ГлавнаяВаз 2110Из чего состоит выхлопная система автомобиля
При работе двигателя автомобиля образуются продукты сгорания, которые отличаются высокой температурой и токсичностью. Для их охлаждения и отвода из цилиндров, а также для снижения уровня загрязнения окружающей среды в конструкции предусмотрена система выпуска отработавших газов. Другая функция данной системы — уменьшение шума, возникающего при работе двигателя. Выпускная (выхлопная) система состоит из последовательной цепи элементов, каждый из которых выполняет определенную функцию.
Основной задачей системы выпуска является эффективный отвод отработавших газов из цилиндров двигателя, снижение их токсичности и уровня шума. Зная, из чего состоит выхлопная система в автомобиле, вы сможете лучше понимать принципы ее работы и причины возможных неполадок. Устройство стандартной выхлопной системы зависит от вида используемого топлива, а также от применяемых экологических стандартов. Выхлопная система может состоять из следующих элементов:
Система выпуска
В классическом варианте для бензиновых двигателей выхлопная система автомобиля работает следующим образом:
Система выхлопа дизельного двигателя имеет некоторые особенности:
Эволюция системы выхлопа неразрывно связана с ужесточением экологических стандартов эксплуатации автомобиля. Так например, начиная с категории Евро-3, установка катализатора и сажевого фильтра для бензиновых и дизельных моторов обязательна, а их замена на пламегаситель считается нарушением закона.
techautoport.ru
Выхлопная система: устройство и функции
Оснащенный двигателем внутреннего сгорания автомобиль нуждается в системе, через которую бы осуществлялся выпуск отработанных газов. Такая система, названная выхлопной, появилась одновременно с изобретением двигателя, и наряду с ним на протяжении многих лет совершенствовалась и модернизировалась. Из чего состоит выхлопная система автомобиля, и как работает каждый ее компонент, мы расскажем в этом материале.
Три столпа выхлопной системы
Когда топливовоздушная смесь в цилиндре двигателя сгорает, образуются отработанные газы, которые необходимо вывести, чтобы цилиндр снова наполнился необходимым количеством смеси. Для этих целей автомобильные инженеры изобрели выхлопную систему. Она состоит из трех основных компонентов: выпускного коллектора, каталитического конвертера (нейтрализатора), глушителя. Рассмотрим каждый из компонентов этой системы в отдельности.
Выпускной коллектор появился практически одновременно с ДВС. Он представляет собой навесное оборудование двигателя и состоит из нескольких труб, которые соединяют камеру сгорания каждого цилиндра двигателя с каталитическим конвертером. Изготавливается выпускной коллектор из металла (чугун, нержавеющая сталь) или керамики.
Так как коллектор постоянно пребывает под воздействием высоких температур отработанных газов, более «жизнеспособными» являются коллекторы из чугуна и нержавеющей стали. Причем, коллектор из нержавеющей стали предпочтительнее, так как в процессе охлаждения агрегата после остановки автомобиля на нем собирается конденсат. В чугунном коллекторе конденсат может вызвать коррозию, а в коллекторе из нержавейки коррозии не возникает. Преимущество керамического коллектора – в его малом весе, но он не может длительное время выдерживать влияния высоких температур отработанных газов и трескается.
Принцип работы выпускного коллектора прост. Отработанные газы через выпускной клапан попадают в выпускной коллектор, а оттуда – в каталитический нейтрализатор. Кроме основной функции отвода выхлопных газов, коллектор помогает камерам сгорания двигателя продуваться и «забирать» новую порцию отработанных газов. Происходит это благодаря разнице давления газов в камере сгорания и коллектора. В коллекторе давление ниже, чем в камере сгорания, поэтому в трубах коллектора образуется волна, которая, отражаясь пламегасителя (резонатора) или каталитического нейтрализатора, идет назад к камере сгорания, и в момент очередного цикла выхлопа способствуют выведению очередной порции газов. Скорость создания этих волн зависит от скорости оборотов двигателя: чем выше обороты, тем быстрее «ходит» в коллекторе волна, и тем скорее камера сгорания цилиндра освобождается от выхлопных газов. Выпускной коллектор – один из наиболее популярных агрегатов для тюнинга.
Из выпускного коллектора отработанные газы попадают в каталитический конвертер или нейтрализатор. Он состоит из керамических сот, на поверхности которых находится слой платиноиридиевого сплава.
Соприкасаясь с этим слоем, из выхлопных газов посредством химической реакции восстановления образуются оксиды азота и кислород, который используется для более эффективного сгорания находящихся в выхлопе остатков топлива. В результате воздействия реагентов катализатора, из него в выхлопную трубу подается смесь из азота и диоксида углерода.
Наконец, третьим основным элементом выхлопной системы автомобиля является глушитель, который представляет собой устройство, предназначенное для снижения уровня шума при выпуске отработанных газов. Он, в свою очередь, состоит из четырех компонентов: трубы, соединяющей резонатор или каталитический конвертер с глушителем, глушитель, выхлопная труба и наконечник выхлопной трубы.
