Окрашивание при помощи краскопульта удобное, быстрое и, благодаря относительно небольшому расходу красителя, экономичное. Но случается, что покраска с помощью краскораспылителя получается неравномерной, возникают потеки или остаются плохо прокрашенные участки. Такое бывает, если давление подачи краски колеблется в процессе окрашивания поверхности. Избежать этого можно, используя манометры для краскопульта.
Чтобы получить красивое изделие при использовании аппаратного метода окраски распылителем, надо учитывать, что качество покраски пульверизатором зависит от:
Диаметр сопла для качественного равномерного окрашивания должен быть постоянным (при его изменении проводятся мелкие ремонтные работы для регулирования или замены пришедшей в негодность детали), а давление подачи воздуха колеблется в зависимости от лакокрасочного материала и материала основы для покраски. При увеличении воздушного давления:
Конструкция краскопультаПомимо этого, от величины давления зависит, на каком расстоянии нужно держать краскопульт от основы для равномерной покраски, ведь чем ниже давление воздуха в пульверизаторе, тем ближе нужно подносить красящий пистолет к поверхности для качественного прокрашивания.
Правила работы с краскопультомДля различных моделей краскопультов параметры оптимальной производительности будут различны. Их можно настроить, руководствуясь инструкцией к краскопульту. В ней имеется таблица с показаниями манометра, которые соответствуют настройкам редуктора, помогающего поддерживать постоянные параметры воздуха внутри краскопульта. Установить необходимые данные, ориентируясь на показания манометра, можно при помощи винта-регулятора.
Оптимальные настройки давления воздуха на выходе из сопла различаются в зависимости от модели краскопульта. Но обычно оно составляет для пульверизаторов в зависимости от давления:
От этих параметров зависят экономичность, однородность и тонкость нанесения краски.
Для снятия показателей используются, в зависимости от модели пульверизаторов, различные типы датчиков:
Если на красящем приборе нет манометра, то определить давление можно на слух, по характеру шипения выходящей из сопла струи. Профессионалам, давно занимающимся декоративными работами, это сделать легко. Они редко смотрят на показания датчиков, больше доверяя своим ощущениям.
А вот новичкам приходится сложно – когда изменяется напор красящей струи, то это сразу отражается на окрашиваемой основе.
Чтобы краситель лег на окрашиваемую поверхность равномерно, нужно отрегулировать параметры подачи воздуха и краски. С этой целью необходимо провести несколько тестов, определяющих качество настроек краскопульта:
Если регулировка сделана правильно, то пятно краски при вертикальном и горизонтальном нанесении будет обладать одинаковыми характеристиками, а по ширине будет соответствовать параметрам, указанным в инструкции.
Во время работы отрегулированного по всем параметрам краскопульта создается впечатление, что из его сопла вылетает не краска, а облачко цветной пыли – именно это говорит о правильности всех настроек.
Возможно, сразу настроить редукторы воздуха и подачи красящего раствора для качественной равномерной покраски изделия, не имея опыта, будет сложно, но несколько полезных советов помогут справиться с этой задачей:
Нюансы процесса регулировки краскопультаПользуясь такими тестами, можно добиться оптимального соотношения работы редукторов поступления воздуха и лакокрасочного состава, обеспечивая равномерную покраску изделия.
Многие, впервые взявшие в руки краскопульт, считают, что он оснащен слишком хитрым механизмом для регулировки. Но тактика действий зависит только от места установки манометра:
Зная, какие параметры необходимы для качественного окрашивания, можно легко, ориентируясь на показания манометра и характер тестового пятна, выбрать необходимые настройки, работая регулятором. Когда краскораспылитель будет по такой методике подготовлен к работе, получение красивой и качественно окрашенной поверхности не займет много времени.
В борьбе за безупречный внешний вид автомобиля главным «личным оружием» маляра является покрасочный пистолет — по-научному краскопульт. В отличие от «рыцарей плаща и кинжала», маляры применяют свои пистолеты в сугубо мирных целях (и слава Богу!), хотя привязаны они к ним не меньше, чем агент 007 к своей «беретте». О настройке краскопульта, его подготовке к «покрасочному бою», мы и расскажем на этот раз.
