С-Петербург, улица Тосина 3
+7 (812) 917-84-85
+7 (921) 316-27-00

За что отвечает датчик положения коленвала


За что отвечает датчик коленвала?

Огромное количество электроники в автомобиле обеспечивают повышенную комфортность и простоту управления. Большую часть функций исполняют измерительные устройства, одним из которых является датчик положения коленвала.

Датчик положения коленчатого вала (ДПКВ) – входит в общую систему управления бортового компьютера, являясь составной частью обратной связи с ним. Передает данные о текущих характеристиках положения коленчатого вала, применяемые в расчетах по синхронизации момента топливной подачи и воспламенения. Второе название – синхронизирующий датчик. В профессиональной среде автолюбителей прижилось название «датчик фаз».

Он оказывает прямое влияние на функционирование двигателя. Некорректная работа этой детали грозят бесперебойной и стабильной работе ДВС. Каждый его сбой может привести к параличу газораспределительной системы, и в целом двигателя.

Какие разновидности датчиков ПКВ используются

Отличаются ДПКВ способом сбора и передачи данных.

  1. Индукционный. Еще его можно назвать магнитный. На коленвале имеется колесо, по всему внешнему диаметру которого расположены зубья. Два зуба специально пропущены. Вращение колеса рядом с датчиком сильно будоражит магнитное поле вокруг него. От этого в катушке образуются импульсы, которые и передаются в контрольный центр. Место двух пропущенных зубьев воспринимается им как нулевое состояние вала. По числу полученных импульсов, компьютер определяет текущее положение вала, что является исходным кодом для пространственного изменения заслонок.
  2. Датчик Холла. В них начинается движение электрического тока, с появлением вокруг него магнитного поля (это и есть эффект Холла). С изменением параметров магнитного поля, изменяются электромагнитные параметры в датчике, в частности его напряжение. Возмущение магнитного поля происходит по вине синхронизирующего диска. На нем вырезаны зубья. Положение двадцатого соответствует уровню первого или четвертого цилиндра двигателя. Чувствительный элемент детали представляет собой магнитное сердечко, в коконе из медной проволоки, намотанной на катушку.
  3. Световой или оптико-фотонный. Здесь, также, происходит взаимодействие с пластиной, на которой есть зубья и отверстия. Он проходит перпендикулярно световому потоку от светодиода к фотонному приемнику, который фиксирует прерывания светового луча. Создается импульс напряжения, что, по сути, и является кодом, передаваемым в центр управления.

Местонахождение и особенности функционирования ДПКВ

Устанавливают его на двигателе, рядом с генератором (точнее его шкивом), в отведенный для этого кронштейн. Имеет очень длинный провод, снабженный специальным разъемом, с помощью которого происходит соединение с бортовым компьютером.

Когда надо бывает установить датчик обратно, приходится следить за размером зазора датчика и синхронизирующего диска. Оптимальная величина его лежит в интервале от половины до полутора миллиметров, и изменяется с помощью шайбы, находящейся под углублением для установки. Закручивая/раскручивая ее, уменьшают/увеличивают зазор. От правильной регулировки зависит топливный расход и износ цилиндров.

Важно! Даже новый датчик перестанет функционировать с момента попадания в зазор посторонних предметов или крупных кусочков загрязнений.

В систему ДПКВ включены следующие элементы:

  • Медная проволочная обмотка
  • Каркас
  • Уплотнительная прокладка
  • Крепежный кронштейн
  • Магнит
  • Синхродиск

Принцип, по которому работает ДПКВ, можно сформулировать следующим образом – сбор синхронизированных импульсных величин напряжения, образующихся при возмущении магнитного поля в момент прохождении руля с зубьями возле корпуса прибора. Чем быстрее вращение, тем сильнее напряжение и интенсивность его импульсов, а значит, интенсивность передаваемых данных.

С этих сведений для управляющего центра становится понятным направление вращения вала и его интенсивность. Анализируя совместные данные с разных датчиков, определяются текущие параметры активности двигателя. Это позволяет генерировать данные регулирования параметров дросселя, точки воспламенения (его момент), активацию бензонасоса.

Поломка датчика коленвала. Что происходит с автомобилем?

