Скрытая течь охлаждающей жидкости в системе охлаждения порой месяцами изводит водителя — вроде бы подтёков нет и всё сухо, а Тосол куда-то уходит. Хроническое подтекание охлаждающей жидкости, как и повышенный расход топлива, относится к тем неисправностям, с которыми будут приезжать в автосервис ещё долго, и причем даже те водители, которые сами мастера, не боящиеся испачкать руки. У таких водителей машина всегда ухожена, так как ремонтируют они её сами, но вот с системой охлаждения творится что то непонятное, вынуждающее даже их обратиться в автосервис. Что уже говорить про обычных водителей.
При внешнем осмотре и впрямь, снаружи всё сухо. Но как правило это ни о чём не говорит, так как потери Тосола невелики, и он нагретый до температуры кипения выходит через микротрещину и быстро испаряется. Но может быть и хуже: охлаждающая жидкость уходит внутрь в картер и смешивается с маслом. А это уже сигнал для тревоги, так как даже небольшое количество жидкости в масле, резко сокращает срок службы подшипников скольжения коленвала (вкладышей) и распредвала. И к чему может привести даже небольшое количество охлаждающей жидкости в моторном масле, очень советую почитать здесь.
И владельцы вполне свежих автомобилей, порой удивляются и грешат на автопроизводителей (особенно отечественных) — почему их ещё совсем молодой двигатель с пробегом всего 50 — 70 тысяч км., уже требует капремонта. Но при эксплуатации двигателя, как выясняется, постоянно доливался Тосол, вроде бы чего на нём экономить, ну выльет в бачок рублей на 50 — 100 в месяц, так это же копейки, по сравнению с расходом на бензин. А потом удивляются, чего это за последние 5 — 10 тысяч км. прежде такой боевой и резвый двигатель так быстро угас, задымел и зашумел.
Первый признак попадания охлаждающей жидкости в картер двигателя — это помутнение свежего масла. И о крупных прорывах мы не будем говорить в этой статье, так как в таких случая диагностика довольна скучна и не вызывает затруднений даже у новичка — масляный щуп будет белым от эмульсии. А вот мизерные дозы Тосола немного сложнее, но их тоже можно обнаружить даже в старом (чёрном) масле — на щупе остывшего двигателя будут заметны блестящие капельки воды, ведь эмульсия довольно быстро расслаивается.
На отечественных автомобилях охлаждающая жидкость чаще всего просачивается в картер вдоль прокладки головки блока. Владелец свежего автомобиля, доверяя инструкции, не подтягивает после обкатки болты крепления головки блока, а зря, ведь из-за их пластической деформации (систематический нагрев и остывание) плотная посадка головки на блоке ослабевает. И если в первые 10 тысяч километров прокладку не пробивает, то она хорошо присыхает и держит Тосол даже при ослабевшей затяжке болтов.
Но со временем от температурных деформаций происходит смещение сопряжённых деталей и герметичность уплотнения нарушается. Часто такое случается зимой, когда велики систематические перепады температур: от минус 30°С на примороженном за ночь двигателе до плюс 120°С на закипевшем двигателе при буксовании в сугробе. Охлаждающая жидкость проникает в расширившийся зазор между блоком и прокладкой и далее попадает в канал слива масла в картер.
Только своевременная замена прокладки устранит течь и сбережёт мотор. И впоследствии наученный горьким опытом водитель, обязательно протянет болты головки блока после усадки — примерно через пару тысяч километров.
Бывает менее опасный уход охлаждающей жидкости в один их цилиндров двигателя, через негерметичную перемычку прокладки головки. И здесь диагностика намного проще — белый пар из выхлопной трубы будет выходить даже на прогретом до рабочей температуре двигателе и при минимальной нагрузке. Так же не исключено бульканье выхлопных газов в расширительном бачке системы охлаждения.
Более профессиональное определение утечки охлаждающей жидкости. Все остальные места утечки охлаждающей жидкости определить затруднительно без так называемого метода опрессовки системы охлаждения. Суть метода в том, чтобы искусственно создать избыточное давление охлаждающей жидкости в системе, и причем только на холодном двигателе. Зимой перед опрессовкой даже полезно выгнать машину на улицу, чтобы резиновые уплотнения и шланги задубели и потеряли эластичность.
Крышка для подачи давления в бензобак или радиатор.1 — любая железная крышка, 2 — штуцер от камеры колеса.
