Любому мастеру известно, что для полноценной работы покрасочной камеры нужна грамотно сконструированная вытяжка для покраски. Но многие удивятся: «При чем здесь камера для покраски, если окрашивание машины проводится в гараже или мастерской?» На самом деле, камера для покраски – это любое помещение, где проводятся работы с красителями, поэтому гараж и мастерская на время становятся такой камерой, и нужно позаботиться о вытяжке.
Многие решившие покрасить свой автомобиль водной эмалью подумают, что вытяжка в гараже не нужна, ведь водные красители нетоксичны и не могут повредить здоровью. Но это ошибочное мнение. Если окраска проводилась в камере без вытяжного устройства, то результат никогда не будет отличным – лак ляжет неровным слоем, и высыхание будет неравномерным.
По каким параметрам подобрать вытяжку? Для этого необходимо учесть размер помещения, а уже потом подбирать тип вытяжного устройства.
Принудительный тип вентиляции, при котором нагнетание воздуха и его удаление происходит с помощью специальных вентиляторов. Подходит для крупных автомастерских или покрасочных цехов. Может быть установлена как вытяжка для гаража для покраски машины, но излишняя мощность вентиляторов будет приводить к необоснованному расходу электроэнергии. При желании можно сделать двухмоторное вытяжное устройство самостоятельно, установив вентиляторы небольшой мощности.
Воздух нагнетается в камеру под давлением, а его удаление происходит естественным путем через вентиляционные отверстия. Оснащенные воздуходувами средней и малой мощности, такие конструкции становятся оптимальными для небольших мастерских и гаражей, где ведется работа с различными красителями.
Воздух поступает и удаляется самостоятельно за счет температурного перепада и незначительной разницы давления воздушных масс. Хороший вариант для вентиляции помещений, но не подходит для проведения покрасочных работ, ведь при жаре и безветренной погоде вытяжная конструкция работать не будет.
Вытяжные устройства монтируют при постройке сразу после того, как закончилась обшивка стен и была проложена электропроводка. Отверстие для удаления воздушных масс должно располагаться значительно ниже (идеальный вариант – в полу), чем то, откуда поступает воздух. Такая особенность конструкции позволяет выводить не только отработанный воздух, но и мелкодисперсные частицы, которые появляются при работе с краскораспылителями.
При необходимости возможно переоборудование и готового помещения. Вытяжная труба устанавливается почти на уровне пола, а втяжное отверстие – под потолком.
Вытяжка в гараже или мастерской может быть смонтирована из готовых элементов. В этом случае сложностей не возникает: достаточно следовать инструкции, и качественная установка будет произведена. Но готовые вытяжные устройства стоят дорого, и не всем они по карману. Если нет средств, а красить необходимо, то вполне возможно сделать вытяжку самостоятельно.
Чтобы сделать вытяжную конструкцию в гараже своими руками, потребуются:
Дополнительно понадобятся инструменты для сверления и закручивания шурупов, различные шпатели.
К вентилятору предъявляются особые требования. Его параметры должны соответствовать следующим показателям:
Эти параметры необходимы для покраски авто, чтобы получился отличный результат и здоровью мастера ничего не угрожало.
Все материалы закуплены, осталось разобраться, как сделать вытяжку. Для этого нужно следовать инструкции:
Такая самодельная вытяжка для выполнения покраски будет работать не хуже приобретенной в магазине, а при выключенных вентиляторах обеспечит вентиляцию помещения по приточно-вытяжному типу. С такой вентиляцией результат окрашивания получится хорошим, и токсичные красители не навредят здоровью мастера.
Убедившись, что любое помещение, где ведутся работы по окраске, является покрасочной камерой, каждый мастер позаботится об оснащении мастерской вытяжкой. Кто-то приобретет готовую и оплатит установку профессионалам, а кому-то захочется немного сэкономить и сделать всю работу самостоятельно.
Покраска автомобиля – это работа с токсичными, требующими точного соблюдения температурных условий и чистоты воздуха веществами. Поэтому вытяжка для покрасочной камеры имеет огромное значение: от ее работы зависит как качество покраски, так и здоровье маляра. При этом профессиональная аппаратура должна иметь настройки режима работы для разных этапов покраски, разных сезонов, что особенно актуально в северных районах нашей страны.
