Сегодня многие производители предлагают авто с вариаторной коробкой передач CVT. Указанная трансмиссия является бесступенчатой коробкой, так как при работе возможно плавное изменение передаточного числа.
Благодаря такой особенности агрегат имеет высокий КПД, а также обеспечивает максимальный комфорт при езде. Вариаторы активно выпускают ведущие мировые изготовители АКПП: Aisin, Jatco, ZF. Эти компании, в свою очередь, тесно сотрудничают с крупнейшими автопроизводителями из США, Европы и Японии.
Далее мы рассмотрим, какие виды вариаторов бывают, как работает трансмиссия CVT и чем отличается от аналогов, а также что такое CVT Х-Tronic, какие плюсы и минусы имеет данная коробка передач.
Автоматическая коробка вариатор отличается от аналогов тем, что изменяет передаточное число плавно, в ее конструкции для всех передач (кроме задней) отсутствуют элементы зацепления, то есть ступени.
Что касается типов вариаторов, можно выделить:
Во время работы ролики осуществляют вращение по отношению к горизонтальной оси и производят смещение по отношению к вертикальной оси. Это дает возможность перераспределять усилие, касаясь различных участков дисков.
Если просто, в зависимости от степени перемещения роликов по вертикали становится возможным менять передаточное число, числа, а за счет силы трения роликов между дисками передается крутящий момент.
В случае, когда ролики контактируют с ведущим диском около обода, происходит увеличение скорости, крутящий момент меньше. Такой режим похож на высокую передачу (5-6 на МКПП). Если же ролики контактируют с ведомым диском с краю обода, скорость меньше, передается больше крутящего момента, что соответствует пониженной передаче.При этом тороидальный вариатор CVT надежнее клиноременного, однако в случае поломки его нельзя отремонтировать. Другими словами, вместо ремонта такая КПП обычно подлежит замене.
Принцип работы заключается в том, что первичный вал отдает на ведущий шкив крутящий момент от ДВС через гидротрансформатор. В ГДТ приводное насосное колесо через масло передает момент на турбинное колесо, связанное с первичным валом.
Далее через ремень усилие с ведущего шкива передается на ведомый, который также связан со вторичным валом. Сама передача момента на вторичный вал для того, чтобы машина двигалась вперед, осуществляется при помощи планетарного редуктора с дисковым сцеплением. Чтобы двигаться назад, используется дисковый тормоз, (реверсивный механизм задней передачи).
От промежуточного вала крутящий момент передается на дифференциал, который распределяет усилие на полуоси. Крутящий момент и скорость движения ТС изменяется благодаря изменению диаметров шкивов вариатора. Пока автомобиль разгоняется с места, диаметр ведущего шкива самый маленький (аналогично шестерне 1-й передачи МКПП), диски сжаты.Далее происходит изменение диаметра за счет движения дисков шкива. Когда диски полностью разжаты, шкив получает самый большой диаметр. Получается, на маленькой скорости движения ТС диаметр ведущего шкива минимален, а ведомого наоборот, то есть максимальный.
Если же авто движется на высокой скорости, ведущий шкив имеет самый большой диаметр, а ведомый наименьший. Регулировка скорости движения становится возможной благодаря согласованным изменениям диаметров шкивов. При этом благодаря большому количеству возможных диаметров, условное количество доступных «скоростей» по аналогии с МКПП или АКПП у вариатора очень большое.
Благодаря этим особенностям достигается хорошая динамика разгона и плавность хода, нет разрыва потока мощности, которое происходит при переключениях передач в ступенчатых КПП. Так как физических ступеней нет, отсутствуют толчки, рывки, провалы. Также вариатор позволяет экономить топливо.
Однако есть и минусы. Как правило, тяжелые условия эксплуатации и нагрузки могут быстро вывести из строя вариатор CVT. Срок его службы меньше, чем у автоматов или роботов. На практике при езде на полной мощности и высоких оборотах детали вариатора разрушаются, также данную КПП обычно не устанавливают в паре с мощными и тяговитыми ДВС.Еще в коробке вариатор нужно чаще менять масло по сравнению с гидромеханическими АКПП, жидкость можно заливать только оригинальную, само масло для вариатора дорогостоящее. Ремонт вариатора также является трудоемким и сложным процессом, замена деталей требует значительных затрат. Часто вместо ремонта практикуется полная замена вариатора на новый или контрактный аналог.