Очищенные от вредных примесей выхлопные газы поступают от катализатора по трубе в собственно глушитель. Корпус глушителя изготовляют из различных видов стали: обычной (срок службы – до 2 лет), алюминизированной (срок службы – 3-6 лет) или нержавеющей (срок службы – 10-15 лет). Он имеет многокамерное строение, при этом каждая камера снабжена отверстием, через которое выхлопные газы поступают в следующую по очереди камеру. За счет такой многократной фильтрации, выхлопные газы глушатся, звуковые волны выхлопа гасятся. Далее газы поступают в выхлопную трубу. В зависимости от мощности установленного на автомобиль двигателя, может варьироваться количество выхлопных труб: от одной до четырех. Последним элементом выступает наконечник выхлопной трубы. Он изготавливается из хромированной стали и выполняет эстетическую функцию. Выхлопная труба и ее наконечники также являются элементами тюнинга автомобиля.
На автомобилях с турбированными двигателями устанавливают глушители меньших размеров, чем на машинах с атмосферными моторами. Дело в том, что турбина использует для работы выхлопные газы, поэтому в выхлопную систему попадает лишь некоторая их часть – вот почему у таких моделей маленькие глушители.
http://avtoexperts.ru
legkoe-delo.ru
Выхлопная система автомобиля является сложным многокомпонентным блоком, состоящим из множества отдельных элементов. К ним относятся:
Все названные детали располагаются последовательно друг за другом. В современных автотранспортных средствах, имеющих соответствие высоким требованиям экологических стандартов, катализатор должен иметь возможность максимально быстрого прогрева до рабочих температурных диапазонов. Он закрепляется сразу за двигателем, становясь частью его выхлопного трубопровода. Старые марки авто подразумевали его нахождение между составными частями глушителя.
Зачем нужна выхлопная система?
Главные назначения выхлопной системы авто заключаются в отводе продуктов, оставшихся в результате сгорания топливной смеси автомобиля, а также подавлении уровня шума, возникающего во время работы мотора.
Скорость выброса газовой отработки очень высокая. В результате этого образуются периодические перепады давления высокой амплитуды, сопровождающиеся громкими звуками и вибрацией. Без использования специального глушителя звук работы двигателя становится чрезвычайно громким, даже в режиме работы на холостом ходу. За снижение вибрационных явлений в работе отвечает специальная гофра, нейтрализующая любые детонации.
Второе важное назначение выхлопной системы – нейтрализация вредных веществ, вырабатывающихся в процессе работы. Эту задачу призван выполнять каталитический нейтрализатор. Он представляет собой цилиндр, внутри которого имеется структура в виде сотовых керамических ячеек, покрытых платиново-родиевой гальваникой. Наличие специального сплава проводит полное окисление углерода, оксида азота и не полностью прогоревших углеводородов, в результате чего они превращаются в углекислый газ и обычную воду.
Эффективность работы катализатора находится на высочайшем уровне, однако она требует определенного регулирования и зависит от качества поступившей в двигатель смеси. Если горючее вещество будет слишком «бедным», имеющим излишки воздуха по отношению к количеству топлива, то нейтрализатор не отработает правильно из-за медленного окислительного процесса. Если же смесь будет излишне насыщенна бензином, процесс осложнится прогоранием его паров в самом катализаторе, в результате чего будут разрушаться керамические соты.
Чтобы смесь сохраняла оптимальный уровень, её обработкой занимается кислородный датчик, входящий в систему управления агрегатом. Он подает информацию о качестве поступившей в камеру сгорания смеси в главный блок, после чего компьютер производит регулировку её состава, добавляя кислород или топлива.
Основные признаки неисправностей системы выхлопа.
Как и любая другая система автомобиля, система выхлопа может периодически выходить из строя. Конечно, полностью отключиться она не может, но отдельные компоненты зачастую работают не так, как требуется.Какие же признаки указывают на проблемы? Их несколько. Перечислим наиболее распространенные.
www.avtodiagnostika.info
Система выпуска автомобиля объединяет несколько последовательно соединенных деталей и устройств, главным функциональным назначением которых является отвод выхлопных газов из камеры сгорания, поэтому по-другому ее еще называют выхлопной системой.
Что интересно, многие автолюбители недооценивают значимость выпускной системы, пренебрежительно именуют ее «глушителем», а ведь она помимо выполнения своей главной функции, решает ряд второстепенных, но не менее важных задач, среди которых стоит выделить очистку выхлопных газов и снижение уровня шума работы двигателя. Также с помощью выпускной системы той или иной конструкции можно добиться повышения мощности автомобильного мотора.
После сгорания топливно-воздушной смеси в двигателе образуется большое количество довольно вредных газов, которые под действием высокого давления попадают в коллектор выхлопной системы, занимающийся сбором потоков газовой смеси от каждого цилиндра в один.