Качество и количество оборудования каждый определяет сам, тем более что некоторые элементы вполне можно соорудить из подручных материалов. Работа вентиляторов важна, но еще важнее расположение воздухозабора, приточных пленумов, вытяжной вентиляции. Обдумать систему и реализацию вентилирования нужно на стадии проектирования, а для точного выбора места и типа вентиляции требуется детальный расчет, напрямую зависящий и от объема помещения, и от характера работ.
Классическое определение вытяжки предполагает под словом только систему удаления воздуха или специальное отверстие для выходящих потоков. Однако, строго говоря, покрасочной камере не нужно удаление воздуха, хотя это единственный способ выполнить условия, устанавливаемые требованиями качественной покраски и СНиП 41-01-2003. Воздушный поток в малярной должен удовлетворять следующим параметрам:
Добиться этих показателей можно двумя способами: накачивая в покрасочную камеру воздух через приточную вентиляцию и позволяя ему выходить через отверстие на уровне пола (одномоторная вентиляция) и одновременно накачивая и удаляя воздух из комнаты (двухмоторная вентиляция). Эффективность второго способа выше, но растут и затраты (второй вентилятор, напольный фильтр, организация вытяжных коробов и труб). Сложнее становится и расчет.
Таким образом, под вытяжкой может пониматься и общая система приточно-вытяжной вентиляции, и система откачки воздуха из камеры. Однако организация вытяжной конструкции разнится для одномоторной и двухмоторной системы – рассматривать систему отвода воздуха и приток отдельно друг от друга невозможно. Поэтому ниже даются рекомендации по общему расчету системы.
В первую очередь требуется определить кратность обмена воздуха. Кратностью обмена называется результат деления объема чистого воздуха поступающего за час, на объем помещения. К примеру, для стандартного гаража (6x3x2.2 м) двойная кратность будет означать, что за час в гараж с авто поступит 79.2 м² чистого (нового) воздуха. Значительная цифра на первый взгляд, но даже для кухни рекомендованная кратность обмена указывается равной 8-10 единицам. Обмен воздуха в малярных цехах измеряется кратностью в сотни единиц, но для гаража эти цифры применимы не всегда.
Точный расчет потребует знания используемой технологии окраски и предельно допустимых концентраций для задействованных в этой технологии растворителей. Примерно три четверти используемого растворителя попадает в воздух, из чего и производится расчет концентрации. При отсутствии точных данных можно равняться на следующие параметры:
Таблица расчета предельной допустимой концентрации различных растворителей в окрасочной камере
К сожалению или к счастью, но для производственных помещений в СНИП не указываются нормативы кратности воздухообмена, а цифра определяется расчетом из ПДК и скорости испарения растворителя. В целом для гаражных мастерских, специализирующихся на покраске авто, можно принять следующие цифры: кратность обмена 6-20 для мелких работ (окраска деталей без краскопульта) и выше 20 (при условии работы с краскопультом или покраске всего автомобиля). Следует обратить внимание также на тот факт, что в профессиональных станциях организуется полная герметичность, и воздух внутрь попадает только через фильтры и только через фильтры удаляется – гаражное помещение полностью герметичным бывает редко, что и должен учитывать расчет.Производительность приточного вентилятора определяют по общему объему воздуха (указывается обычно в тысячах м³), нагнетание которого требуется за час времени. Из данных о производительности приточного вентилятора рассчитывается вытяжной. Расчет прост: производительность вытяжного вентилятора должна быть меньше производительности приточного (иначе вытяжка может начать засасывать пыль снаружи) или равна ему при соблюдении условия полной герметичности. Другие данные, которые могут потребоваться для расчета, – создаваемое вентилятором давление.
Расположение вытяжного короба или траншей должно быть таким, чтобы воздух создавал вертикальные потоки, обтекающие автомобиль и не оставляющие мертвых зон в помещении. В простейшем варианте приток находится на уровне потолка или монтируется в него – ни в коем случае не ниже человеческого роста, иначе пары растворителя могут начать скапливаться под потолком (по этой причине для вентиляции не подходят окна). Соответственно, наиболее логичное расположение вытяжных коробов – под машиной, в районе колес.