Разобравшись с основными типами вариаторов и их особенностями, можно перейти непосредственно к коробке CVT XTRONIC. Итак, данный тип КПП можно встретить на моделях альянса Renault – Nissan (например, кроссовер Kaptur CVT X tronic или Nissan X-trail с данным типом вариатора).
Сразу отметим, разработка XTRONIC принадлежит японцам из Nissan. Если точнее, речь идет о Jatco (дочерняя компания Nissan, отдельно специализирующаяся на производстве АКПП). Теперь ответим, что такое XTRONIC. Данная вариаторная трансмиссия является доработанной версией клиноременного вариатора, которая, как заверяет производитель, лишена многих типичных недостатков CVT.Изменения затронули устройство шкивов, а также передаточного ремня. Шкивы изготовили более тонкими, передаточный ремень в основе имеет алюминий, что несколько уменьшило его гибкость. Компактный и производительный масляный насос позволяет увеличить надежность благодаря снижению давления между шкивами и ремнем.
Коробка стала легче и меньше по размерам, снизился уровень шума при работе, потери на трение внутри КПП уменьшили на целую треть. Уникальная система Adaptive Shift Control позволяет коробке гибко подстраиваться практически под любые условия эксплуатации.
Еще коробка Xtronic имеет дополнительную планетарную передачу, что является новшеством. Данное решение позволяет реализовать повышение передаточного число до отметки 7.3/1 по сравнению с обычными CVT.Также вариатор CVT Xtronic может работать в паре с мощными ДВС без потери своего ресурса. Одним словом, такая бесступенчатая трансмиссия является весьма перспективной разработкой и способна изменить общее представление о вариаторах и их надежности.
На практике владельцы отмечают, что данная коробка работает тихо даже на низких оборотах, автомобиль с таким вариатором уверенно разгоняется, при езде КПП обеспечивается максимум комфорта, достигается приемлемая топливная экономичность.
Среди минусов стоит отметить пробуксовку на снегу или в грязи, все те же сложности в ремонте, дороговизну обслуживания, а также во многих случаях только узловую замену при серьезных поломках. Однако положительных отзывов о CVT Xtronic Nissan больше.
Как видно, вариатор является обособленным видом АКПП и больше подходит для спокойной и плавной езды. Что касается коробки Xtronic, повышение относительного передаточного числа благодаря изменению поверхности шкивов позволило избавиться от лишнего шума, сделать трансмиссию более производительной и экономичной в плане расхода топлива.
Также производитель заявляет, что ресурс агрегата значительно увеличился, данная коробка не боится перегрузок и предназначена для двигателей с увеличенной мощностью. Другими словами, XTronic нормально работает на высоких оборотах и хорошо справляется с высоким крутящим моментом. Также прошивка ЭБУ имеет целую группу адаптивных режимов (город, трасса, спортивный режим и т.п.).
Рекомендуем также прочитать статью о том, как ездить на вариаторе. Из этой статьи вы узнаете о том, что нужно учитывать при эксплуатации автомобиля с указанным типом коробки передач. Однако на практике даже с учетом повышенной надежности и ряда доработок не следует ожидать, что вариаторная КПП сильно отличается от аналогов. Другими словами, чтобы сохранить заложенный ресурс, не следует постоянно ездить с высокими оборотами, постоянно использовать ручной режим, имитирующий переключения передач, буксовать, нагружать автомобиль с вариатором перевозкой грузов или буксировкой прицепа.Также нужно отметить, что при буксировке неисправного автомобиля с вариатором нужно придерживаться строгих правил, которые прописаны в мануале. В противном случае можно быстро вывести КПП из строя. Важно помнить, что стоимость ремонта или замены вариатора очень высока, также отмечается его низкая ремонтопригодность.
