. На скорости 55 км/ч BMW мягко пнул «булли», указав на предел своих возможностей.

И тут в дело вмешались фотографы, которые ради эффектного кадра готовы на любые эксперименты: давай, мол, разгонись до шестидесяти! Кадр действительно получился эффектным: после жесткого удара «ноздри» BMW оставили на световозвращающей металлической фольге такой рельефный отпечаток, словно его отштамповали тяжелым прессом.

BMW и «булли» выжили (крепкие радиаторные решетки делают в Баварии!), а пилот в сердцах ушел на перекур.

Зато потом было совсем не страшно выполнять упражнения с движущимся «булли». Тем более что BMW вовсе не давал повода усомниться в его надежности: все задания он выполнял четко, как под копирку!

Безоговорочный лидер. Самая надежная и точная система из всех протестированных. Но дармовой сыр бывает только в мышеловке: посмотрите-ка на цену «икс-четвертого»! 

VOLKSWAGEN GOLF: СЛОМАВШИХСЯ НЕ БЬЮТ

VOLKSWAGEN GOLF.

Собирая машины для теста, мы разослали запросы всем российским представительствам автомобильных компаний, чьи машины могут быть оснащены подобной системой. Некоторые отказались от участия в программе — по разным причинам. Скажем, фирмы Mercedes-Benz, Audi и Volkswagen сообщили, что в тот момент у них не оказалось машин с такими системами, хотя нам в это верится с трудом. На наше счастье, функцией автоматического торможения City Emergency Brake наделен редакционный Volkswagen Golf, который оказался девятым в тестовом списке.

На этом девятом месте он и остался поcле проведенных испытаний. Когда Golf трижды пнул практически родного ему «булли», мы хотели закончить испытания. Но все-таки дали Гольфу еще один шанс и дополнительно наклеили на корму «булли» кусок алюминиевой фольги — вдруг световозвращающие наклейки небольшой площади не отражают лазерный луч радара? Поможем сложной электронике!

И — о чудо! — система заработала. Но только один раз. На панели зажглось предупреждение о неисправности, и Гольф окончательно отказался самостоятельно тормозить. Поэтому с соревнований мы его сняли и отправили в сервис для выяснения причины неисправности и ее устранения. О результатах сообщим в ближайших выпусках журнала в рубрике «Парк ЗР».

ВМЕСТО ЭПИЛОГА

Общий вывод таков: большинство систем автоматического торможения еще не достигло такого уровня, чтобы на них можно было полностью положиться. И все-таки уже сегодня их вмешательство в экстренных ситуациях избавляет от недешевого кузовного ремонта, а иногда даже спасает жизнь. Поэтому польза от них, безусловно, есть, а четче работать они научатся со временем — так было со всеми электронными помощниками, которые уже стали массовыми. Кстати, системы автоматического торможения уже появляются на бюджетных моделях. А потому такие тесты в недалеком будущем окажутся для большинства автолюбителей не только любопытными, но и полезными. Мы будем держать вас в курсе.

Фотогалерея

Большой тест автомобилей с системой автоматического торможения. Часть 2

В помощь тормозу в автомобиле

Представьте себе на минутку ситуацию — на работе аврал, вчера вы поздно вернулись домой, а ночью вас разбудили истошные вопли загулявших уличных кошек. Что вас ждёт утром? Правильно, головная боль и недосып, если вовремя проснётесь. И если обезболивающую таблетку вы принять не забудете, то сварить чашку крепкого кофе можете и не успеть. И вот, садитесь вы за руль своего автомобиля и медленно ползёте в пробке, клюя носом. И в какой-то момент замечаете в нескольких сантиметрах от переда своей машины зад новенького мерседеса. С замершим сердцем вы давите на педаль тормоза, надеясь всё же успеть и не стукнуть чужую машину. Может быть, вам это удастся, а может, и нет. Так что давайте поговорим о системе автоматического торможения автомобиля.

ACS позволит избежать ДТП

Active City Stop (система автоматического торможения) — разработка, которая призвана уменьшить риск возникновения ДТП и как показывает практика, такая система позволяет сократить путь после нажатия педали тормоза минимум на 15%.

Как это работает? Теоретическая часть

Чисто технически ничего нет слишком сложного в том, чтобы заставить машину затормозить. Для этого автомобиль и имеет нужные датчики. Вся проблема состоит как раз в том, чтобы заставить затормозить вашу машину именно в ту секунду, когда это срочно требуется, причём водитель в этом участвовать не должен.

Сама система ACS работает по принципу лазерного радара (лидар), который при помощи импульсов, посылаемых каждые 0,1 с, сканирует пространство перед автомобилем и определяет наличие объектов, скорость их движения и расстояние до них. Так как такие устройства работают с близкого расстояния, то часто камеру устанавливают на лобовое стекло автомобиля, а радар — на передний бампер. Поскольку радар не может определить, какой объект находится впереди, но может обнаружить его на большом расстоянии, то к делу подключается камера, и система начинает решать, нужно ли начать торможение или можно не обращать внимания на обнаруженный предмет. При небольшой скорости движения вашего автомобиля (от 15 до 30 км/ч), которая как раз характерна для пробок, подобная система позволяет предотвратить ДТП с вероятностью до 100%.