Простейшая конструкция вытяжки – две параллельных канавки глубиной 30-40 см. расположенных под колесами предполагаемого авто. Встречаются и однорядные, решетчатые полы – траншея в этом варианте располагается под машиной, или в середине помещения. Траншеи закрываются решеткой и выводятся в короб вентилятора, расположенный в подвальном помещении или снаружи покрасочной камеры. Соорудить такую систему своими руками несложно, но стандартное заглубление гаражного фундамента меньше 40 см, поэтому нередко можно увидеть второй вариант короба – двойной пол.
Правильное расположение вытяжки – в полу, по центру. Для стандартного гаража при обмене кратностью до 200 достаточно короба размерами 2.5×1.5×0.4 метра или аналогичного ему по площади углубления (овал, круг и пр.). Канал воздуховода подводится с длинной стороны, в приведенном примере со стороны 2.5 метра.
Напольный фильтр крепится с внутренней стороны решетки и должен закрывать всю площадь без щелей. Попадание в вытяжной вентилятор краски приведет к его неисправности или возгоранию. Крепится фильтр между двумя каркасами, но можно упростить конструкцию, сварив из сетки для армирования бетона крепление и несколько фиксирующих уголков из любого подручного материала.
Постоянный приток воздуха может сильно охлаждать покрасочную камеру, поэтому вытяжку в ней устраивают так, чтобы вытяжной воздуховод соприкасался с приточной трубой и согревал часть поступающего воздуха. В идеальном варианте гофрированная труба, выводящая воздух, проходит через приточную или имеет клапан, позволяющий на время включить циркуляцию с малым процентом забора нового воздуха.
При покраске автомобиля необходимо соблюдать множество технологических тонкостей, чтобы не стать жертвой отравления красками. Для этого обязательно следует использовать только специальное помещение, где все оборудуется так, чтобы маляры могли работать в полной безопасности. Разумеется, подобные условия требуют наличия дорогостоящего оборудования, да и сама комната должна иметь все необходимые условия для работы. Все это достаточно дорого для многих автомастерских, но есть оригинальное решение – спроектировать покрасочную камеру собственными руками.
Умелое проектирование позволяет добиться результатов, которые по характеристикам практически не уступят специализированной компании, предоставляющей подобные услуги. Однако наибольшей проблемой является организация правильной вентиляции, чтобы удалять краску из помещения. Но для начала рассмотрим, как работает сама камера, чтобы понять принцип всего технологического процесса и выяснить, на что стоит обратить внимание.
Подача воздуха в покрасочной камере
В любой покрасочной камере имеется вентиляция с фильтром. Подобная система дает прекрасную очистку воздуха, который нагнетается снаружи, а также в самом боксе. Кроме того, она позволяет осадить и вывести туман, возникающий от краски, наружу. Если вентиляции недостаточно, качество покрасочных работ в несколько раз снижается, поэтому вопрос вытяжки стоит очень остро. Вентиляция в камере покраски работает, как в режиме сушки, так и непосредственно в процессе окрашивания машины. Существующий режим покраски означает одновременное выполнение таких процессов:
Когда происходит сушка машины, то все процессы почти такие же, но есть и пара отличий:
Современная вытяжка для покрасочной камеры может быть двух типов:
У обоих типов есть плюсы и минусы. Самое главное при выборе системы, это определиться заранее с тем объемом работ, которые предполагается проводить в покрасочной камере. То есть учесть автомобильный поток. И при его высоких значениях двухмоторные системы справляются значительно лучше, но и по стоимости они несколько дороже. Поэтому, если работ предполагается не слишком много, лучше приобрести одномоторную камеру. Она вполне справится с задачей, а вы можете существенно сэкономить. В любом случае вытяжка для покрасочной камеры просто необходима, даже если она местная. Воздух должен быть профильтрован на поступлении внутрь помещения, иначе есть вероятность возникновения дефектов окраски.
Это требует установки дополнительного воздушного фильтра тонкой очистки на выходе из воздуховода или короба. Он представляет собой железный ящик, устанавливаемый над потолком. Сюда нагнетается воздух с улицы. Что касается удаления краски из помещения, то это происходит на уровне пола, который можно приподнять на 10-15 сантиметров с использованием арматурной решетки. Это обеспечит лучшую вентиляцию и установку дополнительного мотора при необходимости.