Компания Nissan с ростом популярности бесступенчатых трансмиссий изобрела необычный вариатор и запатентовала его под именем CVT X-tronic. Его можно встретить на моделях Nissan Altima, Juke, Maxima, Murano,NV200, Note, Pathfinder, Quest, X-Trail, Sentra, Versa, Renault Kaptur и Fluence. Основная поставленная перед инженерами цель – снижения уровня расхода топлива, а также уменьшение шума, который был причиной частых жалоб владельцев машин с этими коробками. До недавнего времени такая коробка была привилегией исключительно машин с двигателями от 2.0 до 3.5 литра, для которых экономия была наиболее актуальна в условиях передвижения по городу. На Рено Каптюр этот вариатор устанавливается потому, что Nissan и Renault являются частями одного концерна.
Эта коробка передач получила ряд интересных конструктивных решений и показателей:
— Размеры масляного насоса были снижены, что позволило существенно уменьшить и габариты самого агрегата. В работе был существенно уменьшен уровень шума, на который жаловались владельцы предыдущих моделей вариаторов Nissan.
— Вязкость требуемой трансмиссионной жидкости также была снижена. Это выражается в отличных антифрикционных показателях. Износ рабочих частей существенно снизился.
— Всего модифицировано было больше половины частей агрегата с целью достижения понижения коэффициента трения на рабочих поверхностях шкивов и ремня.
— Отсутствие явно выраженных ступеней при переключении было дополнено посредством фирменной технологии управление ASC (Adaptive Shift Control). Она заключается в том, что программа сама подстраивается под манеру езды водителя.
Во всемирной сети можно натолкнуться на большое количество жалоб, связанных с необычным поведением автомобилей с этой трансмиссией при снижении скорости движения до 20 км/ч и ниже. Оно выражается в мелких неприятных рывках, когда машина дергается, как бы приостанавливаясь на мгновение. Большинство владельцев связывает это со спецификой работы вариатора, думая, что у него всё равно есть определенные фиксированные ступени, а чем ниже скорость, тем больше их количество. Но это не так. Специально для европейских дорог разрабатывался режим, позволяющий безопасно спускаться с наклонных дорог и серпантинов. Компания Nissan внедрила программную опцию, обеспечивающую так называемое «торможение двигателем». Оно получило название «Engine Brake Assist». В авторизованных сервисах мастера неохотно отключают её, так как производитель считает это своим достижением в области экономии топлива, в том числе. После устранения этой опции машина ведёт себя привычно, а расход вырастает от 100 до 200 грамм на 100 км пробега в смешанном цикле.
Несмотря на то, что за последние несколько лет автомобили разных марок, стали мало чем отличаться между собой, как с точки зрения дизайна, так и с точки зрения технических характеристик. Автомобили одного класса имеют схожие параметры по габаритам, практически схожие двигатели и зачастую схожие трансмиссии. Но есть и различия, так к примеру немецкие автопроизводители (Audi, Volkswagen и входящие в состав VAG марки Skoda и Seat) делают больше упор на развитие роботизированных трансмиссий DSG и S Tronic. В след за ними подтянулись и корейские производители Kia и Hyundai с их семиступенчатым роботом с двумя сцеплениями DCT.
Японские производители, такие как Subaru и Nissan делают больше упор на вариатор. В нашей сегодняшней статье предлагаем поближе познакомиться с вариатором X-Tronic CVT, поговорить о его достоинствах и недостатках, а также о надежности и на какие модели устанавливается данная трансмиссия.
Прежде, чем говорить о технических характеристиках и работе вариатора xtronic cvt, давайте узнаем на какие модели устанавливается данная трансмиссия:
Также данную коробку передач можно встретить и на некоторых моделях Renault:
Ожидается, что в дальнейшем вариатор X-Tronic CVT будет устанавливаться еще на несколько моделей альянса Renault Nissan. Одной из таких моделей должен стать обновленный Nissan Terrano 2017 модельного года. Не исключено, что и Duster нового поколения обзаведется более современной кпп, нежели устанавливается сейчас (4-х ступенчатый автомат).