Далее в автомобилях, оснащенных бензиновым мотором, уже единый поток газов отправляется в приемную трубу, а вот на машинах с дизельным двигателем отработанные газы сначала направляются в турбину, где приводят в действие ее крыльчатку, а уже потом устремляются далее по выпускной системе. Температура газовой смеси в приемной трубе может доходить до 1000 градусов Цельсия.
Далее на пути потока выхлопных газовых оказывается катализатор, в котором происходит догорание несгоревших частиц и преобразование ядовитых соединений в менее вредные. Катализатором оснащены все автомобили, соответствующие экологическим нормам Евро-2. После катализатора газы через среднюю трубу попадают в глушитель, проходят через резонатор, из которого и выходят в атмосферу.
Выпускной коллектор является первым компонентом выхлопной системы автомобиля, в который попадают отработавшие газы. Помимо их сбора данное устройство также оказывает серьезное влияние на работу двигателя, что основывается на волновом принципе распространения газовой смеси.
Конструктивно различают два типа коллекторов: трубчатый и цельный.
Последний практически не применяется на автомобилях, но широко используется при производстве тракторов из-за своей низкой себестоимости. Трубчатые же коллекторы также делятся на два вида: короткий и длинный. Короткий коллектор состоит из четырех труб, объединенных в одну, а длинный – из четырех труб последовательно объединенных попарно, а потом соединенных в одну. Установка того или иного вида зависит от того, какой режим езды предполагается на конкретной модели авто.
Это устройство (diesel particulate filter – DPF) применялось на многих дизельных автомобилях с начала 2000-х годов, а после недавнего принятия экологических норм Евро-5 его установка стала обязательной. Как становится ясно из названия приспособления, главной его задачей является снижение количества выбросов частиц сажи в атмосферу. Большинство современных фильтров способно удерживать до 95-98% от общего количества образующейся сажи.
DPF представляет собой цилиндр из металла, внутри которого находится матрица из карбида кремния, имеющая ячеистую структуру. Ячейки состоят из каналов с малым сечением, концы которых попеременно закрываются то с одной, то с другой стороны, а боковые стенки имеют поры, выполняющие роль фильтра. Располагается сажевый фильтр в выхлопной системе сразу за катализатором, а в некоторых моделях авто он объединен с ним в одном корпусе.
В ходе эксплуатации автомобиля происходит постепенное заполнение ячеек фильтра частицами сажи, что снижает его способность пропускать выхлопные газы, а это приводит к снижению мощности двигателя. Поэтому электронный блок управления двигателем, который постоянно отслеживает данный параметр сажевого фильтра, включает режим очистки (регенерации). Различают два вида регенерации: пассивную и активную. Пассивная осуществляется естественным путем при достижении температуры 600 градусов (большая часть сажи сгорает). Но при передвижении автомобиля, например, в пробке температура газов не достигает данной отметки и тогда электроника включает активный режим, т.е. повышает температуру выхлопа до 600 градусов. Достигается это за счет позднего впрыска топливной смеси, нагрева газов микроволнами или при помощи электронагревателя, расположенного непосредственного перед DPF.
Как любят шутить автомобильные инженеры, каталитический нейтрализатор – это простейшее устройство, в котором происходят сложнейшие химические процессы. У этого обязательного компонента любой современной выхлопной системы есть и другое название – каталитический конвертер, в обиходе же больше распространено его сокращенное наименование – катализатор.
Конструкция катализатора действительно довольно простая. В корпусе из нержавеющей стали находятся металлические или керамические «соты», имеющие микроскопические размеры. За счет этого площадь поверхности этих «сот» является довольно большой, и вся она покрыта химическим катализатором. Чаще всего в этой роли выступают сплавы на основе платины, палладия или родия. Применение драгоценных металлов при изготовлении катализаторов прямым образом сказывается на их стоимости. Располагается устройство сразу после приемной трубы либо же вовсе встроено в нее.
Выхлопные газы, проходя через «соты» катализатора, нагревают его, и при достижении температуры 270 градусов начинается каталитическая реакция, в результате которой ядовитая окись углерода (CO) превращается в менее вредный углекислый газ (CO2), соединения углерода и водорода (CH) распадаются на воду (h40) и всю ту же двуокись углерода (CO2), а азотистые окислы (NO и NO2) превращаются в совершенно безвредные для атмосферы и человека воду (h40) и азот (N2).
На современных автомобилях каталитический нейтрализатор не только эффективно очищают выхлопные газы, но и практически не влияют на работу двигателя. Конечно, наблюдается небольшой рост обратного давления газов при прохождении через конвертер, но потеря в мощности при этом не превышает 2-3 л.с., что является довольно низкой платой за чистоту воздуха, особенно в нынешних реалиях.
Кислородный датчик, устройство контроля концентрации кислорода, датчик «дожига» или лямбда-зонд – все это разные названия одного и того же компонента выхлопной системы, который отвечает за измерение количества кислорода в отработавших газах. Находится датчик кислорода в выпускном коллекторе автомобиля, замеряя концентрацию кислорода в выхлопе, он позволяет блоку управления впрыском (ЭБУ) обеспечивать постоянное соотношение количества воздуха и топлива в рабочей смеси на всех режимах работы двигателя автомобиля. Это необходимо не только для сохранения оптимального расхода топлива, но и для уменьшения вредности выхлопных газов.
