Роль трансмиссионного масла также важна для нормальной работы автомобиля, как и роль моторного масла. Трансмиссионные масла в процессе своей эксплуатации подвергаются воздействию высоких нагрузок и высоких температур, порой достигающих предельных отметок.
Именно по этой причине к выбору трансмиссионного масла нужно относиться особенно серьезно, отдельно учитывать тип коробки передач, условия эксплуатации агрегата и ряд других условий. В этой статье речь пойдет о трансмиссионных маслах (смазочных материалах для КПП), их видах, типах и особенностях.
Трансмиссионное масло — тип масла, применяемый для смазывания коробок передач. При этом коробки передач делятся на: механические, автоматические, вариаторные и роботизированные. Для разных типов коробок нужны разные масла и жидкости.
Кроме того, все масла, которые применяются в агрегатах трения, трансмиссиях автомобилей, тракторов, дорожно-строительных машин, в редукторах, мостах, зубчатых и червячных передачах также называются трансмиссионными.Интервалы замены масла в КПП указаны в мануале к автомобилю. В зависимости от марки и модели интервал может составлять от 20 до 300 тысяч километров пробега. В среднем, для автомобилей с механическими коробками передач, интервал замены составляет 40-50 тыс. километров пробега.
Для автоматических коробок, в среднем, этот показатель находится на отметке 60 тыс. км. пробега. Встречаются и такие коробки передач масло, в которых менять масло не нужно, но если такая коробка выйдет из строя, смазку необходимо будет заменить после ремонта.
Трансмиссионное масло, смазывая детали КПП, покрывает их защитной маслянистой пленкой, тем самым уберегая от температурных и механических нагрузок.
С учетом таких особенностей состав масла должен обладать достаточным уровнем вязкости, не допуская разрушения этой маслянистой пленки.
Также трансмиссионное масло должно обладать достаточной плотностью, не зависящей от температурных перепадов. Именно плотность и вязкость определяет качество масла и называется индексом вязкости.Существуют отдельные виды трансмиссионных масел. На степень вязкости трансмиссионного масла влияют присадки и разного рода добавки, входящие в его состав. Виды масел по составу:
Международная классификация вязкости SAE:
Трансмиссионные масла для механических коробок согласно классификации американского нефтяного института API делятся на несколько классов и обозначаются «GL»:
Для обеспечения более высоких противозадирных свойств и снижения трение в его состав добавляют серу. Это масло не используют для многих механических коробок, так как сера повышает износ синхронизаторов коробки, изготовленных из цветных металлов.
Также существует несколько типов автоматических коробок: стандартный автомат (гидротрансформатор), вариатор, однодисковый робот и автоматическая роботизированная преселективная коробка с двойным сцеплением.
Для каждого типа такой трансмиссии применяется свое масло с определенным коэффициентом трения. При замене масла в АКПП необходимо ознакомиться с рекомендациями автопроизводителя, так как в некоторых моделях автомобилей в КПП может заливаться два типа жидкостей.На практике, при выборе масла для автоматической трансмиссии необходимо следовать таким правилам:
При этом все трансмиссионные масла для автоматических коробок передач не имеют единой классификации, то есть стандартизацией масел занимаются сами автопроизводители.
В настоящее время в РФ есть несколько производителей, занимающих первое место по производству трансмиссионных масел:
С учетом того, что трансмиссия автомобиля представляет собой довольно дорогостоящий агрегат, необходимо своевременно обслуживать КПП, при этом желательно использовать только оригинальное или отдельно рекомендуемое производителем трансмиссионное масло.
Подбирая смазку также нужно помнить, что если масло трансмиссионное дешевое, скорее всего, это будет продукт на минеральной основе. В случае с обычными МКПП на многих отечественных и даже иностранных авто особых проблем возникать в этом случае не должно, однако срок службы такого масла на 20-40% меньше, чем у полусинтетики и синтетики.В случае с АКПП независимо от типа экономить на трансмиссионных жидкостях (использовать дешевые аналоги) крайне не рекомендуется. Помните, использование продуктов, отличных от рекомендуемых по свойствам и качеству, может быстро вывести из строя такую коробку передач или значительно сократить плановый ресурс агрегата.
Трансмиссионные смазочные жидкости используют в коробках передач, раздаточных коробках, мостах и механизмах рулевого управления. Есть немало автомобилей, где в коробки передач заливают то же моторное масло. Но в отдельных механизмах, которые подвергаются особо тяжелым и сложным нагрузкам, и куда каплям масла и туману из него попасть трудно, требуется подвод под давлением трансмиссионного масла.