Все пистолеты, применяющиеся в ремонтной окраске автомобилей, работают по принципу пневматического распыления. Это означает, что лакокрасочный материал, подающийся в краскораспылитель и выходящий из его сопла, разбивается на мелкие частицы потоком сжатого воздуха, «выстреливающего» с большой скоростью из отверстий воздушной головки.
В результате образуется так называемый окрасочный факел, состоящий из частичек материала, движущихся по направлению к окрашиваемой поверхности. Долетев до поверхности, частички оседают на ней, формируя покрытие.
Конструкция окрасочных пистолетов включает в себя:
Устройство краскопульта SATA
К особенностям конструкции можно, пожалуй, еще отнести механизм спускового рычага. Он устроен так, что при его нажатии сначала открывается подача сжатого воздуха. Дальнейшее нажатие приводит к срабатыванию клапана подачи краски.
Как уже было сказано, на корпусе любого современного краскопульта имеется несколько регулировочных винтов.
Регуляторы на корпусе краскопульта SATA
Вопрос регулировки краскопульта сводится к выбору правильного соотношения «воздух — материал». При правильном балансе эти параметры позволяют добиться максимальной равномерности окрасочного факела по всей ширине, и такого же равномерно распределения лакокрасочного материала по поверхности.
В зависимости от величины давления сжатого воздуха на входе в краскопульт и на воздушной головке (на выходе), все окрасочные пистолеты можно разделить на три основные группы:
Различные типы окрасочных пистолетов внешне выглядят практически одинаково. “Изюминка” скрыта внутри конструкции
На сегодняшний день наиболее прогрессивными, экономичными и удовлетворяющими экологическим требованиям являются последние два типа распылителей. Как видно из названия, они характеризуются низким рабочим давлением: если обычные конвенциональные пистолеты распыляют материал при высоком давлении (примерно 3-4 бар), то пистолеты систем HVLP и LVLP — при низком (примерно 0,7-1,2 бар).
Что это дает? Главное преимущество — высокий коэффициент переноса краски. При малом давлении меньше краски превращается в бесполезный туман вокруг детали (так называемый overspray, «перепыл»), и больше переносится непосредственно на деталь. У краскопультов низкого давления коэффициент переноса достигает 65-70% (по сравнению с 30-45% у конвенциональных распылителей). Учитывая, что краски типа металлик и перламутр являются недешевыми, можно легко подсчитать, сколько денег сбережет для вас подобный краскопульт.
Наиболее точно измерить давление на выходе можно с помощью специальной тестовой воздушной головки с двумя манометрами.
Для настройки и контроля давления пистолета HVLP SATA выпускает тестовую головку с двумя манометрами
К сожалению, такие насадки в комплекте с пистолетом не идут, поэтому указанная величина контролируется косвенно, по параметру давления на входе в краскопульт. С регулировки этого параметра мы и будем начинать настройку краскопульта.
Давление на входе в краскопульт — параметр нормируемый и рекомендуемый заводом-изготовителем. Он всегда указывается в технической документации к пульверизатору.
Сразу оговоримся, что настраивать входное давление желательно по регулятору с манометром, подключенному непосредственно к рукояти пульверизатора. Ибо на пути сжатого воздуха от компрессора к краскопульту неминуемы потери до 1 бар, а иногда и выше (это зависит от протяженности воздушной магистрали, количества «местных» сопротивлений, состояния фильтров и т.д.). Регулятор, подключенный к ручке краскопульта позволит настроить давление более точно.
Процесс настройки входного давления сам по себе достаточно прост.
1. Откройте (отверните) до максимальных значений винты регулировки подачи воздуха и размера факела. Регулировка подачи краски при этом не играет никакой роли.
2. Затем нажмите на спусковой рычаг пистолета так, чтобы началась подача сжатого воздуха. В это время, вращая регулировочный винт подачи воздуха на манометре, установите рекомендованное давление на входе.
