Выход сцепления из строя — одна из наиболее досадных поломок транспортного средства. При такой проблеме нужно или ловить попутку, что бы отбуксировать автомобиль, или же вызывать эвакуатор, если транспортное средство оборудовано автоматической коробкой передач.
Очень мало автомобилистов знает, что неправильная работа сцепления, как правило, вызвана тем, что в гидравлическую часть попадает воздух. Для оживления транспортного средства, следует выполнить довольно простую и быструю процедуру — прокачать сцепление, о чем мы сейчас и расскажем.
Не секрет, что практически на всех автомобилях установлен гидравлический привод сцепления, то есть тормозная жидкость выступает в роли тормозного механизма. Еще с курса физики, который изучался в школе, мы знаем, что жидкость не сжимается, из-за чего передает усилие с педали на главный и рабочий цилиндры. Однако кардинально меняет ситуацию попадание даже несущественного количества воздуха.
Это происходит благодаря тому, что воздух способен сжиматься, а значит в системе сцепления во время сжатия воздуха доля усилия с педали испаряется, что приводит к неправильному включению или выключению передачи. Как правило, процедуру прокачки сцепления выполняют двое людей.
В гидравлическом приводе могут быть такие неисправности:
Поломка и износ конструктивных компонентов сцепления происходит, как правило, в результате нарушения правил эксплуатации транспортного средства — нога на сцеплении при движении или резкое трогание с места. Одной из причин поломки или износа может быть предельный срок эксплуатации компонентов сцепления.
Причиной выхода сцепления из строя может также быть низкое качество комплектующих. Во время покупки запасных элементов желательно предпочитать оригинальные запчасти.
Помимо этого, неисправности сцепления легко диагностировать по внешним симптомам. Однако, какой-либо конкретный признак может свидетельствовать сразу о нескольких неисправностях сцепления. Поэтому конкретную поломку сцепления, как правило, устанавливают при его разборке.
При наличии описанных выше признаков, не следует затягивать, необходимо более тщательно проверить все элементы, которые отвечают за работу гидропривода сцепления.
На неисправность рабочего цилиндра указывают такие симптомы:
Если вкратце ознакомится с алгоритмом прокачки сцепления, то он происходит следующим образом:
Для прокачки гидропривода сцепления вам будут необходимы такие инструменты:
Перед прокачкой сцепления следует его отрегулировать, так как невозможно эффективно прокачать систему сцепления, если толкатель поршня не перемещается свободно. В этой ситуации воздух не выйдет.
Для начала в бачок цилиндра следует долить жидкости. Ее уровень не должен быть ниже двух сантиметров от наивысшего края. При этом нужно постараться, что бы в систему не попал мусор, разные посторонние примеси и так далее.
Снимаем с перепускного клапана резиновый колпачок в верхнем отделе корпуса, после чего надеваем шланг. Через него из системы будет проходить тормозная жидкость. В емкость наливается около двести миллилитров тормозной жидкости.
Открываем пропускной клапан и нажимаем несколько раз на педаль сцепления.
Следите за пузырьками воздуха, именно сейчас и происходит очистка всей системы. Кроме того, следите, что бы уровень тормозной жидкости не опустился ниже трех сантиметров от края. После того, как педаль максимально опустится, необходимо до конца закрутить перепускной клапан. Процесс производится несколько раз.
Теперь снимаем со штуцера резиновый шланг и надеваем предохранительный колпачок. Далее доливаем в бачок жидкость.
По окончанию процедуры, педаль сцепления должна работать нормально, с поршнями также не должно быть проблем. Это крайне важно, так как в некоторых случаях может произойти разбухание разнообразных резиновых элементов, что очень опасно, потому что приводит к отказу всей системы.
При интенсивной эксплуатации автомобиля могут возникнуть различные неисправности сцепления. Различают неисправности собственно сцепления и неисправности привода сцепления. К неисправностям сцепления относятся:
износ и повреждения накладок ведомого диска;деформация ведомого диска;замасливание накладок ведомого диска;износ шлицев ведомого диска;износ или поломка демпферных пружин;поломка или ослабление диафрагменной пружины;износ или поломка подшипника выключения сцепления;износ поверхности маховика;износ поверхности нажимного диска;
заедание вилки выключения сцепления.