ACS — использует камеру под лобовым стеклом

Может показаться, что подобная величина не так уж и высока, человек сам может справиться с ситуацией. Весь вопрос в скорости принятия решения. В среднем скорость принятия решения составляет около 0,2 секунды. Но не стоит забывать о том, что человек может быть уставшим, заболевшим или просто плохо оценивать ситуацию на дороге из-за плохой видимости. Всё это увеличивает время принятия решения, и риск создания аварийной ситуации на дороге возрастает. В то же время скорость оценки ситуации у системы автоматического торможения в разы больше.

Практическая часть

Итак, допустим, вы не предпринимаете никаких действий за рулём — не тормозите, не выкручиваете рулевое колесо, чтобы обогнуть препятствие. Как было уже сказано выше, эта система отлично работает на скорости менее 30 км/ч и способна полностью свести к нулю вероятность аварии, хотя главным её приоритетом является сведение к минимуму повреждений автомобиля и травм водителя. Тем не менее ACS не забирает всю ответственность за управление машиной у водителя.

Надо сказать, что система автоматического торможения автомобиля прекрасно справляется с возложенными на неё функциями, однако водителю при этом не поступает никаких сигналов — ни световых, ни звуковых. Не передаётся вибрация и на руль.

При увеличении скорости движения до 40 км/ч и приближении к неподвижно стоящему объекту, система вообще не среагирует, пусть даже если вы и отпустите педаль газа. Однако если вы приблизитесь к автомобилю, движущемуся с такой же скоростью, что и ваш, на опасное расстояние, то ACS первым делом подаст вам предупредительный сигнал, а уже потом начнёт торможение вполсилы. Вся идея ACS и заключается в том, вы начнёте всё же действовать самостоятельно и нажмёте наконец на педаль тормоза, но если вы будете оставаться безучастным, то система примет решение и сделает все за вас.

Может показаться странным, но подавляющее большинство людей жмут на педаль тормоза во время аварийной ситуации не с той силой, с которой могли бы, поэтому система автоматического торможения ACS легко поможет водителю дожать тормозную педаль, когда вы проснётесь в считаных сантиметрах от заднего бампера впереди стоящего мерседеса. Как показали неоднократные исследования, треть всех аварий — это результат «встречи» заднего и переднего бамперов двух автомобилей. При этом в половине подобных случаев водитель не тормозит вообще. Поэтому очевидно, что в подобных случаях помощь водителю от его автомобиля была бы крайне необходима.

В районе бампера также используется специальный радар

Стоить помнить, что если скорость вашей машины достаточно велика, то никакая система безопасности вас не спасёт – здесь вся ответственность ложится только на водителя и весь контроль над ситуацией остаётся только в его руках.

Подумаем о недостатках

Такая система уже давно устанавливается на многие марки машин, например, на Ford Focus, Volvo, Subaru. Хотя первоначально на машины для российских дорог Форд, к примеру, не планировал устанавливать систему автоматического торможения автомобиля. Связано это с тем, что большинство наших автовладельцев не слишком часто моют своего «железного коня», поэтому чистота номерных знаков и фонарей практически всегда оставляет желать лучшего. А ведь радар ACS срабатывает как раз на эти элементы.

Предполагалось, что это усложнит работу автоматического торможения автомобиля, но реальности все обстоит несколько иначе. В крупных городах автомашины часто идут одним сплошным потоком, расстояние между ними невелико (помним о пробках!) и ACS приходилось бы постоянно тормозить, мешая движению. И все же поддерживать чистоту линзы и датчиков необходимо.

ACS особенно полезна в пробках и на перекрестках

Также неоднозначность момента может возникнуть, когда впереди едущий водитель авто решает повернуть на перекрёстке. Дистанция между вами начинает уменьшаться и система автоматического торможения вашего авто начинает срабатывать, думая, что возникает нештатная ситуация, которой на самом деле нет. Или передний сосед по дороге начинает маневрировать на небольшой скорости – тут тоже возможна ложная тревога системы.

Цена вопроса

По заверениям производителей, стоимость такой установки колеблется в районе 500 у. е. для Ford Focus и BMW. Гораздо дороже предлагают подобную установку Volvo и Lexus. Однако ACS входит в другой комплект контроля, который стоит уже в полтора раза дороже. В конечном итоге цена системы автоматического торможения автомобиля вырастет в два раза и составит чуть менее 2 тысяч долларов. Учитывая экономическую ситуацию в стране, эта сумма не кажется маленькой.

Что можно сказать в заключение? Что никакая механическая система несовершенна и в планировании своих дальнейших действий опирается на гораздо меньшее число параметров, чем человек, поэтому иногда такая система работает неидеально. Системы торможения все же вспомогательная функция и полагаться полностью на неё не следует. А цена – что ж, со временем все дешевеет.

Система автоматического торможения, достоинства и недостатки

Автопроизводители не перестают усовершенствовать свои машины, стараясь достичь высокой степени безопасности на дороге. Особое внимание уделяется торможению. Некоторые концерны уже комплектуют транспортные средства системами автоматического торможения.