Напоминаем, что для конвенциональных пистолетов это значение составляет от 3 до 4 бар; для пистолетов системы HVLP и LVLP, в зависимости от модели и производителя, данная величина может варьироваться в пределах 1,5-2,5 бар (в основном 2 бар).
Регулировка входного давления по подключенному к ручке пистолета манометру-регулятору. 1. Полностью открываем подачу воздуха. 2. Полностью открываем регулятор ширины факела. 3. Нажимаем на курок. 4. Устанавливаем рекомендованное давление на манометре.
3. После настройки входного давления полностью откройте подачу краски (3-4 оборота регулятора). Убедившись, что все регулировочные винты открыты на максимум, а вязкость краски или лака соответствует заданной, можно приступать к тестам. Но о тестах позже.
Настроить входное давление на «продвинутых» моделях, оборудованных встроенными цифровыми манометрами, еще проще.
SATAjet 4000 B RP Digital со встроенным цифровым манометром
Если пистолет оборудован встроенным манометром. 1. Полностью открываем регулятор факела. 2. Нажимаем на курок. 3. Устанавливаем рекомендуемое давление, вращая регулятор подачи воздуха на краскопульте.
Если манометр без регулятора. 1. Полностью открываем подачу воздуха. 2. Полностью открываем регулятор ширины факела. 3. Нажимаем на курок. 4. Вращая регулировочный винт на редукторе компрессора или фильтр-группе, устанавливаем рекомендованное давление.
Если же ваш пистолет не оборудован никакими измерительными приборами, очень грубо и приблизительно можно установить давление на редукторе компрессора или манометре фильтр-группы.
Выбирая давление в этом случае важно помнить о том, что падение давления в исправном и чистом фильтре составляет 0,3— 0,5 атм (а в забитом — намного больше!), и примерно 0,6 атм «съедает» воздушный шланг внутренним диаметром 9 мм и длиной 10 м.
Если манометра нет вообще. Наименее точный способ! 1. Полностью открываем подачу воздуха. 2. Полностью открываем регулятор ширины факела. 3. Нажимаем на курок. 4. Устанавливаем давление на редукторе так, чтобы на 10 м шланга (внутренний диаметр 9 мм), на редукторе было на 0,6 бар больше рекомендованного входного давления пистолета.
Допустим, вы купили на рынке недорогой окрасочный пистолет с единственной «маркой» «Professional» во всю рукоять, и больше никаких данных об этом краскопульте вам не известно — ни типа, ни рекомендаций по настройке, ни даже имени производителя. В таком случае определить давление на входе можно опытным путем.
Залейте в бачок краскопульта эмаль или лак стандартной вязкости, полностью откройте все регуляторы и, вращая регулировочный винт на манометре, добейтесь получения максимально равномерного отпечатка факела при расстоянии до тестовой поверхности около 15 см. Зафиксированное при этом давление и будет искомым рабочим давлением на входе для этого пульверизатора.
Должны предупредить, что прибегнув к этим рекомендациям, вы можете разочароваться во многих краскопультах. Основная проблема настройки дешевых покрасочных пистолетов заключается в том, что для достижения равномерного факела требуется либо огромное количество воздуха, что требует применения более мощных компрессоров, либо они имеют высокое давление на выходе, что не позволяет качественно раскладывать базовые эмали, содержащие много алюминиевого зерна.
Качественный профессиональный краскопульт отличается от дешевого, пусть даже красивого на вид, так же явно, как и фирменные швейцарские часы от ширпотреба «мэйд ин чайна».
SATAjet 3000 B HVLP. Слева — оригинал, справа — подделка.
Хороший маляр сможет покрасить машину и плохим пистолетом — и выйдет недурно. Покрасит и вторую — тоже хорошо. А на третьей, например, возникнут проблемы… Поэтому виртуозам малярки жалеть деньги на свой главный инструмент просто грех. Но эта проблема выходит за рамки нашей сегодняшней статьи, поэтому рассуждать на эту тему мы дальше не станем.