  1. Самым правдивым фактом поломки данного прибора является отказ двигателя. Он просто не заводится. Происходит это по причине несвоевременной подаче топливной смеси, и неправильный выбор момента его воспламенения.
  2. Детонационные нарушения в двигателе, приводящие к скорому износу целого ряда деталей и самого мотора. Особенно проявляется при повышении нагрузки (например, заезд на возвышенность на малых скоростях).
  3. Неустойчивая работа мотора в режиме холостой езды (самопроизвольное падение или увеличение оборотов). Мотор глохнет в момент кратковременных остановок (под светофором), либо на полном ходу.
  4. Скачкообразные произвольно меняющиеся обороты при движении.
  5. Потеря мощности.
  6. Заметно снижаются динамические показатели автомобиля.
  7. Замечается проблема заведения мотора. Он либо глохнет сразу, либо вовсе не заводится. Искра может срабатывать с перебоями, или вообще не сработать.
  8. «CHECK ENGINE» на приборном щитке.

Следует понимать, что поломка ДПКВ приводит к утере ЭБУ способности выставлять корректные характеристики некоторых процессов:

— точно подсчитать объем порции топливной смеси, для впрыска в топливную магистраль двигателя

— определить точный момент воспламенения смеси в камере сгорания

— изменить угол положения распредвала

— выявить сам факт воспламенения

Факторы, провоцирующие поломку ДПКВ

  • Между проволоками витка произошло замыкание. В таком случае прибор надо менять.
  • Поломанные зубья синхродиска.
  • Отход контактов в поводящих проводах. Здесь не требуется замена датчика, достаточно восстановить соединение, предварительно зачистив концы.
  • В ходе ремонтных работ могло произойти механическая поломка. Заменить его новым.
  • В зазор могли попасть инородные предметы. Нужно просто их удалить и почистить.

Однако наблюдаемые симптомы могут быть вызваны неисправностью других деталей, а не ДПКВ. Поэтому до его замены, нужно тщательно проверить.

Как проверить датчик коленчатого вала

Самый надежный, простой (пусть даже затратный) способ – профессиональная диагностика в специализированных автосервисах. Там проведут тестирование автосканером. Он в мельчайших подробностях выдаст все необходимые сведения о состоянии вашего датчика (и всех других деталей).

Проверку нужно начинать с визуального осмотра.

— измерить зазор. Сравнить с нормой. В случае необходимости, привести к норме.

— установить наличие посторонних элементов в зазоре. В случае обнаружения, устранить.

— оценить состояние (износ, поломка, загрязнение) зубьев

Затем, можно прибегнуть к помощи различных измерительных приборов.

Есть три основных метода самостоятельного выявления неисправности синхронизируюего датчика:

  1. Замер сопротивления, с использованием мультиметра. Дотронуться выходами измерительного прибора контактов катушки, для снятия показаний сопротивления. Двигатель включен. Норма лежит в пределах 20 мОм, при подаче генератором напряжения 500В. Отклонения от этих параметров означает неисправность датчика, его надо менять.
  2. Измерение индукции, и ее изменения. В этом случае нужно иметь под рукой: мегаомметр, сетевой трансформатор, вольтметр и измеритель индукции. Измерение индуктивности должны показать 200 – 400 мгн. Сопротивление должно быть в пределах 0,5мОм. Трансформатор нужен для размагничивания. Если, полученные вами данные отличаются от нормы, ДПКВ надо менять.
  3. Снятие осциллограммы. Этот метод позволяет наиболее точно диагностировать состояние датчика. Требуется соединение измерителя с проводом от катушки. Проводя металлическим предметом вблизи датчика, можно оценить его состояние по графику на осциллографе. Если на графике отражены изменения (интенсивные неровности линии), значит, датчик исправен. Стоит только отметить, что все действия проводятся при работающем моторе, а график считывается с режима «Inductive_Crankshaft» осциллографа.

Теперь становится понятным, почему ДПКВ считается чуть ли не самым важным элементом системы двигателя. Пожалуй, он один способен полностью остановить мотор. Автовладельцы со стажем советуют всегда иметь в бардачке запасной датчик. Стоит он сущие копейки, зато вклад в поддержании бесперебойного функционирования двигателя – огромен.

Датчик положения коленвала – где находится и за что отвечает - Как отремонтировать ВАЗ

В любом из автомобилей с лёгкостью можно найти два-три десятка датчиков. Однако на особом счету в авто, оборудованных инжекторными моторами, находится датчик положения коленвала. Сокращенное его название в технической литературе  – ДПКВ, хотя могут встречаться и другие варианты. Это единственный датчик, который предназначен не только и не столько для получения информации, как для обеспечения .

