Как известно, карбюратор бензинового двигателя обеспечивает приготовление рабочей смеси, то есть смеси бензина и воздуха, и подачу её в цилиндры двигателя. Рабочая смесь должна иметь различный состав, в зависимости от режимов работы двигателя и его температуры, иначе невозможно обеспечить нормальную работы двигателя, и получить от него максимальную мощность.
В связи с этим очень важна правильная регулировка карбюратора. Как правило, наиболее оптимальная регулировка карбюратора производится на заводе – производителе и вмешиваться в эти настройки крайне нежелательно – чаще всего за автовладельцем оставляется задача периодической очистки карбюратора, регулировки уровня топлива в поплавковой камере, и регулирования оборотов холостого хода.
Именно регулировка холостых оборотов и рассматривается в данной статье. Следует сказать, что от правильности данной регулировки во многом зависит стабильная работа двигателя, его мощность, экономичность и легкость запуска.
1. Перед регулировкой карбюратора следует убедиться в нормальной работе привода дроссельной заслони и отсутствии заеданий, при нажатии на педаль газа.
2. Устанавливать обороты холостого хода нужно обязательно на прогретом до рабочей температуры двигателе. Кроме того, на двигателе должен быть правильно установлен угол опережения зажигания и правильно отрегулирован механизм газораспределения. Можно сказать, что регулировка холостого хода – это итоговая работа по настройке двигателя.
3. Несмотря на то, что карбюраторы отличаются по своей конструкции, они работают по одинаковому принципу, поэтому и принципы их регулировки похожи. Найдите на карбюраторе винт качества смеси и винт количества смеси.
Заверните до конца, а затем отверните на полтора – два оборота винт качества смеси, заведомо обогатив рабочую смесь. Винт количества (он ограничивает закрытие дроссельной заслонки), вверните на 1,5-2 оборота от положения, при котором заслонка начинается поворачиваться. Такие настройки не будут оптимальными, но они позволят запуститься мотору.
4. Запустите двигатель. Установите винтом количества смеси такое открытие дроссельной заслонки, при котором двигатель будет работать вполне устойчиво. После этого винтом качества смеси установите такой состав смеси, при котором двигатель будет выдавать наибольшее число оборотов.
Теперь нужно винтом количества смеси уменьшить обороты до необходимой величины, рекомендуемой для данного двигателя, обычно это 800-1000 оборотов в минуту. Хорошо, если при этом есть возможность пользоваться тахометром для контроля за числом оборотов, хотя опытные водители вполне справляются с регулировкой, что называется «на слух».
5. При правильной регулировке привода дроссельной заслонки карбюратора, она должна находиться в закрытом положении при отпущенной педали газа, а при полностью нажатой педали, заслонка должно быть полностью открыта.
6. Если регулировку не удалось выполнить с первого раза, то процедуру регулировки следует повторить.
7. Чтобы проверить правильность регулировки оборотов холостого хода нужно резко нажать на педаль газа (или потянуть привод заслонки рукой), а затем отпустить. Если при этом двигатель не заглох и не возникло перебоев в его работе, то считают, что регулировка выполнена правильно. Если двигатель глохнет, то необходимо немного увеличить число оборотов винтом регулирования количества смеси, приоткрыв тем самым дроссельную заслонку.
Видео: регулировка холостого хода своими руками.
Так что — всегда делайте регулировку карбюратора холостого хода на автомобиле, в случае необходимости. Интересная статья: чистка и обслуживание карбюратора автомобиля.
(1 раз, оценка: 2,00 из 5) Загрузка...Настройка карбюратора должна производиться на хорошо прогретом моторе. Если настройка сделана на холодном моторе, то можете ожидать её изменения в худшую сторону сразу после полного прогрева мотора. Надёжность ремонта измеряется сроком безпроблемной эксплуатации карбюратора.
Регулировка оборотов холостого хода производится при отсоединённой трубке вентиляции картера. Это нужно для устранения влияния картерных газов на состав рабочей смеси. Использование газоанализатора - желательно, но необязательно. В этом разделе мы рассмотрим надёжные и проверенные временем методы регулировки карбюратора без использования газоанализатора. Принцип регулировки холостого хода практически одинаков для большинства карбюраторов.
На любом карбюраторе имеется винт качества и винт количества. Вращая винт качества, мы изменяем сечение отверстия, через которое поступает в мотор бензин с небольшой долей воздуха. Вращая винт количества, мы изменяем сечение отверстия, через которое поступает в мотор воздух с небольшой долей бензина. Винтом качества регулируют в большей степени состав смеси, а винтом количества - в большей степени величину оборотов двигателя.