Наиболее точными показаниями датчика «дожига» являются полученные при температуре 300-400 градусов. На некоторых автомобилях премиум-класса на выходе катализатора устанавливается дополнительный лямбда-зонд, что позволяет еще сильнее повысить эффективность работы ЭБУ и снизить расход топлива при одновременной минимизации выбросов вредных газов.
Помимо кислородного датчика в выхлопной системе используется датчик концентрации оксидов азота. Располагается он обычно на выходе из каталитического нейтрализатора и нужен для того, чтобы вовремя производить цикл регенерации каталитического конвертера, чтобы вредные соединения кислорода с азотом не попадали в окружающую атмосферу. Состоит датчик азота из двух камер, двух ячеек насосной накачки, подогревателя и нескольких электродов, а принцип его работы схож с принципом действия широкополосного кислородного датчика.
После определения коэффициента избытка воздуха в первой камере, выхлопные газы, которые прошли процедуру избавления от кислорода, перемещаются во вторую камеру. В этой камере при помощи специального электрода осуществляется процесс распада молекул оксидов азота на кислород (O2) и азот (N2). Под воздействием электрического напряжения величиной в 450 мВ кислородные ионы двигаются от внутреннего электрода в направлении наружного. Ток накачки, таким образом, является мерой концентрации кислорода во второй камере, а его величина показывает уровень концентрации азотных окислов в отработавшей газовой смеси.
Современные глушитель представляет собой довольно сложное устройство. Основной его задачей является снижение уровня шума от работы двигателя, а также снижение количества вредных выбросов. Внутри металлического корпуса глушителя находится множество тонких трубок, расположенных в двух камерах. Попадая в основную камеру через центральную трубу выпускного тракта, звуковые волны ударяются в заднюю стенку глушителя и, отражаясь от нее, через отверстие в средней части устройства, попадают во вторую камеру – резонатор. Именно эта часть глушителя, которая содержит некоторый объем воздуха, ответственна за снижение уровня шума, она имеет такую конструкцию, что звуковые волны низкого и высокого давления, соударяясь, гасят друг друга. Конструкция глушителя индивидуальна для каждой модели авто и зависит от многих параметров (мощности авто, объема двигателя).
Система рециркуляции отработавших газов (exhaust gas recirculation — EGR) стала применяться на автомобилях еще в далеком 1972 году. Первые такие автомобили стала выпускать американская фирма Chrysler. Функция данной системы заключается в снижении концентрации все той же ядовитой окиси азота в выхлопных газах. Причиной образования этого вредного химического соединения является высокая температура в камере сгорания, для снижения пиковых значений которой и предназначена EGR.
Некоторое количество выхлопных газов через впускной коллектор направляется в камеру сгорания, смешиваясь с топливом и воздухом. Это позволяет снизить концентрацию кислорода в ней и уменьшить температуру горения, что при незначительном снижении мощности двигателя (1-3 л.с.) позволяет существенно уменьшить образование окиси азота.
Состоит EGR из вакуумной камеры, вакуумного шланга, диафрагмы и клапана между входом от выпускного коллектора и выходом во впускной. В нейтральном состоянии клапан закрыт, при появлении же в камере вакуумного разряжения диафрагма начинает двигаться вверх, преодолевает усилие пружины и открывает тем самым клапан. Когда разряжение уменьшается, под воздействием пружины клапан возвращается на место. Степень же разряжения напрямую зависит от степени открытия дроссельной заслонки, то есть, чем сильнее и продолжительнее нажатие на педаль газа, тем больше степень и время открытия клапана EGR.
Система избирательной каталитической нейтрализации (selective catalytic reduction – SCR), а в русскоязычной среде иногда встречается и другое наименование – система селективного каталитического восстановления. Первыми автомобилями, на которых серийно начали устанавливать SCR, стали немецкие грузовики MAN, и произошло это уже довольно давно – в 1999 году, массово же система стала применяться с 2004 года. Как понятно из самого названия, SCR занимается избирательной нейтрализацией выхлопа, а именно окиси азота. Поэтому на современных авто используется либо SCR, либо EGR.
Основана работа системы на впрыске дозированного количества специального реагента в поток выхлопных газов в присутствии катализатора. В качестве реагента используется аммиачный раствор (32,5% раствор мочевины), а в качестве катализатора – пентаоксид ванадия (металл, из которого изготавливаются, например, гаечные ключи). Конструкция SCR довольно сложная, среди же ее ключевых компонентов следует выделить механический смеситель, насос, бачок-резервуар с раствором аммиака, множество патрубков, системы подогрева и электронного управления, а также катализатор.