Если это устройство вышло из строя или отключено, вы никогда не сможете завести мотор. И, чтобы этого не случилось, вместе попробуем найти ответ на вопросы о том, для чего нужен датчик коленвала, каково его устройство и принцип действия, как поступить в случае неисправности? За что отвечает датчик коленвала?

Мотор работает стабильно только в случае, если процессы образования горючей смеси, воспламенения и выхлопа чётко синхронизированы между собой. В , где топливо впрыскивается внутрь камеры сгорания, это сделать гораздо сложнее, чем у карбюраторных версий. Очевидно, что отдавать «команду» для подачи горючетопливной смеси в (в каждый) и воспламенение свечи должна высокоточная электроника.

Отправной точкой для подачи таких команд должно быть положение коленчатого вала. Именно со шкива коленчатого вала было решено снимать информацию о его положении и скорости вращения, а занимается этой работой датчик коленвала.

Принцип работы датчика коленвала

Движущей силой, заставляющей электронику своевременно подавать топливо и искру, является элеткромагнитный импульс. Сам датчик находится в непосредственной близости от зубчатого обода , установленного на торце коленчатого вала. Зубы с пробелами изготовлены исключительно для нужд датчика. Природа появления импульса, дающего отсчёт для дальнейшей цикличной синхронизации, может быть разной:

  • индуктивная – зубец синхронизации проходит через магнитное поле датчика;
  • эффект Холла – между собой взаимодействуют магнитные поля диска и датчика;
  • оптическая – срабатывание при прерывании светового потока.

Предпочтение отдают первой версии, так как такой принцип действия позволяет работать без дополнительных источников энергии, а кроме этого использовать датчик для  того, чтобы измерять частоту вращения вала и скорости автомобиля.

Где находится датчик положения коленвала и как он устроен?

Проверка датчика положения коленвала

Расположение датчика коленвала зависит от производителя марки или модели вашего автомобиля. В любом случае искать его необходимо в непосредственной близости от шкива . Обычно используют два варианта крепления:

  • на корпусе масляного насоса;
  • на отдельном металлическом кронштейне.

Независимо от того, где стоит, устройство датчика коленвала в разных автомобилях почти не отличается. По конструкции это обычный электромагнит с сердечником и обмотками. Достаточно простое конструктивное решение предполагает, что ломаться он не должен. В действительности датчик редко выходит из строя. Электромагнит надёжно закреплён в пластиковом корпусе, от которого отходит электрокабель в эластичной изоляции, заканчивающийся клемным разъёмом. Минимум составных частей и особенности устройства не позволяют проводить ремонт датчика – он не разбирается. В случае поломки, его просто меняют.

Как производить замену датчика оборотов коленчатого вала

Опытные водители настоятельно рекомендуют в наборе ремонтных частей автомобиля иметь запасной ДПКВ. Много места он не занимает, стоит недорого, однако, в случае поломки запустить мотор можно только после его замены. Порядок замены достаточно прост:

  • установив, местоположение датчика, необходимо отключить электропитание, сняв контакты с аккумуляторной батареи;
  • от электронного блока управления отключается разъём провода датчика (провод может отключаться на самом датчике);
  • датчик снимается после отвинчивания крепёжного болта.

Соответственно, установку детали нужно производить в последовательности обратной снятию. При монтаже важно сохранить величину зазора между торцевой частью датчика и зубьями шкива.

Устройство и принцип функционирования датчика положения коленчатого вала

Современные автомобили, оснащается большим количеством электронных контроллеров. Работа автомобилей нового поколения во многом зависит от правильной функции всевозможных датчиков и анализаторов. Основная важность датчика положения коленвала заключается в том, что он имеет непосредственное участие в формировании топливовоздушной смеси.

Без преувеличения можно сказать что датчик положения коленвала является единственным, при нарушении которого в значительной мере затрудняется работа двигателя. При повреждении анализатора коленчатого вала, система впрыска топливной смеси начинает работать некорректно, в связи с чем утрачивается функция двигателя.

В ходе эксплуатации транспортного средства, анализатор передает сигналы о состоянии коленчатого вала непосредственно электронному блоку управления двигателем.

Виды устройств слежения.