На некоторых карбюраторах винт качества изменяет сечение воздушного жиклёра системы холостого хода. В таких карбюраторах этот винт находится в верхней части карбюратора - (”Кайхин”, “Пирбург” ) и это означает, что регулировка производится по воздуху. Когда винт качества находится в самой нижней части карбюратора - это означает стандартный вариант регулировки по бензину. Отличие этих вариантов состоит в том, что при закручивании винта качества на системе регулировки по воздуху - рабочая смесь обогащается. При закручивании винта качества на системе регулировки по бензину - рабочая смесь обедняется.
Жигулёвский карбюратор “Озон” принадлежит к стандартному варианту регулировки по бензину. Но в средней части карбюратора под металлической пломбой находится винт регулировки по воздуху. Такая конструкция намного расширяет диапазон регулировок холостого хода.
Для учебного пособия по регулировке оборотов холостого хода мы будем использовать жигулёвский “Озон”.
В нижней части карбюратора находятся два регулировочных винта. Один из них расположен в углу нижней части со стороны аккумулятора. Это винт качества. Винт количества смотрит на правое крыло автомобиля. Между этими винтами расположена вакуумная трубка, к которой подсоединяется вакуумный регулятор опережения зажигания на распределителе.
Перед настройкой карбюратора нужно отсоединить трубку с регулятора опережения и снять с дроссельной заслонки тягу педали газа. При работе мотора на оборотах холостого хода нужно проверить отсутствие вакуума в трубке идущей к регулятору опережения. Это можно сделать, подсоединив к трубке вакуумный манометр или кончик своего языка. Вакуум в трубке должен появляться только после лёгкого открытия дроссельной заслонки первой камеры и полностью исчезать после закрытия заслонки. Если вакуум не пропадает после закрытия дроссельной заслонки, это означает, что существует помеха полному закрытию заслонки. Причиной этого может быть неправильно установленный ограничительный винт, заедание оси заслонки, не до конца задвинутая ручка управления воздушной заслонкой и др. Перед регулировкой нужно правильно установить дроссельную заслонку первой камеры.
Возможен вариант, когда вакуум в трубке не появляется при любом положении дроссельной заслонки. Это означает загрязнение отверстия в карбюраторе, и тут не обойтись без разборки и чистки.
После устранения неисправностей можно приступать к регулировке. Винт качества работает как бензиновый кран. Закручивание винта качества обедняет смесь. Откручивание - обогащает смесь. Бедная смесь - мало бензина. Богатая смесь - много бензина. Изменение состава рабочей смеси очень влияет на устойчивость оборотов двигателя. Можно поэксперементировать, вращая винт качества во всём диапазоне регулировок. При закручивании винта обороты двигателя снижаются и становятся неустойчивыми. На выходе из глушителя слышны нерегулярные хлопки. Дальнейшее закручивание может привести к полной остановке двигателя. Так выглядит процесс обеднения смеси на исправном карбюраторе.
Но мы не будем закручивать винт до полной остановки мотора.
Начинаем откручивать винт качества. Обороты двигателя плавно увеличиваются и одновременно стабилизируются. На выходе из глушителя уже не слышно частых, беспорядочных хлопков. Звук мотора становится ровным и карбюратор начинает шипеть. Так исправный карбюратор реагирует при переходе с бедной смеси на нормальную.
Дальнейшее откручивание винта приводит к переобогащению рабочей смеси. Обороты двигателя постепенно снижаются и становятся неустойчивыми. Но это уже происходит от переобогащения. Чтобы вернуть нормальный состав смеси нужно опять закручивать винт до максимальной стабилизации оборотов двигателя.
При вращении винта качества нужно внимательно слушать мотор. Любые посторонние звуки могут помешать настройке. Нельзя быстро вращать винт, так как мотор реагирует на каждую четверть оборота винта только через секунду.
Винт количества используется для установки величины оборотов холостого хода. Для жигулёвского мотора эта величина составляет 750 - 850 об./мин. После каждого вращения винта количества нужно проверять состав смеси винтом качества.
Самая экономичная регулировка находится на границе между нормальным и бедным составом смеси. При этом количество оборотов холостого хода не должно выходить за указанные рамки. Винт качества находится в максимально возможном закрученном состоянии и при этом наблюдается ровная работа мотора. Вакуум в трубке к регулятору опережения зажигания появляется только после лёгкого открытия дроссельной заслонки.
Выше описан идеальный вариант регулировки исправного карбюратора по принципу реакции мотора на вращение винта качества. Но в результате различных неисправностей встречаются, отклонения при которых невозможно обнаружить либо бедную, либо нормальную или богатую смесь. Если вращение регулировочных винтов не приводит к улучшению работы двигателя, то не имеет смысла долго мучиться. Исправный карбюратор регулируется очень легко.