Цифра в 32,5% не случайна, ведь именно при такой концентрации мочевины температура замерзания аммиачного раствора достигает своего наивысшего значения. Раствор мочевины, имеющий торговое наименование AdBlue, смешиваясь с выхлопными газами, превращается сначала в аммиак, а потом в азот и водяной пар. SCR в автоматическом режиме определяет необходимое количество раствора AdBlue, которое необходимо в данный момент времени работы двигателя, и впрыскивает его в выпускной тракт автомобиля.
В процессе работы двигателя выхлопные газы могут попадать в его картер. Это неблагоприятным образом сказывается на свойствах моторного масла и может привести к повреждению и даже разрушению металлических деталей мотора, а также попаданию вредных выбросов в салон авто и атмосферу. Для предотвращения таких неприятностей используется принудительная система вентиляции картера, которая на большинстве автомашин состоит из центробежного маслоотделителя, охладителя нагнетаемой воздушной смеси, клапана вентиляции картера, турбонагнетателя и воздушных патрубков. Как и в случае с SCR , работа системы вентиляции картера основана на использовании эффекта разряжения, возникающего во впускном коллекторе. При появлении разряжения происходит открытие клапана и отток газов из картера. Далее маслоотделитель производит их очистку от остатков моторного масла, после чего выхлопные газы через патрубки попадают во впускной коллектор, а из него, смешавшись с воздухом, – в камеру сгорания, где и происходит их частичное или полное догорание.
Большинству автолюбителей известна способность бензина к быстрому испарению, особенно на открытом воздухе и при высокой температуре окружающей среды. Также легко переходить из жидкого агрегатного состояния в газообразное бензин способен и при нагревании топливного бака, а также при низком атмосферном давлении, уже находясь в топливной системе автомобиля. Поэтому для предотвращения попадания бензиновых испарений в атмосферу на автомобилях в наши дни применяется система улавливания паров (evaporative emission control – EVP).
Составными компонентами EVP являются соединительные патрубки, адсорбер и электромагнитный клапан для его продувания. Адсорбер состоит из микроскопических гранул активированного угля, который, как известно, обладает прекрасными впитывающими свойствами, он занимается улавливанием, поглощением и временным хранением бензиновых паров. Адсорбер одновременно соединен с топливным баком, внешней атмосферой (через специальный клапан или воздушный фильтр) и впускным коллектором.
Освобождение адсорбера от бензина осуществляется при помощи клапана продувания, который находится в трубке, соединяющей между собой адсорбер и впускной коллектор. Управление клапаном, как и большинством вышеперечисленных устройств и компонентов выхлопной системы, производится электронной системой управления двигателем. Когда автомобиль не движется, а двигатель заведен, в бензобаке создается избыточное давление, за счет которого пары бензина попадают в адсорбер, после чего ЭБУ подает сигнал к открытию продувающего клапана, сквозь него топливные пары устремляются во впускной коллектор, где смешиваются с воздухом и отправляются непосредственно в камеру сгорания. Длительность открытия клапана зависит от концентрации паров бензина в адсорбере и режима работы двигателя.
Необходимо сказать, что штатная система выпуска на современных (и не очень) автомобилях не нуждается в дополнительной настройке. Однако с целью увеличения мощности двигателя без вмешательства в его конструкцию некоторые автолюбители все же прибегают к настройке выхлопной системы автомобиля. Одним из примеров такой настройки является удаление катализатора, а также сажевого фильтра (на дизельных авто). Но такие действия вызовут увеличение концентрации вредных выбросов в выхлопных газах, что может повлечь за собой невозможность прохождения техосмотра на таком автомобиле. Поэтому заниматься таким «тюнингом» все же не стоит.
Тем более что повысить мощность двигателя можно и другими, более экологичными способами. Например, поменять штатный выпускной коллектор на так называемый «паук». Имеющий конструкцию 4-2-1 и обладающий большей протяженностью рабочей поверхности, он обеспечивает добавочную мощность на довольно широких диапазонах оборотов коленвала. Однако это повлечет за собой и рост расхода топлива. Подводя итог вышесказанному, стоит заметить, что настройка выпускной системы автомобиля – дело довольно сложное, к тому же оно требует наличия специального оборудования – динамометрического стенда, поэтому лучше доверить его специалистам из хорошей автомастерской.
Современная система выпуска имеет очень сложное устройство, что вкупе с тяжелыми условиями эксплуатации становится причиной различных поломок. О некоторых способах их диагностики и пойдет речь далее.
Чаще всего выходит из строя последний компонент выпускного тракта – глушитель. Если при включенном двигателе доносятся посторонние шумы из-под днища автомобиля, рев, скрежет, грохот, появляется сизый дым, то это может быть вызвано следующими неполадками:
В первом случае потребуется ремонт глушителя при помощи сварки, а если деталь совсем ветхая, то придется заменить ее на новую. Причиной нарушения герметичности соединения может быть как механическое повреждение (удар о кочку, попадание крупного камня), так и слабое затягивание элементов крепления при проведении ремонтных работ или же заводской брак, если автомобиль совсем новый. Устранить данную неисправность очень просто, необходимо просто хорошо затянуть все болты и гайки при помощи подходящего инструмента или обратиться в гарантийную мастерскую. При разрушении деталей подвески глушителя (обычно это выражается в сильной коррозии хомутов) необходима их замена на новые. Также возможно потребуется проведение небольших по объему сварочных работ.