Для более эффективного очищения воздуха в покрасочной камере есть и третий вариант вентиляции – приточно-вытяжная. Работает она в 3-х режимах:
Устройство приточно-вытяжной вентиляции
При проектировании вентиляции важно учесть расположение выходных и входных отверстий системы, поскольку их неудачное расположение дает появление «мертвых зон» в камере. Здесь будет скапливаться пыль и частицы краски после распыления. И качества в таком случае ожидать не приходится.
Быстрое засорение воздухоочистительных фильтров – известная проблема. На них осаждается пыль, частицы лака и краски. Это неизбежно ведет к снижению скорости циркуляции воздуха в покрасочной камере, а также к образованию лакокрасочных взвесей. Данная проблема решается, если в системе вентиляции предусмотрена регулировка скорости подачи воздуха. Фильтры нужно располагать так, чтобы их замена не требовала много времени.
В идеале лучшее применение нашли двухступенчатые фильтры очистки. Они помогают увеличить срок службы всей системы на пути выходящего воздуха. В начале первый фильтр удерживает крупные частички, а потом работает тонкая очистка. В задачу последней входит задержание мелких частичек краски и ее капелек и прочих летучих веществ. Если сделать предварительную систему крупной очистки, то можно реже заменять дорогие фильтры, а это достаточно тонкая и сложная работа.
Есть у вентиляции в покрасочной камере и своя определенная производительность. Она выявляется за счет анализа скорости проходящего воздуха (примерно 20-25 см в секунду). Однако с расчетами спешить не стоит, поскольку существует одна тонкость – тот объем, который занимает сама машина в помещении. И эту величину нужно вычесть из общего объема камеры.
Как самостоятельно сконструировать систему вентиляции – вопрос очень актуален для многих, поэтому ему стоит уделить пристальное внимание. Потребуются определенные материалы, а также оценка финансовых возможностей. Важно обшить стены гаража вагонкой или профлистом из металла. Потом ставится заборник воздуха. Его размещают под потолком в комбинации с тепловой пушкой и ТЭНами. Из пушки воздух расходится по организованным воздуховодам в несколько точек по периметру гаража – строго в одном направлении к центру.
Сама пушка выглядит следующим образом. Если представить себе обычный фен для сушки волос, то это миниатюрный прообраз нашего устройства. По сути, здесь ставится вентилятор, который гонит воздух через нагревательные элементы. На цену устройства прямо влияет производительность, марка и доступные настройки. Но и сделать самостоятельно такую пушку не проблема, если в качестве ТЭНа взять проволоку из нихрома. Можно использовать обычные тепловые вентиляторы и провести от них гофру – вот и все. Кроме того, стоит заняться и подъемом пола. Чаще всего создается рифлено-дырчатый вариант из готовых листов. Можно сделать сварную решетку из арматуры. В итоге получится приподнять его от земли на 15-20 сантиметров, что даст хорошие условия для удаления отработанного воздуха.
Также допустима установка теплового генератора, который работает на солярке. Этот вариант обладает одним преимуществом – он более дешевый. Впрочем, в идеале лучше сделать электрические ТЭНы. Это решение будет дороже, но безопаснее в пожарном плане.
ТЭН представляет собой электронагревательный прибор, состоящий из трубок, заполненных теплопроводящими электроизоляторами. В центре последних можно обнаружить нить из нихрома, которая проводит ток и имеет определенное сопротивление. Это важно, чтобы создавалась определенная удельная мощность, передаваемая на поверхность ТЭНа.
Еще один вариант, которые может заинтересовать в плане сушки машины после покраски. Если установить лампы инфракрасного света, то покрытие авто высыхает значительно быстрее, а также нет побочных воздушных потоков, а это дает лучшую окраску. Однако стоит помнить, что если даже вы установили подобные лампы, то все равно потребуется сооружение вентиляционной системы, поскольку она необходима не только для хорошей сушки, но и в процессе окрашивания авто.
Если рассматривать классическую систему вентиляции, то она предусматривает направление подачи фильтрованного воздуха сверху. Затем отработанные воздушные массы выходят наружу. Сезонность проведения работ тоже важна. К примеру, зимой наружный воздух подогревается до 20-25 градусов.