Разделяют различные группы и виды моторной жидкости. Классификация трансмиссионного масла также бывает разной.
Одной из международных классификаций является разделение по вязкости. Эта классификация трансмиссионных масел называется SAE. В ней смазки делят на семь классов, четыре из которых — зимние (обозначаются буквой W), а три оставшиеся — летние. Всесезонная маркировка предполагает двойное обозначение, например, 80W90, 75W140 и другие.
Другая классификация трансмиссионного масла, получившая название API, предполагает деление на шесть групп. Их используют в зависимости от целей, из-за чего предусматривается свой тип зубчатой передачи, удельные нагрузки и температура.
Эта классификация была разработана Американским обществом инженеров. Она стала широко известной. Многие автомобилисты ее знают лучше, чем любую другую.
Класс смазочной жидкости по вязкости находится в руководстве по эксплуатации каждого автотранспортного средства.
Выбор из того, что предлагает эта классификация трансмиссионных масел, осуществляется на основе температурных показателей окружающей среды, где будет эксплуатироваться автомобиль. Вязкостные свойства определяются по отношению к достижению 150 тысяч сР по Брукфильду. Если данное значение будет превышено, подшипники вала-шестерни начнут процесс разрушения. Чтобы этого не произошло, следует строго соблюдать рекомендации по низкотемпературным данным, выбирая подходящую смазку.
Если автомобиль планируется эксплуатировать при температуре порядка минус тридцати градусов и ниже, то для МКПП подходящими будут гидрокрекинговые или синтетические смазки, а также полусинтетика вязкости 75W-XX с пределом вязкости 5000 сР.
Высокая температура определяется при 100 градусах. По ее достижении детали не должны начинать разрушаться, даже если приходится находиться под таким воздействием в течение 20 часов и больше.
Здесь так же, как и в моторных, смазочные жидкости разделяют по сезонному признаку:
В данной классификации такое разделение является условным, так как у разных производителей имеются свои особенности разработок.
Но стандарт SAE J306, например, имеет такие требования, которым должны соответствовать трансмиссионные жидкости. Так, в них должна содержаться единственная степень зимнего или летнего ряда, или комбинация обеих степеней. Не могут быть сразу две зимние степени.
Кроме того, если моторные смазки обозначаются в диапазоне от 0 до 60, то трансмиссионные варьируются от 70 до 250.
Так разработчики постарались предотвратить возможные ошибки при выборе масла. Таким образом, если моторные и трансмиссионные жидкости и имеют одинаковую вязкость, то по SAE их значения будут разными.
Универсальная классификация трансмиссионных масел для всех видов, увы, пока не создана. Но по классу API для механических коробок передач классифицировать смазки удобнее всего.
По ней легковые автомобили применяют масла группы GL-4 или GL-5. GL-4 подходит для механики и редукторов гипоидными или спирально-коническими парами и используется в умеренных климатических условиях. А GL-5, кроме умеренного, могут быть применены и в жестких условиях на разных видах передач.
Рассмотрим подробнее все группы, которые представляет классификация трансмиссионного масла API.
Группе GL-1 принадлежат минеральные смазочные жидкости. В этих маслах отсутствуют присадки, кроме тех, которые обладают антиокислительными и противопенными свойствами.
К GL-2 относятся масла с антифрикционными присадками, которые служат для червячных передач с малой вращающейся скоростью.
GL-3 – это смазки, уже обладающие немалым количеством присадок, к которым относятся, и имеющие износостойкие свойства. Их применяют в КП с несколькими ступенями и для рулевого управления, в главных и гипоидных передачах. С маслом работают спирально-конические пары шестеренок, предназначенные для эксплуатации на малых скоростях и не в жестких условиях.
Группа GL-4 имеет высокий процент содержания присадок. В их число входят те, которые имеют антизадирные свойства. Их главным образом применяют в машинах с обычными КП. Смазка способна исправно функционировать в таких коробках передач, где бывают высокоскоростные вращения и малые крутящие моменты или наоборот.
К GL-5 принадлежат смазочные жидкости, способные работать в сложных условиях, где необходимо прилагать много усилий и преодолевать сильные нагрузки. Такие масла используются на разных моделях автомобилей и мотоциклов. Применимы для гипоидных передач, парах шестеренок, работающих с ударами. Смазки содержат большое количество присадок, базирующихся на серофосфорных элементах и снижающих вероятность металлических задиров.
