Любой автомобилист хочет чувствовать себя комфортно в салоне своего авто. Вибрация кузова и шум, источником которых является работающий двигатель, трансмиссия или подвеска, быстро утомляют и раздражают водителя. Более того, вибрация кузова негативно сказывается на состоянии всего автомобиля (появляются трещины, откручиваются гайки, болты и т. д.).
Как правило, вибрация передается кузову через элементы подвески двигателя, трансмиссии, ходовой части. Чтобы этого не происходило, двигатель, коробка передач и другие узлы авто крепятся с помощью специальных опор или так называемых подушек. Так что же собой представляет подушка двигателя или КПП?
Подушки (опоры) двигателя или КПП — это резинометаллические изделия, которые, как было сказано ранее, предназначены для крепления двигателя, коробки передач и некоторых других деталей к кузову. Более того, они способны гасить вибрацию прикрепляемых узлов.
Для изготовления подушек двигателя и подушек КПП используют металл и высокопрочную резину. Металлическая основа обеспечивает механическую поддержку двигателя (или коробки передач), не позволяя ему перемещаться при ускорении, движении и торможении авто. Резиновая вставка, находящаяся между металлическими частями, обеспечивает амортизационные свойства подушки, благодаря которым подавляется вибрация. Конструкции подушек двигателя и КПП, предназначенных для разных автомобилей, отличаются между собой. Поскольку двигатель чаще всего крепится к кузову в трех точках, то подушки часто делят на правые и левые, а также передние и задние.
Кроме обычных резиновых подушек, существуют также гидравлические подушки двигателя и коробки передач. Они имеют полости, заполненные гликолем или специальной гидравлической жидкостью. В продаже также можно встретить подушки двигателя (или коробки передач), изготовленные из полиуретана. Разумеется, демпфирующие характеристики как гидравлических, так и полиуретановых подушек отличаются от обычных резиновых, но и стоят они дороже.
Опоры двигателя и опоры КПП работают в трудных условиях — большая нагрузка, разные погодные условия и перепады температуры окружающей среды, протекающее моторное масло и т. д. Очевидно, что все это способствует их постепенному износу в процессе эксплуатации автомобиля. Поэтому, как и другие детали авто, подушки подвески двигателя и КПП имеют ограниченный ресурс. Помните, как бы хорошо вы не заботились о состоянии своего авто, все равно рано или поздно вы можете столкнуться с необходимостью замены подушек двигателя и подушек КПП.
Срок службы подушки во многом зависит от условий эксплуатации авто. Во время движения на подушки двигателя и подушки коробки передач могут попадать мелкие камни, грязь, песок, летящие от дороги. В большинстве случае все это только ускоряет их износ. Со временем резиновая вставка подушки может затвердеть, отделиться от металлической основы, растрескаться, в результате чего она потеряет свои демпфирующие характеристики. Таким образом, подушки двигателя и КПП подлежат периодическому осмотру. Металлическая основа исправной детали должна быть целостной и не иметь повреждений. Глубокие трещины, масляные загрязнения, отслоения резиновой поверхности от стальной основы и другие повреждения, включая деформацию резины, сигнализируют о необходимости замены подушки.
Замену подушки двигателя и коробки передач можно провести самостоятельно, но лучше обратиться к опытным специалистам из сервисного центра. Неправильная установка приводит к преждевременному выходу из строя самой подушки и отразится на ее эксплуатационных характеристиках, то есть вибрация двигателя, по сути, гаситься не будет.
Признаками неисправности подушек двигателя могут быть непривычный шум, ощутимая вибрация в салоне при движении авто и ее усиление при нажатии на педаль газа. Толчки, ощутимые особенно при запуске двигателя, чаще всего указывают на разрыв подушки двигателя или ее чрезмерную жесткость. А сильный износ или разрыв подушки коробки передач может послужить причиной стука при переключении передач и ускорении авто.
Подушки стоит менять по мере их выхода из строя. Ремонт этот, как правило, не особо дорогой. Но заменив весь комплект подушек сразу, можно надолго забыть о последующем таком ремонте.
Павел КОЛЕНВАЛОВ
Для обеспечения комфорта водителя и пассажиров силовой агрегат каждого автомобиля размешается на подушках, которые призваны гасить вибрацию мотора и правильно распределять его вес по кузову. Кроме того, подушки ограничивают перемещение двигателя вдоль продольной оси автомобиля. Если в процессе использования опоры двигателя теряют гибкость, или получают повреждения, вибрация и звуки от работы мотора передаются непосредственно в салон авто, что моментально нарушает шумо и виброизоляцию салона.
Когда возникает необходимость замены опор двигателя, большинство автовладельцев предпочитают проводить эту операцию в автомастерской. Действительно, такой ремонт требует значительных усилий, что связано с необходимостью изменять местоположение такого тяжелого узла, как силовой агрегат. Но существуют недорогие приспособления, которые позволят выполнить замену опор двигателя своими руками всего с одним помощником.
Удостоверившись в том, что вашему автомобилю нужно обновить подушки, вы можете смело приступать к ремонту, прочитав на нашем сайте пошаговое руководство по замене опоры двигателя для вашей модели автомашины.
Признаки неисправности опор
О необходимости замены опор двигателя могут сигнализировать следующие признаки:
•Усиленная вибрация кузова, которая сохраняется даже на холостых оборотах мотора.
•Сильные толчки и щелчки со стороны двигателя, которые ясно слышатся в момент запуска мотора и при поворотах.