Привод сцепления в зависимости от вида может иметь следующие неисправности:
а) механический привод
заедание, удлинение или повреждение троса;повреждение рычажной системы;
б) гидравлический привод
засорение гидропривода;нарушение герметичности системы (подтекание рабочей жидкости, наличие воздуха в системе);
неисправность рабочего цилиндра (повреждение манжеты).
Износ и поломка конструктивных элементов сцепления происходят, в основном, из-за нарушения правил эксплуатации автомобиля: трогание с места на высоких оборотах, нога на педали сцепления во время движения.
Одной из причин поломки или износа может стать предельный срок эксплуатации элементов сцепления. В большей степени это касается ведомого диска сцепления, имеющего ограниченный ресурс. При соблюдении правил эксплуатации данный элемент исправно служит свыше 100 тыс.км пробега. У «гонщиков» сцепление редко доживает до 50 тыс.км.
Причиной поломки сцепления может стать и низкое качество комплектующих. При покупке запасных частей предпочтение следует отдавать оригинальным деталям.
Замасливание фрикционных накладок ведомого диска происходит при попадании на них масла вследствие износа или повреждения сальников двигателя или коробки передач.
Неисправности сцепления хорошо диагностируются по внешним признакам. Вместе с тем, один внешний признак может соответствовать нескольким неисправностям сцепления. Поэтому конкретные неисправности сцепления устанавливаются, как правило, при его разборке.
Внешними признаками неисправностей сцепления являются:
неполное выключение (сцепление «ведет»);неполное включение (сцепление «буксует»);рывки при работе сцепления;вибрация при включении сцепления;
шум при выключении сцепления.
Неполное выключение сопровождается затрудненным включением передач на работающем двигателе, шумом, треском при переключении передач, увеличением свободного хода педали сцепления.
«Пробуксовка» сцепления характеризуется запахом от горения фрикционных накладок ведомого диска, недостаточной динамикой автомобиля, перегревом двигателя, повышенным расходом топлива.
Внешние признаки и соответствующие им неисправности сцепления:
сцепление «ведет»:
деформация ведомого диска;износ шлицев ведомого диска;износ или повреждение накладок ведомого диска;поломка или ослабление диафрагменной пружины;неисправность рабочего цилиндра;засорение гидропривода;нарушение герметичности привода;заедание, удлинение или повреждение троса;
повреждение рычажной системы
сцепление «буксует»:
износ или повреждение накладок ведомого диска;замасливание ведомого диска;поломка или ослабление диафрагменной пружины;износ рабочей поверхности маховика;засорение гидропривода;неисправность рабочего цилиндра;заедание троса;
заедание вилки выключения сцепления
рывки при работе сцепления:
износ или повреждение накладок ведомого диска;замасливание ведомого диска;заедание ступицы ведомого диска на шлицах;деформация диафрагменной пружины;износ или поломка демпферных пружин;коробление нажимного диска;
ослабление опор крепления двигателя
вибрация при включении сцепления:
износ шлицев ведомого диска;деформация ведомого диска;замасливание ведомого диска;деформация диафрагменной пружины;
ослабление опор крепления двигателя
шум при выключении сцепления:
износ или повреждение подшипника выключения сцепления
Диагностика неисправностей сцепления
Симптом | Возможная причина |
Педаль сцепления проваливается до пола практически без сопротивления или с очень незначительным сопротивлением | Неисправен главный или исполнительный цилиндр (см. Главу Сцепление). |
Имеют место утечки гидравлической жидкости в линиях (см. Главу Сцепление). | |
Нарушена герметичность штуцерных соединений гидравлического тракта (см. Главу Сцепление). | |
Кончилась гидравлическая жидкость в резервуаре (см. Главу Текущее обслуживание автомобиля). | |