Масла GL-6 обеспечивают хорошую работу даже при жестких условиях эксплуатации. Они эффективно выдерживают скорость вращения, большие крутящие моменты и ударные нагрузки. Им присуще наличие самого большого количества антизадирных присадок по сравнению с остальными группами. Но масла этой группы используются не часто.
Основное число трансмиссионных масел изготовлено на минеральной основе. Синтетика используется очень редко.
Классификация трансмиссионного масла по САЕ и API является наиболее распространенной. Но есть и другие деления. Например, к отдельной категории относятся смазки для автоматических КП. На них не распространяется API как классификация трансмиссионного масла. «Зик», «Тотал», «Мобил» и другие производители руководствуются собственными показателями при изготовлении смазочных жидкостей.
Масла для автоматов часто окрашивают в яркий цвет, чтобы автолюбитель не перепутал и не залил его в МКПП. Также не допускается смешивание разноцветных жидкостей,
Классификации для АКПП, которая была бы так же унифицирована, как для МКПП, в них нет. Поэтому этим вопросом занимаются сами производители. Так, в General Motors используют классификацию Dexron, а в Ford – Mercon.
Широкую известность приобретает классификация компании Zahnradfabrik Friedrichshafen, коротко ZF. Это лидер среди европейских производителей коробок передач и моторных установок. Разработав собственную классификацию, компания предлагает ориентироваться на их классы по показателям качества и вязкости.
Для каждой КП допускаются свои масла. В делении предусматривается как буквенный код, так и цифровой.
Классификация трансмиссионных масел по API, SAE и так далее существенно облегчает выбор. Но, приобретая смазочную жидкость, также следует понимать, какие задачи она должна решать. Среди них выделяются:
Правильно подобранное трансмиссионное масло будет успешно решать свои задачи и поможет продлить срок службы механизмов.
Как и все автомобильные масла, трансмиссионные имеют в своей основе оригинальные базовые жидкости, в которые добавлены специальные присадки. Благодаря их уникальным свойствам составы для коробки передач отличаются от моторных эксплуатационными возможностями.
Другими словами, формула изготовление любого масла для коробок передач, выглядит так:
ТМ = основа + пакет присадок.
Совсем недавно практически все базовые масла, на основе которых изготавливались трансмиссионные смазки, состояли из таких компонентов, как дистилляты и остатки сернистой нефти.
После появления новейших технологических процессов, автомобилистам были представлены более качественные трансмиссионные смазочные смеси. Улучшилось качество продукта, значительно расширился ассортимент.
В настоящее время в автомагазинах можно встретить несколько основных видов масла. Отличие заключается в их основе:
Самыми популярными считаются минеральные смазки. Они отличаются хорошим качеством, достаточно невысокой стоимостью. Для их изготовления используют остатки сырца, получаемого после перегонки неочищенных нефтяных продуктов. Во время дистилляции сначала получается:
Еще по теме: Американские моторные масла
Только после топлива следуют различные виды смазок. На последнем месте стоят тяжелые продукты, например гудрон.
Недостатком смазок этой группы можно назвать маленький температурный диапазон. При минус 10 градусах жидкость начинает замерзать.Такой недостаток отсутствует в синтетических продуктах. Они отличаются высоким качеством, находятся в высшем ценовом сегменте. Это связано с очень сложной технологией их получения.
В основу синтетических продуктов входит этилен, получаемый из нефти. После пропускания этилена через водород совместно со специальными катализаторами получается синтетическая основа. Для протекания подобных технологических процессов требуется много времени. Такая технология изготовления намного дороже, чем производство минерального аналога.
Полусинтетика находится посередине между минералкой и синтетикой. Ее свойства лучше, чем у минеральных масел, а стоимость – ниже, чем у синтетических.
Основное отличие синтетики от минералки – молекулярное строение основы. Для получения синтетического масла молекулы подвергаются синтезу с заданными эксплуатационными характеристиками. Синтетика обладает термической стабильностью, имеет великолепные антиокислительные свойства.
Кроме того, она отличается химическим постоянством. Иначе говоря, эти масла не подвергаются парафинизации, никогда не окисляются. Эксплуатационные характеристики остаются стабильными.
Еще по теме: Обзор японских моторных масел
Термическая стабильность дает возможность сохранить первоначальное значение вязкости даже при сильном морозе. Большой диапазон температур позволяет использовать масло при очень высоких температурных показателях, больших нагрузках и скоростях. Когда в коробку залита синтетика, транспорт легко заводится при минусовой температуре.
Особое молекулярное строение трансмиссионной синтетической жидкости придает ее свойствам улучшенную текучесть и отличную проникающую способность. Такие характеристики отсутствуют у минеральных масел.