Существует несколько распространённых неисправностей, которые повторяются очень часто:
1. Во всём диапазоне вращения винта качества самая стабильная работа мотора достигается при полном закручивании этого винта. На исправном карбюраторе в этом положении винта мотор должен заглохнуть. Это означает, что из всего диапазона регулировок “богатая” , “нормальная” , “бедная” мы можем установить только “богатую” и начало “нормальной” смеси. Заглушить мотор полным закручиванием винта качества - невозможно. Причиной этого может быть:
- загрязнение воздушного жиклёра холостого хода;
- увеличенный размер топливного жиклёра холостого хода;
- не закрученный до упора топливный жиклёр холостого хода;
- не полностью закрытая дроссельная заслонка первой или второй камеры;
- прорванная диафрагма экономайзера. (На карбюраторе “Озон” нет экономайзера. Эта неисправность может случиться на других карбюраторах.)
Если после устранения всех возможных неисправностей не удалось обеднить рабочую смесь, тогда можно воспользоваться верхним подстроечным винтом, который добавляет воздух в систему холостого хода. Напоминаем, что этот винт находится под металлической пломбой.
2. В диапазоне регулировки винта качества отсутствует “богатая” и “нормальная” смесь, а есть только “бедная”. Мотор работает неустойчиво, трясётся, часто глохнет. Автомобиль передвигается только на подсосе. Причина часто бывает в забитом топливном жиклёре холостого хода. Мелкий мусор, попадая в отверстие жиклёра, может частично или полностью перекрыть проход бензину. Эта неисправность может сопровождаться капанием бензина на дроссельную заслонку первой камеры и отсутствием характерного шипения воздуха.
Кроме мусора в жиклёре необходимо проверить размер топливного отверстия, состояние прокладки под карбюратором, гайки крепления карбюратора и впускного коллектора. Под жигулёвским карбюратором, на впускном коллекторе должна быть дренажная трубка для слива лишнего бензина. Если она потеряна или обломана, то из-за подсоса воздуха могут быть проблемы с холостым ходом.
На винтах качества и количества должны быть уплотнительные кольца из бензостойкой резины. Проверить подсос в этих местах можно прижав палец к отверстиям, в которых находятся эти винты. Если колец нет или они изношены, палец будет присасывать к этим отверстиям. Уплотнительные кольца на регулировочных винтах служат также для фиксации винта от самопроизвольного вращения. Если кольца изношены, винт может закручиваться от вибрации мотора, что приводит к обеднению смеси.
Когда на карбюраторе установлен электромагнитный клапан холостого хода, то причиной отсутствия стабильной работы мотора может быть негерметичность корпуса клапана или обрыв питающего провода. Иногда причиной бедной смеси на старых карбюраторах может быть наружная трещина канала холостого хода в месте соединения канала с нижней частью карбюратора. Причиной неустойчивых оборотов холостого хода может быть сильный износ на оси дроссельной заслонки.
При проверке эффективности уплотнений можно пользоваться одноразовым медицинским шприцом с объёмом 20 мл. и тонкой иглой. Заполнив шприц бензином, нужно капать на подозрительные места карбюратора при малых оборотах двигателя. Если капание бензина приводит к резкому изменению оборотов, значит в этом месте есть подсос воздуха.
Описанный выше метод регулировки и многие причины неисправностей полностью подходят не только для жигулёвских карбюраторов но и для всех остальных, подобных ему по конструкции.
На немецких карбюраторах “Пирбург” и некоторых других имеется вакуумная трубка для подвода постоянного разрежения к системе подогрева воздуха. Последняя находится в корпусе воздушного фильтра. Практика ремонтов показала, что кроме своей основной роли эту систему можно использовать для очень точной настройки оборотов холостого хода без применения газоанализатора. Вернее, использовать мы будем только резиновую трубку, подсоединённую одним концом к карбюратору.
В процессе регулировки оборотов холостого хода при снятом корпусе воздухоочистителя эта трубка должна быть заглушена. После регулировки нужно снять заглушку и внимательно следить за оборотами двигателя. В зависимости от того, как была выполнена регулировка, реакция мотора на снятие заглушки будет разной:
Каждый раз после вращения винта качества смеси мы должны проверять свою регулировку, открывая и закрывая вакуумную трубку системы подогрева воздуха. Для уверенности можно несколько раз установить винтом качества бедную, нормальную и богатую смесь.
Самым экономичным вариантом настройки будет наименьшее изменение в работе мотора при снятии заглушки с вакуумной трубки системы подогрева воздуха.