И самое важное – обеспечить равномерность распределения воздушного потока, направляемого сверху вниз. Это даст наилучший результат при окрашивании машины. Здесь необходимо устроить надежную систему фильтров, которая будет выполнять работу по очистке воздуха.
В результате создать работающую систему вентиляции не так сложно, если взяться за дело с умом, понять все тонкости ее работы и добиться наилучшего вхождения и удаления воздушных масс из покрасочной камеры.
В итоге можно резюмировать, что налаженная система работы покрасочной камеры крайне важна. В хорошо отлаженном боксе все работает словно часы. Забор воздуха снаружи, его подогрев, направленность на машину и удаление через отверстия в полу – все должно выполняться согласованно.
Если на стадии создания вентиляции в камере были допущены конструктивные ошибки, весь процесс окраски будет не только затруднен, но и просто невозможен. Мельчайшие частицы краски, которые находятся в воздухе, будут циркулировать по помещению, осаждаться на предметах, создавать неровность слоев краски на машине. Такая работа не может быть названа иначе, как дефектной. Поэтому, исходя из соображений технологического процесса, а также ваших финансовых возможностей, необходимо уделить вопросу вентиляции огромное внимание. Здесь не стоит экономить, но можно ограничиться самодельными решениями, которые будут не менее эффективны.
Главное – все сделать правильно. Так, чтобы отдельные механизмы и части работали словно единое целое, создавали все необходимые условия для хорошей работы и позволяли без помех осуществлять то, для чего нужно устройство – окраску автомобиля. Только в этом случае все будет сделано на высшем уровне!
Если вы красите машину, то наверняка делаете это в покрасочной камере. Для соблюдения правильной технологии вы должны следить за тем, чтобы всё вспомогательное оборудование при этом работало как надо, в том числе и вентиляция. Сама покрасочная камера должна быть спроектирована с учетом того, чтобы вытяжка для покраски работала нормально. покрасочная камера
Главная опасность для человека при работе в покрасочной камере – это токсичные газы, выделяемые при испарении красящей субстанции. Пары исходят также от растворителя. Таким образом, грамотная организация рабочего пространства является самой важной задачей. Необходима постоянная циркуляция воздуха. Для этого должна быть предусмотрена установка приточно-вытяжной вентиляции. В нижней части камеры нужно смонтировать вытяжку с фильтрами.
Если взглянуть на покрасочную камеру с точки зрения организации вытяжки, можно сказать, что это сложная система, поскольку при работе должно обеспечиваться ровное покрытие детали, без потеков и дефектов. Поэтому потоки воздуха нужно тщательно рассчитать. Вытяжка паров краски необходима для очистки воздуха внутри камеры, а также обеспечения осаждения взвеси краски и её фильтрации.
Итак, вытяжка для покрасочной камеры в режиме нормальной эксплуатации обеспечивает следующие состояния внутренней среды:
Для того, чтобы воздух, поступающий снаружи, был чист и не помешал процессу покраски, он проходит через задерживающие пыль фильтры. Также для того, чтобы пары краски не попали в окружающую среду и не оказали токсического воздействия на неё, применяются краскозадерживающие фильтры.
Если выражать объём циркулирующего воздуха в цифрах, его можно представить, как кратность объёма помещения к подаваемому и вытягиваемому воздуху — тогда цифра будет 140-200 раз в час. Грубо говоря, это можно сравнить с непрерывной циркуляцией воздуха.
Традиционно существует несколько типов вентиляции камеры:
Свои плюсы и минусы есть у того и у другого способа вытяжки. Однако нужно учитывать одну вещь. Выбор камеры зависит от предполагаемого объёма работ. Двухмоторные системы вытяжки, конечно, обеспечивают гораздо более качественную циркуляцию воздуха, однако они довольно дороги, и их установка в покрасочной камере весьма трудоёмка. Вытяжка для покрасочной камеры, через которую не будут проходить десятки автомобилей в день, может быть и одномоторной: это экономически более оправданный вариант. В любом случае, какая-то вытяжка обязательно должна быть.
Фильтр для покрасочной камеры должен быть установлен качественный и, конечно, он должен своевременно заменяться, если вы не хотите появления на детали дефектов.