Смазки, полученные методом гидрокрекинга, требуют особого рассмотрения. Это связано с методикой их получения. Переработка нефти выполняется в водородной среде совместно со специальными катализаторами. Процесс проходит при высокой температуре и большом давлении.
В результате молекулы углеводорода полностью перестраиваются. Получается трансмиссионное масло, отличающееся повышенной степенью вязкости.
Классификация трансмиссионных масел.
1. Общие сведения.
1.1. Трансмиссионные масла служат для смазывания зубчатых передач в агрегатах трансмиссии (ведущих мостах, рулевых передачах, коробках перемены передач, раздаточных коробках, и коробках отбора мощности) автомобилей, тракторов, дорожно-строительных и сельскохозяйственных машин.
Назначение трансмиссионных масел – уменьшение износов деталей в агрегатах трансмиссии, снижение потерь на трение, отвод тепла от трущихся поверхностей деталей и предохранение деталей от коррозии.
1.2. ГОСТ 17479.2-85 устанавливает обозначения минеральных трансмиссионных масел, которые состоят из трех групп знаков:
— первая группа знаков обозначается буквами ТМ (трансмиссионное масло);
— вторая группа знаков обозначается цифрами и характеризует принадлежность к группе масел по эксплуатационным свойствам (5 групп);
— третья – обозначается цифрами и характеризует класс кинематической вязкости.
2. Классификация по вязкости.
2.1. В зависимости от кинематической вязкости при температуре 100°С отечественные трансмиссионные масла делятся на 4 класса (9,12,18 и 34).
Класс вязкости 9 – кинематическая вязкость 6,00-10,99 мм2/с (сст) при температуре 100 оС.
Класс вязкости 12 – кинематическая вязкость 11,00-13,99 мм2/с (сст) при температуре 100 оС.
Класс вязкости 18 – кинематическая вязкость 14,00-24,99 мм2/с (сст) при температуре 100 оС.
Класс вязкости 34 – кинематическая вязкость 25,00-41,00 мм2/с (сст) при температуре 100 оС.
Масла с классом вязкости 9 — для применения в арктических зонах России, с классом вязкости 12 – в северных районах, с классом вязкости 18 — в средней полосе, с классом вязкости 34 – в южных районах.
2.2. Импортные трансмиссионные масла подразделяются на классы по вязкости при 100°С на основании классификации SAE J 306, согласно которой трансмиссионные масла делятся на 4 зимних класса, 3 летних и всесезонные. К зимним относятся классы SAE 70W, 75W, 80W, 85W (чем меньше цифра, тем при более низкой температуре зимой масло сохраняет свою работоспособность). К летним – классы SAE 90, 140 и 250. Чем выше цифра, тем выше температура окружающего воздуха, при которой масло сохраняет свою работоспособность.
Всесезонные масла имеют двойное обозначение (например, SAE 75W/80, 85W/90, 80W/90). Здесь 85W – класс вязкости при отрицательных температурах (зимняя вязкость), 90 – класс вязкости при положительных температурах (летняя вязкость).
2.3. Соответствие классов вязкости по ГОСТ 17479.2- 85 и SAE J 306 и температурный предел применения трансмиссионных масел приведено в таблице 1.
Таблица 1.
Класс вязкости по SAE | Класс вязкости по ГОСТ 17479.2-85 | Температурный предел применения (среднее значение), до | |
по SAE | по ГОСТ | ||
75W | 9 | -40 | -45 |
80W | 12 | -26 | -35 |
85W | 12 | -12 | -35 |
90 | 18 | +30 | -18 |
140 | 34 | +45 | — |
3. Классификация по эксплуатационным свойствам.
3.1. В зависимости от эксплуатационных свойств трансмиссионные масла по ГОСТ 17479.2-85 делятся на группы 1, 2, 3, 4 и 5, указанные в таблице 2.
Таблица 2.