Этот метод регулировки много раз проверялся на дорогих, хорошо настроенных газоанализаторах и результаты настройки всегда были наилучшими.
Кроме карбюраторов “Пирбург” этот метод настройки подходит для автомобилей “Форд Съерра” с карбюратором “Вебер” и “Моторкрафт”. Только вакуумная трубка системы подогрева воздуха находится на впускном коллекторе.
На японских карбюраторах для подобной настройки можно использовать трубку подвода разрежения от впускного коллектора к системе температурной компенсации холостого хода. Последняя расположена в корпусе воздухоочистителя.
Далее на сайте по тексту для краткости:
Экономичная и стабильная работа двигателя в большинстве случаев зависит от уровня топлива в поплавковой камере карбюратора и частоты вращения коленчатого вала на холостом ходу, а также от исправной работы карбюратора.
На малую частоту вращения коленчатого вала в режиме холостого хода карбюратор регулируют на работающем двигателе, прогретом до температуры 80-85 градусов по Цельсию, при исправных приборах системы электрооборудования, отрегулированном ГРМ и полностью открытой воздушной заслонке.
Разрегулированный привод управления дроссельной и воздушной заслонками приводит к нарушению оптимального состава смеси на различных режимах работы двигателя, снижению его экономичности и мощности. При нажатии до отказа на педаль подачи топлива, дроссельные заслонки должны быть полностью открыты, а при отпущенной педали должны занять положение режима холостого хода (вернуться до упора в регулировочный винт количества смеси).
Последовательность выполнения работ при регулировке холостого хода карбюратора.
1. Запустить двигатель и прогреть его до температуры охлаждающей жидкости 80 градусов по Цельсию. Остановить двигатель.
2. Закрутить винт качества смеси до отказа и открутить на 1,5-2 оборота.
3. Запустить двигатель и, вращая винт количества оборотов холостого хода, установить частоту вращения коленчатого вала в пределах 500-550 об/мин.
4. Отрегулировать состав смеси винтом качества, для чего медленно закручивать винт качества до тех пор, пока двигатель не начнет работать с перебоями. Обогатить смесь, выкрутив винт качества, до начала стабильной работы.
5. В двухкамерных карбюраторах регулируют качество смеси сначала в одной камере, а затем во второй винтами качества этих камер.
6. Винтом количества оборотов установить минимальную частоту вращения коленчатого вала.
7. С помощью газоанализатора проверить выбросы СО в атмосферу, они не должны превышать 2%.
8. Если выбросы СО больше 2%, то необходимо обеднить горючую смесь, закрутив винт качества на 1/6 - 1/8 оборота.
9. Остановить двигатель.
После любых операций, производимых с карбюратором, таких как чистка, замена или ремонт, необходимо производить регулировку холостого хода. Также это может помочь в тех случаях, когда двигатель плохо заводится или глохнет без видимых причин.
Частота вращения коленчатого вала на холостом ходу при номинальной рабочей температуре должна соответствовать показаниям, указанным в инструкции по эксплуатации автомобиля. Это повлияет на уровень СО и расход топлива, особенно на холостом ходу.
На каждом карбюраторе есть два регулировочных винта – качества и количества смеси. Именно с их помощью и регулируется количество оборотов на холостом ходу. При этом должны хорошо работать все свечи, высоковольтные провода должны быть целыми, клапана отрегулированы, а момент зажигания выставлен правильно. Предварительно также нужно обратить внимание на дроссельную заслонку (или клапан карбюратора) – она должна быть закрыта.
Перед выполнением работы по регулировке холостого хода карбюратора нужно прогреть двигатель до рабочей температуры, после чего снять с него воздуховод, ведущий к воздушному фильтру.
Далее ослабляем болт рычага воздушной заслонки и проворачиваем рычаг, устанавливая заслонку в вертикальное положение. Вращаем винт качества смеси до упора по часовой стрелке, после чего отворачиваем его на три оборота.
Теперь нужно вращать винт количества смеси, до достижения необходимого количества оборотов. Теперь вращаем винт количества смеси и устанавливаем обороты холостого хода карбюратора на необходимом уровне. Если не удается достигнуть нужной частоты вращения коленвала, придется работать с винтом качества.
Устанавливаем обороты на 100-150 об./мин. выше необходимого уровня с помощью винта количества, после чего вращаем винт качества, снижая обороты до требуемых. При этом двигатель должен работать устойчиво, при нажатии педали газа обороты должны повышаться плавно.
Если этого не происходит, повторяем всю процедуру снова, предварительно закрутив винт качества до упора и открутив его на четыре оборота.
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453