Воздух в систему нагнетаем обычным насосом через шинный вентиль, вмонтированный в специально изготовленную пробку горловины радиатора или расширительного бачка (см. фото). Из обычной пробки радиатора удаляем клапана (можно заказать выточить токарю, если нет ещё одной крышки) и высверливаем отверстие в пробке, равное диаметру резинового вентиля.
Вентиль вырезаем из старой камеры и обязательно вместе с кружком резины. Резиновый кружок(его диаметр) должен быть равен диаметру штатной резиновой прокладки пробки.
Теперь навернув спецпробку на горловину радиатора и подсоединив насос к вентилю, делаем всего один или два качка, одновременно заткнув пробку расширительного бачка хотя бы ладонью. Давление на манометре насоса не должно превышать 1 кг на см², а то возможно повреждение радиаторов. Опрессовку проводим (держим давление) всего пару минут, после чего можно лезть под машину или осматривать сверху и наблюдать где промокло.
Очень часто виновником утечек является основной радиатор : алюминиевый течёт по стыку оснований с бачками, а латунные обычно в местах припайки трубок к основанию. Ремонт радиатора обычным паяльником (даже мощным топором) как правило неэффективен, особенно если течь с внутренней стороны трубок, нормально залить щель можно только с помощью газовой горелки и желательно не оловом, а твёрдым серебряным припоем. У кого нет навыков газовой сварки или пайки, то придётся отдать радиатор в ремонтную мастерскую или покупать новый.
На свежих машинах, только прошедших обкатку, охлаждающая жидкость уходит как правило из под шлангов. Для устранения этих течей, советую выкинуть штатные заводские хомуты, прикупить и установить мощные винтовые (червячные) нержавеющие. Если и после этого течь не прекратится, то перед надеванием шланга на патрубок, необходимо смазать патрубок герметиком, надеть шланг и затянуть хомутом.
Опрессовка очень эффективна, чтобы обнаружить течь по прокладке коллектора, так как обнаружить её простым осмотром невозможно — охлаждающая жидкость мгновенно испаряется.
При начальной стадии износа сальника помпы, стоит только подать давление в систему и из сопряжения сальника и вала тут же начнёт капать Тосол. Течь по заглушкам блока цилиндров бывает очень редко, когда мотор разморозили с водой в рубашке цилиндров. А вот алюминиевые заглушки головки двигателя отечественных машин часто дают трещины, обнаружить которые без опрессовки практически невозможно, как и трещины в самой головке.
Такая неисправность доводит водителей до состояния безнадёжности и опускания рук. Меняются прокладки головки блока, масло и фильтр, но всё бесполезно и Тосол уходит в картер. Устранить такую мистику можно лишь опрессовкой. Для этого необходимо снять с двигателя клапанную крышку и подать давление в систему (как проверить головку двигателя более тщательно и устранить трещины в ней, подробно можно почитать вот тут).
На покрытой маслом внутренней поверхности головки двигателя место течи обнаруживается сразу. Из невидимой глазу трещинки, один за другим сбегают вниз серебристые шарики охлаждающей жидкости. Вот и вся мистика.
Если дело в самой заглушке то ремонт достаточно прост. Рассверливаем трещину, нарезаем резьбу и заворачиваем в резьбовое отверстие подходящий винт, смазав его перед этим герметиком или клеем (о клеях и герметиках можно почитать здесь). В некоторых случаях проще заменить заглушку целиком, заказав токарю новую. Но если трещина в самом теле головки, то ремонт обойдётся дороже.
В зависимости от возможностей можно выбрать сварку в среде аргона (о сварочных аппаратах можно почитать в этой статье) или поискать бэушную, но исправную головку на разборке. Более состоятельные водители могут позволить купить себе новую.
Всего лишь в двух случаях опрессовка не поможет обнаружить течи. Это как правило негерметичность прокладки головки блока двигателя и радиатора отопителя (печки). Не герметичность печки можно определить по запаху в салоне. Для этого прогреваем двигатель и включаем на малую скорость вентилятор печки.
Водитель после этого легко обнаруживает в салоне запах этиленглюколя даже небольшой концентрации. В таком случае придётся снять радиатор отопителя и опрессовать его отдельно, и причем не с помощью жидкости, а воздуха в ванне. Погрузив радиатор в воду и подав давление воздуха в него, место утечки легко обнаружится по выходящим в воду пузырькам воздуха.