Практика показывает, что наибольшая эффективность окраски достигается при работе с факелом максимального размера. Чем шире и равномернее факел, тем равномернее будет распределена по поверхности краска при меньшем количестве проходов.
Конечно, в определенных случаях, например при частичном ремонте, покраске различных мелких деталей, труднодоступных мест и т.д., размер факела, подачу краски и входное давление можно варьировать исходя из необходимости на ваше усмотрение. Но в общем и целом, повторяем: регулировочный винт размера окрасочного факела должен быть открыт «на всю катушку».
Опять же, если речь идет о стандартных ремонтах, покраске кузова или отдельных деталей целиком, подачу лакокрасочного материала рекомендуется открывать полностью. На большинстве краскопультов максимальная подача краски идет при 3-4 оборотах регулятора, сопло при этом максимально открыто.
Немаловажен для маляра и подбор диаметра сопла краскопульта — этим можно добиться оптимального распыления материалов с разной вязкостью. Диаметр сопла должен быть тем больше, чем гуще лакокрасочный материал. И наоборот.
Каждый производитель лакокрасочных материалов четко указывает, какая дюза для какого материала и какого вида выполняемых работ должна использоваться. Как правило, эти рекомендации соответствуют таким значениям (или недалеки от них):
Нетрудно догадаться, что диаметр сопла весьма существенно влияет на количество пропускаемой краски, ее расход. Например, залить лаком большой капот с дюзой 1,3 мм будет довольно-таки проблематично (по словам некоторых маляров — застрелиться можно). Даже если подачу краски открыть на полную, пропускной способности с такой дюзой для материала такой вязкости явно будет маловато. Через дюзу 1,5 мм, при прочих равных, лакокрасочного материала проистекает уже на треть больше, чем через дюзу 1,3 мм.
Существует три простых теста, позволяющих оценить исправность краскопульта и корректность его регулировок:
Основным из них является первый, с него и начнем.
Для проведения теста нам потребуется лист чистой бумаги или картона, предварительно закрепленный на стене. Дальше действуем следующим образом.
Самый эффективный и наглядный способ проверки правильной работы окрасочного пистолета — контороль формы пятна распыла. Процедуру необходимо выполнять каждый раз перед окрашиванием. Пробное распыление проводится на поверхность чистого листа бумаги, картона, закрепленного вертикально
При полной исправности и правильной регулировке краскопульта, отпечаток факела должен представлять собой четкий, сильно вытянутый овал равномерно нанесенной краски (возможно, с небольшой размытостью краев). Его боковые стороны ровные, без каких-либо выступов и впадин, а лакокрасочный материал равномерно распределен по всей площади пятна.
Если же отпечаток факела не соответствует эталону, причина зачастую банальна — несбалансированное соотношение подачи воздуха к подаче краски. Так, если наблюдается переизбыток материала в центре или на краях — попробуйте уменьшить подачу материала, ввернув винт не более чем на один оборот, и повторите тест. Если факел имеет форму восьмерки (сильно сужен в центре) — уменьшите давление на входе. Форму банана отпечаток принимает в случае засорения одного из боковых каналов воздушной головки.
Об остальных причинах некорректного распыления подробнее читайте здесь.
Для опытного мастера важна не только форма, но и степень насыщенности пятна распыла (сухое, нормальное, с формирующимися подтеками). На основании этой информации можно предварительно оценить скорость перемещения окрасочного пистолета и оптимальное расстояние до окрашиваемой поверхности.
Разворачиваем воздушную головку или весь краскопульт так, чтобы отпечаток факела стал горизонтальным. Нажимаем на спусковой крючок и распыляем материал до тех пор, пока краска не начнет стекать вниз ручейками. Наблюдая за скоростью течения этих ручейков и расстоянием между ними, мы можем сделать выводы о равномерности или наоборот, неравномерности распределения краски в факеле.
Тест на равномерность распределения краски в факеле
Для качественной и эффективной покраски материал должен распределяться равномерно или с незначительной концентрацией в центральной части факела. Образцы правильного и неправильного распределения материала приведены ниже.