В зависимости от производителя и модели транспортного средства, конструкция датчика может различаться. Но, вне зависимости от устройства и принципов функционирования, анализатор сохраняет единственную функцию, которая заключается в синхронизации форсунок двигателя или системы запуска авто. Соответственно, при нарушении функции анализатора двигательная система производит неправильное формирование топливно-воздушной смеси и производительность авто утрачивается полностью.

На сегодняшний день существует несколько видов анализатора положения коленвала, которыми комплектуются современные автомобили. Рассмотрим наиболее популярные конструкции контроллеров.

Магнитный анализатор.

Преимущества данного вида датчика синхронизации, заключается его автономности. При таком устройстве, ему не требуется дополнительный источник электроэнергии.

Датчик Холла.

Датчик Холла

Современный автомобиль нередко комплектуется датчиками, функционирующими на основе эффекта Холла. В тот момент, когда к анализатору приближается переменное магнитное поле, начинается движение тока и диск синхронизации перехватывает импульс.

Оптический анализатор.

Данный элемент перехватывает поток света, образующийся между приемником и диодом. В дальнейшем, импульс передается электронному блоку управления для соответствующей настройки двигателя. Благодаря полученным сигналам, электронный блок контроля за двигателем, управляет форсунками и работой бензонасоса.

В ходе эксплуатации транспортного средства, датчик положения коленчатого вала постоянно функционирует в сложных условиях. Постоянные нагрузки высоких температур, делают структуру устройства более уязвимой. Повышенная влажность, перепады температур и механическое воздействия постепенно приводят датчик в неисправность. Нарушение функции анализатора, имеет весьма явные симптомы.

Признаки поломки.

Датчик коленвала

В случае если датчик положения коленчатого вала утрачивают свою работу способность, владелец транспортного средства сталкивается с большими проблемами при запуске двигательной системы. Учитывая важность рассматриваемого устройства в системе автомобиля, редкий автолюбитель оставить равнодушным при нарушении анализатора. Конечно, лучше всего предотвратить неисправность датчика путём своевременного проведения профилактических работ. При использовании автомобиля в сложных погодных это дорожных условиях, возникает необходимость регулярно проверять поверхность устройства на предмет механических повреждений. Для проведения данной процедуры, необходимо ознакомиться с расположение элемента в системе авто. Датчик положения коленчатого вала, может иметь различные положения в зависимости от модели транспортного средства. Поэтому, перед тем как приступить к обслуживанию транспортного средства необходимо подробно знакомиться с оригинальной инструкции производителя.

Определить полное разрушение датчика довольно просто, поскольку неисправный анализатор попросту не позволит запустить двигательную систему. В других случаях, существует несколько распространенных симптомов неисправности анализатора:

  • Затрудненный или нестабильный запуск мотора.
  • Неправильная работа двигателя на низких оборотах или холостом ходу.
  • Уменьшение продуктивности и мощности ДВС.
  • Заметные нарушения в работе ДВС при увеличении нагрузки.

При возникновении данных симптомов неисправности, необходимо оперативно приступить к диагностике авто.

Из-за неудобного расположение анализатора, к нему крепится провод длиной примерно в 60 см. При монтаже анализатора, важно соблюдать зазор между рассматриваемым элементом и шкивом.

Схема вала

Нарушение функции контроллера коленвала, не самое распространенное явление в жизни автомобилиста. Всё же, неисправный датчик влечёт за собой множество неприятных последствий, поэтому нередко возникает необходимость его диагностики.

Диагностировать состояние анализатора можно с помощью Омметра. Для проверки, необходимо проверить сопротивление обмотки элемента с помощью измерительного прибора. При полной исправности элемента, сопротивление обмотки составляет 850 (плюс/минус 50 ом).

При других показаниях прибора, стоит заменить датчик на новый. В большинстве случаев, анализатор утрачивает свою функцию из-за сложных условий эксплуатации или механических воздействий. В таком случае восстановить поврежденный датчик невозможно, поэтому самым правильным решением остается его замена.

Рассмотрим основные этапы замены устройства слежения за состоянием коленчатого вала.

Для демонтажа и установки нового элемента, понадобиться ключ на 10.

Далее, процесс замены можно разделить на несколько простых этапов.

  • Отключение совокупности зажигания и снятие контакта.
  • Ослабление фиксаторов и демонтаж элемента.
  • Установка нового устройства слежения.

Удачного обслуживания!

Похожие статьи


Смотрите также

 

"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453

Новости