Кстати, много проблем с системой охлаждения отечественных автомобилей доставляет расширительный бачок, а именно его пробка, с неправильно работающими клапанами. Как проверить правильную работу клапанов самой пробки и много чего ещё полезного, вы сможете найти вот в этой статье.
И в заключении пару слов о различных разрекламированных герметиках, добавляемых в охлаждающую жидкость для прекращения мелких утечек. Среди них есть несомненно изготовленные солидными фирмами и они вполне достойные, которые и радиатор не засорят и термостат не заблокируют, но их надо знать на собственном опыте или опыте знакомых водителей.
Иначе можно угробить систему охлаждения левыми препаратами, которых сейчас довольно много в продаже. Поэтому советую всё же сделать ремонт (устранение течи) как описано выше, и устранить течь охлаждающей жидкости, ведь обнаружить её совсем не сложно и это подтверждает данная статья, удачных ремонтов всем.
Уход антифриза из системы и расширительного бачка — это проблема достаточно неприятная, которая сопряжена не только с неисправностями, но и дополнительными вложениями в транспортное средство.
Прежде чем предаваться панике, следует знать, что существует естественное испарение антифриза в зимнее время, которое обусловлено перепадом температур. В этом случае, без доливов не обойтись, но опять же в разумных приделах. Уход антифриза, как неисправность, сопровождается повышенным расходом жидкости.
Условно, все неисправности можно поделить на видимые и невидимые. Явные поломки можно определить самостоятельно, а скрытые — только на СТО или когда характерные признаки уже на виду.
Далее мы подробно рассмотрим причины ухода антифриза и дадим несколько простых советов по устранению неисправностей.
1. Микротрещины шлангов и патрубков. Двигатель машины — представляет собой не монолитный силовой агрегат, а композиционный сбор различных узлов, связанных между собой посредством шлангов, патрубков, штуцеров. Они в свою очередь имеют специальные уплотнительные прокладки, которые обеспечивают полную герметичность того или иного узла.
Рассматривая в этом аспекте уход тосола или антифриза, можно заметить, что из-за резкого перепада температур и внутренней агрессивной среды, многие материалы (резина, пластик, полимеры) прокладок не выдерживают режимов работы и быстро изнашиваются, образуя при этом микротрещины.
Именно эти микротрещины, которые совершенно невозможно увидеть из-за размера и затрудненного доступа к деталям, могут способствовать утечке антифриза из системы в целом, при этом уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке будет видимо уменьшаться.
Нехватка антифриза или прочей охлаждающей жидкости приведет к недостаточному охлаждению металлических частей мотора, что вызовет повышение температуры и перегрев (когда отметка температуры перевалит за критические 100 градусов выше нуля).
2. Уплотнители двигателя машины. Прокладки могут быть с браком от производителя или же плохо затянуты. Проверить проблему достаточно сложно, но уход антифриза из расширительного бачка в большом количестве — это своеобразный сигнал к поездке на СТО.
Помимо этого, подобные болезни авто часто сопровождаются следующими симптомами:
Исправить проблему просто — заменить прокладку или прокладки, которые пришли в негодность, а в особых случаях произвести опрессовку всей охлаждающей системы автомобиля.
1. Неисправность радиатора автомобиля. В народе эта поломка чаще называется протечкой радиатора, а в науке разгерметизацией. Радиатор двигателя машины представляет собой систему спаянных между собой трубок — патрубков, которые изготавливаются из различных металлов или их сплавов. От высоких температур и давления патрубки могут начать подтекать. Чаще всего это бывает на месте спайки стыков, но так же не редки случаи механических поломок, которые так же образуют течь, но более активную.
Определить разгерметизацию радиатора очень просто, так как на земле под местами течи будут образовываться лужицы от вытекающей охлаждающей жидкости. Достаточно утром заглянуть под днище машины и внимательно осмотреть место стоянки.
Устранение неисправности достигается путем поджатия патрубков или же запаивания пробоины в радиаторе.
2. Неисправность радиатора печки. Причины практически идентичны разгерметизации радиатора двигателя, только утечка снаружи будет не видна, так как антифриз или тосол накапливаются в салоне машины.
Сладковатый специфический запах от охлаждающих жидкостей внутри машины станет сигналом к неисправности. К тому же, вторым симптомом проблемы является усиленное запотевание стекол в авто даже в сухую погоду.
Устранение поломки — полная замена отпительного радиатора или его ремонт, если это возможно сделать.