Фильтр тонкой очистки ставится на выходе из воздуховода. Воздушный короб традиционно устанавливается под потолком и является источником нагнетания воздуха в помещение.
Говоря о втором варианте вентиляции, который мы упомянули, отметим, что удаление грязного воздуха происходит через отверстия в полу камеры. За отверстиями следуют траншеи, по которым проводится воздух. На отверстия следует поставить решетки для того, чтобы те не засорялись. Траншеи можно прокопать в полу, однако можно просто приподнять сам пол.
Между тем, на двух уже названных способах вентиляции человеческая выдумка не заканчивается. Есть ещё один способ, который предпочитает большинство маляров – это приточно-вытяжная вентиляция. Она может работать не в одном, а в трёх различных режимах.
Когда вы проектируете систему вентиляции, уделите должное внимание тому, как расположены её входные и выходные отверстия. Неправильное позиционирование может привести к появлению слепых зон, в которых не будет циркулировать воздух. Там будет оставаться взвесь краски, и затем оседать на предметах.
Это, конечно, осложняет работу и ухудшает качество покраски. При необходимости вы можете установить локальные вытяжки, чтобы повысить эффективность основной системы, однако проследите за тем, чтобы работа всех этих агрегатов не мешала друг другу и не создавала завихрений воздуха.
Фильтры, которые применяют для очистки воздуха в покрасочных камерах, быстро засоряются пылью и краской. Тогда сильно снижается объём циркулирующего воздуха, и его обновления недостаточно для комфортной работы. Это не трагедия, поскольку система вентиляции обязательно имеет регулятор мощности подачи воздуха.
сухие фильтраКроме того фильтры при необходимости обычно очень легко заменить. Проблему также может решить применение двухступенчатых фильтров. Они значительно повышают срок службы воздушных фильтров. В то время как внешний фильтр предотвращает попадание в помещение пыли (отверстия фильтры более крупные), внутренний занимается более тонкой очисткой.
Он задерживает совсем мелкие пылевые частицы, летучие капли краски, а также соединения лака. Если вы будете своевременно прочищать внешний фильтр, вам намного реже будет требоваться замена основного. Крупные частицы пыли гораздо проще удалить из сетки, чтобы отправить её в повторное использование.
Скорость потока воздуха нужно анализировать в режиме реального времени. Камера для покраски должна быть оборудована специальными датчиками. Скорость потока должна быть в пределах 20-25 см\с. К расчетам, конечно, необходимо присовокупить объём автомобиля, а точнее, отнять этот показатель от объёма комнаты.
Чтобы ваша покрасочная камера работала правильно, вы должны рассчитать необходимый объём вентиляции в помещении. Если вы правильно произведёте расчет, то токсичные газы и пыль не будут скапливаться в помещении. Вы не только обезопасите таким образом оператора покраски, но и повысите качество окрашенной поверхности. Также вы выполните требования пожарной охраны, поскольку скопление токсичных летучих газов в малом пространстве пожароопасно.
Есть, конечно, сложности. Объем циркулирующего воздуха зависит от размера окрашиваемой детали. Так, для покраски маленькой детали кратность воздухообмена должна равняться пяти разам в час. Естественно, покраска автомобиля требует, как уже упоминалось, кратности более 140 раз.
Видим, что в больших камерах невыгодно красить совсем мелкие детали – это вполне логично. Но нельзя устанавливать и слишком малую циркуляцию, иначе это может негативно сказаться на здоровье маляра. Современные покрасочные камеры нередко автоматизированы, поэтому работникам не приходится задумываться о силе вентиляции.
Однако если вытяжка не автоматизирована, вам придется самостоятельно подбирать нужное количество оборотов для каждого вентилятора в отдельности – для верхнего и нижнего. При этом вы должны знать их производительность и создаваемое давление.
схема вентиляцииМожете ориентироваться на показания датчика вредных веществ или на собственный опыт. Давление вентилятора рассчитывается в зависимости от площади потолочного фильтра – для верхнего движка – и в зависимости от площади напольного фильтра – для нижнего.
Обычная покрасочная камера традиционно характеризуется определенной производительностью воздухообмена – в среднем, 20 тысяч кубов в час. Подобная производительность может гарантировать не только высокое качество детали после обработки краской, но и безопасные условия для оператора.