Следует иметь ввиду, что существуют воздушные головки, специально разработанные для распыления с высокой концентрацией в центре факела.
Чтобы окончательно убедиться, что наш пистолет наносит лакокрасочный материал равномерно, проведем еще один, последний тест, имитирующий, собственно, сам процесс покраски. Вдоль тестовой поверхности на рекомендуемом расстоянии и с равномерной постоянной скоростью проводим включенным распылителем. Размеры капель краски в полученной полосе могут нам кое-что сказать.
Тест на качество распыления
Во-первых, не нужно пытаться добиться очень мелких капелек одинакового размера. Размер капель зависит как от давления распыления, так и от степени помола пигмента. Поэтому равномерное распределение по отпечатку более мелких капель, чем остальные, можно считать нормальным. Также нормально, когда от центра отпечатка к верхней и нижней его части размер капель слегка уменьшается.
Помните, что для достижения качественного распыления следует использовать минимально необходимое давление. Слишком большое давление приведет к повышенной степени туманообразования, перерасходу материала и чрезмерно «сухому» шероховатому покрытию.
И не забывайте проделывать несложный «ритуал» настройки краскопульта перед началом любых окрасочных работ.
Перед тем, как начать самостоятельно производить окраску с помощью такого инструмента, как краскопульт – им необходимо научиться пользоваться. Одно из главных умений, которые понадобиться, конечно, кроме «твёрдой руки», — это умение регулировать давление для краскопульта сжатого воздуха. Процесс относительно простой, но необходимый, иначе ровного слоя, без погрешностей в виде шагрени или подтёков не добиться.
В первую очередь, необходимо определить – какой непосредственно краскопульт используется. Они бывают для низкого давления, среднего и высокого. Для автомобильных ремонтных работ эффективнее использовать краскопульты низкого давления LVLP, имеющих небольшую ёмкость для краски, и использующих низкое давление – примерно 2-2,5 атмосферы.
Такие краскопульты позволяют расходовать краску с невысокой скоростью. От этого её гораздо легче дозировать – сам процесс медленнее, от чего проще. Конечно, это удобно, когда используется при работах, не связанных с короткими временными промежутками и высокой скоростью работы. Для производства такие не подойдут. Там больше подходит краскопульт высокого давления, в котором применяется сжатый воздух, с давлением вплоть до 56 атмосфер. Но высокое давление позволяет расходовать краску с высокой скоростью, при ручной работе это проблема, особенно когда мало опыта. А вот на конвейере – в самый раз.
Но в случае необходимости проведения окрасочных работ большого объёма (например – окраска автомобиля полностью) – возможно лучше использовать краскопульты низкого давления HVLP, имеющих больший объём ёмкости для краски, при низком рабочем давлении.
Промежуточное значение занимают краскопульты для среднего давления (4-5 атмосфер), которые в ходу у профессиональных маляров. У них достаточно большой расход краски, чтобы можно было легко контролировать её расход при работе, получая качественный слой, при минимальных временных затратах. Только чтобы с таким работать – требуется не только твёрдая рука, но и достаточный уровень опыта.
Но в любом случае необходимо подобрать рабочее давление краскопульта, чтобы результат был качественным. Сделать это несложно – нужно лишь немного терпения и внимательности. А также технические возможности.
Давление воздуха для краскопульта регулироваться может как непосредственно на самом краскопульте, так и компрессором (имеющим встроенный редуктор). На дорогих моделях есть множество регулировок, зато на самых бюджетных немного. Оптимальнее выбрать «золотую середину», что позволит достаточно точно настроить устройство, чтобы получить качественный результат.
Итак, регулируем давление в краскопульте при покраске, иначе не виден результат. Конечно, процесс производится не при окончательных работах, а на тестовой поверхности. Оптимально в качестве таковой использовать лист плотного ватмана, прикрепив его на ровной поверхности, например – на стене.