3. Износ шлангов отопительной системы — наиболее часто встречаемая поломка, посредством которой антифриз активно уходит из расширительного бачка. Агрессивная рабочая среда и постоянное изменение температурного режима заставляют патрубки бесконечно сужаться и расширятся, что в какой то момент приводит их в негодность. Небольшие трещины могут сразу не проявить себя, но высокое давление внутри системы охлаждения в одну минуту приводит изношенные шланги к разрыву, что ведет к полной их замене.
Залатать или отремонтировать шланги невозможно, а применение активной химии, которая чинит резину, решит проблему только на несколько часов — поэтому их замена остается единственным правильным решением.
4. Износ патрубков или их механическое повреждение. Поломка аналогична шлангам и имеет те же последствия, хотя стоит отметить, что патрубки на много реже ломаются. Вызвано это тем, что сделаны они, как правило, из качественного металла или сплава, в отличие от резиновых шлангов.
Но там где резина тянет, металл ломается и трескается сразу, поэтому для устранения неисправности чаще применяют полную замену, нежели ремонт.
5. Неисправность помпы или термостата (в зависимости от автомобиля). Агрегаты отвечают за перекачку антифриза или тосола по всей системе охлаждения (основной круг, второстепенный круг). Помпа или термостат в основном встречаются металлические или из сплавов, имеющих устойчивость к высоким температурам, но современные модели этих агрегатов стали выпускать из термопластика, что в некотором роде сказалось на сроке их жизни.
Отремонтировать эти запчасти невозможно, поэтому при неисправности термостаты и помпы меняются на новые рабочие модели.
6. Пробка расширительного бочка — еще один аспект ухода охлаждающей жидкости из системы охлаждения автомобиля. Внутренние поломки редко приводят к активным течам, — причина чаще всего кроется в изношенности резинки, которая способствует поддержанию оптимального давления внутри системы. Поломку такого характера можно обнаружить на глаз, внимательно осмотрев пробку.
Устранение проблемы — замена резиновой прокладки, а при большой изношенности запорного механизма — полная замена крышки расширительного бачка.
7. Прокладка на корпус термостата — так же может дать течь, что позволит уходить антифризу на защиту картера, медленно, но уверенно стекая по КПП. Увидеть такую проблему можно легко и сразу же попытаться устранить самостоятельно, или обратившись в специальные сервисы по ремонту машин.
Профилактика поломки мотора
Чтобы не допустить поломки двигателя из-за утечки жидкости, нужно проверять все детали системы, чтобы выявить причину потери хладагента. Также нужно регулярно проверять в бочке уровень антифриза, который не должен спускаться отметки MIN.
Существуют некоторые признаки, по которым можно определить, что антифриз уходит:
1. Уровень антифриза регулярно снижается.
2. Печка перестает функционировать.
3. Температура двигателя не повышается или слишком высокая.
Незначительное повышение или понижение уровня тосола при охлаждении или нагреве мотора является нормой, но если вам периодически приходится доливать жидкость, то необходимо искать причину.
Проверка системы охлаждения
Если вы обнаружили утечку жидкости, то необходимо осмотреть систему в определенной последовательности:
1. Для начала нужно осмотреть расширительный бачок на наличие трещин.
2. Проверить радиатор мотора.
3. Осмотреть радиатор отопителя.
4. Проверить термостат.
5. Осмотреть блок цилиндров и соединения помпы. Если вы нашли место протекания, то нужно заменить сальник.
Неисправности радиатора
Разгерметизация деталей системы охлаждения может быть причиной утечки из бачка антифриза. В большинстве случаев проблемы связаны с радиатором. Он может повредиться в результате механического повреждения или износа пластин, по причине негативного воздействия этиленгликоля, который содержится в тосоле. В некоторых моделях устанавливают пластиковые бочки, которые со временем могут потрескаться.
Также следует определить, куда жидкость уходит. Если вы заметили на панели липкое пятно, а в салоне ощущается запах, то нужно проверить радиатор отопления. В данном случае в салон попадает белый пар, который токсичен, поэтому проблему необходимо оперативно устранить.
Герметичность помпы
Если масло утекает в антифриз, то следует проверить сальник помпы. Тщательно осмотрите помпу, которая расположена внизу мотора, если на ней есть пятна, значит, вы обнаружили проблему протекания.
Проверка термостата
Нарушение герметизации термостата, также может быть причиной утечки жидкости. Поэтому его необходимо тщательно осмотреть. Чаще всего причина кроется в прокладках. В данном случае мотор может перегреваться. Определить оптимальную работу данного узла очень просто.