Однако неисправности глушителя не являются такими серьезными, какими выступают нарушения в работе более дорогостоящих элементов выхлопной системы, например, каталитического нейтрализатора. Производители большинства автомобилей гарантируют его стабильную работу на протяжении 150 000 км, однако в условиях постсоветского пространства его поломка может произойти гораздо раньше. Сообщит об этом система самодиагностики этого устройства, а среди косвенных признаков стоит отметить заметное падение мощности двигателя и появление запаха тухлых яиц в салоне авто. К сожалению, поломанный катализатор не подлежит ремонту и его придется заменить.
Наряду с глушителем еще одним уязвимым компонентом системы выпуска является кислородный датчик. Сигналом его поломки выступает нестабильность работы двигателя на низких оборотах, плохая динамика и резкое увеличение расхода топлива. Бортовой компьютер при исправной работе системы самодиагностики лямбда-зонда также проинформирует об этом. Основной причиной неисправности этого устройства, как и каталитического нейтрализатора, является низкое качество топлива (наличие металлических примесей, неправильное октановое число). Также не способствуют долгому сроку службы некорректная работа системы зажигания и неисправность маслоуловителя. Поэтому перед установкой нового датчика кислорода желательно выяснить точную причину выхода из строя предыдущего устройства, чтобы в дальнейшем избежать дополнительных финансовых расходов и временных трат.
Ниже приведена стоимость некоторых работ по ремонту выпускной системы в автосервисах СНГ и России в перерасчете на российские рубли:
Приблизительные цены указаны без учета стоимости заменяемых компонентов и сопутствующих накладных расходов.
avtotolk.ru
Выхлопная система выполняет ряд функций и, в первую очередь, нужна для вывода горячих и токсичных газов от моторного отсека и салона. Также, она позволяет значительно уменьшить уровень шума. Кроме того, используя каталитический нейтрализатор газов, выхлопная система уменьшает выброс вредных веществ.
Из чего состоит выхлопная система?
Давайте посмотрим, по какому пути идут выхлопные газы от двигателя. Множество не сгоревших веществ остается после сгорания топливной смеси. Они находятся под большим давлением, и представляют собой газообразную форму. Температура такого газа достаточно высока. Выпускной коллектор, в основном, делают стальным, и его задача заключается в соединении нескольких выхлопных портов в один. Большая часть мощности двигателя приходится на преодоление сопротивления потоку газов, которое создает коллектор.
Поэтому предусмотрена такая вещь как паук, являющийся выпускным коллектором специальной формы. Его каналы имеют плавные изгибы, для того чтобы уменьшить сопротивление потоку газов. Такой паук настраивается под различные особенности конкретного двигателя. Путь газов после коллектора лежит через отрезок трубы, далее они попадают в катализатор. Основное назначение катализатора заключается в дожигании до конца вредных веществ. Кроме того, катализатор позволяет дополнительно снизить уровень шума.
Частенько говорят, что если удалить катализатор, то мощность двигателя повысится в разы. Однако, как показывает опыт, применив такой прием у новой машины, прибавка не наблюдается,а в будущем это скорее всего приведет к серьезным проблемам.
Далее после катализатора, газ проходит еще отрезок трубы, а затем попадает в глушитель или их систему.
Существует несколько типов глушителей, основанных на трех принципах.
Первый принцип – поглощение, который не так эффективен в подавлении рёва, однако может создать наименьшее сопротивление газам. Эти глушители являются самыми простыми, и состоят из перфорированной трубы, которая, в свою очередь, находится внутри банки, заполненной поглощающим материалом. На усовершенствованных конструкциях середину перфорированной трубы изготавливают большего диаметра. За счет этого, при попадании газов в такую трубу, происходит уменьшение их скорости, вследствие чего, начинает поглощаться больше шума.
Здесь действует второй принцип – ограничения. Так как, принцип работы достаточно простой, разработать такие глушители не составляет особого труда, в связи с низкими затратами. Этот тип глушителей является стандартным, и используется на всех автомобильных производствах.
Самым сложным глушителем является тот, который сделан по третьему принципу – отражения.
В таких глушителях часто используется и принцип поглощения. Таким образом, получаются high- perfomance глушители. Их принцип работы основан на столкновении двух волн, направленных противоположно. Вследствие чего, такие звуковые волны гасятся.
Теперь поговорим о колебаниях.
Из двигателя выхлопные газы выходят не сплошным потоком. При закрытии выпускных клапанов останавливается поток газов, при открытии – возобновляется. При увеличении количества цилиндров в двигателе, повышаются его обороты, также увеличивается частота таких колебаний. Таким образом, получается, что последовательность неких областей повышенного давления будет являться потоком газов, который пульсирует с некоторой частотой.