В целом процесс аналогичен для любого типа оборудования, неважно – краскопульт низкого давления используется, или высокого. Технология, в общих чертах, одинакова. Также такая регулировка необходима для любых покрасочных работ, ведь параметры зависят от краски (её вязкости, текучести и т.д.). Потому лучше регулировку выполнять непосредственно перед работой, на той краске, которой будет производиться окончательная обработка. Имеется в виду именно та смесь, а не марка. Т.е. необходимо развести краску перед работами с небольшим запасом, и на ней произвести регулировку.
Сам процесс регулировки необходимо производить сверху вниз, т.е. начиная с минимального значения давления, постепенно добавлять его, добиваясь оптимального результата. Тестовое окрашивание должно получиться таким образом, чтобы «пшик» покрывал поверхность ровным слоем, без «забрызгивания» краёв. Не должно получаться мелких или крупных капель, а также подтёков. Если получаются подтёки – то давление высокое, следовательно, высокий расход краски. Когда слишком много капель – давление низкое. Здесь необходимо найти оптимальный баланс.
В целом невозможно сказать, – какое давление нужно для краскопульта определённой марки и конкретной краски. Слишком много параметров, влияющих на конечные значения. Потому наиболее точен тот результат, который получен экспериментально. Ведь невозможно развести как саму краску в особо точных пропорциях (кроме того она постепенно высыхает и твердеет, что повышает её вязкость), да и сами краскопульты сильно отличаются от эталона, причём от экземпляра к экземпляру.
Ещё не стоит лениться качественно, промывать инструмент, после использования. Ведь остатки краски в калиброванных каналах могут менять характеристики. Кроме того они могут раствориться свежей краской, после чего настроенный краскопульт станет «красить» по-другому – процедуру настройки придётся повторять. На качестве и стабильности результата это никак положительно не скажется.
Немало зависит и от применяемого компрессора. Дело в том, что накачка воздуха в таковых происходит в импульсном режиме (если, конечно, он не турбинный, но это редкость), а потому давление воздуха «пляшет» в небольших пределах, но с высокой частотой. На конечном результате это может сказаться плачевно. Потому стоит уделить внимание подбору хорошего агрегата.
Сгладить пульсации помогает своеобразный конденсатор (т.е. ресивер). Чем большей он ёмкости – тем лучше сглаживание. Кроме того модели с несколькими активными элементами (например – двухпоршневой, в противофазе) позволяет ещё более существенно снизить пульсации. Потому наиболее оптимальный вариант – это двухпоршневой компрессор, с ресивером, имеющим объём более 20 литров.
Также не стоит забывать об осушке и фильтрации воздуха. Без этих элементов не получить качественную лакокрасочную поверхность. Да и пыль может вовсе забить тонкие каналы краскопульта (и компрессору ресурса не добавит). А влага может конденсироваться в самых неподходящих местах, например – непосредственно в самом краскопульте, успешно попадая, впоследствии, в лакокрасочный слой.
Регулятор давления или манометр на рукоятку краскопульта. Нужен или нет, как красить, с ним или без него? Без регулятора получается красить только на слух, по ощущениям, что приводит к непостоянному давлению при покраске. Отсюда возникают подтёки или непрокрасы. Покрасочное давление, которое приходит в краскопульт, всё время меняется и на это надо реагировать, либо приближать краскопульт к поверхности, либо краскопульт удалять от неё. Также, пока красишь, меняется и скорость покраски. Если давление выше, значит краскопульт надо вести уже быстрее и (отводить краскопульт подальше от поверхности), если давление упало, тогда приближаем краскопульт к поверхности. При такой покраске никогда не будет “ровно”, никогда не получится полноценной покраски. Есть на многих моделях краскопультов и специальный винт подачи воздуха, он находится внизу корпуса, он тоже может выполнять функцию регулировки, но всё равно мы не видим на каком давлении красим. А надо привыкать к одному давлению и тогда покраска всегда будет получаться образцовой. Точнее, такой, какой мы умеем её делать.
Есть другие интересные подробности про манометры и регуляторы, они на видео
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453