Циркуляцию жидкости можно проверить по температуре патрубков и шланга. Если система охлаждения работает правильно, то клапан термостата будет всегда закрыт, пока температура жидкости не наберет необходимую температуру (90 градусов). В данном случае антифриз будет циркулировать по кругу. Поэтому радиатор и шланг будут иметь ниже температуру, чем корпус термостата. Когда температура антифриза достигает 90 градусов, то клапан медленно открывается, а горячая жидкость начинает поступать в радиатор, в результате чего он нагревается. Когда температура достигает 102 градусов, то клапан полностью откроется. В данном случае тосол будет проходить через радиатор. При этом верхняя часть будет иметь температуру выше, чем нижняя.
Мотор должен работать, пока не начнет работать электрический вентилятор радиатора. Поэтому необходимо следить за температурой, когда стрелка подойдет к красной зоне, то вентилятор включится, а когда жидкость остынет, то он должен выключиться.
Повреждения шланга и патрубка
Если нарушена герметизация патрубка или повредился шланг, то антифриз может подтекать. Данная причина утечки тосола свойственна автомобилям старых марок. Это объясняется тем, что материал шланга через некоторое время начинает трескаться. В результате чего может лопнуть из-за давления жидкости. Поэтому крепления соединений начинает ослабевать. Чтобы избежать данной проблемы шланг необходимо менять каждые пять лет в отечественных машинах, а в транспортных средствах иностранного производства каждые десять лет. Также лучше использовать винтовые крепления, а не ленточные.
Если вы обнаружили на полу пятна тосола, то причиной утечки являются шланги. Дефект может быть незначительным, поэтому вы можете не заметить трещину, для этого нужно хорошо протереть шланг, и немного прибавить газ, после чего заглушить мотор.
Замена патрубков
Их можно заменять, только после остывания мотора, иначе можете получить ожог от пара. Замену нужно выполнять в следующей последовательности:
1. Нужно слить всю жидкость из системы, в чистую тару, чтобы можно было и в дальнейшем использовать антифриз.
2. Все хомуты нужно протереть маловязким маслом.
3. Затем ослабить хомуты и сдвинуть их.
4. Затем с горловины нужно снять патрубок. Данную операцию нужно выполнять очень аккуратно, ток как горловины радиатора не достаточно прочные. Если патрубок не получается снять, то нужно его немного провернуть. В крайнем случае, его можно разрезать, ведь он стоит дешевле, чем радиатор.
5. На замененный патрубок нужно надеть хомуты и сдвинуть к середине.
6. На следующем этапе его следует надеть на горловину, если ничего не получается, то его нужно опустить не надолго в горячую воду. При этом не рекомендуется использовать различные масла, так как они повреждают резину.
7. Когда будете надевать патрубок на горловину, нужно избежать перекручивания.
8. Затем хомуты нужно сдвинуть и затянуть.
Повреждение прокладки или перегородки
Это самая серьезная причина. Если повреждения внутри мотора, то жидкость начинает протекать в масло. Определить данную причину очень просто. В бачке начинает пузыриться жидкость, а в масле заметна белая смесь. Также можно определить по выхлопу, будут заметны испарения белого цвета. Если жидкость протекает в мотор, то причиной может быть повреждение гильзы, прокладки или перегородок.
Сливание антифриза
Если вам необходимо заменить поврежденные детали системы охлаждения, то нужно слить тосол. Последовательность действий:
* Мотор необходимо заглушить, и подождать пока он остынет. В противном случае вы можете получить паровой ожог, так как пары жидкости вырвутся наружу, когда откроете крышку.
* Затем нужно открыть крышку.
* Снять нижнюю облицовку.
* Под мотор поставить чистую тару для приема антифриза.
* Снять нижний шланг радиатора.
Если двигатель с четырьмя цилиндрами, то нужно также снять толстый и тонкий шланги, а если шесть цилиндров, то нужно открутить пробку, после чего слить жидкость.
Если вы не собираетесь больше использовать тосол, то его не нужно сливать в канализацию, так как он очень токсичен. Вам необходимо сдать ее в утилизацию.
Поэтому, если вы обнаружили утечку, то следует проверить все детали охлаждающей системы. Элементы, которые пришли в негодность, следует срочно заменить. Так как любые неполадки могут привести к поломке двигателя.
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453