Для того чтобы газ мог пульсировать, его передняя часть должна находиться под более высоким давлением, средняя — практически под атмосферным давлением, а конечная часть — под более низким, стремящимся к вакууму. Такая разность давлений позволяет газу пульсировать и двигаться вперед. Для ускорения такой работы и нужны пауки. Однако при этом изменяются обороты двигателя. Следовательно, ускорять можно только в определённом диапазоне оборотов.
Запомним главное правило, что коллектор с толстыми и короткими трубками дает высокую максимальную мощность. А паук с длинными и тонкими трубками дает возможность повысить экономичность и момент на низких оборотах. Коллекторы, которые похожи на три — Y, обычно применяются для четырёхцилиндровых двигателей.
Немного о турбинах.
Турбонаддув может создавать помехи потоку газов. Он представляет собой глушитель ограниченного типа, и поэтому может снижать уровень шума. В результате чего, на выхлопную систему двигателя с наддувом не накладывается столь жёстких ограничений по поглощению шума.
Что же касается размеров труб.
Как говорилось в начале, существует обманчивое мнение, что чем больше труба, тем лучше. Однако, это далеко не так. Известно, что выхлопной газ имеет высокую температуру. И желательно, чтобы газ оставался горячим до конца выхлопной системы. Вы спросите: «Почему?» Дело в том, что при охлаждении газ увеличивает свою плотность, тем самым, он становится тяжелее. И двигателю придется затрачивать больше работы на проталкивание такого газа. Чем больше диаметр трубы, тем быстрее газ остывает, и тем менее будет пульсация газа.
Для того чтобы точно сказать какой диаметр трубы лучше, нужны соответствующие расчеты, а их, к сожалению, нет. Но, нам известны общепринятые диаметры: 7-9 см – для двигателей мощностью 250-350 л и 10 см – для более мощных двигателей.
Одной из малозаметных, но, все же, ключевых конструкции автомобиля является выхлопная система.
В глубинах ДВС происходит процесс, который коротко можно охарактеризовать как взрыв. Вспрыскиваемое топливо, взрываясь под высоким давлением, сопровождается звуковой «взрывной» волной и образованием продуктов сгорания.
Выхлопная система автомобиля берет на себя функцию извлечения газов из цилиндров, контроля степени их токсичности, температуры и уменьшение звуковых эффектов.
Коллектор – устройство, предназначенное для отвода и подачи горячих смесей в мотор. Различают 2 вида: впускной и выпускной. Впускной коллектор объединяет горючие топливно-воздушные смеси и равномерно направляет их в цилиндры движка, что приводит автомобиль в движение. А вот выпускной коллектор пропускает через себя газовый выхлоп, ведет контроль над удалением продуктов сгорания, продувает камеры и выводит переработанные вещества в общую трубу.
Выпускные коллекторы бывают трубчатые и цельные. Цельные – более доступны из-за простоты изготовления и монтажа, но малоэффективны. А трубчатые – изготавливаются из чугуна или из стали.
По этой причине увеличивается их срок эксплуатации и работоспособность, что способствует также росту мощности автомобиля.
В спортивных авто устанавливается устройство, работающее по типу выпускного коллектора – «паук», получивший свое название из-за присутствия на нем плавных изгибов, благодаря которым уменьшается сопротивление потоку газа. Также для усиления мощности мотора могут быть встроены дополнительные системы выпуска отдельно для каждого цилиндра.
Катализатор снаружи представляет собой металлическую бочку, центре этой бочки установлены соты, изготовленные из керамики, с наличием множества прямых проходов, стенки этих каналов покрываются ныпылением из драгоценных пород металла, таких как: платина, иридий, палладий и родий.
Несгоревшие вредные частицы, попадая на поверхность пластин катализатора, путем окисления дожигаются. Тем самым ведется контроль над уменьшением степени токсичности выхлопных газов. Стоит отметить, что катализатор полноценно функционирует исключительно при высокой температуре (от 250 градусов).
Приемная труба находится между катализатором и коллектором является связующим звеном между ними.
Резонатор, изготовление коего происходит из огнеупорного металла, расположен в середине устройства выхлопа и визуально схож с уменьшенной моделью глушителя. Он состоит из нескольких камер, располагающихся с небольшим смещением. В камерах резонатора происходит то расширение, то сужение потока, что необходимо для контроля, выравнивания и ликвидации больших и средних вибраций, а впоследствии – поглощения шума и снижения температуры отработанных газов. Помимо открытых камер, резонатор оснащен закрытыми камерами, доступ к коим происходит через отверстия. Закрытые камеры служат своего рода хранилищем. Под влиянием высокого давления выхлопные газы проникают в «хранилище» резонатора и запираются там до того времени, когда давление спадет и появится возможность постепенно стравливать скопившиеся газовые массы.
При использовании низкокачественного горючего процент эффективной работоспособности резонатора снижается.
Задняя часть выхлопной системы состоит из глушителя. По своей сути, он играет ту же роль, что и резонатор, однако его изготовление производится из вещества с наибольшей степенью шумопоглощения.