Если имеют место следы жидкости в пыльнике главного цилиндра, то поврежден задний сальник главного цилиндра (см. Главу Сцепление). | |
Поврежден выжимной подшипник или вилка выключения сцепления (см. Главу Сцепление). | |
На крышке пыльника главного цилиндра и в районе педали сцепления имеют место следы гидравлической жидкости | Поврежден задний сальник главного цилиндра (см. Главу Сцепление). |
Следы жидкости имеют место на исполнительном цилиндре | Поврежден сальник плунжера исполнительного цилиндра (см. Главу Сцепление). |
При выжимании педали сцепления имеет место ощущение мягкости хода | В гидравлическую систему попал воздух (см. Главу Сцепление). |
Не происходит выключения сцепления (невозможно выбрать передачу) | Неисправна трансмиссия (см. Главу Ручная коробка переключения передач (РКПП)). |
Неисправен диск сцепления (см. Главу Сцепление). | |
Неправильно собраны выжимной подшипник и вилка выключения сцепления (см. Главу Сцепление). | |
Неисправен нажимной диск корзины сцепления (см. Главу Сцепление). | |
Ослабли болты крепления корзины сцепления к маховику (см. Главу Сцепление). | |
Сцепление пробуксовывает (обороты двигателя повышаются без увеличения скорости движения автомобиля) | Чрезмерно изношены фрикционные накладки ведомого диска (см. Главу Сцепление). |
Фрикционные накладки ведомого диска загрязнены маслом вследствие утечек через задний сальник коленчатого вала (см. Главу Сцепление). | |
Ослабла диафрагменная пружина (см. Главу Сцепление). | |
Перегрет ведомый диск сцепления (см. Главу Сцепление). | |
При включении сцепления возникает вибрация | Фрикционные накладки ведомого диска загрязнены маслом или смазкой, заполированы до блеска или обгорели (см. Главу Сцепление). |
Изношены опоры силового агрегата, либо ослабло их крепление (см. Главы Двигатель и Ручная коробка переключения передач (РКПП)). | |
Изношены шлицы первичного вала коробки передач или ступицы ведомого диска (см. Главу Сцепление). | |
Деформирован нажимной диск или маховик (см. Главу Сцепление). | |
В районе сцепления возникают посторонние шумы | Неправильно установлена вилка выключения сцепления (см. Главу Сцепление). |
Неисправен выжимной подшипник сцепления (см. Главу Сцепление ). | |
Педаль сцепления после отпускания остается выжатой до пола | Вилка выключения сцепления заклинена в кожухе (см. Главу Сцепление). |
Сломан выжимной подшипник или вилка выключения сцепления (см. Главу Сцепление). | |
Для выжимания педали сцепления требуется слишком большое усилие | Заклинена в кожухе вилка выключения сцепления (см. Главу Сцепление). |
Неисправен нажимной диск (см. Главу Сцепление). | |
Установлены не того типоразмера главный или исполнительный цилиндры сцепления (см. Главу Сцепление). |
В процессе работы сцепления могут возникнуть различные неполадки, признаками которых могут быть стуки и посторонние шумы, неполное включение или выключение, не возврат или залипание педали, пробуксовка или резкое включение и так далее.
Дребезжание, постукивание и прочие шумы во время включения могут быть следствием:
Достаточно большой осадки, дефектов или повреждения пружин гасителя (механизма гашения колебаний);
износа (выработка) проемов для пружин гасителя;
выработки или повреждения, деформации накладок;
ослабления крепежных заклепок, фиксирующих накладки;
деформацииили повреждения поверхностиВД.
Все вышеперечисленные неполадки устраняются при замене ВД новым аналогом. В некоторых случаях посторонние шумы могут быть спровоцированы отсутствие смазки, либо повреждением в результате износа,либосущественной деформации корпуса выжимного подшипника. Соответственно для ликвидации неисправности придется выполнить замену подшипника.
Скрип педали может происходить в двух случаях:
отсутствие смазки на пластмассовых втулках;
большая выработка (износ) втулок.