•Затруднения во время переключения передач, сопровождающиеся резкими звуками.
•Отсутствие зазора между упорами и корпусом двигателя.
•Заметные невооруженным глазом повреждения подушек или одной из них.
•Повреждение мотора или близко расположенных узлов во время ДТП.
•Неожиданные трудности при замене ремня ГРМ. Если опоры в нормальном состоянии, удаление крышки не вызывает проблем, но на просевших подушках мотор блокирует к ней доступ.
Специалисты отмечают, что при нормальных условиях эксплуатации подушки силового агрегата понадобится заменить не ранее, чем после 80-ти тысяч километров пробега автомашины. Но их крепления не настолько долговечны, поэтому проверять их нужно в 8 раз чаще.
Важные нюансы
Многих автолюбителей не утраивает стоимость оригинальных комплектующих, поэтому они часто ищут нестандартные пути выхода из ситуации. Один из самых распространенных способов – использование оригинальных деталей более дешевой марки. Причем, подтолкнуть к такому маневру мастера может не только цена, но и отсутствие необходимых расходников. Если вы тоже склонны к таким решениям, обязательно учитывайте, что прочность подушек рассчитывается в зависимости от веса силового агрегата, поэтому при замене стоит выбирать подушки, рассчитанные на поддержку мотора аналогичной, или большей массы, чем у вашего двигателя.
Последствия несвоевременного ремонта
Если не уделять должного внимания вышеописанным сигналам, и не выполнить ремонт вовремя, стоит приготовиться к следующим неприятностям:
•Некомфортная езда, постоянный шум и вибрация в салоне.
•Преждевременный износ двигателя из-за частых и резких соударений с соседствующими узлами и агрегатами.
•Выход из строя шарниров равных угловых скоростей, гранат полуосей, ремня ГРМ, КПП.
•Дорогостоящий ремонт.
Как видите, намного лучше вовремя произвести замену опор двигателя. Видео-инструкция, размещенная в статьях на нашем сайте, поможет вам быстро усвоить полученные знания и качественно выполнить ремонт автомобиля своими руками.
Перед тем, как описывать симптомы порванной подушки двигателя, сначала разберемся, что это вообще такое и на что она может влиять. Подушка, ее еще называют опора ДВС, — это прокладка между мотором и кузовом, которая гасит колебательные движения и поглощает вибрацию двигателя и уменьшает передачу таких нагрузок на кузов автомобиля. Следовательно, проблемы с опорами ДВС вызывают определенный дискомфорт и сложности в эксплуатации машины.
Раньше в машинах с задним приводом, выпущенных до 80-х годов, опорой служила плотная резина, прикрученная к мотору и кузову. Но с изменением технологий и требований к производству автомобилей опоры стали намного более сложными изделиями, состоящими не только из резины, но и металла. В итоге сейчас у легковушки с передним приводом устанавливается уже 4 или 5 подушек, 2 из которых обычно крепятся на КПП, а остальные — на двигатель.
Конструктивно чаще всего опоры представляют собой металлический цилиндр, в который впрессован сайлент-блок, при этом форма и материалы у разных моделей могут быть разными.
Где расположены подушки двигателя? Традиционно выделяют правую, переднюю и заднюю опору. Правая располагается сверху на переднем правом лонжероне. Передняя крепится снизу к передней балке. Задняя опора тоже располагается внизу и крепится к днищу или подрамнику (у многих моделей этой подушки вообще нет).
Естественно, как и все на свете, опора мотора может выйти из строя. Чаще всего «сдается» резиновая ставка, но бывают случаи, когда в металлической части появляются трещины или разбиваются места установки крепежей.
Как понять, что появилась неисправность опор мотора? На это указывают следующие признаки:
1. Движок работает ровно, но вы при этом ощущаете явное усиление вибраций на руле, по кузову и т.д.
2. При торможении и когда трогаетесь с места, под капотом слышно пощелкивание или глухие стуки.
3. Когда едете по неровной дороге, спереди машины слышны стуки, а на механике трудно переключать передачи.
Если появились подобные симптомы, нужно проверять подушки двигателя. При этом не обязательно сразу ехать на СТО, первичную диагностику вы вполне можете провести сами.
Самое простое, что можно сделать, — это руками раскачать мотор и по стуку определить поврежденную опору. Есть и другой способ, для которого вам понадобится помощник. Сначала открываем и фиксируем капот, затем заводим авто и рывками подаем вперед на первой передаче. Аналогично подаем и назад. В это время снаружи помощник следит за движением двигателя.
Если вы точно знаете, где расположены подушки на вашей модели авто, то можно визуально обследовать доступные для обзора элементы — разрывы и трещины обычно хорошо видны. Ну а чтобы взглянуть на нижние подушки, нужно воспользоваться смотровой ямой, подъемником или заехать на эстакаду.
Если поверхностный осмотр не дает результатов, снова задействуем помощника: один человек монтировкой сдвигает прокладку, а другой смотрит, не появляются ли разрывы в резине, когда опора двигается.
Если вы обнаружили неисправную подушку двигателя, ее нужно заменить. Мы не советуем выпрессовывать и менять только резиновую вставку, т.к. необходимого результата подобный кустарный метод все равно не принесет. А еще не советуем продолжать пользоваться машиной, даже если порвана всего одна подушка. Нужно понимать, что увеличение вибраций — это не просто дискомфорт при вождении, это еще и негативное влияние на сам двигатель, оборудование и кузов авто. Поменять опору двигателя куда дешевле и проще, чем заменить весь силовой агрегат.
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453