До недавнего времени бесступенчатую коробку передач Xtronic CVT можно было встретить исключительно на версиях с 2.0 и 3.5 литровыми моторами. Основной задачей трансмиссии является экономия топлива, что является одним из немаловажных факторов при выборе автомобиля. Сейчас же Xtronic нового поколения можно встретить и на автомобилях с 1.6 литровым мотором, примером тому служит новый Renault Kaptur. Производители заявляю, что им удалось уменьшить расход топлива на 12%, по сравнению с предыдущей версией вариатора, а также снизить коэффициент трения на 40%, что увеличило ресурс и надежность бесступенчатой трансмиссии. Также стоит отметить:
Теперь поговорим немного о надежности вариатора, т.к. это практически самый распространенный вопрос среди желающих приобрести автомобиль с данной трансмиссией, причем наиболее актуален он для тех, кто хочет купить авто на вторичном рынке. Мы долго изучали форумы владельцев машин с вариатором и практика показала, что при правильной эксплуатации и своевременному обслуживанию трансмиссия без особых проблем ходит 150 000 км. Далее требуется обслуживание и замена некоторых деталей, стоимость которых не так уж и высока, после чего бесступенчатая коробка передач способна пройти еще столько же.
Слухи о ненадежности и плохой работе вариатора в основном появляются после того, как люди покупают уже убитые варианты, после владельцев которые по каким-либо причинам не меняли масло в коробке либо продолжали использовать с уже изношенными деталями.
На сегодняшний день классические коробки переключения передач потихоньку отходят на второй план. Если посмотреть на нынешний рынок новых автомобилей, то можно выделить два основных вектора развития — роботизированные трансмиссии и вариаторы. Роботизированные коробки устанавливаются в основном на немецких авто, относительно недавно их стали устанавливать и на корейские модели. Вариаторы это больше прерогатива японских производителей. Отметим, что к примеру до недавнего времени Audi оснащала некоторые свои автомобили вариатором, но отказалась в пользу роботов сославшись на большую надежность конструкции.
Вариаторная трансмиссия, пришедшая на смену классическим АКПП, характеризуется отсутствием передач, что делает управление автомобилем более комфортным. В этой статье разберем типы вариаторов, их недостатки и расскажем, какой ресурс эксплуатации у Xtronic CVT.
Разберем виды бесступенчатых автоматических трансмиссий и чем они отличаются.
Этот тип коробок передач считается самым распространенным. Трансмиссия оснащается ведомым либо клиновидным ремешком и валом. Работа клиноременного вариатора зависит исключительно от количества оборотов двигателя машины. Во время эксплуатации коробка передач не откликается на нагрузки. Если транспортное средство движется в гору, возрастает нагрузка задних колес, но передаточное число при этом не меняется.
Ремни клиноременных вариаторов считаются клиновидными, поскольку они имеют трапециевидную форму и устанавливаются в специальный вал боковыми частями. Когда боковины изнашиваются, ремешок еще глубже вклинивается в вал, таким образом обеспечивая надежное сцепление между деталями.
Передаточное число в трансмиссиях клиноременного типа изменяется в соответствии с оборотами ведомого и ведущего валов. Ведущий вал под воздействием коленвала сжимается, выталкивая ремешок подальше от центра, что приводит к разжиманию ведомого вала. Передаточное число поступает на заднее колесо.
Основное отличие между ведомым и ведущим валом заключается в присутствии пружинного элемента на втором. Клиноременные трансмиссии оснащаются специальными устройствами, предназначенными для контроля изменения направления вращения шкивов при активации задней скорости.
Основное различие тороидальных вариаторов заключается в использовании специальных колес и роликов в конструкции вместо валов и ремешков. По устройству эта разновидность имеет отличия от клиноременной КПП, однако принцип действия коробки передач будет практически идентичным. Все конструктивные компоненты выполняют аналогичные функции, которые приводят к одному результату — изменению трансмиссии.