Для смазки обычно применяют ШРУС-4 или Литол-24. При замене поврежденных элементов новыми аналогами также необходимо их обработать смазкой. Очень редко случается, что вилка в результате деформации может сильно изогнуться и тогда простоне нажимается педаль сцепления. В таких случаяхрекомендуется просто заменить поврежденную деталь.
Пробуксовка проявляется обычно при резком нажатии газа, когда обороты растут, а ощутимого разгона не наблюдается. При этом может появляться характерный запах гари. Если обнаружили проскальзывание, что говорит о неполном включении сцеплении, причину нужно искать в следующем:
поверхность маховика, НД (нажимного диска) или накладок замаслена;
повышенная выработка (износ) или прогорание накладок;
недостаточная жесткость диафрагменной пружины;
разбухание манжет ГЦ (главного цилиндра), что приводит к медленному возврату поршня.
Замасленные поверхности сначала протрите бензином или уайт-спиртом, а затем тщательно вытрите их до полного высыхания. Также следует выяснить причину утечки масла. Это может быть нарушение уплотнителей мотора или КПП.
Если фрикционные накладки пришли в негодность, замените ВД новым аналогом в сборе.
Недостаточная жесткость диафрагменной пружины не обеспечивает достаточных усилий для жесткого контакта, поэтому и происходит пробуксовка. Просто замените «корзину» (нажимной диск) новым комплектом вместе с кожухом.
Чтобы восстановить работоспособность главного цилиндра, можно заменить манжеты или приобрести новую запчасть в сборе.
Не выжимается сцепление в том случае, когда маховик прилипает к диску. Такое иногда случается при длительной стоянке автомобиля. Нужно сорвать диск, начав движение без нажатия педали. После разгона выжмите педаль и резко затормозите.
Характерные рывки в начале движения после включения сцеплении в основном могут быть вызваны следующими обстоятельствами:
залипание ступицы на шлицах вала;
деформация диска;
износ, выработка, повреждение и слабое крепление накладок;
слабая упругость пластин;
выход их строя пружины гасителя;
появление задир на соприкасающихся поверхностях корзины и/или маховика.
Ступица может залипать при наличии сильной грязи, выработки и повреждении шлицов вала. Сначала следует очистить детали и внимательно их осмотреть. При необходимости произведите замену поврежденных элементов новыми запчастями.
При обнаружении износа и недостаточного крепления накладок, изменения формы диска, слабой упругости пластин и/или пружин необходимо установить новый диск.
При появлении задир на рабочих поверхностях, как правило, производится замена маховика или корзины с кожухом.
Когда выключение затруднено или сцепление ведет, причины неисправности чаще всего могут быть обусловлены следующими моментами:
недостаточный (не в меру короткий) ход педали;
наличие воздуха;
слабое крепление накладок;
выработка или задиры на поверхностях ВД и маховика;
стирание накладок;
перекос или повреждение НД;
залипание ступицы;
заклинивание ВП;
повреждение либо выработка диафрагменной пружины.
Прежде всего, если происходит не выключение сцепления, следует откорректировать привод либоустановить новую вилку вместо поврежденной детали.
Если в систему попал воздух, выполните прокачку и проверьте надежность соединений. Осмотрите систему, при обнаружении деформации или повреждения каких-либо элементов замените их новыми аналогами.
Когда проваливается, не возвращается педаль сцепления причин может быть несколько:
поломка или большая деформация вилки;
нарушение упругости пружины возврата педали;
наличие воздуха;
загрязнение ГЦ;
износ и дефект зеркала ГЦ;
повреждение или износ манжеты ГЦ;
Повреждение вилки или недостаточная упругость пружины ликвидируется заменой новыми деталями.
Если в системе есть воздушные пробки, выполните прокачку.
В случае неполадок с главным цилиндром, сначала выполните его чистку и замените манжеты. Если при разборке обнаружились дефекты или значительные повреждения компонентов ГЦ, установите новый цилиндр в сборе.
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453