Если вы уже сами построили бокс, в котором будете красить детали или целые автомобили, вы можете и сами сделать вытяжку. Заметьте, что монтаж вытяжки можно производить только после того, как вы полностью закончите отделку помещения: обошьёте стены, проведёте свет.
Традиционно стены обшиваются в таком случае листами металла либо пластиковой вагонкой. В качестве источника освещения лучше использовать люминесцентные или светодиодные лампы: они экономичны и безопасны в эксплуатации, особенно это важно в огнеопасном помещении – таком, как покрасочная камера.
Обеспечьте поток света мощностью не менее, чем 600 люмен. Недостаточно мощное освещение может подвести, если вокруг будет слишком густой туман из краски. Но этого не произойдет, если вы грамотно оборудуете вентиляцию: поставите вытяжку в пол своего гаража, а воздухозабор с тепловой пушкой – в потолок.
Однако, как вы уже, наверное, заметили, конструкции вытяжек могут быть самыми разными, и вы можете более или менее свободно экспериментировать. Вытяжка в покрасочной камере, своими руками сделанная, будет работать не хуже фабричной, если вы воспользуетесь качественными компонентами.
проект вытяжки в покрасочной камереЧасто люди сталкиваются с проблемой неравномерной вентиляции. Чтобы избежать этого, я, как опытный мастер, советую оборудовать воздуховоды, чтобы они разводили потоки воздуха от тепловой пушки равномерно по всей поверхности гаража.
Наверное, все знают устройство тепловой пушки, поэтому её также можно изготовить самостоятельно. Тепловая пушка — суть крупный вентилятор, прогоняющий воздух извне через высокотемпературные тэны. Если вы взялись сделать тепловую пушку самостоятельно, вместо тэнов можете использовать никель-хромовую проволоку.
Вам будет необходимо установить около семи-восьми тэнов или их заменителей. Тогда воздух будет нагреваться в камере до нужной температуры. Если у вас не нашлось ни тэнов, ни нужной проволоки, воспользуйтесь теплогенератором. Он работает на солярке.
После установки системы обязательно проведите её испытание. На основании расчетов откорректируйте мощность вытяжки для покраски деталей того или иного размера либо для обработки целого автомобиля. Покраска в камере должна производиться опытным маляром; также должен быть напарник, который следит за исправностью системы вентиляции для того, чтобы в случае её поломки предотвратить наполнение газами покрасочной камеры.
Напоследок обратите своё внимание на то, насколько система получилась безопасна. Разработка эффективной системы вентиляции помогает не только добиться отличного качества покраски, но и максимальной безопасности во время работы. Есть три способа, которые позволят сделать эту важную систему максимально безопасной:
Заранее подумайте, будут ли примеси и пары, выделяемые при покраске, тяжелее или легче воздуха. В первом случае вам нужно больше внимания уделить вытяжным отверстиям возле пола. Нужно спроектировать вытяжку таким образом, чтобы только треть всего циркулирующего воздуха выводилась из верхней камеры, а основная часть – из нижней части. Нужно поступить наоборот, если предполагаемые пары будут легче воздуха и, соответственно, будут, в основном, скапливаться вверху.
Если вы дополнительно устанавливаете агрегаты струйной окраски, вам тем более понадобятся местные взрывобезопасные вытяжки. Неплохо установить пару таких вытяжек над окрасочным столом, стендом или возле окрасочной ванны.
Мы видим, что расчет вентиляционной системы – ответственная работа, которую, возможно, лучше доверить профессионалу. От правильной работы вентиляции зависит жизнь людей и качество покраски.
А если вы намереваетесь выполнять работы для других людей, от вытяжки зависит и ваша репутация, как специалиста и профессионала. Прочитав советы, изложенные здесь, вы могли остановить свой выбор на какой-то готовой системе вытяжки, которых очень много в специализированных магазинах.
Если ваш выбор – это создание своей мастерской с нуля, собственными силами, тогда убедитесь, что вы обладаете достаточной компетентностью в этом вопросе, побольше почитайте профессиональных книг, полистайте всемирную сеть. И тогда у вас точно всё получится.
Следующая статья: Как выбрать аэрограф. Предыдущая статья: Покраска салона автомобиля своими руками.
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453