Во время перемещения газов по устройству выхлопа образуются акустические волны. Важно вести контроль над состоянием глушителя. Поскольку он обладает резонансными и расширительными камерами (перегородками) и в отличие от резонатора создает противодавление, благодаря которому звуковые волны меняют направление хода и затухают прежде, чем вырваться за пределы автомобиля.
Резонатор и глушитель соединяются между собой посредством средней трубы.
Для изготовления выхлопной системы автомобиля чаще всего используется нержавеющая сталь. Именно этот материал позволяет продлить срок безопасной эксплуатации выпускной конструкции. В зависимости от марки и модели транспортного средства, его возраста и фирмы-изготовителя выхлопные конструкции могут отличаться наличием или отсутствием тех или иных компонентов.
С появлением инжектора (механизм для струйного впрыска топливной смеси в камеру сгорания авто) к конструкции выхлопа добавилось еще одно устройство – лямбда-зонд.
Она размещается в непосредственной близости с коллектором и предназначена для контроля топливо-воздушной смеси. Анализируя состав отработанных газов, лямбда-зонд определяет количество несгоревших компонентов. После чего посылает команду электронному блоку управления авто с информацией о необходимой консистенции топливной смеси и кислорода для следующей подачи.
При стабильной работе этого устройства в автомобиле сохраняется максимальный КПД и наиболее оптимальный расход топлива.
Выхлопная система автомобиля, как и другие механизмы, требует к себе внимания и регулярного контроля. Поскольку если отработанные вещества в полной мере не будут выведены, забитые трубы и каналы системы потеряют способность самоочистки и могут спровоцировать загрязнение цилиндров, а затем снижение мощности мотора и в редких случаях выход из строя всех выпускных компонентов.
17 Марта, 2017 / Статьи Каждый автовладелец знаком с элементарной конструкцией современного двигателя, и знает, что в автомобиле присутствует выхлопная система (как минимум про глушитель слышали все). Но самое интересное заключается в том, что мало кто знаком с принципами работы и конструкции всей выхлопной системы, и может рассказать о всех процессах проходимых в ней. Но все резко меняется, когда начинаются серьезные неполадки в ней, и тогда становится понятным, что данная система не так просто устроена. В этой статье мы попытаемся разобраться с устройством, возможными поломками и доработками.
Приемная труба — это самое начало системы, которая обеспечивает надежное соединение с выпускным коллектором. Обычно, эта часть системы изготавливается из жаропрочной стали с керамическими или другими, огнеупорными, прокладками. Для того, что бы обеспечить большую надежность при эксплуатации, данная часть оснащается прочной, но гибкой гофрой. Это позволяет исключить нагрузку от вибрации, которая передается от двигателя и кузова. Если бы отсутствовала данная деталь, то выхлопная система не выдерживала бы нагрузки и лопалась в многочисленных местах.
Каталитический нейтрализатор — это специальный фильтр для выхлопных газов, позволяющий снизить уровень влияния вредных веществ на окружающую среду. Внутри нейтрализатора содержаться специальные элементы и вещества, которые способствуют окислению и расщеплению вредных веществ в отработанных газах. При этом, большинство вредных соединений превращаются в относительно безопасную двуокись углерода, азот и воду.
Резонатор — это своеобразный тормоз для выхлопных газов, представляющий собой пустую банку. В которой происходит торможение потока и уменьшение колебаний. Это приводит к первичному снижению уровня шума.
Глушитель — это крайняя деталь выхлопной системы, выполняющая основную роль в снижении шума. Внутри располагается сложная конструкция из перегородок и каналов, расположение которых вымеряются по сложным расчетам и способствуют полному изменению потока выхлопных газов, и снижению колебаний. Поэтому, современные автомобили способны работать практически бесшумно.
Датчики — это основная часть современного автомобиля, помогающая регулировать работу двигателя. В выхлопной системе устанавливаются лямбда-зонды (датчики кислорода), помогающие регулировать пропорции и количество топливной смеси в камерах сгорания. Благодаря им, электронный блок управления способен подобрать самые эффективные пропорции топлива и воздуха, что позволяет добиться максимальной мощности в каждый момент времени и снизить расход топлива.
Естественно, все автопроизводители рекомендуют производить ремонт путем полной замены вышедшей из стоя детали. Но существует множество профессиональных фирм, которые занимаются качественным ремонтом или тюнингом выхлопной системы. К примеру: одна из таких фирм располагается Санкт-Петербурге, более полную информацию можно получить по данной ссылке - Мастер Глушителей.
© 2007-2018 Продажа автомобилей, автоновости, каталог авто с ценами. Сетевое издание «CarsWeek» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 25 апреля 2017 года. Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС77-69477. Учредитель: Богачков Сергей Григорьевич. Главный редактор: С. Г. Богачков. Электронная почта редакции: [email protected] Телефон редакции: +7-915-979-14-25. Использование материалов сайта разрешается только с установкой активной гиперссылки на CarsWeek.ru. 16+
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453