Группа масел по эксплуатационным свойствам | Состав масел | Рекомендуемая область применения |
1 (ТМ-1) | Минеральные масла без присадок | Цилиндрические, конические и червячные передачи, работающие при контактных напряжениях от 900 до 1600 МПа и температура масла в объеме до 90°С |
2 (ТМ-2) | Минеральные масла с противоизносными присадками | То же, при контактных напряжениях до 2100 МПа и температура масла в объеме 130°С |
3 (ТМ-3) | Минеральные масла с противозадирными присадками умеренной эффективности | Цилиндрические, конические, спирально-конические и гипоидные передачи, работающие при контактных напряжениях до 2500 МПа и температуре масла в объеме до 150°С |
4 (ТМ-4) | Минеральные масла с противозадирными присадками высокой эффективности | Цилиндрические, спирально-конические и гипоидные передачи, работающие при контактных напряжениях до 3000 МПа и температуре масла в объеме до 150°С |
5 (ТМ-5) | Минеральные масла с противозадирными присадками высокой эффективности и многофункционального действия, а также универсальные масла | Гипоидные передачи, работающие с ударными нагрузками при контактных напряжениях выше 3000 МПа и температуре масла в объеме до 150°С |
В группу ТМ-1 входит нигрол, изготавливаемый по ТУ38-101529-75. Нигрол является неочищенным остатком от прямой перегонки нефти, характеризуется неудовлетворительными противоизносными, антиокислительными и низкотемпературными свойствами. На современных автомобилях не применяется.
К группе ТМ-2 относится масло марки ТС для коробок передач и рулевых управлений (Ост 38 01260-82). Применяется на старых моделях легковых автомобилей, к этой же группе относится масло ТЭП-15, которое применяется для смазывания цилиндрических, конических и спирально-конических передач тракторов в районах с умеренным и жарким климатом.
К группе ТМ-3 относятся масла ТСП-10, ТАП-15В и ТСП-15К (ГОСТ-23652-79). Масло ТСП-10 применяется для тяжелонагруженных цилиндрических, конических, спирально-конических передач грузовых автомобилей. Служит в качестве зимнего для умеренной климатической зоны и всесезонного для северных районов (обеспечивает свободное трогание машин без разогрева масла при температуре минус 40-45 °С).
Масло ТАП-15В служит для тяжелонагруженных цилиндрических, конических и спирально-конических передач автомобилей и других машин, работающих при температуре окружающего воздуха до минус 30 °С.
Масло ТСП-15К – всесезонное, применяемое в умеренной климатической зоне для автомобилей КамАЗ, КрАЗ и УралАЗ.
К группе ТМ-4 относятся масла ТСП-14 гип, производимое по ГОСТ 23652-79, ТСЗ-9 гип (ОСТ 38-01158-78) и ТС гип (ОСТ 38 01260-82). Масло ТСП-14 гип содержит антиокислительную, депрессорную и антипенную присадки. Применяется для смазывания гипоидных передач грузовых автомобилей в качестве всесезонного в южной и средней климатических зонах страны.
Масло ТСЗ-9 гип применяется в агрегатах трансмиссий грузовых автомобилей в районах Крайнего Севера.
Масло ТС гип предназначено для гипоидных передач легковых автомобилей старых моделей.
Группа ТМ-5 включает в себя масло ТАД-17И и ТМ 5-12рк.
Масло ТАД-17И предназначено для применения в качестве универсального для смазывания всех видов передач грузовых и легковых автомобилей.
Масло ТМ-5-12рк (ТУ 38 101844-80) – универсальное для цилиндрических, спирально-конических и гипоидных передач грузовых автомобилей, всесезонное, применяется в северных районах страны.
Пример обозначения трансмиссионных масел:
Марка масла – ТМ -5- 9З, где ТМ – трансмиссионное масло; 5 – пятая группа по эксплуатационным свойствам (масло с противозадирными присадками высокой эффективности и многофункционального действия); 9 – класс вязкости; з – масло содержит загущающую присадку.
3.2. Зарубежная классификация API делит все трансмиссионные масла на пять эксплуатационных групп от GL-1 до GL-5.
В группу GL-1 входят масла для ненагруженных автомобильных цилиндрических и спирально-конических передач.
В группу GL-2 – масла для автомобильных червячных передач. Трансмиссии тракторов и сельскохозяйственных машин.
В группу GL-3 – масла для конусных и других передач грузовых автомобилей. Не предназначены для гипоидных передач
В группу GL-4 – масла для всех видов передач грузовых и легковых автомобилей, работающих на высоких и малых скоростях. Для синхронизированных передач.
Группа GL-5 включает в себя масла для всех видов передач, работающих при высоких скоростях и ударных нагрузках. Основное предназначение – для гипоидных передач.
3.3. Соответствие эксплуатационных свойств масел по классификации API и ГОСТ 17479.2-85 приведено в таблице 3.
Таблица 3.
Классификация по ГОСТ 17479.2-85 | Классификация API |
ТМ-1 | GL-1 |
ТМ-2 | GL-2 |
ТМ-3 | GL-3 |
ТМ-4 | GL-4 |
ТМ-5 | GL-5 |
Автотранс-консультант.ру.
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453