Например, на некоторых автомобилях Volvo успешно работает система City Safety, а недавно и Форд оснастил новый Фокус разработкой Active City Stop. Что же представляют собой системы автоматического торможения, в чем их плюсы и есть ли слабые стороны? Системами автоматического торможения (Active City Stop) специалисты называют разработки, помогающие водителю остановить автомобиль при возникновении на пути препятствия. Благодаря системе ACS снижается риск ДТП, т. к. сокращается интервал между нажатием на педаль и остановкой на 15%. Чтобы остановить автомобиль без участия водителя, технических преград нет. Современные датчики и сенсоры работают быстро и четко. Сложность автоматизации заключается в том, что транспортное средство необходимо затормозить именно в то мгновение, когда это необходимо. При этом водитель может промедлить с принятием решения. За основу работы системы автоматического торможения взят принцип лидара (лазерного радара). Устройство посылает импульсы через 0,1 с, которые сканируют пространство перед машиной, выявляют препятствия на пути, определяют расстояние до объекта и его скорость движения. Обычно радар монтируется в переднем бампере, а камера крепиться на лобовом стекле. Задача радара – обнаружить объект на большом расстоянии перед автомобилем. Камера оценивает опасность, которую представляет препятствие, а система решает начинать торможение или продолжать движение в прежнем режиме. На сегодняшний день разработка ACS эффективно работает при скорости транспортного средства в пределах 15...30 км/ч. Соответственно при движении в пробках крупного города она позволяет на 100% исключить ДТП. Многие автомобилисты скажут, что в такой автоматизации торможения водитель не нуждается. Он и сам в силах принять правильное решение. Однако стоит только задуматься или расслабиться во время неспешной езды, чтобы потерять концентрацию и скорость принятия решения резко возрастет. Такой же эффект наблюдается у больных и уставших людей. И вместо усредненных 0,2 с на реагирование, человек думает секунду, а часто вообще не успевает воспользоваться педалью тормоза. Система ACS на практике показала, что готова выручить водителя, который зазевался на дороге. Разработка показала отличные результаты при прямолинейном равномерном движении машины на скорости, не превышающей 30 км/ч. В процессе дорожного движения излучатель системы посылает импульсы, направленные вперед. Отражаясь от автомобилей и неподвижных препятствий, лучи возвращаются на датчик. Система анализирует время, которое сигнал провел в пути, учитывая при этом скорость машины. Как только сближение авто с объектом станет опасным, система начнет действовать. Торможение начнется независимо от того, выжал ли водитель педаль сцепления или нет. Отличие будет лишь в том, что мотор после остановки будет работать при выжатом сцеплении. А если торможение происходило при включенной трансмиссии, то двигатель заглохнет. Как показывают многочисленные исследования, многие водители в экстренных случаях слишком слабо нажимают на тормоз. В результате третья часть всех ДТП приводит к поломкам передних и задних бамперов. При этом 50% водителей в таких авариях вообще не тормозят. В этих ситуациях помощь со стороны системы автоматического торможения будет крайне необходима. Успешная и безотказная работа системы ACS возможно только в тех случаях, когда соблюдаются определенные условия. Они касаются как эксплуатации авто, так и ситуации на дороге. В этом существенный недостаток разработки.
  1. Когда автомобиль движется со скоростью более 40 км/ч, система не успевает остановить машину перед препятствием. Однако она посылает водителю сигнал, который в ряде случаев позволяет ему своевременно отреагировать на аварийную ситуацию.
  2. Объекты, на которые реагирует система ACS, должны перемещаться в попутном направлении или быть неподвижными. Спасти водителя от внезапно выехавшего встречного авто разработка не сможет.
  3. Препятствия должны быть оснащены световозвращающими элементами. Кроме того, их поверхность должна оставаться чистой. Вероятно, поэтому не все автомобили, предназначенные для российского потребителя, комплектуются системами ACS.
  4. Излучатель имеет ограниченный сектор, в который прибор посылает инфракрасные волны. В вертикальной плоскости этот показатель соответствует 12 градусам, по горизонтали захват выглядит несколько больше до 27 градусов.
  5. Неоднозначно система автоматического торможения реагирует на некоторые маневры впереди движущихся машин. Например, едущий впереди автомобиль поворачивает на перекрестке. В этот момент происходит сближение двух транспортных средств, что не нравится автоматике. Точно также система ACS может отреагировать на маневры соседних авто, которые движутся на небольшой скорости.
Систему автоматического торможения вряд ли можно назвать совершенной. Однако с каждым годом все больше автопроизводителей включаются в разработку безопасных опций, которые помогут водителю в аварийной ситуации. Важно понимать, что все эти дополнительные системы являются вспомогательными, поэтому полностью доверять им не следует. Водитель за рулем всегда должен быть сконцентрированным и внимательным, чтобы своевременно отреагировать на возникший форс-мажор.

Услуга Трезвый водитель доступна для Вас круглосуточно в Москве и Московской области!


Смотрите также

 

"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453

Новости