Один вал тороидальной коробки передач совмещается с силовым агрегатом, а другой с диском кардана. Между этими шкивами располагаются специальные колеса и ролики, которые осуществляют передачу мощности друг другу. Колесики вращаются вокруг двух шкивов — вертикального и горизонтального. Это приводит к тому, что они соприкасаются с валами в разных областях.
В результате воздействия рядом с центральной частью ведущего шкива происходит контакт в районе обода этого диска с ведомым элементом. Такое соприкосновение приводит к увеличению крутящего момента и понижению скорости. Этот процесс называется специалистам овердрайвом или повышенной передачей.
Описанные вариаторные трансмиссии функционируют посредством радиуса точек, контактирующих между двумя вращающимися валами. Но принцип действия гидростатической коробки передач другой, он заключается в использовании насосных устройств переменного объема. Благодаря этому узлу обеспечивается движение.
Основные плюсы вариаторных трансмиссий:
Недостатки:
Трансмиссии Xtronic JF016 и JF017 являются новой разработкой компании Ниссан. По сути, такие КПП относятся к категории клиноременных вариаторов, но характеризуются некоторыми изменениями в механизмах. Ведомый и ведущий вал в Xtronic нового поколения с адаптивным алгоритмом действия был изменен для работы в условиях повышенных нагрузок. Трансмиссии стали оснащаться менее гибкими ремешками, обладающими увеличенным ресурсом эксплуатации.
Преобразования коснулись и масляного насосного устройства гидротрансформатора. Обновленная версия трансмиссии Nissan стала на 10% легче по весу и на столько же меньше по размерам.
Ролик канала behindethescebe позволит разобраться с принципом действия вариаторной коробки Xtronic.
В результате преобразования поверхности валов поменялся и диапазон передаточных чисел. Это позволило разработчику сохранить характерную для вариаторных автомобилей плавность передвижения и даже улучшить ее. Такие изменения в конструкции коробки передач привели к экономии горючего и увеличению срока службы агрегата в целом.
Новые Xtronic не боятся перегрузок, они хорошо функционируют в условиях повышенных оборотов. Также производитель доработал прошивку и добавил несколько новых режимов для передвижения по городу, для любителей спортивной езды и т. д. Установка вариаторных коробок Xtronic допускается в транспортные средства, оснащенные более мощными двигателями. Благодаря конструктивным изменениям одной из основных характеристик Xtronic считается надежность. Такие КПП сегодня ставятся не только на Ниссаны, но и на Рено.
Чтобы новый вариатор автомобиля Nissan X-Trail 2016 года или другой модели проработал дольше, необходимо учесть рекомендации по использованию КПП:
О правилах использования трансмиссии можно подробно узнать из ролика, снятого каналом АКПП технология ремонта.
На большинстве автомобилей ресурс эксплуатации Xtronic составляет около 150 тысяч км пробега.
За это время в его работе не должно появиться неисправностей. Производители машин гарантируют бесперебойное функционирование в течение указанного срока службы, который варьируется в зависимости от авто. Это при том что водитель не будет нарушать правила использования. После 150 тысяч км пробега в работе вариаторной трансмиссии могут проявляться неполадки.
Какие неисправности характерны для Xtronic:
Канал АКПП Технология ремонта в своем ролике предлагает ознакомиться с процедурой выполнения ремонтной задачи вариаторной коробки передач Ниссан.
Основные достоинства вариаторных трансмиссий:
Минусы:
Разница между обычными вариаторами и коробками передач Xtronic заключается в конструктивных отличиях. Благодаря модернизации устройства был увеличен срок службы трансмиссий. Отзывы о ненадежности агрегатов часто оставляют автовладельцы, несоблюдающие правила использования коробок передач. Перед покупкой автомобиля с вариатором нужно задуматься над тем, какой предпочитается стиль езды. Если агрессивный или спортивный, то от приобретения машины с CVT лучше отказаться, поскольку такое вождение быстро «убьет» трансмиссию.
Канал Clickoncar предоставил ролик, который позволит ознакомиться с реальным отзывом автовладельца о машине с вариаторной трансмиссией.
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453